Экономические науки
39
УДК 332.012.23
ПРЕДПОСЫЛКИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО МАКРОРЕГИОНА В КОНКУРЕНТНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Коновалова К. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск E-mai: [email protected]
Эффективное использование инструментов свободных экономических зон, территориальной кластеризации при активной и диверсифицированной деятельности торгово-промышленных палат округа, выступающих ключевым институтом повышения конкурентоспособности макрорегиона на национальном рынке, позволит преодолеть территориальную замкнутость республиканских хозяйственных комплексов Северо-Кавказского макрорегиона и поспособствует построению единого экономического пространства.
В статье рассматриваются проблемы преодоления дезинтеграции регионов и формирования единого экономического пространства. Основное внимание уделено необходимости эффективного использования ключевых инструментов активизации участия макрорегиона на национальном рынке. Ключевые слова: межрегиональная конкуренция, дезинтеграция регионов, особые экономические зоны, территориальные кластеры, торгово-промышленные палаты.
PREREQUISITES OF INCLUSION OF THE NORTH CAUCASIAN MACROREGION IN COMPETITIVE PROCESSES AT THE INTERREGIONAL AND NATIONAL LEVELS
Konovalova Ch. Yu., œndidate of economic sciences, associate professor of the department of economy and antimonopoly regulation, North Caucasian institute - branch of a RANEPA, city of Pyatigorsk
Effective use of instruments of free economic zones, territorial clusterization in case of vigorous and diversified activity of the Chambers of Commerce and Industry of the district acting as key institute of increase of competitiveness of the macroregion in the national market will allow to overcome territorial isolation of republican economic complexes of the North Caucasian macroregion and will promote creation of a common economic space.
In article problems of overcoming of disintegration of regions and common economic space formation are considered. The main attention is paid to need of effective use of key instruments of activization of participation of the macroregion in the national market.
Key words: interregional competition, disintegration of regions, special economic zones, territorial clusters, Chambers of Commerce and Industry.
Различные региональные образования составляют единую территориальную систему государства, звенья которой различаются не только масштабами и статусом в системе государственного устройства, но и решаемыми задачами и механизмом управления.
Управление регионом - это управление его функционированием и развитием. В обобщенной форме функции управления, осуществляемые региональными органами власти, можно представить как создание системы, эффективно использующей конкурентные преимущества и ресурсный
потенциал региона [13, с. 44]. Как справедливо отмечают А. С. Маршалова и А. С. Новоселов, использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда выступает базовым методологическим принципом системы управления регионального уровня, отражающей объективные закономерности регионального воспроизводственного процесса. Система управления региональным развитием должна обеспечивать эффективное использование природно-климатических и социально-экономических преимуществ региона в территориальном разделении труда и в то же время содействовать комплексному развитию региональной экономики. Данный принцип отражает двуединую функцию региональной экономики: с одной стороны, она является органической составной частью единой социально-экономической системы государства, имеет свою специализацию и участвует в развитии интеграционных связей, а с другой стороны, это относительно самостоятельная воспроизводственная система, уровень ее комплексности существенно влияет на эффективность ее развития [13, с. 45].
Регион является самостоятельно действующим экономическим субъектом, активно участвующим в конкурентных процессах. Понятие «межрегиональная конкуренция», как особая форма конкуренции, рассматривает преимущественно конкуренцию между регионами одной страны, между регионами разных стран и между макрорегионами. Макрорегион представляет собой относительно обособленную социально-экономическую систему, включающую в себя подсистему организационных, социально-экономических, культурных взаимосвязей с географически близкими регионами на базе единой инфраструктуры [15, с. 15].
Современное развитие российских регионов характеризуется сложностью и противоречивостью. Регионы испытывают тенденции, как интеграции, так и дезинтеграции, например, «пересубъективирование» Южного федерального округа и появление нового Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Усиливается конкуренция на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях взаимодействия экономических субъектов [6, с. 71]. Одна из значимых
предпосылок, способствующая выравниванию условий конкуренции, заключается в единстве всего экономического пространства России, которое будет способно обеспечить свободное перемещение товаров, факторов производства и капитала [5, с. 70].
Стоит отметить, что в процессе структурных и технологических преобразований мезоэкономи-ки возник дисбаланс - между потребностями региона в ресурсах и наличием доступных источников пополнения ресурсов; между существующей материальной базой и планами по ее развитию; между требованиями интенсификации экономического роста и принципами устойчивого развития экономики [10, с. 88]. Под устойчивостью развития региона следует понимать процесс прогрессивной трансформации количественных и качественных показателей функционирования региональной системы, который обеспечивает создание и поддержание оптимальных условий для повышения качества жизни граждан [7, с. 145]. Достигнуть устойчивого развития возможно благодаря результатам экономического роста при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды [8, с. 85].
