Научная статья на тему 'Потенциал воспитывающей среды в формировании толерантности у обучающихся в современной многонациональной школе'

Потенциал воспитывающей среды в формировании толерантности у обучающихся в современной многонациональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ДИАЛОГОВЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Е. И., Нечаев М. П.

В статье рассматривается важная проблема использования потенциала воспитывающей среды общеобразовательной организации в формировании толерантности у обучающихся в современной школе. Анализируются актуальные вопросы воспитания толерантности у обучающихся. Отмечается, что толерантность это одна из проблем, которая не решается прагматически, толерантности не следует обучать впрямую, можно только создавать условия для ее развития. Теоретические исследования в области проблем воспитания толерантности у учащихся можно успешно реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций средствами создания толерантно воспитывающей среды. Именно воспитывающая среда общеобразовательной организации может оказать опосредованное влияние на воспитуемого, ведь взаимодействие с этой средой приводит к развитию личностных качеств обучающихся. В качестве методических рекомендаций приводится Примерная программа воспитательной работы по формированию толерантности у обучающихся в рамках воспитывающей среды общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубова Е. И., Нечаев М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал воспитывающей среды в формировании толерантности у обучающихся в современной многонациональной школе»

Потенциал воспитывающей среды в формировании толерантности у обучающихся в современной многонациональной школе

Зубова Елена Ивановна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра воспитательных систем, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», е1епа-zubova@rambler.ru;

Нечаев Михаил Петрович,

д. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», mpnechaev@mail.ru

В статье рассматривается важная проблема использования потенциала воспитывающей среды общеобразовательной организации в формировании толерантности у обучающихся в современной школе. Анализируются актуальные вопросы воспитания толерантности у обучающихся.

Отмечается, что толерантность - это одна из проблем, которая не решается прагматически, толерантности не следует обучать впрямую, можно только создавать условия для ее развития. Теоретические исследования в области проблем воспитания толерантности у учащихся можно успешно реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций средствами создания толерантно воспитывающей среды. Именно воспитывающая среда общеобразовательной организации может оказать опосредованное влияние на воспитуемо-го, ведь взаимодействие с этой средой приводит к развитию личностных качеств обучающихся.

В качестве методических рекомендаций приводится Примерная программа воспитательной работы по формированию толерантности у обучающихся в рамках воспитывающей среды общеобразовательной организации во внеурочной деятельности. Ключевые слова: толерантность; воспитывающая среда; диалоговый подход; социально-психологического подход.

о

Е

£

в) ^

0

п

01 г

Российская Федерация - многонациональная и многоконфессиональная страна, в ней проживает более 180 народов и народностей, поэтому одной из важных и актуальных задач на государственном уровне является формирование толерантных отношений к представителям различных национальностей, религиозных конфессий, различным социальным группам.

Именно «многообразие социальных групп, отличающихся друг от друга языком общения, вероисповеданиями, культурными ценностями, нормами поведения и морали, традициями и обычаями является основополагающим фактором развития личности, в частности, и государства, в целом. Оно имеет широкие потенциальные возможности для воспитания индивидуума, способного не только существовать в разноплановом обществе, но и уважать и стараться понять тех, кто думает и поступает иначе, обогащать свои знания о поликультурности мира, приобретая творческие подходы к решению различных проблемных задач» [1, с. 4].

Однако эта «яркая многоплановость социальных групп приводит не только к возникновению постоянных контактов с людьми других национальностей, религиозных конфессий, иных политических взглядов и убеждений, но и к ряду негативных последствий, связанных с нарастанием межнациональной напряжённости; увеличением числа преступлений на межэтнической и межрелигиозной основе; возрождением экстремистских учений, экстремизма и сепаратизма» [1, с. 4].

В связи с перечисленными факторами в условиях российского общества толерантность является жизненно важной проблемой, от человека требуется толерантное отношение к представителям различных социальных групп, так как сохранение единства российского общества невозможно вне толерантности во всех сферах социального взаимодействия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописана необходимость воспитывать в образовательных организациях межличностную толерантность, «доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей»; «умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать

конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций» [5].

Актуальность формирования этнической толерантности в школе заключается в том, что здесь учащиеся становятся членами многонационального коллектива. Возникает вопрос, каким может быть общение учащихся из разных этнических групп в школе и классе? Как избежать конфликтных ситуаций? Ведь в таком многонациональном коллективе невозможно жить изолированно, без соприкосновения и тесного соседства с культурой, обычаями и традициями других народов. Важно учить детей ценить это разнообразие и различия, учить способности слышать и понимать другого, уважать достоинство каждого человека. В связи с этим формирование толерантности у обучающихся следует рассматривать как одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе.

