Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА'

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДЕВИАЦИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью междисциплинарного изучения отклонений в поведении человека. В статье показаны предпосылки раскрытия потенциала предельного подхода в изучении отклоняющегося поведения и делается акцент на философском исследовании данного феномена как элемента субъективной реальности. Это согласуется с построением онтологии знания позволяющего раскрыть новую предельную реальность поведения человека. Выявлена необходимость обозначения границ предельной реальности, проявляющейся в настоящем. Определены условия, в которых проявится потенциал идентификации возможных отклонений в представлении человека, а это существование двух пространств (событийное и не событийное), создающих рассогласование во взаимодействии с миром. Автором делается анализ основных философских тем описания объективной реальности и теоретико-методологическое описание возникновения закономерностей отклонения в поведении с точки зрения предельного подхода. В результате проведённого анализа показано, что предельная реальность заключает в себе эффективность, результативность и нормативность окружающей среды. Выявлено, что при проведении исследований отклоняющегося поведения необходимо учитывать предельную реальность с позиции ее эффективности связанной с соотношением достижений и возможностей и результативности проявляющейся на уровне реализации цели. Статья предназначена для аспирантов, соискателей ученой степени, исследователей, изучающих проблемы межличностного взаимодействия, педагогов и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF A MARGINAL APPROACH IN THE STUDY OF DEVIATIONS IN HUMAN BEHAVIOR

Limiting approach in the study of deviant behavior and focuses on the philosophical study of this phenomenon as an element of subjective reality. This is consistent with the construction of an ontology of knowledge that allows you to reveal a new ultimate reality of human behavior. Revealed the need to designate the boundaries of the ultimate reality, manifested in the present. The conditions are determined in which the potential of identifying possible deviations in a person's representation will manifest itself, and this is the existence of two spaces (eventual and non-eventual) that create a mismatch in interaction with the world. The author analyzes the main philosophical themes of describing objective reality and a theoretical and methodological description of the emergence of patterns of deviation in behavior from the point of view of the limiting approach. As a result of the conducted reflections, it is shown that the ultimate reality includes the effectiveness, efficiency and normativity of the environment. It was revealed that when conducting research on deviant behavior, it is necessary to take into account the ultimate reality from the standpoint of its effectiveness associated with the ratio of achievements and opportunities and the effectiveness manifested at the level of goal implementation. The article is intended for graduate students, degree seekers, researchers studying the problems of interpersonal interaction, teachers and psychologists.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА»

Общая психология

УДК 159.9

Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека

The potential of a marginal approach in the study of deviations in human behavior

Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», sv_husainova@mail. ru

Husainova S., FSBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", sv_husainova@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.032

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

Ключевые слова: предельная реальность, девиация, отклоняющееся поведение, закономерность, объективная реальность, человек.

Keywords: ultimate reality, deviation, deviating behavior, regularity, objective reality, man.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью междисциплинарного изучения отклонений в поведении человека. В статье показаны предпосылки раскрытия потенциала предельного подхода в изучении отклоняющегося поведения и делается акцент на философском исследовании данного феномена как элемента субъективной реальности. Это согласуется с построением онтологии знания позволяющего раскрыть новую предельную реальность поведения человека. Выявлена необходимость обозначения границ предельной реальности, проявляющейся в настоящем. Определены условия, в которых проявится потенциал идентификации возможных отклонений в представлении человека, а это существование двух пространств (событийное и не событийное), создающих рассогласование во взаимодействии с миром. Автором делается анализ основных философских тем описания объективной реальности и теоретико-методологическое описание возникновения закономерностей отклонения в поведении с точки зрения предельного подхода. В результате проведённого анализа показано, что предельная реальность заключает в себе эффективность, результативность и нормативность окружающей среды.

Выявлено, что при проведении исследований отклоняющегося поведения необходимо учитывать предельную реальность с позиции ее эффективности связанной с соотношением достижений и возможностей и результативности проявляющейся на уровне реализации цели.

Статья предназначена для аспирантов, соискателей ученой степени, исследователей, изучающих проблемы межличностного взаимодействия, педагогов и психологов.

