Среди имеющегося арсенала наиболее эффективным инструментом выравнивания внутрирегиональных различий являются региональные среднесрочные программы. Их особая роль в решении задач, связанных с внутрирегиональной дифференциацией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, налоговые льготы, кредиты из регионального бюджета и т.д.), программы нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач структурной перестройки региональной экономики. Программы могут обеспечить радикальное решение проблем внутрирегиональных различий и иметь целью не только преодоление их последствий, но и противодействие ряду факторов, их порождающих [3].
На практике далеко не всегда удается эффективно использовать возможности этого инструмента. Основными причинами низкой результативности региональных целевых программ являются: слабая проработка концептуальной части программ, смешивание ме^ду собой целей и задач, недостаточная разработанность и увязка между собой системы показателей программ. Но наиболее уязвимым местом в методике и практике регионального программирования является то, что программы не увязаны с региональными стратегическими приоритетами, ориентированы преимущественно на интересы регионального функционирования и в недостаточной степени работают на цели регионального развития.
Список литературы:
1. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - 947 с.
2. Гранберг, А. Основы региональной экономики: о структуре, методологии и содержании / А. Гранберг // Российский экономический журнал. -2000. - № 10. - С. 61-74.
3. Митрофанов, И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: Анализ современного отечественного опыта / И.В. Митрофанов // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 5. - С. 42-46.
ИНСТУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ
© Майборода Е.В.*
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с инструментарным обеспечением стратегического взаимодействия регионов Юга России, направленного на сглаживание межрегио-
* Аспирант.
нальных социально-экономических различий. Особое внимание уделено проблеме комплексного использования основных инструментов многоуровневой управленческой вертикалью.
Экономическое взаимодействие российских регионов не может быть устойчивым и эффективным на основе лишь стихийной адаптации и рыночного саморегулирования и нуждается в системном использовании инструментов, обеспечивающих активизацию межрегионального сотрудничества. Такой подход вполне соответствует методическим установкам, заложенным в Концепции Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в которой в качестве одной из основных задач предусмотрено содействие межрегиональной координации через:
- выработку механизмов совместного участия в разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов;
- координацию разработки региональных энергетических программ и программ энергосбережения;
- разработку нормативной правовой основы создания в субъектах федерации и муниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;
- определение кластеров, содействие кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций [1].
Комплекс институциональных инструментов, обеспечивающих активизацию экономического взаимодействия регионов-субъектов РФ, должен отвечать следующим требованиям:
- быть адекватным реализуемой стратегии интеграции и ее доминирующей ветви - вертикальной интеграции;
- институционально обеспечивать реализацию интересов субъектов интеграционного взаимодействия, представляющих различные региональные системы;
- соответствовать интеграционным потенциалам регионов, факторам данного процесса и его институциональным параметрам [2].
При этом инструментарий активизации экономического сотрудничества не может быть одинаковым для любого тандема или групп взаимодействующих регионов страны. Выбор конкретного набора инструментов зависит от множества факторов, включая и те из них, которые относятся к различным уровням глобальной социально-экономической системы, а также особенности самих субъектов федерации, сложившиеся ме^ду ними многоуровневые и многоаспектные связи и т.д. Особое место в перечне указанных факторов занимает характер решаемой стратегической задачи.
Что касается требования соответствия реализуемой в настоящее время долговременной стратегии в сфере межрегионального сотрудничества, то
сами эти требования в форме конкретных задач прописаны в принятых за последние годы на федеральном уровне различных документах стратегического характера, касающихся стратегии социально-экономического развития страны и ее регионов.
В качестве комплекса институционально-экономических инструментов для активизации межрегионального экономического взаимодействия нами предлагается следующий вариант.
1. Схема развития и размещения производительных сил макрорегиона на 20-25 летнюю перспективу. Указанная схема - это предплановый стратегический документ, обосновывающий макрорегиональную стратегию развития отраслей, отраслевых комплексов, территории и устанавливающий оптимальные темпы и пропорции рационального размещения и развития производительных сил в экономическом пространстве макрорегиона с учетом финансового состояния экономики. Ее отличие от других документов, содержащих перспективные разработки, состоит в комплексном подходе к обоснованию перспектив развития производительных сил определенной территории и в использовании в качестве основного метода разработки балансового метода.
Рассматриваемая схема должна быть многоуровневой и базироваться на стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу: первый уровень - Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации на 25-30 летнюю перспективу; второй уровень - схемы пространственного развития территорий федеральных округов на 20-25 летнюю перспективу; третий уровень - аналогичные схемы развития регионов на 15-20 летнюю перспективу, разработанные на основе указанных выше документов и стратегии социально-экономического развития самого региона.
Схема развития и размещения производительных сил макрорегиона определяет комплексное развитие всего его хозяйства, обеспечивая увязку развития экономики с трудовыми, минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими и другими видами ресурсов, а также увязку перспектив развития его регионов ме^ду собой. Она представляет значительный практический интерес, в частности, для Южного макрорегиона с исключительным многообразием природно-ресурсного потенциала, формирующего стратегические приоритеты входящих в него субъектов федерации (табл. 1).
Особенно важным с точки зрения определения перспектив межрегионального взаимодействия является то, что в указанном комплексе схем эффективность размещения производства в конкретном регионе рассматривается с учетом эффективности этого процесса в других регионах. Взаимосвязи сопряженных, взаимозаменяемых и сопутствующих производств как в масштабе макрорегиона, так и внутри регионов рассматриваются в них как доминирующий фактор эффективности территориальной организации производительных сил.
