Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ / ЛИСТИНГ НА БИРЖЕ / РЕГУЛЯРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ / «ЗЕЛЕНОЕ» ОТМЫВАНИЕ НЕЗАКОННО ДОБЫТЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

Предметом рассмотрения в статье является анализ особенностей «зеленого» финансирования в разных странах, в том числе такого распространенного инструмента, как выпуск «зеленых» облигаций. Кратко описана история создания и эволюция института «зеленого» финансирования. Особый акцент сделан на регулировании правовых основ выпуска «зеленых» облигаций и особенностях их размещения. Показано, что Европейский стандарт «зеленые облигации» направлен на исключение возможности «зеленого» отмывания денег (greenwashing). Отмечается, что стратегия устойчивого финансирования для борьбы с изменением климата предполагает реализацию комплекса мер в следующих сферах: финансирование переходного периода; повышение инклюзивности малых и средний компаний; повышение устойчивости финансовой системы и разработка международных стандартов устойчивого финансирования наряду с поддержкой стран, являющихся партнерами ЕС. Автором анализируются также особенности обращения «зеленых» облигаций на российском рынке ценных бумаг. Показано, что основными фактическими направлениями развития «зеленых» проектов (таксономией, taxonomy) на территории Российской Федерации являются: обращение с отходами, энергетика, строительство и строительные материалы, промышленная техника, чистый транспорт, водоснабжение, водоотведение и органическое сельское хозяйство, а также мероприятия, связанные с ландшафтами, водой и биоразнообразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF GREEN FINANCING AND OTHER GREEN FINANCIAL INSTRUMENTS IN RUSSIA AND ABROAD

The subject of consideration in the article is the analysis of the features of "green" financing in different countries, including such a common instrument as the issuance of "green" bonds. The history of the creation and evolution of the institution of "green" financing is briefly described. Particular emphasis is placed on the regulation of the legal framework for the issuance of "green" bonds and the specifics of their placement. It is shown that the European standard "green bonds" is aimed at eliminating the possibility of "green" money laundering (greenwashing). It is noted that the strategy of sustainable financing to combat climate change involves the implementation of a set of measures in the following areas: financing of the transition period; increasing the inclusiveness of small and medium-sized companies; strengthening the resilience of the financial system and developing international standards for sustainable financing, along with support from EU partner countries. The author also analyzes the features of the circulation of "green" bonds in the Russian securities market. It is shown that the main actual areas of development of "green" projects (taxonomy, taxonomy) in the territory of the Russian Federation are: waste management, energy, construction and building materials, industrial equipment, clean transport, water supply, sanitation and organic agriculture, as well as activities related to landscapes, water and biodiversity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНЫХ «ЗЕЛЕНЫХ» ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 347.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-140-148

ВИЛЬДАНОВА М.М.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНЫХ

«ЗЕЛЕНЫХ» ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: охрана окружающей среды, зеленое финансирование, зеленые облигации, проспект эмиссии облигаций, листинг на бирже, регулярное представление отчетности, «зеленое» отмывание незаконно добытых денежных средств.

Предметом рассмотрения в статье является анализ особенностей «зеленого» финансирования в разных странах, в том числе такого распространенного инструмента, как выпуск «зеленых» облигаций. Кратко описана история создания и эволюция института «зеленого» финансирования. Особый акцент сделан на регулировании правовых основ выпуска «зеленых» облигаций и особенностях их размещения. Показано, что Европейский стандарт «зеленые облигации» направлен на исключение возможности «зеленого» отмывания денег (greenwashing). Отмечается, что стратегия устойчивого финансирования для борьбы с изменением климата предполагает реализацию комплекса мер в следующих сферах: финансирование переходного периода; повышение инклюзивности малых и средний компаний; повышение устойчивости финансовой системы и разработка международных стандартов устойчивого финансирования наряду с поддержкой стран, являющихся партнерами ЕС. Автором анализируются также особенности обращения «зеленых» облигаций на российском рынке ценных бумаг. Показано, что основными фактическими направлениями развития «зеленых» проектов (таксономией, taxonomy) на территории Российской Федерации являются: обращение с отходами, энергетика, строительство и строительные материалы, промышленная техника, чистый транспорт, водоснабжение, водоотведение и органическое сельское хозяйство, а также мероприятия, связанные с ландшафтами, водой и биоразнообразием.

VILDANOVA, M.M.

SOME FEATURES OF GREEN FINANCING AND OTHER GREEN FINANCIAL INSTRUMENTS IN RUSSIA AND ABROAD

Key words: environmental protection, green financing, green financial instruments, green bonds, bond issue prospectus, listing on the stock exchange, risk factors, separate accounting of funds, regular reporting, greenwashing.

