Научная статья на тему 'Применение в учебном процессе вуза инновационных педагогических технологий по формированию познавательной активности будущего учителя'

Применение в учебном процессе вуза инновационных педагогических технологий по формированию познавательной активности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

Вопросы внедрения в учебный процесс вуза инновационных педаго­гических технологий, активных форм и методов обучения по формирова­нию познавательной активности студентов в последние годы обретают все большую актуальность. В современных условиях требуются новые подхо­ды к решению данной проблемы, где реализация личностного потенциала будущего педагога в динамично меняющейся рыночной экономике, ре­формирования высшего профессионального образования, занимает одно из ведущих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение в учебном процессе вуза инновационных педагогических технологий по формированию познавательной активности будущего учителя»

ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© Лаврентьев С.Ю.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Вопросы внедрения в учебный процесс вуза инновационных педагогических технологий, активных форм и методов обучения по формированию познавательной активности студентов в последние годы обретают все большую актуальность. В современных условиях требуются новые подходы к решению данной проблемы, где реализация личностного потенциала будущего педагога в динамично меняющейся рыночной экономике, реформирования высшего профессионального образования, занимает одно из ведущих мест.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение придается развитию познавательных способностей, способствующих всестороннему формированию и развитию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, профессиональной мобильностью, характеризующейся развитой познавательной активностью [2]. Меняются характер и содержание учебного процесса высшего профессионального образования, связанные с переносом акцента на повышение эффективности формирования познавательной активности учащихся.

Современная ориентация высшей школы на формирование готовности будущего специалиста к познавательной активности и творчеству, предполагает создание таких дидактических и психологических условий, при которых студент вуза сможет проявить свои личностные качества не только в учебной познавательной активности, но и будущей профессиональной деятельности, выразить себя как активный субъект обучения.

Резюмируя сказанное, можно выделить противоречие ме^ду социальным заказом общества, предъявляемым к уровню подготовки студентов, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, потребностью в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем познавательной активности и недостаточной теоретико-методологической и методической разработанности внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процессе вуза.

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования.

Поэтому в настоящее время проблема внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий при формировании познавательной активности будущего учителя, обладающего инициативностью, ответственностью, профессиональной мобильностью, предприимчивостью, хозяйственностью является чрезвычайно актуальной как с общегосударственных позиций, так и с точки зрения формирования личности студента современного вуза.

Решение данной проблемы мы видим в разработке и внедрении в практику высшей школы комплекса таких педагогических технологий, реализация которых позволит существенно повысить уровень сформированно -сти познавательной активности будущего учителя.

Многочисленные исследования ученых по данному вопросу (Е.В. Бонда-ревской, Л.С. Выготского, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, А. Маслоу, К. Роджерса, В.В. Серикова, И.Я. Якиманской и др.) нашли свое отражение в отечественных психолого-педагогических теориях обучения. В настоящее время в психолого-педагогической литературе, одним из основных направлений, модернизации российского образования, в том числе высшего профессионального, выделяют концепцию личностно-развивающего обучения. Личностно развивающая теория, образованная на основе анализа генезиса образовательных концепций и моделей, а именно - знаниевой, личностно ориентированной и деятельностной концепции, по мнению В.В. Серикова, выступает как интегрирующая теория по отношению к другим развивающим концепциям обучения [3].

Активные методы обучения, ориентированные на стимулирование познавательной деятельности будущих специалистов, позволяют сфокусировать внимание на ранее игнорируемые аспекты образовательного процесса. Внедрение в педагогическую практику этих методов требует качественно иного подхода к организации познавательной активности, системе взаимоотношений преподавателя и студента. Преподаватель, выйдя за рамки субъекта, владеющего обширными теоретическими знаниями, разнообразными методиками, принимает роль квалифицированного консультанта будущего специалиста.

Будущий специалист, в свою очередь, становится не только активно мыслящим субъектом познавательной деятельности, хаотично аккумулирующим учебный материал на уровне формального восприятия, без его дальнейшего осмысления, но сталкиваясь с реальными «производственными» ситуациями, превращается в активного участника познавательного процесса.

В своей профессиональной деятельности, будущий учитель должен не просто воспроизводить знания на уровне безусловных рефлексов, а воспринимать и преобразовывать информацию, имеющую практически-смысловой характер, применять творческий подход, подчас в сложных условиях, к усвоению полученный знаний.

Дипломированные специалисты в состоянии успешно справиться с проблемной ситуацией только в том случае, если они смогут эффективно использовать усваиваемую информацию в процессе активной познавательной деятельности, соответственно ситуации. Существенным недостатком традиционных форм и методов обучения в условиях высшего профессионального образования является то, что получая профессиональные знания, будущий педагог не в полной мере развивает умения и навыки, необходимые в реальной профессиональной деятельности.

