DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_3_202 УДК 336.763
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ «ЗЕЛЕНОГО»
ФИНАНСИРОВАНИЯ
Давыдова Алёна Сергеевна,
магистрант кафедры финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
Баликоев Владимир Заурбекович,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируется история становления рынка «зеленых» облигаций, в том числе российского. «Зеленые» облигации рассматриваются как один из инструментов посткризисного восстановления и достижения целей устойчивого развития. Приводятся примеры успешного применения различных мер государственного стимулирования эмиссии «зеленых» облигаций, а также меры поддержки «зеленых» эмитентов, применяемые в России на этапе перехода к «зеленому» инвестированию.
Ключевые слова: «зеленая» экономика; «зеленое» финансирование; «зеленые» облигации; экологические проекты; меры государственной поддержки.
UDC 336.763
STATE SUPPORT MEASURES FOR GREEN FINANCING
Davydova Alena Sergeevna,
Master's student of the Department of Financial Market and Financial Institutions, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
Balikoev Vladimir Zaurbekovich,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Financial Market and Financial Institutions, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the history of the formation of the market for "green" bonds, including the Russian one. Green bonds are seen as one of the tools for post-crisis recovery and achievement of sustainable development goals. Examples of successful application of various measures of government incentives for the issuance of "green" bonds, as well as measures to support "green" issuers, used in Russia at the stage of transition to "green" investment, are given.
Keywords: green economy; Green financing; Green bonds; environmental projects; measures of state support.
Распространение новой коронавирусной инфекции произвело очевидный негативный эффект на мировую экономику. При этом принятые программы посткризисного восстановления тесно сопряжены с работой
по достижению целей устойчивого развития, интегрирующей экономические, социальные и экологические процессы [14]. Среди многообразия инструментов, используемых для налаживания экономических процессов, при-
оритетными являются инструменты, отвечающие ESG-принципам.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время оптимальным способом восстановления мирового финансового рынка является его «озеленение». При этом перспективы развития российского рынка «зеленого» финансирования напрямую зависят от действий со стороны органов власти и инсти -тутов развития. Изучение мировой практики оказания господдержки «зеленым» эмитентам позволит выделить наиболее успешные практики [5-7].
Целью статьи является анализ регулирования «зеленого» рынка со стороны государства путем изучения примеров оказания мер поддержки в зарубежной практике. Объектом исследования являются «зеленые» облигации как новый финансовый инструмент развития экономики, а предметом - меры государственной поддержки эмитентов «зеленых» облигаций.
Точкой отсчета развития рынка «зеленых» облигаций является выпуск в 2007 г. Европейским инвестиционным банком облигаций климатической направленности Climate Awareness Bonds, направленных на финансирование проектов в области альтернативных источников энергии [9]. Стимулом для первого «зеленого» выпуска послужила публикация отчета Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН,
содержащего выводы о негативном влиянии антропогенных факторов на изменение климата. Первые «зеленые» облигации были выпущены Международным банком реконструкции и развития в 2008 г. Первое время рынок развивался незначительно - совокупный объем эмиссии к 2012 г. составлял всего 9 млрд долл., а эмитентами выступали только институты развития и наднациональные финансовые корпорации (World Bank, EIB, IFC), ориентированные на внедрение ESG-инвестирования [3, с. 84].
В конце 2013 г. происходит размещение первых корпоративных «зеленых» облигаций шведской компанией недвижимости Group Vasakronan, французской энергетической группой EDF и Bank of America Merill Lynch, средства от которых были также вложены в альтернативную энергетику и энергоэффективность. Ввиду достаточно высокого уровня спроса на «зеленые» бумаги в 2014 г. Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) были определены Принципы зеленых облигаций (GBP), что послужило импульсом к развитию рынка.
Начиная с 2013-2014 гг. совокупный объем выпуска «зеленых» облигаций стал ежегодно увеличиваться в несколько раз и к 2020 г. составил 829 млрд долл. (рис. 1). Международные институты развития публикуют стандарты и рекомендации в части эмиссии «зеленых» облигаций.
Рисунок 1 - Мировой объем выпуска «зеленых» облигаций, млрд долл. Российский рынок «зеленых» облига- лигаций шести эмитентов суммарным объ-
ций стал набирать обороты с 2018 г., когда ООО «Ресурсосбережение ХМАО» выпустило в обращение первые «зеленые» облигации в объеме 1,1 млрд руб. [15, с. 277]. Первым российским субъектом-эмитентом стала Москва в мае 2021 г. На текущий момент в сектор устойчивого развития Московской биржи включены 13 выпусков «зеленых» об-
емом 186 млрд руб. Для дальнейшего развития данного рынка государство планирует применять некоторые меры стимулирования, результативность которых можно спрогнозировать путем анализа зарубежного опыта [10].
