Государственное гарантирование экспорта: зарубежный опыт
(на примере компании "Ойлер-Гермес”)
B.C. Викторова (Всероссийская академия внешней торговли)
Государственное гарантирование экспорта является важным видом поддержки внешней торговли страны. Данный вид начал складываться после первой мировой войны в промышленно развитых странах, прежде всего, в колониальных державах, как важное средство преференциальных отношений с империей и стимулирования национальной экономики в тяжелых условиях послевоенной разрухи.
Крупнейшей компанией, осуществляющей гарантирование внешней торговли является немецкая «Гермес» (Euler-Hermes Kreditversicherung-AG). Это мировой лидер в страховании кредитных рисков, контролирующий одну треть глобального рынка страхования кредитов и входящий в группу “Альянс” (Allianz AG). Компания реализует правительственную программу поддержки германского экспорта путем финансирования экспортноимпортных операций и предоставления различных гарантий. Ее оборот за 2004 год составил 1,9 млрд евро (+ 2,2% по сравнению с 2003 годом), а чистая прибыль - 206,4 млн евро1.
Опыт Германии вообще очень интересен для возможного перенесения на отечественную почву. Многие зарубежные экономисты считают, что именно Германия имеет много общего с Россией в своей экономической культуре. Такая близость проявляется, например, в большой роли
государства и значимости социальной сферы в функционировании страны в отличие от системы, существующей, например, в США.
Вообще система государственного страхования экспорта в Германии стартовала в 1926 году, когда частные компании Тройарбайт (ТгеиагЬе^ АО) и "Гермес” (Негтеэ КгеШ^егэ^Ьегипдэ АО) по поручению и за счет правительства стали на льготной основе выдавать гарантии по соответствующим полисам частных институтов, чтобы позволить последним обслуживать участников ВЭД по тарифам, ниже рыночных.
Согласно закону 1949 года, страховой компании "Гермес” совместно с компанией "Дойче ревизионс унд тройханд АГ” было поручено осуществление правительственного гарантирования экспортных кредитов. Нынешнее агентство по страхованию экспортных кредитов "Гермес” оценивает и принимает решения в отношении полученных заявлений на страхование в соответствии с условиями, утвержденными Межминистерским комитетом по экспортным гарантиям. Все решения по заявкам на страхование на большую сумму, подаваемые на имя "Гермеса”, рассматриваются специальным межведомственным комитетом, в который входят представители министерств финансов и иностранных дел, Германского федераль-
ного банка (Deutsche Bundesbank) и других ведомств, а также Экспортного банка (Ausfuhrkredit GmBH) — АКА. Этот комитет действует в тесном взаимодействии с промышленными и банковскими монополиями, которые связаны с внешней торговлей. Федеральное правительство Германии может предоставлять покрытие на общую сумму, устанавливаемую ежегодно парламентом. Убытки оплачиваются из бюджета, в который поступают собранные премии и взысканные задолженности по ранее оплаченным убыткам.
Средства “Гермеса”, за счет которых он осуществляет страхование кредитов, образуются государством.
Правительство берет на себя возмещение ущерба по всем операциям, страхуемым “Гермесом”. С другой стороны, доходы от страховых премий, получаемые “Гермесом”, поступают в государственную казну.
Страховое покрытие может быть предоставлено экспортерам (до и после производства товара), национальным кредитным организациям, иностранным участникам экспортного контракта (на специальных условиях).
“Гермес” предъявляет два основных требования к рассматриваемым заявкам на страховое покрытие:
1. Страховое покрытие предоставляется только для немецких экспортеров и только по товарам, произведенным на территории ФРГ. Здесь могут быть и небольшие исключения.
2. Базисные требования, предъяв-
ляемые к проекту, заключаются в кредитоспособности страны-контрагента
потенциального страхователя, наличии кредитного рейтинга у иностранного покупателя либо его гаранта (в случае низкого рейтинга у иностранного покупателя либо его страны может быть увеличена незастрахованная доля риска).
Во всех случаях страхование покрывает не более 90% суммарной цены контракта (для рисков неплатежеспособности и неплатежа эта доля меньше).
"Гермес” осуществляет страхование кредитов путем выдачи либо гарантии, когда иностранным покупателем является частная компания, либо поручительства, когда иностранным покупателем выступают правительства, муниципалитеты и другие государственные организации. Страхователем в обоих случаях является германский экспортер, который обязан брать на себя часть риска, связанного с экспортной сделкой.
Государственные гарантии экспорта имеют своей целью покрывать следующие виды рисков: 1) производственные риски, то есть риски, возникающие до отгрузки экспортного товара; 2) экспортные риски — риски, возникающие после отгрузки товара.
Сущность гарантий заключается в том, что государственные органы ФРГ возмещают экспортеру возникшие в указанных двух вариантах убытки за минусом доли риска, которую несет сам экспортер. Эта доля специально оговаривается в гарантийном документе. Срок покрытия убытков, как правило, насчитывает три — шесть месяцев.
Доля экспортера в покрытии составляет 15% в случае экспортного риска и 10% в случае производственного или политического риска.
