УДК 376.6 С. А. ФАДЕЕВА
главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор
Москва
SVETLANA A. FADEEVA
Chief Researcher of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Professor
Moscow
Потенциал воспитательной системы как механизма коррекции образа жизни Ф несовершеннолетних осужденных Ф
The potential of the educational system as a mechanism for correcting the lifestyle of juvenile prisoners
Аннотация. В статье раскрываются особенности проектирования воспитательной системы для несовершеннолетних осужденных, ее компоненты и их влияние на образ жизни воспитанников. Особое внимание уделяется актуальности построения воспитательных систем в условиях пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних и роль в этом процессе педагогического состава.
Ключевые слова: воспитательная система, теория воспитательных систем, образ жизни, компоненты воспитательной системы, воспитательная система колонии.
Abstract. The article discusses the features of designing an educational system for juvenile convicts, its components and their impact on the lifestyle of students. Special attention is paid to the relevance of designing educational systems in the conditions of a penal institution for minors and the role of the teaching staff in this process.
Key words: educational system, theory of educational systems, lifestyle, components of the educational system, educational system of a colony.
Теория воспитательных систем занимает уникальное место в методологии педагогики и педагогической практике. Воспитательная система в
современном понимании рассматривается, прежде всего, с позиций научной школы академика Л. И. Новиковой, хотя ее истоки исследователи обнаруживают в
64
[email protected] www.or.fsin.su
теории и практике воспитательного коллектива А. С. Макаренко. При наличии воспитательной системы главной ее целью становится личность воспитанника и ее развитие, а коллектив может повлиять на личностный рост каждого воспитанника.
Если коротко остановиться на сущности воспитательной системы и отличии ее от схожих, на первый взгляд, терминов -«система воспитания» [1]*, «система воспитательной работы» [1]**, следует обратить внимание на устоявшееся определение данного явления. Л. И. Новикова писала, что воспитательная система - более широкое понятие и «включает несколько подсистем: исходную концепцию, блок воспитательных целей, общность людей (взрослых и детей), их реализующих, деятельность тех и других, направленную на реализацию целей, сеть отношений, складывающуюся между участниками этой деятельности, ту часть окружающей среды, которая освоена ею в процессе реализации принятых целей. Включает она и блок управления процессом своего становления и развития...» [2].
Одним из известнейших образцов воспитательной системы, созданным в русле парадигмы Л. И. Новиковой, является школа воспитания В. А. Караковского, который стал применять методику коллективного творческого воспитания (комму-нарскую методику). Его воспитательная система, представленная на теоретико-методологическом и практическом уров-
*Система воспитания - это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом, либо в рамках какой-то социальной организации (система воспитания в исправительных колониях), либо в пределах целого государства на определенном этапе его развития (система воспитания в СССР).
**Система воспитательной работы - это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели.
не, была ориентирована на ценности практического гуманизма, когда ведущей идеей стала ориентация на личность воспитанника, его интересы и способности. Если в коллективе функционирует воспитательная система, среди реальных воспитательных результатов можно наблюдать:
- изменение потребительской позиции на созидательную;
- рост самостоятельности и готовность к решению жизненных задач;
- желание проявить себя в различных видах деятельности;
- дальнейшее транслирование детьми вновь присвоенных смыслов и ценностей.
Известный ученый-исследователь С. Д. Поляков подчеркивает интегратив-ность воспитательных воздействий в условиях воспитательной системы, когда для реализации педагогических целей объединяются все воспитательные средства, действия, факторы, организационные формы. Он утверждает, что, несмотря на частое использование понятия «воспитательная система образовательной организации» в классической теории воспитания, им «охватывается только особый, достаточно высокий уровень организации и реализации социального воспитания.» [3]. Еще один взгляд представлен доктором педагогических наук Е. Н. Степановым, который также уделяет значительное внимание изучению сущности и основных компонентов воспитательной системы школы и класса, исследуя теоретические и методические основы моделирования и построения воспитательных систем [4]. Автор многочисленных работ в области воспитания А. В. Гаврилин глубоко изучил теорию и практику гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике, выделив, в частности, направленность на освоение полиэтнической культуры как
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020
65
необходимую составляющую концепции системы [5]. Но наибольший вклад в развитие теории, методологии и популяризацию практики воспитательных систем внесли последователи и ученики Л. И. Новиковой, составившие «ядро» Центра теории воспитания Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» под руководством Н. Л. Селивановой (Л. В. Алиева, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов и другие).
