Научная статья на тему 'Концептуальный подход к формированию стратегии развития макрорегиона (на примере Юга России)'

Концептуальный подход к формированию стратегии развития макрорегиона (на примере Юга России) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
358
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОРЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ РОССИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНОВ / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мусаев Р. А., Решиев С. С.

В статье предлагается и обосновывается принципиально новый подход к формированию стратегии развития федерального округа (макрорегиона) как единого целого. Доказывается необходимость рассмотрения Юга России как единого целого Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к формированию стратегии развития макрорегиона (на примере Юга России)»

43 (136) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)

Р. А. МУСАЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой макроэкономического регулирования и планирования E-mail: rasmous@mail. ru

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова С. С. РЕШИЕВ,

кандидат экономических наук,

доцент Чеченского государственного университета, начальник отдела экономического и бюджетного планирования Департамента отраслевой политики

Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail. ru

В статье предлагается и обосновывается принципиально новый подход к формированию стратегии развития федерального округа (макрорегиона) как единого целого. Доказывается необходимость рассмотрения Юга России как единого целого Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. При разработке стратегии социально-экономического развития Юга России авторы исходили из предположения, что макрорегион будет развиваться по инновационному сценарию.

Ключевые слова: макрорегион, федеральный округ России, стратегия развития макрорегиона, государственное регулирование развития макрорегионов, стимулирование развития регионов.

В условиях перехода к модернизации российской экономики, преодолению демографического кризиса, повышению уровня жизни населения, свободе конкуренции и предпринимательства, защите национальных народных интересов, выравниванию уровней жизни регионов особую значимость приобретает обоснован-

ный выбор объектов региональной экономической политики. Такой подход при проведении государственной региональной политики является, на взгляд авторов, одним из ключевых условий достижения позитивных результатов в государственном регулировании национальной экономики.

Наиболее актуальными проблемами регионального развития на нынешнем этапе развития страны, по мнению авторов, являются:

1) рассмотрение экономики РФ как совокупности крупных региональных образований: Запад — Центр — Юг — Сибирь — Дальний Восток;

2) выделение территориальных образований в целях эффективного управления социально-экономическим развитием страны в виде федерального округа, субъекта РФ;

3) выявление проблем развития крупного регионального образования — экономического района РФ как объекта государственного управления экономикой;

4) определение эффективных путей развития экономики федерального округа и совокупности федеральных округов как целостного экономического объекта.

К настоящему времени разрабатываются различные документы (концепции, стратегии, программы) развития федеральных округов, но они в отдельных случаях не позволяют рассматривать проблемы развития крупного регионального образования как единого социально-экономического пространства. Таким примером является Юг России, в котором существует проблема несогласованности сетки деления страны на федеральные округа с принципами географического и социально-экономического единства всего пространства округа.

Во-первых, полученные в результате создания Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) на территории Юга России Южный федеральный округ (ЮФО) и СКФО не являются равновеликими по своим системным характеристикам по сравнению с другими федеральными округами страны — реальными макрорегионами.

Во-вторых, их названия (формы) не соответствуют содержанию. Если рассматривать название ЮФО, то логичным было бы включение в него всех регионов Юга России; при рассмотрении СКФО также логично ожидать включения в него всех регионов Северного Кавказа. Однако при создании СКФО этот принцип был нарушен.

В-третьих, в нынешнем виде ЮФО и СКФО по своим системным характеристикам не являются макрорегионами страны и не отвечают первоначальному замыслу создания федеральных округов — макрорегионов. Удельные веса системных характеристик ЮФО и СКФО по отдельности крайне незначительны в общероссийском масштабе, а у СКФО многие из них ниже статистической погрешности и несопоставимы с аналогичными характеристиками других федеральных округов.

При рассмотрении по отдельности ЮФО и СКФО не отвечают одному из основных принципов макрорегиона (реального федерального округа), который гласит, что макрорегион характеризуется наличием более тесных хозяйственно-рыночных и других связей внутри объединения, чем вне его.

В связи с изложенными факторами в качестве объекта исследования авторы выбрали Юг России (ЮФО и СКФО вместе взятые), рассматривая его как единое социально-экономическое пространство, сопоставимое (равновеликое) с другими макроре-

гионами, притом с названием, соответствующим его содержанию.

