Взаимосвязь стратегии и культуры организации через призму национальных проектов The ratio between organization's strategy and culture through national projects
Прохоровская Ангелина Алексеевна
Студент 3 курса
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации (РАНХиГС) Российская Федерация, Москва e-mail: prokhorovskayaa@yandex. ru
Prokhorovskaya Angelina
Student 3 term
Institute of public service and administration The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
The Russian Federation, Moscow e-mail: prokhorovskayaa@yandex. ru
Аннотация.
Данная статья посвящена вопросам стратегического планирования в Российской Федерации. В качестве основной стратегии Российской Федерации на 2018-2030 годы рассматриваются национальные проекты, созданные в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 .№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[4] и его корректировкой в соответствии с аналогичным Указом "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"[5]. В статье проведен анализ взаимосвязи национальной стратегии и национальной культуры Российской Федерации и предложены варианты совершенствования нацпроектов как базовой стратегии государства.
Annotation.
This article is related to the aspects of strategy planning of Russian Federation. National projects, established by the presidential decree on National goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation up to 2024, are considered as the main strategy of The Russian Federation. Moreover, this document has been corrected according to the new decree on National goals up to 2030. The article contains an analysis of the ratio between strategy and national culture and proposals to improve national projects as basic strategy.
Ключевые слова: национальные проекты, стратегическое планирование, национальная культура, проект, реализация.
Key words: national projects, strategy planning, national culture, project, implementation.
Вопрос о взаимосвязи стратегии и культуры организации и на сегодняшний день остается важным, поскольку как по отдельности, так и в совокупности они представляют собой базис для построения и развития любой организации.
Несмотря на то, что существуют различные мнения о соотношении данных двух понятий, во всех случаях говорится об их взаимном влиянии друг на друга. При этом если П.Друкер подчеркивает, что стратегия является значимой частью культуры, то К.Кофман и Д.Логан не ставят их в подчинение, однако говорят о прямой зависимости.
Актуальность темы данной статьи обусловлена, прежде всего, подписанием В.В.Путиным Указа "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [4] в 2018 году, а также попытками активного вовлечения граждан в культурную сферу жизни и повышения их культурного уровня. Более того, интерес к данной теме вызван изданием в июле 2020 года В.В.Путиным нового Указа[5], касающегося вопросов национальных целей, в связи с вступлением в силу поправок к Конституции РФ и влиянием пандемии, в том числе на экономические и политические процессы.
Поскольку в юридической литературе государство в отдельных случаях определяется как особая политическая организация общества; публичной власти, следовательно, следует рассматривать вопрос о взаимосвязи культуры и стратегии Российской Федерации.
Основываясь на работах Э.Шейна[13], можно констатировать, что организационная культура - это система основных представлений и идей, которые были выработаны конкретной организацией в процессе ее деятельности по мере решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции. При этом данные представления должны являться действенным механизмом решения возникающих проблем.
Говоря о государстве как организации, в качестве подобных представлений можно рассматривать традиции и обычаи, которые формируют национальный менталитет, являющийся частью национальной культуры.
В Российской Федерации национальная культура занимает особо важное место. Согласно утвержденным основам государственной культурной политики[2], культурное развитие представляет собой, прежде всего, основу экономического благосостояния, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Кроме того, в документе говорится о России как о стране богатого культурного наследия и творческого потенциала, большого культурного разнообразия, связанного с многонациональностью Российской Федерации. Также проводится анализ социально-экономической функции культуры. Однако вопрос: можно ли рассматривать культуру как значимый ресурс для развития страны, требует более детального рассмотрения. Формирование культурного сознания происходит путем использования различных инструментов. Вспомним, что 2014 год был объявлен годом культуры[1], а 2018 - годом театра[3]. В добавление вышесказанному отмечу: для повышения культурного уровня граждан активно используются портал «Культура.рф»[20] и другие электронные ресурсы. Культурные ценности также распространяются и посредством проведения различных форумов и иных мероприятий. Так главным девизом Уральского культурного форума в 2019 году стала фраза «культура -стратегия нации». Данный тезис относится исключительно к Уральскому федеральному округу, однако идея его популяризации охватывает интересы всей страны. Поправки в Конституцию РФ в 2020 году[8] также не оставили без внимания вопрос национальной культуры и развития культурного сознания. Таким образом, национальная культура является неотъемлемой частью сознания всех граждан и представляет собой совокупность истории, традиций и обычаев, культурного наследия и потенциала всех народов России, начиная с древних времен. По этой причине также очевидной является идея культурного и патриотического воспитания посредством различных институтов, включая институты образования, семьи и другие. В последнее время также влияние на развитие национальной культуры оказывает популяризация добровольческой и волонтерской деятельности.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить: уже в нормативно-правовых актах и теоретических аспектах говорится о прямой зависимости культуры и стратегии Российской Федерации, культура рассматривается как основа национальной стратегии.
