Научная статья на тему 'Использование современных методов обучения студентов вуза при изучении экономических дисциплин'

Использование современных методов обучения студентов вуза при изучении экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

В данной статье раскрывается опыт работы по решению проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки студентов современного вуза. Рассмотрены пути использования активных и интерактивных методов обучения в процессе изучения экономических дисциплин. Акцентируется внимание на таких методах обучения как различного рода лекции, дискуссии, деловые игры, метод кейсов и метод мозгового штурма, конкретизируются и приводятся примеры их использования в процессе профессиональной подготовки студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных методов обучения студентов вуза при изучении экономических дисциплин»

«Использование метода флуктуирующей асимметрии для оценки экологического состояния окружающей среды г Лянтора», «Несколько способов решения одного тригонометрического уравнения».

Долгосрочными были такие проекты, как «Треугольник» (рассчитанный на 0,5 года, 7 класс) и «Четырехугольник» (рассчитанный на 3 месяца, 8 класс).

При организации работы над проектом «Треугольник», на начальном этапе, каждой группе предлагается ознакомительная информация и дается проектное задание. Все задания разделены по темам:

1. Треугольник. Основные понятия и элементы.

2. Признаки равенства треугольников.

3. Равнобедренный треугольник.

4. Прямоугольный треугольник.

Результаты деятельности могут быть представлены на уроках, на школьном фестивале ученических проектов, научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Список литературы:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.

3. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М., 1994.

5. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© Лаврентьев С.Ю.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В данной статье раскрывается опыт работы по решению проблемы

повышения эффективности профессиональной подготовки студентов

* Доцент кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, кандидат педагогических наук.

современного вуза. Рассмотрены пути использования активных и интерактивных методов обучения в процессе изучения экономических дисциплин. Акцентируется внимание на таких методах обучения как различного рода лекции, дискуссии, деловые игры, метод кейсов и метод мозгового штурма, конкретизируются и приводятся примеры их использования в процессе профессиональной подготовки студентов вуза.

Одной из приоритетных задач современного вузовского образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития и формирования активной позиции каждого студента в учебном процессе. Поэтому современное образование ориентировано на использование так называемых активных методов обучения, создающих условия, имитирующие жизненные и производственные ситуации, в которых выпускник может оказаться с большой вероятностью в будущем.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» особое место отводится повышению эффективности профессиональной подготовки учащейся молодежи, всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, ее профессиональной мобильности и компетентности [2].

Проблема повышения эффективности профессиональной подготовки студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в теории и практике высшего профессионального образования. Так, в последнее время особенно актуальна проблема использования в современном вузе активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. В настоящее время для теоретиков и практиков образования, очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Как показывает изучение опыта работы вузов, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки [3, с. 3].

Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов, на современном этапе, является целенаправленное использование различных инновационных форм и методов обучения, так как рынок труда

требует конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, знаниями, умениями, навыками, высокой профессиональной компетентностью в избранной профессиональной деятельности.

Использование различных современных форм и методов в процессе профессиональной подготовки, позволяет вовлечь студентов в практические ситуации, возникающие в реальной педагогической деятельности, но не решаемые на основании применения традиционных технологий организации образовательного процесса. Безусловно, инновационные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности профессиональной подготовки будущих специалистов [1].

Кратко остановимся на некоторых из данных методов. В процессе исследования проблемы, в целях более эффективной профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, нами использовались такие методы интерактивного обучения как: лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги, деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, самооценки метод мозгового штурма и некоторые другие.

В современной педагогической литературе проблемная лекция характеризуется как такой способ монологического изложения преподавателем учебного материала, когда активное восприятие обеспечивается благодаря постановке проблемы в начале лекции и раскрытию ее решения в ходе лекции. Постановка проблемы побуждает обучающихся к мышлению, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, создает интерес к излагаемому материалу [5].

В соответствии с этим, нами были разработаны и апробированы лекции проблемного содержания, основным отличием которых от традиционной лекции является изложение теоретического материала в форме проблемной задачи, в условиях которой имеются противоречия, требующие решения. Методический эффект постановки проблемных вопросов на лекции заключался в формировании мышления студентов. Активность мышления студентов при этом повышалась, интерес к ожидаемому ответу преподавателя или к дальнейшему изложению лекции становился несравненно выше, чем при обычном ровном повествовании. Лектор публично демонстрировал процесс решения мыслительной задачи, проводил мысленный анализ поставленной перед аудиторией проблемы на глазах самой аудитории. Сам по себе пример такого наглядного показа акта научного мышления ценен для обучения студентов навыкам мыслительных действий. Но самым поучительным для них явилось само рассуждение, его ход и результат. Студенты воочию убеждались, как из непонятного силой мышления выводится понятное, как из вопроса возникает ответ, каким путем решается проблема, казавшаяся только

