Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В ФОРМЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ'

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В ФОРМЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТАКСОНОМИЯ / ФАКТОРЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданова О.А., Лопатина П.А., Корниенко Р.В.

Цифровые финансовые активы (ЦФА) являются относительно новым финансовым инструментом на российском финансовом рынке. Цифровые финансовые активы обладают элементами и ценных бумаг, и классических производных финансовых инструментов, и структурных инвестиционных продуктов. Рынок ЦФА в данное время становится конкурентом традиционному рынку ценных бумаг, предоставляя более широкие возможности инвестирования и привлечения капитала, расширяя группы базисных активов, при этом снижая пороги входа на рынок, упрощая процедуры выпуска активов и снижая затраты на их выпуск и обеспечение обращения. Статья посвящена исследованию нового сегмента российского финансового рынка - рынку цифровых финансовых активов. Цель исследования - изучить возможности выпуска зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов и определить потенциал развития рынка зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов как сегмента финансового рынка. В работе представлены доказательства возможности выпуска зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов, а также рассмотрены преимущества и недостатки данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE GREEN BOND MARKET IN THE FORM OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS

Digital financial assets (DFA) are a relatively new financial instrument in the Russian financial market. Digital financial assets have elements of both securities, classic financial derivatives, and structured investment products. The CFA market is currently becoming a competitor to the traditional securities market, providing wider opportunities for investment and capital raising, expanding the groups of underlying assets, while lowering the thresholds for entering the market, simplifying the procedures for issuing assets and reducing the costs of their issuance and circulation. The article is devoted to the study of a new segment of the Russian financial market - the market of digital financial assets. The purpose of the study is to explore the possibilities of issuing green bonds in the form of digital financial assets and determine the potential for the development of the green bond market in the form of digital financial assets as a segment of the financial market. The paper presents evidence of the possibility of issuing green bonds in the form of digital financial assets, as well as the advantages and disadvantages of this process.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В ФОРМЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ»

Потенциал развития рынка зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Жданова Ольга Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов устойчивого развития ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», zhdanova.oa@rea.ru

Лопатина Полина Антоновна

аспирант Высшей школы финансов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Корниенко Рената Владимировна

студент Высшей школы финансов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Цифровые финансовые активы (ЦФА) являются относительно новым финансовым инструментом на российском финансовом рынке. Цифровые финансовые активы обладают элементами и ценных бумаг, и классических производных финансовых инструментов, и структурных инвестиционных продуктов. Рынок ЦФА в данное время становится конкурентом традиционному рынку ценных бумаг, предоставляя более широкие возможности инвестирования и привлечения капитала, расширяя группы базисных активов, при этом снижая пороги входа на рынок, упрощая процедуры выпуска активов и снижая затраты на их выпуск и обеспечение обращения.

Статья посвящена исследованию нового сегмента российского финансового рынка - рынку цифровых финансовых активов. Цель исследования - изучить возможности выпуска зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов и определить потенциал развития рынка зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов как сегмента финансового рынка. В работе представлены доказательства возможности выпуска зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов, а также рассмотрены преимущества и недостатки данного процесса.

Ключевые слова: зеленые облигации, цифровые финансовые активы, зеленое финансирование, таксономия, факторы, преимущества и недостатки

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

«Сфера финансирования устойчивого развития сталкивается сегодня с рядом проблем»[5]. К таким проблемам можно отнести пока еще формирующееся законодательное поле, проблемы налогообложения^], отдельные аспекты построения системы корпоративной социальной ответственности[6] и системы оценки качества развития компании в ракурсе ESG[8]. Одной из подобных проблем является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для реализации проектов в области устойчивого развития, в том числе зеленых проектов. Расширение инструментов финансового обеспечения зеленых проектов позволит привлечь на рынок капитал тех инвесторов, которые ранее не предоставляли денежные средства для развития проектов в области экологии.

Цифровые финансовые активы (ЦФА) являются относительно новым финансовым инструментом на российском финансовом рынке. Только в 2020 году был принят Федеральный Закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О ЦФА»), который регулирует оборот цифровых финансовых активов. В соответствии со статьей 1 указанного Федерального Закона цифровыми финансовыми активами являются цифровые права, включающие:

- денежные требования,

- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,

- права участия в капитале непубличного акционерного общества,

- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

С экономической точки зрения за каждым ЦФА стоит какой-то базисный актив, представленный посредством цифровых прав. Наиболее широкие возможности тут предоставляют цифровые права, включающие денежные требования. В рамках данного исследования будут рассмотрены ЦФА в виде цифровых прав, включающие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам и/или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

Исходя из определения цифровых финансовых активов можно свидетельствовать, что цифровые финансовые активы могут опосредовать обращение эмиссионных ценных бумаг, к которым в соответствии со 2 Федерального Закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - ФЗ «О РЦБ») относятся акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки. Таким образом, цифровые финансовые активы могут являться цифровыми правами, включающими возможность осуществления

прав по облигациям и/или право требовать передачи облигаций, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.

