СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Владислав БЕЛОВ
ГЕРМАНИЯ: СОДЕЙСТВИЕ ЭКСПОРТУ
(Немецкая система государственного страхования экспорта)
На протяжении всего послевоенного периода Германия постоянно развивает систему государственной поддержки отечественных экспортеров, особенно тех, кто ведет свой бизнес в регионах с относительно высокими экономическими и политическими рисками. Ведущее место в ней занимает государственное страхование экспорта товаров и услуг, его основные положения закреплены в Законе о принятии гарантий и поручительств в экспортной деятельности1 от 1949 года. В рамках концепции послевоенного восстановления экономики и последовательного создания модели рыночного хозяйства правительство ФРГ приняло принципиальное решение о возрождении на новом уровне системы предоставления гарантий и поручительств по экспортным сделкам немецких компаний2.
Необходимые механизмы и процедуры прописаны в так называемых Директивах по принятию экспортных поручительств3. В настоящее время действуют Директивы от 30 декабря 1983 года с последними изменениями от 31 января 2002 года. В них среди прочего оговаривается, что предоставляемые гарантии и поручительства могут относиться только к сделкам, по своей сути и содержанию не противоречащим как интересам ФРГ, так и действующим международным правовым нормам. Другим обязательным условием является положение о том, что при оценке рисков должны учитываться шансы осуществления конкретных экспортных операций без возникновения убытков.
Заявки, поданные экспортерами, рассматриваются специальным Межминистерским комитетом (ММК) (Interministerieller Ausschuss - IMA), который состоит из представителей Министерства экономики и труда, Министерства финансов, Министерства иностранных дел и Министерства экономического сотрудничества и развития. Ведущую роль в ММК играет Минэкономики, которое среди прочего отвечает за организацию проведения заседаний комитета, проходящих, как правило, один раз в две недели. В данный комитет на правах экс-
1 "Gesetz zur Uebemahme von Sicherheits- und Gewährleistungen im Ausfuhrgeschaeft".
2 Данная система была создана в Германии еще в 20-е годы ХХ века.
3 "Richtlinien fuer die Uebernahme von Ausfuhrgewaehrleistungen vom 30. Dezember 1983, zuletzt geaendert am 31. Januar 2002".
© Белов Владислав Борисович — руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН,
кандидат экономических наук.
пертов с совещательным голосом входят представители Федеральной счетной палаты, а также экспортных и банковских союзов. Каждый из представителей федеральных ведомств в рамках ММК негласно отвечает за "свое направление". Как правило, специалисты Минэкономики обращают основное внимание на экономическую составляющую обсуждаемой сделки - например, насколько она отвечает требованиям по экономическому стимулированию \ Специалисты Минфина, в свою очередь, большее внимание уделяют анализу экономических, особенно финансовых рисков. Специалисты МИДа, который начиная с 1998 года возглавляет Йошка Фишер (представитель партии "зеленых"), считают приоритетными аспекты сделок, связанных с охраной окружающей среды. Не случайно в 2001 году было принято специальное постановление федерального правительства по экспортным поручительствам и гарантиям, касающееся экологических и социальных вопросов экспортных сделок. В рамках федерального бюджета установлены стоимостные рамки максимально возможных гарантий и поручительств, которые в течение бюджетного года могут быть предоставлены по страхуемым сделкам отечественных экспортеров.
