Научная статья на тему 'О системе поддержки национального экспорта Германии'

О системе поддержки национального экспорта Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
274
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОДДЕРЖКА / РЫНОК / БЮДЖЕТ / КОНКУРЕНТНЫЙ / МИНИСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев А. В.

Автор анализирует опыт деятельности национальной системы поддержки внешнеэкономической деятельности на опыте Германии. В приложении приводятся меры помощи экспортно-ориентированной деятельности на примере земли Бавария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О системе поддержки национального экспорта Германии»

8(20) - 2009

Внешнеэкономическая деятельность

о системе поддержки национального

экспорта германии

А. В. ЗВЕРЕВ,

кандидат экономических наук

Автор анализирует опыт деятельности национальной системы поддержки внешнеэкономической деятельности на опыте Германии. В приложении приводятся меры помощи экспортно-ориентированной деятельности на примере земли Бавария.

Ключевые слова:экспорт, национальный, поддержка, рынок, бюджет, конкурентный, министерство.

Германия является ярко выраженной экспортно-ориентированной страной (каждое пятое рабочее место связано с экспортом), занимая одно из ведущих мест в мире по экспорту товаров. По итогам 2008 г. в стоимостном выражении этот показатель составил 995 млрд евро. Более трети поступлений в федеральный бюджет страны формируется за счет экспорта, который является важной опорой национальной экономики.

Реализация внешнеэкономической стратегии Германии в условиях высокой зависимости экономики страны от внешних рынков и жесткой конкурентной борьбы на них вызывает необходимость поддерживать товаропроизводителей и экспортеров. С этой целью создана и эффективно действует национальная система поддержки внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, экспортеров и инвесторов из сферы малого и среднего бизнеса на рынках развивающихся и пороговых стран. Ее основными инструментами являются:

а) меры финансового характера:

— страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков;

— страхование капиталовложений немецких фирм за рубежом;

— освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость;

— субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности;

— финансовая поддержка экспортно-ориентированных научно-исследовательских работ;

— льготы при вывозе товаров и капитала (в развивающиеся страны) по линии министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ;

б) информационно-консультационное обеспечение;

в) содействие в осуществлении выставоч-но-ярмарочной деятельности немецких фирм за рубежом, а также торгово-политические и промо-ционные меры.

Ключевую роль в системе национальной поддержки экспорта играет федеральное правительство Германии, а ответственный исполнитель — федеральное министерство экономики и технологий.

Характерной чертой системы является тесное взаимодействие федеральных, земельных и предпринимательских структур. Существуют многообразные формы поддержки действующими программами и участвующими в них структурами.

Центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством Германии (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству. Важнейшими инструментами среди них являются страховое общество Euler-Hermes, а также кредитно-финансовые институты: Банковская группа реконструкции и развития (Kreditanstalt für Wiederaufbau —KfW) и «АКА» (Ausfuhrkredit

GmbH), действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов.

В основных чертах эта система действует в ФРГ в течение более 50 лет. Она позволяет предоставлять такие условия субъектам внешнеэкономической деятельности, которые не в состоянии предложить ни одна частная компания.

Оперативное управление государственными средствами, направляемыми на поддержку экспорта, осуществляет минфин ФРГ, которому на основании закона о бюджете предоставляются бюджетно-правовые полномочия по принятию к покрытию поручительств и гарантий по государственному страхованию экспортных кредитов и инвестиций от долгосрочных политических и коммерческих рисков.

В законе о федеральном бюджете Германии на 2008 г. минфину ФРГ были даны полномочия о выдаче поручительств и гарантий, в первую очередь для внешнеэкономических операций, представляющих государственный интерес, на сумму:

— до 117 млрд евро (в последние четыре года эта сумма не менялась) — для поддержки национального экспорта (в 2008 г. фактически выдано экспортных кредитных гарантий в объеме 20,7 млрд евро, в том числе на Россию приходилась крупнейшая сумма — 2,9 млрд евро);

— до 40 млрд евро — для кредитов иностранным должникам (импортерам) при финансировании проектов, а также обеспечения гарантий от политических рисков при капиталовложениях за рубежом.