С 1972 года западногерманские экспортеры имеют возможность получать через "Гермес” страхование от валютных рисков. Компания страхует требования экспортера в твердой валюте по сделкам со сроком поставки не менее двух лет. Заявки на страхование экспортной сделки от валютных рисков принимаются до ее заключения. Государственная организация не покрывает изменения валютных курсов в течение двух лет, так как в этот период экспортер может покрыть потери от изменения курса валют простыми операциями на валютных рынках. Страховой случай наступает после истечения двухлетнего срока. Экспортеру покрываются потери, возникшие от курсовой разницы, которые исчисляются по курсу последнего дня двухлетнего периода.
34
Внешнеэкономический б ю л л е т е н ь № 8 (Август) 20 05
Особенность германской системы страхования внешнеэкономической деятельности состоит в том, что для получения льготных кредитов у государственных институтов: Экспортного банка АКА и Банка восстановления (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau) — КФВ, не обязательно страховать последние у “Гермеса”, — достаточно уведомить его об условиях соответствующей сделки и регулярно сообщать о ходе ее исполнения. По более крупным контрактам необходимо согласие курирующего его деятельность Межминистерского комитета гарантии экспорта, в состав которого входят представители федеральных министерств: экономики
(решающий голос), финансов, иностранных дел и экономического сотрудничества, эмиссионного банка, АКА, КФВ. Общий объем страхования внешнеторговых контрактов ежегодно устанавливается парламентом по предложению правительства.
Так как списка исключений из товаров, подпадающих под гарантирование, не существует, то можно говорить, что в принципе гарантируется любой вид товара. Хотя существуют определенные соглашения (в рамках Европейского Союза), которые исключают, например, такие товары, которые могут использоваться для военных нужд.
“Гермес” предлагает три формы покрытия рисков:
1) индивидуальная по единичной сделке;
2) автоматически возобновляемые в течение года сделки конкретного национального экспортера с определенными его иностранными клиентами;
3) то же со всеми его контрагентами за границей.
Полисы покрывают сделки, соответствующие условиям консенсуса 1978 г. Страховые премии по ссудам сроком свыше 1,5 года составляют 1,5% стоимости контракта плюс 0,1%, взимаемых ежемесячно в случае, если кредитный период превышает 1,5 года.
Интересно отметить, что до недавнего времени ставки премий были едиными для всех экспортных контрактов, то
есть классификации по странам не существовало. Однако проводилось различие для коммерческих и государственных покупателей, последним предоставлялись более выгодные условия. Ставки зависели от вида страхового покрытия, срока предоставления кредита и условий платежа.
Позже германское правительство отошло от применения стандартных ставок и стало дифференцировать ставки в зависимости от риска (здесь оценивается платежеспособность страны, ее финансовая и экономическая ситуация). В компании есть база данных по странам и по 40 млн компаний по всему миру с оценкой степени их надежности.
Около 97% экспортных сделок, покрываемых федеральными экспортными гарантиями, получают развивающиеся страны и страны Восточной и Центральной Европы, включая страны СНГ. Всего экспортные гарантии предоставляются 164 странам.
В последние годы значительно увеличилось количество договоров, страхующих внешнеторговые сделки, со странами Центральной и Восточной Европы, и, в частности, со странами бывшего СССР. Из них на Россию приходится самый большой объем страховых покрытий. В отношении России гарантии "Гермеса” в последнее время применяются главным образом в связи с мерами правительства Германии по содействию экспорту продукции восточных земель страны.
Недавно компания проинформировала Сбербанк РФ об увеличении лимита по операциям экспортного финансирования с 50 до 200 млн евро2. При этом, в рамках установленного лимита, проекты с участием Сбербанка предполагается рассматривать в оперативном порядке по упрощенной схеме.
Межминистерская комиссия Германии, определяющая основные условия, на которых "Гермес” осуществляет страхование немецких экспортных кредитов, недавно приняла ряд важных решений. В декабре 2002 года начала действовать новая форма страховых гарантий для ма-
лых и средних предприятий. Ей могут пользоваться фирмы с годовым оборотом экспорта до 1 млн евро. Страховое покрытие охватывает риск неплатежей в течение 6 месяцев после установленного срока. Кредит не должен предоставляться на срок более 4 месяцев. В размере 15% предусмотрено также участие страхователя в покрытии возможного риска. Страховые гарантии распространяются на немецкий экспорт во все страны, не входящие в ОЭСР, в том числе Южную Корею, Мексику, Польшу, Словакию, Чехию, Турцию и Венгрию.
При предоставлении страховых гарантий немецких экспортных кредитов стали осуществляться международные директивы об учете экологических, социальных и экономических условий в развивающихся странах. В соответствии с ними все проекты стоимостью 15 млн евро и выше проверяются на их соответствие требованиям охраны окружающей среды.