Во многих странах, имеющих успешный опыт решения экологических задач путем
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ
привлечения «зеленого» долгового финансирования, существуют разнообразные меры стимулирования активности «зеленых» эмитентов [1].
Одной из таких мер является разработка методологической и нормативно-правовой базы регулирования «зеленого» финансового рынка, включающей национальные руководства и стандарты. Примером позитивного влияния данной меры является скачок на рынке во Франции вследствие принятия закона по восстановлению биоразнообразия, природы и ландшафта и принятия Банком Франции Устава в области социально-ответственного инвестирования. В 2019 г. в странах Северной Европы объем «зеленого» рынка увеличился более чем в два раза в результате принятия Закона о климате, устанавливающего цели до 2030 г. в Дании, Плана действий в области климатической политики в Швеции, Энергетической и климатической дорожной карты до 2050 г. в Финляндии и Национального план до 2030 г. в Норвегии. Народный банк Китая в 2016 г. выпустил Методические рекомендации по созданию зеленой финансовой системы, принятые всеми основными экономическими и финансовыми институтами страны, что повлекло за собой взрывной рост рынка в 2015-2016 гг. с 1 до 36,2 млрд долл. [13] Совет по ценным бумагам и биржам Индии в 2017 г. публикует требования по раскрытию информации для выпуска и листинга «зеленых» облигаций, что в совокупности с первым выпуском «зеленых» бондов Индийским агентством по развитию возобновляемой энергии приводит к трехкратному росту рынка. В Нидерландах в рамках достижения целей устойчивого развития была успешно разработана и принята Концепция зеленых облигаций Нидерландов и подписано Национальное климатическое соглашение, на основании которых в 2019 г. Государственным казначейским агентством страны были выпущены первые суверенные «зеленые» облигации. Интеграция методологических мер и эмиссии государственных «зеленых» облигаций в Нидерландах вызвала двукратный рост рынка.
Выпуск государственных облигаций также является отдельной эффективной мерой по стимулированию рынка. Выпуск «зеленых» казначейских облигаций Казначейства Франции (OAT verte) в 2017 г. вызвал значительный
рост рынка Франции и позволил привлечь в экологические проекты 7 млрд евро [4, с. 442]. Выпуск бразильским банком BNDES субсуверенных «зеленых» облигаций на международном рынке также спровоцировал рост рынка более чем в три раза.
Одним из действенных механизмов регулирования «зеленого» финансового рынка является налоговая система. Во многих странах действуют особые налоговые программы, направленные на внедрение «зеленой» экономики. Во Франции существует система экологических налогов, включающая возможность получения льгот для «зеленых» и повышенные налоговые ставки для ресурсоемких секторов экономики. Система налоговых льгот для «зеленых» отраслей и повышенное налогообложение для «грязных» и ресурсоемких также действует в Германии. Особый стимулирующий налоговый режим действует в Великобритании. Предприятия, развивающие возобновляемые источники энергии, освобождены от уплаты налога на ископаемое топливо, используемое при производстве электроэнергии. Предприятия, деятельность которых направлена на экологичное захоронение отходов, освобождаются от уплаты налога на утилизацию отходов. Кроме того, предусмотрена возможность получения налоговых вычетов в случае приобретения экологичного и энергосберегающего оборудования и в случае переработки, сжигания или повторного использования отходов. Данные налоговые преференции стимулируют компании инвестировать в экологичные проекты. Правительства стран Северной Европы также оказывают господдержку для «зеленых» эмитентов в виде налоговых льгот и субсидий. Кроме налоговых льгот в этих странах действуют стимулирующие льготные тарифные программы, пониженные субсидии для «грязных» сфер экономики [11].
С целью обеспечения необходимого уровня спроса на «зеленые» облигации создаются фонды с зеленой составляющей. Так, создание в 2017 г. фонда Uniinstitutional Green Bond Fund в Германии, инвестирующего в «зеленые» облигации международных эмитентов, повлекло за собой рост рынка в два раза - с 4,6 до 8,9 млрд долл. США [2]. Суверенный фонд Норвегии и шведский пенсионный фонд AP7 постоянно увеличивают аллокацию на «зеленые» инструменты.