В случае, если ЦФА включают право требовать передачи облигаций, они предоставляют владельцу ЦФА право требовать от лица, обязанного по таким цФа, передачи ему соответствующих облигаций в течение срока или при наступлении событий, предусмотренных условиями выпуска ЦФА. В данном случае ЦФА некоторым образом похожи на классические производные финансовые инструменты. Посредством выпуска рассматриваемых ЦФА лицо, их выпускающее, имеет возможность привлечь капитал для достижения поставленных целей, в том числе для финансирования реализации зеленых проектов в рамках ответственного финансирования и инвестирования.

В случае, если ЦФА удостоверяют возможность осуществления прав по облигациям, они предоставляют владельцу ЦФА право требовать от лица, обязанного по таким ЦФА, реализации указанного права при посредничестве оператора информационной системы, в которой был осуществлен выпуск ЦФА. Следовательно, и все доходы и/или иные выплаты (например, купоны по облигациям) по эмиссионным ценным бумагам, представленным в форме ЦФА, должны перечисляться владельцу ЦФА в соответствии с условиями выпуска. Тут необходимо отметить, что в рамках выпуска ЦФА можно предусмотреть, что владелец ЦФА сможет осуществлять только часть прав от общего объема прав, которые по условиям эмиссии предоставляют облигации (например, будет иметь возможность получения только части купонных выплат). В таком случае посредством выпуска ЦФА - цифровых прав, включающих возможность осуществления прав по облигациям - лицо, выпускающее такой финансовый инструмент и при этом являющееся владельцем указанных облигаций, будет, во-первых, получать купонные выплаты по облигациям в полном объеме, и только часть из этого объема будет передаваться владельцам ЦФА, а во-вторых, привлечет дополнительные средства для реализации каких-то проектов, в том числе в области зеленого финансирования и достижения целей устойчивого развития.

В соответствии с абзацем 11 статьи 2 ФЗ «О РЦБ» облигацией является эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. С экономической точки зрения облигация является долговой ценной бумагой, посредством выпуска которой компания может привлекать финансирование для реализации своих проектов, в том числе соответствующих целям устойчивого развития. Облигация является финансовым инструментом, позволяющим финансировать деятельность компании.

Зеленые облигации с точки зрения своей экономической и юридической сути отличаются от всех остальных облигаций тем, что решение о выпуске таких облигаций дополнительно должно соответствовать пункту 65.1 Положения Банка России от 19.12.2019 г. №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг». Обобщенно в представленном пункте сказано, что выпуск облигаций должен соответствовать целям устойчивого развития, что привлеченные посредством выпуска облигаций денежные средства будут использоваться для реализации зеленых проектов, а также представленные проекты должны

соответствовать критериям проектов устойчивого развития, принятым в Российской Федерации (таксономии зеленых проектов[3]). Также стоит отметить, что решение о выпуске зеленых облигаций может содержать заключение о соответствии выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере зеленого финансирования. Зеленый проект может быть верифицирован организацией, включенной в соответствующий перечень Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»[11].

Зеленые облигации должны соответствовать четырем ключевым элементам:

1. использование средств, полученных от размещения зеленых облигаций, должно быть строго регламентировано и направлено на реализацию зеленых проектов;

2. проекты должны подвергаться тщательному отбору и способствовать достижению экологических целей;

3. учет средств, полученных от размещения зеленых облигаций, должен вестись обособленно;

4. отчетность по целевому использованию средств должна быть полной и регулярной.

Процедура выпуска зеленых облигаций также принципиально не отличается от процедуры выпуска иных облигаций, а лишь корректируется с учетом необходимости внедрения принципов ESG в рамках подготовительного этапа, необходимости верификации выпуска зеленых облигаций или инвестиционного проекта на последующих этапах, а также характеризуется расширением предоставляемой отчетности в рамках раскрытия информации о целевом использовании полученных от размещения зеленых облигаций денежных средств.

