SOKOLOV Vadim Vyacheslavovich, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of History, Theology and International Relations, Central Russian Institute of Management — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a Blvd Pobedy, Orel, Russia, 302028; historiki-osu@mail.ru) TSYBAKOV Dmitriy Leonidovich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor of the Chair of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (5a Blvd. Pobedy, Orel, Russia, 302028; d413839@yandex.ru)
PROBLEMS AND PROSPECTS OF FORMATION OF STATE SOCIAL POLICY IN MODERN RUSSIA
Abstract. The article considers the role of state social policy in solving the problems of the development of Russian society in the 21st century. The authors define the specifics of the formation and development of the strategy of political management of the social sphere in the process of forming the sovereign state of the Russian Federation. Using the example of identifying the main problems that hinder the formation of an effective model of state policy, the article determines priorities and options for modernizing the system of social guarantees for the country's stable development. The authors assume that the public authorities will play a decisive role in implementing social policy priorities in the context of the impending global socioeconomic crisis and conclude that it is necessary to create conditions for strengthening the autonomy and independence of subnational and local levels of political government in the organization of social development in modern Russia. Keywords: social policy, state, social protection, political management, state power, civil society, third sector
САЛИН Павел Борисович — кандидат юридических наук, директор центра политологических исследований департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; salpavbor@mail.ru)
информационное сопровождение реализации нацпроектов как фактор стабилизации политсистемы
Аннотация. В статье на основе проведенного коллективом авторов Финансового университета при Правительстве РФ в 2020 г. исследования в контексте социальных рисков рассматриваются вопросы информационного сопровождения нацпроектов. Автор приходит к выводу, что без грамотной информационной составляющей недостижима основная социально-политическая цель нацпроектов - формирование позитивного образа будущего у населения, и акцентирует внимание на необходимости активизации каналов обратной связи с населением. В статье особо отмечается, что без реализации данной задачи российская политсистема подвержена повышенному риску флуктуаций. Ключевые слова: национальные проекты, социальные риски, СМИ, социальные сети, политическая система.
В 2020 г. российские власти решили осуществить «рестарт» национальных проектов, запущенных двумя годами ранее. 21 июля Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития России до 2030 года». хотя формально речь идет о пролонгации нацпроектов в скорректированном виде до 2030 г., де-факто это означает перезапуск нацпроектов, реализация которых
SÍ 54_ВЛАСТЬ_202О'05
пробуксовывала предыдущие 2 года. В контексте рассматриваемой в данной статье проблемы важной представляется прежде всего пробуксовка достижения информационной задачи, стоявшей перед нацпроектами, - повышения уровня социального самочувствия населения при помощи формирования у него позитивного образа будущего. Причиной неудачи на данном направлении стали изъяны в политике информационного сопровождения нацпроектов. В контексте перезапуска самих нацпроектов логичным выглядит и перезапуск их информационного сопровождения на основе анализа и исправления просчетов предыдущего раунда, что планируется сделать в соответствующих разделах НИР.
Коллектив авторов Финансового университета при Правительстве РФ в 2020 г. провел исследование (научно-исследовательская работа - НИР), посвященное социальным рискам реализации национальных проектов, их нейтрализации и формированию позитивного отношения населения к национальным проектам.
Цель НИР - проанализировать социальные риски, связанные с реализацией национальных проектов до 2024 г., и предложить меры по их нейтрализации и формированию позитивного отношения населения к нацпроектам.
В рамках достижения цели были выполнены такие задачи, как:
1) анализ и оценка социальных рисков, связанных с реализацией национальных проектов до 2024 г.;
2) анализ восприятия населением хода реализации национальных проектов на основе имеющихся социологических данных и выборочного анализа социальных сетей;
3) анализ проблемных зон информационных и организационных действий власти по формированию позитивного отношения населения к национальным проектам;
4) разработка комплекса мер по информационному и организационному сопровождению национальных проектов с целью формирования позитивного отношения населения к ним;
5) разработка рекомендаций по нейтрализации социальных рисков, связанных с реализацией национальных проектов, и формированию позитивного отношения населения к нацпроектам.
В начале исследования в формате обзора был проведен комплексный обзор социальных рисков, связанных с реализацией нацпроектов. Однако с учетом формулировки темы НИР и формулировки пунктов технического задания анализу в рамках исследования подвергались прежде всего информационные риски (т.е. риски, оказывающие влияние на информационно-имиджевое сопровождение нацпроектов). Анализ других рисков осуществлялся через призму их влияния на динамику информационных рисков. Соответственно, предложенные итоговые продукты (рекомендации) посвящены прежде всего проблемам оптимизации информационного сопровождения нацпроектов на новом этапе их реализации.
