Научная статья на тему 'Государственная система поддержки экспорта федеративной Республики Германии'

Государственная система поддержки экспорта федеративной Республики Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Александр Сергеевич

Рассмотрены особенности построения системы государственной поддержки своим производителям, ориентированным на экспорт, в продвижении продукции на мировые рынки. В ней подчеркиваются основные направления финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, сильные и слабые стороны данной системы, а также выявляются отличительные особенности, характерные исключительно для немецкой модели построения господдержки экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная система поддержки экспорта федеративной Республики Германии»

УДК 339.97(470+571)

А. С. Денисов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКПОРТА ФЕДЕРА ТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ

Рассмотрены особенности построения системы государственной поддержки своим производителям, ориентированным на экспорт, в продвижении продукции на мировые рынки. В ней подчеркиваются основные направления финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, сильные и слабые стороны данной системы, а также выявляются отличительные особенности, характерные исключительно для немецкой модели построения господдержки экспорта.

Ключевые слова: экспорт, государственная система поддержки экспорта,

Федеративная Республика Германия, Всемирная торговая организация, инструменты государственного стимулирования экспорта.

Германия — одна из самых высокоразвитых государств современного мира. Она располагает технотронной, инновационной с выраженной государственной поддержкой резидентов экономикой. Ее отличительной особенностью является повсеместное применение достижений развития технологии и науки. Это позволяет создавать продукцию высочайшего качества, которая не только удовлетворяет в максимальной степени потребности местного населения, но и находит спрос за рубежом, что говорит о высокой конкурентоспособности товаров и услуг, которые «сделаны в Германии». Однако конкуренция на рынке все равно очень сильная, и одних только интеграционных процессов, которые облегчают осуществление торговых операций в рамках ЕС, а также процессов глобализации и либерализации международной торговли не достаточно, чтобы стать мировым лидером по экспорту продукции. Необходима и достаточна ощутимая политика государства, направленная на поддержку экспортных операций.

Одним из видов стимулирования экспорта является субсидирование. Германия, согласно соглашениям в рамках ВТО, как и все страны-члены организации, обязуется снижать размеры экспортных субсидий. Однако в стране существует целый ряд национальных и региональных проектов, которые, напрямую, не попадают под действие упомянутых соглашений. Например, проекты, направленные на поддержку регионов и целых земель, как, скажем, программа развития новых федеральных земель (НФЗ) на территории бывшей ГДР. После объединения Германии в рамках ЕС эти земли получили особый статус, в соответствии с которым объем вложений из федерального, земельных бюджетов и из бюджета ЕС достигает ежегодно до 75-100 млрд. евро [7]. И подобных проектов достаточно много, чтобы обеспечить регионам и производителям не только необходимое развитие, но и поддержку на международной арене.

Большое значение в стимулировании экспорта в Германии играют государственные и частные институты, кото-

рые оказывают различного рода консультационные и организационные

услуги. Отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные структуры являются важнейшим фактором экономической жизни и оказывают на экономическое развитие страны огромное влияние. Нередко союзы располагают большими материальными ресурсами (здания, коммуникации), квалифицированными сотрудниками, имеют в своем составе исследовательские группы и даже институты; они активно занимаются издательской деятельностью, в т.ч. за пределами страны, пропагандируя достижения германской промышленности и научной мысли, и тем самым, увеличивая привлекательность немецкой продукции, усиливая ее конкурентоспособность.

Поддержка немецких экспортеров на земельном уровне (в отличие от федерального) осуществляется преимущественно в двух формах: содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности немецких фирм за рубежом и информационно-

консультационное обеспечение фирм-экспортеров. Органами обеспечения поддержки выступают земельные правительственные структуры в лице соответствующих министерств, курирующих хозяйственную деятельность, а также земельные и региональные торговопромышленные палаты. Ежегодные расходы федеральных земель на содействие внешнеэкономической деятельности находятся на уровне 50 млн. евро.

Все более заметную роль в содействии развитию внешнеэкономических связей в последние годы стали играть германские торгово-промыш-ленные центры, которые представляют собой организационное и территориальное объединение всех структур поддержки германского экспорта в иностранном

государстве, что существенно повышает эффективность их работы. Организаторами и активными участниками таких центров выступают корпоративные экономические структуры Германии (отраслевые союзы, объединения и палаты), банки, федеральные земли и правительство ФРГ в лице федерального министерства экономики и технологий.

Особенно велико значение союзов и объединений, непосредственно занимающихся внешнеэкономическими связями (Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики, Федеральный союз немецкой промышленности, Немецкий конгресс торговопромышленных палат, Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и ряд других).

Большое внимание государство уделяет инновационной деятельности мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях. Проекты создания новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на начальном этапе. Поэтому Правительство Германии улучшает институциональные предпосылки для предоставления рискового капитала. В сотрудничестве с банками, инвестиционными и страховыми компаниями изучаются возможности для создания фондов рискового капитала. Таким образом, государство преследует цель повысить уровень конкуренции, а следовательно, и качества

продукции как на национальном рынке, так и на мировом. Более того, это помогает немецким компаниям идти в ногу со временем, осуществляя постоянную модернизацию составных частей производственного процесса и самой продукции.

Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности. Важную роль в решении вопросов средне- и долгосрочного финансирования экспорта играют специальные кредитные институты - Общество кредитования экспорта и Кредитное учреждение по реконструкции. Правительство ФРГ проводит гибкую политику страхования рисков во внешнеэкономической сфере в рамках механизма страхового общества «Гермес» при этом приоритетное значение придается работе по гармонизации системы страхования экспортных кредитов в рамках ЕС и ОЭСР. Правительство берет на себя возмещение ущерба по всем операциям, страхуемым «Гермесом». Средства страховой компании, за счет которых она осуществляет страхование кредитов, образуются государством. Доходы от страховых премий, получаемые компанией, поступают в государственную казну. Доля участия самих экспортеров в страховании риска по не возврату кредитов составляет 15 %.

Активнейшим образом стимулирование экспорта проводится через выставочную деятельность. 80 % промышленных компаний ФРГ принимают регулярное участие в выставках и ярмарках, из них две трети - в зарубежных [4]. Выделяемые средства для поддержки участия фирм ФРГ идут на покрытие расходов, связанных с арендой выставочных площадей и оплатой коммунальных услуг, рекламой продукции,

транспортировкой экспонатов, оформлением экспозиций коммерческих компаний в рамках национальных стендов ФРГ.

Еще одним важным инструментом государственного стимулирования экспорта, который имеет важнейшее значение — предоставлений государственных гарантий [2,7]. Основополагающими в этой сфере являются два аспекта:

• гарантии по несвязанным кредитам.

Предоставление гарантий предусматривается для экономически целесообразных проектов, которые затрагивают политические интересы Германии в области обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами и при этом способствуют экономическому развитию страны-реципиента. Так одними из последних шагов, совершенных в рамках реализации данной политики государства, стали решения о разработке медного рудника в Аргентине и восстановление нефтедобывающего оборудования в Анголе.

• гарантии германских капиталовложений путем страхования зарубежной инвестиционной деятельности национальных компаний.

Среди механизмов воздействия у немецкого правительства есть и такие меры, которые оказывают положительное влияние на экспорт косвенно. Так государство регулярно проводит маркетинговые и в частности рекламные кампании по улучшению имиджа страны и ее предпринимателей и производителей. Причем этот вид деятельности преследует две цели: улучшение имиджа

немецких компаний за рубежом, что обеспечивает им большую узнаваемость, а соответственно и большие преимущества по сбыту продукции; улучшение инвестиционного имиджа государства и ее хозяйствующих субъ-

ектов для привлечения средств для более успешного и быстрого развития отраслей и производств, а также установления тесных партнерских отношений, как гарантии осуществления торговых операций.

Как мы видим, правительство Германии проводит активную политику по поддержке своих экспортноориентированных отраслей и предприятий. Действительно, роль экспорта в экономике ФРГ колоссальна. Если в 1950 году доля экспорта в ВВП составила всего 9,3%, то в 1980 г. уже 26,7%, в 1991г. -32,8%, а год назад этот показатель равнялся 35% [Рассчитано автором на базе 3,5]. Именно поэтому государство намерено продолжать реализацию действующей политики поддержки экспорта, для того чтобы максимально минимизировать риск рыночных изменений, характерных для капиталистического обществ. Для этого в Германии принят ряд программ национального и регионального уровня, важнейшей из которых является так называемая «Агенда -2010» [7], в рамках которой будет проводиться внешнеэкономическая инициатива «Активность по всему миру».

В вышеупомянутой программе содержатся общие направления, а также конкретные механизмы и инструменты поддержки немецкого экспорта и национальных экспортеров (в первую очередь мелких и средних, как наиболее уязвимых, но при этом обладающих большим экономическим потенциалом). Помимо общепринятых и наиболее ощутимых мер стимулирования, особое внимание уделяется таким положениям, как:

• дальнейшее расширение сети германских зарубежных ТПП во взаимодействии с германским бизнесом и улучшение работы по предоставлению

содействия немецким компаниям: федеральное правительство будет оказывать поддержку сети зарубежных ТПП при реализации новой концепции предоставления услуг германскому бизнесу под названием DEintemational. Наряду с завершением создания ТПП в Кувейте запланировано укрепление действующих бюро в ОАЭ и Алжире;

• повышение эффективности работы Федерального агентства по внешнеэкономическим связям по обеспечению германских деловых кругов внешнеэкономической информацией, в первую очередь ориентированной на развитие национального экспорта;

Федеральное агентство предоставляет актуальную, приближенную к практике информацию обо всех рынках и темах, важных для германской экономики, в т.ч. специальную информацию о программах, тендерах и проектах международных организаций с тем, чтобы расширить возможности подключения немецких компаний к проектам, финансируемым международным капиталом. К относительно давно действующим интернет-порталу ixpos (www.ixpos.de) и интернет-бирже e-trade-center (www.e-trade-center.com) в 2007г. начала действовать интернет-платформа на английском языке German Business Portal для размещения зарубежных запросов, представляющих интерес для немецкого бизнеса.

• дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности.

