Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Гусейн Мусаевич, Гамзаева Мадина Вагидовна

В статье автором раскрыт потенциал творческой деятельности студентов в развитие их профессиональных навыков в процессе обучения в вузе. В настоящее время современному обществу необходимо постоянно решать проблемы в различных сферах жизни, в том числе производстве и образовании. Для формирования профессиональных навыков студентов вузов, очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Перспективным направлением для решения этой задачи можно считать использование в процессе обучения студентов различного рода творческих заданий. Задача преподавателя вуза на каждом занятии мотивировать каждого студента активно относиться к учебному процессу, сформировать у него потребность самостоятельно учиться. Раскрыты такие методы активизации образовательного процесса как творческая проблемная лекция, дискуссию и кейс-метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Гусейн Мусаевич, Гамзаева Мадина Вагидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL SKILLS BY MEANS OF ACTIVE TEACHING METHODS

In the article, the author reveals the potential of creative activity of students in the development of their professional skills in the process of studying at the university. At present, modern society needs to constantly solve problems in various spheres of life, including production and education. For the formation of professional skills of university students, it is very important to apply modern technologies, active teaching methods that develop the personal, cognitive, and communicative activity of students in the learning process. A promising direction for solving this problem can be considered the use of various types of creative tasks in the process of teaching students. The task of the university teacher at each lesson is to motivate each student to actively relate to the educational process, to form the need for him to learn independently. Such methods of activating the educational process as a creative problem lecture, discussion and case method are revealed.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Магомедов Гусейн Мусаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Гамзаева Мадина Вагидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье автором раскрыт потенциал творческой деятельности студентов в развитие их профессиональных навыков в процессе обучения в вузе. В настоящее время современному обществу необходимо постоянно решать проблемы в различных сферах жизни, в том числе производстве и образовании. Для формирования профессиональных навыков студентов вузов, очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Перспективным направлением для решения этой задачи можно считать использование в процессе обучения студентов различного рода творческих заданий. Задача преподавателя вуза на каждом занятии мотивировать каждого студента активно относиться к учебному процессу, сформировать у него потребность самостоятельно учиться. Раскрыты такие методы активизации образовательного процесса как творческая проблемная лекция, дискуссию и кейс-метод.

Ключевые слова: потенциал, творчество, деятельность, студенты, развитие, профессиональные навыки,

вуз.

Annotation. In the article, the author reveals the potential of creative activity of students in the development of their professional skills in the process of studying at the university. At present, modern society needs to constantly solve problems in various spheres of life, including production and education. For the formation of professional skills of university students, it is very important to apply modern technologies, active teaching methods that develop the personal, cognitive, and communicative activity of students in the learning process. A promising direction for solving this problem can be considered the use of various types of creative tasks in the process of teaching students. The task of the university teacher at each lesson is to motivate each student to actively relate to the educational process, to form the need for him to learn independently. Such methods of activating the educational process as a creative problem lecture, discussion and case method are revealed.

Keywords: potential, creativity, activity, students, development, professional skills, university.

Введение. В настоящее время обществу требуются креативные личности. Люди, обладающие развитым творческим мышлением наиболее востребованы во всех профессиях. Образование стремится воспитывать и это качество у учащихся, создаются новые требования к результатам обучения и методам. Вследствие введения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования возрастает важность применения методов, технологий, педагогических средств, обеспечивающих формирование навыков. Для формирования профессиональных навыков студентов высшего образования, очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Перспективным направлением для решения этой задачи можно считать использование в процессе обучения студентов различного рода творческих заданий.

Изложение основного материала статьи. В последнее время в процессе формирования профессиональных навыков студентов, и не только, «все большую актуальность приобретают понятия «креативная личность», «креативная деятельность», «креативные способности»» [7, с. 123].

Сейчас они довольно часто используются в современных педагогических литературных источниках. Вместе с тем, следует отметить, что эти понятия имеют весьма важное практическое содержание.

