ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 3
О.Н. Рыбковская
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СОЮЗОВ
И ОПЫТ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ
(на примере Германии конца XIX — начала XX в.)
В послании Федеральному собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу обеспечения экономического роста опережающими темпами, чтобы Россия смогла занять ведущие позиции в мировой экономике. При этом учитывалось, что за 90-е гг. XX в. экономика страны лишилась половины своего потенциала. Особо было отмечено, что решение этой задачи возможно лишь при опоре на собственные силы1.
Ввиду этого большой интерес представляет использование мощного источника самостоятельного развития экономики России — самоорганизации российских хозяйствующих субъектов в предпринимательских союзах и их взаимодействия с государством.
Как институты рыночной экономики, существующие в про-мышленно развитых странах Запада, а также, в частности, в Индии и некоторых государствах Юго-Восточной Азии, предпринимательские союзы создают входящим в них предприятиям наиболее благоприятные условия для их деятельности в целом. Тем самым осуществляется оперативно-рыночное регулирование экономики предпринимательскими союзами — органами ее самоуправления.
Вместе с тем крупнейшие ассоциации предпринимателей занимаются политической деятельностью и работой с общественностью. Тем самым они обеспечивают взаимодействие и согласование интересов между предпринимателями, с одной стороны, и государством и обществом — с другой, и препятствуют обюрокрачиванию политической системы.
В период перестройки в СССР в качестве исходного звена экономической реформы было выбрано предприятие, однако не был решен вопрос о среднем уровне управления экономикой. Между тем именно он имеет ключевое значение для согласования интересов предприятий, регионов и отраслей с общегосударственными интересами, что необходимо для обеспечения динамич-
1 Российская газета. 2004. 26 мая.
ного развития экономики в интересах всего общества. Во второй половине 80-х гг. прошлого века также стояла задача устранения чрезмерной регламентации экономической жизни множеством отраслевых министерств и ведомств.
Предоставление экономической самостоятельности предприятиям при отсутствии единой направленности принимаемых мер практически привело к тому, что государство в значительной мере потеряло способность осуществлять стратегическое регулирование процессов в секторе реальной экономики. Несмотря на то что в ходе проведения реформ в СССР, а позднее в РФ независимо от государства стали возникать предпринимательские союзы, их потенциал в первой половине 90-х гг. был невелик, что затрудняло его использование для обеспечения поступательного развития экономики страны.
К середине 90-х гг. ситуация постепенно изменялась. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) стал принимать участие в работе совещательных и консультативных органов при Правительстве РФ, Администрации Президента, палатах Федерального собрания, при губернаторах, мэрах городов и органах местного самоуправления.
В 1994 г. было издано Постановление «О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации». Российским министерствам и ведомствам рекомендовалось привлекать представителей ТПП РФ как самой представительной организации российских предпринимателей к разработке и реализации программ по содействию развитию предпринимательства и экономики, а также к подготовке и экспертизе соответствующих постановлений правительства. Президент ТПП РФ стал членом коллегии Министерства экономики РФ, а его заместитель — членом коллегии Министерства внешнеэкономических связей РФ. В конце 1997 г. была достигнута договоренность о совместной работе ТПП РФ и Правительства над особо важными для ТПП законодательными инициативами правительства.
Особенно сильны позиции ТПП РФ в Государственной думе, где она имеет постоянное представительство, участвует в заседаниях рабочих групп, комитетов, в парламентских слушаниях и имеет право выступать с законодательной инициативой.
Как ТПП РФ, так и ее члены — палаты на местах — смогли добиться больших успехов во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти.
После 2000 г. стали проводиться регулярные встречи между представителями российского бизнеса (в том числе предпринимательских ассоциаций) и Президентом РФ в Кремле, а также между ними и премьер-министром — в рамках Совета по пред-
принимательству при Правительстве РФ. Примечательно, что в последней встрече с Президентом РФ приняли участие представители мелкого и среднего бизнеса.
Однако в стране до сих пор не разработана и не проводится обоснованная промышленная политика, которая представляла бы собой своего рода консенсус между представителями государства, предпринимательских ассоциаций и профсоюзов. Необходимость целенаправленной промышленной политики особенно остро ощущается в связи с переговорами о предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию. Отсутствует четкое представление о том, какие отрасли отечественной промышленности в какой мере нуждаются в защите посредством протекционистских пошлин, вследствие чего переговоры ведутся во многом как бы вслепую. К тому же представители государства при этом не проводят консультации с организациями деловых кругов.
Переходу к экономическому росту опережающими темпами по-прежнему препятствуют деиндустриализация экономики и сокращение сектора реальной экономики в целом, включая сельское хозяйство. Разлаженный механизм воспроизводства, дефицит государственных инструментов регулирования экономики и самого участия в нем государства создают особенно большие трудности для успешной деятельности малых и средних предприятий.
Ввиду этого все более остро ощущается необходимость консолидации общенационального представительства интересов предпринимателей в диалоге между бизнесом и органами власти.
Для решения всех этих проблем представляется целесообразным изучить зарубежный опыт использования потенциала предпринимательских союзов и их взаимодействия с государственными институтами при переходе к динамичному развитию экономики. В истории России опыт деятельности предпринимательских союзов был слишком кратковременным (период после отмены крепостного права в 1861 г. до 1917 г. в царской России и время проведения новой экономической политики в 20-х гг. XX в. при советской власти).
Наиболее целесообразно обратиться к опыту Германии, так как по степени организованности предпринимателей, совершенству структуры и единству действий их союзов страна уже в начале XX в. опередила другие промышленно развитые государства. Это имело большое значение для преодоления экономической и политической отсталости Германии и прорыва страны к ведущим позициям в мировой экономике на рубеже XIX—XX вв.
Германия имела длительные исторические традиции самоуправления торговцев, ремесленников, аграриев, а позднее и промышленников, что было настоятельной необходимостью в усло-
виях многовековой разобщенности отдельных германских территорий (XII в. - 70-е гг. XIX в).
Одной из главныгх причин раздробленности Германии являлось отсутствие прочных экономических связей между отдельными областями при разноликости их политического статуса и контрастах в области уровней развития. Большинство городов Северной Германии со значительным торгово-ремесленным потенциалом поддерживало тесные экономические связи с северо- и восточноевропейскими государствами и в меньшей степени — с другими регионами Германии. Южногерманские города, в свою очередь, тяготели к Северной Италии. Восточные и западные территории Германии были дезинтегрированы. Таким образом, рост товарно-денежныгх отношений не сопровождался образованием общегерманского внутреннего рынка.