В Китае масштабированию «зеленого» финансового рынка уделяется особое внимание со стороны государства. Правительства некоторых провинций предоставляют субсидии для эмитентов в размере до 40 % от процентной ставки по «зеленым» облигациям, денежные компенсации расходов на «зеленую» эмиссию. Кроме того, муниципалитеты оказывают как методическую, так и финансовую поддержку институтов развития и корпораций, участвующих в «зеленом» финансировании, путем предоставления процентных субсидий, гарантий по проектам,
финансируемым за счет эмиссии «зеленых» облигаций, покрытия затрат на их выпуск, а также оказывая содействие в стимулировании институциональных инвесторов к покупке «зеленых» бондов. На текущий момент рынок КНР является четвертым в мире по объему выпущенных «зеленых» облигаций (17,2 млрд долл.), уступая США (51,1 млрд долл.), Германии (40,2 млрд долл.) и Франции (32,1 млрд долл.) [16].
История развития рынков «зеленого» финансирования рассматриваемых стран представлена на рис. 2.
■Франция « Германия ■ Великобритания ■ Нидерланды
Рисунок 2 - Объем выпусков «зеленых» облигаций в странах, млрд долл. [2]
Правительство России также планирует ввести стимулирующие меры с 2022 г., а именно субсидирование купонных выплат эмитентам «зеленых» облигаций [12]. Введение данной меры должно стать эффективным ввиду меньшей инвестиционной привлекательности «зеленых» бумаг для эмитентов. Кроме субсидирования купона признается важность создания законодательной базы эмиссии «зеленых» облигаций, а также рассматривается возможность применения налоговых льгот для ESG-инвесторов, субсидирования процедуры верификации проектов и обнуления ставки налога на купонный доход. Интеграция данных мер господдержки поможет увеличить число эмитентов «зеленых» облигаций и совокупный объем рынка.
Еще одним шагом в развитии национального рынка «зеленого» финансирования
Список литературы_
является утверждение в 2021 г. Правительством Российской Федерации ряда методологических документов, а именно критериев проектов устойчивого развития и требований к системе их верификации [8]. Кроме того, пример размещения «зеленых» облигаций Правительством Москвы в 2021 г. является одним из стимуляторов для других регионов страны.
Эффективность государственной поддержки «зеленых» финансовых рынков очевидна, и использование зарубежного опыта для развития национального рынка - важный шаг на пути к ответственному инвестированию и становлению «зеленой» экономики. Развитие системы «зеленого» финансирования - это значимая часть национальной стратегии развития в условиях посткризисного восстановления.
1. ВЭБ.РФ. Гриниум. Сколько инвесторы готовы платить за экологию. - URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/?f ile=9a41daeb6c65dc9d0df34e1d92050466.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
2. ВЭБ.РФ Меры поддержки и регулирования зеленого рынка в разных странах. - URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/?fNe=f6e255276a60d3d11273b6949baebe71.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
3. Давыдова, А. С. Зарубежный и российский опыт выпуска «зеленых» облигаций / А. С. Давыдова, В. З. Ба-ликоев // Индустриальная экономика. - 2021. - № 3. - С. 81-87.
4. Ермакова, Е. П. Суверенные зеленые облигации Франции / Е. П. Ермакова // Образование и право. - 2021. -№ 7. - С. 441-445.
5. Коданева, С. И. «Зеленые инвестиции» в России и за рубежом: проблемы, механизмы, перспективы / С. И. Коданева // РСМ. - 2020. - № 3 (108). - С. 68-88.
6. Коданева, С. И. От «Коричневой экономики» - к «Зеленой». Российский и зарубежный опыт / С. И. Коданева // РСМ. - 2020. - № 1 (106). - С. 46-66.
7. Коданева, С. И. Перспективы развития рынка «зеленых» облигаций (Обзор) / С. И. Коданева // ЭСПР. -2020. - № 2. - С. 102-113.
8. Министерство экономического развития Российской Федерации. Правительство России утвердило критерии зеленых проектов. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_rossii_utverdilo_kriterii_ zelenyh_proektov.html (дата обращения: 01.11.2021).
9. Московская Биржа. Выпуск зеленых облигаций (для небанковских организаций). - URL: https://bondguide. moex.com/articles/bond-preparation-process/42 (дата обращения: 01.11.2021).
10. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов». Банк России. - URL: https://cbr.ru/analytics/develop/main_direction_2019_2021/
11. Панова, С. А. Тенденции и перспективы развития рынка зеленых облигаций / С. А. Панова // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 6. - С. 39-42.
