шений по повышению качества муниципального управления туристско-ре-креационными кластерами.
Список литературы:
1. Международная конференция «Эффективность и качество государственного управления»: Сборник материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.4cs.ru/users/files/fortexts/9249.pdf (дата обращения: 12.08.12).
2. Накипов А.М. Качество муниципального управления: социологический аспект: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.08. - СПб., 2007. - 175 с.
3. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб., 2003. - 528 с.
4. Постановление Администрации Алтайского края от 11.06.2009 № 251 «О создании экспертной группы по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Алтайского края» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.altairegion22.ru/official_docs/one-740.html (дата обращения: 10.08.12).
5. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.min-region.ru/activities/monitor/msu_evaluation (дата обращения: 11.08.12).
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru/70170942 (дата обращения: 10.08.12).
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/ 2011/361 (дата обращения: 07.08.12).
8. Федеральный закон от 6.10.2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru/186367 (дата обращения: 10.08.12).
СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
© Каппушева Т.Л.*
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
В статье рассматривается ряд малоисследованных аспектов, связанных с особенностями субрегиональных кластеров и их функциональ-
* Аспирант.
ными возможностями по развитию малого и среднего бизнеса в проблемных регионах Юга России. Особое внимание уделено региональным особенностям и перспективам использования кластерного инструмента в Республике Адыгея.
В современных посткризисных условиях потенциал увеличения ресурсной поддержки проблемных регионов остается весьма ограниченным, что актуализирует применительно к таким регионам задачу определения внутренних резервов социально-экономического развития, включая возможности опережающего развития малого и среднего бизнеса.
Малый и средний бизнес во многом определяет эффективность выполнения региональной экономикой своих функциональных задач, связанных с повышением уровня жизни населения территории, улучшением занятости, ростом уровня бюджетной самообеспеченности, повышением экономического потенциала для дальнейшего развития. В проблемных регионах Юга России этот сектор приобретает в современных условиях особое значение, поскольку именно малые и средние предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы дальнейшей реструктуризации экономики и повышения уровня занятости населения этих трудоизбыточных регионов, формирования и насыщения местного рынка потребительских товаров. Между тем, для проблемных регионов Южного макрорегиона характерно значительное отставание от более развитых регионов по ключевым показателям деятельности развития среднего и, особенно, малого бизнеса.
Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в регионах зависят федеральной политики приоритетной поддержки этого сектора, характера и интенсивности межрегиональных связей и пр., но более всего -от потенциала самих регионов. Этот сектор испытывает сильное влияние от природно-ресурсных особенностей региона, особенностей и потенциала региональной экономики, от национально-этнических, культурных и прочих особенностей населения и, что крайне важно, - от характера и результативности структурной политики и поддержки этого сектора со стороны региональной и муниципальных администраций.
Инструменты развития малого и среднего бизнеса должны быть адекватными реализуемой регионом стратегии социально-экономического развития.
С учетом указанных требований нами предложен соответствующий комплекс институционально-экономических инструментов:
- схема размещения и развития производительных сил региона на долгосрочную перспективу, обеспечивающую научно-обоснованную специализацию муниципальных образований и их комплексное развитие;
- стратегия социально-экономического развития, ориентированная на сглаживание внутрирегиональных различий;
- специальная комиссия с функцией согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития взаимодействующих муниципальных образований региона;
- целевые среднесрочные программы социально-экономического развития региона и его муниципальных образований;
- целевые среднесрочные программы развития малого и среднего бизнеса региона и муниципальных образований;
- субрегиональные кластеры малого и среднего бизнеса.
Кластерный подход - наиболее эффективный способ повышения конкурентоспособности развития территорий, формирующий комплексный межотраслевой взгляд на политику развития региона с учетом потенциала роста экономических субъектов на основе частного-государственного партнерства, способствующий созданию и развитию малых и средних предприятий, повышающий инновационность территорий. Именно поэтому выявление в регионе потенциально возможных кластеров, а также оказание соответствующей государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития ее экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Кластеры способствуют укреплению взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, объединяя их усилия в части формирования внутреннего рынка, распределения рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, доступа к новым технологиям, внедрения инноваций, решения инфраструктурных вопросов, укрепления взаимодействия с властью, в том числе по формированию нормативно -правового регулирования предпринимательской деятельности. Таким образом, кластер дополняет базовые преимущества его участников за счет появления новых преимуществ, присущих самому кластеру, как системе.