Сегодня крайне важны разработка и реализация стратегий социально-экономического развития макрорегионов, учитывающих интересы развития всех входящих в них территорий. Рассматривая макрорегион (федеральный округ и совокупность федеральных округов) как центральное звено (объект) и одновременно инструмент государственной региональной политики, по мнению авторов, можно более сконцентрированно и эффективно решать стратегические проблемы страны:

• демографический кризис;

• регулирование миграционных потоков;

• качество экономической и социальной среды макрорегионов (регионов);

• выравнивание уровней жизни регионов;

• создание конкурентоспособной инфраструктуры;

• привлечение инвестиций в регионы;

• обеспечение свободного перемещения товаров (услуг), рабочей силы, капиталов по всей территории страны и стимулирование перемещения их в отдельные регионы.

При разработке стратегии развития макрорегиона необходимо проанализировать и учесть основные факторы, определяющие его состояние и перспективы развития. В условиях Юга России особый акцент следует сделать на следующие факторы:

^ определение преимуществ макрорегиона как объекта активизации участия в национальных и мирохозяйственных процессах; ^ определение различий между регионами, входящими в состав макрорегиона;

> выявление недостатков Юга России как объекта регулирования, состоящего из территорий с сильными социально-экономическими различиями;

> разработка оптимального механизма трансформации экономического пространства России;

> выбор адекватных методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и входящих в его состав территорий;

^ разработка действенного механизма обеспечения социально-политической стабильности на территориях макрорегиона. Юг России имеет ряд преимуществ как объект активизации участия в национальных и мирохо-

зяйственных процессах в условиях развития таких явлений, как глобализация и регионализация1.

К конкурентным преимуществам регионов Юга России относятся: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов, наличие дешевой сырьевой базы для развития пищевой промышленности и трудовых ресурсов, огромный рекреационный потенциал, близость к средиземноморским и ближневосточным рынкам, потенциал развития энергетики и транспортных коридоров и др. Основные преимущества Юга России при активизации участия в национальных и мирохозяйственных процессах показаны на рис. 1.

Юг России характеризуется значительными различиями между богатыми и бедными реги-

1 Уварова Г. Г. Приоритетные направления развития экономики регионов Юга России в посткризисный период // Экономические науки. 2010. № 7 (68).С. 114—117.

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Схема основных преимуществ Юга России при активизации участия в национальных и мирохозяйственных процессах

онами2 по показателю валового регионального продукта. Национальные республики, входящие в состав СКФО, все последние годы имеют значение данного показателя значительно ниже среднего уровня по макрорегиону.

Различия по количеству безработных среди территорий Юга России остаются существенными, и до сих пор нет тенденции к их сокращению. Между территориями Юга России весьма существенны различия по значениям показателей занятости в сельском хозяйстве, в первичных секторах производства—промышленности, строительстве и сфере услуг (табл. 1).

Имеются также значительные различия по другим системным характеристикам между территориями Юга России.

2 Иншаков О. В., Митрофанова И. В. Социально-экономические индикаторы развития южных регионов России: тенденции и прогнозы // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 14 (53). С. 3—14.

Таблица 1

Занятость по секторам экономики в регионах Юга России в среднем за 2000—2009 гг., %

Регион Сельское хозяйство Промышленность Строительство Услуги

Юг России 19,8 16,8 6,7 56,7

Республика Адыгея 19,5 16,0 5,6 58,9

Республика Дагестан 30,2 11,0 5,5 53,3

Республика Ингушетия 11,3 11,1 10,0 76,6

Кабардино-Балкарская Республика 23,8 21,1 5,1 50,0

Республика Калмыкия 27,2 8,2 4,0 60,6

Карачаево-Черкесская Республика 21,1 19,3 4,3 55,3

Республика Северная Осетия— Алания 15,9 18,2 7,4 58,5

Чеченская Республика — — — —

Краснодарский край 20,2 15,6 7,4 56,8

Ставропольский край 20,9 15,6 6,8 56,7

Астраханская область 15,6 15,4 8,1 60,9

Волгоградская область 16,9 21,8 6,1 55,2

Ростовская область 16,7 18,5 7,0 57,8

Источник: расчеты авторов.

Источник: составлено авторами.

Рис. 2. Схема факторов, подтверждающих недостатки Юга России как объекта регулирования 24 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

В настоящее время недостатки Юга России как объекта регулирования, состоящего из территорий с сильными социально-экономическими различиями, являются самыми существенными среди всех макрорегионов страны.

Факторы, подтверждающие недостатки Юга России как объекта регулирования, показаны на рис. 2.

В условиях перехода на инновационный путь развития и модернизации российской экономики потребность в проведении региональной экономической политики, направленной на ускорение процесса сокращения социально-экономических различий между территориями Юга России, приобретает чрезвычайно важный характер.

Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти региона и их ответственности за характер развития конкретного региона требуется пересмотр ныне существующей практики экономических взаимоотношений федерального центра и регионов. В качестве механизма трансформации экономического пространства России, на взгляд авторов, следует использовать Парето-оптимальную концепцию государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и его территорий3.

Парето-оптимальная концепция, по мнению авторов, представляет одно из возможных решений проблем, возникающих в политико-экономических взаимоотношениях федерального центра, федерального округа, субъекта Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, от которого нет оснований отказываться ни одной из сторон.

В рамках этой концепции должны быть охвачены государственным регулированием следующие первоочередные направления:

1) завершение создания правовых основ политико-экономических взаимоотношений федерального центра, субъектов Федерации, входящих в состав конкретных федеральных округов, местного самоуправления с учетом опыта государств с развитой системой федеративных отношений;

2) устранение основных противоречий бюджетного федерализма. Существующие в настоящее время бюджетные пропорции между Федерацией, ее субъектом и органами местного самоуправления не имеют аналогов в мировой практике. Сегодня в России применяется одна из самых унитаристских

3 Гранберг А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. 2004. № 1 (1). С. 16—22.

формул распределения налоговых отчислений в пропорции 63 на 37 процентов;

3) сохранение экономического контроля государства и субъекта РФ над стратегическими и структурообразующими объектами и природными ресурсами. Статья 72 Конституции РФ, призванная обеспечить совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов по этим направлениям, фактически носит формальный характер. Она не отвечает четко на вопрос о пропорциях участия Российской Федерации и ее субъектов в совместном ведении. В результате сложилась такая ситуация, когда финансовые средства и полномочия остаются не там, где их лучше могут использовать, а там, где это более выгодно федеральному центру;

4) обеспечение функционирования существующего магистрального транспорта, энергетической системы и основных телекоммуникаций и создание соответствующих элементов инфраструктуры там, где в них есть реальная потребность при снятии существующих до сих пор искусственных неконституционных ограничений на территориях некоторых регионов страны;

5) сдерживание роста транспортных и энергетических тарифов, создание оптового рынка электроэнергии, а также там, где есть возможность и потребность альтернативных дополнительных электрогенерирующих мощностей на базе местных гидро- и других ресурсов;

6) содействие становлению и развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития экономики (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональные финансово-промышленные группы и т. д.);

7) обеспечение внешнеэкономической безопасности регионов и страны в целом.

Для Российской Федерации на современном этапе ее развития жизненно важным является выбор адекватных методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегионов и входящих в их состав территорий. Необходимость в такой региональной политике федерального центра обусловлена, с одной стороны, выраженным обострением конкурентной борьбы на транснациональном уровне в условиях, идущих в мире процессов глобализации и регионализации4, а с другой — чрезмерными различиями в социаль-

4 Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. №

1. С. 81—88.

Комплекс методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и его территорий

Фискальный

н

Информационный

Н

Антикоррупционный

Инфраструктурный

Н

Бюджетный

Н

Инвестиционный

Политико-правовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативно-правовой

Институциональный

Программно целевой

Источник: составлено авторами.

Рис. 4. Схема комплекса методов государственного регулирования и стимули рования развития макрорегиона и его территорий

Составные части механизма обеспечения социально-политической стабильности на территориях Юга России

Выборность глав регионов

Модернизация управленческой системы на всех территориях

Легализация Упразднение Создание

экономичес- системы информа-

кой КПП и ционно-

— деятельно- — блокпостов — аналитичес-

сти на на кого центра по

территориях территориях Югу России

Учет Снятие Организа- Демилита- Восстанов-

Правитель- барьеров ция в ризация ление РФ

ством РФ на пути школах взаимовыго

потребнос- развития территории территории дных

тей курортного работы по межгосудар-

регионов и формиро- ственных

с низким туристичес- ванию отношении

уровнем кого толерант- с Грузией

социально- бизнеса на ности

экономичес- территориях подрастаю-

кого щего

развития поколения

Источник: составлено авторами.

Рис. 5. Схема составных частей механизма обеспечения социально-политической стабильности на территориях Юга России

но-экономическом развитии макрорегионов и их территорий5.

Проведенный анализ основных федеральных целевых программ и стратегий как уже действующих на территории Юга России за последние годы, так и находящихся на стадии обсуждения и принятия, показывает, что они до сих пор не стали эффективным инструментом решения приоритетных проблем слаборазвитых территорий Юга России. Впрочем, схожая ситуация наблюдается и в других макрорегионах страны.