Разобщенность отдельных германских территорий резко усилилась в период Реформации (1517) и после Крестьянской войны (1525 г.), повлекших за собой обострение княжеского абсолютизма и сепаратизма, дальнейшее падение авторитета императорской власти и повторное закрепощение большей части германского крестьянства.
Тяжелейший урон нанесла стране Тридцатилетняя война (1618—1648), сельское хозяйство, промышленность и ремесла пришли в упадок, а население сократилось в четыре раза. Германия стала окончательно, с юридической точки зрения, конгломератом 297 государств, в которыгх действовали свои юридические нормы, в том числе различные таможенные правила, единицы мер и весов. В результате Германия в течение 200 последующих лет не могла проявлять политическую активность в Европе.
Для преодоления экономического и политического отставания от других европейских государств были необходимы огромные усилия как властей, так и гражданских институтов, в какой-то степени смягчавших своей активностью территориальную раздробленность, правовую и финансовую чересполосицу. В отсутствие государственных органов регулирования экономики соответствующие функции осуществляли такие предшественники союзов по интересам, как, в частности, товарищество-марка, сельские товарищества и Светские общинные союзы (Weltliche Gemeindeverbände)2 в сельской местности и купеческие гильдии, ремесленные цеха и мануфактурные корпорации в городах.
2 Само название «Светский общинный союз» (Weltlicher Gemeindeverband) свидетельствует о том, что в германской деревне существовали и развивались корпоративные тенденции. Примечательно, что большинство германских ассоциаций, созданным на основе общности интересов, со времен Средневековья вплоть до настоящего времени называются союзами (Verbände).
Они представляли собой союзы между индивидами, равными в имущественном и социальном отношении (так называемые «союзы равных»). Членство в таких замкнутых группах являлось своего рода гарантией сохранения индивидом статуса и правоспособности.
Некоторые союзы рождались из интереса к осуществлению совместной экономической деятельности, например, товарищество-марка (Markgenossenschaft), возникшее во Франконии в XII в. и объединявшее всех собственников леса и пастбищ для совместного пользования этими угодьями3.
Число и характер интересов союзов изменялись по мере углубления общественного разделения труда. Постепенно возникла потребность выйти за семейные, бытовые, идеологические и соседские рамки и создавать ассоциации, формально независимые от общины: цеховые объединения, союзы зажиточных крестьян-мейеров, союзы по эксплуатации дорог, плотин, шлюзов и использованию водных ресурсов (Wegeverband; Deich-, Schleusen-und Wasserverband). Наряду с ними утвердили себя церковный и судебный союзы, а также различные защитные гильдии и товарищества4.
Все эти союзы являлись частноправовыми институтами, государство практически не вмешивалось в их деятельность.
После Крестьянской войны 1524—1525 гг. и в основном повсеместного восстановления крепостной зависимости права крестьянства на самоуправление были урезаны, и сельские товарищества (Dorfgenossenschaften), которые регулировали широкий круг общественных отношений, постепенно превратились в публично-правовые корпорации5.
Многовековые традиции деятельности сельских «союзов равных» способствовали возникновению купеческих гильдий, ремесленных цехов и мануфактурных корпораций во многих городах Германии. Наиболее интенсивно процессы становления, а позднее и интегрирования государственным аппаратом, а также укрепления новых «коммерциальных» органов протекали в северных городах-государствах Балтийского моря и в имперских городах, экономически более развитых, чем большинство германских княжеств.
Первые попытки создать прочные купеческие цеховые корпорации (zünftige Korporationen, Kompanien) относятся ко второй
3 Borg I. Dorfgemeinde. Freiheit und Unfreiheit in Franken. Stuttgart, 1956. S. 80.
4 Dr. Stube G. Wesen und Verfassung der Landgemeinden und des ländlichen Grundbesitzes in Niedersachsen und Westphalen. Jena, 1851. S. 106.
5 Borg I Op. cit. S. 64—65, 70.
половине XIV в., периоду расцвета Ганзейского союза городов — объединения северогерманского купечества в интересах совместной экономической деятельности. Так, в объединения купцов Любека входили общества, торговавшие с Ригой, Новгородом и Стокгольмом. Членство в этих корпорациях было обязательным; лишь оно давало купцам право торговать с другими городами, а также пользоваться правом коммерсанта.
Наряду с собственно торговлей корпорации управляли рыболовными базами, складами для хранения сырья и заключали договоры по перевозке товаров, принадлежавших членам корпорации, а также по судоходству на ряде рек6.
Купеческим корпорациям приходилось вести долгую и сложную борьбу за усиление влияния в городских советах. Особую актуальность этот вопрос приобрел по окончании Тридцатилетней войны, когда торговля и ремесла пришли в упадок, а Ганза в 1669 г. перестала существовать даже формально. Города Балтики оказались в экономической и политической зависимости от северо-восточных землевладельцев. Однако купечеству Любека постепенно удалось закрепить свое право на участие в принятии решений, касавшихся торговли, промышленности и судоходства. В 1669 г. это право было зафиксировано в Конституции города.
Тремя годами позже по инициативе городского совета Любека была создана постоянная коммерческая коллегия, в которой каждая из корпораций получила по два места. Таким образом, произошло инкорпорирование организаций торгового капитала в единый орган по управлению экономикой города.
Коммерциальные коллегии, или советы, или депутации, не раз возникали в германских княжествах на протяжении XVII— XVIII вв. как стремление бороться с экономическим и политическим упадком посредством объединения усилий государств и предпринимателей. Их положение в административной системе было нестабильным. Они не наделялись исполнительной властью, в их составе преобладали чиновники.
Участие представителей торгового капитала в работе коммер-циальных органов способствовало распространению идеи представительства по интересам с начальными элементами самоуправления и возникновению «торговых правлений» (ИапШищвуо^апёе). Поначалу инициатива исходила в основном от купцов, занимавшихся внешней торговлей; затем германские князья, не чуждые меркантилизма, сами приступили к созданию «торговых правлений» из профессионалов. Так, в 1681 г. в Лейпциге, ставшем круп-
6 600 Jahre Selbstverwaltung der Wirtschaft in Lübeck. 125 Jahre Industrie und Handelskammer zu Lübeck. Lübeck. 1978. September. S. 20.
6 ВМУ, экономика, № 3
81
ным центром международной торговли, возникла торговая коллегия7.
Деятельность организаций германского торгового капитала повышала, с одной стороны, прибыльность торговых операций, а с другой — способствовала становлению рыночных связей между отдельными территориями и отраслями экономики, а следовательно, — развитию производительных сил Германии, преодолению разрушительных последствий Реформации, Крестьянской и Тридцатилетней войн.
