Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что представления об имидже «позитивно оцениваемого» педагога претерпевают определенные изменения на протяжении всего процесса обучения в вузе (динамика выявлена по показателям «Любовь к профессии», «Направленность на партнерские отношения»).
Динамика же представлений об имидже «негативно оцениваемого» преподавателя (по показателям «Неинтересное изложение материала», «Шаблонность внешнего образа», «Неразвитые социально-перцептивные способности», и «Фрагментарное знание предмета», «Серость личности», «Эмоциональная неустойчивость», «Неграмотность речи») позволяет говорить о возрастающей требовательности студентов к своим педагогам по мере их взросления и накопления опыта учебной деятельности.
У студентов каждого курса существуют дифференцированные показатели имиджа преподавателя, влияющие на оценку педагогов. Наиболее динамичными характеристиками являются такие имиджевые характеристики, как «Яркость личности», «Направленность на партнерские отношения», «Эмоциональная устойчивость».
Библиографический список
1 Калюжный, А. А. Педагогическая имиджелогия [Текст] : учеб. пособие / А. А. Калюжный. - Алматы : Гылым, 2004. — 200 с.
2 Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] / Е. А. Климов. — Обнинск : МГУ, Центр «Детство», 1993. —56 с.
3 Бусыгина, Т. А. Имидж преподавателя вуза [Текст] / Бусыгина А.Л. // Профессор-профессия: теория проектирования образования преподавателя вуза. — Самара : ГП «Перспектива»; Изд-во Сам ГПУ, 2003. — С. 136-148.
Дуисеева Алина Романовна
Ассистент на кафедре «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия
ББК 65.9(2)240 УДК 378 ПОТЕНЦИАЛ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПО ДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР», КВАЛИФИКАЦИЯ «ЛИНГВИСТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
В данном исследовании делается попытка осуществить анализ некоторых принципиально новых явлений и тенденций, которые ярко проявляют себя на рынке труда в социально-экономических условиях информационного общества современной России, что не может оказать существенное влияние на эволюцию образовательного сектора страны. Автором предприняты попытки разработать возможные пути решения проблемы трудоустройства выпускни-
ков специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
Ключевые слова: высшее профессиональное образование; рынок труда; работодатели; профессиональная мобильность; профессиональная компетентность.
POTENTIAL OF «THEORY AND TECHNIQUE OF FOREIGN LANGUAGES AND CULTURES TEACHING» SPECIALTY, QUALIFICATION «LINGUIST, TEACHER»
The article shows an attempt to analyze some new phenomena and tendencies which brightly prove on a labor market in social and economic conditions of the modern Russian information society. They impact on the educational sector of the country. The author tries to develop possible ways to employ the graduates of «Theory and technique of foreign languages and cultures teaching» specialty, qualification «Linguist, teacher».
Key words: higher professional education, a labor market, employers, professional mobility, professional competence.
Сегодня становится всё более очевидным, что привычная модель советской высшей педагогической школы, созданная в начале 30-х годов XX века исчерпала к настоящему времени свои потенциальные возможности и требует некоторой реорганизации. Быстрое и внезапное вхождение России в рынок повлекло за собой реформирование всех сторон жизни. Быстрая смена и многообразие социальных ориентиров, политическая разбалансированность общества создали ситуацию функционально-смысловой неопределенности в педагогическом образовании. На протяжении ряда лет в стране через средства массовой информации изливалась нелюбовь и неуважительное отношение к педагогам, образованию. Отрицательная динамика этого процесса таила в себе крайне негативные последствия для всего социума. На рубеже XX-XXI вв. остро встал вопрос о судьбе педагогических специальностей. Этот период для педагогической науки был обозначен резким падением престижа педагогических профессий, а значит, и конкурса в педагогические вузы и университеты. Анализируя вышеназванный период, понимаешь, что ситуация в педагогическом образовании по-прежнему сохраняется. Подтверждение находим в докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее». Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг характеризуется, с одной стороны, ухудшением возрастной структуры российского учительства. В вышеназванном докладе нам удалось обнаружить следующую статистику «Растет доля учителей пенсионного возраста, и в 2005 г. она превысила 15%. Лишь 42% учителей моложе 46 лет. Характерен для этой профессии и гендерный дисбаланс. 86,3% школьных учителей страны по-прежнему женщины (среди директоров школ женщин немного меньше - 76,9%)» [32, с. 66]. Аналогичная ситуация сохраняется и в Иркутске и Иркутской области. Необходимость разрешения этой ситуации обусловила формирование в образовательной среде города и
области имиджа выпускника педагогической как специалиста способного успешно позиционировать себя на рынке труда. Поэтому одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ИГЛУ) стало повышение уровня реального трудоустройства студентов и выпускников. Мы, студенты, не можем оставаться в стороне, что и определяет выбор темы исследования.
