Научная статья на тему 'Возрастание роли государства в регулировании современных мирохозяйственных связей (на примере Германии)'

Возрастание роли государства в регулировании современных мирохозяйственных связей (на примере Германии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / СВЯЗЬ / ГЕРМАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабашкин В. А., Сливка В. В.

В статье выделяются отличительные черты современных мирохозяйственных связей Германии с другими странами. Рассматриваются вопросы экспортно-импортной зависимости экономики ФРГ. Анализируется роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности страны, поддержке национального товаропроизводителя и наукоемких производств в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастание роли государства в регулировании современных мирохозяйственных связей (на примере Германии)»

УДК 339.9

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (на примере Германии)

В. А. кАБАШкИН,

профессор кафедры внешнеэкономической деятельности Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]

В. В. сливка,

студентка факультета экономики и права E-mail: [email protected] Московский государственный лингвистический университет

В статье выделяются отличительные черты современных мирохозяйственных связей Германии с другими странами. Рассматриваются вопросы экспортно-импортной зависимости экономики ФРГ. Анализируется роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности страны, поддержке национального товаропроизводителя и наукоемких производств в период кризиса.

Ключевые слова: мирохозяйственный, связь, Германия, государственный, регулирование, внешнеэкономический, деятельность.

Мировой финансовый кризис 2008 г. вновь сделал актуальной парадигму о роли государства в развитии современной национальной экономики или отдельных ее секторов. Взаимосвязь государства и предпринимательских структур в условиях рыночного хозяйства имеет длительные и прочные корни. Причем сущностная характеристика состоит в первую очередь в том, что собственность на средства производства, как известно, основной частью находится в управлении у частных субъектов экономической деятельности. Однако государство при этом не устраняется от управления национальной экономикой и обращается к деятельности частных субъектов хозяйствования.

В связи с этим было бы ошибкой противопоставлять частные субъекты экономической деятельности и государство как институт, призванный только контролировать и регулировать деятельность этих субъектов и рыночные отношения. Примером может служить развитие современных тенденций в мирохозяйственных связях Германии.

Экономика ФРГ тесно интегрирована в глобальную хозяйственную систему и поэтому сильно зависит от мировой конъюнктуры. Страна представляет собой пример экономики с ярко выраженной экспортной ориентацией. Поэтому экспорт не без оснований называют здесь «локомотивом» национальной экономики.

Достаточно подчеркнуть, что более трети поступлений в бюджет страны формируется за счет экспорта товаров и услуг. Каждой пятое рабочее место в промышленности связано с производством продукции, предназначенной для вывоза за рубеж. Экспортная квота достигла в 2008 г. 42 % ВВП, а в системообразующих отраслях немецкой промышленности (автомобилестроение, машиностроение, электротехника, химическая промышленность) она еще выше — до 70 % произведенной продукции идет на экспорт [3, с. 458]. В 2003 г. ФРГ впервые за послевоенные годы обогнала США по валовым

7х"

9

9(51) - 2011

Вопросы экономики

показателям экспорта и вот уже семь лет подряд является мировым экспортером № 1.

Почти 2/3 товаров с клеймом «Made in Germany» экспортируется в Европу. Львиная доля (65 %) в этом экспортном потоке приходится на страны Европейского Союза (ЕС). Вторым по значимости рынком сбыта немецких товаров стала Азия, на которую приходится 11 % экспорта Германии. Затем следует Америка (10 %), где основным рынком являются США (7,6 %). Рекордно высокими темпами в последние пять лет ФРГ наращивает свои экспортные поставки в Россию. За счет покупок в Германии Россия удовлетворяет около половины своих импортных потребностей в машинах и оборудовании.

Как крупнейшая в Европейском Союзе экономическая сила Германия оказывает большое влияние на функционирование союза. Она обеспечивает 1/4 поступлений в бюджет союза, что значительно превышает доли других ведущих стран. Немецкий капитал укрепляет свои позиции среди новых членов ЕС в странах Центральной Европы. На Германию приходится более 60 % торгового оборота Польши, Словакии [7]. Они стали крупными поставщиками как готовой продукции (автомобилей, станков, текстильных товаров, электротехники), так и полуфабрикатов и сырья (каменного угля). Этому содействует растущее число предприятий, контролируемых немецким капиталом. В Центральной и Восточной Европе сосредоточено около 9 % немецких заграничных инвестиций, в основном в Венгрии и Чехии [8].

В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. ФРГ является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран. Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Именно Германия проявляет наибольшую заинтересованность в сохранении политической стабильности в странах, расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион направляется 53 % ее экспорта [6].