Участники проекта проанализировали большой объем литературы, посвященной проблеме социальных рисков, - как зарубежной, так и российской. В частности, рассматривались труды зарубежных исследователей, касающиеся экологических аспектов социальных уязвимостей политических систем [Kasperson, Kasperson 2005], а также посвященные общему мониторингу реализации российских нацпроектов [Yigal Chazan 2020]. Рассматривались также работы российских специалистов, посвященные общим вопросам социальных рисков [Никулина и др. 2018] и их преломлению в политической плоскости [Разов, Штепа 2019].
В рамках данной части работы было установлено, что в отечественной литературе отсутствуют не только комплексные, но и узконаправленные исследования, посвященные проблеме информационного сопровождения нацпро-ектов. По понятным причинам данная тематика тем более не затрагивалась и зарубежными специалистами. Это предопределило новизну работы - как в аналитической, так и в технологической (рекомендательной) части.
Например, в рамках исследования был проведен комплексный количественный и качественный анализ соцсетей (интернет-пространства) с точки зрения информационного сопровождения нацпроектов со стратификацией по возрастным группам и по гендерному признаку. На основе его результатов были сформулированы соответствующие рекомендации. Также был проведен профильный экспертный опрос, в котором приняли участие представители СМИ, общественных институтов (политических партий) и научного сообщества.
В ходе исследования были выполнены все пункты технического задания; по итогам его выполнения можно отметить следующее.
Во-первых, в ходе исследования авторы предложили видение соотношения и взаимосвязи рисков, что нашло выражение в графической форме - матрице социальных рисков при реализации нацпроектов.
Во-вторых, установлено, что одной из основных составляющих социальных рисков являются социально-психологические риски, которые трансформируются в информационно-коммуникативные. В дальнейшем основной упор сделан на комплексном анализе данной составляющей социальных рисков.
В-третьих, в результате комплексного анализа соцсетей установлена специфика отношения различных возрастных и гендерных групп к реализации нац-проектов (по факту - к информационному освещению их реализации).
В-четвертых, установлено, что информационное сопровождение нацпроек-тов носит крайне формализованный характер, основной упор в нем делается на количественные показатели, а также традиционные СМИ в качестве каналов продвижения ключевых тезисов. При этом игнорируется специфика различных групп целевой аудитории.
В-пятых, игнорируется специфика различных социальных сетей, также наблюдается асинхронность информационной политики при проведении работы на различных информационных площадках в соцсетях. Практически полностью игнорируются (даже с точки зрения формального присутствия) такие новые площадки, как Яндекс.Дзен и Tik-Tok.
По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие рекомендации.
1. При информационном сопровождении нацпроектов в качестве нормативной основы для работы в таком сегменте интернет-пространства, как социальные сети, целесообразно использовать адаптированную к российским реалиям версию рекомендаций ОЭСР от 2014 г., придав ей юридически обязательный статус нормативно-правовым документом РФ.
2. При выборе информационных площадок целесообразно делать упор не только на традиционные СМИ, но и на социальные сети в качестве канала, который становится все более значимым для аудитории вплоть до 55 лет. При этом целесообразно оптимизировать работу по следующим направлениям:
а) синхронизировать работу в различных соцсетях, использовав в качестве координирующей структуры АНО «Центр реализации национальных проектов», а основной смыслообразующей площадки - информационный портал «Будущее России. Национальные проекты», созданный на базе ТАСС;
б) в рамках такой синхронизации целесообразно встроить и активно использовать при информационном освещении нацпроектов интернет-страницы и
Si 56_ВЛАСТЬ_2020'05
страницы в социальных сетях государственных чиновников, курирующих нац-проекты (вице-премьеров, губернаторов и профильных региональных и муниципальных чиновников), а также политиков;
в) распространяемую в соцсетях информацию целесообразно не копировать механически, используя для этого материнский портал, а адаптировать под каждую социальную сеть, исходя из специфики ее аудитории;
г) диверсифицировать форматы распространения ключевых тезисов в интернет-среде, например, помимо текстовой информации, использовать инфогра-фику, а также подкасты;
д) создать площадки для продвижения нацпроектов в таких новых соцсетях, как Яндекс.Дзен и Tik-Tok, активизировать работу по продвижению нацпроектов в Telegram.
3. Целесообразно адаптировать контент не только для аудитории конкретных соцсетей, но и с учетом региональной специфики. Для этого необходимо:
а) использовать в информационных кампаниях региональных лидеров общественного мнения;
б) активно встраивать в информационные кампании представителей региональных СМИ. Для этого целесообразно использовать такие инструменты, как конкурсы и гранты для региональных СМИ (отдельное направление грантовой поддержки по линии ежегодных грантов Президента РФ).
4. Целесообразно сфокусироваться на специфике восприятия нацпроектов и их реализации целевой аудиторией - населением. В частности, необходимо сконцентрироваться на продвижении информации о конкретных результатах для конкретного человека, а не формальных показателей вроде объема выделенных и освоенных средств. Для этого необходимо:
а) сконцентрироваться на информационном освещении работы по достижению следующих целевых показателей, обозначенных в указе Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года»:
- обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
- снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 г.;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;
- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%;
б) активизировать усилия по работе с инструментами обратной связи с населением по следующим направлениям:
- мониторинг и оперативное реагирование на комментарии, которые оставляют пользователи ключевых интернет-площадок, посвященных реализации нацпроектов;
- использование форматов и технологических инструментов, способству-
ющих вовлечению целевой аудитории в процесс информационного сопровождения реализации нацпроектов и активизации соучастия адресата в процессе (стримы, активные вкладки и кнопки, формально используемые для обеспечения обратной связи).