В Российской Федерации стратегия разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [6]. Проанализировав текущее положение дел в системе стратегического планирования, можно заметить, что в последнее время роль инструментов стратегического целеполагания выполняют положения посланий Федеральному Собранию и указы Президента Российской Федерации. Более того, в настоящее время ведутся дискуссии относительно вопроса: могут ли указы Президента заменить базовую стратегию социально-экономического развития страны и насколько данный инструмент эффективнее и рациональнее. Именно указы стали основой для создания системы национальных проектов. Всего было разработано 13 национальных проектов (к двенадцати проектам, указанным в Указе от 07.05.2018 №204[4] , добавился «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»), относящихся к
трем группам: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Иными словами, в настоящее время роль стратегии Российской Федерации исполняют национальные проекты. Однако за последнее время произошли значительные изменения в системе национальных проектов в связи с принятием Указа "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"[5], который подверг корректировке как национальные проекты, так и сами национальные цели.
Вопреки тому, что в первой половине 2020 не только наша страна, но и весь мир столкнулись с СОУГО-19, названным некоторыми авторами «триггером»[11], повлекшим за собой не только ряд финансово-экономических проблем, изменений в условиях жизни граждан станы и других последствий, но и увеличение расходов государства (к запланированным на 2020 год 16233094367,8 рублей в марте 2020 года было добавлено 162669965,8 рублей, в том числе на национальную экономику, образование, здравоохранение и социальную политику[7]) на решение актуальных проблем, вопрос реализации национальных проектов остается актуальным. Об этом также заявил экс-премьер-министр Дмитрий Медведев, рассматривающий нацпроекты как залог развития Российской Федерации на годы вперед[21]. Более того, 3 мая 2020 года Д.С.Песков говорил о том[18], что реализация национальных проектов по-прежнему остается приоритетной задачей. Даже в условиях, когда экономика России может столкнуться с 5 шоками[30] (в их числе находятся разрушение взаимоотношений с другими странами, падение цен на нефть, усиление оттока капитала из страны, изоляция и ограничение передвижения людей и товаров, низкий уровень доверия предпринимателей к органам государственной власти), мониторинг Счётной Палаты Российской Федерации[22] выявил положительные изменения в показателях. Более того, на 8 апреля 2020 года, по данным Минфина РФ, СОУГО-19 не оказывает негативное влияние на процесс исполнения нацпроектов[26]. На момент 28 января 2020 года мониторинг показал: увеличение естественной убыли населения, увеличение уровня бедности в стране, замедление роста экономики, падение реального ВВП, отсутствие изменений продолжительности жизни. Причем по «Цифровым технологиям» и «Развитию экспорта» данные представлены не были. На момент 1 августа все того же 2020 года продолжают снижаться показатели уровня доходов населения и темпов ВВП. Не изменились показатели по уровню бедности населения (12,6%), ускорению технологического прогресса (19,8%), цифровым технологиям (1,7%). Однако отмечается уменьшение инфляции и естественной убыли, которая составила 121,3 тысяч человек, увеличение средней продолжительности жизни до 73,3 лет, рост пенсионного обеспечения (3,1%). Кроме того, некоторые экономисты отмечают «положительное» влияние СОУГО-19 на процесс реализации нацпроектов, поскольку позволил продлить срок их исполнения и скрыть очевидный провал[27].