В соответствии с Директивами немецкое государство дает поручительства и гарантии для обеспечения экономических и политических рисков. К основным экономическим рискам относятся те, что связаны с возможностью банкротства частных должников и/или неосуществлением платежа в течение шести месяцев после наступления установленного срока погашения долга. Основные политические риски связаны с наступлением определенных политических событий (в том числе войн, восстаний, революций), а также с проблемами конвертации и перевода валюты. Экспортные гарантии предоставляются в том случае, если контрагентом немецкого экспортера является частная компания, а поручительства, - если в качестве гаранта такого контрагента выступает государство, - муниципальные или другие государственные структуры. Принципиальная разница состоит в том, что частная фирма в отличие от государства в случае неплатежа может быть подвергнута процедуре банкротства. Для экспортеров страхуются производственные риски, которые могут возникнуть до отправки товара, и экспортные риски, возникающие уже после его отгрузки. При страховании производственных рисков речь идет о возмещении издержек производства, которые возникли у экспортера вследствие досрочного прекращения договора еще на стадии производства или наличия уже готового, но не отгруженного товара в силу соответствующих экономических и политических причин. В случае с экспортными рисками предусматривается возмещение застрахованной контрактной стоимости товара и соответствующих процентных платежей по экспортному кредиту. Кредитным институтам предоставляются гарантии и поручительства по выданным экспортным кредитам.
Для рисков немецких экспортеров предусмотрены четыре основных формы предоставления гарантий и поручительств2:
• единичное покрытие (по одному экспортному контракту и для одного зарубежного
контрагента);
1 Большинство экспортных сделок попадает в Германии в категорию операций, заслуживающих государственной поддержки, т.к. они сохраняют или создают рабочие места, имеют значение с точки зрения развития регионов, отрасли, экономики в целом и т. д.
2 Что касается производственных и кредитных рисков, то для них разработан специальный каталог, в котором четко прописаны страхуемые политические и экономические риски.
• множественное покрытие в виде возобновляемой (револьверной) экспортной гарантии или поручительства (постоянные поставки одному контрагенту на условиях краткосрочных платежей);
• паушальное экспортное покрытие с упрощенной процедурой выдачи гарантии или поручительства и более выгодными условиями по уплате страховой премии (постоянные поставки большому количеству зарубежных контрагентов в разных странах на условиях краткосрочных платежей);
• особое покрытие (данный вид оговаривается отдельно, например покрытие для лизинговых сделок и строительных услуг).
Основными организациями, которые уполномочены немецким государством осуществлять страховые операции по экспортному кредитованию, являются "Ойлер Гермес Кре-дитферзихерунгс-АГ" ("Euler Hermes Kreditversicherungs-AG") и "ПвК Дойче Ревизион АГ" ("PwC Deutsche Revision AG"), штаб-квартиры которых расположены в Гамбурге. Причем ведущей компанией в данном консорциуме уполномоченных организаций является "Ойлер Гермес", которая непосредственно отвечает за страхование экспортных сделок. Название данной компании пока еще мало известно в России. Она возникла в начале июня 2003 года в результате слияния немецкой "ГЕРМЕС Кредитферзихерунгс-АГ" и французской страховой группы "Ойлер", которые до того более десяти лет сотрудничали в области экспортного страхования. Новая фирма входит в группу компаний "Ойлер Гермес С.А.", которая в свою очередь является составной частью крупнейшего немецкого страхового консорциума "Аллианц Группе" (Allianz Gruppe). Не случайно бывшее имя компании нередко ассоциируется с системой государственного страхования экспортных кредитов в Германии.
Немецкое государство подписало соответствующий договор с обоими участниками консорциума еще в 1949 году, фактически возобновив сотрудничество с ними, которое активно развивалось еще с 20-х годов прошлого века. За прошедшие десятилетия и "Ойлер Гермес" и "ПвК" накопили уникальный опыт в области страхования экспорта немецких фирм и во многом обеспечили высокий уровень эффективности функционирования данного государственного механизма: он обеспечивает гарантии оплаты поставок товаров при минимальных финансовых рисках со стороны государства и способствует сохранению рабочих мест в экономике ФРГ в целом1. Данные уполномоченные компании отвечают за:
• первичную обработку заявок немецких экспортеров - фактически за проверку надежности предполагаемых сделок с точки зрения политических и экономических рисков;
• подготовку комплексной заявки для ее обсуждения в рамках ММК;
• оформление страховой сделки;
• сопровождение немецкого экспортера в течение всего срока осуществления застрахованных экспортных операций;
• обеспечение выплаты страховой суммы при появлении страхового случая.