Выбор адекватных методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и его территорий должен носить комплексный характер, чтобы в результате осуществления региональной политики федерального центра достичь реально ощутимых результатов в достижении социально-экономической однородности макрорегиона и его территорий.

На современном этапе развития нашей страны комплексный набор методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и его территорий, по мнению авторов, должен включать в себя методы, приведенные на рис. 4.

В условиях Юга России применение приведенного комплекса методов государственного регулирования и стимулирования развития макрорегиона и его территорий будет адекватным характеру и уровню развития территорий округа и способным более эффективно интегрировать их в единое социально-экономическое пространство России и мировое хозяйство в обозримом будущем.

На современном этапе развития России крайне важно также сформировать действенный механизм обеспечения социал ьно-политической стабильности на территориях Юга России 6. Формирование и функционирование такого механизма, по мнению авторов, является необходимым условием для устойчивого экономического развития Юга России и страны в целом.

Составными частями этого механизма, по мнению авторов, должны стать меры, обозначенные на рис. 5.

Социально-экономическое развитие Юга России происходит под влиянием как специфических особенностей и мер социально-экономической политики, действующих на уровне округа и отдельных

5 Глазырина И. П., Забелина И. А., Клевакина Е. А. Уровень экономического развития и распределение экологической нагрузки между регионами Российской Федерации // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 70—88.

26-

6 Овчинников В. Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 1. 2003. № 1. С. 17—22.

территории, так и тенденции социально-экономического развития России в целом7.

На основе проведенного авторами анализа характера социально-экономического развития Юга России в период 2000—2009 гг., определенных преимуществ и выявленных недостатков Юга России как объекта регулирования можно выделить два базовых сценария развития макрорегиона в перспективе:

^ инерционный (пессимистический); > инновационный (оптимистический). Разработанные авторами сценарии развития макрорегиона основаны на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Значительную роль в отмеченных сценариях играет институциональная среда — создание и развитие единой институциональной системы Юга России, развитие на всех территориях макрорегиона действенной конкуренции, защита гражданских прав, в том числе прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата и обеспечение социальных гарантий. Первый сценарий предполагает сохранение сложившейся институциональной среды, не соответствующий уровню стран с развитым федерализмом. Второй сценарий предполагает ее развитие с учетом опыта успешных мировых аналогов, что будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию макрорегиона.

Из-за значимых межрегиональных различий на Юге России существует объективная необходимость типологизации регионов и проведение последующего качественного анализа внутри каждого из выделенных типов8.

В настоящем исследовании под типологией территорий Юга России следует понимать установление качественных взаимосвязей между группами регионов с близкими значениями социально-экономических показателей, характеризующих семь наиболее важных, на взгляд, факторов социально-экономического развития региона: общие (базовые) показатели, демографическую ситуацию, социальную составляющую, экономический потенциал, трудовые ресурсы, финансы

и инвестиционную активность. Однородные группы регионов выделяются на основе статистического (кластерного) анализа многомерного вектора переменных, определяющих каждый из семи указанных факторов. Положение каждого региона определяется с учетом изменения ситуации в регионе на протяжении 3 лет (2007—2009 гг.). Принадлежность региона к одному и тому же типу на протяжении нескольких лет позволяет установить устойчивость выделенных типов, а также конвергенцию между различными типами или между регионами в пределах одного типа.

Отмеченные аспекты позволяют выделить группы субъектов РФ на Юге России, которые можно рассматривать в достаточной степени однородными при проведении региональных экономических исследований, региональной политики федеральным центром и при анализе последствий социально-экономических мер, принимаемых на федеральном уровне.

В результате применения методов кластерного анализа авторы составили диаграмму по регионам Юга России за период 2007—2009 гг., которые наглядно показывают, что тенденция образования групп-кластеров остается устойчивой на протяжении рассматриваемого периода (рис. 6).

На основании данных диаграммы получена таблица кластеров (групп) по регионам Юга России (табл. 2).

Несмотря на то, что данная типология базируется на значительном количестве статистических показателей, большое значение авторы придают именно эк-

а в" 4 000

? 3 000 1

1

г 4 гЬ

ЧР АО ВО СК РО н к рд РК РИ КЧР РСОА КБР РА

1 БобковВ.Н., ГулюгинаА.А., ОдинцоваЕ. В. Региональное неравенство качества и уровня жизни и угрозы социальной безопасности России // Федерализм. 2009. № 1. С. 135—148.

