Научная статья на тему 'Кейс-технологии как средство формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства'

Кейс-технологии как средство формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение придается развитию познавательной деятельности, способствующей всестороннему формированию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, профессиональной мобильностью и характеризующейся развитой познавательной активностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-технологии как средство формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства»

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Лаврентьев С.Ю.*, Крылов Д.А.4

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение придается развитию познавательной деятельности, способствующей всестороннему формированию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, профессиональной мобильностью и характеризующейся развитой познавательной активностью [2].

Растущий спрос на профессионально мобильных, готовых к непрерывному поиску, самостоятельных, целеустремлённых специалистов делает особо значимой проблему подготовки студентов к активной познава-тельной деятельности в области педагогики, технологии, экономики и других наук. Профессиональная подготовка будущих педагогов соответствующего уровня и профиля выдвигает ряд актуальных задач современного образования, направленных на диагностику и формирование познавательных способностей студентов с целью оказания им помощи в профессиональном становлении и интеллектуальном саморазвитии.

Изучение работ К.А. Балашова, П.Б. Зубачека, М.И. Мелиховой, Т.В. Ми-хайленко, Э.Д. Новожилова, В.М. Распопова, Е.В. Романова, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, С.Д. Чуркина и др., а также анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы позволило нам установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке специалистов в силу используемых методов и форм подготовки, отчуждающих студентов, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования.

Вместе с тем анализ публикаций и опыта работы высших профессиональных школ по исследуемой проблеме демонстрирует ряд противоречий: ме^ду усвоением студентом конкретных знаний в процессе учебно-познавательной деятельности и способами предметно-профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с формированием практических умений и т.д.

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования.

* Доцент кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Современные педагогические технологии

77

Следовательно, высшие учебные заведения при изначально имеющемся потенциале, в полной мере не готовы к осуществлению поставленной обществом задачи обучения и воспитания педагога инновационного типа. Для решения обозначенной проблемы необходим поиск новых форм организации познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, выявление педагогических условий, обеспечивающих реализацию данных форм, что в свою очередь требует их теоретической и практической разработки и обоснования. По мнению российских и зарубежных ученых (Панфиловой А.П., Петровской Л.А., Паниной Т.С., Роджерса К., Форверга М. и др.), одной из таких форм являются кейс-технологии (метод анализа ситуаций).

Методология проведения практических занятий в высшей профессиональной школе при рассмотрении конкретных ситуаций в будущей педагогической, предпринимательской деятельности имеет много общего с методологией проведения деловых игр. Данный метод активизации познавательной деятельности будущих педагогов мы рассматриваем как логическое продолжение проблемных лекционных занятий.

В условиях формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства при изучении экономических и управленческих дисциплин, наибольшую сложность у студентов вызывает формирование навыков принятия решения и анализа ситуации.

Панфилова А.П. к целям метода анализа ситуаций относит [4]: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых экономико-предпринимательских решений; представление примеров последствий принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В ходе опытно экспериментальной работы мы установили, что при проведении практических занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций, в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций студенты специальности «технология и предпринимательство» имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели. Все вышесказанное мы связываем прежде всего с тем, что при внедрении в образовательный процесс вуза активных методов обучения, при формировании познавательной активности будущих педагогов, достичь желаемых результатов можно лишь при субъект - субъектном взаимодействии преподавателя и студента, выслушивая разные точки зрения и подходы по тому или иному вопросу, аргументируя при этом собственную позицию.

Ведущие учебные заведения страны, внедряя в образовательную практику активные методы обучения, обычно используют разные техно-

логии. Например, в РГПУ им. Герцена, при игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравнивают в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные подходы и идеи. В мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя, обучаемые в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы. На том или ином тренинге разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся к кейс-технологиям, или методу анализа ситуаций [4].

Таким образом, применение в учебном процессе кейс-технологий по формированию познавательной активности студентов, в ходе работы над проблемными ситуациями значительно повышает их мотивацию к обучению так как будущие специалисты чаще посещают такого рода занятия и, как показало наше исследование, проявляют высокую познавательную активность, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и повышенный интерес к ней. Кроме того, в процессе работы над проблемными ситуациями, у будущих учителей технологии и предпринимательства повышается конкурентоспособность, профессиональная мобильность, прививается личная и коллективная ответственность за достигнутые результаты, отрабатываются персональные ценности и установки, усваиваются навыки репутационного педагога, технолога и предпринимателя, что в современных условиях особенно важно.

Список литературы:

1. Горяинова, И.А. Формирование познавательной деятельности студентов с использованием методов активного обучения в высшем учебном заве -дении: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Горяинова. - М., 2005. - 208 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Официальные документы в образовании. - 2002. - № 14. - С. 3-31.

3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

4. Панфилова, А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс технологиям / Под ред. проф. В.П. Соломина. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.