Кроме того, в бюджете 2008 г. были предусмотрены следующие расходы на цели поддержки внешнеэкономической деятельности страны, в том числе и экспорта:

• поддержка международного сотрудничества в рамках реализации экономической и технологической политики — 0,9 млн евро (0,7 млн евро в 2007 г.);

• участие в зарубежных выставках и ярмарках, связанных с реальным сектором экономики, — 37,0 млн евро (36,0 млн евро);

• участие во Всемирных универсальных выставках (Сарагоса 2008 г. и Шанхай 2010 г.) — 1,0 млн евро (6,0 млн евро);

• содействие повышению сбыта/экспорта продукции из новых федеральных земель — 2,5 млн евро (2,5 млн евро);

• поддержка экспорта технологий для возобновляемых источников энергии и энергосбережения — 15,5 млн евро (12 млн евро);

• подготовительные мероприятия по реализации проектов за рубежом — 1,0 млн евро (1,0 млн евро);

• мероприятия по пропаганде за рубежом достижений внешнеэкономического потенциала Германии — 8,5 млн евро (8,5 млн евро);

• поддержка внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (расходы на содержание представительств германской экономики и зарубежных торгово-промышленных палат) — 49,7 млн евро (44,8 млн евро);

• участие в выставочной деятельности — 1,1 млн евро (1,1 млн евро);

• на развитие туристической инфраструктуры (для иностранного туризма) — 26,9 млн евро (26,4 млн евро).

Всего на реализацию мероприятий по поддержке внешнеэкономической деятельности в бюджете 2008 г. по линии федерального министерства экономики и технологий было выделено немногим менее 200 млн евро. По линии федерального правительства на поддержку реализации сельскохозяйственной продукции — 84,5 млн евро, по линии федерального министерства финансов на финансирование зарубежной деятельности немецких объединений, союзов, организаций — 965 тыс. евро; по линии минсельхоза ФРГ на проведение презентаций, другие зарубежные имиджевые мероприятия — 1,1 млн евро.

Косвенной формой содействия германскому экспорту со стороны государства является финансовая помощь ряду экономических сфер. Например, на поддержку производительности и конкурентоспособности малого бизнеса в бюджете 2008 г. было предусмотрено 125,9 млн евро, на судостроение — 54,8 млн евро, авиацию и космонавтику — 1 078,0 млн евро, угольной отрасли выделено 2,06 млрд евро и т. д.

Такого же рода содействие со стороны государства наиболее ярко выражено в сфере развития производства наукоемкой продукции. Финансовая поддержка оказывается по каналам федерального министерства образования и научных исследований Германии, которое финансирует до 50 % расходов германских фирм на НИОКР, в том числе и в целях повышения конкурентоспособности германского хайтека. В 2007 г. объем средств, выделенных фирмам на научные изыскания по линии ведомства, составил более 8 % всех бюджетных средств министерства, предусмотренных на эти цели. В бюджетах экономического блока федеральных и земельных органов исполнитель-

ной власти ежегодно увеличиваются расходы на инновационную деятельность.

С целью закрепления в мировой элите высокотехнологичных государств германское правительство приступило к реализации промоцион-ной программы развития высоких и наукоемких технологий High-Tech-Strategie-Deutschland. Оно намерено увеличить уровень финансовой поддержки на НИОКР с 2,5 % ВВП в 2004 г. до не менее 3,0 % ВВП в 2010 г.

В рамках функционирования системы поддержки четко отлажены механизмы возврата экспортерам налога на добавленную стоимость (19 % на продукцию промышленности и услуги и 7 % на основные виды продовольственных товаров) при поставке товаров в третьи страны. Кроме того, существуют льготы при вывозе товаров и капитала в развивающиеся страны, которые реализуются в рамках ряда программ федерального министерства экономического сотрудничества и развития.

Содействие инвестиционной деятельности немецких фирм за рубежом осуществляется путем предоставления государственных гарантий по капиталовложениям, обеспечивающих защиту инвестиций немецких фирм в развивающихся странах и в странах реформируемой экономики с высоким политическим риском. Так, гарантии предоставляются для прямых германских инвестиций за рубежом, прежде всего малому и среднему бизнесу в реальном секторе экономики, с оговоркой, что операции на сумму менее 5 млн евро не облагаются сборами.

Заключения для получения гарантий по инвестициям предоставляются фирмой PWC Deutsche Revision AG (Гамбург), которая уполномочена от имени государства во взаимодействии со страховым обществом Euler-Hermes принимать и рассматривать заявки фирм. Окончательное решение по ним принимает Межминистерский комитет по гарантиям, действующий под эгидой федерального министерства экономики и технологий.