The subject of consideration in the article is the analysis of the features of "green" financing in different countries, including such a common instrument as the issuance of "green" bonds. The history of the creation and evolution of the institution of "green" financing is briefly described. Particular emphasis is placed on the regulation of the legal framework for the issuance of "green" bonds and the specifics of their placement. It is shown that the European standard "green bonds" is aimed at eliminating the possibility of "green" money laundering (greenwashing). It is noted that the strategy of sustainable financing to combat climate change involves the implementation of a set of measures in the following areas: financing of the transition period; increasing the inclusiveness of small and medium-sized companies; strengthening the resilience of the financial system and developing international standards for sustainable financing, along with support from EU partner countries. The author also analyzes the features of the circulation of "green" bonds in the Russian securities market. It is shown that the main actual areas of development of "green" projects (taxonomy, taxonomy) in the territory of the Russian Federation are: waste management, energy, construction and building materials, industrial equipment, clean transport, water supply, sanitation and organic agriculture, as well as activities related to landscapes, water and biodiversity.

Под «зеленым» финансированием в международном и российском праве понимаются инструменты финансирования, направленные на развитие «зелёной» экономики (облигационные займы, кредиты и др.). «Зелеными» проектами принято называть такие проекты, которые направлены на обеспечение сохранности природы, на производство и открытие альтернативных источников энергии, создание условий, снижающих негативное воздействие на изменения климата и т.п. Одним из наиболее привлекательных инструментов, используемых при реализации таких проектов, являются «зеленые» облигации, то есть ценные бумаги, которые выпускаются, чтобы привлечь инвестиции в целях улучшения экологической ситуации или хотя бы минимизации наносимого природе вреда.

Если обратиться к истории развития института «зеленых» облигаций, то следует отметить, что в 2007 году Европейским инвестиционным банком были выпущены первые «зеленые» облигации. Ввиду недостаточности правового регулирования на международном уровне возникали некоторые сомнения в том, что механизмы кредитования достаточны для обеспечения целевого использования средств финансирования на восстановление проблемной экологической среды. В целях совершенствования регламентации вопросов охраны природы в 2015 года в ходе Конференции по климату в Париже было подготовлено Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, определяющие меры, направленные на снижение содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года. В выступлении на конференции Лорана Фабиуса, министра иностранных дел Франции, было отмечено, что этот «амбициозный и сбалансированный» план стал «историческим поворотным пунктом» на пути снижения темпов глобального потепления [1]. Парижское соглашение официально вступило в силу 4 ноября 2016 года. На сегодняшний день к соглашению присоединились свыше 190 стран и Евросоюз. По мере завершения своих национальных процедур утверждения продолжается присоединение других

стран к Парижскому соглашению. 21 сентября 2019 года в России было принято Постановление Правительства Российской Федерации от № 1228 «О принятии Парижского соглашения».

Среди инструментов «зеленого» финансирования существенное место занимают «зеленые» облигации («green» bonds), соответствующие международным стандартам Международной некоммерческой организации «Инициатива климатических облигаций» (Climate Bond Initiative, CBI). В 2014 году Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA) были опубликованы Принципы «зеленых» облигаций (Green Bonds principals). Первоначально предполагалось, что Принципы «зеленых» облигаций будут добровольно применяемыми стандартами. Однако со временем они стали основополагающим документом, которым было установлено распространение лучших практик раскрытия информации на рынке «зеленых» облигаций. В дальнейшем Принципы «зеленых» облигаций легли в основу не только выработки рекомендаций, но и создания национальных и региональных стандартов, регулирующих выпуск «зеленых» облигаций в разных странах.

Рекордный выпуск в 2016-2017 гг. «зеленых» облигаций был связан с ростом инноваций в сфере экологии и поддержкой правительств различных стран. Важным шагом в развитии «зеленого» финансирования стало создание в 2016 году Люксембургской «зеленой» биржи. Таким образом, была запущена первая специальная платформа для «устойчивых» ценных бумаг и эмитентов, способствующих финансированию низкоуглеродной и инклюзивной экономики.

В начале 2017 года во Франции был выпущен одни из первых государственных «зеленых» облигаций («les obligations vertes») в сумме 9 миллиардов евро на 3 года для финансирования экологических проектов. В этот же период времени государственные (суверенные) «зеленые» облигации были также выпущены в Польше и на Фиджи. Если обратиться к французскому опыту развития «зеленого» финансирования, то следует отметить, что «зеленые» облигации выпускаются во Франции в последнее пятилетие в значительном количестве энергетическими и иными предприятиями, а также публичными образованиями. На сегодня во Франции нет особого правого регулирования на уровне французского законодательства для «зеленых» облигаций, а применяется прямое регулирование актами ЕС.

