ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
е. а. черников,
аспирант кафедры экономики Email: [email protected] Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина
Обоснована необходимость использования кластерного подхода при реализации региональной политики, приведены определения понятия «кластер», дается авторская трактовка данного образования. Определены предпосылки возникновения кластеров, проведен анализ исторического, зарубежного и отечественного опыта реализации кластерной политики. На основе проведенного исследования предложены основные рекомендации по эффективной реализации кластерной политики.
Ключевые слова: кластер; региональный кластер; кластерный подход; конкурентоспособность региона; кластерная инвестиционная политика.
В современных условиях рыночных отношений при разработке и реализации региональной политики все чаще используется кластерный подход. Как показывает опыт развитых стран, а в последнее время и некоторых российских регионов, кластерный анализ применяется не только для решения проблем конкурентоспособности, но и при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации. При формулировании стратегических задач конкретного региона на первый план выходят вопросы совершенствования кластерной политики.
Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее синергетический эффект. В связи с этим представляется целесообразным исследование одного из важнейших направлений региональной экономической политики, способствующего повышению конкурентоспособности региона
и страны в целом — региональной кластерной политики. Реализация кластерной политики в условиях экономического кризиса позволит, по нашему мнению, уменьшить негативный эффект от его воздействия на экономическое развитие субъектов РФ. Особую актуальность приобретают вопросы определения необходимости создания региональных кластеров, выявления их влияния на конкурентоспособность российских регионов в современных социально-экономических условиях на основе анализа исторического, зарубежного и отечественного опыта формирования кластеров, оценка выгод от кластеров, выработки предложений по реализации эффективной кластерной политики в регионах РФ.
Вопросам формирования кластеров и реализации кластерной политики в разное время были посвящены работы ряда выдающихся отечественных ученых, таких как: А. Г. Гранберг, И. П. Данилов, А. Е. Яковлев, М. К Беляев, В. П. Давиденко, Г. М. Загидуллина, В. В. Кистанов, Н. В. Копылов, И. О. Коробейников, С. В. Курицин, А. А. Мигра-нян, В. С. Мхитарян, А. Н. Плотников, С. Д. Резник, Л. Н. Семеркова, Н. А. Сляднева, Б. Б. Хрусталев, Н. А. Лежикова, Т. Е. Мусатова, И. В. Попрядухина, А. Воронов, А. Буряк, Н. Васильченко, Е. Глумско-ва, В. Секерин, В. Захаров и др.
Среди зарубежных исследователей можно выделить таких, как: Е. Дахмен, Е. Лимер, М. Портер, М. Тодаро, И. Толенадо, П. Фишер, М. Энрайт. Несмотря на наличие ряда работ по данной проблеме, в условиях современной экономики
появляется необходимость выработки новых подходов, выявления закономерностей и принципов формирования кластерной системы.
В зарубежной и отечественной литературе встречается множество определений кластера. По мнению М. Портера, кластер или промышленная группа — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [6, с. 105].
По мнению В. Крюкова, кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, а также научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом, но при этом и конкурирующих друг с другом [3, с. 136].
Как считает Ю. Яновская, под кластером понимается критическая масса необычайного конкурентного успеха в определенной области, сосредоточенная в одном месте [10, с. 73].
По В. Захарову, кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, ведущих совместную работу [2, с. 19].
По мнению министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Г. Хасаева, кластер — специфическая форма взаимодействия власти и бизнеса, площадка для создания специализированной инфраструктуры, работающей на поддержку предприятий, организаций в определенных сферах деятельности [7].
На основе анализа разносторонних определений понятия «кластер» и изучения научной литературы и публикаций автором предлагается следующее определение: кластер — это форма государственно-частного партнерства, основанная на единой инновационной и инвестиционной программе власти и бизнеса по созданию объектов инфраструктуры и сетевой организации предприятий, работающих в кооперации, позволяющей обеспечить конкурентоспособность региона.