В блоке информационно-консультационных мер поддержки фирм-экспортеров с 1 января 2009 г. ведущую роль играет «Общество по внешнеэкономическим связям и маркетингу Германии» (Germany Trade & Invest), деятельность которого поддерживается минэкономики ФРГ на основании решения бундестага. С ним тесно связаны зарубежные внешнеторговые палаты и их представительства, а также корпункты (собственные и других средств массовой информации).

Основной задачей общества является содействие развитию внешних экономических связей

путем сбора, анализа и распространения, в том числе за плату, информации, относящейся к сфере внешнеэкономической деятельности. Функции основного информационного центра выполняет интернет-портал iXPOS, с помощью которого можно воспользоваться «международной деловой биржей».

Здесь немецкие и иностранные фирмы могут размещать предложения или запросы на товары и услуги, а также зарегистрироваться и получить определенные льготы. Поддержку сайта обеспечивают 17 германских предпринимательских союзов.

Важное место в работе Germany Trade & Invest занимает издательская деятельность: еженедельно выпускается журнал «Деловые контакты», издается ежедневная газета «Известия внешней торговли», периодически готовятся тематические брошюры по экономике отдельных стран (регионов) или обзоры рынков, а также разнообразная информация на магнитных носителях.

В 2008 г. в бюджете минэкономики ФРГ были предусмотрены ассигнования на содержание предшественника общества Germany Trade & Invest (bfai) в сумме 22,3 млн евро. Агентству были запланированы также доходы в сумме 1,4 млн евро. «Плановые убытки» в сумме около 21,0 млн евро покрываются из бюджета.

Зарубежные внешнеторговые палаты являются добровольными объединениями германских предпринимательских и общественных структур с аналогичными местными структурами. Федеральное министерство экономики и технологий Германии всячески поддерживает их активность. Зарубежные палаты и их филиалы представляют интересы партнеров обеих стран и оказывают содействие в развитии внешнеэкономических связей, фокусируя внимание на поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

В работу по оказанию информационно-консультационной поддержки германским участникам ВЭД вовлечены также следующие федеральные структуры:

— Федеральное статистическое ведомство (на регулярной основе распространяет разнообразную статистическую информацию);

— Федеральное ведомство по проблемам экономики и экспортному контролю (в качестве центрального органа по лицензионной работе реализует экспортную политику федерального правительства);

— Федеральное таможенное управление информация и консультации по таможенной проблематике;

— МИД Германии (использует инструментарий зарубежных представительств (экономические отделы германских посольств — 149, генеральные кон-сульства—62 и постоянные представительства МИДа Германии — 18) для решения следующих задач: улучшение условий доступа германского бизнеса на рынки страны пребывания, политическое лоббирование наиболее значимых для Германии инвестиционных и экспортных проектов, оказание консультационного содействия германским фирмам и обеспечение их интересов в стране пребывания, в первую очередь, в контактах с ее официальными органами. Всего на содержание различных представительств германского государства за рубежом в бюджете 2008 г. было выделено около 600,0 млн евро;

— Германское общество для технического сотрудничества (находится в административном подчинении федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии и содействует процессам экономического развития слаборазвитых и реформируемых государств).

Большое внимание содействию внешнеэкономической деятельности уделяется со стороны федеральных земель. Поддержка немецких экспортеров на уровне земель, в отличие от федерального, осуществляется преимущественно в двух формах: содействие в осуществлении выставочно-ярма-рочной деятельности немецких фирм за рубежом и информационно-консультационное обеспечение фирм-экспортеров.

Однако в крупных федеральных землях для этих целей реализуются конкретные программы (см. приложение). Органами обеспечения поддержки выступают земельные правительственные структуры в лице соответствующих министерств, курирующих хозяйственную деятельность, а также земельные и региональные торгово-промышленные палаты. Ежегодные расходы федеральных земель на содействие внешнеэкономической деятельности превышают 50 млн евро.

