Научная статья на тему 'Пути решения проблем трудоустройства выпускников педагогических специальностей (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу)'

Пути решения проблем трудоустройства выпускников педагогических специальностей (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
53
Поделиться
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / EMPLOYMENT / COOPERATION WITH EMPLOYERS / OPTIMIZATION OF THE PROFESSIONAL TRAINING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданко Татьяна Александровна

В статье представлены основные направления работы кафедры по решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических специальностей ИГЛУ: создание информационной системы, экспертно-аналитическое сопровождение процесса практической подготовки, формы и методы взаимодействия с потенциальными работодателями, оптимизация содержания и организации профессиональной подготовки по педагогическим дисциплинам.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем трудоустройства выпускников педагогических специальностей (из опыта работы кафедры педагогики гоу ВПО иглу)»

товки и специальностей. Эффективность работы университета в этом направлении во многом зависит от предложений к проекту контрольных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования, которые формируются не только с учетом складывающейся демографической ситуации, но и с учетом потребности рынка труда и анализа трудоустройства выпускников. Вместе с тем процент трудоустроенных выпускников от общего количества является одним из показателей востребованности образовательных услуг университета и главным аргументом выбора абитуриентов.

Жданко Татьяна Александровна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 65.9(2Р-4Ир)240 УДК 378.374

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПЕ ДАГОГИКИ ГОУ ВПО ИГЛУ)

В статье представлены основные направления работы кафедры по решению проблемы трудоустройства выпускников педагогических специальностей ИГЛУ: создание информационной системы, экспертно-аналитическое сопровождение процесса практической подготовки, формы и методы взаимодействия с потенциальными работодателями, оптимизация содержания и организации профессиональной подготовки по педагогическим дисциплинам.

Ключевые слова: трудоустройство, взаимодействие с работодателями, оптимизация содержания профессиональной подготовки.

WAYS TO SOLVE AN EMPLOYMENT PROBLEM OF PEDAGOGICAL

QUALIFICATION GRADUATES

(FROM THE EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICS DEPARTMENT IN IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY)

The article reflects the main directions to solve an employment problem of the pedagogical qualification graduates from the pedagogics department experience, such as: informational system development, expert and analytical support of the practical training, the forms and methods of cooperation with potential employers, the optimization of the content and the organization of professional training for those studying at the pedagogical disciplines.

Key words: employment, cooperation with employers, optimization of the professional training content.

Сегодня происходит, по утверждению Г. Перкина, третья профессиональная революция, начало которой он датирует 1970-ми годами, когда глобаль-

ная конкуренция выдвинула на первый план высокообразованных людей свободных профессий. Подобных людей Г. Перкин называет транспрофесси-налами, которые должны быть готовы за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Для них не важно положение в той или иной организационной структуре, они могут свободно входить в нее и покидать, создавая для решения какой-либо комплексной проблемы адекватные формы организации - проектные команды. Для транспрофессионалов характерно свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, отказ от формальных стандартов, креативный стиль мышления, ситуативный подход по отношению к структурным составляющим организации [1]. Кроме этого, мир профессий в современном обществе характеризуется исключительной динамичностью, интеллектуализацией, совмещением разных видов деятельности в рамках отдельной профессии. Одной из основополагающих задач высшей школы является формирование у выпускников устойчивого профессионального интереса, стремления к освоению знаний и компетенций, способствующих эффективному позиционированию, конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем, как справедливо отмечает А. С. Соколова, «современный вуз не уделяет должного внимания развитию личностной способности выпускника приспосабливаться к различным требованиям социума и профессиональных сред в процессе реализации карьеры» [2, с. 166].

Нельзя не отметить, что в последние десятилетия складывается тревожная ситуация вокруг авторитета учителя и престижа педагогических специальностей, стабильно негативное отношение к учительству, низкая заработная плата, поток негативной информации в СМИ — все эти факторы прямо и косвенно влияют на выбор молодыми людьми профессии педагога. Подтверждение этому мы находим в докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»: «растет доля учителей пенсионного возраста, и в 2005 г. она превысила 15%. Лишь 42% учителей моложе 46 лет» [3, с. 66]. Необходимость разрешения данной ситуации обусловлена еще и тем, что большое количество выпускников -дипломированных педагогов трудоустраиваются не по специальности, выбирая наиболее выгодную с экономической точки зрения сферу профессиональной деятельности.