Кластерная политика представляет собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти,
направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих сравнительные (конкурентные) преимущества данных территорий.
Как утверждал М. Энрайт, конкурентные преимущества создаются именно на региональном уровне, а не на национальном или наднациональном и в связи с этим ввел понятие «региональный кластер». Он определил его как промышленный кластер, в котором фирмы — члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Основываясь на мнении М. Энрайта, можно утверждать, что эффективность построения кластеров и реализации кластерной политики наиболее высока именно на региональном уровне и зависит от исторического развития того или иного региона, его географического положения, уровня диверсификации производства, разнообразия культур ведения бизнеса и т. д.
Актуальность реализации кластерной политики на региональном уровне обусловлена необходимостью тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем. Основной целью реализации кластерной политики является создание условий для формирования и развития кластеров как основы реализации сравнительных (конкурентных) преимуществ территорий и повышения конкурентоспособности экономики страны в целом [5, с. 57].
Формирование территориальных кластеров в регионе должно основываться на определенном наборе предпосылок, сложившихся за устойчивый период в прошлом. Наиболее важными предпосылками создания территориальных промышленных кластеров являются следующие:
1) устойчивая положительная динамика роста промышленного производства с параллельным устойчивым ростом доли инновационной продукции в промышленном производстве и ВРП;
2) наличие у промышленных предприятий региона базы для развития внутрифирменной науки и существование традиций устойчивых взаимосвязей с НИИ и вузами региона;
3) существование развитого транспортно-до-рожного комплекса (ТДК) федерального и международного значения;
4) прогрессирующие сдвиги в партнерстве власти и бизнеса, заинтересованных в развитии соответствующей территории.
Предпосылки формирования кластеров можно также классифицировать по направлениям их возникновения: со стороны бизнеса, со стороны власти и бизнес-окружения, со стороны общественности.
Со стороны бизнеса отмечаются следующие основания для формирования кластеров:
• наличие предприятий, которые хотя бы потенциально заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера;
• достаточно высокий инновационный уровень организаций — будущих членов кластера;
• большое внимание руководителей организаций к инновационному развитию.
Со стороны власти и бизнес-окружения:
• заинтересованность органов власти в формировании кластеров и готовность сотрудничать с бизнесом;
• отвечающая современным требованиям нормативно-правовая база, положительно оценивающаяся организациями — потенциальными членами кластера;
• сформированная инфраструктура поддержки бизнеса;
• способность региона обеспечить различные сектора экономики высококвалифицированными кадрами.
Со стороны общественности можно выделить следующие предпосылки:
• важность и необходимость создания кластеров сознается, в том числе общественными организациями;
• эксперты готовы и способны оказать консультативную помощь властным структурам по вопросам формирования кластеров и организации эффективной кластерной политики. Таким образом, формирование кластеров не
может основываться лишь на желании властей привлечь инвесторов, для этого нужны определенные условия, и роль региональных органов власти в их создании является далеко не определяющей. Следует отметить, что активное участие региональных властей должно проявляться лишь на первых этапах формирования кластеров, в дальнейшем главную роль будут играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных
производств, действия же властей сведутся только к поддержке важнейших кластеров.
Исторический опыт создания кластеров еще раз подчеркивает важность проведения кластерной политики на региональном уровне. Принимая во внимание тот факт, что в качестве прообразов современных кластеров рассматриваются территориально-производственные комплексы (ТПК), можно утверждать, что в бывшем СССР был накоплен богатейший теоретический и практический опыт формирования подобных образований, который целесообразно было бы использовать и в современной России.
Следующее определение ТПК ввел Н. Н. Ко-лосовский: это территориально-производственное сочетание, возникающее в экономическом районе на основе объединения природных и материально-технических ресурсов, населения и его трудового потенциала, транспортных коммуникаций и других ценностей [4, с. 38].