Комплексная система региональных эколо-го-экономических показателей при переходе на устойчивое развитие региона может включать:
- экономические показатели, сбалансированные с окружающей средой;
- показатели экологического благополучия, взаимоувязанные по схеме «нагрузка - состояние - ответные меры», объединенные в группы: 1)экологическая безопасность; 2) сохранение биоразнообразия; 3) нагрузка на окружающую среду; 4) качество жизни населения; 5) экологическая политика [9, с. 17].
Северо-Кавказский макрорегион, получивший в январе 2010 г. институциональное административно-территориальное оформление, в настоящее время становится пространством формирования целого ряда территориально-хозяйственных кластеров (т.е. особого типа пространственной организации производства, который обеспечивает высокую плотность взаимодействия участников и, соответственно, эффек-
тивность экономической деятельности данной пространственной системы), которые должны стать точками эффективной интеграции макрорегиона в рыночное пространство Российской Федерации [11, с. 550].
Как отмечает С. С. Решиев, одним из возможных решений проблемы преодоления дезинтеграции регионов и формирования единого экономического пространства является обеспечение процесса интеграции и кооперации на основе добровольного и взаимовыгодного объединения усилий субъектов Федерации в рамках федеральных округов.
Однако стоит отметить, что российские регионы сильно различаются по своему экономическому положению и потенциалу, что не может не сказываться на их конкурентных позициях. В настоящее время конкурентное взаимодействие регионов влечет их дифференциацию. Диапазон основных показателей экономического и социального развития регионов превышает десятки раз, а в пределах отдельных зон -многократных величин. На тройку лидеров за последние годы приходилось свыше 40 % ВВП, а на дюжину аутсайдеров в основном этноре-гионов, только 0,5-1,5 %. С 2000 г. в течение 10 лет межрегиональная дифференциация в России в целом несколько сократилась вследствие активной политики бюджетного выравнивания, оказывающей в значительной мере и дестимули-рующее воздействие [14, с. 383, 385]. Таким образом, можно говорить о монопольном положении ряда регионов в России, конкурентные позиции которых позволяют генерировать основную массу рыночных доходов в стране.
Неравное экономическое положение регионов усугубляется действием мультипликаторов пространственного неравенства таких, как торговля и услуги. Ускоренное развитие сферы услуг и торговли наблюдается в относительно благополучных регионах, так как стимулируется местным платежеспособным спросом и более высокими доходами населения.
Развитие конкурентных отношений затрудняется в условиях дезинтеграции экономического пространства России, которая выражается в сокращении межрегионального обмена, формировании региональных рынков, различных
по уровню цен на потребительские товары, энергоносители, рабочую силу и недвижимость.
Одна из значимых предпосылок, способствующая выравниванию условий конкуренции, заключается в единстве всего экономического пространства России, которое будет способно обеспечить свободное перемещение товаров, факторов производства и капитала. Но формирование единого общероссийского пространства требует как реализации надрегионального интереса, так и налаживания сотрудничества между самими регионами.
Северокавказский регион имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности.
Одним из важнейших преимуществ в системе конкурентных позиций может также стать формирование благоприятного делового климата на основе системы финансовых и нефинансовых стимулов. К числу финансовых стимулов относятся льготные кредиты, субсидии, гарантии займов, налоговые льготы и др. Однако как показывает практика, реализация социальных программ и увеличивающиеся дотации не дают эффекта без развития отраслей реального сектора экономики, обеспеченности населения рабочими местами, качественно меняющими их социальный статус. Среди нефинансовых стимулов следует отметить упрощение процедур лицензирования, выдачи разрешений, деловое консультирование, субсидирование исследовательских и проектных работ, предоставление земельных участков под застройку и др. [10, с. 49].
Исходя из анализа возможных предпосылок развития экономики Северо-Кавказского макрорегиона, следует, что стратегические приоритеты социально-экономического развития этого региона должны учитывать ориентацию на завершенность, на замкнутость энерго-производственных циклов, на доведение производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный продукт, при необходимости тщательного учета специфики каждого республиканского хозяйственного комплекса.
Определяющую роль должно играть развитие топливно-энергетического блока отраслей.