С учетом того, что ЦФА могут являться цифровыми правами, включающими возможность осуществления прав по облигациям и/или право требовать передачи облигаций, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА, можно говорить о том, что выпуск облигаций в форме ЦФА позволит также привлекать на долговой основе финансирование для реализации различных проектов компании, в том числе и зеленой направленности.

На данный момент отсутствуют существенные законодательные препятствия по выпуску зеленых облигаций в форме ЦФА. Однако можно рассмотреть некоторые аспекты совершенствования законодательных актов в рассматриваемой части. В настоящее время в соответствии со статьей 3 ФЗ «О ЦФА» лицом, выпускающим ЦФА может быть индивидуальный предприниматель или коммерческие и некоммерческие организации. В то же время на настоящий момент зеленые облигации интересны не только указанным лицам, но и органам государственной власти, в том числе и Правительству Москвы, которое размещало зеленые облигации[9]. Исходя из существующей конструкции ФЗ «О ЦФА» Правительство Москвы не могло бы выпустить зеленые облигации в форме ЦФА. Целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в законодательные акты в части лиц, которые могут выпускать ЦФА, добавив в представленный перечень органы государственной власти, возможно, что только в части прав выпуска ЦФА в виде цифровых прав, включающих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цФа, с целью ограничения рисков.

На данный момент экономические субъекты - участники финансового рынка рассматривают возможности

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

расширения рынка ЦФА за счет появления новых инструментов, которые будут опосредовать обращение цФа. Так, Мосбиржа рассматривает возможность выпуска расписок (ценных бумаг) на ЦФА[10]. Такая схема, возможно, будет интересна тем инвесторам, которые на данный момент оценивают риски совершения сделок и операций через систему распределенного реестра без традиционных посредников высокими. Мосбиржа в данном случае будет являться абсолютно традиционным и понятным посредником со сформированной инфраструктурой: инвесторы по сути смогут переложить свои риски на классическую учетную систему. Однако в данной схеме можно говорить о некоторой «децифровиза-ции» и возврате к традиционным и привычным финансовым инструментам, что, с одной стороны, не способствует продвижению ЦФА и цифровых инструментов в целом, но с другой стороны, возможно, наоборот, позволит «мягко» вводить ЦФА на финансовый рынок, в портфели и сознание инвесторов, особенно физических лиц. Также стоить отметить, что представленная схема может косвенно относится к секьюритизации активов, но с учетом того, что основной актив при этом также может быть ликвидным, что уже вызывает вопросы целесообразности обращения такого инструмента и оценки его рисков. Необходимо четко понимать, какие цифровые права будет включать ЦФА, на основе которого будут выпускаться расписки, для кого он предназначен (для любых лиц или ограниченного круга, вплоть до одного лица), а также определить множество иных условий выпуска как ЦФА, так и расписок на основе ЦФА. В целом у представленной задумки на данный момент пока что больше нерешенных вопросов, чем потенциальных конкурентных преимуществ. «ЦФА сегодня - это «дикий Запад», на котором творчество практически никак не ограничено»^]. В связи с многоаспектным развитием рынка ЦФА можно говорить о возможности появления на нем и «зеленых цифровых финансовых активов», в основе которых будут лежать зеленые облигации.

Выпуск ЦФА на основе зеленых облигаций ставит вопрос о необходимости рассмотрения целесообразности внедрения дополнительных критериев верификации и оценки для таких ЦФА по аналогии с зелеными облигациями. На данный момент с учетом, во-первых, по сути единичных выпусков ЦФА (осуществлено лишь несколько выпусков на площадках ООО «Атомайз» (9 выпусков), ПАО Сбербанк (2 выпуска) и ООО «Лайтхаус» (3 выпуска)), во-вторых, неполной сформированности законодательного поля выпуска и обращения ЦФА и его постоянного уточнения, в-третьих, отсутствия понимания у многих участников рынка преимуществ, недостатков и рисков, генерируемых ЦФА, в-четвертых, неустоявшимся законодательством и начальной стадией развития рынка зеленых облигаций, устанавливать какие-либо дополнительные условиях выпуска рассматриваемого вида ЦФА, не представляется оправданным. В настоящее время введение дополнительных критериев верификации рассматриваемых ЦФА только оттолкнет участников рынка от их выпуска, а не привлечет на рынок новых экономических субъектов, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей.