С переходом к рыночной экономике предприятия ТПК лишились планового задания и столкнулись с отсутствием спроса на свою продукцию со стороны других отечественных предприятий. В результате того, что пропорциональность и плановая направленность функционирования ТПК были утрачены, большинство ТПК превратилось в хаотичные объединения предприятий с низкой конкурентоспособностью.
Естественно, нельзя полностью копировать опыт создания ТПК в СССР, так как понятия «кластер» и «ТПК» имеют ряд принципиальных отличий:
1) в отличие от ТПК, которые функционировали в условиях плановой экономики, кластеры существуют исключительно на рыночных принципах;
2) при создании ТПК ведущей являлась производственная доминанта, в то время как обеспечивающие их эффективное функционирование нематериальные активы могли быть рассредоточены по территории всей страны. Для кластеров географическая концентрация всех элементов кластера является основополагающей;
3) формирование кластеров определяется си-нергетическим эффектом и генерируется непосредственно на «кластерообразующей» территории. В свою очередь, ТПК характеризовался мультипликативным эффектом, и не обязательно локализовался на территории его создания.
Следует выделить и сходства понятий «ТПК» и «кластер». Общими являются как базисная составляющая — часть территории формирования этих образований, набор технологических структур, механизмы формирования этих структур, так и главная цель создания этих образований — поиск оптимальных сочетаний их территориальной организации, обеспечивающей получение наибольшей экономической эффективности (при жестко централизованном управлении) или экономического эффекта (в условиях развитой системы рыночного управления экономикой) [9, с. 168].
Изучение зарубежного опыта формирования кластеров также показывает положительное влияние их создания на повышение конкурентоспособности территории. Исследования показывают, что начало многих зарубежных кластеров основывается на исторических и географических особенностях той или иной местности (транспортный кластер Голландии), на недостаточно привлекательных местных условиях (сельскохозяйственный кластер в Израиле, кластер окружающей среды в Финляндии), на существовании в этой же или соседней местности кластера, откуда можно почерпнуть материалы, технологии, специалистов для создания нового кластера. Кластер может образовываться вокруг одной или нескольких фирм с передовой технологией (медицинский кластер в Миннеаполисе), а также может сформироваться на основе случайного события, которое в дальнейшем будет оказывать содействие его развитию (кластер телемаркетинга в Небраске).
Основываясь на зарубежном опыте, следует отметить, что каковы бы ни были истоки формирования кластера, он в большинстве случаев оказывает положительное влияние на экономическую составляющую территории, способствует повышению интереса инвесторов к данному региону, увеличению рабочих мест и заработной платы, повышает конкурентоспособность производящейся в регионе продукции. Особенностью реализации кластерной политики за рубежом является то, что кластеры основываются не на инициативах чиновников, как это часто наблюдается в России, а имеют под собой реальную экономическую базу.
Положительный опыт формирования кластеров существует и в Российской Федерации. Наибольших успехов в этом добилась Самарская область, которая одна из первых применила кластерный подход в региональной политике. На основе кластерной политики разработана стратегия социально-экономического развития Самарской
области до 2020 г. Основной упор в области сделан на высокотехнологичные кластеры — авиационно-космический, автомобилестроительный, нефтехимический.
Для эффективной реализации кластерной политики в Самарской области созданы следующие институты: Корпорация развития Самарской области, Совет по содействию иностранным инвестициям, Инновационный фонд Самарской области, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, ориентированный на привлечение «венчурных капиталистов».
Одним из основных преимуществ реализации кластерной политики Самарской области является ее осуществление совместно с инвестиционной политикой. Большую роль в реализации кластерной инвестиционной политики региона играет Корпорация развития, цель которой — обеспечение ускоренного социально-экономического развития региона, развитие принципов государственно-частного партнерства, привлечение инвестиций и прогрессивных технологий [8, с. 4]. Основная задача Корпорации развития — интегрировать уже функционирующие и создаваемые структуры — технопарки, ипотечные фонды, консультационные компании, которые будут работать под общим руководством и пользоваться едиными технологиями [1, с. 8].