Следование указанным выше рекомендациям, по мнению автора, позволит стабилизировать российскую политическую систему, испытывающую в последнее время возрастающие флуктуации как на территории самой РФ (хабаровский кейс), так и на сопредельных территориях, где функционируют типологически схожие политсистемы, чья динамика оказывает влияние на развитие ситуации в России (Белоруссия). Более того, это позволит не только стабилизировать политсистему, но и придать ей новый импульс развития.
У российского населения (по крайней мере, его городской составляющей) все более четко просматривается запрос на позитивный образ будущего. Если политсистема не будет в состоянии его удовлетворить, это чревато флуктуа-циями, угрожающими его целостности. Провозглашенные в качестве целей национального развития в 2018 г. нацпроекты должны были служить удовлетворению такого запроса. Однако растущая самодостаточность бюрократической системы (в негативном понимании этого процесса) и ее зацикленность на себе способствовали тому, что ход реализации нацпроектов сопровождался не только административно-технической пробуксовкой, но и отсутствием четкого целеполагания с точки зрения удовлетворения общественного интереса.
Грамотное информационное сопровождение нацпроектов позволит не только выполнить функцию информирования государством граждан о своей деятельности, но удовлетворить вышеуказанный общественный запрос (при условии, что реальные действия не будут заменяться пиаром, а пиар будет лишь базироваться на реальных достижениях при реализации нацпроектов, подчеркивая их уникальность и значимость для всего российского общества). Таким образом, учет необходимости «информационного трека» нацпроектов при их фактическом перезапуске в 2020 г. входит в число основополагающих интересов власти, которая отвечает за стабильное развитие политсистемы и ее обновление.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Список литературы
Никулина М.А., Джамалова Б.Б., Колодиев М.Ю., Шулова Е.Ю. 2018. Социальные риски в современном российском обществе: философская рефлексия. — Современные исследования социальных проблем. Т. 10. № 2. С. 48-64.
Разов П.В., Штепа С.Е. 2019. Социальные риски как ключевой аспект процесса социализации. - Власть. Т. 27. № 4. С. 106-109.
Kasperson J.X., Kasperson R.E. 2005. The Social Contours of Risk. Vol. 2. Risk Analysis, Corporations and the Globalization of Risk. London: Earthscan. 326 р.
Yigal Chazan. 2020. Russia's 'National Projects' in Need of a Lift. - Geopolitical Monitor. March 24.
9
58 ВЛАСТЬ 2 0 2 0'0 5
SALIN Pavel Borisovich, Cand.Sci. (Legal), Director of the Center for Political Studies, the Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; salpavbor@mail.ru)
INFORMATION SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECTS AS A FACTOR OF STABILIZATION OF THE POLITICAL SYSTEM
Abstract. The article is devoted to the study of the information support for national projects under the context of social risks. The author applies to the results of research conducted in 2020 by the researchers from the Financial University under the Government of the Russian Federation. The article claims that the competent information component is extremely urgent for the formation of a positive image of the future among the population, and such an image is the main socio-political goal of national projects. The author notes the importance of the communicative feedback channels between population and the institutions that implement the national projects, and emphasizes that the lack of the adequate information policy jeopardizes the Russia's political system to an increased risk of fluctuations. Keywords: national projects, social risks, media, social networks, political system
УДК 323.2
ЛЕОНОВА Оксана Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5а; oks980@rambler.ru)
отрасли государственной политики в российской федерации: приоритеты модернизации в условиях принятия конституционных поправок 2020 г.
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы совершенствования ключевых отраслей политики государства в контексте реализации конституционных поправок в Основной закон Российской Федерации. Автор определяет специфику становления и реализации стратегии политического управления в процессе модернизации отраслевой политики в современной России. На примере выявления основных проблем, затрудняющих формирование эффективной модели государственных отраслевых политик, определяются приоритеты и варианты продвижения национальных интересов в политико-управленческой сфере. Автор приходит к заключению, что определяющее значение в реализации приоритетов отраслей государственной политики в условиях поступательного развития России будет принадлежать нормативному и концептуальному обеспечению стратегических планов исполнительной власти и российского правительства, и аргументирует необходимость создания механизмов для укрепления взаимодействия федерального и регионального уровней политического правления в организации функционирования отраслей государственного управления в современной России. Ключевые слова: государственная политика, государство, отрасли государственных политик, конституционные поправки, политическое управление, государственная власть, региональное управление
Модернизация общества, конституционные реформы вносят решающий вклад в достижение приоритетов государственных политик в различных