Итак, воспитательная система образовательной организации - широко известное в педагогической среде явление. Для нас важно подчеркнуть, что многие авторы убеждены в возможности создания воспитательной системы в учреждениях любого типа и вида. Как утверждают ученые, непреходящая ценность воспитательной системы в том, что она применима «к любой общественной институции - будь то образовательное учреждение, спортивный клуб, детское общественное объединение, исправительно-трудовое учреждение и т. д. - на базе которого ставится задача выращивания "организма" воспитательной системы» [6]. Мы предполагаем, что воспитательную систему можно рассматривать как эффективный механизм коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных. При этом учитываем концептуальные положения исследователя Е. В. Боровской о том, что образ жизни (как чередующиеся во времени формы поведения, деятельности, общения и отношений, а также способы взаимодействия индивидуума со средой) может быть представлен, с одной стороны, в качестве доступного для коррекции условия становления личности ребенка, с другой стороны, сам является необходимым условием формирования и развития личности [7].
Рассмотрим основные аспекты создания и функционирования воспитатель-
ной системы в учреждениях пенитенциарной службы.
Если обратиться к методологии педагогики В. В. Краевского и Е. В. Бережновой, которые представляли систему как «целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие» и к обязательным характеристикам системы относили наличие состава элементов, в нее входящих, их структуры и функций [8], то можно определить воспитательную систему колонии для несовершеннолетних осужденных как социально-педагогический конструкт, включающий единство определенных компонентов.
Опираясь на теорию воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и другие), выделим компоненты, применимые к моделированию системы в условиях воспитательной колонии. Так, одним из главных компонентов является наличие концептуальной идеи (совокупности идей), описывающей сущность организации воспитания в колонии для несовершеннолетних. Ключевая идея может опираться на теоретические положения классической и современной педагогики, суждения о воспитании известных ученых и исследователей в той мере, в которой это «родственно» организаторам воспитательного процесса и условиям, в которых он протекает. Концептуальная идея связана с целевыми установками воспитательной системы колонии как предполагаемыми результатами воспитания, при этом блок целей и задач должен опираться на реальные условия, быть актуальным и прогностичным для данного учреждения и быть обеспечен инструментарием для оценки результативности их достижения. Реализация целей может происходить в системообразующей деятельности (она соответ-
66
[email protected] www.or.fsin.su
ствует целям системы, носит отчетливо выраженный воспитывающий характер, воспитатели хорошо владеют способами организации этой деятельности, она значима или привлекательна для большинства воспитанников, имеются материально-технические предпосылки для ее реализации), которая может сплотить в единый воспитательный коллектив всех субъектов, в ней участвующих. Следует особо подчеркнуть высокую вероятность реализации и эффективности методики коллективной творческой деятельности (истоки которой в применяемой методике воспитания «трудных» А. С. Макаренко) в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных, именно она может выступать основной организационной формой, через которую будет осуществляться содержание воспитания (при этом направления деятельности могут быть различными - общественно-полезная, познавательная, трудовая, творческая, досуговая, спортивная и другие). Еще один компонент - отношения: между субъектами воспитания - внутренние и отношения внешние - взаимодействие со средой (важны характер и особенности взаимодействия с внешней средой). Наконец, спецификой воспитательной системы колонии определяется особенность управления ею. Но если в концепции В. А. Караковского это управление, прежде всего, косвенное и осуществляется оно через создание условий, побуждающих воспитанника к саморазвитию, то в условиях учреждения пенитенциарной системы административно-управленческие акценты смещаются: управление развитием воспитательной системой колонии больше «линейное», происходит преимущественно через запреты и распоряжения, хотя благоприятные условия для воспитания и развития несовершен-
нолетних, безусловно, также создаются. Специфика управления воспитательной системой в данной организации предписывает, скорее всего, определение типа такой системы, как нормативно-гуманистического (развитая система санкций, высокая значимость воспитанника в будущем и прочее) либо авторитарного (реализация функционального предназначения воспитанника, контроль внешний и внутренний и прочее) [9]*. По-иному данный тип воспитательной системы можно определить как административный (В. М. Басова), он создается на основе спущенных сверху указаний, в которых определяются границы дозволенного для всех субъектов воспитания [10].