Abstract. Limiting approach in the study of deviant behavior and focuses on the philosophical study of this phenomenon as an element of subjective reality. This is consistent with the construction of an ontology of knowledge that allows you to reveal a new ultimate reality of human behavior. Revealed the need to designate the boundaries of the ultimate reality, manifested in the present. The conditions are determined in which the potential of identifying possible deviations in a person's representation will manifest itself, and this is the existence of two spaces (eventual and non-eventual) that create a mismatch in interaction with the world. The author analyzes the main philosophical themes of describing objective reality and a theoretical and methodological description of the emergence of patterns of deviation in behavior from the point of view of the limiting approach. As a result of the conducted reflections, it is shown that the ultimate reality includes the effectiveness, efficiency and normativity of the environment.

It was revealed that when conducting research on deviant behavior, it is necessary to take into account the ultimate reality from the standpoint of its effectiveness associated with the ratio of achievements and opportunities and the effectiveness manifested at the level of goal implementation.

The article is intended for graduate students, degree seekers, researchers studying the problems of interpersonal interaction, teachers and psychologists.

Введение. В последнее время изучение отклоняющееся поведение человека является предметом исследования разных направлений. Актуален вопрос изучения девиаций, как у социологов, педагогов, криминологов, медиков, так и у психологов. Можно сказать, что эта тематика принимает междисциплинарный характер, затрагивающий вопрос нормативности взаимодействия в обществе.

С точки зрения методологии необходимо переосмысление теорий девиантного поведения для согласования онтологических контекстов, релевантных настоящему времени и описанию базовых принципов изучения отклонения в поведении человека, позволяющего расширить восприятие девиации с точки зрения психологии. Проведенный анализ позволит найти девиации, способствующие возникновению новых замыслов и представлений, складывающихся в негативные тенденции и явления современной реальности.

Интерес к девиантному поведению человека, отклоняющемуся от норм общества, возрастает. В основном оно проявляется в своеобразной трактовке о принимаемых ценностях, интересах, идеях, достижениях целей и т.д., создавая предпосылки к размышлению о закономерностях данных отклонений. Индивидуальные девиации выстраиваются относительно ситуации изменения, в которой индивид не принимает культурные нормы. Групповые отклонения или субкультурные нормы девиантной группы проявляются в культурно-осуждаемом непринятии доминирующей культуры [2;10;15;16].

В настоящее время определены подходы к изучению отклоняющегося поведения человека -социально-правой, социально-нормативный, а также подходы к проблеме развития личности -социологический, биологический,

психологический и др.

Цель статьи: философское обоснование потенциала предельного подхода для описания предельной реальности изучения отклонений в поведении человека.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического исследования, к которым относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент.

Результаты исследования. Гилинский Я.И. [1], Змановская Е.В. [6], Клейберг Ю.А. [8], Менделевич В.Д. [13] указывают на различные позиции к изучению отклоняющегося поведения связанные с нарушением развития личности, нарушением жизнедеятельности, психического развития, социальной адаптации, образа жизни, поведения и возможности установления контактов. Отклоняющееся поведение, по их мнению, отличается от нормативного тем, что оно складывается в особенные признаки девиации, типологии, виды и формы создавая основание для новых теорий.

В русле изучения девиантности Забродиным Ю.М. [4], Зинченко В.П. [5], Кудрявцевым В.Н. [9], приведены теоретико-методологические основания особого развития индивида не соответствующего общепринятым культурным нормам.

Рассмотрим с точки зрения философии возможность изучения реальности. Реальность (от латинского геаШ - вещественный, действительный) есть существующее в действительности. Понятие реальности как категория было введено в средние века при изучении проблемы бытия. Она была предметом дискуссий представителей реализма (И.А. Бунин, У. Диккенс, О. Домье, М.П. Мусоргский, А.И. Солженицын, В.И. Суриков, К.С. Станиславский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.) основывающихся на стремлении к адекватному отражению действительности и номинализма (Ф. Аквинский, Абеляр, У. Оккам, Д. Скотт и др.) отрицающих реализм и утверждающих существование общих понятий (универсалий) в мышлении.