С рынка труда поступают достаточно четкие сигналы, что во многих случаях работодатель не получает того работника, который ему нужен, и поэтому вынужден инвестировать средства в переобучение кадров, а с другой стороны у выпускников складывается представление о жестком требовательном работодателе, которому не так просто угодить. Также нами установлено, что значительная часть студентов не испытывает оптимизма в отношении перспективности получаемой профессии. Считают, что, работая по приобретаемой профессии, они не смогут добиться ни высокого заработка, ни положения в обществе. Обнаруживается определенный диссонанс личностного по-

тенциала и требований внешней среды, как она предстает перед поколением, которое скоро должно активно войти на рынок труда.

На основе анализа большого объема информации (психологические, педагогические, социологические исследования) нами определен ряд проблем в сфере трудоустройства выпускников:

1. Определенный отрыв профессионального образования от реальной деятельности и запросов работодателей.

2. Слабая мотивация молодежи на педагогические профессии.

3. Неподготовленность выпускника к эффективной самостоятельной деятельности.

4. Недостаточное внимание средней и высшей школы к вопросам будущего трудоустройства и построению карьеры молодых людей.

Это тот спектр проблем, которой необходимо учитывать и предупреждать их возникновение при организации профессиональной подготовки специалистов.

Кафедра педагогики ИГЛУ активно работает по решению названных проблем относительно выпускников специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык».

Анализ сущности названных проблем в области трудоустройства выпускников позволил нам определить основные направления деятельности кафедры по их решению. Направления интегрированы: в некоторых случаях содержательно, в других — организационно. Но для удобства аналитического обзора мы представляем их автономно друг от друга.

1. Разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг.

Ежегодно департамент образования администрации Иркутской области представляет в лингвистический университет перечень вакантных мест педагогической работы с указанием квалификации требующихся специалистов, объема учебной нагрузки, возможностей обеспечения жилплощадью и других условий быта. В течение учебного года при возникновении вакансий специалистов в образовательных учреждениях города и области руководством университета подбираются кандидатуры среди студентов 4-5 курсов, обучающихся по соответствующим профессиональным программам. Указанным студентам предоставляется возможность работы в данных образовательных учреждениях с переводом на индивидуальный график обучения в университете.

2. Экспертно-аналитическое сопровождение процесса практической подготовки студентов (педагогическая практика) и процесса трудоустройства выпускников.

Нами разработана анкета для практикантов по самооценке деятельности в период прохождения педагогической практики и профессиональной адаптации в образовательном учреждении, где практиканты и выпускники университета

оценивают сформированность профессиональной компетентности и достаточность полученных знаний во время учебы в университете для работы педагогом по различным видам деятельности (теоретическая и методическая подготовка, работа классного руководителя, внеклассная работа, работа с родителями, организация общественной работы), трудности, которые испытывают выпускники в адаптационный период работы по специальности. Полученные результаты обрабатываются, выясняются положительные и отрицательные факты и тенденции подготовки специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анкетирование проводится регулярно в течение пяти лет. В настоящее время 90% выпускников трудоустроены (10% составляют молодые матери): 60%

— в государственных учреждениях, 40% — в негосударственных учреждениях. Из них 50% молодых специалистов работают по первой или по второй специальности. Все респонденты занимают в организации или учреждении должность специалиста. Уровень доходов определяют как низкий и ниже среднего. В качестве важных для профессиональной подготовки выпускники отмечают следующие факторы: профессиональную общетеоретическую подготовку, практические умения, знание иностранного языка, нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие. Несколько ниже оценены такие факторы, как навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ, способность эффективно представлять себя и результаты своего труда, эрудированность, общая культура, осведомленность в смежных областях полученной специальности.

Выпускников интересует востребованность специальности на рынке труда в других регионах. На вопрос о возможности повторного выбора большинство ответили так: «Выбрал бы другую специальность (не педагогическую), но в образовательном учреждении, в котором учился», основанием для такого выбора являются социальные факторы. В целом, общую профессиональную подготовку в вузе оценивают уровнем выше среднего.

Кроме этого, проводится система опросов работодателей о проблемах адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях, качестве работы практикантов и выпускников университета. Так, председателями комитетов по образованию, методистами, заведующими МДОУ, директорами МОУ СОШ, учителями и воспитателями дается положительная оценка нашим выпускникам: в основном, она оценивается на “хорошо” и “отлично”. В частности, положительно оценивается научно-теоретическая подготовка, методическая подготовка, ответственность и трудолюбие, добросовестное отношение к работе, стремление повысить свой профессиональный уровень.