1 июля 2019 года старая Директива ЕС 2003/71 о проспектах эмиссии была отменена. Вместо нее был принят новый Регламентом ЕС 2017/1129 «О публикации проспекта при публичном предложении или допуске ценных бумаг к торгам на регулируемом фондовом рынке, а также об отмене Директивы ЕС 2003/71» (далее - Регламент ЕС 2017/1129) [2]. В отличие от директивы, которую должны были бы перенести все государства-члены ЕС во внутреннее законодательство, регламент имеет прямое действие во всех государствах-членах ЕС без необходимости в дополнительных национальных имплементационных актах, за исключением определенных положений, касающихся, среди прочего, объема и исключения из нового режима, назначение компетентных органов, их полномочия и режим санкций. В соответствии с Регламентом ЕС 2017/1129 основная цель проспекта эмиссии состоит в раскрытии информации для защиты прав инвесторов и формирования у них суждения по предполагаемым проектам. В частности, это должна быть информация об активах и обязательства, прибыли и убытках, финансовом состоянии эмитента, а также о перспективе его деятельности. Кроме того, должны быть предоставлены сведения о поручителях, если таковые участвуют в проекте.

Факторы риска представляются в ограниченном количестве категорий и в каждой категории должны быть представлены в порядке приоритета. Созданы два новых типа документов: первый, известный как «Универсальный регистрационный документ» (URD), направлен на ускорение процесса утверждения проспекта эмиссии для частых эмитентов; а второй - «Проспект роста ЕС» касается процедур облегчения доступа к финансированию на рынках капитала.

В Регламенте ЕС 2017/1129 предусмотрен упрощенный режим раскрытия информации для вторичных выпусков. Положения регламента позволяют эмитентам, при определенных условиях, составлять упрощенный проспект (например, эмитентам, чьи ценные бумаги прошли процедуру допуска к торгам на регулируемом рынке непрерывно в течение как минимум последних 18 месяцев, и которые выпускают ценные бумаги, взаимозаменяемые с существующими ценными бумагами, выпущенные ранее).

Проспекты эмиссии должны быть утверждены компетентными органами государств-членов Союза, которые обязаны проинформировать Европейское управление по ценным бумагам

об утверждении проспекта и всех соответствующих дополнений. В принципе, проспекты эмиссии могут публиковаться только после утверждения, но при любых обстоятельствах до и не позднее начала публичного предложения или допуска соответствующих ценных бумаг к регулируемым торгам. При этом любая реклама, относящаяся к публичному предложению ценных бумаг или допуску к торгам на регулируемом рынке, должна содержать информацию о том, что проспект был опубликован или собирается быть опубликован, а также порядок получения проспекта инвесторами.

Безусловной новеллой является тот факт, что бумажные копии больше не нужно (если этого не требует инвестор). Допускается публикация проспекта эмиссии на следующих сайтах:

- сайт эмитента;

- сайт оферента или лица, запрашивающего допуск к регулируемым торгам;

- сайт финансовых посредников;

- сайт организатора торгов, на котором запрашивается допуск к торгам.

Утвержденный проспект эмиссии должен оставаться общедоступным в электронной форме

в течение не менее 10 лет после его публикации на любом из вышеуказанных веб-сайтов.

Французский исследователь В. Мерсье [3, р. 39] отмечает следующие три особенности «зеленых облигаций»:

- эмитент принимает обязательство относительно того, что фонды, полученные от эмиссии, будут направлены на финансирование проектов, квалифицированных как «зеленые»;

- банки, обеспечивающие эмиссию, должны определять характер такого специфического финансирования как «зеленое», а эмитент обязан предоставлять отчетность, подтвержденную независимыми специалистами;

- аудиторы обязаны осуществлять периодическую проверку целевого назначения «зеленых» облигаций и обнародовать соответствующую информацию.

Важным вкладом в развитие экологического кредитования стал Регламент ЕС 2020/852 от 18 июня 2020 года «О создании условий, благоприятствующих долгосрочным инвестициям и изменяющий регламент (ЕС) 2019/2088» называемый «Регламент о Таксономии» [4], в котором даются критерии для определения «зеленых» облигаций, а также того, является ли экономическая деятельность долгосрочной в области окружающей среды. Такие подходы важны для становления устойчивого экономического роста.

По мнению французского ученого П. Тома [5], основными недостатками, устранению которых необходимо уделить особое внимание, являются следующие:

- в большинстве случаев эмитенты определяют «зеленость» их проектов; таким образом, нельзя исключить «зеленого» отмывания незаконно полученных денежных средств, что может перевернуть зарождающийся рынок;

- риски дефолтов из-за недостаточной прозрачности рынка;

- недостаточная защищенность инвесторов от отмывания («greenwashing») и иных связанных с этим факторов.