Опрос студентов педагогических специальностей ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» показал, что перед выпускниками остро встает проблема трудоустройства. Поскольку в практике педагогического образования все ещё присутствует узкоспециализированная подготовка к педагогической деятельности, что не отвечает современным требованиям. Подтверждение находим все в том же докладе «...70% работодателей предпочитают специалистов широкого профиля, главное в которых -способность к дальнейшему обучению. О неадекватности предлагаемой студентам узкоспециализированной подготовки говорят и данные опросов, указывающие на то, что не более 50% студентов вузов уверены, что не будут работать по специальности. При этом 15% уверены, что будут работать в другой сфере» [32, с. 62]. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной, социальной, географической и др. мобильности, - одна из важнейших задач современного педагогического образования России, на решение которой и направлено наше исследование.
Данная проблема привлекает внимание зарубежных исследователей и становится все более актуальной в нашей стране. Проблемы профессионального высшего образования, в том числе и педагогического в контексте его обновления и «вписывания» в новые мировоззренческие реалии являются предметом пристального внимания не только педагогов, представителей различных наук, но и аналитиков от СМИ, руководителей государственного и муниципального управления в сфере образования. За последние годы исследования в данном направлении проводились активно, результаты которых изложены в аналитических трудах ряда отечественных авторов. Среди них доклад Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее», аналитические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, Национального фонда подготовки кадров по итогам Национального проекта «Образование», результаты исследования ГУ-ВШЭ (Государственный университет - Высшая школа экономики) «Приоритеты современного работодателя», реализованного в 2004-2005 гг., результаты исследования ГУ-ВШЭ «Адаптация молодых специалистов на современном рынке труда», проведенного в 2005-2008 г.г., материалы исследования доктора экономических наук Е.М. Авраамовой «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания», материалы статьи А.Е. Волкова, Я.И. Кузьминова, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумина, Л.И. Якобсона «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» и др. В данной работе мы опираемся на эти и другие работы.
Таким образом, в науке к настоящему моменту созданы, с одной стороны, предпосылки, необходимые для решения данной проблемы, с другой, - анализ её состояния в психолого-педагогической литературе, изучение опыта работы высших учебных заведений, собственного опыта обучения на педагогической специальности ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» свидетельствуют о наличии ряда противоречий между:
• объективными потребностями студентов педагогических специальностей на успешное позиционирование на рынке труда, быть социально, профессионально мобильными и успешными (а показателем успешности является наряду с другими и не на последнем месте уровень заработков) и традиционными технологиями подготовки будущего педагога в практике высшей школы;
• потребностью личности в осознании своих жизненных, профессиональных целей, места и задач в новых экономических условиях, разработке реальной программы личных действий для обеспечения трудоустройства и собственной карьеры не после окончания обучения, а немедленно в процессе обучения и недостаточным вниманием со стороны преподавателей к созданию необходимых условий, преобладанием репродуктивных методов обучения.
Данные противоречия актуализируют проблему поиска условий, способов и средств обеспечивающих подготовку студентов педагогических специальностей к успешному трудоустройству. Как показал опрос (нами было охвачено 400 респондентов), действительно, в последнее время не всем выпускникам педагогических специальностей удается успешно трудоустроиться: так, чтобы это удовлетворяло и его самого, и его родителей, и вуз, и запросы общества в целом. В этой связи актуальность, теоретическая, практическая значимость, и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Потенциал и возможности специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
Объект исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки специалиста.
Предмет исследования: профессиональная ниша выпускника ИГЛУ на современном рынке труда.
Цель этого исследования - выявление перспектив трудоустройства в условиях современного рынка труда.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-педагогический анализ феномена профессионального высшего образования в первой четверти XXI века.
2. Разработать возможные пути решения проблемы трудоустройства выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
3. Определить сферы деятельности, в которых могут быть применены знания выпускников ИГЛУ специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
4. Осветить и проанализировать данные по ежемесячному доходу при трудоустройстве выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
5. Составить и рассмотреть образ-модель выпускника с высоким уровнем профессиональной компетентности.
6. Сопоставить полученные данные и сделать выводы по поставленному вопросу.
Для реализации обозначенных задач применялись такие методы исследования как анализ философского, психологического, педагогического материала по исследуемой проблеме и аналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям; акмео-графический метод исследования; анализ профессионального пути; моделирование профессиональной карьеры человека, биографический метод исследования жизненного пути человека; поиск и сбор информации, систематизация и анализ полученных данных, сравнения и обобщения.
