Научная статья на тему 'Трансформация системы корпоративного представительства интересов в условиях современных процессов глобализации (на примере России и Германии)'

Трансформация системы корпоративного представительства интересов в условиях современных процессов глобализации (на примере России и Германии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
287
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кинякин А. А.

В статье рассматривается проблема эволюции системы корпоративного представительства России и Германии в условиях углубляющихся процессов глобализации, способствующих превращению предпринимательских организаций в субъектов международного политического процесса, а также консолидации бизнес-сообщества на наднациональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF CORPORATIVE REPRESENTATION IN CONTEXT OF THE CONTEMPORARY PROCESSES OF GLOBALIZATION (IN TERMS OF RUSSIA AND GERMANY)

This article explores the problem of evolution of the system of corporative representation in the contemporary Russia and Germany in the context of ongoing processes of globalization. The author stresses the main trends of this transformation and shows the particular forms of the representation of business interests, including the supranational entrepreneurial associations and international business organizations, which gradually turn into the influential political actors and try to effect the political processes on the international and supranational level.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы корпоративного представительства интересов в условиях современных процессов глобализации (на примере России и Германии)»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ)

A.A. Кинякин

Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Михлухо-Маклая, 10а, 117198, Москва

В статье рассматривается проблема эволюции системы корпоративного представительства России и Германии в условиях углубляющихся процессов глобализации, способствующих превращению предпринимательских организаций в субъектов международного политического процесса, а также консолидации бизнес-сообщества на наднациональном уровне.

Современный этап общественно-политического развития диктует свои условия практике корпоративного представительства, которая все больше начинает затрагивать не столько национальный уровень, сколько стремится выходить за рамки национальных государств. Наглядным свидетельством этого может являться создание нового типа международных предпринимательских объединений, объединяющих на своей основе представительные организации бизнеса из различных стран.

В настоящее время принято выделять следующие типы представительных организаций бизнеса, которые действуют на наднациональном (международном) уровне и характеризуются чертами траснациональности:

- отраслевые предпринимательские объединения (Европейская конфедерация химической промышленности (CEFIC), Всемирный металлургический союз);

- территориальные (региональные) бизнес-ассоциации (Европейская бизнес-ассоциация, Союз конфедераций европейских предпринимателей и работодателей (UNICE), Федерация ассоциаций менеджеров стран Юго-восточной Азии;

- межотраслевые предпринимательские объединения (Всемирная ассоциация бизнес предприятий (WISE), Всемирная ассоциация бизнеса и технологий).

Каждый из этих типов представительных объединений в настоящее время использует формы и механизмы политического представительства интересов,

ничем не отличающиеся от тех форм и методов, которые задействуют бизнес-ассоциации, действующие на национальном уровне.

Однако существенным отличием первых является то, что они пытаются влиять на политические процессы, идущие не в политической системе общества отдельных стран, а все больше становятся субъектами международного политического процесса. Во многом это является следствием продолжающегося процесса глобализации мирового пространства.

Что же такое глобализация? Существует масса определений данного понятия. По мнению германского исследователя У. Бека, под глобализацией следует понимать прежде всего жизнь в «мировом обществе». Оно представляет собой общность социальных отношений, которые не могут интегрироваться в национально-государственную политику и определяться ею. «Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга. Различные формы экономического, культурного, политического взаимодействия сталкиваются друг с другом, поэтому само собой разумеющиеся вещи, в том числе и самоочевидности западной модели приходится оправдывать заново» [1, с. 25].

Во многом этот процесс сопровождается изменением ценностных ориентаций современного западного общества, что вызывает неприятие со стороны его членов, рассматривающих глобализацию как деструктивный процесс.

В Германии это явление получило название «глобализационного шока». По мнению Бека, основной причиной этого «шока» является сложившийся в общественном сознании стереотип в отношении глобализации, связанный с уменьшением количества рабочих мест для местного населения, а также перемещением производств в страны с низкой оплатой труда (так называемый процесс «исхода» - Auswanderung).

Помимо этого можно выделить еще несколько причин неприятия глобализационных процессов в Германии, которые носят не только экономический и политический, но и социокультурный характер.

