Научная статья на тему 'Инстументы реализации стратегического взаимодействия регионов Юга России'

Инстументы реализации стратегического взаимодействия регионов Юга России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Майборода Е. В.

В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с инструментарным обеспечением стратегического взаимодействия регионов Юга России, направленного на сглаживание межрегиональных социально-экономических различий. Особое внимание уделено проблеме комплексного использования основных инструментов многоуровневой управленческой вертикалью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инстументы реализации стратегического взаимодействия регионов Юга России»

Среди имеющегося арсенала наиболее эффективным инструментом выравнивания внутрирегиональных различий являются региональные среднесрочные программы. Их особая роль в решении задач, связанных с внутрирегиональной дифференциацией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, налоговые льготы, кредиты из регионального бюджета и т.д.), программы нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач структурной перестройки региональной экономики. Программы могут обеспечить радикальное решение проблем внутрирегиональных различий и иметь целью не только преодоление их последствий, но и противодействие ряду факторов, их порождающих [3].

На практике далеко не всегда удается эффективно использовать возможности этого инструмента. Основными причинами низкой результативности региональных целевых программ являются: слабая проработка концептуальной части программ, смешивание ме^ду собой целей и задач, недостаточная разработанность и увязка между собой системы показателей программ. Но наиболее уязвимым местом в методике и практике регионального программирования является то, что программы не увязаны с региональными стратегическими приоритетами, ориентированы преимущественно на интересы регионального функционирования и в недостаточной степени работают на цели регионального развития.

Список литературы:

1. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - 947 с.

2. Гранберг, А. Основы региональной экономики: о структуре, методологии и содержании / А. Гранберг // Российский экономический журнал. -2000. - № 10. - С. 61-74.

3. Митрофанов, И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: Анализ современного отечественного опыта / И.В. Митрофанов // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 5. - С. 42-46.

ИНСТУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ

© Майборода Е.В.*

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с инструментарным обеспечением стратегического взаимодействия регионов Юга России, направленного на сглаживание межрегио-

* Аспирант.

нальных социально-экономических различий. Особое внимание уделено проблеме комплексного использования основных инструментов многоуровневой управленческой вертикалью.

Экономическое взаимодействие российских регионов не может быть устойчивым и эффективным на основе лишь стихийной адаптации и рыночного саморегулирования и нуждается в системном использовании инструментов, обеспечивающих активизацию межрегионального сотрудничества. Такой подход вполне соответствует методическим установкам, заложенным в Концепции Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в которой в качестве одной из основных задач предусмотрено содействие межрегиональной координации через:

- выработку механизмов совместного участия в разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов;

- координацию разработки региональных энергетических программ и программ энергосбережения;

- разработку нормативной правовой основы создания в субъектах федерации и муниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;

- определение кластеров, содействие кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций [1].

Комплекс институциональных инструментов, обеспечивающих активизацию экономического взаимодействия регионов-субъектов РФ, должен отвечать следующим требованиям:

- быть адекватным реализуемой стратегии интеграции и ее доминирующей ветви - вертикальной интеграции;

- институционально обеспечивать реализацию интересов субъектов интеграционного взаимодействия, представляющих различные региональные системы;

- соответствовать интеграционным потенциалам регионов, факторам данного процесса и его институциональным параметрам [2].

При этом инструментарий активизации экономического сотрудничества не может быть одинаковым для любого тандема или групп взаимодействующих регионов страны. Выбор конкретного набора инструментов зависит от множества факторов, включая и те из них, которые относятся к различным уровням глобальной социально-экономической системы, а также особенности самих субъектов федерации, сложившиеся ме^ду ними многоуровневые и многоаспектные связи и т.д. Особое место в перечне указанных факторов занимает характер решаемой стратегической задачи.

Что касается требования соответствия реализуемой в настоящее время долговременной стратегии в сфере межрегионального сотрудничества, то

сами эти требования в форме конкретных задач прописаны в принятых за последние годы на федеральном уровне различных документах стратегического характера, касающихся стратегии социально-экономического развития страны и ее регионов.

В качестве комплекса институционально-экономических инструментов для активизации межрегионального экономического взаимодействия нами предлагается следующий вариант.

1. Схема развития и размещения производительных сил макрорегиона на 20-25 летнюю перспективу. Указанная схема - это предплановый стратегический документ, обосновывающий макрорегиональную стратегию развития отраслей, отраслевых комплексов, территории и устанавливающий оптимальные темпы и пропорции рационального размещения и развития производительных сил в экономическом пространстве макрорегиона с учетом финансового состояния экономики. Ее отличие от других документов, содержащих перспективные разработки, состоит в комплексном подходе к обоснованию перспектив развития производительных сил определенной территории и в использовании в качестве основного метода разработки балансового метода.

Рассматриваемая схема должна быть многоуровневой и базироваться на стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу: первый уровень - Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации на 25-30 летнюю перспективу; второй уровень - схемы пространственного развития территорий федеральных округов на 20-25 летнюю перспективу; третий уровень - аналогичные схемы развития регионов на 15-20 летнюю перспективу, разработанные на основе указанных выше документов и стратегии социально-экономического развития самого региона.

Схема развития и размещения производительных сил макрорегиона определяет комплексное развитие всего его хозяйства, обеспечивая увязку развития экономики с трудовыми, минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими и другими видами ресурсов, а также увязку перспектив развития его регионов ме^ду собой. Она представляет значительный практический интерес, в частности, для Южного макрорегиона с исключительным многообразием природно-ресурсного потенциала, формирующего стратегические приоритеты входящих в него субъектов федерации (табл. 1).