06 июля 2021 года Европейская комиссия опубликовала новый европейский стандарт «зеленых» облигаций. Среди документов, содержащих меры, направленные на улучшение финансирования перехода к устойчивой экономике: Стратегия устойчивого финансирования для борьбы с изменением климата; Европейский стандарт «зеленых» облигаций и Делегированный акт относительно раскрытия информации о степени стабильности финансовыми и нефинансовыми компаниями [6].

Стратегия устойчивого финансирования для борьбы с изменением климата предполагает реализацию комплекса мер в следующих сферах: финансирование переходного периода; повышение инклюзивности малых и средний компаний; повышение устойчивости финансовой системы и разработка международных стандартов устойчивого финансирования наряду с поддержкой стран, являющихся партнерами ЕС.

Европейский стандарт «зеленые облигации» направлен на исключение возможности «зеленого» отмывания денег (greenwashing).

При этом облигации должны соответствовать следующим требованиям:

- все средства, собранные за счет выпуска облигаций, должны быть направлены на проекты, соответствующие Таксономии ЕС;

- обязательна детальная отчетность для того, чтобы была достигнута полная прозрачность распределения поступлений от облигаций;

- все «зеленые» облигации должны проверяться внешним экспертом в целях соответствия финансируемых проектов Таксономии ЕС;

- чтобы обеспечить качество и надежность оказываемых услуг, обеспечение защиты прав инвесторов установлено правило, согласно которому внешние эксперты, предоставляющие услуги эмитентам «зеленых» облигаций, должны быть зарегистрированы в Европейском управлении по рынкам ценных бумаг и быть под его контролем.

В Делегированном акте изложены требования к финансовым и нефинансовым организациям, заключающиеся в предоставлении инвесторам информации об экологических характеристиках их активов, включая сведения о капитальных и операционных расходах, связанных с экологической устойчивостью. Предполагается, что Делегированный акт будет представлен на рассмотрение Европейского парламента и Совета Европейского Союза.

С учетом указанных принципов международного регулирования для развития «зеленого» финансирования в России создана следующая правовая база:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 года №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе, «зеленого») развития и требований к системе верификации проектов ускоренного развития в Российской Федерации» (далее - Постановление о критериях проектов «зеленого» развития);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациям, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию проектов по внедрению наилучших доступных технологий» (далее -Постановление о субсидиях);

- Положение Банка России от 19 декабря 2019 года №706 -П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее-Стандарты эмиссии);

- Положение Банка России от 27 марта 2020 года №714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее -Положение о раскрытии информации);

- Методологические документы по финансовым инструментам, направленным на финансирование «зеленых» проектов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;

- правила организованных торгов, правила допуска к организованным торгам и правила листинга ПАО «Московская Биржа», утвержденные Наблюдательным советом, а также соответствующие документы иных бирж и т.д.

В Постановлении о критериях проектов «зеленого» развития при разработке национальной таксономии и стандартов учтены национальные приоритеты и ведущие международные практики. Таксономия проектов состоит из: таксономии «зеленых» проектов, включающая проекты, которые в соответствии с международной практикой признаются «зелеными», и таксономии адаптационных проектов, касающейся проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, но не признаваемых явным образом «зелеными» согласно международным стандартам. При этом «зеленые» проекты должны соответствовать одновременно всем принципам, предъявляемым к такого рода проектам, а главное требование к адаптационным проектам - не противоречить экологическим приоритетам страны и соответствовать хотя бы одному или нескольким направлениям развития.

Основными фактическими направлениями развития «зеленых» проектов (таксономией, taxonomy) на территории Российской Федерации являются: обращение с отходами, энергетика, строительство и строительные материалы, промышленная техника, чистый транспорт, водоснабжение, водоотведение и органическое сельское хозяйство, а также мероприятия, связанные с ландшафтами, водой и биоразнообразием.

В качестве критериев соответствия «зеленых» проектов в области обращения с отходами установлены, к примеру, следующие критерии при утилизации отходов с получением энергии -для новых объектов - соответствие показателям ресурсной и энергетической эффективности согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами» (ИТС 9-2020). Таким образом, стандартизируются процессы отнесения проектов к «зеленым».

В отношении адаптационных проектов, например, критерием при обработке и захоронении твердых коммунальных отходов является соответствие показателям ресурсной и энергетической эффективности согласно информационно-техническому справочнику по технологиям «Размещение отходов производства и потребления» (ИТС 17 - 2016). При этом количество обработанных отходов составляет 100%. Из изложенного следует установление дополнительных критериев соответствия конкретных адаптационных проектов экологическим требования.

