Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2019 ГОД'

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2019 ГОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / FUNDAMENTAL RESEARCH / HUMAN DEVELOPMENT / HUMAN STUDIES / EDUCATION SYSTEM / COGNITIVE PEDAGOGY / PEDAGOGUE'S PROFESSIONAL GROWTH / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В.Е., Левина Е.Ю., Хусаинова С.В.

В 2019 году Институт педагогики, психологии и социальных проблем (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по проекту № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации» по плану фундаментальных исследований (в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 3 декабря 2012 года №2237-р) на 2013-2020гг. В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыт потенциал когнитивного моделирования образовательной деятельности (менеджмент, дидактика, воспитание) в эпоху цифровизации; разработано научно-методического обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров; исследована проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения. Статья предназначена работникам системы образования, руководителям образовательных организаций, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN RESULTS OF FUNDAMENTAL RESEARCH OF FSBSI “INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL PROBLEMS” FOR THE 2019 YEAR

In 2019, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further - Institute) worked upon state task of Ministry of Education and Science of Russian Federation on the project No. 0N59-2019-0013 “Problem of modern methodology in studying formation and development of a human in the era of digitalization”. The Institute worked according to the plan of fundamental research (in accordance with the Program of fundamental research for the state Academies of Science during the period 2013-2020, approved by the Order of the Government of Russian Federation on December, 3, 2012, No. 2237-p ) for the period 2013-2020 years. Main results of research of Institute’s staff is described in the article, in particular, potential of cognitive modeling of the educational activity (management, didactics, upbringing) in the era of digitalization is revealed; scientific-methodological support of training educators’ professional growth is developed; the problem of deviant behavior in the system of modern Human Studies is issued. The article is intended for the system of education staff, heads of educational organizations, researchers.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ "ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ" ЗА 2019 ГОД»

ПЕДАГОГИКА

УДК 377: 378:159

Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2019 год

Main results of fundamental research of FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems" for the 2019 year

Козлов В.Е., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», info@ippisp.ru Левина Е.Ю., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», frau. levina2010@yandex.ru

Хусаинова С.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», sv_husainova@mail.ru

Kozlov V., Institute ofpedagogy, psychology and social problems, info@ippisp.ru

Levina E., Institute ofpedagogy, psychology and social problems, frau.levina2010@yandex.ru

Khusainova S., Institute ofpedagogy, psychology and social problems, sv_husainova@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.001

Статья выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации»

Ключевые слова: фундаментальные исследования, развитие человека, человековедение, система образования, когнитивная педагогика, профессиональный рост педагога, отклоняющееся поведение.

Keywords: fundamental research, human development, human studies, education system, cognitive Pedagogy, pedagogue's professional growth, deviant behavior.

Аннотация. В 2019 году Институт педагогики, психологии и социальных проблем (далее Институт) работал по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, по проекту № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации» по плану фундаментальных исследований (в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 3 декабря 2012 года №2237-р) на 2013-2020гг. В статье описаны основные результаты исследований сотрудников Института, в частности, раскрыт потенциал когнитивного моделирования образовательной деятельности (менеджмент, дидактика, воспитание) в эпоху цифровизации; разработано научно-методического обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров; исследована проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения. Статья предназначена работникам системы образования, руководителям образовательных организаций, исследователям.

Abstract. In 2019, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further - Institute) worked upon state task of Ministry of Education and Science of Russian Federation on the project No. 0N59-2019-0013 "Problem of modern methodology in studying formation and development of a human in the era of digitalization". The Institute worked according to the plan of fundamental research (in accordance with the Program of fundamental research for the state Academies of Science during the period 2013-2020, approved by the Order of the Government of Russian Federation on December, 3, 2012, No. 2237-p ) for the period 2013-2020 years. Main results of research of Institute's staff is described in the article, in particular, potential of cognitive modeling of the educational activity (management, didactics, upbringing) in the era of digitalization is revealed; scientific-methodological support of training educators' professional growth is developed; the problem of deviant behavior in the system of modern Human Studies is issued. The article is intended for the system of education staff, heads of educational organizations, researchers.

Исследования, проводимые Институтом, соответствуют основным научным направлениям научных исследований Российской академии образования и Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на академический ресурс фундаментальности, решая первоочередные задачи отечественной образовательной практики. Институт

осуществляет разработку темы «Проблема современной методологии изучения

формирования и развития человека в эпоху цифровизации» в рамках трех проектов.

В процессе исследования, в рамках первого проекта «Когнитивное моделирование в системе профессионального образования в эпоху цифровизации» разработаны методология и механизмы когнитивного моделирования образовательной деятельности (менеджмент, дидактика, воспитание) в эпоху цифровизации [1].

