Научная статья на тему 'Субрегиональный кластер как инструмент повышения конкурентоспособности территории'

Субрегиональный кластер как инструмент повышения конкурентоспособности территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова М. Е.

В статье рассматривается понятие «кластер» и использование кластерного подхода с целью повышения эффективности региональной экономики. Вводится также понятие «субрегиональный кластер», раскрываются особенности его применения, как современного регионального инструмента для повышения конкурентоспособности отдельных групп муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субрегиональный кластер как инструмент повышения конкурентоспособности территории»

онного пространства, обеспечивающего коммуникации в подразделениях маркетинга, производства, сервиса и продаж на трех уровнях (табл. 1).

Таблица 1

Задачи CRM-системы на трех уровнях коммуникаций [2]

Уровень коммуникаций Задачи, которые позволяет решать СИМ-система

Сотрудники - клиенты Поддержание базы данных о клиентах и заказах, управление взаимоотношениями с клиентами

Сотрудники - сотрудники Выдача и контроль исполнения поручений, управление ресурсами, организация проектной работы

Сотрудники - руководители Подготовка аналитических отчетов, расчет показателей эффективности (КР1) работы сотрудников и отделов

Выбор CRM-системы зависит от вида деятельности компании, специфики бизнес-процессов, уровня ее готовности к внедрению системы. Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо очень четко понимать, зачем компания начинает этот процесс. Достаточно часто малое предприятие бывает не готово к внедрению CRM-системы (не определены бизнес-процессы, не разработаны должностные инструкции, нет четко выстроенной организационной структуры). В этом случае сначала необходимо описать бизнес-процессы, затем составить техническое задание.

Итак, можно сделать вывод, что CRM-системы хороши для учета прямых телефонных или личных продаж, при большой текучке кадров, высокой дисциплинированности сотрудников и отлаженном бизнес-процессе продажи. Системы такого рода в основном решают задачи управления маркетингом, продажами и клиентским обслуживанием.

Список литературы:

1. Шполянская И.Ю., Экономико-математические и инструментальные методы обеспечения потребительского качества проектируемых информационных систем для малых предприятий: дисс. ... д-ра эконом. наук: 08.00.13. -Ростов-н/Д, 2006. - 344 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-8/40.

2. CRM-система для малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2009. -Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/soft/crm/small_crm.htm.

СУБРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ © Петрова М.Е.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В статье рассматривается понятие «кластер» и использование кластерного подхода с целью повышения эффективности региональной

* Аспирант кафедры Национальной экономики и природных ресурсов.

экономики. Вводится также понятие «субрегиональный кластер», раскрываются особенности его применения, как современного регионального инструмента для повышения конкурентоспособности отдельных групп муниципальных образований.

В современной мировой экономике при разработке и реализации региональной политики всё чаще используется кластерный подход. Этот метод, как показывает опыт развитых стран, является наиболее оптимальным для конкурентного развития самого кластера и региона, на территории которого кластер развивается.

В центре кластерной теории лежит термин «кластер», что в переводе с английского языка означает скопление, гроздь, концентрация, пучок и т.д. Все варианты интерпретации кластера содержат один отличительный признак - это группа объектов, выделяемых из большой совокупности по тому или иному общему для групп признаку. Понятие относится к числу многофункциональных, с точки зрения возможностей его использования, и применяется в технических, гуманитарных и естественных науках и т.д.

Основы кластерного подхода изложены в трудах выдающихся британских экономистов А. Маршала и И. Шумпетера. Можно даже сказать, что историческими основами кластерного подхода выступают, с одной стороны, Маршаловский «промышленный район» и экономика агломераций, а с другой стороны, инновации Шумпетера, способствующие экономическому росту внутри региональных агломераций.

Основоположником же кластерной теории считается американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, которым было введено в широкий научный оборот понятие «кластер» для обозначения явления территориальной концентрации в рамках производственной системы. Важно отметить, что М. Портер не просто предложил новый термин для определения форм организации производства, кластеры были им обозначены как новые объекты проведения государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности. Поэтому, термин «кластер» изначально получил практическое значение, понятное не только научным кругам, но и органам власти, как центрам принятия решений, что способствовало быстрой популяризации этого понятия в широких кругах.

По М. Портеру, кластер - «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран» [1].

Дальнейшее развитие кластерная тематика получила в работах американского ученого М. Энрайта, ближайшего последователя М. Портера. М. Энрайт, разрабатывающий теорию кластеров, классифицировал их по уровням

конкурентного преимущества: супранациональный, национальный и локальный. Конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у М. Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получения образования [2]. В связи с этим ученый ввел понятие «региональный кластер». Он определил его как промышленный кластер, в котором фирмы - члены кластеры находятся в географической близости друг к другу. Опираясь на работы М. Энрайта можно констатировать, что эффективность построения кластеров и реализации кластерной политики наиболее высока на региональном уровне и зависит от исторического развития того или иного региона, его географического положения, уровня диверсификации производства, разнообразия культур ведения бизнеса и т.д.

Под региональным кластером понимается группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, которые производят схожую и взаимодополняющую продукцию и характеризуются наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера в мировом хозяйстве. Региональные кластеры воздействуют на конкурентоспособность по трём направлениям: во-первых, увеличивается производительность компаний, базирующихся в кластерном ареале; во-вторых, ускоряется инновационный процесс, который закладывает фундамент будущего роста производительности; в-третьих, стимулируется создание новых компаний и новых бизнес-структур, которые, расширяясь, усиливают сам кластер [3].

Вместе с тем предлагается выделение кластерного подхода на межму-ниципальный уровень и вероятности его использования. Кластерный подход возможно применять как современный инструмент развития к группе условно объединенных в «субрегион» муниципальных образований, имеющих сходные социально-экономические проблемы, ресурсную базу и другие признаки.