В Стандартах эмиссии вопросам особенностей решения о выпуске и (или) программы «зеленых» облигаций посвящена Глава 65.

В частности, сделан акцент на нижеследующих условиях и сведениях, которые могут содержаться в решении о выпуске облигаций:

- информация об использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, на цели, связанные с финансированием проектов, направленных на охрану окружающей среды и положительное воздействие на экологию;

- процедуры отбора и критериев оценки «зеленых» проектов;

- описание предполагаемого порядка использования денежных средств;

- информация о том, как политика эмитента соотносится с его стратегией в области устойчивого развития;

- сведения о порядке выявления рисков возникновения возможных негативных последствий, связанных с реализацией того или иного проекта;

- сведения об организации, включенной в перечень верификаторов ВЭБ.РФ или иных уполномоченных организаций, включая Международную ассоциацию рынков капитала, Международную некоммерческая организацию "Инициатива климатических облигаций" и др.

- иные сведения по усмотрению эмитента.

В решении о выпуске облигаций может содержаться описание последствий невыполнения условий о целевом использовании денежных средств. Например, нецелевое использование средств может повлечь за собой возникновение права требования досрочного погашения облигаций. В решении о выпуске также может быть предусмотрена обязанность раскрытия информации, обязанность предоставления отчетности и т.д. Следует особо отметить, что не подлежат регистрации такие выпуски облигаций или программы облигаций, в решении о выпуске или в программе которых есть указание на то, что это «зеленые облигации», а требования стандартов не выполняются.

В Положении о раскрытии информации особый акцент делается на раскрытии информации об идентификации ценных бумаг с использованием слов «зеленые облигации» и детальном описании проектов, включая сведения об имеющихся нарушениях международных принципов и стандартов в сфере экологии и (или) «зеленого» финансирования при реализации проекта, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут направлены денежные средства от размещенных облигаций.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации о субсидиях Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предоставляет субсидии в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Субсидия юридическому лицу, реализующему инвестиционный проект с привлечением денежных средств, полученных от размещения облигаций в российской валюте, предоставляется в размере 60% суммы фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на выплату купонного дохода по «зеленым» облигациям. Субсидия юридическому лицу, реализующему инвестиционный проект с привлечением кредита, полученного в российской валюте, предоставляется в размере 60 % базового индикатора, рассчитанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если процентная ставка по полученному кредиту превышает или равна базовому индикатору. Если процентная ставка по кредиту меньше базового индикатора, то

возмещение осуществляется из расчета 60 % от размера затрат юридического лица, реализующего проект с привлечением кредита, на уплату процентов по кредиту.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №3024-р от 18 ноября 2020 года Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (далее - «ВЭБ.РФ») была определена в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. «ВЭБ.РФ» начал осуществлять стандартизацию системы «зеленого» финансирования и требований к системе верификации проектов.

В Методологических документах по финансовым инструментам, направленным на финансирование «зеленых» проектов, существенное внимание уделено следующим ключевым элементам «зеленых» облигаций:

1). Обязательные требования по порядку использования денежных средств. В эмиссионных документах должен быть описан порядок использования денег от размещения ценных бумаг на реализацию «зеленых» проектов, экологическая польза от которых подлежит оценке эмитентом.

2). Эмитент обязан иметь задокументированный процесс отбора проектов, на которые будут направляться средства от выпуска «зелёных» облигаций. При принятии решений об отборе должны быть учтены, прежде всего, следующие основные аспекты:

- ожидаемые экологические эффекты;

- оценка того, как цели, на которые предполагается направить денежные средства от выпуска ценных бумаг, соотносятся со стратегией, политикой и процессами эмитента, связанными с экологической устойчивостью и др.

3). Управление средствами. Эмитент должен вести обособленный учет средств, привлеченных от размещения ценных бумаг, и отчитываться на регулярной основе перед инвесторами об их использовании. Эмитент обязан информировать инвесторов о возможном порядке временного размещения неиспользованных средств.

4). Эмитент обязан предоставлять ежегодно информацию об использовании средств (в том числе, описание сущности проектов, на которые были направлены денежные средства с указанием суммы средств, и ожидаемое воздействие проектов на окружающую среду).

При этом эмитентам рекомендуется осуществлять независимую оценку в отношении процедуры выпуска «зеленых» облигаций путем предоставления заключения независимых экспертов, проверки и сертификация.

Крайне существенна роль «ВЭБ.РФ» в становлении зеленого финансирования в России. «ВЭБ.РФ» является одним из методологов и координаторов «зеленого» финансирования «ВЭБ.РФ» осуществляет процесс отбора организаций для их включения в перечень верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития в соответствии с Требованиями к системе верификации проектов устойчивого развития (в том числе, «зеленого»), утвержденными Постановлением о критериях проектов «зеленого развития».