При традиционном обучении преподаватель играл ключевую роль в учебном процессе, являлся основным транслятором знаний и выполнял среди прочих и контролирующую функцию. Студент играл довольно пассивную роль, воспринимал и запоминал переданную ему информацию, не взаимодействуя при этом с другими обучающимися. Смена знаниевой парадигмы образования, целью которой была передача знаний, формирование умений и навыков, на компетентностную модель, целью которой является формирование компетенций, привела к смене ролей участников внутри учебного процесса.

Учение является основным, ведущим видом деятельности студента, поскольку при этом и он и вуз решают общие задачи: подготовка к профессиональной деятельности, успешное и активное участие в ней с целью достижения максимальных результатов как для личностного роста.

Процесс мотивации студентов колледжа к целенаправленному и эффективному, с точки зрения дальнейшего трудоустройства и успешного продвижения по карьерной лестнице, обучению и, при этом, развития мышления, в том числе, отношение к учению, развитию логики мышления и творческого мышление можно определить понятием «активизация».

Задача преподавателя вуза на каждом занятии мотивировать каждого студента активно относиться к учебному процессу, сформировать у него потребность самостоятельно учиться.

В педагогическом энциклопедическом словаре «понятие «активность» описывается как важнейшая черта, проявляющаяся в способности «изменить окружающую действительность соответственно собственными целям, взглядам и потребностям».

Н.А. Норенкова, определяет активность студентов как своего рода «пусковой механизм», и как один из наиболее важных результатов образовательного процесса» [8, с. 14]. Устремлённость к успеху в жизни, в работе, проявление интереса к чему-то новому в учёбе, профессии, установка на обязательное решение постоянно усложняющихся задач в процессе обучения, готовность к преодолению противоречий между учебными и жизненными проблемами и представляет собой «пусковой механизм» личности каждого

студента. Эти проявления личности, взаимно друг друга обусловливая, в определённом смысле определяют начало процесса обучения и учебного познания. В результате этого процесса можно определить активность как сформированный интерес к конкретной области деятельности и знаний, устойчивую потребность, как способность и стремление к самообразованию и саморазвитию, как навыки к самоорганизации личности в процессе её жизнедеятельности.

Внешняя (моторная) активность, может быть весьма просто выявлена опытным преподавателем. Это связано с тем, что ее признаки ярко выражены - студент на занятиях активен и продуктивно выполняет задания и решает задачи, поставленные преподавателем, в указанные сроки.

Особенность внутренней (мыслительной) активности - это высокое напряжение мыслительной деятельности. Стремление студента понять суть излагаемого материала и успешные попытки справиться с заданиями по ранее изученному алгоритму. Эти студенты потенциально способны вносить что-то новое в способы выполнения предложенных им заданий.

Студенто-ориентированный подход ставит личность обучающегося во главу угла. Студент из объекта обучения переходит в субъект обучения и принимает на себя ответственность за продвижение по курсу обучения. Преподаватель наравне с другими обучающимися начинает играть роль помощника в формировании компетенций и делит контролирующую функцию с другими участниками. В.И. Блинов считает, что при таком подходе «результаты обучения связаны с достижениями обучающегося, а не с намерениями преподавателя, выражением которых являются цели обучения».

Е.А. Ефимова отмечает, что «креативность становится важным качеством личности, обеспечивающим ей успех в профессиональной и иных видах деятельности». По ее мнению «в современной психологии креативность (от слова «креацио» - создание, сотворение) рассматривают как характеристику творческого потенциала личности» [5, с. 23-24].

В нашем случае, так как речь идёт о формировании и закреплении профессиональных навыков студентов вуза через решение творческих задач, это способность студента обнаружить, идентифицировать, сформулировать проблему и предложить, варианты её решения, в том числе, возможно, нестандартные. Таким образом, можно предположить, что творческая деятельность студентов образовательных организаций высшего образования может считаться одним из главных инструментов развития их креативности в процессе обучения.