Основным приоритетом этого развития является создание условий для эффективного формирования энергетического сектора экономики республик. Поэтому дальнейшее развитие нефтега-зотранспортной инфраструктуры, наращивание мощностей по переработке нефти, реконструкция, модернизация и увеличение генерирующих энергетических мощностей, требует наращивания производства электроэнергии за счет дальнейшего строительства как тепловых и гидроэлектростанций средней и малой мощности, так и экологически чистых, использующих энергию солнца и ветра. Это будет способствовать росту уровня самообеспеченности электроэнергетикой отдаленных районов республик. Удельный вес СКФО в общероссийском производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составляет 2,45 % (Ставропольского края - 1,43 %, республик - менее 0,35%) [14, с. 28]. Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, являются дефицитными по обеспеченности электроэнергией, потенциал роста спроса на электроэнергию составляет 2,5-3 раза, что ограничит развитие приоритетных отраслей [3].
Вследствие этого в хозяйственном профиле республик Северного Кавказа остается актуальной проблема смягчения дефицита электробаланса и роста обеспечения потребностей республик, за счет развития энергетической инфраструктуры, путем масштабного ввода новых энергетических мощностей и модернизации существующих. Новые подходы к рассмотрению приоритетов развития энергетики на Северном Кавказе должны учитывать не только распространенные энергоносители, но социокультурные и экологические факторы. При этом коммерческая и социально-экономическая эффективность использования гидроэнергетических и термальных запасов дает возможность республикам: создать новые рабочие места, использовать геотермальные источники в сельскохозяйственном производстве для теплиц, обводнить ряд засухоустойчивых территорий, улучшить качество природно-ре-креационных и охранных зон и превратить эту территорию в действующую инновационную модель масштабного использования альтернативных источников энергии.
Удельный вес СКФО в общероссийской до-
быче полезных ископаемых составляет 0,21 % [14, с. 28]. Ресурсы нефти и газа имеют стратегическое значение для Северо-Кавказского округа и являются основой как восстановления и развития нефтегазодобывающей и химической отраслей промышленности Чеченской Республики, определяющих перспективы и эффективность развития экономики, так и для большинства республик Северного Кавказа. Поступления от реализации добываемой нефти и продуктов ее переработки смогут не только стать базой формирования доходной части республиканского бюджета, способствовать привлечению инвестиций, которые могли бы поднять добычу, но и, как «локомотив», вытянуть всю экономику республики. Анализ состояния и возможных перспектив развития топливно-энергетического комплекса этого региона показал, что республики Северного Кавказа обладают потенциальными нефтяными ресурсами, наличие которых дает перспективы привлечения инвестиций не только для модернизации нефтегазодобывающей отрасли, но и смогут быть существенным фактором развития нефтеперерабатывающих отраслей. Однако специфической особенностью всего нефтяного комплекса республик является то, что он весь монополизирован крупными нефтяными компаниями, которые пока не заинтересованы в развитии такой технологической цепи, где характерна технологическая зависимость всех звеньев: нефтедобыча, нефтепереработка и нефтепродук-тообеспечение. Здесь во всех регионах выпадает «нефтепереработка». Это связано с несколькими факторами, где основными являются: ориентация на экспорт продукции, нежелание вкладывать инвестиции в комплексное освоение недр при естественных монополиях на добычу.
Принцип продавать не сырье или полуфабрикат, а готовый продукт, с точки зрения ценовой политики оправдан не только во внешней торговле, но и в межрегиональном обмене. Поэтому оптимальным вариантом привлечения инвестиций в нефтяную отрасль стала бы реконструкция и техническое перевооружение нефтедобывающей отрасли, и новое строительство нефтеперерабатывающих, нефтехимических, газоконденсатных предприятий, переработка техногенных отходов с учетом современных экологических и санитар-
но-технических требований. Кроме того, сопредельность границ субъектов Северо-Кавказского федерального округа, намечающаяся общность хозяйственной специализации в рыночно обновляющейся системе межрегионального разделения труда требует учитывать развитие отраслей ТЭК и в соседнем - Ставропольском крае.
Реализация программ по развитию нефтегазо-химического комплекса, а возможно, и создание заново регионального производственно-научно-образовательного нефтегазохимического комплекса или кластера, позволила бы связать в единое целое весь нефтегазоперерабатываю-щий комплекс Северного Кавказа, дать работу не менее чем 25 тыс. чел., удовлетворить потребности республик во всех видах продукции и услуг, а также обеспечила бы в ближайшей перспективе выход на регионы России со своей продукцией и получение стабильных доходов.