XIX век отмечен модернизацией государства, экономики и общества, а также смещением основного вектора развития от сельского хозяйства к промышленности. Все чаще решения принимались не на уровне городов и общин, а на уровне отдельных германских государств. Потребность оказывать воздействие на характер этих решений вызвала к жизни новые частноправовые объединения по интересам, а именно союзы (Vereine, Gemeinschaften), которые отличались от корпораций так, как буржуазное общество — от сословного.
Членами корпораций люди становились от рождения, в силу принадлежности к тому или иному сословию или профессии. Частноправовые союзы по интересам, напротив, представляли собой добровольные объединения лиц, имевших различное социальное происхождение. Как правило, корпорации преследовали заранее поставленные и разносторонние цели и претендовали на то, чтобы регулировать все стороны жизни и даже быта своих членов. Частноправовые союзы, напротив, концентрировали внимание на решении отдельных проблем или задач, оставляя за скобками частную жизнь. Членство в корпорациях определяло статус человека и его место в обществе. В отличие от этого членство в частноправовых союзах не было связано с социальным статусом или замкнуто на определенные ремесла или территорию. Самыми типичными частноправовыми союзами стали отраслевые промышленные союзы; промысловые и сельскохозяйственные союзы пользовались поддержкой государства.
Там где концентрация капитала и производства была высокой (например, машиностроение, текстильная промышленность), союзы быстро набирали вес, что нельзя было сказать о крестьянских хозяйствах, ремесленниках, а также о малых и средних предприятиях. В свою очередь германские государства проявляли заинтересованность в повышении эффективности немецкой экономики в целом и в течение первой половины XIX в. оказывали
7 Facius F.: Wirtschaft und Staat. Die Entwicklung der staatlichen Wirtschaftsverwaltung in Deutschland vom 17. Jahrhundert bis 1945. Boppard am Rhein, 1959. S. 33.
организационную, финансовую и юридическую поддержку учреждению торговых и ремесленных палат, а также промысловых и сельскохозяйственных союзов. Некоторые из организаций существовали как публично-правовые ассоциации, а другие — как частноправовые объединения. Эти два типа организаций хозяйствующих субъектов частично конкурировали друг с другом, а частично дополняли друг друга и сохранились в Германии вплоть до настоящего времени.
Родословная немецких торговых палат восходит к торговым палатам Франции и прусским купеческим корпорациям. После 1815 г. к Пруссии отошли бывшие французские территории по левую сторону Рейна. Вместе с ними были «импортированы» и торговые палаты. В 1831 г. барьеры между торговыми и промышленными палатами были ликвидированы, что позволило сформировать общий фронт промышленного и торгового капитала. Затем (в 1848 г.) последовала унификация прусских торговых палат.
Эти публично-правовые органы имели полуофициальный статус. С одной стороны, они были включены в состав государственных учреждений на низовом уровне, а с другой — пользовались довольно широкими правами на самоуправление. В основу был положен принцип обязательного членства. Каждый предприниматель, выплачивавший промысловый налог, был обязан платить взносы в соответствующую палату и мог участвовать в выборах членов палаты, определявших состав правления. Со временем на палаты были возложены некоторые задачи государства.
Решение в пользу публично-правового статуса торговых палат по образцу Франции, помимо Германии, было принято и в Австрии. В то же время в Англии, Швейцарии, Дании, Швеции и Норвегии палаты являлись частноправовыми ассоциациями, членство в которых было добровольным8. Помимо других факторов, это было обусловлено, по-видимому, различным уровнем экономического развития этих стран в тот период. Так, например, в начале XIX в. наиболее продвинутой в экономическом смысле была Великобритания. Ее правительство не вмешивалось в оперативные дела торговцев и промышленников. Предприниматели Великобритании по мере необходимости сами создавали торговые палаты, не прибегая к помощи государства.
Права и обязанности немецких торговых палат были подробно регламентированы в прусском Законе о торговых палатах 1870 г.
8 Kaufmann R. von. Die Vertretung der wirtschaftlichen Interessen in den Staaten Europas, die Reorganisation der Handels und Gewerbekammern und die Bildung eines volkswirtschaftlichen Centralorgans in Deutschland. Berlin, 1879. S. 20.
Задачей торговых палат, согласно § 1 этого Закона, является «защита общих интересов лиц, занимающихся торговлей и промыслом на территории данного района, в особенности оказание помощи органам власти в содействии развитию торговли и промышленности посредством предоставления информации, предложений и консультаций»9.
Публично-правовой характер торговых палат выражен в законе 1870 г. в следующих положениях. Необходимым условием для создания палаты являлось согласие министра торговли, который вместе с тем определял численность ее членов, а также местонахождение палаты. Правительство должно было быть извещено о ее штатном расписании. Расходы, связанные с деятельностью палаты, возлагались на ее членов, однако власть могла ограничить размер взносов до 10% ремесленного налога. Эти организации обязывались ежегодно представлять министру торговли отчет о развитии торговли в соответствующем районе, а также поддерживать непосредственный контакт со всеми высшими и местными инстанциями по вопросам законодательства и исполнительной власти с целью защиты интересов предпринимателей. Причем оказание помощи властям рассматривалось не только как самое почетное право, но и как обязанность торговых палат10.
Палаты, по закону 1870 г., осуществляли деятельность, которая в принципе относится к компетенции государства: назначали торговых маклеров, а также управляли биржами и другими организациями, задачей которых являлось содействие развитию торговли.
Впоследствии торговые палаты Пруссии обрели права на самоуправление, присущие купеческим корпорациям (например, создавать склады, торговые музеи, транспортные и портовые сооружения), а также стали обеспечивать профессиональное обучение в школах, учреждавшихся самими палатами11. Аналогичные положения вобрали в себя законы, регулировавшие деятельность торговых палат в других германских княжествах, а также имперских городах.
Как отмечалось, германские государства не отстранялись от всяческой поддержки небольших ремесленных предприятий и крестьянских хозяйств. Так, большая часть промысловых союзов
9 Цит. по: Gesetz über die Handelskammern vom 24. Februar 1870 (Ges.-Samml. 7605) // Kaufmann R. von. Op. cit. S. 213.
10 Ibid. S. 213, 217-219.
11 Korporation der Kaufmannschaft von Berlin. Die Handelskammern. Ihre Organisation und Tätigkeit. Bericht an den Internationalen Handelskammer-Kongress in Mailand. Berlin, 1906. S. 16-17.