К числу важных элементов системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности немецких фирм относится содействие в выставочно-ярмарочной деятельности в стране и за рубежом. Все более заметную роль в содействии развитию внешнеэкономических связей стали играть торгово-промышленные центры, которые представляют собой организационное и территориальное объединение всех структур поддержки

германского экспорта в стране пребывания, что существенно повышает эффективность их работы.

Со второй половины 1980-х гг. при поддержке государства все более важным инструментом освоения новых рынков для Германии становятся прямые инвестиции за рубеж. Размещение производства в непосредственной близости от потенциальных рынков сбыта имеет ряд очевидных преимуществ: снижение затрат на транспортировку, возможность преодолеть протекционистские торговые барьеры, нейтрализация валютных рисков, адаптация производства продукции к местным условиям, налаживание собственной сбытовой сети, создание центров по предпродажной подготовке и послепродажному обслуживанию. Традиционно важным фактором является также стремление к экономии трудовых издержек [1, с. 336].

В то же время Германия сильно зависит от импорта ряда товаров и услуг. Будучи недостаточно наделена сырьевыми ресурсами, она вынуждена ввозить их из-за рубежа. Прежде всего это касается энергоносителей — почти 100 % нефти и 90 % газа страна импортирует. Важной статьей импорта являются также сельскохозяйственные товары и продукция пищевой промышленности, металлы и полуфабрикаты из них.

Активное участие Германии в международном разделении труда и вынос немецкими фирмами значительной части своего производства за рубеж привели к тому, что и в экспортной продукции германской промышленности около 40 % добавленной стоимости сегодня приходится на детали, узлы, компоненты, ввезенные из-за границы.

Германия является нетто-импортером в международной торговле услугами, включая торговлю патентами и лицензиями. Основную массу необходимых ей товаров (72 %) Германия ввозит из Европы. Роль Азии в качестве второго после Европы поставщика товаров на германский рынок стала за последние годы более заметной.

Россия в импорте Германии занимает особое место в качестве главного поставщика энергоносителей. На ее долю приходится около 40 % импортируемого ФРГ природного газа и 38 % ввозимой нефти [1, с. 330]. В ряде традиционных отраслей (химия, поставки оборудования) при импорте российского природного газа осуществляется долгосрочное сотрудничество, действует ряд соглашений по научно-техническому сотрудничеству и промышленной кооперации.

Несмотря на впечатляющую динамику роста стоимостных показателей товарооборота в двус-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

торонней торговле между Россией и ФРГ, надо отметить весьма неблагоприятную тенденцию, сложившуюся в этой сфере за последние годы. Если экспорт ФРГ в Россию растет за счет реального увеличения его физических объемов, то экспорт России в ФРГ увеличивается главным образом благодаря росту цен на энергоносители, которые абсолютно доминируют в структуре российского экспорта в Германию. При этом доля машин и оборудования заметно сократилась и составляет в последние годы не более 1—1,5 %.

Взаимные отношения поддерживаются прямыми капиталовложениями. В РФ действует примерно 1,5 тыс. предприятий с немецким капиталом, значительная часть которых сосредоточена в промышленности (электроника, строительные материалы, пищевые продукты). Общий объем прямых капиталовложений составляет примерно 0,5 % немецких заграничных инвестиций [4, с. 147].

К наиболее важным российско-германским инвестиционным проектам относятся строительство Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, строительство концерном Volkswagen завода по производству автомобилей в Калуге. В продолжение сотрудничества с германскими энергетическими концернами 18 декабря 2007 г. началась эксплуатация Южнорусского газового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Значительно расширилось сотрудничество между крупнейшими компаниями двух стран — «Газпромом» и «Рургазом» [6].

Учитывая, что в Россию по-прежнему поступает не более 1 % общего объема немецких прямых инвестиций за рубежом, следует признать, что добиться кардинального перелома с привлечением германского капитала в Россию пока не удалось, и Россия не входит в сферу главных инвестиционных приоритетов германской промышленности [1, с. 340].

Самым уязвимым местом экономики ФРГ в условиях мирового кризиса оказалась ее сильнейшая зависимость от экспорта, который в течение ряда последних лет выполнял роль локомотива экономического роста. Сегодня эта модель развития по понятным причинам не работает. Без заметного оживления мировой торговли рецессия в Германии может приобрести затяжной и опасный характер.