После 7 лет отношение ребенка к другим этносам зависит от взглядов и убеждений того социального окружения, с которым он идентифицируется. Проявления предубеждений наблюдаются у детей 7-9-летнего возраста, постепенно они кристаллизируются и укрепляются. Один из самых сложных периодов в жизни личности обучающегося - подростковый возраст. В 14 лет подростки стремятся к самостоятельности и утверждению себя в своем окружении, испытывают потребность в признании среди своих сверстников и взрослого окружения своих прав и предстоящих возможностей, подвергают все сомнениям, предъявляют повышенные требования к себе и взрослым. Подростку кажется, что он взрослый, он и ощущает себя взрослым. В 16 лет у подростка появляется субъективизация идентичности, он начинает задавать себе вопросы: кто Я? Какой Я? Активно включаясь во взрослую жизнь, осваивает различные социальные роли, формирует свою идентичность. В этом возрасте вопросы личной идентичности для него очень значимы, отсюда и высокая оценка своей группы и низкая - внешней становятся средством укрепления своей групповой идентичности и самооценки. Юношеский максимализм может служить основой для проявления интолерантности.

Что характеризует человека со слабой социокультурной идентичностью? Он избегает серьезного обсуждения мировоззренческих вопросов, оснований выбора, роли эмоциональных переживаний. А ведь жизненная ориентация будет зависеть от того, как учащийся будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Поэтому, воспитать у обучающихся понимание того, что российское общество состоит из граждан различных этнических, мировоззренческих и культурных традиций и особенностей, сформировать у них толерантное отношение к людям иной национальности и вероисповедания - приоритетная задача школы. И, конечно, педагог должен знать возрастные особенности обучающихся и учитывать их в своей профессиональной деятельности, направленной на формирование толерантных отношений у детей из разных этнических, религиозных и социальных групп.

В педагогическую науку понятие «толерантность» вошло относительно недавно. Понятие «толерантность» реализуется в педагогике сотрудничества в рамках решения проблемы поликультурного образования и диалогового подхода. Идеи толерантности, однако без явного введения и употребления соответствующего термина, отражены в работах Л.Н. Толстого, провозгласившего принципы гуманности и демократизма и выступавшего за уважение прав ребенка; К.Н. Вентцеля, являющегося сторонником уважительного отношения к личности ребенка, его свободы выбора в действиях и желаниях; В.А. Сухомлинского, который в своих трудах отмечал огромную ответственность за формирование личности, поэтому «чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению» [4, с.91] и других. В.А. Сухомлинский в своих педагогических исследованиях среди компонентов педагогического мастерства выделяет «мудрую власть педагога над ребенком», которая позволяет осознавать процесс воспитания как процесс создания диалога, где слово является «острым инструментом воспитания. Настоящий воспитатель должен в совершенстве владеть средствами мудрого слова. В слове проявляется суть отношений между людьми» [4, с.198].

В педагогических трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.В. Луначарского, М.М. Бахтина, Ш.А. Амонашвили также отражены идеи терпимости педагога, воспитателя к детям, уважительного отношения к личности ребенка.

Вопросы толерантности и терпимости раскрываются в работах таких авторов, как А.Г. Асмолов,

A.В. Коржуев, Н.Ю. Кудзиева, М.А. Перепелицына,

B.А. Попков, Г.У Солдатова, О.Д. Шарова, Л.А. Шайгерова и др.

Среди работ исследователей, посвященных проблемам толерантности, можно выделить научные труды, в которых решение проблемы воспитания толерантности осуществляется в рамках поликультурного, полиэтнического образования (Н.Л. Кобесашвили, П.А. Копылова, Н.Н. Рогова, Р.Н. Сафина и др.). Авторами работ осуществляется дифференциация понятия «толерантность» через введение понятий «межэтническая толерантность» и «межконфессиональная толерантность», обобщены и систематизированы формы и методы воспитания культуры толерантности в трансформирующемся обществе, разработаны психолого-педагогические программы формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности как системы «целенаправленных воспитательных действий, развивающих способность личность сосуществовать с другими людьми на основе уважения, принятия и понимания многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [3, с.10].

Анализ определений понятия «толерантность» в педагогических исследованиях показал, что уче-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

м

01 г

ными выделяются такие компоненты толерантности, как:

а) когнитивный - способность признавать многообразие культур, способов общения, речепове-дения и т.п., терпимо относиться к «другим» и др.;

б) деятельностный - приходить на помощь, уметь разрешать конфликтные ситуации, способствовать диалогу и др.