Успешно преодолеть данный недостаток способны активные методы обучения. Используя различные методики активизации познавательной деятельности, вовлечение студентов специальности «технология и предпринимательство» в практические ситуации, возникающие в реальной педагогической деятельности, но не решаемые на основании применения, традиционных технологий организации образовательного процесса. Безусловно, инновационные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированное™ познавательной активности будущих педагогов.

К методам активизирующим учебный процесс при формировании познавательной активности студентов вуза относят: лекции проблемного содержания, семинары и дискуссии, деловые игры, метод ситуационного анализа, метод дискуссии, игровое проектирование, метод кейсов и т.д.

Результаты анкетирования будущих учителей технологии и предпринимательства, изучающих курсы: «Основы бухгалтерского учета», «Менеджмент в образовательных учреждениях», «Налогообложение в образовательных учреждениях», «Финансы, кредит, бухучет» показали, что большинство из них мотивированы на активную познавательную деятельность при получении знаний по экономическим и предпринимательским дисциплинам, так как считают, что данные знания найдут эффективное применение в будущей профессиональной деятельности. И в рамках нашего эксперимента, в целях повышения уровня познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, мы считаем необходимым использование метода проблемного изложения лекционного материала.

Антонова И.И. считает, что эффективным средством управления познавательной активностью студента на проблемной лекции является система заготовленных проблемных и информационных вопросов. Проблемные вопросы указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Информационные вопросы ставятся целью актуализации уже имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению [1].

Следующей формой активного обучения, при формировании познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательст-

ва на которую мы хотели бы акцентировать внимание, в нашем эксперименте является метод конкретных ситуаций, кейс-стади. Методология проведения практических занятий в высшей профессиональной школе при рассмотрении конкретных ситуаций в будущей педагогической, предпринимательской деятельности имеет много общего с методологией проведения деловых игр. Данный метод активизации познавательной деятельности будущих педагогов мы рассматриваем как логическое продолжение проблемных лекционных занятий.

В условиях формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства при изучении экономических, управленческих дисциплин, наибольшую сложность у студентов вызывает формирование навыков принятия решения и анализа ситуации.

Панфилова А.П. к целям метода анализа ситуаций относит [4]: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых экономико-предпринимательских решений; представление примеров последствий принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В ходе опытно экспериментальной работы мы выяснили, что при проведении практических занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций, в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций студенты специальности «технология и предпринимательство» имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели. Все вышесказанное мы связываем прежде всего с тем, что при внедрении в образовательный процесс вуза активных методов обучения, при формировании познавательной активности будущих педагогов, достичь желаемых результатов можно лишь при субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студента, выслушивая разные точки зрения и подходы по тому или иному вопросу, аргументируя при этом собственную позицию.

Таким образом, применение в учебном процессе активных форм и методов обучения по формированию познавательной активности студентов, в ходе работы над проблемными ситуациями меняет их мотивацию к обучению так как будущие специалисты чаще посещают такого рода занятия и, как показало наше исследование, проявляют высокую познавательную активность, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и повышенный интерес к ней. Кроме того, в процессе работы над проблемными ситуациями, у будущих учителей технологии и предпринимательства формируется конкурентоспособность, профессиональная мобильность, прививается личная и коллективная ответственность за достигнутые результаты, отрабатываются персональные ценности и уста-

новки, усваиваются навыки реиутационного педагога, технолога и предпринимателя, что в современных условиях особенно важно.

В то же время, не имея универсального характера, каждый из отдельно взятых методов обучения не следует применять в качестве единственного или самостоятельного метода формирования познавательной активности студентов вуза.

Список литературы:

1. Антонова И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента: дисс. ... канд. пед. наук / И.И. Антонова. - Комсомольск-на-Амуре, 1999.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 14. - С. 3-31.

3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сла-стенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издат. центр Академия, 2008. - 256 с.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издат. центр Академия, 2009. - 192 с.

ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ СОХРАННОСТИ ВИНОГРАДА

© Тарабрина И.В.*

Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина, г. Киев

Рассмотрен один нз подходов проведения лабораторного занятия с применением презентации и наглядного материала для достижения бюольшей усваимости и джальнейшей успеваемости студентов независимо от формы обучения.

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

В учении нельзя останавливаться.

Сюнъцзы.

В университетах эффективность образовательного процесса по выбранной дисциплине во многом определяется методикой преподавания. Внут-

* Аспирант кафедры Товароведения и экспертизы продовольственных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.