Помимо федеральных и земельных органов исполнительной власти активными элементами системы поддержки национального экспорта выступают предпринимательские объединения. Отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные структуры являются в ФРГ важнейшим фактором экономической жизни и подчас оказывают на экономическое развитие страны не меньшее влияние, чем государственные органы. В их числе:

— Федеральный союз германских экспортеров (является головным союзом по вопросам между-

народной торговли, транзита и компенсационных сделок);

— Федеральный союз германской оптовой и внешней торговли (представляет интересы его членов и обеспечивает их информацией в широком диапазоне, от таможенных тарифов и изменений импортных квот до консультирования в вопросах международного торгового права);

— Федеральный союз малого и среднего предпринимательства (содействует малому бизнесу в выходе на зарубежные рынки);

— Конгресс германских торгово-промышленных палат ТПП (объединяет несколько сотен земельных, городских, региональных и ремесленных учреждений и представляет малое и среднее предпринимательство в производственной сфере). Этот союз, координируя деятельность торгово-промышленных палат страны, в существенной мере содействует реализации экспортных устремлений малого и среднего предпринимательства.

Дополнительными инструментами германской экономики (действуют под патронажем экономических союзов) по поддержке ВЭС на субрегиональном уровне являются:

— Азиатско-Тихоокеанский комитет германской экономики;

— Восточный комитет германской экономики. В сферу его компетенции входит развитие экономического сотрудничества с Россией;

— Латиноамериканская инициатива германской экономики и ряд других.

Кроме того, в поддержке экспорта участвуют предпринимательские объединения, тесно связанные с торгово-промышленными палатами (AfrikaVerein (AV), Ibero-Amerika Verein e. V.(IAV), der Ost — und Mitteleuropa Verein e. V. и др.). Цель такого альянса — содействие расширению германского экспорта на рынках стран с переходной экономикой и развивающихся государств. Для этого проводят презентации, конференции, готовят визиты бизнес-делегаций, издают информационные и рекламные материалы.

К числу важных элементов системы поддержки внешнеэкономической деятельности германских фирм относится содействие в выставочно-ярмароч-ной и конгрессной деятельности. В целях организационного содействия и финансовой поддержки участия германских предприятий в зарубежных выставках и ярмарках ежегодно Федеральное министерство экономики и технологии (BMWi) и Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты потребителей (BMELV)

принимают и реализуют Программу зарубежных ярмарок (AMP-Auslandsmesseprogramm). Формирование, в том числе выбор планируемых для участия выставочных мероприятий, и дальнейшую реализацию AMP осуществляет координирующая независимая организация — Выставочно-ярмароч-ный комитет немецкой экономики (AUMA).

Подготовкой программы занимается рабочая группа, в состав которой входят представители заинтересованных в развитии экспорта предпринимательских объединений, внешнеторговых палат, дипломатических представительств, а также федеральных министерств BMWi и BMELV. Средства на реализацию AMP предусматриваются в бюджете федерации, в котором на цели поддержки выста-вочно-ярмарочной деятельности в последние годы выделялось по 36—37 млн евро в год.

Основными получателями поддержки государства на цели выставочной деятельности являются малые и средние предприятия Германии (в среднем около 90 % от всех участников). Около 80 % промышленных компаний ФРГ принимают регулярное участие в выставках и ярмарках, из них две трети — в зарубежных. Выделяемые средства для поддержки участия фирм ФРГ идут на покрытие расходов, связанных с арендой выставочных площадей и оплатой коммунальных услуг, подготовкой рекламных материалов, транспортировкой экспонатов, оформлением экспозиций коммерческих компаний в рамках национальных стендов ФРГ.

В среднем общая сумма дотаций для одного предприятия может составлять 40—60 % от общих расходов на участие в зарубежной выставке. В большинстве федеральных земель устанавливается верхний предел ассигнования, который обычно составляет 4—4,5 тыс. евро для одного экспонента. Однако имеются земли (например, Саксония), в которых в особых случаях может предоставляться дотация в размере до 10 тыс. евро.

Наряду с программами поддержки выставоч-но-ярмарочной деятельности федерального уровня принимаются и реализуются программы на уровне федеральных земель. Министерства экономики федеральных земель в зависимости от отраслевой специализации региона оказывают содействие предприятиям земли при их участии в зарубежных ярмарках и таким образом дополняют федеральную поддержку. Например, в 2007 г. на эти цели в федеральных землях было выделено средств на общую сумму около 15 млн евро.

Особое место в системе национальной поддержки экспорта занимает агропромышленный

комплекс, являющийся составной частью Единого аграрного рынка ЕС, развитие которого связано с прямой финансовой поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей, поощрением экспорта и защитой от импорта из третьих стран.