Работодателями отмечается, что молодые педагоги проводят занятия, инспекторские проверки в МДОУ; уроки и внеклассные занятия в МОУ СОШ, колледжах и лицеях на хорошем педагогическом уровне, знают современные отечественные и зарубежные технологии обучения и воспитания. Отмечается, что молодые специалисты работают творчески, умеют увлечь детей своим предметом, владеют педагогическим тактом, культурой речи, обладают хорошими организаторскими способностями, обеспечивают благоприятный психологический

климат, умело стимулируют активность детей и учащихся на занятиях и уроках путем использования наглядного материала, постановки проблемных вопросов, организацией самостоятельной работы. Есть начинающие педагоги, работающие по индивидуально-адаптированным программам, которые являются инновационными по содержанию. Работу с учениками строят на основе педагогики сотрудничества.

Наряду с положительными характеристиками отмечается, что следует уделять больше внимания формированию общеучебных умений и навыков, приемам повторения учебного материала; созданию учебной мотивации на занятиях, совершенствованию произношения и развития речи в МДОУ; работе над комплексным анализом текста, внеурочной работе по предмету; подготовке и проведению факультативных занятий в школе.

По результатам анкетирования мы выяснили, что молодые педагоги испытывают затруднения: в работе классного руководителя, в работе с родителями, в проведении внеклассной работы, в оценке знаний учащихся, в работе с трудными детьми, в разрешении конфликтных ситуаций; возникает проблема взаимоотношении с учащимися и становлении авторитета, поддержании дисциплины на уроке, проведение самоанализа и самодиагностики, организации ученического самоуправления.

Анализ анкетных данных, результатов собеседования в период практики и подведения ее итогов позволяет оптимизировать профессиональную подготовку наших выпускников. Учитывая замечания и рекомендации, высказанные в итоговых листах и анкетах на кафедре вносятся коррективы в организацию и содержание образовательного процесса, например, введение новой дисциплины («Управление личной карьерой»), частных тем, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов работающих студентов и т.д.

3. Взаимодействие с потенциальными работодателями и, прежде всего, с органами и учреждениями образования.

Данное направление мы считаем одним из основных направлений в содействии трудоустройству выпускников. Поскольку в практике подготовки педагогических кадров зачастую присутствует узкопрофильная подготовка к педагогической деятельности, что не отвечает современным требованиям. Обратимся к статистике: «...70% работодателей предпочитают специалистов широкого профиля, главное в которых - способность к дальнейшему обучению» [2, с.62].

Одним из вариантов в реализации данного направления мы предполагаем организацию научно-педагогических исследований по заказу работодателей с обязательным конечным продуктом, который может быть представлен в курсовых и дипломных работах студентов. Сегодня научно-педагогические исследования такого плана не носят массового характера, но организация взаимодействия в данном направлении имеет взаимовыгодные результаты и для потенциальных работодателей и для студентов.

Ежегодно организуются совместные встречи по проблемам адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях с сотрудниками управления образования администрации города Иркутска, работниками муниципальных

комитетов по образованию, учителями МОУ СОШ преподавателей Института образовательных технологий ГОУ ВПО ИГЛУ с молодыми специалистами. Предваряют данные встречи уже указанные анкеты молодых специалистов, практикантов, работодателей.

Встречи студентов с работодателями из разных профессиональных сфер показали, что перед вузом встает задача создания системы консультаций для формирования более точного представления студентов об их учебной карьере и будущей занятости. Только взаимодействие равноправных сторон — работодателей и академического сообщества — позволит студенту результативно формировать собственную карьеру, формировать профессиональное будущее. В этом заинтересованы не только вузы, но и работодатели. Подобное взаимодействие позволяет нам оперативно реагировать на прогнозируемые изменения рынка труда.

Взаимодействие осуществляется и в других формах и тесно связано с реализацией следующего направления деятельности кафедры педагогики.

4. Оптимизация содержания и организации профессиональной подготовки кафедры педагогики по содействию трудоустройству выпускников.

Одной из интересных форм работы по содействию трудоустройству выпускников является форум «Связь поколений: настоящее и будущее педагогических специальностей — кадровый резерв XXI века». Идея проведения форума принадлежит заведующей кафедрой педагогики Л. А Ивановой, разработчик и организатор форума — преподаватель Т. А. Жданко.

Целью форума является разработка механизмов коммуникации между деятелями профессиональной сферы и молодежью через обсуждение общего будущего, возможностей и индивидуальных шансов в пространстве города и региона. На форуме в 2007 студенты представили свои проекты: «Проектирование «Я — пространства специальности 031100.32», «Проблемы развития рынка образовательных услуг регионов Сибири и Дальнего Востока», «Условия профессиональной подготовки конкурентоспособной личности по специальности 031100.32», «Проблемы перевода дошкольного образования на инновационный путь развития».

