Научная статья на тему 'Институты национальной поддержки инвесторов Германии'

Институты национальной поддержки инвесторов Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1008
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДВУСТОРОННИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР / СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО / ГАРАНТИИ И ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СОВЕТ / МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ФРГ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ СВЯЗЯМ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ВЕДОМСТВО ПО НАДЗОРУ ЗА ФИНАНСОВЫМ РЫНКОМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ / INVESTMENT LEGISLATION / DIRECT FOREIGN INVESTMENT / BILATERAL INVESTMENT TREATIES / INSURANCE COMPANY / GUARANTEES AND INVESTOR SUPPORT / INDUSTRIAL INVESTMENT COUNCIL / MINISTRY OF ECONOMY AND TECHNOLOGIES OF GERMANY / FEDERAL AGENCY FOR FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / FEDERAL OFFICE FOR SUPERVISION OF FINANCIAL MARKET / ECONOMIC DIVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леванов Григорий Сергеевич

Учитывая повышенный интерес к инвестиционной деятельности в ФРГ, автор знакомит российских читателей с институтами национальной поддержки немецких предпринимателей. В предлагаемой статье проводится общий анализ государственных органов, общественных организаций и бизнес-структур, задействованных в сфере инвестиционных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taking into consideration increased interest in investment activity in the Federal Republic of Germany, the author familiarizes the readers with national institutions supporting German entrepreneurs. The presented article contains a general analysis of state bodies, public and business organizations involved in ivestment relationships.

Текст научной работы на тему «Институты национальной поддержки инвесторов Германии»

Институты национальной поддержки инвесторов Германии

Г. С. Леванов

В последние десятилетия ФРГ неизменно входит в группу лидирующих стран по накопленным инвестициям за рубежом: ее доля в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составляет около 9%, что превышает ее долю в мировом ВВП, более чем в 2 раза. Особенно быстрый рост ПИИ немецких компаний наблюдался во второй половине 90-х годов ХХ столетия: с 1995-2000 гг. объем накопленных ПИИ увеличился с 10 до 28% ВВП страны и составил в абсолютных цифрах 571,8 млрд евро. На начало 2008 г. общий объем накопленных германских ПИИ за рубежом составил 811 млрд евро1. Традиционными регионами приложения немецкого капитала являются США и Евросоюз. Однако в указанный период ФРГ вышла в лидеры в странах Центральной и Восточной Европы: в Венгрии - первая позиция, в Чехии и Словакии - вторая, а в Польше - четвертая. В общем объеме накопленных ПИИ (около 200 млрд долларов США) доля ФРГ составила почти 20%.

На российском рынке, по объему накопленных на 01.01. 2009 г. в Российской Федерации иностранных инвестиций, Германия остается одной из крупнейших стран-инвесторов (после Кипра, Нидерландов, Люксембурга и Великобритании). Её инвестиции в российскую экономику составили 17,4 млрд долларов (в том числе прямые - 7,3 млрд долларов и прочие - 10,1 млрд долларов)2.

В настоящее время в России насчитывается около 4,6 тыс. фирм с участием германского капитала3, большая часть из которых средние предприятия. 14 декабря 2007 г. в Москве (на базе действующих в России с середины 90х годов зарубежных учреждений Федерации торгово-промышленных палат Германии и внешнеэкономических организаций, подведомственных Министерству экономики и техноло-

гий Германии) открыта Российско-Германская внешнеторговая палата, которая призвана в равной степени представлять интересы деловых кругов двух стран.

Федеральные земли Германии открывают представительства в России (например, Бавария, Берлин, Гессен, Нижняя Саксония) (см. приложение).

По данным Восточного комитета германской экономики4, в 2012 г. компании ФРГ планируют реализовать в России инвестиционные проекты общей стоимостью около 15 млрд евро, однако общая тенденция к снижению капиталовложений может сократить этот объем.

Наиболее крупными германскими инвесторами в России являются:

- в добывающих отраслях промышленности и энергетике: BASF и E.ON (освоение Южно-Русского газового месторождения), KALI&SALZ (освоение месторождений калийной соли в Пермском крае) (планируемый объем инвестиций в обустройство месторождения - около 1,3 млрд евро.),

E.ON (электроэнергетика) - около 4 млрд евро.