В последние годы КЕС проводятся мероприятия по смягчению протекционистских мер, отказу от субсидирования экспорта, повышению открытости единого рынка и, в итоге, к переходу на свободные рыночные отношения. Национальные меры поддержки важного для Германии аграрного экспорта опираются на рекомендации и нормы единой сельскохозяйственной политики ЕС. Эти меры представляют собой комплексную систему, в которой задействованы органы Евросоюза, министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ, другие министерства и ведомства Германии в рамках их компетенции, а также германские союзы сельхозпроизводителей, их представительства за рубежом, специализированные институты и агентства по предоставлению информации.

На уровне ЕС основными мерами по поддержке аграрного экспорта являются: возмещение части экспортной цены (субсидии), заградительные пошлины на импорт продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности из третьих стран, софинансирование специальных мероприятий по сбыту продукции и, косвенно, технические барьеры. Решения о введении указанных выше мер принимаются комиссией ЕС на определенный срок в зависимости от ситуации на рынке (в соответствии с директивами ЕС № 800/1999, № 501/2008 и др.).

Так, во время международной сельскохозяйственной выставки «Зеленая неделя — 2009» в Берлине комиссар КЕС по сельскому хозяйству М. Фишер Бойль объявила о введении с 1 марта 2009 г. экспортного возмещения на молочную продукцию.

Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ в качестве мер по содействию экспорта на регулярной основе разрабатывает и осуществляет планы действий по поддержке экспорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности (далее — План). Последний План министерства (июнь 2008 г.) имеет шесть региональных и структурных составляющих, которые фиксируют цели министерства и являются своеобразным полем для переговоров.

План содержит меры торговой политики, поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, вопросы фитосанитарного контроля, международное проектное сотрудничество, работу в между-

народных организациях, двусторонние контакты на уровне министерств и ведомств. В данном документе акцент сделан на мероприятия, направленные в первую очередь на поддержку экспорта в Россию и другие страны СНГ, а также в Китай и Юго-Восточную Азию. Среди прочего для России предусмотрены следующие мероприятия: продолжение интенсивного обмена по ветеринарным и фитосанитарным вопросам с целью их упрощения, участие в выставках «Золотая осень», «Агрофарм», «Алтайская Нива», открытие Германского центра животноводства в Воронежской области, организация поездок предпринимателей и др.

Основные методы достижения Плана: контакты на уровне министерств сельского хозяйства, ветеринарных и других ведомств, использование загранпредставительств для рекламы, маркетинга и переговоров. Дополнением к мерам, описанным в Плане, служит предоставление статистических данных, а также работа, проводимая министерством по информированию потенциальных экспортеров о рынках сбыта, финансовых возможностях и гарантиях.

Важным источником информации для потенциальных экспортеров служат многочисленные аграрные союзы, фонды и агентства, которые частично финансируются из бюджета ФРГ. Такого рода организации специализируются на узкой группе товаров, что повышает их аналитические возможности и упрощает поиск потенциальных контрагентов за рубежом. Некоторые крупные структуры имеют свои зарубежные представительства. Например, Общество по проведению маркетинга продукции сельского хозяйства Германии (Centrale Marketing-Gesellschaft der deutschen Agrarwirtschaft mbH) представлено своими отделениями более чем в 15 странах, в том числе и в России.

Германия энергично использует торгово-по-литические меры поддержки своего экспорта. Например, по инициативе Президента Российской Федерации В. Путина и Федерального канцлера Германии Г. Шредера в июне 2000 г. была создана Российско-германская рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ). А во время межгосударственных российско-германских консультаций на высшем уровне в апреле 2002 г. в Веймаре СРГ получила постоянный статус своей деятельности.

С момента основания рабочая группа провела 24 заседания, на которых рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия сторон в области экономики и финансов, благодаря чему удалось не

только снять многие препятствия в торгово-экономическом, инвестиционном и кредитно-финансовом сотрудничестве, но и достичь существенного прогресса в развитии стратегического партнерства России и Германии, сблизить переговорные позиции с ЕС, ОЭСР и ВТО.

