УДК 373.3 ББК 74.204 Х-19
Хапачева Сара Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета, т.: (8772) 593754.
ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(рецензирована)
Статья посвящена формированию информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности, особое внимание уделяется раскрытию задач школьной практики в разработке учебно-воспитательного процесса для решения формирования основ информационной культуры младших школьников в образовательном процессе средствами проектной деятельности.
Ключевые слова: «проектирование», «проектная деятельность», «проектная
культура», «проектная компетентность», «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача».
Khapacheva Sarah Muratovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adygh State University, tel.: (8772) 593754.
PROJECT ACTIVITIES POTENTIAL IN THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE
OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
(reviewed)
The article is devoted to the formation of information culture of younger schoolchildren by means of project activities; special attention is paid to the disclosure of problems in school practice in the development of the educational process for the solving of forming the foundations of infor-mation culture of younger schoolchildren in the educational process by means of project activities.
Keywords: design, project activity, design culture, design competence, project, project method, project learning, design problem.
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае -их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач.
Проблемы формирования информационной культуры личности педагога в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения нет. Изучением информационной культуры занимались Н.И. Гендина, Л.И. Лазарева, С.М. Конюшенко и др. [1].
Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже - в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило,
ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художественного, научного, театрального, управленческого. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.
Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие: ориентация на получение конкретного результата; предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; относительно жесткая фиксация срока достижения результата; предварительное планирование действий по достижению результата; программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта; выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации [2].
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный
мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [1 ].
Покажем развитие проектной деятельности в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В первом классе происходит подготовка к ее осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего, развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.
Учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методических приемов. Многие школьники считают первый и последний этап проектной деятельности более трудными по сравнению с технологическим этапом. Данные факты указывают на развивающий положительный эффект проектной деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр интересов к содержанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или иных учебных задач.
Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять индивидуальный,
дифференцированный подход к учащимся. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; обеспечению целостности педагогического процесса, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.
Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М., 2010.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М., 2006.
3. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: междунар. науч. конф. Краснодар, 2007. С. 102-104.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
5. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений. М., 2003.
References:
1. Asmolov A.G. How to design ECU in an elementary school. M., 2010.
2. Beloborodov N.V. Social creative projects in school. M., 2006.
3. Gendina N.I. Information culture and information education / / Information society: cultural aspects and problems: internat. scient. conf. Krasnodar, 2007. P. 102-104.
4. Pakhomova N.Y. Method of training project in the educational institution. M., 2005.
5. Polat E.S.How is the project born. M., 1995.
6. Sergeev I.S. How to organize project activities with students: practical guide for employees of educational institutions. M., 2003.