Создание и развертывание кластера должно происходить в русле стратегии развития региона, наличие которой является, по мнению одного из основоположников кластерного подхода М. Портера, доминирующим фактором для успешного развития кластера [1, с. 174].
Кластер может включать большое или малое количество предприятий, а также большие, средние и малые предприятия в разном соотношении. Он служит тем экономическим пространством, на котором осуществляется реальное взаимодействие между местными предпринимательскими структурами, а также между предпринимательскими структурами и другими институтами.
Внедрение кластерных технологий объединения малых и средних предприятий в регионе обеспечивает повышение деловой активности предпринимательских структур, улучшение регионального инвестиционного климата, развитие социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного раз-
вития самого предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.
Кластер может включать большое или малое количество средних и малых предприятий в разном соотношении. Он служит тем экономическим пространством, на котором осуществляется реальное взаимодействие между местными предпринимательскими структурами, а также между предпринимательскими структурами и другими институтами.
Применительно к проблемным регионам Юга России наиболее перспективным представляется целенаправленное формирование субрегиональных кластеров малого и среднего бизнеса в агропромышленной и тури-стско-рекреационной сферах. Указанные кластеры предназначены для появления локальных «точек роста», активизации местных инициатив и реализации стратегического замысла по достижению экономической суверенности локальных территорий. Главное, что несут собою такие кластеры - развитие горизонтальных связей и создание специальной инфраструктуры, столь дефицитной для проблемных регионов Юга России.
Интенсивное формирование в одном из проблемных регионов Юга России - Республике Адыгея зон активизации тонуса хозяйственной деятельности региона создает благоприятные предпосылки для развертывания в них субрегиональных кластеров малого и среднего бизнеса: агропромышленного типа (в субрегионе, охватывающем территории Гиагинского, Кошехабль-ского, Красногвардейского и Шовгеновского районов); туристско-рекреаци-онного типа (в субрегионе, представленном территорией Майкопского района) и транспортно-логистического типа (в субрегионе, включающем территории г. Адыгейска, Тахтамукайского и Теучежского районов).
Таблица 1
Основные признаки, характеризующие возможность создания субрегионального кластера малого и среднего бизнеса агропромышленного типа в Республике Адыгея
1. Расчетные коэффициенты, подтверждающие возможность создания субрегионального кластера малого и среднего бизнеса Оценка соответствия
Удельный вес АПК субрегиона в АПК региона. 65 %
Удельный вес малого и среднего бизнеса с агропромышленной специализацией в общем объеме производства и услуг этого сектора в субрегионе. 80 %
2. Условия для функционирования и развития субрегионального кластера. имеется / не имеется
Наличие и доступность ресурсов:
- природных; имеется
- трудовых; имеется
- инфраструктурных. имеется
3. Институциональная организация кластера. да / нет
Постоянный состав и расширение числа участников кластера. да
Возможность статистического наблюдения. да
Возможность использования кластерного инструмента для опережающего развития малого и среднего бизнеса в периферийных муниципальных образованиях Республики Адыгея обусловлена значительной степенью соответствия выделенных субрегионов признакам, требуемым для создания и последующего развития кластеров. Так, применительно к субрегиональному кластеру малого и среднего бизнеса агропромышленного типа, возможность его создания характеризуется следующими признаками (табл. 1).
К сдерживающим факторам при реализации кластерной политики в сфере малого и среднего бизнеса в Южном макрорегионе следует отнести:
- недостаточную развитость самого сектора малого и среднего бизнеса, относительно неразвитые инфраструктурные и организационные условия;
- слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти;
- отсутствие культуры информационной открытости, что вызывает недоверие потенциальных участников кластера и формирование недобросовестной конкуренции;
- низкую культуру производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга;
- низкое качество бизнес-климата;
- низкий уровень развития ассоциативных структур, которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса;
- краткосрочный горизонт планирования, не позволяющий в должной мере учитывать реальные выгоды от развития кластера, которых следует ожидать лишь через 5-7 лет.
Список литературы:
1. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: ИД «Вильямс», 2002. - 496 с.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА © Мещерин Я.В.*, Санькова В.С.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Актуальность статьи определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских
* Студент кафедры «Финансы и кредит». Научный руководитель: Смирных Т.А., старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.
* Студент кафедры «Финансы и кредит». Научный руководитель: Смирных Т.А., старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.