Также стоит учитывать, что в настоящее время принятые в Российской Федерации критерии оценки и верификации зеленых проектов в области устойчивого развития и стандарты эмиссии «ответственных финансовых инструментов», в том числе и зеленых облигаций, продолжают оставаться одними из самых жестких в

мире. В ноябре 2021 года Центральный Банк Российской Федерации даже внес изменения в Положение Банка России от 19.12.2019 г. №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», расширив полномочия эмитентов и снизив ранее завышенный уровень их ответствен-ности[12]. На таком фоне введение дополнительных критериев для верификации зеленых облигаций в форме ЦФА с учетом современного этапа развития рынков зеленых облигаций и ЦФА представляется излишним.

Особо необходимо отметить, что в данном случае речь идет не обо всех возможных вариациях зеленых цифровых финансовых активов, которые могут появляться на рынке. Такие финансовые инструменты требуют отдельного изучения и, возможно, введения критериев их верификации в рамках устойчивого развития.

Выпуск зеленых облигаций в форме цифровых финансовых активов может снизить затраты эмитента. Выпуск облигаций, даже если они внебиржевые, - это относительно дорогая процедура, требующая временных затрат, в том числе в части подготовки проспекта эмиссии с соблюдением всех требований. На данный момент выпуск ЦФА требует существенно меньших затрат, правовое поле является более свободным, жесткие условия выпуска отсутствуют: в статье 3 ФЗ «О ЦФА» лишь перечислено, что необходимо отразить в решении о выпуске ЦФА. В тоже время при выпуске классических облигаций необходимо соблюдать положения не только ФЗ «О РЦБ», но и как минимум Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», отдельное Положение Банка России от 19.12.2019 №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Выпуск цифровых финансовых активов в настоящее время не подлежит обязательной государственной регистрации, что позволяет сократить время выпуска актива и затраты на его выпуск и размещение.

На данный момент на рынке преимущественно присутствуют средне- и долгосрочные финансовые долговые инструменты. В тоже время компаниям часто требуются финансовые средства только в краткосрочном периоде, однако осуществить выпуск облигаций быстро крайне сложно, именно поэтому на данный момент краткосрочные корпоративные облигации не являются распространенными. ЦФА могут помочь решить данную проблему, предоставив возможности быстрого получения финансовых ресурсов на заемной основе. Несмотря на то, что проекты в области экологии и достижения целей устойчивого развития преимущественно носят долгосрочный характер, в некоторых ситуациях необходимы дополнительные средства на короткий срок. Именно в такой ситуации выпуск ЦФА будет интересен.

На данный момент рынок ЦФА и деятельность его инфраструктурных участников жестко регулируются со стороны государственных органов (прежде всего Центрального Банка Российской Федерации). При прочих равных условиях, это снижает риски экономических субъектов: лиц, выпускающих ЦФА, иных продавцов и покупателей ЦФА.

За счет применения технологии распределенного реестра в процессе выпуска и обращения ЦФА, в том числе зеленых облигаций в форме ЦФА, повышается их устойчивость по отношению к киберугрозам, вероятность возникновения которых непрерывно возрастает.

По данным компании АО «Лаборатория Касперского» ежедневно обнаруживается порядка 360 000 уникальных вредоносных объектов, некоторые из которых способны нанести ущерб инфраструктуре рынка. Рынок ЦФА является более устойчивым к кибератакам, а его участники лучше защищены.

При этом стоит отметить, что анонимность в рамках функционирования российского рынка цифровых финансовых активов отсутствует: все операции отслеживаются инфраструктурными участниками и могут быть представлены по запросу (в том числе по решению суда) компетентным органам. Для инвесторов, которые хотели бы анонимно вкладывать имеющийся у них капитал, в том числе в зеленые проекты, данный факт, возможно, является негативным моментом функционирования рынка ЦФА; особенно отсутствие анонимности может оттолкнуть от рынка зеленых облигаций в форме ЦФА «скрытых» меценатов, не готовых по разным причинам раскрывать свои данные и капитал, но готовых поддерживать зеленые инициативы. Для лиц, выпускающих зеленые облигации в форме ЦФА, отсутствие анонимности и возможность отслеживания сделок и операций, возможно, даже может стать преимуществом. В рамках финансирования зеленых проектов и выпуска зеленых облигаций, в том числе в форме ЦФА, эмитент должен раскрывать полную информацию о проектах, расходовании средств, особенностях своего корпоративного управления и приверженности компании достижению целей устойчивого развития; о какой-либо анонимности в данном случае речи идти не может.