(Gewerbevereine), первоначально объединявших ремесленников, фабрикантов и предпринимателей, а затем — в основном только ремесленников, считавшихся «свободными объединениями», возникла под крылом государства. При этом важную роль играли как контакты между руководством союзов и бюрократией, так и финансовые субсидии. Так, например, в Великом герцогстве Гессен во главе промысловых союзов стояло государственное учреждение — Великогерцогское Центральное ведомство по промыслам (Großherzogliche Zentralstelle für die Gewerbe)12.
В отличие от ремесленных цехов и корпораций, в промысловые союзы входили все мастера, работавшие на определенной территории; эти новые организации ремесленников преследовали совершенно иные цели — обеспечение конкурентоспособности ручного труда в условиях индустриализации германской экономики. Под лозунгом «Вопрос ремесленника — это вопрос образования» они содействовали частной инициативе, повышению квалификации и ознакомлению ремесленников с особенностями менеджмента и маркетинга. Промысловые союзы налаживали информационную базу, организовывали доклады и занимались обучением и повышением квалификации ремесленников. Проведение выставок, конкурсов и присвоение премий содействовали научно-техническому прогрессу в ремеслах. Помимо этого промысловые союзы представляли интересы ремесленников перед государственными органами и органами местного самоуправления, занимаясь подготовкой экспертных заключений, разработкой предложений и используя иные каналы влияния13.
Объектом особых забот германских государств являлась организация интересов в области сельского хозяйства. Наряду с менее благоприятными условиями для создания представительства интересов в этой сфере (в том числе низкой готовностью крестьян объединяться для решения совместных задач) это объясняется и тем обстоятельством, что сельское хозяйство являлось на протяжении значительной части XIX в. основной отраслью экономики и бышо особенно тесно связано с государственной и муниципальной экономикой. В силу этих причин не сами сельские хозяева объединялись, чтобы воздействовать на государства, а именно германские государства подсказывали крестьянам, где надо искать общий знаменатель.
В Вюртемберге «Центр сельскохозяйственного союза» (Zentralstelle des landwirtschaftlichen Vereins) даже был преобразован в
12 Hans-Peter Ullmann. Interessenverbände in Deutschland. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1988. S. 44.
13 Ibid. S. 45.
государственный орган — «Центр по сельскому хозяйству» (Zentralstelle für die Landwirtschaft). В Пруссии в 1842 г. была создана Сельскохозяйственная коллегия (Landesökonomiekollegium), которая, с одной стороны, являлась консультативным и административным органом Министерства внутренних дел, а с другой — Центром сельскохозяйственных союзов. Впоследствии эти союзы стали выполнять задачи, сходные с задачами торговых палат. В рамках аграрной модернизационной политики правительства упор делался на образование и содействие прогрессу в сельском хозяйстве с целью преодоления противоречия между опережающим ростом населения и объемом производства продуктов питания, а также в определенной мере и на защиту интересов аграриев. Членами этих организаций являлись государственные чиновники, дворяне, крестьяне, священники и учителя14.
Без непосредственной поддержки со стороны государства с 50-х гг. XIX в. во всех частях Германии возникали отраслевые союзы промышленников. В отличие от торговых палат, они были частноправовыми ассоциациями, независимыми от правительства, и не были обязаны принимать в расчет ситуацию в других отраслях экономики. Появление отраслевых союзов предопределяла дифференциация отдельных отраслей промышленности, наблюдавшаяся в период длительного хозяйственного подъема в Германии (1834—1873). В торговых палатах представители промышленного капитала составляли меньшинство и не могли заставить эти организации отстаивать свои интересы, выходившие за рамки коммерции.
Наиболее влиятельные союзы сложились в сталелитейной, металлообрабатывающей и горнодобывающей отраслях15. Преобладавший на начальной стадии локально-отраслевой принцип — так, например, в 1858 г. возник Союз горнодобывающей промышленности Вестфалии (Verein bergbaulicher Interessen für Westfalen), а в 1861 г. — Верхнесилезский союз горняков и металлургов (Oberschlesischer Berg- und Hüttenmännischer Verein) — постепенно уступал место общенациональным началам.
В 1869 г. был зарегистрирован Союз германских чугунолитейных заводов (Verein Deutscher Eisengiessereien) — общегерманская хозяйственная структура. Она послужила образцом при создании других немецких промышленных союзов. В 1873 г. Союз германских чугунолитейных заводов состоял из шести территориальных групп16.
14 Ibid. S.35.
15 Schulz G. Über Entstehung und Formen von Interessengruppen in Deutschland // Interessenverbände in Deutschland. Hrsg. von H.J. Varain. Köln, 1973. S. 37.
В этой предпринимательской организации было представлено большинство предприятий отрасли. Первый общегерманский отраслевой промышленный союз отражал также специфические хозяйственные интересы отдельных групп предпринимателей.
Союз германских чугунолитейных заводов способствовал регулированию и калькуляции цен с учетом величины себестоимости продукции и конъюнктуры, занимался разработкой и внедрением типовых условий платежа и поставок, предоставлял скидки для поддержания контрактных цен на определенном уровне, а также обеспечивал централизованное снабжение членов союза необходимыми видами сырья. Через союз осуществлялся обмен опытом и изобретениями с целью повышения уровня конкурентоспособности отрасли в целом, чем несколько ограничивалась склонность индивидуального предпринимателя к сохранению коммерческой тайны и технологических новинок.
Данный отраслевой союз неоднократно выступал за прекращение политики свободной торговли, защищая интересы германских производителей чугуна. Однако это не могло произойти в условиях отсутствия единого германского государства.
Пруссия, наиболее развитая в экономическом и военном отношении, и стала государством, которое объединило или подчинило себе другие германские территории. «Мотором» этого процесса в немалой степени являлись предпринимательские ассоциации отдельных германских государств, и в первую очередь — торговые палаты.
Уже в первой трети XIX в. палаты активно добивались создания единого таможенного пространства, ибо густая сеть таможенных границ в Германии мешала торговле как между самими германскими княжествами, так и с иностранными государствами. Давала себя знать также потребность в единой торговой политике по отношению к конкурентам, среди которых особо выделялась Англия.
В 1834 г. возник Германский таможенный союз (Deutscher Zollverein), к которому присоединились почти все германские государства. На территории союза была установлена единая таможенная граница, отменены все местные тарифы и введен общий внешний тариф. Это способствовало образованию единого общегерманского внутреннего рынка и, таким образом, устраняло главную экономическую причину многовековой разобщенности и отсталости германских территорий.
16 Zur Geschichte der Deutaschen Eisengiessereien. Festschrift zur 50.Hauptver-sammlung des Vereins Deutascher Eisengiessereien. Giessereiverband. Hrsg. Von Dr.Otto Brand. Düsseldorf, 1919. S. 5—6, 8, 10—11.