Самые крупные и подтвержденные запасы углеводородов, учитывая запасы шельфа Каспийского моря, находятся в Дагестане. Но технологии нефтеперерабатывающих производств не требуют привязки к месторождениям, а создание научно-производственных комплексов требует наличия квалифицированных и научных кадров, которые на сегодняшний день подготавливаются в Нефтяном институте Чеченской Республики и вынуждены искать работу не по специальности или за пределами региона. Кроме того, в Чеченской Республике имеется ряд научно-исследовательских институтов, обладающих знаниями высоких технологий переработки нефти и не-фтешламов. Число выпущенных специалистов образовательных учреждений высшего профессионального образования Чеченской Республики в 2014 г. приблизительно в 6 раз превышает показатель 2001 г. [17, с. 44]. Поэтому при рассмотрении размещения такового комплекса важнейшим должно являться кадровое обеспечение отрасли.
Нефтяная отрасль Республики Ингушетия, представляющая основу экономического потенциала республики, на долю которой приходится около 50 % объема промышленной продукции, не обозначена в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.» [1]. В этом программном документе предусматривается развитие,
прежде всего, инженерной и социальной инфраструктуры республики. В Программе указывается, что вложения в производственную сферу неэффективны ввиду «отсутствия в Республике Ингушетия необходимых мощностей в энергетике и коммунальном хозяйстве, что не позволит функционировать промышленным объектам». А те отрасли, которые заложены в документе развития, не решат проблему промышленного развития республики и население останется без постоянной работы и средств к существованию.
В целом на сегодняшний день с богатым природно-климатическим потенциалом СКФО остается дотационным регионом с высоким уровнем безработицы - 15,0 % (по Российской Федерации -6,6 %) и низким жизненным уровнем населения (удельный вес СКФО в общероссийском валовом региональном продукте составляет всего 2,4 %) [14, с.134, 28]. Точкой роста региона может выступать возрождение и развитие аграрно-про-мышленного комплекса. Ведь главное богатство СКФО - это тучные черноземы с благоприятным климатом. Однако в 2014 г. в товарной структуре макрорегиона экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает импорт данных групп товаров в 2,2 раза (по Российской Федерации - в 3,2 раза) [14, с. 986]. С учетом необходимости строительства и реконструкции промышленных объектов, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры в этом регионе крайне необходимо развитие строительной индустрии. Тем более что республики и Ставропольский край обладают собственной минерально-сырьевой базой разнообразных строительных материалов. Так, по Чеченской Республике в распределении организаций по видам экономической деятельности преобладает строительство - 25,8 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 15,8 % [17, с. 59, 60]. Реализуемые сегодня в соответствии с ранее написанными стратегиями и программами региона идеи по развитию туристско-рекреаци-онных комплексов требует поднятия именно этих двух отраслей.
Имеется необходимость саккумулировать в республиках и Ставропольском крае все бизнес-проекты и предложения, оценить их эффективность и целесообразность, исходя из
возможностей и способностей каждого субъекта, определить отрасли специализации и экономической интеграции, не превращая муниципальные образования территорий в монопрофильные. Таким образом, территории получат комплексное развитие, исходя из пожеланий и ресурсного потенциала каждого субъектов СКФО.
В целом стратегический выбор СКФО находится в русле цели, обозначенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее по тексту - Концепция РФ), но при этом сужает ее рамки до - «обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в регионах СКФО и создания новых рабочих мест, а также повышение уровня жизни и безопасности в регионе» [12]. Такой стратегический выбор игнорирует геоэкономический вектор развития макрорегиона и не учитывает его потенциал в обеспечении глобальной экономической конкуренции РФ. Его возможности сводятся лишь к дальнейшему укреплению транспортной оси «Север-Юг» для обеспечения экспортно-импортных перевозок и привлечению международного транзита. Значение этого коридора усилится с учетом ожидаемых перспектив развития международных связей России с государствами Закавказья и Ближнего Востока.
Еще более сужена главная цель (миссия) социально-экономического развития Ставропольского края, которая по сути дела сведена к реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории региона - «создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества жизни на основе инновационного развития экономики Ставропольского края» [4, с. 32]. В дальнейшем в стратегических целях и задачах также не учтены факторы конкурентоспособности края на национальном рынке. Следует отметить, что ряд крупных предприятий химической промышленности Ставропольского края (например, ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Арнест», ОАО «Ставролен» и др.) являются экспортерами, конкурентоспособными не только на национальном, но и на мировом рынке. В этой связи полагаем оправданным рассматривать в качестве одной из стратегических целей экономического развития Ставропольского края
упрочнение позиций традиционно экспортируемой продукции, как на национальном, так и на мировом рынке и поиск новых ниш.