Организациям, подающим заявки в «ВЭБ.РФ» на включение в перечень верификаторов, необходимо подтвердить соответствие требования к верификаторам в части наличия:

• минимального срока ведения деятельности - 1 год;

• отсутствия задолженности по налогам;

• утвержденных процессных документов и наличия эффективных бизнес-процессов;

• организационной структуры, позволяющей осуществлять верификацию;

• утверждения методологии верификации финансовых инструментов;

• достаточного опыта проведения оценок и положительной деловой репутации;

• наличия экспертов необходимой квалификации.

«ВЭБ.РФ» не только осуществляет методологическое и координационное руководство проектами, но и инвестирует сам в «зеленые» проекты. Как отметил И.И. Шувалов, председатель «ВЭБ.РФ», на Гайдаровском форуме «около 40% кредитного портфеля «ВЭБ.РФ» можно отнести к «зеленому» финансированию» [7].

Ряд крупнейших российских банков также принимают активное участие в финансировании «зеленых» проектов. Так, Газпромбанк (Акционерное общество) предоставил ПАО «Газпром нефть» целевой кредит в размере 15 миллиардов рублей в рамках проекта по экологической модернизации Омского нефтеперерабатывающего завода.

В соответствии с Таксономией Сбербанка, «зелеными» кредитами признаются такие кредиты, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям: а) денежные средства идут на капитальные затраты, требуемые для реализации «зеленого» проекта, включая приобретение основных средств; б) операционные расходы безусловно связаны с реализацией самого «зеленого» проекта. При этом размер административно-хозяйственных расходов не должен превышать 15% от общего объема привлекаемых денежных средств.

На российском рынке финансирование «зеленых» проектов осуществляется путем кредитования, перекредитования и через депозитные схемы. Используются также механизмы выдачи «зеленых» гарантий.

Долгое время на биржах в России не было торгов «зелеными» облигациями, так как не был сформирован порядок их категоризации. Многие компании были заинтересованы в выпуске «зеленых» облигаций для осуществления проектов в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики, но не имели возможности реализовать свои планы. На сегодня указанная преграда преодолена.

В 2018 году в ПАО «Московская биржа» был размещен первый выпуск «зеленых» облигаций. Эмитентом выступило ООО «Ресурсосбережение ХМАО», которое финансирует проекты по комплексной переработке твердых коммунальных отходов на основе концессионных соглашений. Привлеченные средства должны быть направлены на развитие технологий безотходного производства.

В ПАО «Московская биржа» создан сектор устойчивого развития, включающий сегмент «зеленых» облигаций. Для включения в этот сегмент ценные бумаги должны получить так называемый статус «зеленых» облигаций и соответствовать Принципам «зеленых» облигаций, принципам Международной ассоциации рынков капитала либо Международной некоммерческой организации «Инициатива климатических облигаций.

Наиболее крупные выпуски «зеленых» облигаций были осуществлены ОАО «РЖД», которое поднялось на четвертое место в рейтинге ESG, составляемом международным агентством RAEX- Europe. Всего у ОАО «РЖД» есть 3 выпуска «зеленых» облигаций: на 500 млн. евро, 250 млн. швейцарских франков и 100 млрд. рублей [8].

Важным событием в российской экономике стало принятое в ноябре 2021 года ПАО «Московская биржа» решение о включении в Сегмент «зеленых» облигаций Сектора устойчивого развития биржевых зеленых облигаций ПАО «Сбербанк России» (процентных неконвертируемых бездокументарных с централизованным учетом прав). Облигации соответствуют принципам Международной ассоциации рынков капитала.

Постепенно к оценке рисков устойчивого развития, в том числе климатических, привлекаются страховые компании. Принципы устойчивого страхования (Principles for Sustainable Insurance, PSI) были определены в 2012 году в рамках работы организаций ООН. Но на сегодняшний день немного российских страховщиков занимаются таким видом страхования.

Соблюдение принципов устойчивого страхования предполагает инкорпорирование вопросов ESG в процесс принятия решения в самих юридических лицах, а также обеспечение осведомленности их клиентов в отношении экологических рисков. Под ESG понимаются экологические, социальные и управленческие факторы различных процессов, которые подлежат учету при принятии решений об инвестировании.

Страховые компании одновременно являются инвесторами и принимают на себя риски страхования. Из этого следует, что есть плюсы от применения ESG-принципов как в их страховой, так и инвестиционной деятельности.