В методическом плане все виды проектных работ были структурированы на постановку проблемы: Как сформировать способ обучения к быстро меняющимся обстоятельствам? Что значит быть успешным? Г отовы ли мы позиционировать на рынке труда. Кто я такой? В чем моя индивидуальность? Чем я ценен для покупателей моей рабочей силы? Почему происходят постоянные изменения на рынке труда; увеличение скорости изменения мира труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий. Чем это можно объяснить? Какие специалисты нужны современной России? И собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения проектной работы?). При этом каждый из проектов обладал своей спецификой и атрибутикой.

В 2008-2009 учебном году форум уже под названием «Стратегия профессионального роста» был организован в три этапа. Цель форума - разработка

механизмов коммуникации между деятелями профессиональной сферы и молодежью через обсуждение общего будущего, возможностей и индивидуальных шансов в пространстве города и региона.

1 этап был проведен в октябре - конференция совместно с работодателями «Я - профессионал» для студентов 5 курса. Цель — позиционирование студентов в образовательно-профессиональном пространстве города.

2 этап — в октябре — феврале конкурс-презентация проектов «Моя карьера» для студентов 1 и 2 курсов. Цель конкурса — формирование у студента нового мировоззрения, способствующего осознанному отношению к обучению на избранной специальности, планированию своей карьеры, стремлению начать её осуществление не после окончания обучения, а немедленно. С первого года обучения. На этапе экспертизы и презентации проектов участвуют потенциальные работодатели.

3 этап в марте — «Аукцион педагогических идей» для студентов 3-4 курсов с обязательным привлечением к проведению потенциальных работодателей. Цель — формирование профессиональной компетентности будущих педагогов.

Таким образом, проведение форума стало традиционным. Работа в данном направлении ведется и сегодня.

В рамках реализации данного направления вносятся изменения не только в характер и методы внеаудиторной работы. Оптимизируется и содержание учебного плана специальности: в 2007-2008 учебном году по инициативе заведующей кафедрой Л. А. Ивановой введена дисциплина «Управление личной карьерой». Курс входит в число дисциплин предметной подготовки (ДПП) нового государственного образовательного стандарта для высших учебных заведений, реализуется в рамках национально регионального (вузовского) компонента (рассчитан на 100 часов). Целью разработанного нами курса является формирование конкурентоспособности личности. Согласно выдвинутой цели были сформулированы конкретные задачи:

• сформировать представление о собственных жизненных, профессиональных ценностях и возможностях;

• сформировать ответственное отношение к своему профессиональному будущему;

• сформировать умения организовывать свою мыслительную и практическую деятельность в процессе выполнения работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развивать опыт профессиональной самореализации, самопрезентации себя как профессионала и презентации продуктов своей деятельности.

Принципы построения и реализации курса определены следующие:

1. Принцип деятельностной активности - целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, процессов, их осмыслении, творческая переработка и применение.

2. «Адресность» (И. А. Колесникова) — разработка содержания курса соответственно выявленным проблемам, в общем, и для каждого студента отдельно.

3. Принцип паритетности («равноправие сторон») — выстраивание субъ-ект-субъектных отношений по направлениям: преподаватель-студент, студент-студент, студент-работодатель.

4. Принцип обратной связи — управление усвоением программного материала посредством контроля и самоконтроля, что позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия и мобильно адаптировать курс к ним [4, с. 85].

Курс «Управление личной карьерой» разделен на три блока: теоретический (технология карьеры), практический (основы самоменеджмента педагога), самореализации (технология учебной и внеучебной деятельности в вузе).

Разрабатывая курс «Управление личной карьерой», мы учитывали возможность варьировать объем теоретического и практического материала для изучения в зависимости от личностных особенностей и уровня работоспособности каждого студента. «Управление личной карьерой» предполагает овладение методами и приемами самоуправления, эффективной организации собственного труда, техникой и навыками повышения и сохранения своей работоспособности. Так, объем теоретического блока одинаков для всех студентов, что предполагает усвоение студентами определенного количества теоретической информации. Теоретическая часть курса предполагает знакомство с теориями лидерства, с принципами рационального использования времени, с методами принятия решений, с правилами делегирования полномочий, с основами делового общения, с механизмами активизации памяти и другими важными знаниями, необходимыми для конкурентоспособной личности.