Однако в 30—40-е гг. XIX в. Германский таможенный союз столкнулся с несовместимостью групповых интересов. Политика свободной торговли, присущая начальному периоду становления капитализма в Германии, не поддерживалась значительной частью германских промышленников, продукция которых не выдерживала в отсутствие таможенных пошлин иностранной конкуренции.
В то же время торговый капитал, а также германское юнкерство, заинтересованное в ввозе готовых изделий в обмен на экспорт зерна, выступали за свободную торговлю.
Часть торговых палат Пруссии и все палаты Южной Германии в 1840 г. призвали к проведению координированной торговой политики. Отсутствие единства в Германском таможенном союзе давало Англии шанс навязать политически раздробленной Германии крайне невыгодный торговый договор, который отводил бы ей роль поставщика сельскохозяйственной продукции и делал бы ее зависимой от импорта английских промышленных товаров.
Эти обстоятельства обусловили создание Прусского и Баден-ского конгрессов торговых палат. Но объединить торговые палаты всей Германии вначале не удалось, и попытки наладить под крышей Германского таможенного союза проведение единой торговой политики закончились неудачей.
Однако в 1861 г. по инициативе Т. Фрея и Д. Ханземанна все же удалось создать Германский конгресс торговых палат — ДХТ (Deutscher Handelstag — DHT). В него вошли торговые и ремесленные палаты, торговые правления, а также отраслевые предпринимательские союзы государств—членов Германского таможенного союза.
Германский конгресс не имел статуса публично-правовой корпорации. Это объяснялось, по-видимому, особенностями его политических задач. Защита интересов предпринимателей регионов предполагала определенную независимость от государства.
Но благодаря членству в Конгрессе торговых палат, имевших статус публично-правовых корпораций, Конгресс поддерживал тесный контакт с правительствами и воздействовал на решение некоторых государственных задач.
Многие ученые отмечают, что с созданием ДХТ на арену вышел общенациональный орган деловых кругов, для которого приоритетом являлось преодоление политической и экономической раздробленности страны. Остальные задачи как бы были отодвинуты на второй план17.
17 Fischer W. Unternehmerschaft, Selbstverwaltung und Staat. Berlin, 1964. S. 67; Schäfer D. Der Deutsche Handelstag auf dem Weg zum wirtschaftlichen Verband // Interessenverbände in Deutschland. Hrsg. Von HJ.Varain. Köln, 1973. S. 120, 123.
В пользу такого вывода говорит повестка дня первого общего собрания ДХТ — введение единой системы мер и весов, общей денежной единицы, торгового кодекса, строительство торговых судов, а главное — решение проблемы торгово-политического объединения Германии и необходимость исходить при заключении договоров о торговле и судоходстве с другими странами из принципа единства германских государств18. Впоследствии ДХТ направлял меморандумы по этим вопросам как в адрес Германского таможенного союза, так и правительств отдельных германских государств. Так, в 1865 г. ДХТ высказывал свои рекомендации относительно заключения торговых договоров с Италией, Швейцарией и Россией.
Первые десять лет существования Конгресс сосредоточивался на вопросах о будущих границах Германской империи и выборе ядра, вокруг которого (Пруссия или Австрия) должно было состояться объединение. Берлин действовал под флагом свободной торговли и опирался на поддержку прусского юнкерства. Он всячески препятствовал вступлению склонявшейся к протекционизму Австрии в Германский таможенный союз. Точку в австро-германском соперничестве за первые роли в бывшей Римской империи германской нации поставила война 1866 г., закончившаяся капитуляцией Вены.
В самом Германском конгрессе торговых палат возникли острые дебаты вокруг различных концепций торговой политики. Немало германских промышленников, испытывавших трудности со сбытом продукции на внутреннем и внешних рынках, тяготело к австрийской точке зрения. В 60-х гг. XIX в. подобные настроения выплеснулись в форме учреждения многочисленных отраслевых, локально-отраслевых и локальных промышленных союзов (например, Среднерейнский союз фабрикантов). Они требовали от правительств государств—членов Германского таможенного союза защиты от конкурентов. Однако вплоть до создания Германской империи в 1871 г. этим требованиям не суждено было сбыться.
При всем очевидном значении политических, идеологических и силовых факторов в сколачивании Второго рейха можно и следует еще раз оттенить экономическую составляющую этого многослойного процесса. Впереди простирался путь, отмеченный подъемами и крутыми спадами, сложностями адаптации экономики к качественно новым политическим реалиям.
18 Zeugnisse der Zeit. 125 Jahre Deutscher Industrie- und Handelstag. Deutscher Industrie- und Handelstag. Bonn, 1986. S. 23.
Экономический кризис 1873 г. (после грюндерского краха), оборвавший динамичное развитие экономики Германии в течение предшествовавших трех лет, поразил профилирующие отрасли германской индустрии.
В особенно тяжелое положение попала сталелитейная промышленность в связи с отменой в 1873 г. импортных пошлин на все виды чугуна и стали, а в 1877 г. — на все изделия из железа и стали.
Союз германских чугунолитейных заводов и созданный в 1874 г. Союз германских промышленников сталелитейной отрасли (Verein Deutscher Eisen- und Stahlindustrieeller) развернули кампанию за сохранение пошлин на чугун, сталь и железо. Потребителей призывали отдавать предпочтение отечественному чугуну и изделиям из стали и железа. Принимались меры к завязыванию контактов между производителями и потребителями чугуна посредством издания совместных прейскурантов.
В условиях кризиса и последовавшей затяжной депрессии спрос на германский чугун оставался, однако, по-прежнему на низком уровне. Ни в общественном мнении, ни в деловых кругах, ни в рейхстаге не произошло перелома.
В то время рейхстаг выражал преимущественно интересы прусского юнкерства. Последнее не проявляло интереса к поддержке германской промышленности.
Промышленный капитал принял вызов и приступил к перегруппировке. Роль лидера взял на себя бывший юнкер Вильгельм фон Кардорф, ставший со временем владельцем металлургических предприятий. По его инициативе в декабре 1875 г. собрались представители сталелитейной и текстильной промышленности и приняли решение создать союз всех отраслей промышленности, чтобы занять прочные позиции в рейхстаге и по крайней мере сравняться по организованности с юнкерством и предпринимателями, занимавшимися оптовой торговлей (в частности, уже с 1872 г. существовал Совет германского сельского хозяйства (Deutscher Landwirtschaftsrat)).