8 Дуканич Л. В. Типологизация регионов с учетом динамики классификационных признаков: некоторые методические подходы и решения // Экономический вестник Ростовского государственного университета.Т. 5. 2007. № 1. С. 123—127.

Примечание: РА — Республика Адыгея, РД — Республика Дагестан, РИ — Республика Ингушетия, КБР — Кабардино-Балкарская Республика, РК — Республика Калмыкия, КЧР — Карачаево-Черкесская Республика, РСОА — Республика Северная Осетия — Алания,ЧР — Чеченская Республика, КК — Краснодарский край, СК — Ставропольский край, АО — Астраханская область, ВО — Волгоградская область, РО — Ростовская область.

Рис. 6. Диаграмма кластерного анализа по регионам Юга России

Таблица 2 Деление регионов Юга России на кластеры (группы) и их коды

Регион Код Кластер (группа)

Республика Адыгея РА Б

Республика Дагестан РД В

Республика Ингушетия РИ В

Кабардино-Балкарская республика КБР Б

Республика Калмыкия РК В

Карачаево-Черкесская Республика КЧР Б

Республика Северная Осетия — Алания РСОА Б

Чеченская Республика ЧР В

Краснодарский край КК А

Ставропольский край СК А

Астраханская область АО А

Волгоградская область ВО А

Ростовская область РО А

спертному качественному анализу. Каждому региону, включенному в анализ, присуще своеобразие, в том числе такое, которое не укладывается в механическое сопоставление цифр. Поэтому в типологии допускается неполное совпадение цифр по всем без исключения параметрам для каждого из типов регионов.

Типология носит иерархический характер, в ней есть три уровня: 3 кластера (группы), 4 типа и 1 подтип (рис. 7).

Возможность и необходимость рассмотрения макрорегиона как единого социально-экономического пространства, как объекта государственного регулирования обусловливает необходимость выработки магистральной линии его развития9. Исходя из этого постулата и проведенного анализа характера и уровня развития Юга России и его территорий в период 2000—2009 гг., авторами предлагается модель стратегии социально-экономического развития Юга России. При разработке данной модели исходили из следующих предпосылок:

1) Юг России представляет собой военно-стратегический и геополитический форпост России,

ее крупнейшую сельскохозяйственную житницу, богатейший курортно-оздоровительный комплекс, южный внешнеторговый центр и транспортно-шлюзовой модуль включения страны через Черное и Средиземное моря в систему трансконтинентальных транспортных артерий мира;

2) Юг России обладает рядом значимых базовых конкурентных преимуществ, таких как географическое (геополитическое) положение, природно-климатические условия, природно-ре-сурсные возможности, благоприятная демографическая ситуация и мультикультурность населения региона;

3) базовые преимущества Юга России представляют значительный потенциал для экономического развития, который до сих пор используется слабо и неэффективно;

4) Юг России имеет также ряд значимых недостатков, присущих ему как объекту регулирования, состоящему из территорий с сильными социально-экономическими различиями;

5) более эффективным становится решение общих для территорий Юга России проблем на уровне макрорегиона (ЮФО и СКФО), а индивидуальных

Типология территорий Юга России

Кластер А. Социально-экономические развитые регионы Юга России

X

Кластер Б. Регионы ЮФО и СКФО среднего уровня развития (Республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия -Алания)

Тип 1. Главные регионы (Ростовская область и Краснодарский край)

Тип 2. Социально-экономические развитые регионы Юга России с небольшим населением (Волгоград екая

область и Ставропольский край)

Подтип типа 2. Регион с узкой специализацией (Астраханская область)

Тип 1. Регионы СКФО, развивающиеся последние годы быстрыми темпами, с большим потенциалом для синергетического развития (Республика Дагестан и Чеченская Республика)

Тип 2. Регионы Юга России внешнеориентиро-ванного приспособленческого развития (Республики Ингушетия и Калмыкия)

9 Суслов В. И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели // Регион: экономика и социология. 2009. № 4. С. 3—31.

28-

Источник: составлено авторами.

