Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
РФ, г. Москва
Кучкарева Светлана Сергеевна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1125,
РФ, г. Москва
THE FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE COURSE OF PROJECT ACTIVITIES
Yakusheva Svetlana
candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the wide department of theory and history ofpedagogy at the Institute of Pedagogy and Psychology of education, State Budget Educational Settlement of Higher Professional Education
«Moscow City Pedagogical University»,
Russia, Moscow
Kuchkaryova Svetlana
elementary school teacher, State Budget Educational Settlement school № 1125,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена одной из насущных проблем начального образования — формированию коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности. В работе представлен теоретический анализ коммуникативной культуры младших школьников в контексте их проектной деятельности,
Якушева С.Д., Кучкарева С.С. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 5 (15) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2138
являющейся неотъемлемым аспектом школьной жизни учащихся. Данный тандем осуществляет поддержку образовательной инициативы ребенка, обучение навыкам общения и сотрудничества, способствует расширению опыта самостоятельной работы, развитию творческого потенциала ребенка.
ABSTRACT
The article is devoted to one of the pressing problems of primary education which is the development of communicative culture of junior schoolchildren in project activities. This work introduces a theoretical analysis of communicative culture of junior schoolchildren within their project activities as an inseparable part of their school life. This tandem provides the support of children's educational initiative, trains skills in communication and cooperation, enhance the experience of independent work and develop child’s creative potential.
Ключевые слова: парадигма, личность, культура, человек культуры, коммуникация, коммуникативная культура, проект, проектная деятельность школьника.
Keywords: paradigm, personality, culture, a man of culture, communication, communicative culture, project, project activity of a schoolchild.
Общество двадцать первого столетия перешло на новый уровень развития, обусловливающего перемены в экономической и социальной сферах, реализующего инновационные технологии, а также модернизационные процессы в системе отечественного образования.
Система образования призвана задавать именно ту траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивая его восходящее развитие.
В.А. Сухомлинский утверждал, что вступление мира в век Человека отражает состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития учащегося в вариативной системе образования, которые учитывают его готовность к обучению,
состояние здоровья, возрастные и индивидуально-психологические
особенности.
Именно образование призвано проложить дорогу новой социальной, экономической, правовой и коммуникативной культуре, сделать общество открытым, поликультурным, динамичным и внимательным к традициям, а человеку помочь реализоваться как носителю культуры.
Человек культуры, по словам Е.В. Бондаревской, — свободная личность, способная к самоопределению; гуманная личность, так как она свободна в нравственном и эстетическом самосовершенствовании; духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поисках смысла жизни, счастья, идеала; личность творческая и адаптивная, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.
Новая образовательная парадигма рассматривает самоопределяющуюся личность как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возникающими) свойствами для социальнопсихологической и педагогической поддержки необходимого знания с целью продуктивного использования потенциала личностной самоорганизации [14, с. 7].
Начальная школа в системе общего образования играет важную роль, т. к. именно на этом этапе происходит формирование личности ребенка, его социализация, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Еще С.И. Г ессен ставил актуальную и поныне проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование [12, с. 8].
Культура является ценностью человечества, сформировавшейся в историческом процессе. Она несет в себе стиль мышления и поведения, объединяя все стороны общественной жизни и любой вид деятельности
человека, а также всю глубину и широту его знаний, а главное — воспитанность и интеллигентность [1, с. 32].
В настоящее время необходимо переосмыслить понятие «образованный человек». А.М. Новиков считает, что образованность в современном обществе — это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить [7, с. 9].
Новые стандарты нацелены на личностные результаты при освоении программы начального общего образования: формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению, овладение начальными навыками адаптации в современном мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки [10, с. 6].
Таким образом, современные стандарты нацелены на формирование коммуникативных умений младших школьников.
В психологическом словаре «коммуникация» (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) трактуется как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект [6].
Коммуникация в школьном образовании рассматривается как обмен информацией, смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. [4, с. 117].
Проблема коммуникативной культуры освещалась в исследованиях, посвященных социализации школьников (О.С. Газман, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, А.Г. Пашков и др.); общекультурному их становлению (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, В.С. Леднев, А.В. Репринцев и др.); непрерывному образованию (И.В. Петривняя, В.В. Соколова и др.); преподаванию языков (О.М. Казарцева, О.П. Кравчук, H.A. Лемяскина, О.П. Садилова, Т.Е. Тихонова, Л.Б. Чепцова, Т.Э. Эмирбекова и др.); возрастным особенностям учащихся (О.П. Кравчук, Е.Ф. Карпиевич, Л.Р. Сайфутдинова и др.).
Так, по утверждению О.П. Кравчук, коммуникативная культура является педагогическим и социально-психологическим феноменом, воплощающимся в различных областях знания, имеющим межпредметный характер и являющимся показателем общей культуры личности. Ученый предлагает следующую технологию формирования и развития у школьников основ коммуникативности (коммуникативной культуры), состоящую из четырех этапов: 1) социально-игрового; 2) диалога в парах; 3) группового
сотрудничества; 4) разновозрастного общения [5].
М.Г. Рудь считает, что коммуникативная культура является составной частью личностной культуры, которая формируется во всех видах ее деятельности [8].
Т.А. Яндукова рассматривает формирование коммуникативной культуры младших школьников как структурный компонент системы обучения и воспитания, как развитие социально-коммуникативной деятельности, как обеспечение возможности самореализации личности учащегося начальной школы [15, с. 248].
