Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития Республики Адыгея и механизмы преодоления ее отставания в социально-экономическом пространстве Южного макрорегиона'

Стратегические приоритеты развития Республики Адыгея и механизмы преодоления ее отставания в социально-экономическом пространстве Южного макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
343
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОРЕГИОН / БЮДЖЕТНО-ДЕФИЦИТНЫЙ РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ЦЕЛЕВАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА / MACROREGION / BUDGET-DEFICIT REGION / INTERREGIONAL DIFFERENTIATION / SYSTEM APPROACH / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY / PRIORITIES / TARGET MEDIUM-TERM PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Добровольский Александр Григорьевич

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы обоснования стратегических приоритетов развития одного из бюджетно-дефицитных регионов Юга России – Республики Адыгея с позиций преодоления ее отставания в экономическом пространстве макрорегиона; особое внимание уделено инструментальному обеспечению механизма реализации региональных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Добровольский Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic priorities in the Adyghea Republic development and mechanisms of overcoming its lag in social and economic space of the Southern macroregion

This paper discusses some aspects of substantiating the strategic priorities in the development of the Adyghea Republic, one of the budget-deficit regions of the South of Russia, from the position of overcoming its lag in economic space of the macroregion. Particular attention is given to providing a mechanism for the instrumental implementation of regional priorities.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития Республики Адыгея и механизмы преодоления ее отставания в социально-экономическом пространстве Южного макрорегиона»

УДК 338.24(470.621)

ББК 65.050.22(2Рос.Ады)

Д 56

А.Г. Добровольский

Соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного

университета, г. Майкоп, Тел.: (918) 454 00 68, e-mail: e-914me 'a mail.ru.

Стратегические приоритеты развития Республики Адыгея и механизмы преодоления ее отставания в социально-экономическом пространстве Южного макрорегиона

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы обоснования стратегических приоритетов развития одного из бюджетно-дефицитных регионов Юга России - Республики Адыгея с позиций преодоления ее отставания в экономическом пространстве макрорегиона; особое внимание уделено инструментальному обеспечению механизма реализации региональных приоритетов.

Ключевые слова: макрорегион, бюджетно-дефицитный регион, межрегиональная дифференциация, системный подход, стратегическое управление, стратегия, приоритеты, целевая среднесрочная программа.

A.G. Dobrovolsky

Applicant for Candidate’s degree of Economy and Management Department, Adyghe State

University, Maikop. Ph.: (918) 454 00 68, e-mail: e-914 me@ mail.ru

Strategic priorities in the Adyghea Republic development and mechanisms of overcoming its lag in social and economic space of the Southern macroregion

Abstract. This paper discusses some aspects of substantiating the strategic priorities in the development of the Adyghea Republic, one of the budget-deficit regions of the South of Russia, from the position of overcoming its lag in economic space of the macroregion. Particular attention is given to providing a mechanism for the instrumental implementation of regional priorities.

Keywords: macroregion, budget-deficit region, interregional differentiation, system approach, strategic management, strategy, priorities, target medium-term program.

Основными проявлениями межрегиональных различий в экономическом пространстве Южного макрорегиона, которые за годы рыночных реформ не только не уменьшились, но и значительно усилились, являются неравенство бюджетно-обеспеченных и бюджетнодефицитных регионов в институциональной организации хозяйственного пространства, инвестиционной и инновационно-технологической обеспеченности производственных процессов, их коммуникационной и кадровой обеспеченности. Не менее важным представляются социальные последствия экономической дифференциации, проявляющиеся в различиях между указанными группами регионов по уровню и качеству жизни.

В то же время для современного этапа развития Юга России характерно объективное повышение влияния на динамику межрегиональных социально-экономических различий ряда факторов, создающих благоприятную основу для активизации усилий многоуровневой вертикали власти по преодолению чрезмерной неоднородности межрегионального экономического пространства. К этим факторам относятся, прежде всего, следующие:

- усиление зависимости бюджетно-дефицитных регионов от мирохозяйственной динамики, их постепенное встраивание в формирующиеся глобальные воспроизводственные

циклы, в связи с чем потенциальные конкурентные преимущества этих регионов становятся глобальным достоянием, сферой интересов крупных отечественных и зарубежных инвесторов;

- возрастание в многоуровневой управленческой вертикали роли макрорегионов окружного типа, расширение их возможностей по реализации мегапроектов с участием бюджетно-дефицитных регионов на основе ускоренного развития их определенных подсистем.