Купонная ставка по зеленым облигациям зачастую ниже нежели по иным облигациям с аналогичным уровнем риска. В данном случае это преимущество для лица, выпускающего такие финансовое инструменты, и недостаток для инвесторов; у последних снижается потенциальная доходность. Однако данный факт обосновывается тем, что инвесторы предоставляют денежные средства для проектов, нацеленных на достижение целей устойчивого развития, и готовы несколько снизить свою потенциальную прибыль ради финансирования зеленых проектов и сохранения окружающей среды. Однако надо понимать, что если ставка по зеленым облигациям, в том числе выпускаемым в форме ЦФА, будет существенно ниже среднерыночной с учетом уровня риска, то инвесторы не будут покупать такой финансовый инструмент. Сокращая затраты при выпуске зеленых облигаций в форме ЦФА, эмитенты, при условии сохранения пониженных ставок купонного дохода, могут повысить рентабельность выпуска и большее количество финансовых ресурсов направить на реализацию непосредственно зеленых проектов.

Выпуск зеленых облигаций в форме ЦФА в целом соответствует современных трендам цифровизации и ценностям поколения зумеров в области устойчивого развития (защита окружающей среды, сортировка мусора, сохранение биоразнообразия и т.д.).

Если говорить про внебиржевые облигации, то их ликвидность резко ограничена. Инвестор, приобретая такие облигации на первичном рынке, должен четко понимать, что их обращение на вторичном рынке будет крайне затруднено. Это существенно снижает интерес к внебиржевым облигациям. Выпуск биржевых облигаций увеличивает затраты эмитента. Решить данную проблему могли бы ЦФА. К сожалению, на данный момент вторичный рынок ЦФА пока фактически не функционирует, в том числе в виду того, что в реестре операторов

обмена ЦФА нет ни одного субъекта. Однако никаких препятствий для появления в рыночной инфраструктуре указанного субъекта нет, все законодательные условия на данный момент уже созданы[2]. Можно предположить, что в будущем зеленые облигации в форме ЦФА будут более ликвидными, чем классические внебирже-ные облигации.

Проблемой может стать необходимость идентификации пользователей, как инвесторов, так и лиц, выпускающих ЦФА. На данный момент процедура полностью удаленной идентификации пользователя не разработана, что не соответствует цифровой составляющей рынка ЦФА. Необходимо разработать полностью удаленную процедуру идентификации пользователей без личного присутствия в банке, ФНС или ином инфраструктурном институте; либо предложить механизм еди-норазового получения электронной подписи, позволяющей на протяжении нескольких лет не только совершать сделки с ЦФА, но и использовать представленную подпись в иных целях, в том числе для сдачи отчетности в ФНС. При этом не стоит забывать о как минимум двухуровневой системе аутентификации.

Препятствием для развития рынка зеленых облигаций в целом и зеленых облигаций в форме ЦФА в частности является следующий аспект: считается, что спрос на представленные ценные бумаги у иностранных инвесторов выше, чем у российских. В связи с ограничениями, введенными органами государственной власти Российской Федерации в рамках контрсанкций, в том числе валютным контролем, движение капиталов иностранных инвесторов крайне ограничено. Это влияет как непосредственно на финансовые возможности иностранных инвесторов, так и на их желание инвестировать в зеленые облигации, эмитирующиеся в России. ЦФА тут могли бы стать инструментом, позволяющим избежать санкций. Однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации четкого ответа на вопросы трансграничного движения ЦФА и, соответственно, денежных средств, опосредующих их обращение, что пока не дает возможности прогнозировать развитие этого сегмента рынка.

На данный момент на рынке отсутствуют комплексные исследования рынка цифровых финансовых активов, тем более в рамках долгосрочного временного интервала, что существенно снижает обоснованность принятия инвестиционных решений.

Цифровые финансовые активы обладают элементами и ценных бумаг, и классических производных финансовых инструментов, и структурных инвестиционных продуктов. Абсолютно очевидно, что изучение ЦФА требует дополнительных исследований как в теоретической, так и в практической плоскости. Рынок ЦФА в данное время становится конкурентом традиционному рынку ценных бумаг, предоставляя более широкие возможности инвестирования и привлечения капитала, расширяя группы базисных активов, при этом снижая пороги входа на рынок, упрощая процедуры выпуска активов и снижая затраты на их выпуск и обеспечение обращения. Динамичная цифровизация экономики, появление новых финансовых инструментов, тренды устойчивого развития и сохранения экологии дают импульс развитию рынка цифровых финансовых активов и зеленых финансовых инструментов, что может привести к появлению зеленых облигаций, выпускающихся в форме ЦФА.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

CS CS

о

CS

Литература

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 22.04.1996 г. N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 г. №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

4. Положение Банка России от 19.12.2019 г. №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

5. Алтухова Е. В. Финансовая стратегия банка в условиях ESG-трансформации // Финансовая экономика. 2022. № 3. С. 123-128.