Страховые компании в России начали внедрять принципы ESG в свою деятельность через соблюдение принципов страховщиком и путем включения в политику перестрахования. К факторам ESG, которые влияют на стандарты андеррайтинга, могут относиться: изменение климата, деградация экосистем, антропогенные риски для здоровья и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом сложно объяснимым является то, что лишь некоторые страховые организации, такие как, например, ООО «ВТБ Страхование», АО «Группа Ренессанс Страхование», предусматривают программы о снижении собственного воздействия на окружающую среду (экономия электроэнергии, ограничение использования пластиковых пакетов, бумаги и т.д.).

Новым элементом международной практики стали также сертификаты на возобновляемую энергию (renewable energy certificates), которые представляют собой финансовые инструменты, используемые на разных рынках для развития добычи экологически чистой энергии. Как правило, сертификаты выпускаются номиналом 1 МВт ч и содержат информацию о типе генерации, мощности и месте ее размещения, а также об органе, который их выдал. Это распространенный инструмент учета («гарантии происхождения», Guarantees of Origin) возобновляемых источников энергии, включая, энергию вод, морей и океанов; энергию ветра, солнечную энергию, геотермальную энергию и др. Производитель энергии подает энергию в электрическую сеть и соответствующий сертификат может быть продан на рынке. Цены на сертификаты устанавливаются в зависимости от спроса и предложения, так как сертификат не имеет денежного номинала. Погашение сертификата на возобновляемую энергию происходит, как правило, по факту выполнения его держателем обязательств по квотам в установленном в законе порядке.

Для гармонизации «гарантий происхождения» создана Европейская система сертификации электроэнергии (European Electricity Certificate System, EECS), которая позволяет осуществлять трансграничную торговлю на оптовом рынке.

В 2022 году в России планируется запуск электронной площадка по торговле «зелеными» сертификатами. Правовая природа таких сертификатов законодательно пока не определена. На российском рынке нет полных аналогов зарубежных «зеленых сертификатов», а возможность удовлетворить потребности в безуглеродной электроэнергии реализуется в основном через заключение двусторонних договоров на оптовом рынке электроэнергии.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, возможно проведение организованных торгов на срочном рынке с такими инструментами и рассмотрение «зеленых» сертификатов в качестве базисных активов производных финансовых инструментов. Согласно Указаниям Банка России от 16 февраля 2015 года № 3565-У «О видах производных финансовых инструментов» (далее -Указание) базисными активами производных финансовых инструментов являются ценные бумаги, товары, валюта, биологические и (или) химические показатели состояния окружающей среды, уровень инфляции, официальная статистическая информация и т.д. В пункте 6 Указания предусмотрено, что договор, являющийся производным финансовым инструментом (далее -ПФИ), может содержать условия, не предусмотренные в этом нормативном документе для определения видов ПФИ. Таким образом, «зеленые» сертификаты могут быть базисным активом ПФИ так как нет противоречий принципам, изложенным в Указании, а также отсутствуют какие-либо прямые запреты законодательства.

Наряду с предоставляемыми субсидиями государства для динамического развития «зеленого» рынка в России необходима более активная государственная поддержка. Российские коммерческие банки довольно давно предлагают смягчить регулирование по кредитам, которые предоставляются с учетом ESG-принципов. В частности, по их мнению, было бы целесообразно снизить риск-вес в 50% и резервирование по ESG - кредитам, что несомненно существенно скажется на формировании ключевых нормативов банков. Но регулирующие органы оценивают риски и полагают, что пока не стоит вводить стимулирующее регулирование, которое, по их мнению, может привести к негативным последствиям.

Востребованность «зеленых» инструментов физическими лицами в России не большая. Класс «ответственных» инвесторов пока находится на стадии формирования. В таких условиях внедрение ESG-практик для российских компаний на сегодняшний день скорее является вопросом имиджа. Эти инструменты интересны преимущественно банкам, управляющим компаниям и пенсионным фондам, покупающим их в институциональные или ESG-портфели.

Кроме того, в литературе иногда обращается внимание на то, что некоторые российские аналитики скептически настроены к «зеленому» финансированию, поскольку вложения в экологические проекты скорее воспринимаются как своего рода благотворительность, так как рентабельность компаний, участвующих в экологических проектах, довольно низкая [9, с. 353].

Исходя из вышеизложенного, сказать что-то более определенное относительно развития института «зеленых» инструментов в России несколько затруднительно.

Вместе с тем, при определении основных направлений развития экономики в Российской Федерации необходимо учитывать международные тенденции сокращения инвестиций в промышленность, которая наносит или может нанести вред окружающей среде, сокращения

ресурсозатратных методов производства, также повышения налоговой нагрузки для «грязных» отраслей промышленности и наряду с этим создание условий, в частности льгот при осуществлении «зеленого» финансирования.