Источники информации:
Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической, социологической литературы, а также были использованы прочие источники:
• СМИ, справочные и отраслевые издания;
• коммерческие и открытые базы данных;
• официальные статистические данные;
• экспертные оценки и интервью студентов и выпускников;
• публикации отраслевых интернет-порталов;
• данные сайтов ГОУ ВПО, школ, лицеев, частных школ и др. участников рынка образовательных услуг;
• прочие источники.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в его рамках изложены идеи, выявлено содержание социальнопедагогического ориентирования личности студента на успешное трудоустройство в новых социально-экономических и политических условиях. Что, в свою очередь, позволяет реанимировать престиж российского педагогического образования в условиях многочисленных дискуссии о кризисе педагогических специальностей, о бедственном положении учительства как социально-профессиональной группы в нашем обществе и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе средних школ, педагогических вузов, в частности, в работе ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», Института повышения квалификации работников образования, Восточно-Сибирского центра развития педагогической науки и образования.
Феномен профессионального высшего образования в меняющемся обществе. Рассмотрение данной проблемы мы начали с теоретического анализа. Теоретический анализ позволил выявить некоторые принципиально новые явления и тенденции, которые ярко проявляют себя на рынке труда в социально-экономических условиях информационного общества современной России, что не может не оказать существенное влияние на эволюцию образовательного сектора страны. Ещё 50 лет назад подготовка в вузе к профессиональной жизни была достаточна. Этой подготовки хватало на 30-40 лет. Уже вполне отчетливо осознается, что сегодня, в начале нового века миссия тотальной подготовки к профессиональной жизни не выполнима, а профессиональная деятельность человека не предопределена больше на весь период его профессиональной карьеры. Следует заметить, что современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают часто, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому современному специалисту необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. Для Российской Федерации в первой четверти XXI века характерны постоянные изменения, происходящие на рынке труда; увеличение скорости изменения мира труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий [44, с. 51]. Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время российское общество отходит от концепции монопрофессиональной жизни, когда самое почетное - всю жизнь трудиться на одном рабочем месте, когда особой ценностью обладает так называемая «одна строка в трудовой книжке». Приходится признать, что в этом смысле, «вариант» (когда почетным было закрепиться на одном рабочем месте (предприятии), окончив вуз и служебно двигаться только внутри конкретного предприятия) уже в конце прошлого века начал давать первые сбои, а на сегодняшний день в жёстко ориентированной экономической среде России не осуществляется. В рассматриваемый период начинает преобладать (по крайней мере, на это столетие) западный вариант мобильности и гибкости профессиональной жизни. Государство официально провозгласило быструю динамику смены типов профессий и рабочих мест. И здесь возникает требование, заложенное в государственный заказ: сегодня человек должен быть готов к быстрому и гибкому профессиональному пере-страиванию себя. То есть профессиональная мобильность начинает быть требуемой. Главный смысл профессиональной мобильности заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни. Идеи профессиональной мобильности разрабатывают многие наши современники [8, 14, 41, 50 и др.]. В фундаменте этого направления лежит новая картина профессионального мира, новый тип человека-работника - «ассоциативный человек» - это работник широкого профиля, динамичный, творческий, способный к программно-целевой оценке процесса, социально ответственный, который приходит на смену «организа-
ционному человеку». В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых профессий и специальностей. В ней (картине профессионального мира) образование представляет собой открытую, нелинейную систему, способную к изменениям и имеющую «запас маневра». Непрерывное образование рассматривается как особая форма самореализации, самоактуализации человека, оно выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. В исследовании представлены различные точки зрения на определение профессионального образования. Выявлено, что на современном этапе профессиональное образование рассматривается исследователями как незавершенное (А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон и др.) [20, с. 12]. Таким образом, мы пришли к выводу, что прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, в том числе и педагогические сегодня, уже в значительной мере не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов в рамках традиционно построенного содержания образования и традиционного образовательного процесса.
Изменения в требованиях работодателя к работающему персоналу.
Интересными нам показались новые требования работодателей к работающему персоналу. В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, происходит, по утверждению Г. Перкина, третья профессиональная революция. В России и его национальных регионах глобальная конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей свободных профессий. Подобных людей, по мнению Г. Перкина, называют транспрофессиналами, которые должны быть готовы за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Далее рассуждения по этому вопросу находим в исследовании «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания»: «Для них не важно положение в той или иной организационной структуре, они могут свободно входить в нее и покидать, создавая для решения какой-либо комплексной проблемы адекватные формы организации - проектные команды. Для транспрофессионалов характерно свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, отказ от формальных стандартов, креативный стиль мышления, ситуативный подход по отношению к структурным составляющим организации» [50, с. 38]. Такие изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности, а значит, новых подходов в системе профессионального высшего образования.
Одним из безусловных вызовов нашего времени является изменение требований к рабочей силе не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но также и в социально-психологической и социальнокультурной плоскостях. «Если основными морально-психологическими ка-
чествами работника эпохи промышленного капитализма, по утверждению Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской были, прежде всего, дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на большую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению» [1; с. 39].