Кроме того, в известном присущем теории воспитательных систем глоссарии, можно выделить понятия, которые также смогут характеризовать воспитательную систему учреждения пенитенциарной системы. Это «традиции» как формы жизни и нормы поведения, сохраняющиеся в группе, организации, коллективе в течение длительного времени; это «ключевые дела» - годовой цикл дел, общих для всей воспитательной колонии (для воспитателей и воспитанников), в разработке которых, а также в проведении и итоговой рефлексии участвует весь коллектив; это «коллективное творческое дело» (И. П. Иванов).
Известные и описанные в научной литературе функции воспитательной системы также имеют потенциал реализации в учреждении для несовершеннолетних осужденных:
- развивающая функция как способность системы стимулировать положительные изменения в личности воспитанника, развитие навыков организации
*Типология М. В. Воропаева, основанная на разной степени «ценностной окраски» отношения к личности воспи-
танника.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020
67
жизни на основе нравственных ценностей и смыслов;
- интегрирующая функция системы -это соединение в целостность разных воспитательных воздействий на воспитанника (единство методов, форм и средств воспитания), прогнозирование его успешной ресоциализации;
- регулирующая функция заключается в упорядочении педагогических процессов и их комплексное влияние на развитие способностей несовершеннолетних к конструктивному разрешению конфликтов, самоанализу и рефлексии;
- защитная функция воспитательной системы направлена на повышение уровня социальной защищенности несовершеннолетних осужденных, нейтрализацию деструктивных влияний в среде осужденных;
- компенсирующая функция способствует восполнению недостатка участия семьи и социума в жизнедеятельности воспитанника;
- корректирующая функция заключается в возможности системы производить педагогически целесообразную коррекцию поведения воспитанника, формировать социально одобряемые и ассертивные модели поведения.
Представим в сравнении обобщенные характеристики воспитательной системы организации общего образования (как более близко подходящей по возрастным рамкам к воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных) и характеристики особенные, прогнозируемые при моделировании именно воспитательной системы пенитенциарного учреждения (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики воспитательной системы, типичные для образовательной организации
Основные характеристики, присущие вероятностной воспитательной системе пенитенциарного учреждения
- гуманистическая стратегия воспитания;
- цели воспитания личностно значимые для воспитателей и воспитанников;
- сохранение традиций жизнедеятельности;
- рациональная и эстетическая организация среды;
- гуманистический характер педагогической практики, ориентированной на личность воспитанника, ее развитие;
- организация совместной жизнедеятельности педагогов и детей, которая строится
на основе ценностно-ориентированных отношений и носит воспитывающий характер;
- наличие единого воспитательного коллектива и упорядоченность его жизнедеятельности (при сохранении зон «хаоса»);
- наличие своей субкультуры в организации;
- наличие опыта самореализации воспитанников.
- регламентированная система воспитания;
- наличие целей воспитания, сообразных условиям учреждения;
- сохранение традиционного уклада пенитенциарной системы в целом и деятельности конкретной колонии;
- рациональная организация среды;
- нормативно-гуманистический и/или авторитарный характер практики воспитания, ориентированный на исправление и коррекцию поведения воспитанника;
- организация жизнедеятельности воспитанников, которая носит воспитывающий и профилактический характер;
- высокая требовательность к воспитаннику;
- упорядоченность жизнедеятельности коллектива, нормы поведения заданы «сверху»;
- наличие субкультуры в колонии;
- динамика правонарушений;
- удовлетворенность запроса на разные виды активности.