Другой важной темой в работе комиссии была новая редакция директив для страхового общества "Гермес”. В них включено положение о допуске иностранных банков к участию в предоставлении гарантий, а также возможность перестрахования. До сих пор эта возможность, которая в процессе всеобщей интернационализации приобретает все большую важность, в директивах не предусматривалась. В целом у Германии сейчас существуют соглашения о перестраховании со следующими 16 государствами: Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Австрия, Дания, Швеция, Финляндия, Испания, Италия, Португалия, Польша, Чехия и Канада.
Кроме того, Германия преобразовала такую форму страхового покрытия, как письменная гарантия. Благодаря этому у банков, которые предоставляют иностранным должникам финансовые кредиты для оплаты немецкого экспорта, упрощается рефинансирование, прежде всего на рынке капиталов.
Еще одним новшеством в системе немецкого государственного страхования экспорта стало улучшение условий стра-
хового покрытия лизинга. С мая 2002 года требования по лизинговым договорам страхуются на тех же условиях, что и требования по финансовым кредитам немецких банков. Таким образом, лизинговые договоры теперь становятся равны банковским финансовым кредитам.
Имеют большое значение гарантии правительства ФРГ экспортных поставок на рынки повышенного риска. Частные страховые компании не выдают гарантии на подобные сделки. В принципе, любая экспортная поставка может быть застрахована в компании "Гермес”. В крупных проектах, как, например, строительство электростанций, плотин или поставка самолетов, участвуют поставщики из нескольких стран одновременно. В таких случаях контракт страхуется сразу в нескольких национальных страховых компаниях.
Самые крупные проекты осуществляются в телекоммуникационной и нефтеперерабатывающей отраслях, а также в сталелитейной и нефтедобывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, финансировании производства самолетов совместного европейского авиастроительного концерна «Аэробус».
Нет сомнений в том, что российским экспортерам необходима подобного рода поддержка. В части финансирования российские экспортеры находятся в условиях средневековья. В развитых странах и даже в странах Восточной Европы, переживших эпоху реформ, давно действуют государственные агентства по страхованию экспортных кредитов. В России до сих пор нет ничего подобного. Нет ни государственных структур, специализирующихся на этих вопросах, ни госполитики в этой области, ни конкретных целей.
Основной задачей государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должна стать защита своих производителей от политических и валютных рисков в странах с нестабильными экономиками. Немецкий "Гермес”, выступая в такой роли, после российского дефолта 1998 года спас многих германских экс-
36
Внешнеэкономический б ю л л е т е н ь № 8 (Август) 2005
портеров от разорения."Гермес” покрыл риски по российскому дефолту, выплатив немецким экспортерам компенсационные выплаты.
На рынке работают и частные страховые компании, они предлагают экспортерам защиту от рисков: финансовых, производственных, транспортных - каких угодно. Однако политические риски частные компании, как правило, страхуют редко. Риск очень велик, и его гарантирование под силу только государству.
В России в 1994 году была попытка создать национальное агентство по страхованию экспорта "Росэксимгарант”. Но его деятельность до сих пор не сделала страхование экспортных кредитов распространенной на российском рынке услугой.
Необходимость скорейшего ввода в действие российской гарантийно-страховой системы настоятельно требуют не только такие известные экспортеры, как "Рособоронэкспорт” или Союз производителей нефтегазового оборудования, но и небольшие промышленные предприятия, впервые выходящие на внешний рынок. А "Технопромэкспорт” и "Тяжмашэкспорт”, например, проиграли в 1999-2001 годах тендеры на общую сумму 4 млрд долл. из-за отсутствия надлежащих гарантий со стороны государства. И такие случаи не единичны.
В конце 2002 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации внесло предложение об организации специализированного государственного "Российского страхового экспортного агентства” на базе "Росэк-симгаранта”. "Росэксимгарант” при этом предполагалось наделить функциями государственного агентства, которое бы производило страхование экспортных кредитов и операций за счет бюджетных средств или средств страхового рынка. Но эта система пока так и не заработала.
Потребность в существовании государственного агентства по страхованию экспортных кредитов в России крайне острая. Если риски банка могут быть застрахованы в национальном агентстве (а это до 95% финансового риска), то для кредитного учреждения сделка становится принципиально иной: банк может существенно снизить ставки для клиента. Когда государственное агентство финансируется из бюджета, система становится привлекательной и выгодной для всех. Экспортерам не потребуется уходить в офшорные зоны, и появится шанс превращения России в страну цивилизованного и еще более эффективного экспорта.
Литература:
1 Еиіеп-НептеБ Дппиаі ІЗерс^ 2004
2 "Ведомости”, 05.03.05
И.А. Бондаренко, О.И. Земцова
Международные финансовые организации,
Учебное пособие.
- М.:ВАВТ, 2004. - 80 с.
Учебное пособие подготовлено доцентами ВАВТ И.А. Бондаренко и О.И. Земцовой. Оно состоит из четырех глав: “1. Международный валютный фонд, его цели, функции и принципы деятельности”; “2. Всемирный банк, его цели, организационная структура, функции и принципы деятельности”; “3. Региональные банки развития”; “4. Сотрудничество России с международными финансовыми организациями и проблемы повышения его эффективности”.
С книгой можно ознакомиться только в библиотеке ВАВТ.