Институты национальной поддержки инвесторов Германии
Г. С. Леванов
В последние десятилетия ФРГ неизменно входит в группу лидирующих стран по накопленным инвестициям за рубежом: ее доля в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составляет около 9%, что превышает ее долю в мировом ВВП, более чем в 2 раза. Особенно быстрый рост ПИИ немецких компаний наблюдался во второй половине 90-х годов ХХ столетия: с 1995-2000 гг. объем накопленных ПИИ увеличился с 10 до 28% ВВП страны и составил в абсолютных цифрах 571,8 млрд евро. На начало 2008 г. общий объем накопленных германских ПИИ за рубежом составил 811 млрд евро1. Традиционными регионами приложения немецкого капитала являются США и Евросоюз. Однако в указанный период ФРГ вышла в лидеры в странах Центральной и Восточной Европы: в Венгрии - первая позиция, в Чехии и Словакии - вторая, а в Польше - четвертая. В общем объеме накопленных ПИИ (около 200 млрд долларов США) доля ФРГ составила почти 20%.
На российском рынке, по объему накопленных на 01.01. 2009 г. в Российской Федерации иностранных инвестиций, Германия остается одной из крупнейших стран-инвесторов (после Кипра, Нидерландов, Люксембурга и Великобритании). Её инвестиции в российскую экономику составили 17,4 млрд долларов (в том числе прямые - 7,3 млрд долларов и прочие - 10,1 млрд долларов)2.
В настоящее время в России насчитывается около 4,6 тыс. фирм с участием германского капитала3, большая часть из которых средние предприятия. 14 декабря 2007 г. в Москве (на базе действующих в России с середины 90х годов зарубежных учреждений Федерации торгово-промышленных палат Германии и внешнеэкономических организаций, подведомственных Министерству экономики и техноло-
гий Германии) открыта Российско-Германская внешнеторговая палата, которая призвана в равной степени представлять интересы деловых кругов двух стран.
Федеральные земли Германии открывают представительства в России (например, Бавария, Берлин, Гессен, Нижняя Саксония) (см. приложение).
По данным Восточного комитета германской экономики4, в 2012 г. компании ФРГ планируют реализовать в России инвестиционные проекты общей стоимостью около 15 млрд евро, однако общая тенденция к снижению капиталовложений может сократить этот объем.
Наиболее крупными германскими инвесторами в России являются:
- в добывающих отраслях промышленности и энергетике: BASF и E.ON (освоение Южно-Русского газового месторождения), KALI&SALZ (освоение месторождений калийной соли в Пермском крае) (планируемый объем инвестиций в обустройство месторождения - около 1,3 млрд евро.),
E.ON (электроэнергетика) - около 4 млрд евро.
- в обрабатывающих отраслях промышленности: KNAUF (производство строительных материалов) - около 1 млрд евро, Volkswagen
- 400 млн евро, Daimler (приобретение в ноябре 2008 года 10% акций «КАМАЗ») - около 180 млн евро, KLAAS (производство зерновых комбайнов) - 20 млн евро.
- в транспортном секторе: BASF в лице Wintershaal - 20% и E.ON в лице «E.ON -Rhurgas» - 20% (строительство магистрального газопровода по дну Балтийского моря - проект «Северный поток»), Siemens (развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения) - около 580 млн евро.
- в торговом секторе: Metro (развитие оптово-розничных торговых сетей «Реал», «Медиа-Маркт», «Сатурн», «Касторама») -около 500 млн евро.
- в страховом секторе: ALJANS (приобретение в общей сложности 97% акций страховой компании «РОСНО» и развитие страхового бизнеса) - 1 млрд евро.
Что касается объема российских инвестиций в Германии, то в соответствии с данными Федерального агентства по внешнеэкономическим связям ФРГ (BFAI), в 2009 г. он увеличился практически в четыре раза - до 2,8 млрд долларов, в том числе прямых инвестиций -почти в два раза - до 513 млн долларов и портфельных инвестиций - почти в пять раз - до 2,3 млрд долларов5. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, логистики и туризма. В ФРГ зарегистрировано более ста немецких фирм с участием российского капитала (в том числе ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть»), большинство из которых- непроизводственного профиля6.