Исследование потенциала творческой деятельности позволяет раскрыть ее особенности. С точки зрения Е.А. Ракитиной, к основным особенностям отличия творческой деятельности в процессе формирования профессиональных навыков от всех других видов образовательной деятельности являются:

«- во-первых, в творческой деятельности всегда обнаруживается стремление выражать и обозначать сущность неизвестного при помощи известного;

во-вторых, необходимость измерять все то, что может быть измерено, указывать численное соотношение изучаемого и известного;

в-третьих, всегда обозначать место изучаемого в системе известного» [10, с. 65-69].

Следует отметить, что результатами творческой деятельности студентов, как правило, являются определённые документы: чертежи, таблицы, графики, а также текстовые документы, например методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, содержащие все вышеперечисленные документы.

Мотивационная составляющая безусловно является, как было отмечено выше, своеобразным «пусковым механизмом», определяющим дальнейшие действия обучающегося. При весьма высокой мотивации студент может решать достаточно сложные проблемы.

Наличие у студента вуза не только, так как это область психологии, способности к дивергентному мышлению, позволит ему весьма эффективно генерировать перспективные идеи, выдвигать интересные гипотезы, успешно решать кейсы, активно и, в тоже время, продуктивно участвовать в дискуссиях.

Таким образом, можно констатировать, что мотивация и дивергентное мышление (креативность) -психологические качества обучающихся, наличие которых у них позволит им достичь высоких результатов не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

В тоже время, можно предположить, что эти качества, без наличия у студента определённого уровня творческого мышления, желательно достаточно высокоразвитого, будут, весьма вероятно, не очень эффективны.

Тем не менее, мотивация обучающихся преподавателем на участие в творческой деятельности: олимпиады, студенческие научно-исследовательские и научно-практические конференции по специальности, конкурсы профессионального мастерства, региональные соревнования WorldSkills Russia безусловно будет способствовать росту их интеллектуальной и профессиональной активности.

Методические особенности формирования и закрепления профессиональных навыков студентов посредством творческих задач.

Одним из компонентов создания условий по повышению уровня профессиональных навыков студентов вузов и для достижения положительной динамики развития учебного процесса можно рассматривать активное привлечение обучающихся к творческой, научно-практической деятельности.

Возможные варианты активизации творческой работы студентов. Например, это может быть внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения, увеличение количества часов в учебном плане образовательной организации на самостоятельную работу студентов, мотивация обучающихся возможными материальными бонусами при достижении ими определённых успехов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

В педагогической практике находят свое применение разнообразные творческие методы активизации учебного процесса.

Мозговая атака (мозговой штурм) является коллективным неимитационным методом поиска, отбора новых альтернативных идей, путей решения задач и активизацию творческих мыслей. Целью мозговой атаки является поиск разных предложений в условиях ограниченного времени (около 20-40 минут), повышение производительности труда. Использование данной технологии предусматривает свободное выдвижение мыслей, идей всеми участниками процесса, отсутствие критики, благоприятная дружелюбная атмосфера, непредсказуемость ассоциаций, возникающих по конкретной разрабатываемой теме, неординарность высказываний.

Можно выделить следующие методы и формы организации самостоятельной работы студентов:

- «игровые технологии, которые организуют учебный процесс в форме разыгрывания ролевых ситуаций» [1, с. 52];

- «деловая игра - взаимодействие обучающихся, имитирующее те или иные практические ситуации профессиональной деятельности (модель принятия решений)» [3, с. 90].

Главной целью учебной деловой игры является выявление уровня теоретических знаний или практических умений, выявление уровня умения решать проблемы. Проектировочные деловые игры направлены на развитие умений составлять план (работы, действий и т.д.). Исследовательские деловые игры могут помочь в прогнозировании различных вариантов развития ситуации. Исследовательские деловые игры могут ответить на вопрос «что будет, если...?». Их используют для проведения анализа какой- либо проблемы, темы. Главной целью итоговой деловой игры является комплексная проверка с последующей оценкой уровня подготовки студентов по изученной ранее теме, разделу, модулю и т.д.