«Во-первых, страны и общества с первичным экономическим самосознанием - «национализм немецкой марки», «экспортирующая нация» -чувствуют себя особенно ущемленными и подвергаются опасности со стороны надвигающейся якобы извне глобализации - этим детищем мирового рынка.

Во-вторых, социальные государства, такие как Франция и Германия, относятся, в отличие от США и Великобритании, к проигрывающим от процесса глобализации. Они попали в затруднительное положение из-за социальной политики в эпоху экономического глобализма: развитие экономики уходит из-под национально-государственного контроля, в то время как социальные последствия этого процесса - безработица, миграция, нищета - накапливаются в системе национального социального государства.

В-третьих, глобализация до основания потрясает самоидентицикацию гомогенного, закрытого, замыкающегося на себя национально-государственного пространства, называемого Федеративной республикой Германия.

Наконец, в-четвертых, это плохо согласуется с теми спорными проблемами, которые были вызваны объединением двух Германий. Ведь драма объединения (кое в чем напоминающая супружескую драму) обернулась тем, что немцы стали заниматься собой и задаваться вопросом, что осталось от «немецкой» общности после полувековой жизни врозь и какие элементы этой общности заслуживают того, чтобы идентифицировать себя с ними» [1, с. 32].

Таким образом, процессы глобализации обнажили обширный пласт проблем, которые в настоящее время стоят перед германским, да и, пожалуй, перед европейским обществом, заставив заняться поиском путей выхода из создавшейся ситуации.

И эти поиски уже дали определенные результаты. Одним из них является то, что в качестве адекватного ответа на современные глобализационные вызовы стала рассматриваться региональная интеграция [4, s. 29].

В настоящее время крупнейшим интеграционным образованием в Европе является Европейский союз, который, на первый взгляд, удачно противостоит тенденциям глобализма за счет объединения на своей основе не только государств, но и отдельных культурных общностей. Причем интеграция, протекающая на макроуровне (уровне государств), сопровождается консолидационными процессами на мезо- и микроуровне (регионов, отраслей экономики) путем появления новых форм и механизмов взаимодействия. В случае с экономической сферой это укрупнение корпоративных структур, которые превращаются в транснациональные корпорации, а также формирование межгосударственных представительных организаций бизнеса [4, s. 965].

К числу последних можно отнести действующий с конца 50-х гг. прошлого века Союз европейских конфедераций предпринимателей и работодателей (UNICE), который в настоящее время выполняет функцию «зонтичной» бизнес-ассоциации в Европе, а также ряд других предпринимательских объединений, действующих на европейском уровне.

При этом наиболее активное участие в их деятельности на сегодняшний день принимают германские представительные организации бизнеса. Вызвано этого не только растущей ролью европейских бизнес-ассоциаций в социально-экономических процессах, идущих на уровне ЕС, но и тем, что усиливающиеся глобалистские тенденции оказывают заметное влияние на систему корпоративного представительства бизнеса в Германии.

В настоящее время она вступила в стадию структурной трансформации, сопровождающейся консолидацией представительных организаций бизнеса на основе единой бизнес-ассоциации, которая могла бы стать не только эффективной площадкой для согласования интересов германского бизнеса, но и артикулировать их на различных уровнях власти.

Долгое время на роль подобного «зонтичного» объединения претендовал Германский торгово-промышленный съезд (DIHT), который на сегодняшний день является наиболее представительным предпринимательским объединением а Германии. Однако слабая вовлеченность Съезда в политические процессы наряду с недостаточной ресурсной оснащенностью явилась основной причиной того, что вскоре в качестве «зонтичной» предпринимательской ассоциации выдвинулась другая бизнес-ассоциация - Федеральный союз германской промышленности (BDI).

Несмотря на то, что он призван отстаивать интересы промышленного сектора, в последнее время все четче прослеживается тенденция к превращению BDI в общенациональную межотраслевую представительную организацию, которая стремится консолидировать на своей основе все германское деловое сообщество и артикулировать его интересы на различных уровнях власти.