Предельная реальность, в соотношении философского определения объективной реальности, трактует мир как внешнюю окружающую реальность, существующую отдельно от сознания человека. Человек представляет, воспринимает и понимает мир не зависимо от своего положения в жизни и деятельности. Изучение предельной реальности сосредоточивает внимание на необходимость семантического описания ее предметного поля, а ввиду комплексности описания ее проявления с разных позиций приведет к множественности точек зрения и дополнительных оснований и форм поведения.

М. Мамардашвили [12] говорил об отклонении в поведении как о другой начальной

точке выбранного пути, полагая, что то, что сделано, оно уже существует. Сообщая ложную информацию человек, говорит теми же словами, которыми оперирует говорящий правду, но смысл ее понимания лежит во внутреннем акте. Внутренние акты совершаются разными людьми в соответствии с их моральными, интеллектуальными качествами. Каждый из них и не предполагает другого внутреннего акта. Мамардашвили М. объяснял это существованием двух пространств представлений человека. В одном пространстве происходят события, в другом они не происходят (но оно существует, и содержит мотивы и желания). Рассогласование между ними создает проблему поскольку не содержит знания о действительном положении индивида в социуме. Возможно решение проблемы через включение механизма реальности, а не механизма собственных представлений. Реальность предстает нам как то, что мы думаем, так и то, что мы действительно видим. Она предполагает присутствие окружения, обнажая видимое поле того, что доступно глазу. Присутствие - это механизм, превращающий или переносящий представления в реальность. Присутствие переживаний позволяет не видеть правды. Из этого складывается объяснение действий и желаний, определяющих существования человека [12].

Ленинская концепция истины и теория отражения в настоящее время рассматривается с точки зрения системного раскрытия проблемы истины, и ее связей с объектом, субъектом и практической реализацией относительно принципа объективности. Относительно последовательного описания ее содержания приводит к аспекту рассмотрения одной из граней основного вопроса философии. Ленин В.И. делал акцент на том, что отражение мира сознанием и духовное творчество это два вида деятельности описывающих одну реальность. Сознание им рассматривалось относительно принципа отражения, а духовное творчество сводилось к живому творчеству и формированию нового искусства. Исходным было признание объективной реальности зависящей от человека и общества вообще как абсолютной истины [11].

С точки зрения Канта И. объективной реальности не существует, все, что мы видим это «псевдомир». Реальность Кантом понимается, во-первых, как временной аспект, обусловливающий бытие: «Реальность в чистом рассудочном понятии есть то, что соответствует ощущению вообще, следовательно, то, понятие чего само

посебе указывает на бытие во времени». Во-вторых, реальность является направленностью, эмоционально-чувственной формой отношения к объекту. Кант И. реальное, понимал как обладающее всегда одним и тем же, которое не может быть дополненным ничем [7].

Р. Декарт, склоняясь в сторону идеализма, предложил теорию существования двух различных типов реальности, назвав ее метафизический дуализм или психофизический дуализм - дуализм ума и тела. Согласно Декарту существует реальность, состоящая из двух субстанций умственных и духовных. Уму он давал свободу мыслить и вожделеть чего угодно, так как умственная реальность не покоряется законам механики. С этой точки зрения присутствует различение тел и людей, обладающих свободой воли [3].

Платон в свое время очень точно разделил реальность на области видимого и доступного. Область мира видимого представлен в косвенном и непосредственном его восприятии, мир доступного показан как область науки и царство идей. В «Парменид» Платон говорит о существующей реальности «...существующее, чтобы совершенно быть, должно связываться в бытии - небытием небытия; ибо так-то особенно и существующее будет, и не существующего не будет, - когда, то есть, существующее будет причастно бытности быть существующим и небытности быть не существующим, - если уж имеет быть совершенно.» [14]. Платон данную реальность называет бытием. Платон проводил различение между истинной реальностью и бытием.

Ввиду того, что исследования отклонения в поведении человека [15;18] относительно предельной реальности раскроют один из подлинных конструктов, который приводит к переживанию человеком его настоящего. Это можно описать с точки зрения предельного подхода, раскрывающего переживание предельной реальности через отношение и обоснование психической деятельности в ее взаимосвязи с эффективной и результативной активностью, приводя к нормативности окружающей среды.