Мы полностью разделяем мнение Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской о том, что в современных условиях намечаются тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности - к широкой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры к гибкому выбору пути профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собственное развитие. Поэтому по нашему глубокому убеждению, актуальной проблемой современности является проблема осмысления и разработки новой системы педагогического образования, ориентированной на будущее в рамках модели устойчивого развития. В рассматриваемый исторический отрезок времени современной России побеждает тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов». В начале нового века наступает время транспрофессионалов. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах сегодняшнего дня, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности [41, с. 76]. Делается вывод, что именно поэтому подготовка педагогов XXI века, способных к профессиональной мобильности, — одна из важнейших задач, поставленных перед современным педагогическим образованием России.
Пути решения проблемы трудоустройства выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель» . Из вышеизложенного следует, что вопрос трудоустройства очень актуален, и многие университеты предлагают свои пути решения проблемы [см. Приложение 1].
Необходимо отметить, что наш ВУЗ также проводит работу в этом направлении, так например, на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» разработана и реализуется инновационная образовательная программа «Комплексная система непрерывной практической подготовки школьной и студенческой молодежи педагогических специальностей к деятельности в условиях рыночной экономики». Эта программа представляет собой цикл инновационных образовательных проектов: «Образовательные и профессиональные стажировки учащихся», «Интенсивное введение в специальность на младших курсах», «Институт студенческих лидеров», «Форум «Связь поколений: настоящее и будущее специальности - кадровый резерв XXI века», «Клуб выпускников специальности», «Педагогический форум: Стратегии профессионального роста», конкурс ис-
следовательских работ «Я специалист», «Моя карьера», «Аукцион педагогических идей» и др.
В нашем университете ежегодно для выпускников доводятся сведения о вакансиях в школах, собираются заседания комиссий по трудоустройству, всевозможная помощь оказывается со стороны деканатов факультетов, выпускающих кафедр и преподавателей. Но, конечно же, в успешном трудоустройстве заинтересован, прежде всего, сам выпускник, который может использовать различные формальные и неформальные институты трудоустройства: кадровые агентства, объявления в газетах, журналах, выставки вакансий, Интернет, друзья, знакомые, родственники. Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности высшего образования. Ориентированность на рынок труда реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей, и проявляется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Кроме того, вузы призваны адекватно реагировать на предсказуемые изменения структуры рынка труда. Для этого требуется проявить новаторство в методиках преподавания и организации учебного процесса.
Однако есть ещё одна фундаментальная проблема, без решения которой не могут быть решены все другие и высшее профессиональное образование не станет результативным. Сегодня многие наши современники говорят о процессе инфляции знания, поскольку знания прибавляются с «бешеной» скоростью. В начале XX-го века скорость удвоения мировой информации составляла сто лет. Социологические исследования последних лет показывают, что сегодня она уже равна пяти годам, а в некоторых сферах деятельности - двум с половиной годам. За счет появления Интернета современное общество получило ещё более резкую разницу. Инфляция знаний по прогнозам будет составлять полгода - год уже к 2020-30 гг. Вполне понятно, почему это происходит. Если раньше скорость распространения открытия была небольшой -пока ученый напишет и опубликует статью, выступит с ней на конференции и т.д. - то сейчас он нажимает на кнопку компьютера и все коллеги в курсе его открытия и работают уже с его учетом. Бурные темпы развития современного общества, его динамизм и изменчивость делают необходимым осуществлять подготовку специалиста с "двойным опережением".
В связи с этим можно говорить, что знание престает быть единственным и основным способом упаковки культурного содержания. Ему на смену приходит другая упаковка - способ. И сегодня выигрывает не тот, кто больше знает, а тот, кто овладел более качественными способами работы с разными типами знания и незнания, ориентируясь в информационной карте мира.
Вопрос в простом: либо мы продолжаем удерживать традиционное понимание «педагогического образования», либо осуществим прорыв к его принципиально иному смыслу. Функции педагогического образования в современной социокультурной ситуации больше не могут ограничиваться “трансляцией знаний”, передачей фактологического материала, «энциклопедиче-
ского содержания». Сейчас предстоит переориентировать педагогический процесс вузов с воспроизводства только образцов прошлого опыта человечества на освоение способов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться, учиться непрерывно. Т.е. если раньше в системе профессионального высшего образования доминировала установка “транслировать знания”, учить, другими словами транслирующая функция образования, отражающая в «свернутом виде» остатки прошлого линейно-детерминистического опыта, теперь важнее “миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке” [37; с. 63], т.е. возрастает роль его мировоззренческо-прогностической функции.