Причем на данный момент речь идет уже не столько о национальном уровне, где Союз уже давно занимает ведущее место в системе корпоративного представительства, но главным образом о наднациональном уровне, где

представительная организация бизнеса стремится играть все более заметную роль в политических процессах, оказывая влияние на деятельность европейских органов власти, а также устанавливая и развивая контакты с другими предпринимательскими объединениями. В том числе и российскими, которые до последнего времени стремились развивать свою активность преимущественно на постсоветском пространстве, что объясняется давними экономическими и культурными связями.

После распада СССР в 1991 г. в бывших союзных республиках, в первую очередь в Казахстане, Белоруссии и на Украине были образованы союзы промышленников и предпринимателей, которые являлись наследниками Научно-промышленного союза СССР (НПС), действовавшего в период с 1989 по 1991 гг. В феврале 1992 г. многие из них объединились с образовавшимся к тому времени Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями СНГ, Прибалтики, Центральной и Восточной Европы и вошли в состав созданного Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПГТ). К концу 90-х гг. он объединял более 25 различных предпринимательских ассоциаций, большое количество корпораций, фирм из различных стран мира.

При этом, как отмечают некоторые исследователи, по своему характеру МКПП является неправительственной общественной организацией, ставящей целью объединить руководителей предпринимательских структур для защиты их интересов и осуществляет свою деятельность согласно нормам международного права. К числу наибольших успехов MK1T1I относится подписание в сентябре 1993 г. главами СНГ договора об экономическом союзе, а также начавшаяся проработка механизма объединения денежных систем Белоруссии и России [3, с. 73].

В последнее время российские предпринимательские объединения стремятся все более активно развивать свое сотрудничество с европейскими представительными организациями бизнеса. В частности, в октябре 2002 г. BDI и крупнейшее российское предпринимательское объединение - Российский союз промышленников и предпринимателей подписали новое рамочное соглашение о сотрудничестве, призванное «придать новое дыхание взаимодействию промышленников двух стран и способствовать устранению всяческих барьеров на пути торгово-промышленного сотрудничества предпринимателей» (см.: [7]).

Среди конкретных направлений сотрудничества - реализация достигнутых между предпринимательскими ассоциациями договоренностей о кооперации и совместных производствах, а также в сфере взаимных инвестиций и вопросах торгово-экономической, научно-технической и промышленной политики. В качестве исполнителей этого соглашения с немецкой стороны выступает Комитет по восточной экономике (Ost-Ausschuß), являющейся структурным подразделением BD1, а с российской - комитет по международному сотрудничеству РСПП.

За последние два года было намечено ряд других направлений сотрудничества между РСПП и Федеральным съездом германской промышленности, предполагающих значительную активизацию контактов.

* Прежнее было подписано в 1991 году.

Одним из основных является координация действий по взаимодействию с европейскими органами власти.

В настоящее время РСПП активно включился в обсуждение возможных параметров будущего соглашения о создании единого экономического пространства ЕС-Россия (в рамках так называемой стратегии «четырех пространств»), а также поддержал выдвинутую инициативу создания общеевропейского экономического пространства.

Последнее является немаловажным, учитывая растущую интеграцию российской экономики в мировую, а также укрепление экономических и торговых связей между Россией и ЕС, на долю которого приходится значительная часть отечественного товарооборота.

В рамках реализации этих проектов РСПП, как и некоторые другие отечественные предпринимательские объединения, предлагает сосредоточиться на разработке предложения по гармонизации законодательства и стандартов, продолжении так называемого «энергетического диалога», решении вопросов расширения доступа на рынки сбыта, выработке порядка разрешения торговых споров, облегчении таможенного и визового режима, активизации сотрудничества в интересах малого и среднего бизнеса за счет увеличения инвестиций, облегчении доступа к кредитным ресурсам, совместным проектам в области высоких технологий.

Как считают представители отечественных представительных организаций бизнеса, развитие диалога между Россией и ЕС на уровне бизнес-ассоциаций позволит дополнить те усилия, которые в настоящее время предпринимаются на правительственном уровне с целью ускорения интеграционных процессов на Европейском континенте, в чем объективно заинтересованы как российские деловые круги, так и европейское бизнес-сообщество.