В рамках предельного подхода возможно описание изменения поведения индивида, здесь предельную реальность, можно охарактеризовать как описывающую осознание индивида в переживании настоящего в понимании его проблем взаимодействия с миром, см. рисунок 1.

Рисунок 1. -Предельнаяреальность как настоящее в описании отклоняющегося поведения как системного явления. *Эффективность связана с соотношением достижений и возможностей. *Результативность проявляется на уровне реализации цели

Несомненно, описание представлений об отклонении в поведении как системном явлении, может выразиться в комплексе

взаимодействующих компонентов (когнитивный, мотивационный, деятельностный,

эмоциональный, личностный) через единство своих взаимосвязей, способствующих сохранению и удержанию его целостности. Данное утверждение позволяет описывать неделимое, которое может не подходить под выбранную характеристику. Говоря попросту, если есть нечто содержащее согласованное представление, то это не отрицает присутствия в нем рассогласования. При стремлении отметить необходимое явление, приводящее к соответствию проявления своей

интенсивности, необходимо учитывать, что оно образует взаимовключённые минимальные и максимальные паттерны, создающие противоречия. Сведение к однозначности приведет к ошибочному результату. Необходимо учитывать величину позитивного и негативного проявления психического, создающего крайнюю степень его выражения. Преимущества предельного подхода к изучению отклоняющегося поведения будут в том, что исследование позволит установить культурные нормы, проявляющиеся в уменьшении степени нанесения ущерба

обществу и выраженности степени угрозы для жизни человека.

Выводы. Таким образом, необходимость междисциплинарного изучения

отклоняющегося поведения является рассмотрение одного из аспектов феномена определяющую ее предельность в настоящем. При проведении исследований использование предельного подхода в психологии позволит рассматривать отклоняющееся поведение с позиции предельной реальности,

проявляющейся в настоящем, позволяя отмечать возможные отклонения в поведении в двух пространствах событийном и не событийном, создающих рассогласование во взаимодействии с миром. Проведенный теоретико-методологический анализ

возникновения закономерностей отклонения в поведении с точки зрения психолого-философского подхода показал, что предельная реальность заключает в себе эффективность, результативность и

нормативность окружающей среды. Определенно присутствует необходимость проведения исследований с учетом закономерностей отклонения в поведении относительно достижений возможности и результативности проявляющейся на уровне реализации цели.

1. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире»: сборник статей / Я.И. Гилинский // Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». - СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. - 352 с.

2. Девиантное поведение подростков: гендерное измерение: теорет. и приклад. аспекты работы с несовершеннолетними правонарушителями. - Рязанский гос. пед. ун-т С.А. Есенина, 2003. - 163 с.

3. Декарт Р. Сочинения в 2 т. - Т. 1 / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

4. Забродин Ю.М Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю.М. Забродин. -М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.

5. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам орган. психологии / В.П. Зинченко; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Новая шк., 1997. - 334 с.

6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

7. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. - М., 1994. - 574 с.

8. Клейберг Ю.А. Девиантология: к вопросу определения концептуальных каркасов теоретических парадигм. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования / Ю.А. Клейберг. - 2019. - Т. 8. - № 3-1. - С. 273-281.

9. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения: введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцев. - М.: Юридическая литература, 1984. - 320 с.

10. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-1. - С. 9094.

11. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии / В.И. Ленин. - Издательство: Политиздат. - 1968. - 478 с.

12. Мамардашвили М. Психологическая топология пути / М Мамардашвили. - 2014. - Т. 2. - 1232 с.

13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - М.: ИД Городец, 2016. - 386 с.

14. Парменид // Сочинения Платона: в 6 т.; пер. В.Н. Карпова. - М.: Синодальная типография, 1879. - Т. 6. - С. 244-325.

15. Девиантность VS экстремизм: исследования, закономерности, рекомендации / С.В. Хусаинова, И.Ш. Галиев, Е.С. Палеха, Р.Н. Хакимзянов и др.; под научной редакцией В.Е. Козлова. - Казань: «ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2020. -158 с.