Рис. 7. Схема иерархической типологии территорий Юга России

я >

J=l я о

я >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fca tr Я

В

м

Я Я |-Э м

4 м о

£

я ■о

5

о

■о

S

-з Е

о\

£® g

а а» о а о

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ

1. Вывод Юга России в социально-экономическом развитии на среднероссийский уровень (а затем в число лидеров среди федеральных округов) и обеспечение реального повышения уровня жизни населения на всех его территориях 2. Создание эффективного механизма межрегионального сотрудничества и интеграции в рамках Юга России

4 III этап 1

Создание единой эффективной иннов ационной системы на всей территории макрорегиона развертыв анием долгосрочнвк программ и проектов

Создание новых

территориалвнвк

центров

экономиче ского роста в

макрорегионе и на каждой его территории

Создание единой

туристско-

рекреационной

системв1 Юга

России,

охв атыв ающей

все территории

макрорегиона

Достижение процесса интеграции субъектов Юга России в единое социалвно-экономиче ское пространство макрорегиона, странв1 и мировое хозяйство и существенного улучшения инвестиционного климата на всех территориях макрорегиона

II этап

Достижение Югом России и его территориями среднероссийских темпов роста основных социально-эк ономических показателей, а в перспективе — и среднеевропейских

Достижение Югом России и его территориями уровня развития, когда главнвш направлением в структуре их базоввк отраслей экономики становится сфера услуг в широком смвтсле

Превращение Юга России и его территорий в место,

привлекателвное для развертывания иннов ационных проектов

Достижение оптималвной структурв1 базоввк отраслей экономики Юга России и его территорий

Проведение глубокой реструктуризации и модернизации жилищно-коммунального хозяйства макрорегиона и его территорий на базе передоввк технологий

Проведение качественного преобразования и модернизации системв1

здрав оохранения макрорегиона и его территорий

Проведение

оптимизации

системв1

образования Юга России с учетом усиешнвк аналогов из мировой практики

Создание особой экономической зоны на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики

Достижение динамичного развития малого и среднего

предпринимателвств а и усиление их позиций в отраслях экономики Юга России

Создание единого рынка труда, товаров и услуг Юга России

Создание опережающими темпами экономической инфраструктуры на всей территории Юга России в рамках федеральной целевой программы

Достижение развития

внешнеэкономичес кой деятелвности территорий Юга России с учетом опвгга стран с развитым федерализмом

Источник: составлено авторами. Рис. 8. Модель стратегии социально-экономического развития Юга России

со

со с5

I

to о

ьо

со

о

ё &

н

CD

а

м

та ^

CJ

и

и н н м

Ш

я о н о

в н я н

(специфических) — на уровне отдельно взятого субъекта с применением селективных мер.

Приведенные предпосылки определили цели и задачи предлагаемой авторами модели стратегии социально-экономического развития Юга России и его территорий.

Цели стратегии:

1) вывод Юга России в социально-экономическом развитии на среднероссийский уровень, а затем в число лидеров среди макрорегионов (федеральных округов) путем диверсификации его экономики и обеспечения более высоких устойчивых темпов ее развития, снижения препятствующих развитию рисков и различий между его территориями, а также обеспечение реального повышения уровня жизни людей на всех его территориях;

2) создание эффективного механизма межрегионального сотрудничества и интеграции в рамках Юга России.

При разработке стратегии социально-экономического развития Юга России авторы исходили из предположения, что макрорегион будет развиваться по инновационному сценарию, в рамках которого учитывается типология регионов Юга России, полученная на базе указанных ранее значений социально-экономических показателей, характеризующих семь наиболее важных, по мнению авторов, сторон социально-экономического развития региона.

Общие задачи стратегии при их решении конкретизируются для каждого региона Юга России в зависимости от того, в какой кластер (группу) он попадает согласно полученной авторами типологии. С учетом изложенных факторов оптимальной стратегией социально-экономического развития Юга России будет, по мнению авторов, модель стратегии, приведенная на рис. 8.

Список литературы

1. Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Одинцова Е. В. Региональное неравенство качества и уровня жизни и угрозы социальной безопасности России // Федерализм. 2009. № 1.

2. Глазырина И. П., Забелина И. А., Клеваки-на Е. А. Уровень экономического развития и распределение экологической нагрузки между регионами Российской Федерации // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7.

3. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. 2004. № 1 (1).

4. Дуканич Л. В. Типологизация регионов с учетом динамики классификационных признаков: некоторые методические подходы и решения // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 5. 2007. № 1.

5. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003.№ 1.

6. Иншаков О. В., Митрофанова И. В. Социально-экономические индикаторы развития южных регионов России: тенденции и прогнозы // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 14 (53).

7. Овчинников В. Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Т. 1. 2003. № 1.

8. Суслов В. И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели // Регион: экономика и социология. 2009. № 4.

9. Уварова Г. Г. Приоритетные направления развития экономики регионов Юга России в посткризисный период // Экономические науки. 2010. № 7 (68).

Л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.