Литература

1. Презентация Парижского соглашения по климату как мера решения проблем в сфере экологической безопасности// MyPresentation.ru@ya.ru

2. Регламент 2017/1129 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О публикации проспекта при публичном предложении или допуске ценных бумаг к торгам на регулируемом фондовом рынке, а также об отмене Директивы 2003/71» // http:// www.consultant.ru.

3. Mercier, V. La crédibilité des green bonds nécessite un encadrement normatif du marché // Bulletin Joly Bourse, 2017, janvier -février.

4. Règlement (UE) 2020/852 du Parlement Européen et de Conseil du 18 juin 2020 sur l'établissement d'un cadre visant favoriser les investissement durables et modifiant le règlement (UE) 2019/2088 // Journal officiel de l'Union Européenne 22.6.2020.

5. Thomas, P. Nature juridique des green bonds// Revue bancaire et financier. 2015. №6. Novembre étude 22.

6. Европейская комиссия опубликовала новый европейский стандарт зеленых облигаций// http://ec.europa/eu

7. Информационный бизнес блог «Зеленый свет финансам - на ПМЭФ-2021 обсудили вопросы перехода к «зеленой» экономике // https://vk.com/@businesstopinfo-rss-1615599562-689386664.

8. Финансовые новости: статьи, оценки, аналитика мирового финансового рынка// https://www/fnanz.ru.

9. Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. Т.24. №2.

References and Sources

1. Prezentaciya Parizhskogo soglasheniya po klimatu kak mera resheniya problem v sfere ekologicheskoj bezopasnosti// MyPresentation.ru@ya.ru

2. Reglament 2017/1129 Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «O publikacii prospekta pri publichnom predlozhenii ili dopuske cennyh bumag k torgam na reguliruemom fondovom rynke, a takzhe ob otmene Direktivy 2003/71» // http:// www.consultant.ru.

3. Mercier, V. La crédibilité des green bonds nécessite un encadrement normatif du marché // Bulletin Joly Bourse, 2017, janvier - février.

4. Règlement (UE) 2020/852 du Parlement Européen et de Conseil du 18 juin 2020 sur l'établissement d'un cadre visant favoriser les investissement durables et modifiant le règlement (UE) 2019/2088 // Journal officiel de l'Union Européenne 22.6.2020.

5. Thomas, P. Nature juridique des green bonds// Revue bancaire et financier. 2015. №6. Novembre étude 22.

6. Evropejskaya komissiya opublikovala novyj evropejskij standart zelenyh obligacij// http://ec.europa/eu

7. Informacionnyj biznes blog «Zelenyj svet finansam - na PMEF-2021 obsudili voprosy perekhoda k «zelenoj» ekonomike // https://vk.com/@businesstopinfo-rss-1615599562-689386664.

8. Finansovye novosti: stat'i, ocenki, analitika mirovogo finansovogo rynka// https://www/fnanz.ru.

9. Ermakova E.P. Razvitie pravovyh osnov «zelenogo» finansirovaniya v Rossii, ES i Kitae// Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2020. T.24. №2.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA, MARINA M. - Ph.D. in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-148-154

БОЧКАРЕВА Е.А., ВОРОНЕНКО Е.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Ключевые слова: финансовый контроль, правоотношения, цифровизация, трансформация, цифровые технологии, право на информацию.

В статье представлен обзор цифровых инструментов и технологий, используемых для организации и проведения финансово-контрольных мероприятий. Рассмотрены информационные системы, личные кабинеты и реестры, задействованные в разноплановых мероприятиях по организации и осуществлению финансово-контрольной деятельности. Сделан вывод о том, что функционирующие в этой сфере правоотношения неоднородны: одни из них непосредственно возникают по поводу той или иной цифровой технологии (инструмента), в других же цифровой продукт не является объектом правоотношения и носит вспомогательное значение. Констатируются проблемы реализации права субъектов финансово-контрольного правоотношения на информацию, обусловленные встречной обязанностью сохранения ее конфиденциальности.

BOCHKAREVA, E. A., VORONENKO, E. V. TRANSFORMATION OF FINANCIAL AND CONTROL LEGAL RELATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Key words: financial control, legal relations, digitalization, transformation digital technologies, the right to information.

The article provides an overview of digital tools and technologies used to organize and conduct financial control activities. The information systems, personal cabinets and registers involved in various activities for the organization and implementation of financial and control activities are considered. It is concluded that the legal relations functioning in this area are heterogeneous: some of them directly arise in relation to a particular digital technology (instrument), while in others the digital product is not an object of legal relationship and has an subsidiary meaning. The problems of realization of the right of subjects of financial and control legal relationship to information, conditioned by the reciprocal obligation to maintain its confidentiality, are noted.

Значимым фактором, детерминирующим трансформацию правосубъектности органов финансового контроля, стала цифровизация. Определим ее как процесс внедрения в деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.