Средства для страхования "Ойлер Гермес" получает из государственного бюджета. За их счет проводится выплата страховых возмещений. Оплата деятельности самого консорциума происходит за счет сборов за обработку заявок, которые уплачиваются страхователями при их подаче. Величина сборов исчисляется с общей суммы сделки и не зависит от
1 Согласно исследованию фирмы "Базелер Прогноз АГ" ("Baseler Prognos AG"), проведенного в 20002001 годах, государственная система страхования экспорта в Германии ежегодно обеспечивает сохранение порядка 200 000 рабочих мест во всех отраслях немецкой экономики. Немаловажно, что три четверти всех заявок (около 30 000 штук) поступает от средних по размеру фирм (миттельштан-да). См.: Exportfoerderung mit staatlichen Garantien und Buergschaften - Hermesdeckungen. Hamburg, 2002. S. 10.
величины страхового покрытия. Наряду с суммой сделки она определяется такими параметрами, как:
• страновая категория;
• продолжительность срока сделки (требований по ней);
• статус покупателя (частный или государственный);
• наличие или отсутствие банковской гарантии.
Неиспользованная прибыль перечисляется консорциумом в госбюджет. Примечательно, что последние годы расходы "Ойлер Гермес" и "ПвК" на покрытие страховых случаев в целом были меньше получаемых доходов от страховой деятельности. Важная роль в этом принадлежала высокому качеству предварительной подготовки и последующего сопровождения каждой сделки.
Принципиальным является следующее положение: экспортеру возмещается только часть понесенного ущерба. Остаток понесенных убытков он покрывает за счет собственных средств. Их доля определяется, как правило, следующим образом: по экспортным гарантиям и поручительствам - для всех рисков 15% (для политических - 5%); по кредитным гарантиям и поручительствам, а также по гарантиям и поручительствам по производственным рискам - 5%. Как правило, "Ойлер Гермес" возмещает экспортеру от 85 до 95% суммы понесенного им фактического ущерба. Доля собственного участия в покрытии убытков определяется, следующим образом: по экспортным гарантиям и поручительствам - для всех рисков 15% (для политических - 5%); по кредитным гарантиям и поручительствам, а также по гарантиям и поручительствам по производственным рискам - 5%.
Гарантии и поручительства, предоставляемые этой компанией немецкому банку, касаются двух видов кредитов, включая, естественно, и банковские проценты:
• кредит немецкому экспортеру, который дает ему возможность предоставить коммерческий кредит зарубежному покупателю;
• кредит зарубежному покупателю или его банку за пределами ФРГ, что позволяет немецкому экспортеру получить деньги за товар после или в период его поставки, в том числе в форме аванса.
Суммы, страхуемые "Ойлер Гермесом", обязательно должны обеспечиваться гарантиями первоклассного банка, расположенного в стране покупателя немецких товаров.
Немецкое государство учитывает необходимость соблюдения определенных правил международной конкуренции на рынке страхования экспортных операций своих компаний. Поэтому сроки страхуемых кредитов в основном не превышают пяти лет. Для получения кредитов на более длительные сроки (до восьми лет) немецкий экспортер должен доказать, что его конкуренты в других странах имеют такую же возможность, а Межминистерский комитет с его согласия должен провести соответствующие консультации в рамках ОЭСР и/или ЕС. В целом страны ОЭСР стремятся к гармонизации правил игры в отношении условий платежей и сроков кредитов, в первую очередь - в отношении определения величины страховых премий, уплачиваемых экспортерами и банками по средне- и долгосрочным сделкам1. ФРГ в соответствии с международными договоренностями постоянно
1 Начиная с 1978 года страны ОЭСР постоянно сотрудничают в сфере разработки единых директив по стандартам условий платежей и сроков кредитования. Такая кооперация получила название "Консенсус ОЭСР". С 1999 года странам ОЭСР удалось добиться гармонизации страновых рисков и соответственно категорий рисков. Таким образом, конкуренция происходит в основном в отношении цены и качества экспортируемых товаров, а не в сфере объема государственной поддержки. В ОЭСР существуют три основные рабочие группы, которые занимаются вопросами экспортного страхования. Это группа по консенсусу, группа по премиям и группа по страновым рискам. В ЕС существует
адаптирует свою национальную премиальную систему, включая подразделение стран-заемщиков, по группам рисков. Так, с 1 июля 1994 года до 1 октября 1998 года ФРГ разделяла страны-заемщики на пять групп по степени риска с дифференцированной шкалой ставок страховых премий. 1 октября 1998 года было введено новое разделение, в соответствии с которым число групп было увеличено до семи. По мнению немецких экспертов, модифицированная система с новыми ставками страховых премий более эффективно отражает различные виды кредитных рисков и способна в долгосрочном плане обеспечить выравнивание издержек и платежей по убыткам1.