Общий статистический анализ экономических показателей и тенденций в инвестиционной сфере свидетельствует о том, что интенсивность участия и количество германских фирм на российском рынке значительно превышают аналоги российских инвесторов в ФРГ. Сложившаяся ситуация объясняется высокой степенью зависимости немецкой экономики от экспорта. Жесткая конкурентная борьба на внешних рынках, вынуждают государственные структуры оказывать поддержку национальным экспортерам (в данном случае - инвесторам).
В ФРГ более 50-ти лет функционирует эффективная система поддержки предпринимателей, осуществляющих инвестиции за рубе-жом7, которая представлена государственными структурами, общественными и коммерческими организациями.
В соответствии с инвестиционным законо-дательством8 их основными функциями являются:
-страхование капиталовложений немецких фирм, осуществляющих свою деятельность за
рубежом, от политических и экономических рисков9;
- субсидирование некоторых отраслей промышленности;
- финансовая поддержка, научно-исследовательских работ, ориентированных для экспорта;
- освобождение экспортера от уплаты налога на добавленную стоимость (как косвенная форма финансовой поддержки);
- предоставление льготных условий при вывозе товаров и капитала в развивающиеся государства по линии Министерства экономического сотрудничества и развития;
- содействие по организации и проведении выставочно-ярмарочной деятельности германских фирм за рубежом;
- информационное обеспечение (в т. ч. -консультационное).
Ключевыми вопросами поддержки инвесторов ФРГ были и остаются два направления: финансирование экспорта и страхование экспортных кредитов. Основным координатором этих видов деятельности выступает Федеральное правительство ФРГ, оперативным органом которого является Межминистерский комитет под председательством министра экономики и технологий. По мандату Федерального правительства, исполнение поручений комитета делегируется коммерческим организациям, находящихся под контролем государства.
К числу наиболее известных из них относятся: консорциум Pricewaterhouse Coopers Deut-sche Revision (PwC) и страховое общество EulerHermes Kreditversicherungs-AG (бывший Hermes Kreditversicherungs-AG), которые функционируют в соответствии с постановлением Федерального правительства ФРГ на возмездной основе. В Германии компаниям рекомендуют получать гарантию тогда, когда заявления рассмотрены, и впоследствии обработаны указанными организациями. Однако Федеральное агентство по внешнеэкономическим связям, как подведомственное подразделение Министерства экономики и технологий, исследуют основные политические условия, оценивает риски государства и передает полученные результаты для окончательного решения относительно заявок на предоставление гарантий Федеральному правительству10, которое, в
соответствии с Законом, вправе принимать особые распоряжения для соответствия технических норм (например, по предоставлению отчетности) постоянно изменяющимся экономическим условиям.
Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, предоставляя им, через Euler-Hermes, инвестиционные гарантии, защищающие немецкие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам (UFK-Garantien), страхующие обеспечение Германии сырьевыми товарами и стимулирующие экономическое развитие в странах, принимающих эти кредиты. В 2007 г. ФРГ для поддержки немецких прямых инвестиций за рубежом приняла на себя гарантийные обязательства на сумму в 5, 2 млрд. долларов США. Гарантии были направлены на поддержку реализации 74 проектов в 21 стране. Этот показатель объема гарантий является самым высоким, начиная с момента создания системы предоставления гарантий в 1959 году. Объем гарантийных обязательств правительства ФРГ примерно на четверть относится к реализации проектов в нефте- и газодобывающих отраслях, т.е. связан с обеспечением безопасности энергоснабжения ФРГ.
Инвестиционные гарантии освобождают инвестора от необходимости самостоятельно отстаивать свои права, предусмотренные, например, двусторонними инвестиционными договорами (ДИД). Вместо этого Федеральное правительство ФРГ будет представлять его и возмещать денежные средства, если был подан иск11.