Финансирование системы национальных проектов производится за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников. Управление реализацией национальных, федеральных, региональных и ведомственных проектов возложено на проектные офисы федерального, отраслевого и регионального уровней. В созданных проектных офисах осуществляется совместная работа органов федерального уровня и субъектового. Таким образом, в системе национальных проектов применяется принцип партисипативности: проекты объединяют органы всех уровней и сфер жизни, несмотря на то, что в ФЗ «О стратегическом планировании»[6] среди участников стратегического планирования обозначен ограниченных круг субъектов.
Вдобавок, в процесс реализации проектов вовлечены граждане Российской Федерации, так как обозначенные национальные цели и проекты напрямую затрагивают их интересы. Основное направление проектов - улучшение благосостояния и качества жизни людей. Именно поэтому разработчикам стратегий необходимо соотносить понятия «стратегия» и «культура». Еще П.Друкер писал: «Культура ест стратегию на завтрак»[19]. Автор отмечает, что стратегия должна являться частью культуры, в рамках которой она будет
разрабатываться и реализовываться. Все действия будут абсолютно бессмысленными, если сама стратегия, базовые цели и тот образ будущей жизни, который она рисует, не будут соответствовать представлениям граждан, интересам которого государство и должно служить. Речь идет не только о населении, но и о руководителях и работниках федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, так как личная незаинтересованность субъекта управления, с позиции гражданина и должностного лица, ведет к отсутствию мотивации к эффективному и результативному выполнению мероприятий, предусмотренных стратегией, а, следовательно, вся система национальных проектов заранее будет обречена на провал.
В связи с этим следует отметить, что, согласно Бюллетени Счётной палаты РФ №1 2020 года[9], посвященной вопросам государственного управления, отмечается разбалансированность и неэффективность системы стратегического планирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, пробелы в нормативно-правовом регулировании и низкий уровень контроля и исполнительской дисциплины. Более того, было выявлено несоответствие установленным требованиям утвержденных планов деятельности федеральных органов власти на 2019-2024 годы, включающее отсутствие показателей по исполнению национальных проектов (учтены лишь 55%). Вследствие наличия большого количества несовершенств Счётная палата прогнозирует невыполнение установленных показателей деятельности. В дополнение к выше сказанному отмечу: представители Счётной палаты РФ и до этого высказывались о наличие ряда недочетов в национальных проектах. На заседании 8 мая 2019 года заместитель руководителя Счетной Палаты РФ В.Е.Чистякова заявила[28], что абсолютное большинство запланированных в рамках национальных проектов мероприятий носят исключительно организационный, формальный характер, а также дублируют механизмы, предусмотренные в иных программных документах. Кроме того, на сайте РБК была опубликована статья[29], констатирующая факты наличия в отчётах описаний недоработок нацпроектов и возможных рисков недостижения запланированных показателей. Таким образом, организационная культура, создаваемая внутри конкретных министерств, агентств и служб, деятельность которых в определенной степени направлена именно на достижение показателей по нацпроектам, не соответствует федеральной повестке и, соответственно, национальным проектам как стратегии государства на ближайшие годы, что влияет на ее исполнение и может привести к недостижению результатов по ключевым показателям.
Кроме того, спустя год с момента запуска национальных проектов опрос граждан Аналитическим центром НАФИ и Советом Федерации[15] в период с мая по июнь 2019 года выявил низкую осведомленность населения о реализующихся национальных проектах. Более половины (55%) опрошенных впервые узнали о проектах в ходе проведения опроса и только 7% из всех респондентов были хорошо осведомлены. В основном ожидания россиян от реализации проектов можно охарактеризовать как умеренно -пессимистичные. Хотя информированность граждан и их вовлечение в процесс реализации проектов выступают одним из критериев эффективности.