"Гермес" и поставки немецких товаров в Россию.
Немецкое правительство приняло решение о предоставлении значительных сумм по страхованию экспортных поставок немецких компаний в Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. Основными причинами стали не только существенные риски неплатежей со стороны российских импортеров, но и желание поддержать многие восточногерманские предприятия, традиционно ориентированные на поставки своей продукции на советские рынки и оказавшиеся в тяжелом положении при переходе на рыночные условия хозяйствования. С этой целью в 1992 году для России была открыта специальная линия по страхованию экспортных кредитов. Она была достаточно жестко привязана к обязательствам российских фирм закупать товары в новых федеральных землях на условиях, максимально благоприятных для действующих в них компаний. Среди прочего это касалось цен товаров, которые устанавливались, как правило, на уровне среднемировых, что, однако, зачастую не соответствовало уровню их реальной конкурентоспособности. Российские импортеры, не имея другой возможности закупать аналогичные товары, например, в Западной Германии, были вынуждены приобретать именно восточногерманскую продукцию, фактически дотируя ее производство и оказывая существенную поддержку в течение ряда лет предприятиям бывшей ГДР (особенно в 1991-1993 гг.). Как известно, большинство восточногерманских товаров ни по уровню качества, ни по параметрам ценовой конкурентоспособности в этот период не могло конкурировать с аналогичной продукцией на мировых рынках. Но лишь отдельные предприятия Восточной Германии смогли эффективно воспользоваться такой поддержкой, найдя свою нишу на рынке. Важным, на наш взгляд, является понимание того, что во многом это было достигнуто за счет средств российской стороны. Государственные органы РФ и отдельные предприятия, вынужденно используя схемы экспортного страхования, фактически оплатили существенную часть "трансформационных" издержек, заложенных немецкой стороной в экспортные цены восточногерманских товаров. Как правило, об этом никто не вспоминает, а немецкая сторона предпочитает о такой "помощи" со стороны российских партнеров не говорить.
После 1993 года правительство ФРГ резко сокращает объем многомиллиардных кредитных линий для России, среди прочего обосновывая свое решение выросшей задолженностью со стороны российских импортеров, которая возникла по причине несвоевременных платежей. В 1994 году кредитный лимит по экспортному страхованию для России был установлен на уровне 2,5 млрд марок (1,27 млрд евро). Особенностью данного периода стало формирование достаточно сдержанного отношения и у российского государства к данному механизму, что во многом было связано со стремлением взять под более жесткий контроль
рабочая группа по координации политики в области страхования кредитов, поручительств и финансовых кредитов. Кроме того, существует так называемый Бернский союз, объединяющий основных государственных страховщиков кредитов и инвестиций.
1 Германия. Путеводитель для бизнесмена. М., 2000. С. 84.
рост своего внешнего долга. Как известно, в отношении Германии его динамика в немалой степени была обусловлена выплатами по импортным сделкам российских фирм, застрахованных "Гермесом".