Весьма эффективным методом активизации образовательного процесса является творческая проблемная лекция. Студентам необходимо творческое размышление, возможно, интуиция, чтобы найти верный ответ. В проблемной лекции «знание представляет собой нечто неизвестное для студента. Информации, которая стала личностным открытием, запоминается намного быстрее» [9, с. 78-79].

Когда речь идет об активном обучении, то самостоятельная деятельность студентов трактуется в качестве одного элемента, одного принципа организации обучения.

Для повышения заинтересованности в учебном процессе также целесообразно использовать дискуссию, задача которой выявить различные мнения студентов, возникшие при изучении темы. В ходе дискуссии рождается истина.

Программа и регламент управляемой дискуссии должен иметь следующие обязательные компоненты:

- цели;

- очерёдность выступлений;

- лимит времени на доклад.

Эффективным будет использование на занятиях в вузе «творческого диалога» [3, с. 4-6]. Суть метода состоит в том, что преподаватель задаёт студентам несколько вопросов, и мотивирует их на их обсуждение и поиск возможных решений. Студенты сами делятся на мини-группы, и начинают дискутировать по поставленным вопросам. По истечении определённого времени преподаватель возвращается, и вся аудитория слушает сообщение одного из студентов об итоге дискуссии.

Студент должен выбрать один или несколько правильных, с его точки зрения вариантов из списка возможных действий, имеющихся в конце каждого описания проблемы. Используя представленный список вариантов решения проблемы студенты могут представить себе способы разрешения ситуации, а также последствия принятия ими неправильных решений, что поможет научить из различать ошибочные варианты от верных, и сориентироваться в различных ситуациях. Кроме этого, они должны проявить убежденность самого студента, в них должен быть вложен его собственный опыт. Затем все его участники рассылают свои работы всей группе. Они должны включать в себя ссылки на литературу и другие источники по поставленной проблеме.

На семинаре, в течение 10-15 минут докладчик должен доказать о важность и ценность своих утверждений. Затем проходит свободная дискуссия всей группы участников семинара по каждому докладу. Если группа не приходит к единому мнению, то предполагается продолжение семинара на следующий день.

Эффективным будет использование на занятиях в вузе метода «Студия активного случая». Метод предполагает подготовку студентами реального творческого проекта, для улучшения работы подразделения образовательной организации. По результатам анализа полученной информации составляется подробный отчёт о положении в классе и предлагаются варианты и способы ее возможного улучшения. Ю.В. Козырев отмечает, что «данный метод целесообразно применять, когда группа студентов имеет достаточное количество знаний в области проектирования и техники анализа» [6, с. 60-61].

Рассмотрим ещё один перспективный метод. «Кейс-метод» - это метод анализа конкретных ситуаций, который получил достаточно широкое распространение в последнее время.

Особенностью данной технологии является то, что у кейс-задачи нет одного конкретного решения. Скорее, она учит студентов анализировать ситуацию, находить особенности, выдумывать быстрый способ решения проблемы. Метод кейсов - это коллективная, командная технология. Преподаватели высшей школы могут использовать кейсы на различных стадиях обучения: при изучении нового материала, на этапе контроля усвоенного материала.

«Игровое проектирование» как метод активного обучения [4, с. 89-90].

В качестве примера это может быть, в частности методические разработки или конструирование.

Основные признаки данного метода:

- вначале студентам излагается какая-либо проблема (инженерная, конструкторская, исследовательская, методическая);

- далее студенты делятся на мини-группы, и каждая по независимо от других пытается решить поставленную проблему;

- методический совет, совместно с преподавателями - членами соответствующей предметно-цикловой комиссии проводят совещание, на котором, все мини-группы защищают разработанные ими варианты решения проблемы.

Подводя итог по методу кейсов (case-study) можно определить основные признаки метода:

1) метод кейсов предполагает наличие конкретных ситуаций, которые решаются в строго отведенное время;

2) предполагается разработка решения группами (группы могут и соревноваться между собой) или отдельными людьми;

3) решенные ситуации должны подвергаться коллективному обсуждению, публичной защите;

4) преподаватель оценивает результаты, подводит итоги (рефлексия).