Таким образом, зависимость Германии от внешнеэкономических связей имеет многогранный характер и проявляется как в экспортной, так и в импортной сферах. Эта обусловленность и жесткая конкурентная борьба диктуют острую необходимость оказания поддержки национальным экспорте-

рам. В стране создана и эффективно действует национальная система поддержки внешнеэкономической деятельности, и в первую очередь экспортеров из сферы малого и среднего бизнеса. Ее основными элементами являются:

— меры финансового характера (страхование, субсидирование, различные льготы);

— информационно-консультационное обеспечение (здесь главную роль играет Федеральное агентство внешнеэкономической информации);

— содействие в осуществлении выставочно-яр-марочной деятельности немецких фирм за рубежом (например, в 2006 г. из бюджета было выделено 38 млн евро для участия немецких фирм в международных выставках и ярмарках) [3, с. 460].

Характерной чертой системы национальной поддержки экспорта является тесное взаимодействие государственных, общественных и предпринимательских структур.

Определенное содействие наукоемкому экспорту малых и средних предприятий (МСП) оказывается по каналам министерства образования и научных исследований, которое в отдельных случаях финансирует до половины расходов МСП на НИОКР для повышения конкурентоспособности их экспортной продукции. Государство оказывает финансовую поддержку и развитию высокотехнологичных отраслей с высоким потенциалом сбыта на внешнем рынке — авиакосмического комплекса, телекоммуникаций, роботостроения, био- и нано-технологий.

Финансирование бизнес-структур осуществляется на конкурсной основе согласно основным принципам государственно-частного партнерства (ГЧП). В Германии нет специального закона о государственно-частном партнерстве. Однако существует единый порядок размещения государственных контрактов для поставок товаров в общественных целях или для государственных (муниципальных) нужд — Vergaberecht [2, с. 303—304]. Министерством финансов Германии подготовлены специальные рекомендации, которые не привязаны к определенной отрасли, но позволяют обеспечить минимальные стандарты при анализе экономической эффективности ГЧП-проектов.

Необходимо отметить, что процесс государственных закупок на основе ГЧП в Германии осуществляется по схеме, согласованной между федеральным правительством и правительствами земель. Она включает в себя несколько этапов.

На первом этапе происходит определение потребности в государственных закупках, рас-

9(51) - 2011

Вопросы экономики

сматривается вопрос о финансировании, а также проводится проверка на предмет целесообразности применения ГЧП.

На втором этапе идет анализ эффективности проекта, проходят консультации, определяется верхний предел ассигнования бюджетных средств и проводится тендер.

На третьем этапе делается заключительный анализ эффективности, принимается окончательное решение о победителе тендера и заключается государственный контракт.

На последнем этапе осуществляется проектный контроль за выполнением условий контракта.

Основные процедуры, применяемые в Германии при осуществлении государственных закупок на условиях ГЧП, зависят от формы выбора будущего партнера: открытый или закрытый тендер, переговорный процесс или конкурентный диалог. При открытом тендере к сдаче оферт публично призывается неограниченное число предприятий, соответственно этому и определяются процедуры. При закрытом тендере осуществляется публичный призыв, затем из круга соискателей отбирается ограниченное число предприятий для сдачи оферт.

При проведении переговорного процесса на основе или без предварительного публичного призыва к участию в ГЧП-проекте заказчик обращается к избранным предприятиям для того, чтобы с одним или несколькими вступить в переговоры об условиях заказа.

Конкурентный диалог используется государственным заказчиком как механизм при размещении комплексных заказов. При этом имеет место призыв к участию, а затем проводятся переговоры с выбранными предприятиями о деталях заказа.

В итоге учитывается, что на мировом рынке высоких технологий происходит быстрая перегруппировка сил и появляются новые игроки, которые активно теснят грандов в ряде наиболее перспективных направлений (далеко не во всех сегментах этого рынка Германия имеет сильные позиции и потому должна быстро наверстывать упущенное, если хочет сохранить свою конкурентоспособность). Причины озабоченности вопросами долгосрочной конкурентоспособности Германии на рынке высоких технологий сводятся к следующему:

— немецкое правительство инвестирует ежегодно значительные суммы в специальные фонды, чтобы помочь Германии стать страной-лидером в сфере инноваций. По многим направлениям она уже является таковым (сейчас Германия — это

страна номер один в Европе по количеству новых разработок). Однако для экономики такого масштаба, динамика развития которой ощутимо зависит от экспорта, ФРГ выделяет недостаточно средств на финансирование НИОКР. По абсолютным размерам этих расходов страна переместилась с третьего (после США и Японии) на четвертое место в мире. Китай за последние 10 лет в реальном выражении увеличил свои расходы на НИОКР более чем в четыре раза, и сегодня в пересчете по паритету покупательной способности тратит на эти цели почти вдвое больше, чем Германия (112 и 63 млрд долл. соответственно [4, с. 146];