На учредительном собрании 29 января 1876 г. был создан Центральный союз германских промышленников для поощрения и защиты национального труда (ЦФДИ) (Centralverband Deutscher Industrieeller zur Beförderung und Wahrung nationaler Arbeit — CVDI). Его первыми членами стали 17 союзов сталелитейной и текстильной промышленности. Впоследствии в борьбе за сохранение защитных пошлин Центральный союз заручился поддержкой таких отраслей промышленности, как содовая, сахарная, льняная и бумажная. В соответствии с Уставом ЦФДИ в него вступали и союзы, действовавшие в области торговли, техники, а также торговые и ремесленные палаты.
Возникновение центральной организации промышленников знаменовало собой новый этап в развитии предпринимательских союзов Германии: капитаны делового мира осознали необходимость большей политизации своей деятельности. Направленность деятельности Центрального союза нашла отражение в § 1 его Устава: «Целью союза является защита интересов промышленности страны и предпринимательства в целом, а также поощрение национального труда».
Помимо этого Центральный союз, согласно Уставу, мог заниматься конкретной экономической деятельностью: оказывать предпринимателям содействие в купле и продаже товаров, способствовать внедрению полезных изобретений, создавать структуры, необходимые для улучшения материального положения всей германской промышленности19.
Юнкерство к тому времени также было не прочь углубить политизацию своей деятельности. Это нашло выражение в создании в 1876 г. Объединения реформаторов налогов и экономики (Vereinigung der Steuer- und Wirtschaftsreformer). В 1875—1878 гг. землевладельцы ощутили растущую зависимость от котировок зерна на мировых биржах. К тому же в результате роста населения и его покупательной способности сократились экспортные возможности зернового хозяйства Германии, более дешевое зерно из США, России и Австро-Венгрии успешно конкурировало с отечественным на внутреннем рынке.
«Защита национального труда», предполагавшая протекционизм, стала совместным лозунгом крупных промышленников и аграриев. Эта общность дополнялась приверженностью авторитарным формам правления (как в масштабах государства, так и отдельных предприятий). Итог — формирование внепарламентской коалиции по важнейшим вопросам экономической и социальной политики, базу которой составлял так называемый «союз ржи и железа».
Впоследствии эта коалиция завоевала поддержку парламентского большинства. Около 60 депутатов различных партий создали Свободную экономическую корпорацию (Freie Wirtschaftliche Vereinigung), которая потребовала перехода к политике протекционизма. Управляющим делами корпорации стал депутат Бенциг, член Центрального союза.
В 1878 г. на выборах в рейхстаг ЦФДИ впервые удалось провести своих кандидатов. Поэтому этот год можно считать своеобразным рубежом в развитии предпринимательских союзов.
19 Statut des Centralverbandes Deutscher Industrieeller zur Beförderung und Wahrung nationaler Arbeit. Vom 15. 1876. Februar // Kaufmann R. von. Op. cit. S. 331—332.
Если для первого этапа характерным было существование довольно небольшого числа союзов и решения ими ограниченного круга задач, то с переходом ко второму этапу существенно возросли как их количество, так и масштабность проблем, которыми они стали заниматься. Ученый Я. Весснер (ФРГ) считает, что возникло новое явление в парламентской жизни того времени: установилась связь между политическими партиями и представительством деловых интересов20.
В эти же годы получила распространение практика воздействия на государственную политику путем непосредственных контактов и прямых соглашений между руководством союзов и ведущими государственными деятелями, а также через лоббистов — лиц, специализирующихся на завязывании контактов с верхушкой государственного аппарата и депутатами бундестага в интересах предпринимательских союзов.
В качестве примера можно сослаться на деятельность первого президента ЦФДИ Вильгельма фон Кардорфа. Он был одновременно и крупным силезским землевладельцем, и промышленником — «грюндером», а также депутатом рейхстага. Такое положение в обществе делало его доверенным лицом как крупных промышленников, так и аграриев. В. фон Кардорф установил доверительные отношения с рейхсканцлером Отто фон Бисмарком, которого он убеждал в необходимости уделять больше времени вопросам экономического положения страны, прибегая к при этом к «помощи» сведущих промышленников.
Типичным лоббистом того времени был Луис Баре, занимавший посты генерального директора Бохумского союза горнодобывающей и сталелитейной промышленности, президента торговой палаты Бохума и являвшийся одним из видных деятелей Центрального союза. Он вел активную пропаганду за установление таможенных пошлин, поддерживал отношения с Бисмарком и воздействовал на депутатов рейхстага через своего зятя, депутата парламента В. Леве21.
Сторонникам введения защитных таможенных пошлин были на руку протекционистские настроения, получившие распространение среди «маленьких людей» — избирателей, проживавших в сельскохозяйственных и горнодобывающих районах Рейна, Вест-
20 Wössner J. Die ordnungspolitische Bedeutung des Verbandswesens. Tübingen, 1961. S. 48.
21 Rosenberg H. Interessenorganisation und wirtschaftspolitische Umorientierung im Bismarckreich // Interessenverbände in Deutschland. Hrsg. Von H.J. Varain. Köln, 1973. S. 171.
фалии и Силезии, а также в деревнях и центрах хлопчатобумажной промышленности Южной Германии.
В результате в ходе выборов в рейхстаг в 1878 г. верх взяли консерваторы, выступавшие за проведение защитных мер и за запрещение социал-демократической партии. Обновленный парламент высказался за отказ от принципа свободной торговли и закрытие таможенных границ. Центральный союз германских промышленников, сомкнувшись в блоке с могущественным союзником — земельной аристократией, одержал свою первую победу.
Это и запрограммировало специфику расклада сил внутри Германии вплоть до Первой мировой войны. В отличие от других европейских стран, где преобладали временные союзы производителей, созданные в основном как противовес потребителям, в Германии укоренился альянс группы предпринимателей тяжелой и текстильной промышленности, с одной стороны, и земельных собственников — с другой, сложился общий фронт против иностранных конкурентов, радикального крыла германской социал-демократии и рабочего движения.
Для противодействия радикализации рабочего движения и привлечения на сторону государства широких народных масс рейхсканцлер в 80-х гг. XIX в. инициировал принятие рейхстагом законов о страховании некоторых категорий рабочих. Эти законы продолжали действовать вплоть до XXI в.
Сам альянс тяжелой промышленности и землевладельцев испытывал на себе противоречия, разделявшие монополизированные и менее картелизованные группы предпринимателей.
Монополии контролировали добычу и переработку сырья, а также сбыт полуфабрикатов. Это позволяло им диктовать свои условия немонополистическим фирмам, производившим готовую продукцию, что негативно сказывалось на конкурентоспособности германских изделий на мировых рынках. Решение Имперского суда от 2 апреля 1897 г. сделало договоренности о картелях юридически обязательными договорами. В результате в промышленности образовались две антагонистические группировки.