Перспективы трудоустройства выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель». Осознавая, что обозначенная проблема для нас, студентов сегодня и выпускников в скором будущем, очень важна, мы приступили к определению возможностей трудоустройства студентов данной специальности. Мы, прежде всего, обратились к анализу учебного плана, изучению литературы по проблеме трудоустройства выпускников. Нас заинтересовали положения, выдвинутые в статье А.Е. Волкова, Я.И. Кузьминова, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумина, Л.И. Якобсона «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики». Вот эти положения, которые заставили пересмотреть наше отношение к получаемому образованию: «С другой стороны, продолжительное (занимающее годы) изучение быстро устаревающих профессиональных компетенций объективно теряет конкурентоспособность. Профессиональная подготовка делится на фундаментальное ядро (которое не привязано жестко к той или иной профессии, а имеет «выходы» на целый ряд возможных использований) и быстро меняющийся набор прикладных компетенций. Например, философское образование может быть отправной точкой для профессии бизнес-консультанта, журналиста или чиновника, а специалист по аккаунтингу -иметь математическое, экономическое или управленческое образование. Во многом такая тенденция - порождение перманентного обновления номенклатуры профессиональных ниш. В условиях, когда «актуальная жизнь» профессии измеряется 10-15 годами, соответствующий «оптимальный» набор профессиональных предметов просто не успевает отстроиться. В то же время наличие нескольких источников системных представлений о предмете обогащает профессиональную практику» [20, с. 41-42].
Проанализировав учебные планы, программный материал, содержание курсов, учебники мы пришли к выводам, что в рамках нашей специальности в качестве целей подготовки выступают деятельность, способность к её вариативности, личностные качества, определяющие не столько узкопрофессиональные характеристики специалиста, сколько уровень его культуры, интеллектуальное развитие. А также мы выяснили, что в нашем университете, в рамках нашей специальности готовят студентов к мобильности как горизонтальной (географической), так и вертикальной (профессиональной), что осо-
бенно актуально в условиях современной России. Также мы выделили ряд дисциплин, изучение которых поможет нам в дальнейшем трудоустройстве. Среди них:
1. «Древние языки и культуры» (латинский язык). В будущем возможность трудоустройства в качестве преподавателя латинского языка в различных видов образовательных учреждениях (например, в колледжах, лицеях вузах с юридическим, медицинским и лингвистическим уклоном).
2. Прохождение курса «Экономика» дает возможность заняться частным предпринимательством в сфере образования. Например, открыть частную школу или частные языковые курсы. А также мы можем работать в сфере менеджмента и даже организовывать финансовую деятельность образовательного учреждения.
3. Изучение лингвострановедения и лингвокультурологии (сюда относится такая дисциплина как «История и культура стран изучаемого языка») позволяет затем устроиться на работу в качестве гида-экскурсовода для русских туристов.
4. Мы можем работать преподавателями языкознания после изучения таких дисциплин как «Введение в языкознание», «Общее языкознание» и «История языкознания».
5. Знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения таких психолого-педагогических дисциплин как «Психология», «Психология здоровья и основы здоровьесберегающего обучения», «Педагогика» и «Теория и метод обучения иностранным языкам» предоставляет нам неограниченные возможности трудоустройства в качестве школьного психолога, преподавателя в различных видов образовательных учреждений, в качестве методиста, лаборанта, воспитателя в образовательных учреждениях, работника детской комнаты милиции. При дополнительном прохождении краткосрочных курсов есть возможность устроиться на работу в качестве преподавателя в учреждения для детей с ограниченными способностями, школы-интернаты, а также занять управленческие должности в образовательной сфере. Кроме того, существует возможность работать в частном секторе педагогической деятельности: гувернером, репетитором или воспитателем на дому.
6. Изучение таких дисциплин как «Практический курс 1 -го и 2-го иностранных языков» (немецкий и английский языки), «Теоретическая фонетика», «Теоретическая грамматика», «Лексикология», «История 1 -го иностранного языка», «Основы теории 2-го иностранного языка», «Практикум по культуре 1 -го и 2-го иностранного языков» позволяет трудоустроиться преподавателем немецкого и английского языков, фонетики, грамматики и лексики в различных видов вузов и образовательных учреждениях, на всех иерархических уровнях образования.
7. Изучение таких дисциплин как «Математика и информатика», «Русский язык и культура речи», «Введение в межкультурную коммуникацию», открывают перед нами перспективы трудоустройства в качестве преподавателя межкультурной коммуникации, гида-переводчика, администратора, секрета-
ря-референта в международных компаниях, отелях, в качестве редактора периодических изданий на русском и иностранном языках, внештатного корреспондента.
8. Как мы знаем, в 2004 году военные кафедры были упразднены, но, тем не менее, ФСБ каждый год принимает на работу выпускников нашего университета. Поэтому, изучая предмет «Безопасность жизнедеятельности», существует реальная возможность работы в качестве военного психолога, военного переводчика, работника правоохранительных органов.
Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что выбранная нами профессия не только не ограничивает наши возможности в дальнейшем трудоустройстве, но даже, наоборот, при краткосрочном повышении квалификации или при прохождении дополнительных курсов по некоторым направлениям предоставляет широкий выбор рабочих мест. Однако следует учитывать динамическое изменение рынка труда и быть готовым к тому, что данный перечень может измениться в связи с повышением престижа одних специальностей на рынке труда и понижением других.