Однако необходимость заключения ДИД как базиса для предоставления инвестиционных гарантий определяется в каждой стране индивидуально. Несмотря на то, что существование ДИД «положительно влияет» на предоставление инвестиционных гарантий в ФРГ, это не означает обязательного предъявления соответствующих требований к стране-получателю инвестиций.
Напротив, существование ДИД не обеспечивает предоставление инвестиционных гарантий. Если экономическая и политическая ситуация в стране нестабильна, сумма рисков, покрытых страхованием, будет чрезвычайно лимитирована? либо риски не будут покрыты
вовсе, что в настоящее время происходит в Аргентине. Вот почему во времена экономического кризиса объем выплат по рискам существенно колеблется. К примеру, объем рисков, гарантированных Германией, снизился с 4,2 млрд евро (2000 г.) до 2,7 млрд евро (2001), а затем до 2,3 млрд евро и до 1,7 млрд евро в 2002 и 2003 гг. соответственно. И хотя Германия подписала 126 ДИД, гарантии в 2002 г. были предоставлены лишь 24 странам12.
Еще одним органом по поддержке германских инвесторов является федеральное общество «Invest in Germany GmbH». Созданное по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 г. вместо существовавшего в период 1998-2003 гг. Бюро федерального уполномоченного по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входит также и подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджет общества, в период с 2005
- 2008 гг., составлял 2 млн евро и формировался за счет средств федерального бюджета. Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго.
Одной из главных его задач является решение существующей в Германии проблемы по координации деятельности федеральных и земельных властей. В каждой федеральной земле существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу деятельности которой входит, в том числе, и привлечение иностранных инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, при участии «Invest in Germany GmbH».
Наряду с этим обществом, в Германии функционировала еще одна структура, которая финансировалась из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин: Промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council-IIC), основной задачей которого состояла в привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Эта организация была создана в 1997 г. на период до декаб-
ря 2004 г. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% за счет средств федерального бюджета.
По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006 г. произошло слияние указанных агентств в одно -«Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.
Федеральное министерство экономики и технологий выделяет для деятельности нового агентства ежегодное финансирование в размере 11 млн евро. И, кроме того, впервые - 5 млн евро ежегодно для работы в восточных федеральных землях.
Осуществление надзора за организацией коллективного инвестирования и контроль инвестиционно-финансового рынка страны было поручено Федеральному ведомству по надзору за финансовым рынком (ВАБт), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, функционирующих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами. Организационно ведомство является структурным подразделением Министерства финансов ФРГ. Территориально оно располагается в городах Бонн и Франкфурт-на-Майне. В нем занято около 1000 сотрудников. В настоящее время это ведомство осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, предоставляющих финансовые услуги, и свыше 700 страховых организаций13.
Для контроля за деятельностью инвестиционных фондов, в целях охраны интересов инвесторов, последние обязаны выполнять, так называемые, «прозрачные» правила заполнения годовых отчетов, и в обязательном порядке - информировать ВАРГ4 об издержках и расходах. Унифицированные требования позволяют инвестору сравнивать предлагаемые отечественные и зарубежные продукты на рынке услуг.
Для содействия развития внешнеторговых отношений (включая инвестиционные)в структуре Федерального министерства экономики и
технологий, функционирует Федеральное агентство по внешнеэкономическим связям ФРГ (ББА1) с корреспондентскими пунктами в различных государствах, которое занимается сбором, обработкой и распространением (в том числе за определенную плату) информации о внешнеэкономической деятельности. Так, например, агентство издает: ежедневную газету “Известия внешней торговли”, еженедельный журнал “Деловые контакты”, справочные издания с экономическими обзорами (по странам, регионам и рынкам), а также информация экономического характера на магнитных носителях.
Важная роль в поддержке германских инвесторов отводится экономическим отделам посольств и консульств, финансируемых за счет бюджетных средств Федерального министерства иностранных дел. Их основными задачами являются: улучшение условий доступа немецкого бизнеса на рынки страны пребывания, политическое лоббирование наиболее значимых для ФРГ инвестиционных и экспортных проектов, оказание консультационного содействия германским фирмам и обеспечение их интересов в стране пребывания, и в первую очередь, в контактах с ее официальными органами.