Наиболее высокими темпами к середине 90-х гг. XIX в. развивались химическое, электротехническое производство и машиностроение, которые были в значительной мере ориентированы на вывоз своей продукции. Предпринимательские союзы этих новых отраслей для создания благоприятных экспортных условий, в частности, в связях с Россией и для сокращения расходов на оплату труда требовали снижения пошлин на ввоз зерна и заключения соответствующих торговых договоров.
Идя навстречу этой группе промышленников и учитывая экономическую динамику, правительство рейхсканцлера Каприви в 1891—1894 гг. дало иное толкование «защите национального труда». Теперь под этим подразумевалось оживление рынка капиталов и рабочей силы, увеличение товарного экспорта, удешевление прожиточного минимума народных масс и снижение миграции рабочей силы из Германии за океан. Это нашло отражение в долгосрочных торговых договорах, предусматривавших предоставление иностранным государствам режима наибольшего благоприятствования.
Позиции Центрального союза германских промышленников, где доминировали ставленники тяжелой индустрии, отнюдь не были подорваны. В связи с переговорами о заключении торгового договора с Россией Центральный союз добился создания в 1893 г. таможенного совета при имперском правительстве, в который в качестве экспертов вошли и представители промышленности22. Таким образом, предпринимательским союзам Германии впервые удалось временно инструментализовать свое непосредственное влияние на формирование экономической политики23.
В силу заинтересованности многих германских промышленников в установлении долгосрочных экономических связей с Россией Центральный союз отверг в данном конкретном случае требование землевладельцев сохранить высокие пошлины на зерно. Политический союз ЦФДИ с аграриями был поставлен под угрозу. Земельная аристократия ответила мобилизацией своих сторонников. В 1893 г. она инициировала создание Союза сельских хозяев (Bund der Landwirte), ставшего массовой организацией землевладельцев Германии.
С середины 90-х гг. наблюдалось ожесточение конкурентной борьбы на внешних рынках. В ответ монополии тяжелой промышленности восстановили альянс с землевладельцами — один из опорных столпов Германской империи. ЦФДИ настоял перед Каприви, чтобы в помощь ему в 1897 г. был сформирован Экономический комитет для подготовки и обсуждения торгово-поли-тических мероприятий. Аграрии и тяжелая промышленность делегировали в этот орган своих людей.
В ответ на это представители немонополизированных отраслей, производивших готовые изделия, создали в 1895 г. Союз промышленников (Bund der 1^шЫее11еп). В значительной мере благодаря своему руководителю Густаву Штреземанну Союз про-
22 Verhandlungen, Mitteilungen und Berichte des Centraiverbandes Deutscher Indus-trieeller. N 128 v. 1913. Oktober. Berlin, 1913. S. 60.
23 Schulz G. Op. cit. S. 40.
мышленников стал достойным конкурентом ЦФДИ. Союз преуспел в сплочении мелких и средних предпринимателей «легкой» промышленности и разработал эффективную тактику давления на правительственные органы.
Отсутствие единства среди германских промышленников помешало им создать в начале XX в. единую центральную организацию — Германский конгресс промышленности (Deutscher Industrietag), в которой ЦФДИ намеревался играть решающую роль.
Не столь прочным, как в 70-е гг. XIX в., оказался союз монополий тяжелой промышленности и аграриев. Имперское правительство, напуганное обострением активности радикального крыла рабочего движения после кризиса 1900—1902 гг., стало отдавать явное предпочтение интересам землевладельцев, рассматривая их как самый прочный оплот существовавшего общественного строя. Данный подход учитывался и при заключении торговых договоров с иностранными государствами на основе таможенного тарифа 1903 г., который содержал значительные уступки протекционистским устремлениям аграриев.
Поворот в торговой политике имперского правительства привел к тому, что даже настроенный наиболее протекционистски ЦФДИ пытался решительно протестовать и перешел в оппозицию по отношению к политике правительства. Таким образом, вновь распался «союз ржи и железа», что в конечном счете ослабило и сами основы кайзеровской Германии.
ЦФДИ, в свою очередь, впервые выдвинул программу, направленную на достижение единства промышленников и оттеснение землевладельцев с ключевых позиций: «Только осознанная, абсолютно единая политика защиты интересов промышленности может постепенно привести к завоеванию ею такого положения в государстве, которое соответствует экономическому значению промышленности»24.
Большинство исследователей справедливо считают кайзеровскую Германию местом и периодом рождения предпринимательских союзов, так как именно после создания Германской империи они впервые стали фактором внутриполитической власти. Это стало возможным благодаря формированию разветвленной системы предпринимательских союзов, их укреплению в организационном отношении, а также усилению их влияния и расширению круга задач25.
Таким образом, перед началом Первой мировой войны в Германии сложилась система предпринимательских ассоциаций, два
24 Verhandlungen, Mitteilungen und Berichte des Centralverbandes Deutscher Indus-trieeller. N 103 v. 1906. Juli. Berlin, 1906. S. 56; N 115 v. 1909. April. Berlin, 1909. S. 13.
25 Ulimann H.-P. Op. cit. S. 114.
основных звена которой — отраслевые промышленные союзы и торговые палаты с соответствующими центральными организациями — сохранились вплоть до настоящего времени. По меткому выражению Фридриха Науманна, немцы стали «людьми, объединенными в союзы» (Verbandsmenschen)26.
В отличие от предшествовавшего периода, в кайзеровской Германии одними и теми же проблемами в большинстве случаев занималось сразу несколько союзов, часто отстаивавших противоположные позиции по тем или иным вопросам. Количество предпринимательских союзов только в области промышленности, торговли и ремесел составляло в Германской империи в 1907 г. около 52227.
Предпринимательские союзы также заметно окрепли в организационном отношении. Значительно возросла численность членов ассоциаций, что усилило тенденцию к созданию центральных союзов. На низовом уровне во многих централизованных объединениях существовало множество примыкающих союзов или организаций-филиалов, которые объединяли очень специфические интересы по принципу «для каждой новой цели — новый союз». Только в области промышленности, торговли и ремесел наряду с 522 основными союзами существовало около 5000 таких союзов-филиалов28.
Предпринимательские союзы в большинстве случаев стали стабильными организациями, однако лишь крупнейшие из них могли позволить себе содержать управленческий аппарат. Так, из всех существовавших союзов (522 и 5000) лишь 265 вообще имели свое бюро29.