В виде источника повышения качества жизни населения региона в миссии рассматривается инновационное развитие экономики, однако в стратегии края [4], а также других программных документах отсутствуют проработанные инновационные проекты, которые могли бы способствовать активизации Ставропольского края в конкурентных процессах.
В контексте обострения в мире проблемы продовольственной безопасности вклад Ставропольского края (а также ряда других регионов СКФО: Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик) в обеспечение глобальной экономической конкуренции России на мировых рынках может заключаться в производстве экологически чистой продукции, продуктов питания на основе традиционных местных технологий. Производство такой продукции должно быть нацелено как на достижение импортозамещения, так и реализации экспортного потенциала.
Конкурентным преимуществом Ставропольского края является также наличие уникальных бальнеологических ресурсов, не имеющих аналогов в мире. Речь, прежде всего, идет об Кавказских Минеральных Водах, которые в советский период являлись не только курортами Всесоюзного значения, но и международной здравницей. В Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавказских Минеральных Вод до 2020 г. и стратегий городов-курортов КМВ в качестве стратегической цели обозначено обеспечение конкурентоспособности курортов КМВ на мировом рынке. Однако в краевой стратегии стратегический выбор курортов не нашел отражения.
Исходя из представления о стратегии не как раз и навсегда устоявшейся догмы, а как о рабочем документе, который подлежит корректировке в процессе реализации, полагается необходимым корректировка системы стратегических целей развития СКФО с учетом роли данных территорий в обеспечении глобальной конкурентоспособности России. В то же время Концепция РФ, на наш взгляд, должна содержать внятное представление о перспективах развития
отдельных территорий страны, пространственного размещения производительных сил.
Для полноценной интеграции Северного Кавказа в экономическое пространство России, принципиально важен и актуален главный приоритет - это включение Северо-Кавказского макрорегиона в систему межрегиональных хозяйственных связей.
Можно выделить несколько ключевых инструментов активизации участия Северо-Кавказского макрорегиона в межрегиональной конкуренции:
1. Развитие на территории макрорегиона особых экономических зон (далее по тексту - ОЭЗ).
2. Использование макрорегионом потенциала территориальных кластеров.
3. Деятельность торгово-промышленных палат (далее по тексту - ТПП) округа как ключевого института повышения конкурентоспособности торгово-промышленных мезокомплексов макрорегиона на национальном рынке.
Большинство республик Северного Кавказа в 1990-2000 гг. на своих территориях развивали ОЭЗ, однако, их эффективность, как, впрочем, и в целом по России, экспертами оценивается невысоко. Несмотря на заметно изменившиеся в последние годы условия для их функционирования, законодательную базу, а также технологию налогообложения для таких территорий, оценка данного инструмента котируется не слишком высоко. Практика использования инструмента свободных или специальных зон в России и на Северном Кавказе невысока, но при этом следует заметить, что причина не в данном инструменте (о чем говорит мировая практика, и в первую очередь практика приморских территорий Китайской Народной Республики), а в том, как данный инструмент использовался. Обобщение отдельных аспектов данной практики указывает на то, что главная основная ошибка в негативном использовании данного инструмента состоит в отсутствие системности в его использовании. В 90-е годы, когда впервые данный инструмент был введен в практику и когда он апробировался на территориях Северного Кавказа (в частности, в Кабардино-Балкарской Республике, а затем и в республиках Ингушетия и Дагестан), он использовался разрозненно при отсутствии необходимых системных противовесов и стимулов. Очевидно,
что инструмент ОЭЗ должен работать и использоваться в совокупности с другими инструментами, которые «разносят» по пространству импульсы, испускаемые данной зоной, трансформируя их мультипликативный эффект.
Как показывает опыт «свободной зоны Кабардино-Балкарии» 90-х - начала 2000-х гг., к зоне не были привязаны ни технологически, на основе отраслевых комплексов, ни институционально, даже регионы Кабардино-Балкарской Республики, не говоря уже о соседних территориях. Эту сторону должны исправить территориальные кластеры - географически локализованные неформальные объединения фирм, учреждений и институтов, взаимосвязанных в специфической области отношениями кооперации и конкуренции, усиливающие конкурентные преимущества входящих в них участников благодаря, синерге-тическому эффекту, создаваемому выгодами от согласованности действий на интересующем их рынке. То есть речь идет о соединении инструмента свободных зон с кластеризацией. Началом экономической интеграции субъектов СевероКавказского региона должно стать опережающее развитие ключевых инфраструктурных отраслей: транспорта и топливно-энергетического комплекса, которые являются стратегическими ориентирами развития «точек роста» и потенциальных кластеров в регионе. Кластеры в секторах регионального хозяйства, таких как туризм и рекреация, сельское хозяйство, а также использование модели свободных экономических зон, очевидно в некоторой мере могут решить данные проблемы.
Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике. Применение кластерного подхода на региональном уровне может коренным образом изменить уровень и темп развития ряда сфер региона, и, прежде всего, отразиться на экономической составляющей. Конкурентоспособные кластеры способствуют развитию регионов, на территории которых они расположены, углублению межрегиональной экономической интеграции и является катализатором размещения тех производств и
объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера.
Однако кластеризация национального хозяйства округа не является обыденным инструментом организации хозяйственно-экономической деятельности на территории. Иногда кластеризация и сами кластеры трактуются примитивно и превратно; кластеризация отождествляется с кооперацией и интеграцией, являющимися одним из важнейших направлений (и инструментов) также и в кластерных технологиях. Отличие кластерных технологий, исходя из определения категории «территориальный кластер» и международного опыта, состоит в том, что, во-первых, в их основе лежат исследовательские, научные центры, которые, собственно, и выступают генераторами образования кластеров, определяют их основные производственные, организационные и технологические параметры, во-вторых, кластеризация осуществляется «снизу», как группа самостоятельных малых предприятий, которые образуются на некоторой территории и осуществляют освоение экономического пространства самостоятельно. Связи, которые образуются между субъектами хозяйствования и составляют кластерные связи и отношения. Они определяют не только порог кластеризации, но и технологию, управление и организацию данного пространства.
Ключевую роль в процессах кластеобразования играет конкурентоспособность местоположения, определяемая не только природно-географиче-скими, но и экономическими условиями производства, в том числе и механизмом особых экономических зон, который позволит активизировать работу по развитию кластера, в том числе путем формирования единой системы управления, общих подходов в построении логистической и маркетинговой систем, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач [18, с. 126].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» на территории округа созданы турист-ско-рекреационные особые экономические зоны, в частности, на территориях: Республики Ингушетия; Карачаево-Черкесской Республики; Республики Дагестан.
При развитии ОЭЗ необходимо стремиться к
размещению в них, прежде всего, производства, не имеющего аналогов на территории России, что неизбежно приведет к появлению смежных и сопутствующих производств по примеру ОЭЗ, привлекаемых близкой тематикой исследований и номенклатурой производимой продукции. Так, рекреационная индустрия, представляющая собой совокупность предприятий сопутствующих сфер (промышленности, сельского хозяйства, транспорта) выступает базой общерегиональной инфраструктуры социального и производственного назначения. Каждая создаваемая сегодня ОЭЗ должна быть индивидуальна и уникальна для страны по своей специализации. Принцип «каждому региону по ОЭЗ», выдвигаемый сегодня некоторыми экспертами, на наш взгляд, не является целесообразным, так как приводит к распылению средств и неэффективности функционирования ОЭЗ в целом. Поэтому, ограниченность ОЭЗ как по количеству, так и по площади, их узкая специализация максимально способствуют развитию территориального кластера, который формируется в условиях концентрации производственной деятельности и близости входящих в кластер экономических субъектов.
В рамках развития идеи особых экономических зон (ОЭЗ) на территории округа целесообразно запланировать опорную сеть ОЭЗ на спорных территориях регионов, чтобы создать экономичный механизм, где будут работать инвесторы разных этносов. Они свяжут территориально-хозяйственные комплексы республик в целостную экономику своей развитой производственной инфраструктурой, включающей транспортные коридоры, интермодальные терминалы, транспортно-перевалочные узлы, трубопроводы, информационно-компьютерные сети, энергомосты, системы телекоммуникаций, а также создадут возможности экономической интеграции субъектов.
Одним из важнейших преимуществ в системе конкурентных позиций может также стать формирование благоприятного делового климата на основе системы финансовых и нефинансовых стимулов. К числу финансовых стимулов относятся льготные кредиты, субсидии, гарантии займов, налоговые льготы и др. Однако как показывает практика, реализация социальных программ и
увеличивающиеся дотации не дают эффекта без развития отраслей реального сектора экономики, обеспеченности населения рабочими местами, качественно меняющими их социальный статус. Среди нефинансовых стимулов следует отметить упрощение процедур лицензирования, выдачи разрешений, деловое консультирование, субсидирование исследовательских и проектных работ, предоставление земельных участков под застройку и др. [13, с. 49].