Помимо Самарской области, активная кластерная политика проводится в Республике Татарстан, Нижегородской, Ульяновской, Свердловской областях. Обобщая изучение опыта по созданию кластеров в перечисленных регионах, можно сделать вывод, что кластеры здесь формируются на основе природных ресурсов территории (нефтехимический, стекольный, строительный кластеры); предприятий, сформировавшихся в советское время (автомобильный, авиационно-космический кластеры). На наш взгляд, пока еще недостаточное внимание уделяется формированию кластеров, специализирующихся на лазерных разработках и нанотехнологиях, компьютерном оборудовании и программном обеспечении. Формирование, развитие и поддержка подобных кластеров являются одним из важных приоритетов в современный век информационных технологий и будут способствовать повышению конкурентоспособности региона на глобальных рынках.
На основе изучения факторов, влияющих на формирование современных кластеров, а также зарубежного и отечественного опыта можно
предложить следующие меры по формированию и реализации региональной кластерной политики, направленной на повышение конкурентоспособности региональных экономик:
• обеспечение эффективной финансовой поддержки инвестиционных проектов, направленных на формирование кластеров;
• определение финансовых возможностей по со-финансированию с бизнесом территориальных кластеров;
• формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включающих разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, определение участников кластера, наращивание их конкурентных преимуществ;
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
• создание и развитие кластеров, способствующих совершенствованию инновационной политики региона, в том числе основанной на нанотехнологиях, компьютерном оборудовании и программном обеспечении;
• реализация кластерной политики совместно с инвестиционной политикой, что позволит более эффективно использовать ресурсы региона;
• создание кластеров на основе объективных предпосылок, а не по инициативе сверху;
• формирование институтов реализации кластерной политики;
• выявление типичных барьеров и возможностей для развития кластеров, сложившихся в том или ином регионе.
Формирование кластеров в регионе и проведение грамотной кластерной политики, основанной на предложенных рекомендациях, должно привести, по мнению автора, к следующим выгодам:
• повышению устойчивости и конкурентоспособности регионального кластера и на этой основе созданию условий для увеличения занятости, заработной платы и отчислений в бюджет;
• повышению уровня диверсификации производства в регионе; созданию наиболее привлекательных условий для инвесторов;
• созданию возможности для региона стать «локомотивом» («точкой роста») экономики страны;
• повышению эффективности инвестиционных проектов и снижению издержек текущей деятельности;
• повышению инновационного потенциала предприятий региона при создании новых продуктов, технологий и рынков;
• повышению конкурентоспособности формирующих кластер промышленных компаний и отдельных предприятий;
• укреплению внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей.
Таким образом, можно утверждать, что проведение эффективной региональной экономической политики в современных социально-экономических условиях невозможно без применения кластерного подхода. В регионах, где активно проводится кластерная политика, намного выше конкурентоспособность территории, соответственно, осуществляется больший приток как отечественных, так и иностранных инвестиций, что в итоге способствует улучшению качества жизни населения данного региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В общей упряжке // Российская газета. 02.07.2008.
2. Захаров В. Промышленные кластеры и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 12.
3. Крюков В. А. Организационно-экономические проблемы формирования и функционирования нефтегазового кластера в западной Сибири // Регион: экономика и социология. 2007. № 1.
4. Марголин А., Скоч А. Формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Государственная служба. 2006. № 5.
5. Мирошников С. Н., Мирошников И. С. Кластерная политика в региональном развитии // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 1.
6. Портер М. Кластеры и конкуренция // Муниципальная власть. 2005. № 2.
7. Рыночная классика: волжский утес станет переговорной площадкой для инвесторов // Российская газета. 02.07.2008.
8. Четыре «И» азбуки экономики // Российская газета. 02.07.2008.
9. Шалмина Г. Г., Гагарин А. И. Российские корни территориального кластера // Экономика и организация промышленного производства. 2007. № 12.
10. Яновская Ю. Кластеры. Что это такое? // Власть. 2003. № 3.