Особенно важным с точки зрения определения перспектив межрегионального взаимодействия является то, что в указанном комплексе схем эффективность размещения производства в конкретном регионе рассматривается с учетом эффективности этого процесса в других регионах. Взаимосвязи сопряженных, взаимозаменяемых и сопутствующих производств как в масштабе макрорегиона, так и внутри регионов рассматриваются в них как доминирующий фактор эффективности территориальной организации производительных сил.

Наличие указанных схем размещения позволило бы администрации каждого региона более обоснованно определять его место в многоуровне-

вой народнохозяйственной системе, в том числе и перспективы межрегионального экономического взаимодействия.

Таблица 1

Стратегические приоритеты регионов Юга России, базирующиеся на их природно-географических и ресурсных особенностях

Регионы Стратегические приоритеты

АПК Туристско рекреационный комплекс Машиностроение Дорожное строительство Морские и речные порты

Республика Адыгея + +

Республика Дагестан +

Республика Ингушетия +

Кабардино-Балкарская Республика + + +

Республика Калмыкия +

Карачаево-Черкесская Республика + +

Республика Северная Осетия - Алания + + +

Краснодарский край + + +

Ставрополь-ский край + + +

Астраханскя область + +

Волгоградская область + +

Ростовская область + +

Следует отметить, что в Советском Союзе такие схемы разрабатывались с 1966 г. по 1991 г., причем на подготовку Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР одновременно привлекались от 300 до 500 научно-исследовательских и проектных институтов, выделялось ежегодно свыше 100 млн. руб. [3]. Основное преимущество указанной системы заключалось в том, что она создавала условия для увязки макроэкономического, отраслевого и территориального аспектов развития, при этом учитывались научно-технические, естественно-природные и социальные факторы. В то же время Генеральная схема имела и серьезные недостатки, связанные с приоритетом политических целей, чрезмерной детализацией прогнозируемых процессов, безальтернативностью прогнозирования, отсутствием проработки механизмов ее реализации и т.д.

В Концепции Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации и ее макрорегионов рассматривается как одно из важнейших условий эффективной реализации региональных стратегий социально-экономического развития. В настоящее время разработаны также схемы по некоторым субъектам федерации, в частности, по Свердловской области, Чеченской республике, по Республике Саха (Якутия) и др.

2. Целевые комплексные программы, включая: федеральные целевые программы типа программы устранения социально-экономических разли-

чий; федеральные целевые программы развития территорий федеральных округов типа «Юг России»; комплексные программы развития социально-экономического развития субъектов федерации; межрегиональные целевые программы и межмуниципальные целевые программы.

3. Отдельную нишу в системе инструментов, способствующих активизации межрегионального взаимодействия, занимают различные двусторонние и многосторонние договоры о стратегическом сотрудничестве субъектов федерации. Правовую базу таких договоров составляют Конституция Российской Федерации, Конституция регионов, законы и правовые акты Российской Федерации и регионов. Заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве призвано способствовать развитию торгово-экономических, научно-технических и культурных связей между субъектами Российской Федерации и интеграции экономики каждого региона в единое экономическое пространство макрорегиона и Российской Федерации в целом.

В большинстве субъектов федерации действуют десятки двусторонних договоров, заключенных в первое десятилетие рыночных реформ, и автоматически пролонгированных. Они, как правило, носят рамочный характер и являются в большей степени документами «протокольного» назначения. В основном, такие соглашения разрабатывались по однообразной форме, имеют идентичное содержание, мало отражают региональную специфику сторон.

В то же время, межрегиональные соглашения, заключенные за последние годы, направлены на фиксацию конкретных мероприятий, ориентированы на приоритетные направления сторон, более важные для каждого из участников отношений, носят результативный характер.

4. Социально-экономическое районирование взаимодействующих регионов. Одним из наиболее перспективных инструментов стратегии управления межрегиональным взаимодействием может стать, по нашему мнению, сотрудничество на основе социально-экономического районирования. Во многих регионах страны между отдельными группами районов, имеющими общие природные условия, особенности экономики и тенденции дальнейшего развития, уже сложились устойчивые хозяйственно-экономические связи. На их основе представляется целесообразным выделение новых укрупненных зон социально-экономического взаимодействия, имеющих значительно больший экономический потенциал и, соответственно, больший потенциал взаимодействия.

К инструментам взаимодействия более высокого порядка, содействующим активизации интеграционных процессов, следует отнести различные межрегиональные фонды, межрегиональные кластеры.

Список литературы:

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. premier. gov. ru.

2. Тлехурай-Берзегова Л.Т., Функциональное содержание, формы и инструменты интенсификации интеграционного взаимодействия регионов России в условиях реализации глобальных инвестиционных проектов. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2010 - 336 с.

3. Штульберг Б.П. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б.П. Штульберг, В.В. Котилко. - М.: Наука, 1993. - 299 с.

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 г. - Майкоп, 2009. - 101 с.

5. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г. -Краснодар 29 апреля 2008 г. // Закон Краснодарского края № 1465-КЗ.

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

© Попов М.Н.*

Георгиевский технологический институт (филиал) Северо-Кавказского государственного технического университета, г. Георгиевск

В статье рассматривается инвестиционная деятельность Ставропольского края, дана оценка инвестиционному климату края, определен региональный рейтинг привлекательности и пути его повышения.

На сегодняшний день одним из условий стабильного развития регионов является активизация инвестиционной деятельности, направленная на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также рациональное их использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Одним из критериев эффективности его функционирования - объем вовлекаемых в экономику региона инвестиций. Мониторинг инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) в регионе способствует повышению эффективности регулирующего воздействия региональных администраций, касающихся инвестиционной сферы региона.

Для оценки перспектив развития с точки зрения экономического роста широко используются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Наиболее известной в России является методика, разработанная аналитиками рейтингового агентства «Эксперт-РА» (методика экономиче-

* Ассистент кафедры «Финансов, экономики и управления на предприятии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.