Под кластером субрегиона следует понимать группу муниципальных образований, в одной из значимых отраслей которых, исходя из ряда признаков, возможно применение кластерного подхода: общность территории, однородность ресурсов, имеющиеся мощности. Главной целью формирования субрегионального кластера является ускорение социально-экономического развития муниципальных образований субрегиона.

Ключевая особенность развития субрегионального кластера - ориентация на использование местных конкурентных преимуществ территорий, в него входящих, а также повышенное внимание со стороны органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления к местным предприятиям, с целью роста конкурентоспособности как предприятий, так и территорий в целом.

На наш взгляд, применение кластерного метода в отношении нескольких муниципальных образований явится важнейшей предпосылкой и непременным условием роста их конкурентоспособности путем рационального использования ресурсного потенциала, инновационного развития и, как результат - экономического роста. Кроме того, кластер субрегиона, это современный инструмент региональной политики, а также специфическая площадка для взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления с бизнесом.

Кластерный подход - это своего рода феномен экономического развития как территорий, так и предприятий. Практика показывает, что этот инструмент наиболее оптимален для конкурентного развития как самого кластера, то есть компаний и институтов, входящих в его состав, а также территорий и региона в целом. Поэтому основной целью формирования и функционирования кластера такого уровня является создание условий для реализации конкурентных преимуществ территорий и повышения конкурентоспособности их экономики.

Актуальность формирования кластера на межмуниципальном уровне обусловлена необходимостью тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторую территориальную локализацию, учитывая его географическую особенность. Это является основным отличительным признаком субрегионального кластера. Только расположение на небольшой территории, в одном субрегионе, позволит быстро обсудить задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для этой группы территорий наиболее конкурентоспособным сейчас и выгодным в будущем.

Кроме того, в ходе исследования нами выделены другие признаки, которыми должен обладать кластер субрегиона (рис. 1).

Во-первых, инновационная направленность кластера - особо значимая его специфика. Кластеры обладают большой способностью к инновациям,

что объясняется возможностью участников кластера быстро реагировать на потребности покупателей. Резиденты кластера имеют первоочередной доступ к новым технологиям внутри кластера, возможность кооперации в осуществлении научно-исследовательских работ, а также обладают конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций.

Во-вторых, технологическая взаимосвязь различных отраслей. В кластере присутствуют предприятия разных отраслей, технологически связанные между собой. Участниками субрегионального кластера, кроме производителей, поставщиков, консалтинговых и инжиниринговых фирм, высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций выступают также органы власти региона, органы местного самоуправления, общественные организации, финансовые институты и другие структуры.

В-третьих, наличие группы предприятий малого и среднего бизнеса, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера субрегиона. Это дает возможность предприятиям, не теряя своей гибкости и независимости, приобретать те же преимущества, которые независимые предприятия могут получить, только увеличивая масштабы производства или осуществляя формальные альянсы с другими. Нахождение в составе субрегионального кластера позволяет предприятию повышать производительность и эффективность благодаря использованию факторов производства, информации, технологий, необходимых институтов и координации действий с другими родственными предприятиями. В рамках кластера также накапливается рыночная, техническая и конкурентная информация, к которой члены кластера имеют первоочередной доступ. Кроме того, личные взаимоотношения и локальные связи формируют атмосферу доверия и стимулируют обмен информацией.

И последнее, усиление взаимодействия между органами власти региона и органами местного самоуправления, предприятиями и другими структурами - участвующими в функционировании кластера субрегиона.

Следовательно, обладая вышеперечисленными отличительными признаками, участники субрегионального кластера смогут успешнее решать задачи по стабилизации, развитию и росту муниципальной и, соответственно, региональной экономики. Кластерный подход - это эффективный инструмент достижения основных целей развития муниципальных образований: роста занятости населения, увеличения доходности территорий, а также повышения уровня и качества жизни проживающего там населения.

Как результат, создание субрегиональных (межмуниципальных) кластеров может стать эффективным инструментом, способствующим повышению и выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований, снижению степени их дифференциации.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Субрегиональный кластер следует рассматривать, прежде всего, как наиболее действенный инст-

румент управления экономикой территорий в условиях конкуренции. Однако, он не только способствует повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий, а также является основой инновационного развития экономики муниципальных образований, и одновременно инструментом их ускоренного комплексного социально-экономического развития.

В настоящее время формирование конкурентоспособных субрегиональных кластеров может быть признано одним из перспективных инструментов региональной политики по оживлению и ускоренному росту экономики, особенно проблемных территорий, а также их комплексному социально-экономическому развитию.

Список литературы:

1. Портер М. Конкуренция. - М., 2001.

2. Созаева Т.Х. Кластерная концепция устойчивого хозяйственного развития Южного Федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 25 (82).

3. Жданова О.И. «Кластер как инструмент промышленной политики региона» // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 9 (66).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН © Расулова А.М.*

Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), г. Махачкала

В данной статье проведен краткий анализ состояния сети автомобильных дорог Республики Дагестан, установлены причины высокой степени аварийности на дорогах, обоснована необходимость и определены перспективы развития сети дорог в республике.

Дорожно-транспортная сфера, являясь составной частью экономики, обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социальноэкономическому развитию территории, росту предпринимательской активности как регионов России, так и всей страны. Наиболее крупные стратегические проблемы экономического развития регионов Северокавказского федерального округа связаны с созданием современной дорожной транспортной сети. При этом одной из главных проблем является несоответствие технических параметров и транспортно-эксплуатационных показателей дорог

* Аспирант кафедры Экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.