Для построения воспитывающей среды общеобразовательной организации, направленной на формирование у учащихся толерантности, в качестве теоретической основы целесообразно использовать сочетание диалогового и социально-психологического подходов, сложившихся в рамках поликультурного обучения.

Применение диалогового подхода позволит взаимодействовать субъектам воспитания в рамках воспитывающей среды общеобразовательной организации на основе постоянного диалога, в процессе которого все участники воспитательного процесса наблюдают, понимают намерения друг друга, в результате чего возникают разделяемые ценности, принятие культуры друг друга и приобретение умения разрешать возникающие разногласия.

Применение в качестве теоретической основы для создания толерантно воспитывающей среды общеобразовательной организации социально-психологического подхода позволит сформировать определенные социально-установочные, коммуникативные нормы поведения, ценностные представления у обучающихся.

Проблема создания и практической реализации толерантно воспитывающей среды общеобразовательной организации интересна и практическим учителям и воспитателям. Толерантность - это одна из проблем, которая не решается прагматически, толерантности не следует обучать впрямую, можно только создавать условия для ее развития. Теоретические исследования в области проблем воспитания толерантности у учащихся можно успешно реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций средствами создания толе-рантно воспитывающей среды. Именно воспитывающая среда общеобразовательной организации может оказать опосредованное влияние на воспитуе-мого, ведь взаимодействие с этой средой приводит к развитию личностных качеств обучающихся. Мы под воспитывающей средой понимаем «самоорганизующуюся духовную общность, возникающую в межсубъектном взаимодействии, относительно целей воспитания задающую организационный порядок, образ жизни, виды деятельности, в которые включаются учащиеся школы, и способствующую самореализации как учащихся, так и педагогов, выступающую как контекст становления и развития их личностей» [2, с. 9].

Необходимо отметить, что важное влияние на формирование толерантности оказывают индивидуальные особенности обучающегося: уже имеющиеся у него моральные устои поведения, этические установки, интеллектуальная развитость, уровни развития психических процессов. Важным фактором является и наличие у обучающегося

личного опыта взаимоотношений с представителями других социальных групп, а также развитие его природных и духовных способностей.

Таблица 1_

Специальные курсы и дискуссионные клубы

Мероприятия по правовому воспитанию

Классные часы, направленные на формирование толерантности

Мероприятия

«Терпимость как добродетель». «Уроки нравственности». «Справедливость и сочувствие». «Что такое порядочность». «Мы - разные». «Основы физиогномики».

«О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления».

«Ты не прав, если ты не знаешь прав». «Незнание законов не освобождает от ответственности». «Мои права - мои обязанности». Деловая игра «Я и мои права». Деловая игра «Учусь договариваться». Игра « Переговоры». Игра-викторина «Я имею право»._

Ежегодные праздники и фестивали

Праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России

Проведение тематических родительских собраний

Конкретизация мероприятий

«Что такое толерантность?» «Толерантное общение». «Толерантная личность». «Толерантность к другим: учимся сочувствию».

«Я представитель народа, гражданин России».

«Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

«О доблести, добре и красоте». «Движение к взаимопониманию». «Что значит уважать другого». «Добрые отношения с друзьями». «Зачем человеку нужны друзья». «Конфликты в коллективе и способы их разрешения».

«Конфликтный человек: за и против». «Правила доверия». «Мы граждане великой страны с великим прошлым». «Юный патриот». «Я - гражданин мира». «Школа - пространство толерантности».

16.11. -Международный день Толе рантности.

Выставка «Толерантность» (школьная библиотека).

Выпуск газеты «Неделя толерантности».

Игра с использованием ИКТ «Лучший знаток толерантного поведения». Презентация проекта «Дерево толерантности».

Фестиваль «Мы - разные». Фестиваль «Раскрасим мир по-новому». «Фестиваль «Дружат люди всей Земли» Конкурс рисунков «Мой толерантный мир».

Конкурс плакатов «Мой толерантный мир».

Фотоконкурс «Мой толерантный мир». Фотовыставка «Доброта спасет мир». Коллективное изготовление плаката «Мы разные, но мы вместе!» «Вечер дружбы»

«Георгиевская ленточка». «Солдат войны не выбирает». Поздравления и встречи с ветеранами ВОВ, театрализованные конкурсы военной и солдатской песни, смотры строевых песен, проведение Дней воинской славы России.

«Как воспитать толерантного человека?»