— неэффективность существующих усилий в области НИОКР наблюдается как со стороны государства, так и в частном секторе. При этом, например, в докладе министерства образования и научных исследований ФРГ за 2007 г. утверждается, что число инновационных предприятий в стране увеличилось в промышленности до 65 %, а в сфере услуг — до 48 %, что якобы является лучшим показателем среди стран ЕС. Однако эти цифры трудно принимать на веру, поскольку авторы доклада не дают никаких разъяснений относительно причин столь стремительного рывка и не раскрывают критериев, по которым те или иные предприятия были включены в категорию инновационных. Вместе с тем по доле расходов на НИОКР в общем обороте обрабатывающей промышленности Германия сильно сдала свои позиции, опустившись с третьего места в 1980-е годы на восьмое в 2007 г. В свою очередь, государство также заметно сократило свое участие в финансировании НИОКР;

— чтобы выйти к 2010 г. на запланированный в Лиссабонской стратегии уровень финансирования НИОКР в 3 % ВВП, Германия должна была, начиная с 2004 г., наращивать свои совокупные расходы на эти цели в среднем на 5,5 % в год. Реальная динамика инновационной активности как со стороны государства, так и в частном секторе пока существенно отстает от заданной планки.

Главная причина вялой динамики роста расходов на НИОКР, как представляется, кроется в особенностях международной специализации Германии. Абсолютное преобладание в экспорте страны продукции традиционных промышленных отраслей, обладающих относительно невысоким потенциалом роста, притягивает сюда столь необходимые финансовые ресурсы и фактически блокирует их сколько-нибудь значительное перераспределение в другие, более перспективные секторы экономики, в том числе и в сферу услуг.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Как и десятилетия назад, сегодня 90 % расходов на НИОКР в Германии сконцентрированы в обрабатывающей промышленности. При этом львиная их доля — более 30 % — приходится на автомобилестроение. Такая почти монокультурная специализация в перспективе делает положение Германии весьма уязвимым, особенно если учесть, что темпы роста производства автомобилей внутри страны имеют устойчивую тенденцию к падению, а основная активность переносится за рубеж.

Явные структурные перекосы в финансировании НИОКР ведут к тому, что в наиболее высокотехнологичных секторах «верхнего этажа» (авиакосмическая техника, средства связи, компьютерная техника, электроника, точная механика и оптика, фармацевтика, биотехнологии, новые материалы и т. д.) отсутствует необходимая концентрация ресурсов. Среди 10 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Германия имеет самую низкую долю расходов на НИОКР в соответствующих отраслях «верхнего этажа» — 34 % против 61,4 в США, 51,5 — в Великобритании, 50 — во Франции, 54,3 — в Швеции, 48 — в Финляндии и 39,3 % — в Японии.

Более широкая выборка показывает, что удельный вес Германии в расходах на НИОКР стран ОЭСР имеет тенденции к снижению не только в наиболее высокотехнологичных секторах, но и в большинстве отраслей среднего звена, включая машиностроение. Фактически исключение составляют лишь автомобилестроение и сфера услуг [5].

Сегодня Германия снова стоит на распутье. Дважды за свою историю совершив успешный промышленный рывок, она испытывает серьезные трудности перехода в постиндустриальную систему координат. Гипертрофированная роль государства в экономике и социальной сфере, недостаточный уровень экономической свободы, низкая адаптивность общества к быстрым переменам — вот основные причины болезненного приспособления к вызовам постиндустриальной эры.

Сумеет ли политический класс Германии преодолеть оцепенение и справиться с решением стоящих перед экономикой проблем, сказать трудно. В условиях финансового кризиса государство вновь превращается в главного регулировщика экономических процессов. Царящая в стране общественная атмосфера не очень располагает к радикальным реформам. Но другого пути нет. Чем позже они начнутся, тем выше будет цена. Уже сегодня есть смысл задуматься о том, как изменятся экономические системы основных «игроков» мировой экономики к моменту окончательного выхода из кризиса.

Используемый в настоящее время опыт Германии в развитии предпринимательства во внешнеэкономической деятельности и в инновационной сфере показывает, насколько важным является оптимальное сочетание форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных рычагов и стимулов при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, а также в поддержке конкурентоспособности национального товаропроизводителя.

Список литературы

1. Зарицкий Б. Е. Экономика ФРГ. М. 2009.

2. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЭКСМО, 2009.

3. Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Страны и регионы мира: экон.-пол. справочник под ред. А. С. Булатова. М.: Проспект, 2009.

5. URL: http://econ.worldbank.org World Development Report 2010.

6. URL: http://germaniya.net.

7. URL: http://www.moskau.diplo.de.

8. URL: http://www.pravda.ru/news/politics.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]

7х"

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.