Т.Е. Тихонова заявляет, что коммуникативная культура младших школьников — это интегральное личностное образование, позволяющее ребенку в процессе общения на русском и изучаемых иностранных языках совершать речевые поступки гармонизирующего характера. Данное личностное единство базируется на совокупности лингвистических и риторических знаний,
умений и навыков, положительного опыта речевого поведения, эмоциональноценностного отношения к культуре [9, с. 14].
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о сложности понятия «коммуникативная культура», содержание которого, считает Е.Ю. Фетисова, определяется многоаспектным пониманием культуры как процесса и результата, субъект-субъектного взаимодействия, направленного на обмен знаниями, умениями, опытом, идеями и ценностями [11, с. 5].
Современные ученые свидетельствуют о том, что, несмотря на усилившееся внимание педагогов к данной проблеме, на практике пока еще не выявлен надлежащий уровень формирования коммуникативной культуры младших школьников.
В настоящее время формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из насущных проблем современного начального образования, находящегося в периоде динамического обновления.
Являясь базой, фундаментом последующего образования, начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовит их к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом. Время диктует задачи, направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В связи с этим именно проектная деятельность служит той нитью Ариадны, которая осуществляет формирование коммуникативной культуры младших школьников.
Целями организации учебно-воспитательного процесса, связанными с проектной деятельностью в начальной школе, являются поддержка образовательной инициативы ребенка, обучение навыкам общения и сотрудничества, расширение опыта самостоятельной работы.
Научные исследования П.Р. Атутова, А.Н. Богатырева, Н.В. Матяш, С.Н. Николаевой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.А. Полякова, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова, В.Д. Симоненко, А.А. Хромова, Дж. Пита раскрывают
сущностные особенности проектной деятельности в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития общих способностей и укрепления психологического здоровья детей. И.В. Дубровина утверждает, что ответственность за психическое здоровье и формирование общих способностей ребенка лежит на родителях, воспитателях, педагогах, которые должны грамотно организовать жизнь, деятельность и общение, считаясь с возрастными закономерностями и с индивидуальными особенностями ребенка [2, с. 260].
Личностный опыт ребенка осуществляется, по утверждению С.Т. Шацкого, через практику решений, в ходе которой развиваются критическое мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности, внутренняя культура. Все это — условия, которые влияют на его личность [13, с. 100].
Новые знания обогащают и расширяют представления учащихся об окружающей действительности, открывают новые области явлений, формируя более высокий уровень их познавательных интересов [2, с. 270], развития творческого мышления и интеллекта.
Вслед за М.А. Холодной мы считаем, что интеллект — это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.
Овладение учащимися проектной деятельностью способствует более успешному развитию младших школьников, формированию приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становлению их субъектной позиции в коллективной и учебной деятельности [13, с. 102].
Следовательно, проектная деятельность является актуальным методом для формирования коммуникативной культуры, поскольку в рамках творческого и исследовательского проекта активизируются любопытство и любознательность, присущие данному возрасту [3, с. 4].
В сотрудничестве школьник учится взаимопониманию и самопознанию, обосновывая и доказывая собственное мнение, приближаясь к пониманию относительности оценок или выбора, совершаемого людьми, а также коммуникативным действиям, направленным на учет позиции собеседника или партнера по деятельности.
Коммуникативное умение, считают А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и другие исследователи, формируется в процессе групповой проектной деятельности, к которой относятся коммуникативно-речевые действия и рефлексия. Совместная деятельность учащихся создает среду, адекватную для совершенствования способности речевого умения [4, с. 124].
Итак, коллективная проектная деятельность имеет реальные возможности для формирования коммуникативной культуры младшего школьника, так как в первом и втором классах происходит становление ученического коллектива, в условиях которого происходит формирование интеллектуальной и личностной культуры обучающегося.
В связи с этим образование предстает как единое проблемное поле, в котором личность имеет свои предпочтения, интересы и ценности, а их реализация приводит к самоутверждению [16, с. 151].
Коммуникативная культура младших школьников, утверждает С.Д. Якушева, — интегративное личностное качество, основывающееся на коммуникативных знаниях, умениях и навыках, развитии способностей и творчества.
Таким образом, формирование коммуникативной культуры, развитие познавательных интересов, нравственных установок и ориентаций вводит младших школьников в современный мир знаний.
Список литературы:
1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1990. — 144 с.
2. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 464 с.
3. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде: учебно-методическое пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2014. — 136 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под. ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
5. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород, 2002. — 285 с.
6. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский,
М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд. расшир., исправ. и дополненное. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 506 с. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://psychology.academLc.ru/912/коммуникация (дата обращения:
16.04.2015) .
7. Новиков А.М. Профессиональное образование: устремление в будущее //
Проблемы современного образования: интернет-журнал. — 2012. — № 3. — С. 9 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.pmedu.ru/downloads/full-text/2012_3.pdf (дата обращения:
17.04.2015) .
8. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ростов н/Д, 1999. — 132 с.
9. Тихонова Т.Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. — Сочи, 2011. — 23 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-
shkola/fgos/fgos-noo.html (дата обращения: 13.04.2015).
11. Фетисова Е.Ю. Педагогические условия формирования коммуникативной
культуры подростков, испытывающих трудности в обучении (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида): дис. ...
канд. пед. наук: 13.00.01. — Курск, 2006. — 205 с.
12. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учеб. пособие. — М: Форум; ИНФРА-М, 2014. — 416 с.
13. Якушева С.Д. Особенности проектной деятельности в начальной школе // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. Новые межпредметные интеграции. — 2011. — № 3(76). — С. 99—103.
14. Якушева С.Д. Профессионально-педагогический инжиниринг
в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308 с.
15. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — № 4(85). — С. 246—249.
16. Yakusheva S.D. The development of modern school system in Russia // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, —2014. — № 5 (October—November). — Pp. 149—158.