Применение кластерного подхода активизирует социально-экономическое развитие регионов базирования кластеров, приведет к повышению конкурентоспособности территории в целом. Достижение этой цели в первую очередь должны преследовать региональные частные и государственные структуры. Проекты же, имеющие общегосударственное значение, могут быть поддержаны на федеральном уровне путем создания на данной территории ОЭЗ. При этом отказ федеральных властей от создания ОЭЗ в каком-либо регионе не должен подразумевать под собой отказ от идеи формирования там кластера. Отсутствие финансирования региональных проектов ОЭЗ со стороны федерального бюджета должно компенсироваться льготами и поддержкой их на уровне заинтересованных в формировании кластеров региональных властей и местного бизнес-сообщества.
Конкурентное развитие региональных экономик базируется на ограниченных материальных и нематериальных местных ресурсах, основная масса которых принадлежит крупным хозяйствующим субъектам, в том числе государству, которые не всегда могут организовывать процесс эффективного их использования. В результате чего, совокупная ресурсная региональная база используется не эффективно, - ресурсоотдача низкая. В то же время, М. Н. Руденко считает, что региональные силы в виде предпринимателей малого и среднего бизнеса способны задействовать имеющиеся ресурсы и увеличить их эффективность, и выделяет совершенствование методологии организации региональных сетей крупного и малого предпринимательства в один из главных факторов обеспечения развития конкурентоспособности региональной экономики [16, с. 12]. Как отмечается в работе,
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ), ее региональные представительства должны выступать в роли инициаторов организации сети взаимодействия крупного и малого бизнеса для создания предпосылок к устойчивому развитию национальной и региональных экономик и формированию ее конкурентных преимуществ. Однако по данным статистики Департамента по работе с территориальными палатами РФ доля общего объема реализации услуг 8 ТПП СКФО в сравнении с другими федеральными округами РФ составляет самое наименьшее значение -1,74 %[16].
Так, на долю 10 ТПП Дальневосточного федерального округа приходится 2,27 % общего объема реализации услуг всех ТПП страны, 15 ТПП Сибирского федерального округа - 7,37 %, 14 ТПП Северо-Западного федерального округа -9,34 %, 14 ТПП Уральского федерального округа - 10,3 %, 19 ТПП Приволжского федерального округа - 19,79 %, 44 ТПП Южного федерального округа - 22,1 % и 50 ТПП Центрального федерального округа - 27,1 % [16].
Анализ статистических данных о деятельности Торгово-промышленных палат РФ также свидетельствует о том, что СКФО в сравнении с другими федеральными округами РФ по показателю среднего объема реализации услуг на одного члена ТПП округа, составляющего
77.0 тыс. руб. без НДС, занимает предпоследнее место, опережая только Северо-Западный федеральный округ, где на одного члена ТПП в среднем приходится 42,4 тыс. руб. без НДС. В то время, как для Центрального федерального округа значение данного показателя достигает
87.1 тыс. руб. без НДС, Сибирского федерального округа - 91,4 тыс. руб. без НДС, Приволжского федерального округа - 93,9 тыс. руб. без НДС, Дальневосточного федерального округа -109,1 тыс. руб. без НДС, Южного федерального округа - 144,7 тыс. руб. без НДС и Уральского федерального округа - 165,9 тыс. руб. без НДС [16].
Анализ статистических данных об объемах и структуре реализации услуг ТПП в рамках Северо-Кавказского макрорегиона на 2015 г. свидетельствуют о том, что только деятельность ТПП Ставропольского края с учетом показателей ТПП муниципальных образований является самой
активной и диверсифицированной. По СКФО Ставропольский край занимает лидирующие позиции в информационном обслуживании и консультировании - 45,4 %, переводах - 48 %, в выставках и ярмарках - 54,4 %, товарной экспертизе - 54,5%, рекламно-издательской деятельности - 67 %, оформлении сертификатов происхождения товаров - 67,9 %, экспертизе страны происхождения товаров - 68,5 %, деловом образовании и подготовке кадров - 76,5 %, маркетинговых услугах - 92,4 %, содействии в организации электронных торгов - 100 % [16].
