изводительных сил и производственных отношений в регионах и в стране. Поэтому на характер и направления межрегиональных связей оказывают влияние факторы вывоза и ввоза продукции регионами, развитие внешнеэкономических связей [2].
Фактором интеграции регионов может стать реализация государственной научно-технической и инновационной политики на региональном уровне. Важнейшими задачами в этом направлении являются:
- содействие региональным органам власти и управления в переориентации научно-технического потенциала на решение социально-экономических задач регионов;
- поддержка формирования новых организационных структур научно-инновационной деятельности, ее рыночной инфраструктуры;
- содействие становлению региональных и межрегиональных инновационных структур, фондов научно-технического развития, стимулирование научных исследований;
- сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов, формирование научных школ и направлений исследований.
Активизация общественной жизни на региональном уровне является фактором возрастания самостоятельности субъектов Российской Федерации, что должно находить более полную реализацию задач государственной региональной политики. Динамика развития потребовала от самих региональных образований принятия срочных, нередко нетрадиционных решений, учитывающих интересы населения территории и государства.
Список литературы:
1. Лексинов Г. Место ассоциаций экономического взаимодействия в регионах // Экономист. - 1996. - № 8. - С. 56.
2. Вардомский Л.Б., Демидов Ф.Д., Марчук Н.И. Субъекты Российской Федерации в международных связях. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - С. 8-9.
ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ КАК СРЕДСТВА СГЛАЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ НИМИ
© Майборода Е.В.*
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с экономическим взаимодействием крупных бюджетно-обеспечен-
* Аспирант.
ных и малых проблемных регионов Юга России, как действенным регулятором межрегиональных социально-экономических различий. Особое внимание уделено факторам, определяющим возможности активизации межрегионального сотрудничества между Краснодарским краем и Республикой Адыгея.
Межрегиональные различия, имевшие место в период планово-директивной экономики, за годы рыночных реформ значительно усилились, следствием чего является углубляющееся неравенство между регионами страны в институциональной организации, структурированности регионального хозяйственного пространства, инновационно-технологической обеспеченности производственных процессов и их эффективности. Не менее важным представляются социальные последствия межрегиональной дифференциации. В частности, деструктивная асимметрия в развитии регионов Юга России явилась одним из катализаторов сохраняющейся социально-политической нестабильности в этом макрорегионе.
Усиливающаяся дифференциация субъектов федерации является в современных условиях хозяйствования объективным препятствием к их интеграционному взаимодействию. К тому же далеко не все динамично развивающиеся регионы стремятся к расширению сотрудничества с отстающими соседними регионами.
В то же время само экономическое взаимодействие субъектов федерации следует рассматривать как один из действенных регуляторов межрегиональных социально-экономических различий, особенно ме^ду крупными бюджетно-обеспеченными и малыми проблемными регионами, содержащих в себе многообразие возможностей по выводу последних на качественно более высокий уровень функционирующего капитала, ресурсной базы, социально-экономической инфраструктуры, институциональной среды и тем самым способствующих оптимизации пространственной организации национальной экономики.
В условиях, когда потенциал межрегионального перераспределения ресурсов с целью поддержки проблемных регионов в Российской Федерации на обозримую перспективу остается весьма ограниченным, значимость иных инструментов сглаживания межрегиональных социально-экономических различий возрастает [1].
В условиях современной России опережающему развитию малых регионов способствуют получаемые отдельными их территориями дополнительные импульсы благодаря попаданию в «коридоры развития» в пространственном каркасе макрорегиона через ускоренное развитие инфраструктуры, распространение инноваций и т.д. Активизация экономического взаимодействия малого и крупного региона может рассматриваться в этом случае как составляющее и следствие масштабных (зачастую - глобальных) процессов в более широком экономическом пространстве.