16. Clarke D. Pro-social and anti-social behavior / D. Clarke. - New York; London: Routledge, 2003. - 172 p.

17. Khan S. Comparison between the personality dimensions of delinquents and non-delinquents of Khyber Pukhtunkhwa (KPK), Pakistan / Open Journal of Social Sciences, 2014. - № 2. - P. 135-138.

18. Khusainova S.V. at all, Adaptive model of psychological and pedagogical accompany of student professional training / Khusainova S.V., Matveyeva L.V., Ermilova L.P., Yakushevskaya K.N., Kolomiychenko L.V., Mashkin N.A. // Espacios. - 2018. - Т. 39. - № 5. - С. 22.

References:

1. Gilinsky Ya.I. Deviance, crime and social control in the "new world": a collection of articles / Ya.I. Gilinsky // Deviance, crime and social control in the "new world". - SPb.: Publishing House "Alef-Press", 2012. - 352 p.

2. Deviant behavior of adolescents: gender dimension: theor. and the butt. aspects of working with juvenile offenders. - Ryazan state. ped. University S.A. Yesenin, 2003. - 163 p.

3. Descartes R. Works in 2 volumes - T. 1 / R. Descartes. - M.: Mysl, 1989. - 654 p.

4. Zabrodin Yu.M Psychology of personality and human resource management / Yu.M. Zabrodin. - M.: Finstatinform, 2002. - 360 p.

5. Zinchenko V.P. The staff of Osip Mandelstam and the Pipe of Mamardashvili: To the beginning organ. psychology / V.P. Zinchenko; Institute "Open Island". - M.: Novaya shk., 1997. - 334 p.

6. Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): textbook. manual for stud. higher. educational institutions / E.V. Zmanovskaya. - 2nd ed., Rev. -M.: Publishing Center "Academy", 2004. - 288 p.

7. Kant I. Critique of pure reason / I. Kant. - M., 1994. -574 p.

8. Kleyberg Yu.A. Deviantology: on the question of defining the conceptual frameworks of theoretical paradigms. Psychology. Historical and critical reviews and modern research / Yu.A. Clayburgh. - 2019. - Vol. 8. - № 3-1. - S. 273281.

9. Kudryavtsev V.N. Social deviations: an introduction to the general theory / V.N. Kudryavtsev. - M.: Legal Literature, 1984. - 320 p.

10. Larionova C.O. Deviant behavior as a scientific and pedagogical problem / S.O. Larionova // Fundamental research. - 2013. - № 1-1. - S. 90-94.

11. Lenin V.I. Materialism and empirio-criticism. Critical Notes on a Reactionary Philosophy / V.I. Lenin. -Publisher: Politizdat. - 1968. - 478 p.

12. Mamardashvili M. Psychological topology of the path / M. Mamardashvili. - 2014. - T. 2. - 1232 p.

13. Mendelevich V.D. Psychology of deviant behavior / V.D. Mendelevich. - M: ID Gorodets, 2016. - 386 p.

14. Parmenides // Works of Plato: in 6 volumes; per. V.N. Karpov. - M.: Synodal Printing House, 1879. - T. 6. - S. 244-325.

15. Deviance VS extremism: research, patterns, recommendations / S.V. Khusainova, I. Sh. Galiev, E.S. Palekh, R.N. Khakimzyanov and others; under the scientific editorship of V.E. Kozlov. - Kazan: "FGBNU" Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems ", 2020. - 158 p.

16. Clarke D. Pro-social and anti-social behavior / D. Clarke. - New York; London: Routledge, 2003. - 172 p.

17. Khan S. Comparison between the personality dimensions of delinquents and non-delinquents of Khyber Pukhtunkhwa (KPK), Pakistan / Open Journal of Social Sciences, 2014. - № 2. - P. 135-138.

18. Khusainova S.V. at all, Adaptive model of psychological and pedagogical accompany of student professional training / Khusainova S.V., Matveyeva L.V., Ermilova L.P., Yakushevskaya K.N., Kolomiychenko L.V., Mashkin N.A. // Espacios. - 2018. - T. 39. - № 5. - P. 22.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторе:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: sv_husainova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.