Что же касается деятельности ТПП остальных субъектов СКФО, то она характеризуется однородностью своей структуры и многократно уступает по объемам реализации ТПП Ставропольского края. Стоит лишь отметить деятельность ТПП Кабардино-Балкарской Республики по сертификации продукции и систем качества и оказанию юридических услуг, которая составляет 86 и 31,5 % соответственно от общего объема реализации услуг ТПП СКФО; ТПП Республики Ингушетия в разработке бизнес-планов, сопроводительных инвестиционных проектов - 69,6 %; ТПП Чеченской Республики в организации деловых миссий, встреч - 62 %; ТПП Дагестана в оценочной деятельности - 28,2 % и оказанию юридических услуг - 31,9 % [16].
Для интеграции Северо-Кавказского макрорегиона в национальном пространстве и повышения межрегиональной конкурентоспособности регионов на рынке товаров и услуг ТПП регионов необходимо активно осуществлять новые виды деятельности:
- проведение маркетинговых и аналитических исследований для повышения качества и конкурентоспособности продукции;
- подготовку и проведение выставок и ярмарок на территории региона;
- проведение презентаций продукции и услуг организаций субъектов СКФО в России;
- проведение мониторинга эффективности участия региональных экспонентов в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Для субъектов СКФО существуют реальные возможности активизации выставочно-ярма-рочной деятельности. Для этого региональным ТПП необходимо усиливать адресную работу с предприятиями, активнее внедрять маркетинговый подход к организации выставочных мероприятий, налаживать на постоянной основе целевое привлечение посетителей-специалистов, осваивать новые технологии проведения конгрессно-выставочной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12. 2009 г. № 1087 (ред. от 25.05. 2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12. 2011 г. № 1195 г. «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» (ред. от 26.09. 2012) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09. 2010 г. № 1485-р. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» (ред. от 28.10. 2014) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 15.07. 2009 г. № 221-рп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г.».
5. Коновалова К. Ю. Выявление и решение проблем бюджетного планирования как фактор устойчивого развития экономики регионов // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Л. Н. Руднева. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 68-71.
6. Коновалова К. Ю. Использование конкурентных преимуществ Северо-Кавказских регионов как доминанта развития СКФО // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» / Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современности» (г. Кисловодск - 17-18 августа 2013 г.) С. 70-73.
7. Коновалова К. Ю. Особенности управления устойчивым развитием экономики региона // Молодежь и наука: реальность и будущее / Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Редкол.: Т. Н. Рябченко, Е. И. Бурьянова. В 2 т. Т. II: Экономические науки. Юридические науки. Невинномысск: НИЭУП, 2015. С. 144-146.
8. Коновалова К. Ю. Развитие промкооперации и ее роль в производстве товаров народного потребления Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны // Военная история России: проблемы, поиски, решения [Текст]: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отеч. войне, Волгоград, 25-26 сент. 2015 г. В 2 ч. Ч. 2 / Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». Волгоград: ВолГУ, 2015. С. 549-558.
9. Коновалова К. Ю. Разработка методики индикативной оценки устойчивости региональной социально-экономической системы // Вестник экспертного совета. 2015. № 3. С. 15-21.
10. Коновалова К. Ю. Факторы устойчивого сбалансированного экономического развития на региональном уровне управления // Аспирантские чтения - 2014: Материалы региональной конференции дипломированных специалистов, работающих над кандидатскими диссертациями. 12.02. 2014. Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на Кавминводах, 2014. С. 88-95.
11. Коновалова К. Ю., Аджекова Э. С., Аджекова А. С. Применение индикаторов как показателей устойчивого развития экономики региона // Развитие региона и социальное творчество молодежи: Сб. материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, обучающихся учреждений высшего и среднего профессионального образования с международным участием (14 мая 2015 г.); Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. Краснодар: АНОО ВПО «ИЭиУ МиСС», 2015. С. 85-89.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа ЬДр:// http://www.gosbook.ru/node/13853
13. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Методологические проблемы формирования новой системы регионального управления // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 40-58.
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. [Текст]. М., 2015. 1266 с.
15. Руденко М. Н. Концепция обеспечения конкурентоспособности региональной экономики за счет создания сети развития взаимодействия крупного и малого предпринимательства региона // Региональная экономика: теория и практика. М.: Издательский дом «Финансы и Кредит», 2011. № 25. С. 11-16.
16. Сводные статистические данные о деятельности торгово-промышленных палат Департамента по работе с территориальными палатами ТПП РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. tpprf.ru/ru/
17. Чеченская Республика в цифрах - 2015: Краткий статистический сборник - 2015. - 161 с.
18. ШеховцеваЛ. С., Заплатина В. В. Подходы к региональному кластеообразованию // Регион: экономика и социология. 2012. №3 (75). С. 120-132.