Германия активно использует механизмы СРГ в интересах национальных предпринимателей. В развитие инициатив группы расширилось участие германского бизнеса в России; было аккредитовано около 4 600 компаний, для оказания информационно-консультационной поддержки открыты многочисленные бюро и представительства, например бюро Союза германских машиностроителей; Российско-германская внешнеторговая палата, представительство федеральной земли Нижняя Саксония; российско-германская компания ООО «Центр немецкой экономики» и др. Одновременно в Германии при земельных правительствах и крупных ТПП открывались так называемые Центры компетенции для оказания содействия по установлению контактов и консультаций по практическим вопросам, например, Russland Kompetenzzentrum Dusseldorf.

В начале 2006 г. при финансовой поддержке государства стартовала промоционная кампания: «Германия — страна идей», целью которой была демонстрация положительного образа страны, включая пропаганду клише «made in Germany». Временные рамки кампании планировалось ограничить окончанием чемпионата мира по футболу. Широкий международный резонанс превратил кратковременную кампанию в национальный проект, реализация которого продолжается, а финансирование мероприятий проводится только на спонсорские средства германского бизнеса.

Внешнеэкономическая политика Германии нацелена и в будущем занимать центральное место при реализации федеральным правительством мер по обеспечению занятости и созданию условий для экономического роста. Эта политика последовательно встраивается в политические рамки, которые очерчены, с одной стороны, традиционным социальным рыночным хозяйством и мировой экономической системой — с другой.

При осуществлении программы внутригерман-ских экономических реформ «Агенда 2010» будет реализовываться так называемая внешнеэкономическая инициатива «Активность по всему миру». Ставится задача сфокусировать внешнеэкономические инструменты на усиление практического содействия малому и среднему бизнесу и поддержку экспорта на нестабильные рынки.

О новациях в сфере поддержки экспорта в период кризиса

По инициативе федерального министерства экономики и технологий Германии в Пакт об обеспечении занятости и стабильности в ФРГ в целях сохранения рабочих мест, укрепления экономического роста и модернизации страны были включены дополнительные меры господдержки национального экспорта из средств федерального бюджета.

1. При предоставлении федеральным правительством поручительств по векселям:

— максимальные размеры гарантируемого страхового возмещения увеличиваются с 80 до 300 млн евро в расчете на одного экспортера (эта сумма представляет собой лимит принимаемого федеральным правительством риска);

— если осуществление сделки признается крайне необходимым, указанная сумма может быть дополнительно увеличена;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— может быть предоставлено отдельное поручительство федерального правительства по векселю, т. е. поручительство без покрытия прочих рисков, связанных с экспортной сделкой (это может быть сделано в случаях, когда страхование прочих рисков невозможно или нежелательно для экспортера).

При предоставлении федеральным правительством гарантий по экспортным кредитам (когда экспортеры сами организуют финансирование сделок):

— доля участия экспортеров в возмещении убытков может быть снижена по их ходатайству с нынешних 15 % до 5 % (в этом случае повышаются страховые взносы, уплачиваемые экспортерами);

— упрощается процедура уступки прав требования по обязательствам, находящимся под федеральной гарантией;

— расширяется сфера действия финансовых гарантий по экспортным кредитам — теперь государственное покрытие действует также в отношении подтверждения аккредитивов.

Все перечисленные нововведения будут действовать до конца 2010 г.

2. Федеральное правительство намеревается ввести в действие документарную гарантию

— специальный инструмент рефинансирования банков, оплачивающих экспортные сделки. Проводятся необходимые для этого согласования с участием Банковской группы реконструкции и развития (KfW), т. к. в данной области предстоит решить еще ряд правовых и технических вопросов.

3. Федеральное правительство рассматривает возможности расширения масштабов системы финансирования экспорта, действующей в рамках Банковской группы KfW и Программы восстановления Европы (European Recovery Program, ERP)

— программа предоставления кредитов на развитие предпринимательства, действующая на базе «особого имущества», сформированного к началу 1950 г. в рамках «плана Маршалла» и составившего к началу 2006 г. 12 млрд евро.

В данной системе могут участвовать малые и средние компании, через нее могут предоставляться кредиты для осуществления гарантированных федеральным правительством экспортных сделок с развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Приложение

Действующие меры поддержки экспортно-ориентированной деятельности на земельном уровне (на примере Баварии)

Земля Бавария оказывает содействие местным предприятиям с помощью многочисленных мер поддержки их внешнеэкономической деятельности, уделяя особое внимание малому и среднему предпринимательству как основе баварской экономики.

1. Программы и проекты.