Наглядным примером подобной заинтересованности может служить тот факт, что в октябре 2005 г. и феврале 2006 г. крупнейшая европейская бизнес-ассоциация НЫТСЕ провела серию встреч с представителями РСПП, а также некоторыми другими российскими бизнес-ассоциациями. На них, в частности, рассматривался вопрос об оказании активного содействия в осуществлении скорейших мер по созданию общего экономического пространства между Россией и ЕС, а также формированию площадки для согласования интересов между европейскими и российскими предпринимателями.

Это предложение лишний раз доказывает, что доминирующей тенденцией развития корпоративного представительства в экономической сфере в настоящее время является консолидация бизнес-сообщества на основе крупных предпринимательских объединений и выделение единого центра притяжения деловых кругов, который будет артикулировать и агрегировать интересы на различных уровнях.

Однако, если в Европе процесс формирования общенациональных «зонтичных» представительных организаций бизнеса в системе корпоративного представительства уже давно идет полным ходом или, как например, в Германии, уже завершен, то России только предстоит пройти этот путь.

И он может оказаться весьма тернистым, учитывая сохраняющуюся фрагментированность интересов отечественного бизнес-сообщества, которое стремится действовать не на основе корпоративных объединений, а заниматься функциональным представительством интересов.

По некоторым данным, в настоящее время лишь 25 % отечественных предприятий являются членами различных предпринимательских объединений и бизнес-ассоциаций, в то время как в Европе этот показатель в среднем составляет 70 % (в Германии 97,5 %) [6, s. 12].

Еще одним препятствием па пути создания единого центра притяжения бизнеса в России является то, что большинство существующих бизнес-ассоциаций стремятся отстаивать интересы определенной категории бизнес-сообщества, а не всего предпринимательского класса в целом, что объективно затрудняет ведение диалога между различными формами бизнеса.

К примеру, после периода реформирования в 2000-2002 гг. РСПП превратился в представительную организацию, занимающуюся преимущественно отстаиванием интересов крупного бизнеса («профсоюз олигархов»), в то время как такие предпринимательские объединения, как «Деловая Россия» и «ОПОРА России» стремятся продвигать в органах государственной власти интересы среднего и малого бизнеса.

Однако, несмотря на всю сложность процесса консолидации отечественного бизнес-сообщества и поиска площадки по представительству интересов, в последние годы все же наметились позитивные подвижки в этом направлении. В мае 2004 г. был создан Координационный совет предпринимательских союзов России, который объединил на своей основе крупнейшие на сегодняшний день отечественные предпринимательские объединения - Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловую Россию» и «ОПОРУ России». Главой нового предпринимательского объединения был избран член бюро правления РСПП А. Шохин .

Основными задачами совета с момента создания стали объединение усилий предпринимательских ассоциаций и выработка единой позиции в вопросах взаимодействия с органами государственной власти. Кроме того, создание Координационного совета предусматривало заметную активизацию информационного обмена между предпринимательскими объединениями, а также активизацию сотрудничества по другим направлениям, что позволило бы в ближайшей перспективе создать условия для консолидации бизнес-сообщества на основе единой организации.

На эту роль в настоящее время все больше претендует РСПП, объединяющий на своей основе предпринимателей, производящих более

**

половины российского валового внутреннего продукта .

Однако с его доминирующим положением соглашаются не только все партнеры по Координационному совету предпринимательских союзов России, но также и другие предпринимательские объединения, например, Торгово-промышленная палата.

В ТПП полагают, что коль скоро они являются наиболее представительной бизнес-ассоциацией в России, процесс консолидации и структурирования отечественного бизнес-сообщества, а также создания единого центра притяжения предпринимателей должен осуществляться на основе органов торгово-промышленного представительства.

* К участию в его деятельности также была приглашена Торгово-промышленная палата РФ, однако представители ТПП так и не вошли в состав Координационного совета, ограничившись ролью наблюдателя.

** По оценкам представителей Всемирного банка (World Bank) более 60 % ВВП.

Об этом, в частности, заявил на IV Съезде ТПП РФ избранный президентом палаты Е. Примаков, по мнению которого ТПП должна стать основным «каналом для связи предпринимательства, бизнеса с руководством страны» (см.: [2]).