В 1995-1996 годах кредитные линии "Гермеса" были уменьшены до 1,5 млрд марок (0,76 млрд евро). Такое сокращение, во многом инициированное немецкой стороной, объективно совпало с политикой российского государства по более жесткому контролю за ростом долга Германии и, соответственно, ограничению выдачи государственных гарантий по сделкам с немецкими фирмами.
Примечательно, что, начиная с первой половины 90-х годов прошлого века, Германия последовательно расширяла число российских уполномоченных банков, допущенных к кредитованию импортных операций российских фирм через открытие аккредитивов. Такая система по сути представляла собой механизм, альтернативный экспортному страхованию и гарантирующий оплату поставок немецких экспортеров в Россию, благодаря такому надежному, хотя и относительно дорогому, инструменту, как аккредитив. Российские банки признавались ММК в качестве гарантов по осуществлению кредитных и платежных операций. Речь в основном шла о частных банковских институтах, которые получали от ММК право открывать аккредитивы сроком до шести месяцев для оплаты поставок немецких товаров с лимитом отдельной сделки в размере от 5 до 10 млн марок (около 2-5 млн евро) и общим кредитным лимитом для одного банка от 50 до 100 млн марок (около 25-50 млн евро).
Несмотря на в целом рестриктивный подход как Германии, так и России, к середине кризисного 1998 года все-таки сложилась достаточно эффективная (за некоторыми исключениями) система экспортного страхования по линии "Гермеса" с участием ведущих российских банковских учреждений. Благодаря им отечественные импортеры в пределах выделенного годового лимита получили относительно широкие возможности для закупок товаров в ФРГ. Среди импортных сделок в этот период выделяются две особенно крупных - это закупка рыболовецких судов для дальневосточного пароходства и нефтедобывающего оборудования для ряда предприятий Тюменской области.
Дефолт августа 1998 года, вызвавший поток неплатежей как со стороны российских импортеров, так и уполномоченных банков, привел к закрытию немецкой стороной кредитных линий "Гермеса" для России и к ее переводу в самую низкую, седьмую страновую группу. А две упомянутых крупных сделки стали камнем преткновения для российско-германских отношений в этой сфере в период с осени 1998-го по весну 2000 года. Общая сумма задолженности России, обусловленная неплатежами по застрахованным до кризиса
1998 года сделкам, составила примерно 1 млрд марок (более 500 млн евро). В течение
1999 и в первой половине 2000 года кредитные линии фактически были равны нулю.
В ходе последовательной совместной работы по решению возникших проблем Россия и ФРГ нашли выход из кризисной ситуации, и в июле 2000 года оба государства подписали соглашение о реструктурировании задолженности в данной сфере. В том же месяце для России была открыта новая кредитная линия по экспортному страхованию в размере 1 млрд марок (более 500 млн евро), которая в таком же размере впоследствии была подтверждена и для 2001 года. Данная кредитная линия предназначалась для сделок, срок кредитования которых превышает 12 месяцев. В принципе установленные тогда правила ее использования действовали и в 2002-2003 годах. Причем наличие государственной или банковской гарантии являлось основным требованием для получения права на страхование экспортных операций немецких компаний в Россию. 3 ноября 2000 года Россия была переведена из седьмой в шестую страновую группу риска. При этом одновременно решались вопросы погашения долгов, в первую очередь по сделкам, связанным с проектным финансированием, что позво-
лило сократить долги по кредитной линии "Гермеса" примерно на 600 млн марок. Определенная часть долга (около 100 млн марок) была непосредственно связана с частными российскими коммерческими банками, которые обанкротились после дефолта 1998 года. В первую очередь это касалось Токобанка и Инкомбанка. В силу того что получить эти средства оказалось невозможным, было принято решение об их списании.