- в обрабатывающих отраслях промышленности: KNAUF (производство строительных материалов) - около 1 млрд евро, Volkswagen

- 400 млн евро, Daimler (приобретение в ноябре 2008 года 10% акций «КАМАЗ») - около 180 млн евро, KLAAS (производство зерновых комбайнов) - 20 млн евро.

- в транспортном секторе: BASF в лице Wintershaal - 20% и E.ON в лице «E.ON -Rhurgas» - 20% (строительство магистрального газопровода по дну Балтийского моря - проект «Северный поток»), Siemens (развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения) - около 580 млн евро.

- в торговом секторе: Metro (развитие оптово-розничных торговых сетей «Реал», «Медиа-Маркт», «Сатурн», «Касторама») -около 500 млн евро.

- в страховом секторе: ALJANS (приобретение в общей сложности 97% акций страховой компании «РОСНО» и развитие страхового бизнеса) - 1 млрд евро.

Что касается объема российских инвестиций в Германии, то в соответствии с данными Федерального агентства по внешнеэкономическим связям ФРГ (BFAI), в 2009 г. он увеличился практически в четыре раза - до 2,8 млрд долларов, в том числе прямых инвестиций -почти в два раза - до 513 млн долларов и портфельных инвестиций - почти в пять раз - до 2,3 млрд долларов5. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, логистики и туризма. В ФРГ зарегистрировано более ста немецких фирм с участием российского капитала (в том числе ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть»), большинство из которых- непроизводственного профиля6.

Общий статистический анализ экономических показателей и тенденций в инвестиционной сфере свидетельствует о том, что интенсивность участия и количество германских фирм на российском рынке значительно превышают аналоги российских инвесторов в ФРГ. Сложившаяся ситуация объясняется высокой степенью зависимости немецкой экономики от экспорта. Жесткая конкурентная борьба на внешних рынках, вынуждают государственные структуры оказывать поддержку национальным экспортерам (в данном случае - инвесторам).

В ФРГ более 50-ти лет функционирует эффективная система поддержки предпринимателей, осуществляющих инвестиции за рубе-жом7, которая представлена государственными структурами, общественными и коммерческими организациями.

В соответствии с инвестиционным законо-дательством8 их основными функциями являются:

-страхование капиталовложений немецких фирм, осуществляющих свою деятельность за

рубежом, от политических и экономических рисков9;

- субсидирование некоторых отраслей промышленности;

- финансовая поддержка, научно-исследовательских работ, ориентированных для экспорта;

- освобождение экспортера от уплаты налога на добавленную стоимость (как косвенная форма финансовой поддержки);

- предоставление льготных условий при вывозе товаров и капитала в развивающиеся государства по линии Министерства экономического сотрудничества и развития;

- содействие по организации и проведении выставочно-ярмарочной деятельности германских фирм за рубежом;

- информационное обеспечение (в т. ч. -консультационное).

Ключевыми вопросами поддержки инвесторов ФРГ были и остаются два направления: финансирование экспорта и страхование экспортных кредитов. Основным координатором этих видов деятельности выступает Федеральное правительство ФРГ, оперативным органом которого является Межминистерский комитет под председательством министра экономики и технологий. По мандату Федерального правительства, исполнение поручений комитета делегируется коммерческим организациям, находящихся под контролем государства.

К числу наиболее известных из них относятся: консорциум Pricewaterhouse Coopers Deut-sche Revision (PwC) и страховое общество EulerHermes Kreditversicherungs-AG (бывший Hermes Kreditversicherungs-AG), которые функционируют в соответствии с постановлением Федерального правительства ФРГ на возмездной основе. В Германии компаниям рекомендуют получать гарантию тогда, когда заявления рассмотрены, и впоследствии обработаны указанными организациями. Однако Федеральное агентство по внешнеэкономическим связям, как подведомственное подразделение Министерства экономики и технологий, исследуют основные политические условия, оценивает риски государства и передает полученные результаты для окончательного решения относительно заявок на предоставление гарантий Федеральному правительству10, которое, в

соответствии с Законом, вправе принимать особые распоряжения для соответствия технических норм (например, по предоставлению отчетности) постоянно изменяющимся экономическим условиям.

Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, предоставляя им, через Euler-Hermes, инвестиционные гарантии, защищающие немецкие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам (UFK-Garantien), страхующие обеспечение Германии сырьевыми товарами и стимулирующие экономическое развитие в странах, принимающих эти кредиты. В 2007 г. ФРГ для поддержки немецких прямых инвестиций за рубежом приняла на себя гарантийные обязательства на сумму в 5, 2 млрд. долларов США. Гарантии были направлены на поддержку реализации 74 проектов в 21 стране. Этот показатель объема гарантий является самым высоким, начиная с момента создания системы предоставления гарантий в 1959 году. Объем гарантийных обязательств правительства ФРГ примерно на четверть относится к реализации проектов в нефте- и газодобывающих отраслях, т.е. связан с обеспечением безопасности энергоснабжения ФРГ.

Инвестиционные гарантии освобождают инвестора от необходимости самостоятельно отстаивать свои права, предусмотренные, например, двусторонними инвестиционными договорами (ДИД). Вместо этого Федеральное правительство ФРГ будет представлять его и возмещать денежные средства, если был подан иск11.

Однако необходимость заключения ДИД как базиса для предоставления инвестиционных гарантий определяется в каждой стране индивидуально. Несмотря на то, что существование ДИД «положительно влияет» на предоставление инвестиционных гарантий в ФРГ, это не означает обязательного предъявления соответствующих требований к стране-получателю инвестиций.

Напротив, существование ДИД не обеспечивает предоставление инвестиционных гарантий. Если экономическая и политическая ситуация в стране нестабильна, сумма рисков, покрытых страхованием, будет чрезвычайно лимитирована? либо риски не будут покрыты

вовсе, что в настоящее время происходит в Аргентине. Вот почему во времена экономического кризиса объем выплат по рискам существенно колеблется. К примеру, объем рисков, гарантированных Германией, снизился с 4,2 млрд евро (2000 г.) до 2,7 млрд евро (2001), а затем до 2,3 млрд евро и до 1,7 млрд евро в 2002 и 2003 гг. соответственно. И хотя Германия подписала 126 ДИД, гарантии в 2002 г. были предоставлены лишь 24 странам12.

Еще одним органом по поддержке германских инвесторов является федеральное общество «Invest in Germany GmbH». Созданное по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 г. вместо существовавшего в период 1998-2003 гг. Бюро федерального уполномоченного по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входит также и подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджет общества, в период с 2005

- 2008 гг., составлял 2 млн евро и формировался за счет средств федерального бюджета. Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго.

Одной из главных его задач является решение существующей в Германии проблемы по координации деятельности федеральных и земельных властей. В каждой федеральной земле существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу деятельности которой входит, в том числе, и привлечение иностранных инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, при участии «Invest in Germany GmbH».

Наряду с этим обществом, в Германии функционировала еще одна структура, которая финансировалась из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин: Промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council-IIC), основной задачей которого состояла в привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Эта организация была создана в 1997 г. на период до декаб-

ря 2004 г. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% за счет средств федерального бюджета.

По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006 г. произошло слияние указанных агентств в одно -«Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.

Федеральное министерство экономики и технологий выделяет для деятельности нового агентства ежегодное финансирование в размере 11 млн евро. И, кроме того, впервые - 5 млн евро ежегодно для работы в восточных федеральных землях.

Осуществление надзора за организацией коллективного инвестирования и контроль инвестиционно-финансового рынка страны было поручено Федеральному ведомству по надзору за финансовым рынком (ВАБт), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, функционирующих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами. Организационно ведомство является структурным подразделением Министерства финансов ФРГ. Территориально оно располагается в городах Бонн и Франкфурт-на-Майне. В нем занято около 1000 сотрудников. В настоящее время это ведомство осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, предоставляющих финансовые услуги, и свыше 700 страховых организаций13.

Для контроля за деятельностью инвестиционных фондов, в целях охраны интересов инвесторов, последние обязаны выполнять, так называемые, «прозрачные» правила заполнения годовых отчетов, и в обязательном порядке - информировать ВАРГ4 об издержках и расходах. Унифицированные требования позволяют инвестору сравнивать предлагаемые отечественные и зарубежные продукты на рынке услуг.

Для содействия развития внешнеторговых отношений (включая инвестиционные)в структуре Федерального министерства экономики и

технологий, функционирует Федеральное агентство по внешнеэкономическим связям ФРГ (ББА1) с корреспондентскими пунктами в различных государствах, которое занимается сбором, обработкой и распространением (в том числе за определенную плату) информации о внешнеэкономической деятельности. Так, например, агентство издает: ежедневную газету “Известия внешней торговли”, еженедельный журнал “Деловые контакты”, справочные издания с экономическими обзорами (по странам, регионам и рынкам), а также информация экономического характера на магнитных носителях.