Целевыми группами, которым, как и в предшествующие годы, предусмотрено содействие, являются малые и средние предприятия. В рамках программы такие предприятия смогут на льготных условиях участвовать в выставках и ярмарках за рубежом. Тем самым облегчается доступ на удаленные и нестабиль-

ные рынки. Специальной выставочной программой предусматривается поддержка экспозиций передовых немецких технологий в рамках развития экспорта в секторе возобновляемых источников энергии;

• совершенствование работы по предоставлению гарантий по экспортным кредитам (покрытия «Гермеса») с целью усиления позиций немецких экспортеров на международных рынках.

Гарантии по экспортным кредитам помогают, в первую очередь, малому бизнесу и предприятиям из высокотехнологичной сферы организовать экспорт на сложные рынки и расширить их возможности в получении заемных средств и повышении платежеспособности. Инструментарий федерального правительства в виде предоставления гарантий по экспортным кредитам должен быть точнее нацелен на удовлетворение потребностей национальной экономики: способствовать росту народного хозяйства и снижению уровня безработицы в стране. Основу для организации государственной финансовой поддержки внешнеэкономической деятельности составляют нормативные акты международного права. С принятием новой формы покрытий по рисковым авалям в виде вексельного поручительства с 1 янв. 2006г. улучшились условия финансирования сделок для малого бизнеса. Одновременно были улучшены общие условия осуществления экспортных операций путем упрощения правил краткосрочного страхования от рисков неплатежа.

Вышеперечисленные меры поддержки экспорта, которые находят применения в Германии, показали, что, несмотря на то, что в рамках ВТО существует достаточное множество ограничений на их применение, они могут и являются эффективными, так как они получают пра-

вильную форму реализации со стороны правительства. Наличие достаточных ресурсов и целей помогает ФРГ находить либо альтернативные варианты оказания материальной помощи свои предприятиям (как в случае с субсидиями), либо проводить более активную политику по косвенной поддержке (ярмарки, консультации, институциональная сеть и т.д.). Плюс в условиях сильных колебаний на рынках возможность получения государственной гарантии по совершению сделки значительно увеличивает шансы на проведение экспортных операций, так как таким образом обеспечивается страхование как рисков покупателя, так и продавца.

Если же выделить приоритеты в государственной политике по поддержке экспорта, то здесь отметим следующие моменты:

• помощь мелким и средним предприятиям;

• увеличение конкурентоспособности немецких компаний и продукции немецкого производства;

• качественная и технологическая модернизация производственного процесса.

Бесспорно, стоит отметить, что ведущие позиции Германии на мировой экономической арене, а также в списке мировых лидеров по экспорту товаров и услуг, это не только заслуга государственной политики по поддержке экспорта. Нельзя отрицать значимость интеграционных процессов в Европе, что отражается на страновой структуре немецкого экспорта: в основном это европейские партнеры (Франция - 9.7%, США - 7.5%, Великобритания - 7.3%, Италия - 6.7%, Нидерланды - 6.4%, Австрия - 5.4%, Бельгия - 5.3%, Испания -5% и т.д.) [5]. В определенных отраслях образовались действительно крупные компании, которые не позволяют появ-

ления достаточной конкуренции (авто, электротехника), что гарантирует определенный объем сбыта.

Бесспорно, сюда относится и тренд «сделано в Германии», что уже давно привлекает покупателей по всему миру, заставляя отдать предпочтение именно немецким товарам. Тем не менее, сегодняшнее время показывает нам, что этого порой уже недостаточно. На рынке появилось слишком много новых и сильных игроков, которые тоже хотят «получить свое место под солнцем». И чтобы не потерять свои позиции, немецким компаниям уже без политики государственной поддержки экспорта не обойтись.

1. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - «МЭиМО», №8, 2007.

2. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 2006.

3. Всемирная торговая организация: http://www.wto.org.

4. Информационный портал, Public private partnership and Private finance initiative: http://www. ppp-pf. ru/legal/deu. php? cid=14.

5. Мировая книга фактов 2009, ЦРУ: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html.

Таким образом, мы видим, что система государственной поддержки экспорта в Германии носит комплексный характер. Она способствует не только более эффективному продвижению немецкой продукции на мировые рынки, но и непосредственно созданию конкурентоспособного продукта. Комплексность носит также и горизонтальный характер, т.к. применение находит достаточно широкий круг инструментов, начиная от финансовых, заканчивая маркетинговыми. Именно фактор комплексности позволяет говорить о высокой эффективности немецкой системы государственной поддержки экспорта.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6. Опыт зарубежных стран в развитие конкурентоспособного экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства, Емельянова Е.Л., Нагих В.Н., Бондаренко В.А., Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, 2005: http://www.old.nisse.ru/ analitics.html?id=d_nagikh_VIk_mp.

7. Экономический информационный портал: http://www. polpred. com/ #close.

8. Lederman D., Olarreaga M., Payton L. Export Promotion Agencies: What Works and What Doesn't / World Bank Working Paper 4044. November 2006.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ---------------------------------------------------------

Денисов Александр Сергеевич - соискатель кафедры «Международных экономических отношений» Российского университета Дружбы народов, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.