Возможный ежемесячный доход при трудоустройстве. Образ-модель выпускника специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Ранее мы рассмотрели перспективы трудоустройства выпускников. Затем мы обратились к вопросу о возможном ежемесячном доходе людей данной профессии [см. Приложение 2]. Мы выяснили, что в настоящее время можно найти достойное применение своим знаниям и способностям, которое бы удовлетворяло материальные и моральные потребности выпускника. Это подтверждается данными многочисленных анкет, опросов, бесед со студентами, выпускниками с 1984 по 2008 гг. Также нам удалось выяснить, что, к сожалению, не всем и не всегда удается это сделать. Перед выпускником часто возникают различного рода препятствия. Например, недостаток опыта работы: даже в частной школе начинающий преподаватель получает в два раза меньше, чем тот, у которого есть определенный опыт. Та же ситуация и в вузе, и в школе.
Нужно отметить, что заработная плата зависит и от того, где проживает и работает молодой специалист [см. Приложение 3]. На заработную плату преподавателя в соответствии с новой системой оплаты труда оказывает влияние также то, какие требования предъявляет работодатель [см. Приложение 4]. Так называемая модель современного специалиста на сегодняшний день выступает ведущим системообразующим фактором для отбора содержания и форм его реализации в учебном процессе. Вообще, «модель специалиста -это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает» [41, с. 76].
Действующие в нашей стране стандарты высшего профессионального образования построены на базе квалификационной модели специалиста [46, с. 27], достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. Но в последнее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели к компетентностной. Обращение к оценке качества образования через
компетенцию означает, что образование тесно связывается с трудоустройством, а профессиональная и социальная подготовленность выпускников - с ориентацией на ее рыночную стоимость. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности. Включение этой категории в модель специалиста - сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обучающихся. Суммируя все выше сказанное, можно предложить в качестве рабочей, следующую модель специалиста [см. Приложение 5].
Итак, мы разработали модель современного специалиста, в которой акцент в подготовке специалиста смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок специальных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.
Каждый из отмеченных аспектов выдвигает определенные требования к выпускнику вуза. В значительной мере они пересекаются. Итоговая модель выпускника по специальности должна интегрировать эти требования.
Заключение. В нашем исследовании мы рассмотрели проблему трудоустройства молодых специалистов и спроектировали возможное профессиональное пространство выпускника специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель» на современном рынке труда. Проделанная работа позволяет нам сделать следующие выводы.
Вопрос трудоустройства выпускников сейчас очень актуален. При этом он стоит остро не только в России, но и за рубежом. На данный момент важность этой проблемы осознается многими социальными институтами: государством, вузом, семьей, а также и самим выпускником. То, что делаются попытки решить эту проблему, мы показали на примере нашего университета.
Также хотелось бы отметить, что для достижения оптимального результата в решении данной проблемы необходимо, чтобы происходило взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, а именно: между выпускником, университетом и работодателем.
Выявив потенциал и возможности специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель», мы попытались показать, что данная специальность дает нам большие возможности реализовать себя как в педагогической сфере, так и во многих других областях.
Проанализировав ежемесячный доход при трудоустройстве по выше обозначенной специальности, мы увидели, что уровень заработной платы зависит от наличия второго образования, от места проживания, от опыта работы
и, наконец, от личных качеств молодого специалиста (от его активности, ко-муникативности и т.д.).
Рассмотрев примеры трудоустройства выпускников данной специальности, мы убедились в том, что молодые специалисты востребованы и могут реализовать себя в соответствии с требованиями рынка.
Рассмотрев модель современного специалиста, мы определили, что одним из основных условий удовлетворения потребностей рынка труда является формирование компетентностной модели специалиста, который должен обладать высоким уровнем конкурентоспособности и профессиональной мобильностью.
Библиографический список
1. Авраамова, Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания [Текст] / Е. М.Авраамова // Социс. - 2006. - №4 (264). -С. 37-46.
2. Андриенко, Е. В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации учителя [Текст] / Е. В. Андриенко // Вопросы образования. - 2008.
- № 1. - С. 32-42.
3. Антропова, Р.М. Инфокоммуникация как фактор профессиональной социализации будущего учителя [Текст] / Р. М. Андропова // Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С.171-174.
4. Барабашёва, И. В. Преподаватель российской высшей школы в болонском процессе [Текст] / И. В. Барабашёва // Вопросы образования. - 2005. -№ 13. - С. 74 -78.
5. Барышникова, Н. Г. Реализация рефлексивного компонента в процессе формирования исследовательской культуры будущего педагога [Текст] / Н. Г. Барышникова // Вопросы образования. - № 12. - С. 73 - 80.
6. Батракова, С. Н. Теоретико-методологические основания педагогического процесса в культурологическом рассмотрении [Текст] / С. Н. Батракова // Вопросы образования. - № 2. - С. 25-31.