«Подросток и религиозные секты». «Терпимость как добродетель». «Преодоление отчужденности». «Счастье, как результат взаимопонимания».

Формирование позитивного национального самосознания, то есть уважение себя и других, вос-

питание способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации в воспитательной работе должно начинаться с обучения учащимися их прав и обязанностей, с поощрения к защите прав других. Отсутствие должного правового воспитания может рассматриваться как серьезная проблема профилактики экстремизма в школе.

Повышению у обучающихся социальной компетентности, способности к сочувствию, состраданию, снижению у них предубеждений в межличностном общении способствует творческая атмосфера в школе и классе, совместная деятельность учащихся, различные формы организации внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде, по формированию межэтнической толерантности, по изучению истории, культуры, ценностей и традиций народов России и мира, по проведению этнокультурных и межнациональных мероприятий, по организации тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры народов нашей страны. Система работы с обучающимися должна иметь четкую структуру, мероприятия, проводимые в рамках такой деятельности, должны соответствовать утвержденным программам (планам) школы.

Примерная Программа воспитательной работы по формированию толерантности у обучающихся в рамках воспитывающей среды общеобразовательной организации во внеурочной деятельности может выглядеть так (табл.1).

В заключение хотелось бы отметить, что педагоги и родители должны осознавать степень ответственности за воспитание детей. Конечно, формирование толерантности происходит в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в процессе первичной социализации в школе. Поэтому в период становления обучающихся воспитывающая среда школы играет огромную роль, именно школа должна стать настоящим институтом социализации, а формирование толерантности у обучающихся - необходимостью целенаправленной и систематической воспитательной работой.

Литература

1. Зубова Е.И. Развитие воспитывающей среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.И. Зубова. - Москва, 2015. - 172 с.

2. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации: учебное пособие / М.П. Нечаев. - М.: АСОУ, 2017. - 148 с.

3. Рогова Н.Н. Педагогические условия формирования толерантности у учащихся в школах с многонациональным составом : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Рогова. - Йошкар-Ола, 2010. - 26 с.

4. Сухомлинский В.Ф. Мудрая власть коллектива. - М. : Мол. гвардия. - 1975. - 240 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования (Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897).

6. Современная российская политика: институты, процессы, технологии / Егоров В.Г Абрамов А.В., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Ермаков Д.Н Зозуля О.А., Клементьев Д.Ю., Козьякова Н.С Петросян Э.Б., Постников Н.Д., Сидоров Д.В Федорченко С.Н. Москва, 2016.

7. Государственная политика и управление / Абрамов А.В., Егоров В.Г., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Зозуля О.А., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Москва, 2018.

The potential of educational environment in formation of tolerance among students in a modern multinational school

Zubova E.I., Nechaev M.P.

Academy of Social Management

The article deals with the important problem of using the potential of the educational environment of a General educational organization in the formation of tolerance among students in a modern school. The topical issues of tolerance education in students are analyzed.

It is noted that tolerance is one of the problems that is not solved pragmatically, tolerance should not be taught directly, you can only create conditions for its development. Theoretical research in the field of education of tolerance among students can be successfully implemented in the practice of educational organizations by means of creating a tolerant educational environment. It is the educational environment of a General educational organization that can have an indirect impact on the student, because interaction with this environment leads to the development of personal qualities of students.

As methodical recommendations the Approximate program of educational work on formation of tolerance at trained within the educational environment of the General educational organization in extracurricular activity is given.

Key words: tolerance; upbringing environment; conversational approach; socio-psychological approach.

References

1. Zubova E.I. The development of the educational environment of

the general educational organization in conditions of social diversity: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / E.I. Zubova. -Moscow, 2015. - 172 p.

2. Nechaev, M.P. Management of the educational process in a general education organization: a tutorial / M.P. Nechaev. - M .: ASOU, 2017. - 148 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rogova N.N. Pedagogical conditions for the formation of tolerance among students in schools with a multinational composition: author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / N.N. Rogov. - Yoshkar-Ola, 2010. - 26 p.

4. Sukhomlinsky V.F. The wise power of the collective. - M.: They

say. guard - 1975. - 240 p.

5. Federal State Educational Standard of Basic General Education

(Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 No. 1897).

6. Contemporary Russian politics: institutions, processes, technologies / Egorov V.G., Abramov A.V., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Ermakov D .N., Zozulya O.A., Klementyev D.Yu., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Postnikov N.D., Sidorov D.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2016.

7. State policy and management / Abramov A.V., Egorov V.G., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Zozulya O.A., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Fedorchenko S.N., Fedorchenko L.V. Moscow, 2018.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.