В условиях так называемой «полуабсолютистско-бюрократи-ческой монархии» крупнейшие аграрные и предпринимательские союзы действовали уже одновременно на трех уровнях: стремились воздействовать на правительство и парламент, а также на формирование общественного мнения по тому или иному вопросу. К задачам стратегического характера союзы стремились приступать путем развертывания широкой агитации, при разработке законопроектов избирали своим адресатом парламент, а при решении отдельных конкретных вопросов предпочитали апеллировать к правительству.
Наряду с обращением к правительству и парламенту с документами и установлением постоянных контактов с государствен-
26 ÖHT. no: Ibid. S. 114.
27
Kapelt. Die wirtschaftlichen Interessenvertretungen in Deutschland. Leipzig, 1925.
S. 53.
28 Ulimann H.-P. Op. cit. S. 118.
29 Ibid. S. 118.
ными деятелями предпринимательские союзы кайзеровской Германии стали стремиться выдвигать в рейхстаг «своих депутатов», добиваться ротации постов между правительственной бюрократией и союзами, а также финансировать избирательные кампании отдельных политических партий.
Институционализация форм сотрудничества между предпринимательскими союзами и государственными органами имела место лишь в отдельных областях и в отдельные периоды.
Вместе с тем наиболее важные решения в области экономической политики в основном принимались независимо от воли предпринимательских союзов30. В этом находит выражение слабость политических позиций германского капитала кайзеровской Германии в целом.
Исключением является период создания Германской империи, а также конец 70-х гг. XIX в. (переход к протекционистской политике) и время правления рейхсканцлера Каприви — периоды, когда Центральный союз германских промышленников пользовался значительным политическим влиянием. Именно тогда экономика страны стала развиваться столь динамично, что Германия смогла к началу XX в. из отсталой страны стать развитой индустриальной державой и занять второе место в мире по производству промышленной продукции после США, опередив Великобританию.
Это позволяет сделать вывод о той значимой роли, которую сыграли в данном процессе предпринимательские союзы и торговые палаты Германии. Их деятельность позволила в течение относительно небольшого периода создать в стране благоприятные рамочные условия для ускоренного индустриального развития страны в целом и вместе с тем всячески способствовать росту экономического потенциала на уровне отдельных отраслей и регионов.
Представляется, что было бы целесообразно использовать этот позитивный опыт в нынешней экономической ситуации в России. Прежде всего следовало бы расширить членскую базу предпринимательских ассоциаций и в первую очередь тех, которые объединяют малый и средний бизнес.
Наиболее целесообразно было бы осуществить это применительно к торгово-промышленным палатам как наиболее представительным предпринимательским ассоциациям, так как это оказалось бы наиболее эффективным. Современные российские ТПП имеют своеобразный правовой статус, в котором присутствуют особенности англосаксонской и германской (континентальной) моделей палат. Относительно узкая членская база россий-
30 Ibid. S. 154.
7 ВМУ, экономика, № 3
97
ских ТПП как раз является недостатком англосаксонской модели и обусловлена принципом добровольного членства и отсутствием публично-правового статуса этих организаций. Самые крупные поступления в бюджет ТПП поэтому приходятся не на членские взносы, а на их доходы от коммерческой деятельности и услуг.
Опыт Германии на рубеже Х1Х—ХХ вв. показывает, что именно германская (континентальная) модель, предусматривающая публично-правовой статус торгово-промышленных палат, оказывается наиболее эффективной в условиях необходимости форсированного развития национальной экономики.
В царской России начала ХХ в. правительство и некоторые деловые круги неоднократно предпринимали попытки по созданию соответствующего института, однако эта возможность была упущена. В настоящее время, как и в начале XX в., Россия по-прежнему стоит перед необходимостью создания массовых низовых организаций деловых кругов, которые должны эффективно представлять интересы всего российского предпринимательства на огромной территории Российской Федерации и оказывать ему всестороннюю поддержку в хозяйственной деятельности.
Публично-правовой статус ТПП позволил бы наиболее эффективно координировать усилия государства и предпринимателей по экономическому развитию всех регионов РФ, а также восстанавливать и активно развивать тесные экономические связи с хозяйствующими субъектами бывших союзных республик для восстановления естественно необходимого, в целом успешно функционировавшего в прошлом единого экономического евразийского пространства. Прежде всего это касается экономических связей с предприятиями Белоруссии для создания объективной экономической основы Союзного государства.
Помимо этого германский опыт показывает, что государству было бы целесообразно оказывать организационную, финансовую и правовую поддержку учреждению торгово-промышленных палат, союзов мелких и средних предпринимателей в городах, а также сельскохозяйственных союзов самого широкого профиля, всячески пропагандируя преимущества, которые предоставляет малому и среднему бизнесу членство в этих ассоциациях. На начальном этапе отдельные государственные органы, как это имело место в Германии, даже могли бы возглавлять некоторые объединения. Со временем можно было бы передавать некоторым ассоциациям, и прежде всего торгово-промышленным палатам, часть функций государственных органов, которые они не должны или не могут осуществлять, о чем, в частности, упоминал Президент РФ В.В. Путин в послании к Федеральному собранию 26 мая 2004 г.
С целью преодоления лоббизма узкогрупповых интересов и разработки согласованной промышленной политики следует ускорить процесс консолидации общенационального представительства интересов предпринимателей, что позволит осуществлять плодотворное сотрудничество между бизнесом и органами власти.
Начало этому процессу положило Соглашение об учреждении Координационного совета предпринимательских союзов России от 29 июля 2004 г., в который вошли Российский союз промышленников и предпринимателей, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Координационный совет — первый общественный орган в истории российского бизнеса, который претендует на представительство широкого круга интересов различных групп предпринимателей.
Однако в Координационный совет пока не вошли многие влиятельные предпринимательские ассоциации, как, например, Торговая палата РФ, которая, в частности, к началу августа 2004 г. подготовила для руководства страны концепцию формирования и реализации государственной промышленной политики России.
В Германии также существует аналогичный координационный орган, в который вошли наиболее крупные предпринимательские ассоциации страны — Совместный комитет немецкой промысловой экономики (Gemeinschaftsausschuss der Deutschen Gewerblichen Wirtschaft) с участием 13 головных экономических союзов, что позволяет эффективно координировать экономическую и социальную политику различных деловых кругов страны. Важно, чтобы Координационный совет предпринимательских союзов России стал представительным совместным органом отечественных предпринимателей.
Таким образом, изучение германского опыта использования потенциала предпринимательских союзов и их взаимодействия с государственными институтами представляется весьма плодотворным для решения актуальных проблем ускоренного развития экономики России и становления гражданского общества в нашей стране.