Признаки, перечисленные нами, определяют эффективность использования технологии. Применение целесообразно тогда, когда рассматривается отдельная задача. Приведенные студентами варианты решения оцениваются либо количественно, либо оценивается более верный вариант.

По назначению в учебном процессе выделяют четыре вида ситуаций:

1) ситуация-проблема (сочетание причин, проблем из реальной жизни);

2) ситуация-оценка (показывает ситуацию, выход из которой уже найден);

3) ситуация-иллюстрация (поясняет сложную проблему, процедуру);

4) ситуация-упражнение (предполагает принятие очевидных, бесспорных решений, носят тренировочных характер).

Метод дискуссий - неимитационный метод проблемного обучения, направленный на более глубокое изучение проблемы, который обеспечивает интегрирование знаний студентов из различных областей. Обратимся к понятию слова «дискуссия».

Дискуссия - обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения.

Дискутирование по проблемной теме строится на возражении мнения собеседника и на обосновании своего собственного.

Результативность данного метода основывается на логичности суждений, умении аргументировать и доказывать свою позицию.

Выводы. В вопросе активизации учебной деятельности потенциал активных методов обучения различен: он зависит от выбора подходящего метода к определенной цели, от порядка использования, мастерства преподавателя, при использовании активных методов. При применении данных методов в группе студентов формируется положительный микроклимат, что, в свою очередь, создает обстановку свободного общения. В современных вузах говорят о необходимости повышении мотивации учения. Все чаще говорится о важности активной познавательной деятельности студента педагогического вуза, позволяющая развивать умение творчески мыслить, применяя в учебе и работе профессиональные навыки.

Итак, рассмотренные в статье творческие методы и формы активизации учебного процесса студентов вузов способствуют формированию и закреплению у них профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы по специальности.

Литература:

1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов / М.А. Антони // Психология обучения. - 2015. - № 12. С. 52.

2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг. - 2017. - № 1. С. 58-61.

3. Гайнеев Э.Р. Дуальный подход в подготовке студентов к чемпионату профессий WorldSkills / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 10. С. 89-90.

4. Герасимова Н.И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности / Н.И. Герасимова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 1. С. 24-25.

5. Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. С. 23-24.

6. Козырев Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач / Ю.В. Козырев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2016. - № 6. С. 60-61.

7. Низамов Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе / Р.А. Низамов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. - 278 с.

8. Норенкова Н.А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании / Н.А. Норенкова. - Челябинск, 2016. - 432 с.

9. Попова О.В. Использование активных методов обучения как средство формирования профессиональной компетентности студента колледжа / О.В. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. С. 78-79.

10. Ракитина Е.А. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах / Е.А. Ракитина, А.И. Попов // Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - № 1 (50). С. 65-69.

Педагогика

УДК 378.018.43

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический

университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль);

кандидат исторических наук, доцент Гурьянчик Виталий Николаевич

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СИМУЛЯКР?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы современного высшего образования, связанные с дистанционным обучением и использованием информационно-коммуникационных технологий. Охарактеризованы основные направления данного процесса, связанные с вынужденным переходом всей системы российского образования в дистанционный формат в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и внедрением онлайн-инструментов в систему образования. Авторы предлагают рассматривать современное дистанционное обучение, с одной стороны, как инструмент цифровой социализации обучающихся, а, следовательно, инновационный компонент образования, как ориентационный фактор модернизации системы образования. С другой стороны, огромный пласт проблем, вызванных вынужденным переходом на дистанционное обучение, высветил ряд недостатков, которые можно охарактеризовать как имитацию образовательной деятельности или образовательный симулякр. Авторы делают выводы об изменении роли преподавателя в процессе дистанционного обучения, а также выделяют преимущества и недостатки (барьеры) для студентов и педагогов в реализации образовательных задач.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновация, образовательный симулякр, парадигма образования, педагогическая деятельность, цифровизация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.