Для повышения узнаваемости национальных проектов среди граждан в конце 2019 были утверждены логотипы[25]. Более того, практически сразу на официальном сайте Правительства РФ была опубликована инфографика[16], позволяющая в простой и доступной форме предоставить необходимую информацию гражданам.
В 2020 году также был проведен ряд опросов по второму году реализации проектов. Если опрос на уровне субъекта, проведенный контрольно-счетным органом Челябинской области[17], выявил высокий уровень осведомленности (97,5% респондентов, знают о реализации национальных проектах на территории Челябинской области) и прогрессирующие результаты (74,5% респондентов отметили положительные изменения в жизни), то
на федеральном уровне опрос Центра социального проектирования «Платформа»[14] выявил небольшие изменения: впервые слышали о нацпроектах только 24% респондентов, а были хорошо осведомлены 13% -, причем данный показатель коррелирует с возрастом респондентов: старшее поколение в большей степени знает о реализации данной стратегии. Ключевым моментом данного опроса, на мой взгляд, являются следующие результаты: чем больше степень осведомленности о реализации нацпроектов, тем в большей степени люди осознают будущий образ страны; более того, 78% респондентов говорят о том, что в нацпроекты заложено больше пропаганды, чем реальной реализации планов. Данные выводы полностью подтверждают мнения К.Кофмана и Д.Логана о взаимосвязи стратегии и культуры. Действительно, стратегия изначально является лишь продуманным планом, обещанием, содержащим образ будущего, но не имеющим обязательности к исполнению. Мотивацией к реализации может послужить только совпадение стратегии и культуры, желание достичь заложенных показателей и одобрение созданного образа.
Интересно отметить, что в июльском Указе[5] развитие культуры является одной из пяти новых национальных целей, для которой определены целевые показатели, касающиеся образования, науки, духовно -нравственных ценностей и добровольческой деятельности. Таким образом, получается, что в теоретическом аспекте национальная стратегия является частью национальной культуры и в то же время в актуальных актах стратегического управления, наоборот, культура представлена как часть стратегии. Насколько данная позиция верна с точки зрения основ стратегического управления - вопрос спорный. С одной стороны, базовая стратегия общества должна быть направлена на совершенствование всех сфер жизни, одной из которых и является культура. С другой стороны, изменение существующей культуры - задача сложная. Важно осознавать, что ценности, которые закладываются выработанной стратегией, должны совпадать с теми, которые уже существуют в сознании граждан в соответствии со сложившейся культурой.
Поскольку система национальных проектов представляет собой программу изменений, следует также проанализировать ее с точки зрения соответствия схеме 8 шагов изменений по Дж.Коттеру[10].
Значимым шагом, прежде всего, является «пропаганда первых побед». Проведенные в рамках реализации нацпроектов опросы выявили низкий уровень осведомленности среди граждан и высокий уровень пессимистических настроений. По этой причине требуется расширение круга используемых для популяризации проектов инструментов, например, реклама в СМИ в формате диалога с гражданами. Такой механизм использовался для распространения информации о поправках в Конституцию РФ и, на мой взгляд, был весьма успешен. Более того, необходимо использовать популярные мессенджеры для продвижения информации. Я считаю, что изменения в показателях, особенно в положительную сторону, следует отражать не только на официальном сайте Счетной палаты РФ, но также доносить гражданам через доступные для них источники: новости, социальные сети, каналы в telegram и другие.
Особое внимание стоит уделить шагу «не сдавайтесь». Так как по оценке Общероссийского народного фронта Майские указы Президента Российской Федерации В.В.Путина от 2012 года выполнены на 78%, еще 10% требуют доработки[23], национальные проекты, начало которым было положено Указом 2018 года, должны быть исполнены более полно и качественно, так как в системе стратегического планирования закреплен принцип преемственности[6], предполагающий учет допущенных ошибок и достигнутых результатов по предыдущим программным документам.