Наличие указанных схем размещения позволило бы администрации каждого региона более обоснованно определять его место в многоуровне-
вой народнохозяйственной системе, в том числе и перспективы межрегионального экономического взаимодействия.
Таблица 1
Стратегические приоритеты регионов Юга России, базирующиеся на их природно-географических и ресурсных особенностях
Регионы Стратегические приоритеты
АПК Туристско рекреационный комплекс Машиностроение Дорожное строительство Морские и речные порты
Республика Адыгея + +
Республика Дагестан +
Республика Ингушетия +
Кабардино-Балкарская Республика + + +
Республика Калмыкия +
Карачаево-Черкесская Республика + +
Республика Северная Осетия - Алания + + +
Краснодарский край + + +
Ставрополь-ский край + + +
Астраханскя область + +
Волгоградская область + +
Ростовская область + +
Следует отметить, что в Советском Союзе такие схемы разрабатывались с 1966 г. по 1991 г., причем на подготовку Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР одновременно привлекались от 300 до 500 научно-исследовательских и проектных институтов, выделялось ежегодно свыше 100 млн. руб. [3]. Основное преимущество указанной системы заключалось в том, что она создавала условия для увязки макроэкономического, отраслевого и территориального аспектов развития, при этом учитывались научно-технические, естественно-природные и социальные факторы. В то же время Генеральная схема имела и серьезные недостатки, связанные с приоритетом политических целей, чрезмерной детализацией прогнозируемых процессов, безальтернативностью прогнозирования, отсутствием проработки механизмов ее реализации и т.д.
В Концепции Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации и ее макрорегионов рассматривается как одно из важнейших условий эффективной реализации региональных стратегий социально-экономического развития. В настоящее время разработаны также схемы по некоторым субъектам федерации, в частности, по Свердловской области, Чеченской республике, по Республике Саха (Якутия) и др.
2. Целевые комплексные программы, включая: федеральные целевые программы типа программы устранения социально-экономических разли-
чий; федеральные целевые программы развития территорий федеральных округов типа «Юг России»; комплексные программы развития социально-экономического развития субъектов федерации; межрегиональные целевые программы и межмуниципальные целевые программы.
3. Отдельную нишу в системе инструментов, способствующих активизации межрегионального взаимодействия, занимают различные двусторонние и многосторонние договоры о стратегическом сотрудничестве субъектов федерации. Правовую базу таких договоров составляют Конституция Российской Федерации, Конституция регионов, законы и правовые акты Российской Федерации и регионов. Заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве призвано способствовать развитию торгово-экономических, научно-технических и культурных связей между субъектами Российской Федерации и интеграции экономики каждого региона в единое экономическое пространство макрорегиона и Российской Федерации в целом.
В большинстве субъектов федерации действуют десятки двусторонних договоров, заключенных в первое десятилетие рыночных реформ, и автоматически пролонгированных. Они, как правило, носят рамочный характер и являются в большей степени документами «протокольного» назначения. В основном, такие соглашения разрабатывались по однообразной форме, имеют идентичное содержание, мало отражают региональную специфику сторон.
В то же время, межрегиональные соглашения, заключенные за последние годы, направлены на фиксацию конкретных мероприятий, ориентированы на приоритетные направления сторон, более важные для каждого из участников отношений, носят результативный характер.
4. Социально-экономическое районирование взаимодействующих регионов. Одним из наиболее перспективных инструментов стратегии управления межрегиональным взаимодействием может стать, по нашему мнению, сотрудничество на основе социально-экономического районирования. Во многих регионах страны между отдельными группами районов, имеющими общие природные условия, особенности экономики и тенденции дальнейшего развития, уже сложились устойчивые хозяйственно-экономические связи. На их основе представляется целесообразным выделение новых укрупненных зон социально-экономического взаимодействия, имеющих значительно больший экономический потенциал и, соответственно, больший потенциал взаимодействия.
К инструментам взаимодействия более высокого порядка, содействующим активизации интеграционных процессов, следует отнести различные межрегиональные фонды, межрегиональные кластеры.
Список литературы:
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. premier. gov. ru.
2. Тлехурай-Берзегова Л.Т., Функциональное содержание, формы и инструменты интенсификации интеграционного взаимодействия регионов России в условиях реализации глобальных инвестиционных проектов. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2010 - 336 с.
3. Штульберг Б.П. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б.П. Штульберг, В.В. Котилко. - М.: Наука, 1993. - 299 с.
4. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 г. - Майкоп, 2009. - 101 с.
5. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г. -Краснодар 29 апреля 2008 г. // Закон Краснодарского края № 1465-КЗ.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
© Попов М.Н.*
Георгиевский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского государственного технического университета, г. Георгиевск
В статье рассматривается инвестиционная деятельность Ставропольского края, дана оценка инвестиционному климату края, определен региональный рейтинг привлекательности и пути его повышения.
На сегодняшний день одним из условий стабильного развития регионов является активизация инвестиционной деятельности, направленная на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также рациональное их использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Одним из критериев эффективности его функционирования - объем вовлекаемых в экономику региона инвестиций. Мониторинг инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) в регионе способствует повышению эффективности регулирующего воздействия региональных администраций, касающихся инвестиционной сферы региона.
Для оценки перспектив развития с точки зрения экономического роста широко используются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Наиболее известной в России является методика, разработанная аналитиками рейтингового агентства «Эксперт-РА» (методика экономиче-
* Ассистент кафедры «Финансов, экономики и управления на предприятии».