Полярность высказываемых точек зрения и отстаиваемых позиций различными предпринимательскими ассоциациями свидетельствует о том, что процесс консолидации российского бизнес-сообщества на основе единой представительной организации если и протекает, то крайне медленно.

Однако, несмотря на это, необходимые предпосылки к созданию центра притяжения в системе корпоративного представительства в настоящее время все же есть.

И во многом они связаны с особенностями российского корпоративного представительства. Большинство отечественных представительных организаций бизнеса связаны между собой узами соучредительства, а также институтом перекрестного членства.

Однако, учитывая разность отстаиваемых ими интересов и задач, в ближайшее время создание единой площадки для артикуляции интересов представляет проблематичным.

Чрезвычайно полезным для выхода из создавшейся ситуации могло бы быть использование германского опыта корпоративного представительства, где, несмотря на существующее своеобразное разделение труда между различными предпринимательскими ассоциациями, на сегодняшний день они демонстрируют высокую степень сотрудничества и взаимопонимания по вопросам, которые лежат в сфере их общих интересов.

Что касается вопросов взаимодействия с органами государственной власти и политического представительства интересов, то приоритет отдается той предпринимательской ассоциации, которая обладает наибольшим ресурсным потенциалом для продвижения интересов.

На данный момент это Федеральный съезд германской промышленности, который артикулирует интересы большинства предприятий в Германии вне зависимости от их отраслевой и территориальной направленности, а также формы собственности. И в отличие от деятельности нескольких представительных организаций бизнеса, направленной на отстаивание различных интересов, что во многом способствует распылению сил, активность BDI четко ориентируется на реализацию интересов большей части делового сообщества и является более эффективной за счет использования своеобразного кумулятивного представительного эффекта.

Во многом благодаря этому роль Федерального союза германской промышленности в системе корпоративного и политического представительства в Германии является очень заметной.

Что же касается его деятельности на наднациональном уровне, то в условиях продолжающихся процессов европейской интеграции он будет принимать все более деятельное участие в деятельности европейских бизнес-ассоциаций, а также отстаивать свои интересы самостоятельно, используя для этого различные формы и механизмы политического представительства.

Последнее знаменует собой переход системы корпоративного представительства Германии на качественно новый уровень своего развития, когда предпринимательские ассоциации все больше вовлекаются в международный политический процесс. В условиях ускоряющихся процессов

глобализации это является объективной тенденцией, которая в дальнейшем будет только продолжать усиливаться. И чрезвычайно важно, чтобы российские предпринимательские ассоциации не оказались «на обочине» этого процесса, а приняли бы самое деятельное участие в создании новой архитектуры наднациональной системы корпоративного представительства интересов и развития сетевых структур.

Литература

1. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

2. Ведомости, 14.12.2001.

3. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. - М.: Мысль, 2000.

4. Averyt W. Eurogroups, clientele, and the European Community. // In: International Organization, Jg. 29, 1975.

5. Rieger E., Leibfried S. Grundlagen der Globalisierung: Perspektiven des Wohlfahrtsstaates. - Frankfurt/M, 2001.

6. Verbände: Interessenvermittlung und Interessenogranisation; Lehr- und Arbeitsbuch, Oldenbourg, 1998.

Интернет - ресурсы

7. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) <http://www.rspp.biz/articles?fid= 17>

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF CORPORATIVE REPRESENTATION IN CONTEXT OF THE CONTEMPORARY PROCESSES OF GLOBALIZATION (IN TERMS OF RUSSIA AND GERMANY)

A.A. Kinyakin

The Department of Comparative Political Studies

Peoples' Friendship University of Russia lOaMiklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia

This article explores the problem of evolution of the system of corporative representation in the contemporary Russia and Germany in the context of ongoing processes of globalization. The author stresses the main trends of this transformation and shows the particular forms of the representation of business interests, including the supranational entrepreneurial associations and international business organizations, which gradually turn into the influential political actors and try to effect the political processes on the international and supranational level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.