Очевидно, что национальные проекты не совершенны и имеют ряд недостатков, среди них: целевые показатели не учитывают специфику регионов; сложности в оценке достигаемых показателей; смена ответственных лиц, курирующих проекты; отсутствие данных о нацпроектах в ФЗ «О стратегическом планировании»[6]; неопределенность в вопросе соотношения действия национальных проектов и
государственных программ; ограниченность субъективным фактором времени и другие. Более того, можно выделить еще один изъян. Обращаясь к работам А.И.Пригожина[12], можно заметить, что в его видении для стратегического управления не характерно наличие четко обозначенных результатов, поскольку под воздействием функциональных политик изначальный «Vision» принимает вид измененного. В случае национальных проектов в их паспортах были закреплены строгие критерии оценки, и никакие изменения не предполагались. По майским заявлениям пресс-секретаря Президента РФ[18] по вопросу национальных проектов, они могли быть скорректированы. На тот момент Министерство финансов Российской Федерации также допускало возможность уточнения параметров нацпроектов, в том числе их финансового обеспечения[26]. В связи с этим возникает логичный вопрос: можно ли считать принятие нового Указа[5], фактически заменяющего предыдущий, лишь корректировкой. Данный Указ вносит значимые изменения в стратегию страны. В нем закреплены 5 национальных целей вместо уже привычных 9. Более того, лишь часть показателей остались прежними, остальные либо были уточнены, либо изменены, либо вовсе исключены. Возвращаясь к схеме стратегического управления А.И.Пригожина[12], возникает еще один вопрос: представляет ли собой новый июльский Указ тем самым измененным образом будущего или же является лишь попыткой избежать провала в достижении определенных в 2018 году показателей.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что за два года национальные проекты не стали эффективной стратегией Российской Федерации и соответственно, не могут быть и в значительной мере успешно реализованы. Прежде всего, это связано с тем, что граждане не в полной мере осведомлены о действии системы национальных проектов. Нацпроекты недостаточно соответствуют культуре, национальной и внутриведомственной. Вдобавок, к ранее существующим проблемам добавилось влияние внешнего фактора «COVTD-19». Более того, постоянное издание новых указов, изменения самих целей и сдвигов сроков завершения не приводят к совершенствованию системы стратегического планирования, а лишь усложняют ее.
Так как система стратегического планирования, включающая процесс реализации национальных проектов, содержит большое количество недостатков, предлагаю обратить внимание на принятие следующих мер.
Во-первых, необходима популяризация нацпроектов как национальной стратегии: публичные выступления представителей власти с заявлениями о процессе их реализации и полученных результатов; доступное разъяснение сути каждого проекта посредством диалога с гражданами; распространение информации через социальные сети, телевидение, радио, печатные СМИ и другое.
Во-вторых, к уже существующим механизмам повышения культурного сознания граждан следует добавить дополнительные, а также улучшать уже имеющиеся.
В-третьих, требуется совершенствование планов деятельности ФОИВ и включение в них всех показателей по исполнению нацпроектов, повышение ответственности, прежде всего, персональной, и качества контроля над деятельностью и исполнением плана. Данные меры также необходимы, поскольку в процессе исполнения нацпроектов отмечается совершение нарушений, связанных с коррупцией[24]. Кроме того, требуется расширение круга субъектов, действующих в процессе осуществления стратегического планирования, внедрение системы национальных проектов в современную систему стратегического планирования Российской Федерации: включение в ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», установление взаимосвязи между госпрограммами и проектами, которые на данный момент исполняются параллельно, и определение роли последних во всей системе.
В-четвертых, следует пересмотреть риски реализации нацпроектов. Поскольку за 2 года с момента начала их исполнения значительное влияние оказывали как внешние (экономических кризис; COVID-19) и
внутренние факторы (смена лиц, ответственных за реализацию конкретных проектов; отставка Правительства РФ в январе 2020 года), следует особое внимание при разработке нацпроектов и контроле их исполнения уделить управлению рисками.
Таким образом, при условии, что в ближайшее время система стратегического планирования, включая систему национальных проектов, будет усовершенствована, а национальная культура будет развита, национальные проекты смогут стать стратегией, совпадающей с культурой, вследствие чего при их реализации ждет успех.