После кризиса 1998 года была проведена проверка балансовой отчетности целого ряда банковских учреждений в России. Требованием немецкой стороны являлась обязательность составления их балансов в соответствии с международными стандартами, их проверки и подтверждения международными аудиторскими компаниями. В том случае, если уровень платежеспособности российского банка соответствовал предъявляемым требованиям, немецкая сторона давала согласие на предоставление конкретного страхования экспортных сделок германских поставщиков под гарантии такого банка. В отличие от практики, существовавшей по состоянию на 1998 год, российским кредитным институтам перестали предоставляться лимиты, в рамках которых они могли бы выдавать гарантии по экспортным кредитам. Теперь для каждой конкретной сделки требовалось отдельное решение о ее кредитовании.
В этом отношении стоит указать на следующие прецеденты с участием российских банков, которые выявились в ходе дефолта 1998 года. Так, например, немецкий экспортер в докризисный период полностью выполнял свои обязательства по поставкам в Россию. После августа 1998 года, когда товар был уже передан импортерам, ряд российских банков, обслуживающих эти операции с немецкими компаниями, стали банкротами и не смогли выполнить взятые на себя обязательства по обслуживанию кредитов. Правительство ФРГ покрыло возникшие убытки за счет средств федерального бюджета, не имея возможности предъявить претензии ни к банкам \ ни к конечным получателям немецких товаров, т.к. с ними не существовало никаких договорных обязательств. При последующей проверке банков-банкротов выяснилось, что они предоставляли кредиты российским импортерам в рамках "Гермеса" с нарушением сроков и условий их погашения. Российские банковские структуры в нарушение существующих с немецкой стороной соглашений многократно предоставляли на краткосрочной основе (от 180 до 360 дней) заемные средства различным российским импортерам, большинство из которых своевременно возвращали их. Но вместо того чтобы погасить соответствующую задолженность перед немецкими партнерами, банки вновь предоставляли кредиты другим клиентам. Когда после августа 1998 года стали наступать сроки платежей по погашению экспортных кредитов немецким поставщикам, обанкротившиеся банки не смогли их осуществить.
Учитывая негативный опыт прошлых лет, немецкая сторона при возобновлении страхования экспортных кредитов в Россию дополнительно приняла следующие принципиальные решения:
• вовлекать покупателя товаров в систему ответственности за конечные платежи;
• обязать российские банки в случае их участия в системе экспортного страхования жестко следить за сроками кредитов и условиями их погашения.
Что касается российских банковских учреждений, гарантии которых, а также статус заемщика могли быть признаны ММК в Германии в рамках определенного лимита средств, то в конце 2001 года таким банком стал Внешторгбанк. Наряду с краткосрочными операциями
1 Это было возможно только теоретически. На практике немецкие требования к российским банкам-банкротам были отнесены к такой низкой очередности должников, что рассчитывать на какое-либо возмещение средств было нереально.
(до 12 месяцев) он первым среди российских банков после кризиса 1998 года получил право на кредитование средне- и долгосрочных сделок с общим кредитным лимитом в 100 млн марок (более 50 млн евро). В 2002 году на таких же условиях ММК признал Сберегательный банк РФ гарантом и заемщиком как по краткосрочным, так и по средне- и долгосрочным операциям. В случае предоставления гарантий и кредитов данными банками не требуется непременное включение в сделку российского покупателя в качестве одного из ответчиков по платежным обязательствам. Германия была готова распространять последнее положение также на те российские банки, вероятность банкротства которых, в том числе и в случае финансового кризиса в стране, по ее мнению, минимальна1.
Благодаря ряду позитивных сдвигов, как в российско-германских экономических отношениях, особенно в области обслуживания текущих обязательств по внешнему долгу и конструктивному использованию выделенных кредитных лимитов по линии "Гермеса" в 20002001 годах, так и прогрессу в российских хозяйственных реформах, немецкая сторона в начале 2002 года приняла решение о переводе России в более надежную - пятую группу стра-новых рисков, а весной того же года увеличила годовой лимит кредитной линии "Гермеса" для России примерно в два раза - до одного миллиарда евро. Но окончательный перелом в отношении к России произошел в середине лета 2003 года: российское государство было переведено в четвертую группу риска, что среди прочего означает уменьшение соответствующих издержек отечественных импортеров. Одновременно для России были сняты общие лимиты по предоставлению государственных гарантий для средне- и долгосрочных экспортных кредитов немецким фирмам2. Немаловажную роль в принятии такого достаточно революционного решения сыграли благоприятные перспективы освоения Германией российских рынков при общей слабости мировой конъюнктуры.