Наряду с государственными структурами, непосредственную помощь немецким инвесторам оказывают общественные и частные организации. Отраслевые предпринимательские союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие негосударственные структуры служат важнейшими инструментами инвестиционной политики ФРГ, и оказывают не меньшее влияние на экономическое развитие, чем государственные органы.
Общий анализ системы институтов поддержки инвесторов, свидетельствует о том, что их характерной чертой в Германии является:
- во-первых, взаимодействие государственных органов, общественных организаций и бизнес-структур;
- во-вторых, государство оказывает содействие инвестиционной деятельности германских компаний за рубежом, прежде всего в странах, с высоким уровнем политических рисков.
Приложение
Перечень действующих соглашений между регионами России и Германии:
1. Калининградская область - Бранденбург
2. Краснодарский край - Нижняя Саксония
3. Ленинградская область - Мекленбург-Передняя Померания
4. Москва - Бавария
5. Москва - Берлин
6. Москва - Дюссельдорф
7. Московская область - Бранденбург
8. Московская область - Г ессен
9. Московская область - Саксония
10. Московская область - Северный Рейн-Вестфалия
11. Нижегородская область - Северный Рейн - Вестфалия
12. Пермская область - Баден-Вюрттемберг
13. Пермская область - Нижняя Саксония
14. Пермская область - Рейнланд - Пфальц
15. Республика Башкортостан - Саксония
16. Республика Татарстан - Нижняя Саксония
17. Республика Удмуртия - Нижняя Саксония
18. Ростовская область - Северный Рейн - Вестфалия
19. Самарская область - Северный Рейн - Вестфалия
20. Саратовская область - Тюрингия
21. Тюменская область - Нижняя Саксония
22. Челябинская область - Рейнланд - Пфальц
23. Ярославская область - Г ессен
Примечания:
1 Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ. - М.: Магистр, 2009. - С. 338-339.
2 Источник: http://www.gmcgks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
3 Созданные германо-российские совместные предприятия (СП) заняты преимущественно в таких сферах деятельности, как предоставление торговопосреднических и консультационно-информационных услуг (50% всех совместных предприятий), а также финансовые операции (15%). Остальные СП созданы в различных областях добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности.
4 http://www.ost-auschuss.de/ - Восточный комитет германской экономики.
5 http://www.bfai.de/DE/Content/_SharedDocs/ Links-Einzeldokumente-Datenbanken/fachdokument. html
Крупнейшим российским инвестиционным вложением в ФРГ является покупка у концерна BASF
3 5% акций его дочерней фирмы Wingas. См.: Voswinkel J. «Putins willige Handlager» - Die Zeit № 18. 27.04. 2006; Ross J., Thumann M., Vorholz F. Wo bleibt Deutschland? -Die Zeit № 18. 27.04. 2006.
Крупной инвестиционной сделкой с участием российского капитала в 2008 г. стало приобретение германских судостроительных предприятий в Вис-маре и Варнемюнде с целью реализации проекта по производству танкеров для перевозки нефти и сжиженного газа из Арктики.
6 Фирмой, с наиболее давними традициями, основанной в Германии в 1929 г. с российским капиталом является гамбургская страховая компания SOVAG AG. В 1972 г. во Франкфурте-на-Майне был создан Ost-West Handelsbank.
7 M. Herdegen. Internationales Wirtschaft-srecht, Verlag C.H. Beck München, 2008. - S. 245.
К числу приоритетных гарантий по обеспечению стабильности иностранных инвестиций является возможность трансграничных переводов субъектами инвестиционных отношений, необходимых денежных средств, капитала, полученных доходов и прибыли.