12. Росинфра. Правительство планирует ввести меры поддержки «зеленых» проектов. - URL: https://rosinfra. ru/news/pravitelstvo-planiruet-vvesti-mery-podderzki-zelenyh-proektov (дата обращения: 01.11.2021).
13. Савинский, С. П. Становление и развитие «зеленого» кредитования в КНР / С. П. Савинский // Экономические исследования. - 2019. - № 4.
14. Счетная палата Российской Федерации. Как коронавирус влияет на достижение целей устойчивого развития: усугубление проблем и «зеленые» планы на будущее. - URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-vliyaet-na-dostizhenie-tseley-ustoychivogo-razvitiya-usugublenie-problem-i-zelenye-p (дата обращения: 01.11.2021).
15. Тутеева, В. М. Рынок «зеленых» облигаций: зарубежный и российский опыт / В. М. Тутеева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Том 10. - № 2А. - С. 274-280.
16. Climate Bonds Initiative. Sustainable Debt: Global State of the Market 2020. - URL: https://www.climatebonds.net/ resources/reports/sustainable-debt-global-state-market-2020 (дата обращения: 01.11.2021).
References_
1. VE'B.RF. Grinium. Skol'ko investory gotovy platit' za e'kologiyu. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/?file=9a4 1daeb6c65dc9d0df34e1d92050466.pdf (data obrashheniya: 01.11.2021).
2. VE'B.RF Mery' podderzhki i regulirovaniya zelenogo ry'nka v raznyx stranax. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/file s/?file=f6e255276a60d3d11273b6949baebe71.pdf (data obrashheniya: 01.11.2021).
3. Davy'dova A. S., Balikoev V. Z. Zarubezhny'j i rossijskij opy't vy'puska «zeleny'x» obligacij. Industrial'naya e'konomika. 2021. № 3. S. 81-87.
4. Ermakova E.P. Suverenny'e zeleny'e obligacii Francii. Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. S. 441-445.
5. Kodaneva S.I. «Zeleny'e investicii» v Rossii i za rubezhom: problemy', mexanizmy', perspektivy'. RSM. 2020. №3 (108). S. 68-88.
6. Kodaneva S.I. Ot «Korichnevoj e'konomiki» - k «Zelenoj». Rossijskij i zarubezhny'j opy't. RSM. 2020. №1 (106). S. 46-66.
7. Kodaneva S.I. Perspektivy' razvitiya ry'nka «zeleny'x» obligacij (Obzor). E'SPR. 2020. № 2. S. 102-113.
8. Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Pravitel'stvo Rossii utverdilo kriterii zeleny'x proektov. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_rossii_utverdilo_kriterii_zelenyh_proektov.html (data obrashheniya: 01.11.2021).
9. Moskovskaya Birzha. Vy'pusk zeleny'x obligacij (dlya nebankovskix organizacij). URL: https://bondguide.moex. com/articles/bond-preparation-process/42 (data obrashheniya: 01.11.2021).
10. Osnovny'e napravleniya razvitiya finansovogo ry'nka Rossijskoj Federacii na period 2019-2021 godov». Bank Rossii. URL: https://cbr.ru/analytics/develop/main_direction_2019_2021/
11. Panova S.A. Tendencii i perspektivy' razvitiya ry'nka zeleny'x obligacij. Finansovye ry'nki i banki. 2020. № 6. S. 39-42.
12. Rosinfra. Pravitel'stvo planiruet vvesti mery' podderzhki «zeleny'x» proektov. URL: https://rosinfra.ru/news/ pravitelstvo-planiruet-vvesti-mery-podderzki-zelenyh-proektov (data obrashheniya: 01.11.2021).
13. Savinskij S.P. Stanovlenie i razvitie "zelenogo" kreditovaniya v KNR. E'konomicheskie issledovaniya. 2019. № 4.
14. Schetnaya palata Rossijskoj Federacii. Kak koronavirus vliyaet na dostizhenie celej ustojchivogo razvitiya: usugublenie problem i «zeleny'e» plany na budushhee. URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-vliyaet-na-dostizhenie-tseley-ustoychivogo-razvitiya-usugublenie-problem-i-zelenye-p (data obrashheniya: 01.11.2021).
15. Tuteeva V.M. Ry'nok «zeleny'x» obligacij: zarubezhny'j i rossijskij opy't. E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. 2020. Tom 10. № 2A. S. 274-280.
16. Climate Bonds Initiative. Sustainable Debt: Global State of the Market 2020. URL: https://www.climatebonds.net/ resources/reports/sustainable-debt-global-state-market-2020 (data obrashheniya: 01.11.2021).