Важная роль в поддержке германских инвесторов отводится экономическим отделам посольств и консульств, финансируемых за счет бюджетных средств Федерального министерства иностранных дел. Их основными задачами являются: улучшение условий доступа немецкого бизнеса на рынки страны пребывания, политическое лоббирование наиболее значимых для ФРГ инвестиционных и экспортных проектов, оказание консультационного содействия германским фирмам и обеспечение их интересов в стране пребывания, и в первую очередь, в контактах с ее официальными органами.

Наряду с государственными структурами, непосредственную помощь немецким инвесторам оказывают общественные и частные организации. Отраслевые предпринимательские союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие негосударственные структуры служат важнейшими инструментами инвестиционной политики ФРГ, и оказывают не меньшее влияние на экономическое развитие, чем государственные органы.

Общий анализ системы институтов поддержки инвесторов, свидетельствует о том, что их характерной чертой в Германии является:

- во-первых, взаимодействие государственных органов, общественных организаций и бизнес-структур;

- во-вторых, государство оказывает содействие инвестиционной деятельности германских компаний за рубежом, прежде всего в странах, с высоким уровнем политических рисков.

Приложение

Перечень действующих соглашений между регионами России и Германии:

1. Калининградская область - Бранденбург

2. Краснодарский край - Нижняя Саксония

3. Ленинградская область - Мекленбург-Передняя Померания

4. Москва - Бавария

5. Москва - Берлин

6. Москва - Дюссельдорф

7. Московская область - Бранденбург

8. Московская область - Г ессен

9. Московская область - Саксония

10. Московская область - Северный Рейн-Вестфалия

11. Нижегородская область - Северный Рейн - Вестфалия

12. Пермская область - Баден-Вюрттемберг

13. Пермская область - Нижняя Саксония

14. Пермская область - Рейнланд - Пфальц

15. Республика Башкортостан - Саксония

16. Республика Татарстан - Нижняя Саксония

17. Республика Удмуртия - Нижняя Саксония

18. Ростовская область - Северный Рейн - Вестфалия

19. Самарская область - Северный Рейн - Вестфалия

20. Саратовская область - Тюрингия

21. Тюменская область - Нижняя Саксония

22. Челябинская область - Рейнланд - Пфальц

23. Ярославская область - Г ессен

Примечания:

1 Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ. - М.: Магистр, 2009. - С. 338-339.

2 Источник: http://www.gmcgks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

3 Созданные германо-российские совместные предприятия (СП) заняты преимущественно в таких сферах деятельности, как предоставление торговопосреднических и консультационно-информационных услуг (50% всех совместных предприятий), а также финансовые операции (15%). Остальные СП созданы в различных областях добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности.

4 http://www.ost-auschuss.de/ - Восточный комитет германской экономики.

5 http://www.bfai.de/DE/Content/_SharedDocs/ Links-Einzeldokumente-Datenbanken/fachdokument. html

Крупнейшим российским инвестиционным вложением в ФРГ является покупка у концерна BASF

3 5% акций его дочерней фирмы Wingas. См.: Voswinkel J. «Putins willige Handlager» - Die Zeit № 18. 27.04. 2006; Ross J., Thumann M., Vorholz F. Wo bleibt Deutschland? -Die Zeit № 18. 27.04. 2006.

Крупной инвестиционной сделкой с участием российского капитала в 2008 г. стало приобретение германских судостроительных предприятий в Вис-маре и Варнемюнде с целью реализации проекта по производству танкеров для перевозки нефти и сжиженного газа из Арктики.

6 Фирмой, с наиболее давними традициями, основанной в Германии в 1929 г. с российским капиталом является гамбургская страховая компания SOVAG AG. В 1972 г. во Франкфурте-на-Майне был создан Ost-West Handelsbank.

7 M. Herdegen. Internationales Wirtschaft-srecht, Verlag C.H. Beck München, 2008. - S. 245.

К числу приоритетных гарантий по обеспечению стабильности иностранных инвестиций является возможность трансграничных переводов субъектами инвестиционных отношений, необходимых денежных средств, капитала, полученных доходов и прибыли.