Выбор в качестве объекта углубленного исследования Республики Адыгея,

являющейся одним из малых бюджетно-дефицитных регионов, для обоснования возможностей и механизмов ее опережающего развития в экономическом пространстве Юга России, можно аргументировать следующими обстоятельствами:

- во-первых, Республика Адыгея по своим структурно-динамическим

характеристикам является одним из наиболее успешно развивающихся за последние годы бюджетно-дефицитных регионов на Юге России;

- во-вторых, в отличие от бюджетно-дефицитных регионов СКФО, анклавный характер пространственного расположения Республики Адыгея по отношению к Краснодарскому краю и социально-культурная и институциональная комплементарность этих регионов во многом способствуют социально-политической стабильности в исследуемом регионе;

- в-третьих, для руководства Республики Адыгея характерно стремление к

преодолению отставания от бюджетно-обеспеченных регионов Юга России, что проявляется в его действиях стратегического характера по улучшению инвестиционной

привлекательности и повышению конкурентоспособности республики.

Указанные обстоятельства позволяют рассматривать Республику Адыгея как некий «эталонный» объект для совокупности бюджетно-дефицитных регионов Юга России по исследуемой проблематике.

Исходным инструментом для определения приоритетов социально-экономического развития региона является многовариантный сценарный подход. Выбрать правильный сценарий, адекватный сложившимся реалиям и возможным перспективам, крайне сложно, но, как показывает практика, когда сценарий верно определен, его возможности довольно велики [1].

Следует отметить, что за последние 15 лет в Республике Адыгея реализовывались различные сценарии развития. На первом из этих сценариев была построена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Адыгея в 1997-2000 г.». В этой программе, разработанной в условиях углубляющегося кризиса отечественной экономики, сценарий развития базировался на оценке регионального АПК как ключевого сектора экономики Адыгеи, сохранение потенциала и дальнейшее наращивание которого рассматривались в качестве основного стратегического направления развития экономики региона и условия подъема благосостояния его населения [2].

Второй сценарий, исходящий из необходимости и возможности одновременного развития нескольких приоритетных секторов экономики региона (туристско-рекреационный комплекс, АПК и промышленный комплекс, включая транспорт и связь), был заложен в основу Программы экономического и социального развития Республики Адыгея в 2004-2008 гг. [3]. Такой подход вполне соответствовал представлениям о возможностях регионов по реализации стратегических приоритетов и соответствующим ожиданиям периода восстановительного роста отечественной экономики [4].

Наибольший интерес представляет действующая Стратегия социальноэкономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года и заложенные в ней сценарии развития [5].

В зависимости от выбранного сценария динамика и траектория развития экономики региона и его вклад в достижение поставленных целей и задач, включая задачу преодоления отставания от более развитых регионов Юга России, могут значительно различаться.

Рассмотрим с этих позиций 3 сценария развития экономики Республики Адыгея, заложенные разработчиками действующей с 2008 года Стратегии.

Сценарий 1 (инерционный) отражал развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности регионального производства. Темпы роста ВРП по данному сценарию предположительно должны были снизиться с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 20152025 годах, что на практике привело бы к дальнейшему усилению отставания Республики Адыгея не только от бюджетно-обеспеченных регионов Юга России, но и от среднего по макрорегиону уровня развития.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагал реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование инвестиционно привлекательного имиджа региона, развитие отдельных отраслей экономики (строительства, пищевой промышленности, туризма, торговли), имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП должны были находиться на стабильном уровне в пределах от 4,1 до 4,6%. Реализация указанного сценария привела бы к определенному улучшению позиций республики в макрорегионе, но не обеспечила бы заметного уменьшения ее отставания от соседних бюджетно-обеспеченных регионов.

Сценарий 3 (инновационный), предполагая комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируя на существенное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, выступал как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления. Данный сценарий представлялся разработчикам наиболее привлекательным, поскольку он позволил бы сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%.

Однако для исследуемого региона, находящегося в нижней части общероссийского рейтинга инвестиционной привлекательности без создания стартовых условий для развертывания инновационной деятельности такой сценарий оказался бы нереальным, даже если и не было бы финансово-экономического кризиса в стране 2008-2010 гг.

В современных условиях, как нам представляется, Республика Адыгея нуждается в новом сценарии развития, поскольку и внешние условия функционирования экономики региона (прежде всего, общеэкономическая ситуация и перспективы ее развития после преодоления активной фазы мирового финансово-экономического кризиса), и ее состояние значительно отличаются от параметров, заложенных на 2011-2012 годы в действующей Стратегии развития.