7. Васильев, В. И. Композиция тестовых суждений [Текст] / В. И. Васильев, О. А. Тягунова // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С.38-46.
8. Гачкуев, Р. Г. Куда податься молодежи? [Текст] / Р. Г. Гачкуев // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 12-13.
9. Гумерова, Н. Л. Формирование готовности к целеполагающей деятельности у будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе [Текст] / Н.Л. Гумерова // Вопросы образования. - 2008. -№ 7. - С. 92 - 103.
10. Данилов, Д. А. Интеграционные процессы в системе регионального профессионального образования [Текст] / Д. А. Данилов // Вопросы образования. - № 2. - С.31-35.
11. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Вопросы образования. - 2008. - № 2. - С. 170-175.
12. Джегутанова, Н. И. Педагогическая интеграция как фактор гуманизации профессионального образования [Текст] / Н. И. Джегутанова // Вопросы образования. - № 10. - С. 31 - 38.
13. Довженко, Н. Н. Непрерывное образование в условиях совместных промышленно - университетских центров [Текст] / Н. Н. Довженко, Е. В. Ки-рюхина, Н. В. Фирблина // Дополнительное профессиональное образование. -2004. - № 2. - С. 9-13.
14. Илясов, Е. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия [Текст] / Е. Илясов // Высшее образование в России. - 2005. - № 7.
- С. 3-13.
15. Исаев, И. Ф. Акмеологические аспекты профессионально-творческого саморазвития [Текст] / И. Ф.Исаев, И. А.Шаршов // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С. 42-52.
16. Канторович, Н. Я. Требования к современному учителю начальной школы [Текст] / Н.Я. Канторович // Вопросы образования. - № 2. - С.35-41.
17. Ковалева, А. В. Мониторинг экономики образования [Текст] / А. В. Ковалева // Экономика образования. - 2007. - № 3. - С. 33-51.
18. Константинов, Б. Б. Подготовка будущего педагога к организации информационного образовательного пространства начальной школы (к постановке проблемы) [Текст] / Б. Б. Константинов // Вопросы образования. -2008. - № 2. - С.41-43.
19. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О.А. Корнилова, В.С. Нургалеев // Вопросы образования. - № 2. С. 176-180.
20. Кузьминов, Я.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Текст] / Я. И. Кузьминов, А. Е. Волков, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин и др. // Вопросы образования. - 2008.
- №1. - С. 32-64.
21. Куликова, Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Вопросы образования. -№ 3. - С.46-59.
22. Лебедева, И. П. О проблеме прогнозирования в образовании [Текст] / И. П. Лебедева // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С.31-37.
23. Лепин, П. В. Развитие методологической рефлексии педагога-исследователя [Текст] / П. В. Лепин, С. П. Беловолова, В. А. Беловолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 52-63.
24. Лурье, Л. И. Региональные проблемы модернизации образования [Текст] / Л. И. Лурье // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С.12-22.
25. Матис, В. И. Место глобальной ориентации образования в современной модернизации российской школы [Текст] / В. И. Матис // Вопросы образования. - № 1. - С.17-22.
26. Матушкин, Н. Н. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы [Текст] / Н. Н. Матушкин, И. Д. Столбова // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С.28.
27. Мелёхина, Е. А.. Профессионализм педагога в современных условиях [Текст] / Е. А. Мелёхина // Вопросы образования. - 2008. - № 12. - С. 46 - 53.
28. Морозова, А. Л.. Генезис понятия «профессиональная компетентность» будущего учителя [Текст] / А. Л. Морозова // Вопросы образования. - 2008. -№ 11. - С. 14 - 21.
29. Морозова, О. П. Психолого-педагогические условия развития профессиональной деятельности учителя [Текст] / О. П. Морозова //Вопросы образования. - № 1. - С. 63-74.
30. Мудрик, А. В. Воспитание как социальный институт [Текст] / А.В. Мудрик // Вопросы образования. - № 3. - С.22-31.
31. Наливайко, Т.Е. Оценка технологичности обучения в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / Т.Е.Наливайко// Вопросы образования. - № 3. - С.59-65.
32. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Обществ. Палата РФ. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ. - 2007. - С. 5-102.
33. Подымова, Л. С. Проблема личностного смысла в инновационной деятельности [Текст] / Л. С. Подымова, Н. А. Подымов // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С.74-84.
34. Платонова, Р. И. Формирование творческого отношения студентов педагогических специальностей к будущей профессиональной деятельности [Текст] / Р. И. Платонова // Вопросы образования. - 2007. - № 13. - С. 111 -116.
35. Розов, Н. С. «Великий разлом» в высшей школе России и переход к сензитивному обществу [Текст] / Н.С. Розов // Вопросы образования. 2008. -№ 1. - С. 22-31.
36. Середенко, П. В. Подготовка учителя - исследователя в вузе [Текст] / П.В. Середенко // Вопросы образования. - № 2. С. 181-189.
37. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - С. 63.
38. Сластенин, В. А. Модернизация педагогического образования: основные тенденции [Текст] / В. А. Сластенин // Вопросы образования. - 2008. -№ 2. - С.22-25.
39. Сластенин, В. А. Национальная идея как фактор цивилизационного развития России [Текст] / В.А. Сластенин // Вопросы образования. - 2008. -№ 1. - С. 6-17.
40. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В.А.Сластенин, Л.С. Подымова// Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 42-49.
41. Соловьев, В. П. Компетентностная модель выпускника [Текст] / В. П. Соловьев // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. - С.76.
42. Средние зарплаты по самым распространенным профессиям в г. Иркутск в марте 2008 г. [Текст]: Работа сегодня. - 2008. - 27 марта - С.7.
43. Терегулов, Ф. Ш. Образование третьего тысячелетия [Текст] / Ф.Ш. Терегулов// Вопросы образования. - 2008. - № 2. - С. 3-14.
44. Фишман, Б. Е.. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы [Текст] / Б. Е. Фишман // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 4960.
45. Цомартова, Т. А.. Формирование научного мировоззрения студентов во внеучебной работе [Текст] / Т. А. Цомартова // Вопросы образования. -2008. - № 10. - С. 103 - 111.
46. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационный и компе-тентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.
47. Шалавина, Т. И. Стандарт профессионализма будущего учителя в подготовке школьников к профессиональному самоопределению [Текст] / Т. И. Шалавина // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С.126-134.
48. Щербакова, И. В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в процессе занятия научно-исследовательской работой в вузе [Текст] / И.В. Щербакова // Вопросы образования. - № 11. - С. 21 - 29.
49. Яковлева, Е. А. Создание рефлексивной среды как одно из условий успешного становления профессиональной компетентности будущих специалистов [Текст] / Е. А. Яковлева // Вопросы образования. - 2008. - № 13. - С. 47 - 51.
50. Perkin, G. The Rise of Professional Society: Britain since 1880. L.: Routledge. - 1990.
Приложение 1
К
CQ
H
О
О
5
CO
eo
OQ
о
Формы взаимодействия работодателя c учебными
заведениями *
□ ВУЗ □ СПО □ НПО
1. ярмарка профессий
2.взаимодействие с биржей труда
3.дни карьеры
4. задействование работадателей для занятий
5. задействование работадателей для финансирования
6. поощрение лучших студенческих работ
7.стажировка студентов на предприятиях
О 20 40
процент%
60
1
2
3
4
5
Приложение 2
Возможный ежемесячный доход выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель»**
□ Ассистнет в вузе □ Доцент
□ Учитель в частной школе □ Директор
□ Школьный психолог ■ Методист РЦРО
□ Гид-экскурсовод □ Логопед
□ Специалист отдела маркетинга с доп образ. □ Секретарь-менеджер с доп. Образ.
□ Секретарь переводчик с доп. Образ. □ Переводчик (Италия)
□ Старший преподаватель □ Профессор
□ Учитель в общеобразовательной школе □ Репетитор
□ Военныый психолог □ Заведующий РЦРО
□ Редактор □ Специалист отдела маркетинга
□ Секретарь-менеджер □ Секретарь-переводчик
□ Секретарь ген. Директора □ Переводчик писем, текста
Приложение 3
Уровень заработной платы у выпускников специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель»*
50000 40000 30000 20000 10000 0
Москва Иркутск Другие города
■ В наилучшем случае IВ наихудшем случае
"Информация по материалам СМИ, справочных и отраслевых изданий; публикаций отраслевых интернет-порталов; данных сайтов ГОУ ВПО, школ, лицеев, частных школ и др. участников рынка образовательных услуг; экспертных оценок и интервью студентов и выпускников по данной специальности; и прочих источников.
** Информация по материалам официальных статистических данных; СМИ, справочных и отраслевых изданий; прочих источников.
Приложение 4
Качества, учитываемые работодателями**
__________________________________________________|45
>37 ~13Я
*41
*49
процент %
□ стаж работы
□ положительные отзывы
■ квалификационные категории, звания, степень
□ молодой возраст
□ Научная активность__________________________
Ткачева Екатерина Петровна
Студентка группы ДО1-06-01, гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББК 74.204:87.715 УДК 37.011.31 ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖА ПЕДАГОГА
В статье проведен анализ определений «имидж», «имидж педагога». Рассмотрены структура имиджа педагога и принципы его построения. Представлены результаты анкетирования студентов по определению содержания имиджа педагога.
Ключевые слова: Имидж, имидж педагога, модель имиджа современного педагога, принцип коммуникативности, принцип речевого воздействия, принцип гармонии визуального образа, принцип саморегуляции.
TEACHER’S IMAGE DESCRIPTION
The article shows the definitions of image and teacher’s image, the structure and principles of teacher’s image. Also the results of students’ questionnaire are introduced.