Список используемой литературы:
1. Указ Президента РФ от 22.04.2013 N 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры" // "Собрание законодательства РФ", 29.04.2013, N 17, ст. 2112
2. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2014, N 52 (часть I), ст. 7753
3. Указ Президента РФ от 28.04.2018 N 181 "О проведении в Российской Федерации Года театра" // "Собрание законодательства РФ", 30.04.2018, N 18, ст. 2616
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // "Собрание законодательства РФ", 14.05.2018, N 20, ст. 2817
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2020, ст.4884
6. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 03.07.2014
7. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" // По информации, опубликованной в "Российской газете", N 276, 06.12.2019, данный Федеральный закон со всеми приложениями к нему опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации по адресу: www.pravo.gov.ru
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // "Собрание законодательства РФ", 16.03.2020, N 11, ст. 1416
9. Бюллетень Счетной палаты №1 (266) 2020 г. ; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-1-266-2020-g
10. Коттер, Джон П. Впереди перемен [Текст] : [руководство изменениями, команда реформаторов, мотивация персонала, верное направление] / Джон П. Коттер ; [пер. с англ. А. Успенского ; науч. ред. Б. Шпотов]. - Москва : Олимп-Бизнес, 2007. - 237, [1] с. : табл. - Пер. изд. : Leading change / John P. Kotter. - Boston, 1996. - ISBN 5-9693-0070-5 : Б. ц.
11. Лопата Любовь Андреевна COVID-19 КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРИГГЕР // Власть. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/covid-19-kak-politicheskiy-trigger
12. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А.И.Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
13. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х.Шейн. - СПб.: Питер, 2002.
14. Восприятие образа будущего и национальных проектов населением РФ ; [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://pltf.ru/2020/03/05/vosprijatie-obraza-budushhego-i-nacionalnyh-proektov-naseleniem/
15. Всероссийский опрос НАФИ проведен в мае-июне 2019 г. «Национальные проекты: ожидания россиян» ; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://nafi.ru/analytics/natsionalnye-proekty-ozhidanie-rossiyan-en-national-projects-expectation-of-russians-/
16. Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития; ; [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQih.pdf
17. Итоги опроса «Национальные проекты: второй год реализации»; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ksp74.ru/news.php?id=1337
18. Кремль допустил корректировку нацпроектов из-за пандемии; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/politics/03/05/2020/5eaece1e9a7947b157729429
19. Культура ест стратегию на завтрак; [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http ://www. management.com.ua/hrm/hrm3 3 3 .html
20. Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России; [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.culture.ru/
21. Медведев заявил, что реализация нацпроектов в условиях пандемии не становится менее важной; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://tass.ru/nacionalnye-proekty/8065711
22. Мониторинг достижения национальных целей; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ng.ach.gov.ru/
23. ОНФ считает исполненными 78% поручений президента РФ, содержащихся в «майских указах» 2012 года; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onf.ru/2018/05/31/onf-schitaet-ispolnennymi-78-porucheniy-prezidenta-rf-soderzhashchihsya-v-mayskih-ukazah/
24. Патрушев заявил о коррупции среди исполнителей нацпроектов; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/20/05/2020/5ec50ee19a794713f86ebc0e
25. Правительство выбрало логотипы для нацпроектов; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/12/09/2019/5d79e1259a79470b06c1e368
26. Правительство потратило на нацпроекты в первом квартале 16% от плана; [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.rbc.ru/economics/08/04/2020/5e8c28879a7947593bf258c5
27. Путин подписал новый июльский указ о целях России до 2030 года. Главное; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/economics/21/07/2020/5f16add29a7947246d35b6c0
28. Счетная палата увидела трудности в реализации национальных проектов; [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://ria.ru/20190508/1553368503.html
29. Счетная палата указала недостатки и риски нацпроектов; [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e3865869a7947bfc6522c39
30. Экономику России ждут пять шоков в результате пандемии коронавируса; [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html