Результативность процессов сглаживания межрегионального неравенства зависит от множества характеристик взаимодействующих регионов, доминирующими из которых являются:
- соотношение потенциалов взаимодействующих регионов, влияние которого характеризуется тем, что взаимовыгодное сотрудничество ме^ду малым сильно-дотационным и крупным бюджетно-обес-печенным регионами дает различное приращение к их характеризующим основным параметрам;
- пространственная дислокация, влияние которой таково, что, чем ближе расположены взаимодействующие регионы, тем возможности сотрудничества выше (через элементы структурной политики, развитие систем коммуникаций, использование природно-ресурс-ного потенциала и т.д.). В то же время, межрегиональное социально-экономическое неравенство болезненнее всего воспринимается населением отстающего региона именно в сравнении с соседними более развитыми регионами;
- взаимодополняемость конкурентных преимуществ регионов, обусловленных их природно-климатическим, географическим, ресурсным и социально-культурным потенциалом, создающая благоприятные предпосылки для активизации взаимовыгодного сотрудничества на принципах согласования интересов и взаимного дополнения межрегиональных контуров производственно-хозяйственных процессов;
- стратегическая ориентация регионов на активизацию экономического взаимодействия, характеризующаяся не только степенью приоритетности сотрудничества в реализуемых стратегиях развития взаимодействующих регионов, но и соответствием элементов региональных социально-экономических инфраструктур, наличием и эффективностью обеспечивающих активизацию межрегионального экономического взаимодействия институциональных инструментов и т.д.
Выбор в качестве объектов углубленного исследования двух регионов -Республики Адыгея, как малого сильно дотационного региона, и Краснодарского края, как крупного бюджетнообеспеченного региона, обусловлен следующими обстоятельствами: анклавным характером пространственного расположения Республики Адыгеи по отношению к Краснодарскому краю; социально-культурной и институциональной комплементарностью регионов и длительной историей их взаимодействия; совместными потребностями в развитии обоих регионов и их отдельных территорий.
Анализ социально-экономической дифференциации между Республикой Адыгеей и Краснодарским краем, проведенный в диссертации, позволил выявить и систематизировать факторы, оказавшие в различные перио-
ды рыночных трансформаций доминирующее влияние на динамику социально-экономических различий ме^ду этими регионами. К ним следует отнести: динамику общеэкономической ситуации и стартовые характеристики экономик регионов - в начальный период реформ, эффективность использования производственно-экономического потенциала регионов - в период восстановительного роста.
Сложившиеся, как результат предшествующего развития, ассиметрич-ные позиции Краснодарского края и Республики Адыгея в пространстве Южного макрорегиона являются одним из доминирующих факторов, препятствующих активизации их экономического взаимодействия. В то же время, в последние годы на динамику социально-экономического развития оказывает все возрастающее влияние наличие региональных конкурентных преимуществ и способность органов управления обеспечить их эффективное вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе посредством активизации межрегионального взаимодействия.
Потенциал взаимодействия исследуемых регионов обусловлен следующими факторами:
1. углубляющимся процессом втягивания в формирующиеся межрегиональные пространственные системы отдельных территорий Республики Адыгея, что способствует их ускоренному развитию. К таким территориям следует отнести, прежде всего, три муниципальных образования региона: Адыгейск, Тахтамукайский и Те-учежский районы, тяготеющие к межрегиональной социально-хозяйственной системе мегаполиса Краснодара и одновременно обеспечивающие расширение пространства развития краевого центра на Южный берег реки Кубань; Майкопский район, основной тури-стско-рекреационный центр республики, включенный в состав создаваемого на Юге России межрегионального туристического кластера. Указанные территориальные подсистемы Республики Адыгея уже характеризуются опережающими темпами развития, что способствует уменьшению социально-экономических различий двух соседних регионов. Более того, предпосылкой дальнейшего повышение их роли в сглаживании межрегиональных различий является усиливающийся процесс концентрации инвестиционных вложений республики в эти подсистемы;
2. возможностью значительного улучшения сбалансированности структуры сложившегося ме^ду регионами экономического взаимодействия, в которой доминируют эпизодические взаимные поставки товаров в объемах, не соответствующих потенциалу обоих регионов, а также неупорядоченная межрегиональная миграция рабочей силы на фоне обособленного развития функционирующих капиталов, институциональных и инфраструктурных подсистем обеих региональных систем;
3. совместными потребностями в развитии туристско-рекреационно-го и агропромышленного комплексов, как наиболее приоритетных секторов экономики обоих регионов;
4. возможностью придания стратегической направленности в действиях администраций обоих регионов по активизации взаимовыгодного межрегионального сотрудничества.