68
[email protected] www.or.fsin.su
Системный подход как максимально обеспечивающий порядок и целостность всех воспитательных воздействий различных подразделений колонии осуществляется во многих учреждениях данного типа, прежде всего он направлен на достижение цели исправления воспитанников и профилактику совершения новых преступлений. Однако понимание такой научной категории, как «воспитательная система» и ее описательные характеристики, в практическом воплощении ограничиваются, как правило, констатацией функционирования «системы воспитательной работы» как комплексом взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели, либо взаимосвязанностью компонентов педагогического процесса (обучения, воспитания, развития, ресоциализации и других).
Безусловно, что система воспитательной работы регламентирует многие процессы воспитания в своей мере, однако наивысшим уровнем организации воспитания для несовершеннолетних по-прежнему остается именно воспитательная система.
Организация воспитания в учреждениях пенитенциарного типа (а именно в воспитательных колониях) на основе моделирования и реализации воспитательной системы сможет упорядочить и переосмыслить методы работы с воспитанниками по профилактике противоправного поведения, педагогические средства, способствующие развитию мотивации осужденных к исправлению, а также определить точные критерии мониторинга воспитательного процесса и результата самодвижения воспитанников на пути исправления. ф
1. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. 2-е изд. М. : Педагогическое общество России, 2002. 33 с.
2. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2010. 349 с.
3. Поляков С. Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Т. 5. 2016. вып. 3 (19). С. 260-269. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-260-269.
4. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса : учебно-методическое пособие. М. : Творч. центр Сфера, 2004. 222 с.
5. Гаврилин А. В. Теоретические основы концепции воспитательной системы полиэтнокультурной школы // Альманах «Этнодиалоги». 2016. № 2. С. 198-205.
6. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В., Степанов П. В. Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=28970] (дата обращения: 16.06.2020).
7. Боровская Е. В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород : НГПУ, 2009. 22 с.
8. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие / под ред. В. В. Краевского, Е. В. Бережновой. 2-е изд. М. : Академия, 2008. 400 с.
9. Воропаев М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 47 с.
10. Воспитательные системы школы // Педагогика: теория и практика : [сайт]. URL: http://www.bravoschool.ru/platigs-763-2.html (дата обращения: 16.06.2020).
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020
69
1. Compiled by Stepanov, P. V. (2002) Dictionary-reference on the theory of educational systems. 2d edition Moscow : Pedagogical Society of Russia, 33 p.
2. Novikova, L. I., ed. by Selivanova, N. L., Mudrik, A. V.; compiled by Sokolova, E. I. (2010) Pedagogy of education: Selected pedagogical works. Moscow, 349 p.
3. Polyakov, S. D. (2016) Fundamental Principles of Pedagogical and Psychological Theories of Social Education // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. Vol. 5, 3 (19), pages 260-269. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-260-269.
4. Stepanova, E. N. (2004) For teachers: on the educational system of the school and class : a teaching aid. M. : Creat. Center Sphere, 222 p.
5. Gavrilin, A. V. (2016) Theoretical foundations of the educational system concept in a multiethnic school // Almanac «Ethnodialogues». 2, 198-205.
6. Grigoryev, D. V., Kupriyanov, B. V., Stepanov, P. V. Management of the development of the educational system of an educational institution. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=28970] [Accessed 16th June 2020].
7. Borovskaya, E. V. (2009) The lifestyle of a schoolboy as a condition for the formation of his personality: abstract of the thesis ... of Candidate of Psychology. N. Novgorod : Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 22 p.
8. Ed. by Kraevsky, V. V., Berezhnova, E. V. (2008) Pedagogy Methodology: A New Stage : A Training Manual. 2d edition Moscow : Academia, 400 p.
9. Voropaev, M. V. (2003) Theoretical foundations of building a typology of educational systems : abstract of the thesis ... of Dr. of Pedagogy. Moscow, 47 p.
10. Educational systems of the school // Pedagogy: theory and practice: [site]. URL: http://www. bravoschool.ru/platigs-763-2.html [Accessed 16th June 2020].
70
[email protected] www.or.fsin.su