В то же время результаты проведенного нами анализа не дают оснований пересматривать традиционные приоритеты Республики Адыгея, базирующиеся на особенностях ее природно-ресурсного и производственного потенциала (опережающее развитие туристско-рекреационного комплекса, регионального АПК и торгово-транспортнологистического комплекса). Однако, и это главное, экономика Адыгеи, равно, как экономика других бюджетно-дефицитных регионов Юга России, не сможет обеспечить сохранения сценария одновременной реализации основных приоритетов. На это у исследуемого региона средств нет и в обозримой перспективе не ожидается. Вследствие этого наиболее целесообразным представляется переход к сценарию последовательной реализации указанных приоритетных секторов. Более того, ресурсный потенциал, все еще низкая инвестиционная привлекательность, высокая дотационность и социальная перегруженность регионального бюджета ориентируют на ужесточение требования к распределению ресурсов на поддержку приоритетных секторов экономики региона.

Особое значение для преодоления Республикой Адыгея отставания от бюджетно-

обеспеченных регионов Юга России имеет активизация ее экономического взаимодействия с Краснодарским краем. Как показывает практика, взаимовыгодное сотрудничество между крупным экономически сильным и малым бюджетно-дефицитным регионами может способствовать сглаживанию межрегиональных социально-экономических различий при условии, что между этими регионами имеют место существенные социально-экономические различия. К тому же, с учетом того, что Краснодарский край по уровню развития за последние годы занял лидирующие позиции на Юге России, уменьшение отставания от края будет означать для Республики Адыгея решение рассматриваемой проблемы в целом по Южному макрорегиону.

На основе проведенного нами SWOT-анализа выявлены приоритетные направления сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края, обеспечивающие сглаживание социально-экономических различий между этими регионами (табл.1).

Таблица 1

Стратегические приоритеты экономического взаимодействия Республики Адыгея с Краснодарским краем, направленные на преодоление ее отставания от края по уровню социально-экономического развития

Направления преимущественного воздействия межрегионального сотрудничества на отставание Республики Адыгея от Краснодарского края по уровню:

Приоритетные направления развития межрегионального сотрудничества экономич еского развития денежных доходов населения занятос ти населен ия бюджет ных доходов институц ионально го обеспече ния

Развитие территорий трех муниципальных образований Адыгеи, близлежащих к Краснодару + + +

Развитие сферы взаимодополняемых туристско-рекреационных услуг + + +

Развитие сотрудничества в сфере агропромышленного производства + + + +

Повышение инвестиционной привлекательности двух регионов как единого целого с экономико-географических позиций + +

Миграция трудоспособного населения + +

Успешная реализация указанных приоритетов возможна лишь в случае, если будут использованы соответствующие инструменты, в частности: синхронизация стратегий

социально-экономического развития двух соседних регионов; расширение доступа хозяйствующих субъектов Краснодарского края к ресурсному потенциалу Республики

Адыгея, которым край не располагает или располагает в недостаточной мере; более активное вовлечение республики в реализацию пилотных мегапроектов, создание межрегиональных кластеров и др.

Примечания:

1. Джаримов А.А. Регион в едином экономическом пространстве. Ростов н/Д, 1996.

434 с.

2. Социально-экономическое развитие Республики Адыгея на 1997-2000 гг.: Федеральная целевая программа // Советская Адыгея. 1997. 17 апр.

3. Программа экономического и социального развития Республики Адыгея на 20042008 годы // Советская Адыгея. 2005. 9 марта.

4. Тамов А.А., Хахук Б.А. Изменения в воспроизводственной структуре основных фондов как фактор эффективности сельскохозяйственного производства (на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп, 2011. Вып. 2 (69). С. 155-160.

5. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года. Майкоп, 2009. 101 с.

References:

1. Dzharimov A.A. The region in uniform economic space / A.A.Dzharimov. Rostov-on-Don. 1996. 434 pp.

2. The federal target program “Social and Economic Development of the Adyghea Republic for 1997-2000” / Soviet Adyghea. 1997. 2007. April 17.

3. The program of economic and social development of the Republic of the Adyghea Republic for 2004-2008 / Soviet Adyghea. 2005. March 9.

4. Tamov A.A., Khakhuk B.A. Changes in reproduction structure of fixed assets as a factor of efficiency of agricultural production (as shown by the agricultural enterprises of Krasnodar Territory) [A.A.Tamov, B.A.Khakhuk // Bull. Adyghe State University. Economy. Maikop: AGU Publishing House, 2011. Iss. 2 (69). P. 155-160.

5. Strategy of social and economic development of the Adyghea Republic for the period till 2025 / Maikop. 2009. 101 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.