Программа подготовки предприятий к выходу на внешний рынок и работе по экспорту — «Fit for Auslandsmorkte — Go International (EFRE)». Про-

граммой предусматривается оценка опытными специалистами внешней торговли пригодности для экспорта продукции предприятия и разработка индивидуальных планов по интернационализации предприятия. Программа является проектом баварских торгово-промышленных и ремесленных палат и Внешнеэкономического центра Баварии и поддерживается министерством экономики Баварии и Европейским Союзом. Программа имеет интернет-сайт, на котором можно получить ис-

черпывающую информацию о системе и условиях оказания поддержки.

Программа участия баварских предприятий в выставочно-конгрессной деятельности за рубежом — «Bayerische Messebeteiligungsprogramm». Данной программой предусматривается содействие в организационных вопросах и получение финансовой поддержки при участии предприятий в объединенной германской экспозиции. Программой ежегодно предлагается участие в более 40 зарубежных ярмарках и выставках. Реализацией программы занимается министерство экономики Баварии через созданное им Баварское общество внешнеэкономических отношений — Bayern International GmbH.

Кроме того, общество организует на специализированных международных выставках Баварский информационный и сервисный центр, где предприятия земли могут получить необходимую информацию об участниках выставки, проводить деловые переговоры со своими партнерами и заключать сделки.

Программы участия баварских предприятий в зарубежных выставках разрабатывают и реализуют также баварское министерство сельского хозяйства, баварское сообщество ремесленников и общество Bayern Innovativ GmbH.

Программа «Bayern — Fit for Partnership». Международная программа, инициируемая и финансируемая министерством экономики Баварии, знакомит предпринимателей из других стран с экономическим потенциалом баварских предприятий и их инновационной продукцией и услугами, помогает устанавливать контакты и развивать деловые связи.

Проекты Внешнеэкономического центра Баварии (AWZ) по освоению внешнего рынка. Внешнеэкономический центр — объединенное учреждение всех баварских ТПП, предлагает услуги по организации конгрессов, дней экономики, конференций, а также кооперационных бирж как в межотраслевых, так и отдельных секторах экономики, например в телекоммуникационной или машиностроительной отраслях. В рамках этих проектов предприятиям Баварии предлагаются индивидуальные консультации экспертов и помощь в налаживании деловых контактов в заданной стране.

Банк данных «Key Technologies in Bavaria». Используя размещенный на сайте Bayern International банк данных о фирмах, потенциальные партнеры могут находить друг друга и устанавливать деловые контакты.

Участие в международных тендерах. Министерство экономики Баварии дает консультации компетентных специалистов по вопросам участия баварских предприятий в международных тендерах, содействует повышению эффективности проработки заказов банков экономического развития.

Инициатива по инновациям и сотрудничеству. Баварская инициатива по инновациям и сотрудничеству (BAIKUM) поддерживает малые и средние предприятия, занятые в области экологически чистых технологий, при выходе на новые рынки, способствует повышению конкурентоспособности и экспортабельности инновационной продукции. Интернет-страница BAIKUM предоставляет актуальную информацию о новых технологических разработках и создает базу для установления контактов с партнерами в научных и промышленных кругах.

2. Организация деловых поездок делегаций и отдельных предпринимателей.

Министерство экономики Баварии при организации деловых поездок за рубеж высокопоставленных представителей земли включает в делегации также представителей средних предприятий.

Общество Bayern International организует групповые зарубежные поездки предпринимателей, объединяя их по отраслевой принадлежности, что дает возможность установления контактов с более подходящими партнерами.

3. Прочие информационные ресурсы по вопросам экспорта и внешнеэкономической деятельности.

Интернет-портал баварских промышленных, торговых и ремесленных палат. Ориентированный на начинающих работать по экспорту баварские малые и средние предприятия, портал предоставляет информацию, необходимую для планирования внешнеэкономической деятельности.

О мерах по продвижению продовольственной продукции на внешний рынок информирует на своем сайте министерство сельского и лесного хозяйства Баварии.

Общество — экономический клуб «Export Club Bayern» поддерживает проведение экономических и общественно-культурных мероприятий, на которых зарождаются и осуществляются деловые контакты в стране и за рубежом.

Ремесленные палаты (представляют малый бизнес) Баварии проводят консультации ремесленным предприятиям и мастерским по нахождению рынков сбыта их продукции, в том числе за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.