В целом, наметившиеся в последние годы тенденции в сравнительной динамике ряда важнейших социально-экономических параметров исследуемых регионов позволяют определенно оценивать их как начало длительного процесса сглаживания социально-экономических различий между ними (табл. 1) [2].
Таблица 1
Характеристика начального периода процесса сглаживания социально-экономических различий Республики Адыгея и Краснодарского края, в % к 2003 г.
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Производство ВРП Республика Адыгея 127,1 173,9 216,6 299,3 381,3 425,1
Краснодарский край 126,3 150,4 195,3 263,8 323,0 377,6
Розничный товарооборот Республика Адыгея 130,5 165,9 196,1 245,7 384,2 458,7
Краснодарский край 124,8 159,8 205,0 281,7 371,3 447,8
Инвестиции в основной капитал Республика Адыгея 88,7 140,9 159,7 428,6 437,5 459,8
Краснодарский край 122,4 146,0 194,9 294,5 412,4 432,4
Указанные особенности сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края одновременно свидетельствуют и о высоком нереализованном потенциале межрегионального взаимодействия.
Различия ме^ду сравниваемыми регионами по уровню развития могут значительно варьировать в зависимости от рассматриваемых социально-экономических параметров и при этом меняться во времени. Придание системности и стратегической ориентированности процессам межрегионального взаимодействия позволяет целенаправленно воздействовать на различные параметры социально-экономического неравенства [3, 4].
На основе проведенного SWOT-aнaлизa нами выявлены и представлены в систематизированном виде приоритетные направления преимущественного воздействия межрегионального сотрудничества на отставание Республики Адыгея от Краснодарского края по основным параметрам социально-экономического развития.
В то же время, следует отметить, что развитие межрегионального взаимодействия по указанным направлениям является лишь одним из средств сглаживания социально-экономических различий ме^ду двумя соседними регионами.
Список литературы:
1. Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект / П.А. Минакир // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 1. - С. 118-135.
2. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - 947 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 г. / Майкоп. - 2009. - 101 с.
4. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г. Краснодар 29 апреля 2008 г. Закон Краснодарского края № 1465-КЗ. - Краснодар, 2008. - 116 с.
ФАКТОРЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ
© Майборода Е.В.*
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
В статье рассматриваются тенденции и факторы межрегиональных социально-экономических различий двух соседних регионов - Краснодарского края и Республики Адыгея в различные периоды рыночных реформ. Особое внимание уделено позиционированию обоих регионов в экономическом пространстве Юга России в период восстановительного роста отечественной экономики.
В публикациях последних лет, посвященных межрегиональной социально-экономической дифференциации в Российской Федерации, авторы рассматривают, как правило, в качестве объекта исследования либо социально-экономическое пространство страны, либо пространство отдельного макрорегиона [1-3]. И это вполне оправданно, поскольку: во-первых, межрегиональная дифференциация, как социально-экономическое явление, характерна для всего макроэкономического пространства; во-вторых, межрегиональную дифференциацию, как общенациональную проблему социально-экономического и политического характера, необходимо отслеживать и решать в целом по стране, реализуя соответствующую государственную региональную политику; в-третьих, в достаточно большом арсенале инструментов сглаживания межрегиональных социально-экономических различий наиболее масштабные и наиболее действенные средства находятся в распоряжении именно федерального центра. Указанные посылы имеют место и в том случае, когда межрегиональная социально-экономическая дифференциация рассматривается в пространстве макрорегиона, поскольку за действиями,
* Аспирант.