Практическая часть курса «Управление личной карьерой» предполагает овладение технологией поиска и формирования жизненных целей; личной организованностью и самодисциплиной; техникой организации дня и планирования рабочего времени; техникой управления стрессом и техникой вербального и невербального общения. Для реализации практической части курса студентам предлагаются различные тренинги, проектная деятельность, деловые и ролевые игры, дебаты, пролонгированные производственные практики, а также возможность совмещения образовательной и профессиональной деятельности (работа в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования). В реализации практической части курса предусматривается организация взаимодействия с потенциальными работодателями. Это взаимодействие предполагает проведение практических занятий в профессиональной среде, мастер-классы, встречи с успешными людьми и др. Результатом совместной работы в данном направлении могут быть проекты, востребованные в профессиональной деятельности, разработанные как по инициативе студента, так и по заказу работодателя. Освоение практического блока может варьироваться в зависимости от эффективности применения полученных знаний в практической деятельности каждым студентом персонально. По мере овладения теоретическими знаниями и практическими умениями в плане выстраивания личной карьеры в вузе, студент начинает

испытывать потребность в приобретении новых знаний, сам определяет, что из массы имеющейся информации целесообразно внедрить в практику.

Блок курса «Самореализация» предполагает выстраивание персональной траектории личной карьеры - участие в конференциях, участие в подготовке и реализации грантов, участие в работе студенческого совета вуза и др. Освоение данного блока увеличивается от допустимого уровня к оптимальному уровню деятельности.

Новым в реализации данного направления является работа кафедры по разработке и реализации программ дополнительного образования, таких как: «Самоменеджмент: планирование успеха», «Управление личной карьерой или как стать лидером», «Как стать креативным». Участие в данных курсах позволяет будущему специалисту приобрести или развить компетенции различного уровня: в качестве участника - один уровень, в качестве тьютора курса для других участников - другой уровень. В любом случае освоение программ дополнительного образования позволяет студенту повысить свою потенциальную конкурентоспособность относительно дальнейшего трудоустройства.

Усилия кафедры педагогики по решению проблем трудоустройства выпускников на примере одной из педагогических специальностей вуза при реализации представленных направлений деятельности принесли свои положительные результаты (таблица 1).

Таблица 1

Сферы трудоустройства выпускников специальности 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью.

Иностранный язык

Сфера профессиональной деятельности 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

образование 34% 40% 46% 59% 65%

социальная сфера, связанная с английским языком 34% 40% 15% 6% -

другие сферы, несвязанные с английским языком 32% 20% 8% 6% 18%

не трудоустроилось - - 8% 18% 12%

нет данных - - 23% 11% -

После некоторого спада по трудоустройству в сфере образования в 2005 году, процент трудоустройства по специальности в последующие годы и в 2009 г. постепенно растет.

На сегодняшний день мы готовы к дальнейшему решению проблем трудоустройства будущих педагогов-выпускников нашего вуза: вносить обоснованные изменения в программы подготовки, оптимизировать стратегию по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, по формированию конкурентоспособности личности - это должно отвечать новым требованиям рынка труда. Необходимо учитывать и тот факт, что рынок

труда изменяется динамично, поэтому некоторые задачи, подходы, принципы деятельности могут и должны изменяться, чтобы соответствовать приоритетным направлениям развития образования в современных условиях.

Библиографический список

1. Perkin, G. The third revolution: Professional society in international perspective. - L. : Routledge, 1996.

2. Соколова, А. С. Поддержка формирования и развития карьеры в студенческой среде [Текст]/ А.С. Соколова // Высшее образование в России. — 2009. — №3. — С.166-168.

3. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? [Текст] /Обществ. Палата Рос. Федерации. — М. : Изд. Дом ГУ-ВШЭ.

— 2007. — С. 5-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Чупрова, О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего педагога в процессе экспертно-аналитической деятельности [Текст] : дисс. ... канд. пед наук : 13.00.01 / О. Ф.Чупрова. — Иркутск, 2004. — 207 с.

Рябинина Анна Анатольевна

Доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББК 74.58:74.202.4(2Р-4Ир) УДК 378.18

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО воспитания студентов вуза

В статье раскрывается суть и условия эффективной реализации современных педагогических диалоговых технологий. Рассматривается опыт реализации диалоговых технологий в Иркутском государственном лингвистическом университете в области гражданского воспитания студентов. Приводится описание сравнительного исследования по распределению мнений студентов о ценностях, способствующих достижению успеха.

Ключевые слова: диалоговые технологии, гражданское воспитание студентов вуза.

EXPERIENCE OF DIALOGUE TECHNOLOGIES USE in THE CIVIL EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article reveals the essence and conditions of effective realization of modern pedagogical dialogue technologies. It is considered the experience of dialogue technologies realization in the field of high school students’ civil education in Irkutsk state linguistic university. It is resulted the description of comparative research on distribution of students opinions about the values promoting achievement of life success.

Key words: dialogue technologies, high school students, civil education.