8 В последние пять лет (2005-2009 гг.) инвестиционное законодательство ФРГ было подвергнуто су-щественныем изменениям. Так например, в 2003 г., был принят закон «Об инвестировании» -Investitions gesetz - InvG 15. Dezember 2003. geändert durch Art. 2 G vom 13. August 2008 (BGBl. I. 2008 S. 1690) (режим доступа - http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/invstrei_bk/gesamt.pdf). Действующие до него законы: «Об инвестиционных компаниях» (KAGG), «Об иностранных инвестициях» (AusllnvestmG) и «Об улучшении инвестирования» (Investmentmodernisierungsgesetz) - утратили силу. Необходимость принятия Закона была обусловлена дальнейшим развитием инвестиционных правоотношений в ФРГ и острой конкурентной борьбой, в которую вступило немецкое государство с другими европейскими финансовыми державами. Такие страны, как Люксембург, Ирландия, Великобритания предлагают, по мнению инвесторов, лучшие правовые условия инвестиционной деятельности, чем те, которые существуют в Германии. В этой связи, реформирование инвестиционного законодательства должно было способствовать привлечению большего количества иностранных инвестиций. См. подр.: Görs B. Internationales Investitionsrecht. Vrlg. Recht und Wirtschaft GmbH. Frankfurt am Main.-S. 76.
9 Начиная с 1996 г. сумма рисков, покрытых страхованием, рассчитанная Федеральным правительством ФРГ, ежегодно составляла величину между 1,7 и 4,2 млрд евро. См.: PwC-Jahresbericht 2002: Investitionsgarantien der Bundesrepublik Deutschland. Direktinvestitionen Ausland. - S. 52. По сравнению с 2002 г., объем прямых иностранных инвестиций в Германии составил 26, 1 млрд евро. Ежегодно 1020% немецких инвестиций в развивающихся странах, новых индустриальных странах и странах переходного типа обеспечены инвестиционными гарантиями. По аналогии с мировым увеличением объемов иностранного инвестирования в 90-х гг., объем инвестиционных гарантий так же увеличился. К концу 2002 года общее количество гарантий, предоставленных Федеральным Правительством Германии, вырос до 14,7 млрд евро, так что Германия приняла на себя лидирующую роль в предоставлении инвестиционных гарантий.
10 Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. - S. 175.
11 Если двусторонние договоры не были подписаны с иностранным государством, инвестиционные гарантии в исключительных случаях могут быть, тем не менее, предоставлены, при условии, что капиталовложения надлежащим образом защищены национальным законодательством. Бразилия, к примеру, одна из немногих стран, которая гарантирует самый большой объем прав немецким инвесторам, но ФРГ пока не подписала с ней ни один двусторонний инвестиционный договор (переговоры по заключению ДИД были многие годы заморожены). К странам, которые еще не подписали ДИД, но законодательство которых, несмотря на это, предусматривает гарантирование инвестиций, можно отнести Доминиканскую Республику, Гватемалу, Колумбию, Тайвань, а также Тринидад и Тобаго.
12 Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag. Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. 2008. -
S. 169.
13 Herdegen M. Internationales Wirtschaftsrecht. Verlag. C.H. Beck München, 2008. - S. 256.
14BAFin было создано в 2002 г. после объедене-ния трех ведомств: Федерального ведомства по банковскому надзору (BAKred), Федерального комитета по надзору за страхованием (ВАV) и Федерального ведомства по контролю за рынком ценных бумаг (ВАWе).
Библиография:
1. Зарицкий Б.Е. Экономика ФРГ - М.: Магистр, 2009, 351 с.
2. http://www.gmcgks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
3. http://www.ost-auschuss.de/ - Восточный комитет германской экономики.
4. Voswinkel J. «Putins willige Handlager» -Die Zeit № 18. 27.04. 2006.
5. Ross J., Thumann M., Vorholz F. Wo bleibt Deutschland? - Die Zeit № 18. 27.04. 2006.
6. Herdegen M. Internationales Wirtschaftsrecht, Verlag C.H. Beck München, 2008, 625 S.
7. Investitionsgesetz - InvG 15. Dezember 2003. geändert durch Art. 2 G vom 13. August 2008 (BGBl. I. 2008 S. 1690) http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/invstrei_bk/gesamt.pdf.
8. PwC-Jahresbericht 2002, 398 S.9. Görs B. Internationales Investitionsrecht. Verlag. Recht und Wirtschaft GmbH Frankfurt am Main. 2008, 719 S.
3