6. Восканян Р.О. Финансирование корпоративной социальной ответственности «зелеными» облигациями // В сборнике: Финансовая грамотность - залог благополучия населения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.Н. Титовой, А.И. Любименко. 2019. С. 38-42.

7. Зацарная Н.А. Микрокосм экологического налогообложения России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 1 (121). С. 42-54.

8. Косорукова И.В., Косорукова О.Д. Оценка качества ESG-факторов финансового развития организации // В сборнике: Роль бизнеса в трансформации общества - 2022. Сборник материалов XVII Международного научного конгресса. Москва, 2022. С. 335-340.

9. Зеленые облигации города Москвы // URL: https://fs.moex.com/f/14853/pravitelstvo-moskvy. pdf (дата обращения 02.11.2022).

10. На Мосбирже планируется выпускать расписки на цифровые активы // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/09/22/9420 07-raspiski-na-tsifrovie-aktivi (дата обращения 02.11.2022).

11. Полный перечень верификаторов // URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/perechen-verifikatorov/ (дата обращения 02.11.2022).

12. Утверждены новые правила эмиссии «зеленых» ценных бумаг // URL: https://cbr.ru/press/event/?id=12415 (дата обращения 02.11.2022).

The development potential of the green bond market in the form of

digital financial assets Zhdanova O.A., Lopatina P.A., Kornienko R.V.

REU them. G.V. Plekhanov

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

Digital financial assets (DFA) are a relatively new financial instrument in the Russian financial market. Digital financial assets have elements of both securities, classic financial derivatives, and structured investment products. The CFA market is currently becoming a competitor to the traditional securities market, providing wider opportunities for investment and capital raising, expanding the groups of underlying assets, while lowering the thresholds for entering the market, simplifying the procedures for issuing assets and reducing the costs of their issuance and circulation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the study of a new segment of the Russian financial market - the market of digital financial assets. The purpose of the study is to explore the possibilities of issuing green bonds in the form of digital financial assets and determine the potential for the development of the green bond market in the form of digital financial assets as a segment of the financial market. The paper presents evidence of the possibility of issuing green bonds in the form of digital financial assets, as well as the advantages and disadvantages of this process. Keywords: green bonds, digital financial assets, green financing, taxonomy, factors, advantages and disadvantages

References

1. Federal Law of the Russian Federation of 22.04.1996 N 39-FZ "On the

Securities Market".

2. Federal Law of the Russian Federation No. 259-FZ of 31.07.2020 "On

Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1587 dated

09/21/2021 "On Approval of Criteria for Sustainable (including Green) Development Projects in the Russian Federation and Requirements for the Verification System for Sustainable (including Green) Development Projects in the Russian Federation".

4. Regulation of the Bank of Russia dated 19.12.2019 No. 706-P "On

securities issue standards".

5. Altukhova E. V. Financial strategy of the bank in the conditions of ESG

transformation // Financial Economics. 2022. No. 3. pp. 123-128.

6. Voskanyan R.O. Financing of corporate social responsibility with "green"

bonds // In the collection: Financial literacy is the key to the well-being of the population. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Edited by M.N. Titova, A.I. Lyubimenko. 2019. pp. 38-42.

7. Zatsarnaya N.A. Microcosm of ecological taxation of Russia // Bulletin of

the Plekhanov Russian University of Economics. 2022. Vol. 19. No. 1 (121). pp. 42-54.

8. Kosorukova I.V., Kosorukova O.D. Quality assessment of ESG factors of

financial development of the organization // In the collection: The role of business in the transformation of society - 2022. Collection of materials of the XVII International Scientific Congress. Moscow, 2022. pp. 335340.

9. Green bonds of the city of Moscow // URL: https://fs.moex.com/f/14853/pravitelstvo-moskvy.pdf (accessed 02.11.2022).

10. It is planned to issue receipts for digital assets on the Moscow Exchange // URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/09/22/942007-raspiski-na-tsifrovie-aktivi (accessed 02.11.2022).

11. Full list of verifiers // URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/perechen-verifikatorov / (accessed 02.11.2022).

12. New rules for the issue of "green" securities have been approved // URL: https://cbr.ru/press/event/?id=12415 (accessed 02.11.2022).

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.