что неразрешимой. Студентам был интересен сам процесс мыслительного поиска ответа на проблемные вопросы по дисциплине «Менеджмент»: власть и основные формы ее реализации; личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики; проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия; области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе и др. Интересна сама «технология» рассуждения. Ответ этот студентам легко было усвоить как плод совместных с преподавателем размышлений. Отмечено, что поставленная в лекции проблема при ее решении посредством активного размышления (рассуждения) не только убеждала студентов, но и ставила новые проблемы, активизируя тем самым их мышление, вызывала раздумья над конкретными вопросами теории, желание еще более подробно и глубоко разобраться в проблеме и ориентировала на самостоятельную поисковую работу. На очередном семинарском занятии после проблемного изложения лекции более активно проходило обсуждение основных теоретических вопросов изучаемой темы [1].

При организации семинарских занятий по экономическим дисциплинам использовался такой метод обучения, как метод дискуссий, представляющий собой групповое целенаправленное обсуждение студентами учебной проблемы, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства могут быть разнообразные: овладение знаниями и представлениями о будущей профессиональной деятельности, тренинг, диагностика уровня профессиональной подготовки, преобразование, изменение познавательных установок и т.д. Дискуссия способствует высокой вовлеченности будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется не только как эффективное средство активизации профессиональной подготовки, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций [4].

В процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства успешно использовался метод «кейс-стадии» -метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Основными характеристиками этого метода являются сочетание профессиональной деятельности с игровой; использование профессиональных проблем из реальной педагогической практики, что повышает уровень мотивации участников посредством стимули-

рования профессионального интереса; возможность участия максимального количества людей в процессе сравнения различных взглядов на принятие решения в проблемной ситуации; минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга.

В процессе использования кейс-метода при изучении экономических дисциплин создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие специалисты не могли объяснить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.

В ходе изучения студентами экономических дисциплин было установлено, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадий, в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели.

Нередко решение проблемной ситуации, в процессе изучения экономических дисциплин, происходило с помощью метода «мозгового штурма». Студенты обучающиеся по специальности «Технология и предпринимательство» разбивались на группы по 5-6 человек с учетом личной предрасположенности, либо исходя из соответствия участников распределяемым функциям (ролям) лидера, аналитика, генератора идей, критика и т.д. Каждая группа студентов превращалась в фирму. Работа начиналась с выдвижения идей, а затем осуществлялось их обсуждение и отбор в соответствии с имеющимися временными, финансовыми, сырьевыми и другими ограничениями. Далее следовало выдвижение наиболее эффективных идей на рассмотрение руководством предпринимательской структуры.

На заключительном этапе занятия с применением метода «мозгового штурма» совместно подводились основные итоги: количество поданных предложений, их оригинальность, выполнимость, оправданность или неоправданность той или иной идеи.

Таким образом, немаловажную роль в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов вуза играют упражнения, направленные на решение реальных проблем. Такие задания используются как в течение курса, так и в качестве финального задания-проекта. Ощущение реальности - это мощный стимул к самоорганизации, мобилизации и планировании использования своих ресурсов. Применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения, меняет их мотивацию к обучению, так как будущие специалисты чаще посещают такого рода занятия и, как показало наше исследование, проявляют высокую немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и повышенный интерес к ней.

Список литературы:

1. Лаврентьев С.Ю. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства [Электронный ресурс] / С.Ю. Лаврентьев, В.А. Коме-лина // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/100-5218 (дата обращения: 04.02.13).

2. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М.: Весь мир, 2000. - 200 с.

3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

4. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс технологиям / Под ред. проф. В.П. Соломина. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

© Степукова О.Е.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В статье рассматривается одна из форм работы по профилактике неуспеваемости - индивидуальный образовательный маршрут.

Решение собственно учебных задач имеет для ученика глубоко личностный смысл и в результате позволяет ему овладеть качественно новыми методами ориентации в мире, в людях, в самом себе, приводит к развитию деятельности, сознанию личности, к развитию творческого мышления.

В.В. Давыдов

Овладение знаниями на должном уровне - сложный и длительный процесс, успех в котором достигается не мгновенно, не за один этап урока и не за один урок. Успеваемость школьников связана с особенностями их личности, с ее направленностью, мотивами, интересами. Есть дети, которые по своим природным способностям могут осваивать учебные программы, но по разным причинам не делают этого, т.е. имеют низкую мотивацию учения, и становятся

* Учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.