8 В последние пять лет (2005-2009 гг.) инвестиционное законодательство ФРГ было подвергнуто су-щественныем изменениям. Так например, в 2003 г., был принят закон «Об инвестировании» -Investitions gesetz - InvG 15. Dezember 2003. geändert durch Art. 2 G vom 13. August 2008 (BGBl. I. 2008 S. 1690) (режим доступа - http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/invstrei_bk/gesamt.pdf). Действующие до него законы: «Об инвестиционных компаниях» (KAGG), «Об иностранных инвестициях» (AusllnvestmG) и «Об улучшении инвестирования» (Investmentmodernisierungsgesetz) - утратили силу. Необходимость принятия Закона была обусловлена дальнейшим развитием инвестиционных правоотношений в ФРГ и острой конкурентной борьбой, в которую вступило немецкое государство с другими европейскими финансовыми державами. Такие страны, как Люксембург, Ирландия, Великобритания предлагают, по мнению инвесторов, лучшие правовые условия инвестиционной деятельности, чем те, которые существуют в Германии. В этой связи, реформирование инвестиционного законодательства должно было способствовать привлечению большего количества иностранных инвестиций. См. подр.: Görs B. Internationales Investitionsrecht. Vrlg. Recht und Wirtschaft GmbH. Frankfurt am Main.-S. 76.

9 Начиная с 1996 г. сумма рисков, покрытых страхованием, рассчитанная Федеральным правительством ФРГ, ежегодно составляла величину между 1,7 и 4,2 млрд евро. См.: PwC-Jahresbericht 2002: Investitionsgarantien der Bundesrepublik Deutschland. Direktinvestitionen Ausland. - S. 52. По сравнению с 2002 г., объем прямых иностранных инвестиций в Германии составил 26, 1 млрд евро. Ежегодно 1020% немецких инвестиций в развивающихся странах, новых индустриальных странах и странах переходного типа обеспечены инвестиционными гарантиями. По аналогии с мировым увеличением объемов иностранного инвестирования в 90-х гг., объем инвестиционных гарантий так же увеличился. К концу 2002 года общее количество гарантий, предоставленных Федеральным Правительством Германии, вырос до 14,7 млрд евро, так что Германия приняла на себя лидирующую роль в предоставлении инвестиционных гарантий.

10 Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. - S. 175.

11 Если двусторонние договоры не были подписаны с иностранным государством, инвестиционные гарантии в исключительных случаях могут быть, тем не менее, предоставлены, при условии, что капиталовложения надлежащим образом защищены национальным законодательством. Бразилия, к примеру, одна из немногих стран, которая гарантирует самый большой объем прав немецким инвесторам, но ФРГ пока не подписала с ней ни один двусторонний инвестиционный договор (переговоры по заключению ДИД были многие годы заморожены). К странам, которые еще не подписали ДИД, но законодательство которых, несмотря на это, предусматривает гарантирование инвестиций, можно отнести Доминиканскую Республику, Гватемалу, Колумбию, Тайвань, а также Тринидад и Тобаго.

12 Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag. Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. 2008. -

S. 169.

13 Herdegen M. Internationales Wirtschaftsrecht. Verlag. C.H. Beck München, 2008. - S. 256.

14BAFin было создано в 2002 г. после объедене-ния трех ведомств: Федерального ведомства по банковскому надзору (BAKred), Федерального комитета по надзору за страхованием (ВАV) и Федерального ведомства по контролю за рынком ценных бумаг (ВАWе).

Библиография:

1. Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ - М.: Магистр, 2009, 351 с.

2. http://www.gmcgks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

3. http://www.ost-auschuss.de/ - Восточный комитет германской экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Voswinkel J. «Putins willige Handlager» -Die Zeit № 18. 27.04. 2006.

5. Ross J., Thumann M., Vorholz F. Wo bleibt Deutschland? - Die Zeit № 18. 27.04. 2006.

6. Herdegen M. Internationales Wirtschaftsrecht, Verlag C.H. Beck München, 2008, 625 S.

7. Investitionsgesetz - InvG 15. Dezember 2003. geändert durch Art. 2 G vom 13. August 2008 (BGBl. I. 2008 S. 1690) http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/invstrei_bk/gesamt.pdf.

8. PwC-Jahresbericht 2002, 398 S.9. Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag. Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. 2008, 719 S.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.