В целом система отбора заявок на страхование экспортных сделок немецких компаний с российскими фирмами по-прежнему остается достаточно жесткой. Германия старается не повторять прежних ошибок и свести к минимуму вероятность повторения негативных ситуаций 90-х годов. Но и такие относительно жесткие условия получения кредитных ресурсов в условиях их страхования по линии "Ойлер Гермеса" все равно устраивают многие российские банки и компании-импортеры. Несмотря на сравнительную дороговизну этих кредитов, многие фирмы, в том числе малые и средние, обращаются именно к данному источнику, так как он оказывается все равно более дешевым, чем ресурсы отечественного кредитного рынка.
Практика показывает, что система экспортного страхования Германии стимулирует поставки немецких товаров на российские рынки, причем как в рамках относительно небольших внешнеторговых проектов (до 5-10 млн евро), так и в рамках проектного финансирования с более высокими суммами сделок. Конечно, следует учитывать, что такое содействие касается незначительной части немецких поставок. Объем использованного кредитного лимита по линии "Гермеса" составил в 2002 году 980 млн евро, т. е. около 8% от совокупного экспорта всех компаний Германии в Россию. Однако именно благодаря государственной поддержке немецкие импортеры смогли заключить и осуществить данные контракты со своими российскими партнерами.
* * *
1 См. ЛОЛ-Керм! № 88, 90, 92.
2 http://www.ausfuhrgewaehrleis1ungen.de/publikat/report/ar95.html#Лnchor-Juli 20-17861
В целом, можно констатировать, что за прошедшее десятилетие система страхования экспорта немецких фирм в Россию стала неотъемлемой частью российско-германского внешнеторгового сотрудничества. Для ее развития было характерно несколько этапов: 1991-1993 годы - ориентация немецкого государства на поддержку восточногерманских предприятий; 1994-1996 - переход на минимальный уровень кредитных лимитов для российских импортеров; 1997 год - июль 1998 года - постепенное расширение лимитов при одновременном создании относительно эффективной банковской поддержки данной системы в России; август 1998 года - 1999 год - кризис, почти полное прекращение страхования немецкого экспорта в Россию; с 2000 года по настоящее время - конструктивное решение спорных вопросов, урегулирование основных проблем кризисного периода, постепенное возобновление страхования и последовательное увеличение объемов кредитных лимитов при жестком контроле над всеми процессами с немецкой стороны и, в конечном счете, повышение доверия к России (перевод в четвертую группу рисков) и отмена этих лимитов. Можно предположить, что при сохранении хорошей платежной дисциплины российских импортеров объем экспортного страхования будет постепенно расти и, вполне возможно, даже превысит 10-15% от объема немецких поставок в Россию. Параллельно с "Ойлер Гермесом" все более активно будут использоваться и другие схемы финансирования немецкого экспорта в Россию, в основном машин и оборудования, при использовании механизмов страхования с участием частных банков и страховых компаний. Впрочем, в основе таких схем, как и в случае с "Ойлер Гермесом", лежит жесткая проверка платежеспособности российского импортера и окупаемости того проекта, для которого закупаются немецкие товары и услуги.
Опыт, накопленный в рамках российско-германского сотрудничества в сфере страхования внешнеторговых сделок, наверняка будет полезен и для развития аналогичного сотрудничества России с другими странами, особенно из Западной Европы. К тому же немецкий механизм государственного экспортного страхования содержит немало интересных элементов и инструментов, которые могли бы быть учтены в процессе создающейся в настоящее время в России национальной системы поддержки отечественных экспортеров.