Раскрыты особенности цифровизации образования, и доказана необходимость распространения когнитивной парадигмы в системе образования (Левина ЕЮ.). Выделены условия функционирования системы

образования, порожденные цифровизацией: 1) направленность на подготовку кадров для цифровой экономики и ориентация на «интеллектуальную результативность»

образования, то есть способность к непрерывному развитию освоению и обновлению системы профессиональных знаний; 2) смена парадигмы и методологии образования, обусловленные необходимостью передачи знаний людям, родившимся и выросшим в оцифрованном мире, а значит, обладающими иными требованиями к информации и способностями к ее переработке, включенными в множественные коммуникации, то есть требующими развития индивидуальных инструментов познания; 3) потенциал технико-технологического оснащения образовательных процессов, с целью достижения соответствия потребностям развивающегося «киберсоциума». Экспоненциальный рост объема информации, скорость ее восприятия, проблемы синтеза и анализа новой информации, проблемы адекватности образовательных технологий, уровень цифровизации личности и глубина цифрового опыта определяют множественность задач обучения разного уровня сложности в условиях цифровизации. Очевидным становится тот факт, что существует необходимость не перестройки системы образования под цифровую эпоху, а разумного иннновирования триады взаимодействий «педагог ^ обучающийся» -«педагог ^ образовательная среда»,

«обучающийся ^ образовательная среда» с позиций принципиально иной генерации знаний, вместо банальной оцифровки информационных ресурсов, с установкой на эффективное использование знаний через собственную систему профессиональных компетенций, социализации личности обучающегося в цифровом мире [2].

Продвинутые методики анализа данных открывают новые пути понимания процессов преподавания и обучения; позволяют находить связи познания со ступенями образования и развития общности людей, объясняя иерархию формирования, и способствует возникновению нового направления в образовании -«когнитивной педагогики», трансформирующей процессы управления, обучения и воспитания в контексте формирования когнитивной составляющей личностной структуры индивида (В.Ш. Масленникова, А.Р. Камалеева, Л.Ю. Мухаметзянова). Современная когнитивная методология представляет собой комплекс научного знания, базирующегося на исследовании и познании сущностных характеристик и внутренних связей психолого-педагогических объектов, явлений и процессов.

Ее инструментарием является когнитивное моделирование, обеспечивающее разработку эффективных механизмов регуляции

современной образовательной и воспитательной деятельности. Когнитивное моделирование можно рассматривать как исследование функционирования и развития систем образования, педагогических объектов (явлений) с помощью моделирования понятийных, процессуальных, структурно-содержательных или концептуальных характеристик учебно-воспитательного процесса и педагогических ситуаций на основе когнитивной карты [3]. Средствами когнитивного моделирования, проектирования и тематического планирования решаются проблемы: организации целостного образовательно-воспитательного пространства; интеграции вариативных форм познавательной содеятельности педагога и обучающихся; обеспечения условий формирования у субъектов образовательно-воспитательного процесса

целостного образа предмета познания и др.

Разработана Концепция когнитивного менеджмента, и раскрыта сущность информационно-когнитивного подхода (Левина Е.Ю.), расширившего методологическое пространство педагогики и обусловливающего снижение энтропии системы высшего образования, то есть повышающее уровень знаний о свойствах рассматриваемой системы,

организации, процесса или явления в рамках высшего образования. Соответственно возрастает и адаптационный потенциал когнитивного менеджмента образовательных организаций высшего образования по отношению к вариациям их внешней и внутренней среды.

Цель когнитивного менеджмента заключается в проектировании инновационного способа управления образовательной деятельностью в организациях высшего образования,

способствующего адаптивности, прозрачности и продуктивности управленческих действий при достижении баланса интересов агентов образования.

Ведущая идея Концепции заключается в снижении энтропии управления образовательной организацией высшего образования для повышения ее управляемости и совершенствования качества образования посредством информационных и когнитивных механизмов обработки данных образовательной деятельности. Границы применимости Концепции определяются уровнями управления образовательной деятельностью в

образовательных организациях высшего образования (управление организацией, образовательной структурой, педагогическим процессом, педагогической ситуацией) [4].

Сущность когнитивного менеджмента состоит в решении проблем управления на основе знаний как ресурса образовательной организации и непрерывном распространении и получении новых знаний через представление, хранение, обработку и особую интерпретацию информационных потоков. Глобальной задачей когнитивного менеджмента является

трансформация информационного пространства образовательной организации, получение новых закономерностей образовательной деятельности и снижение ее энтропии, подключение нового ресурса управления для достижения поставленной цели - достижения качества образования. Когнитивный менеджмент связан с циклическим механизмом приема и переработки информации в масштабах объекта управления -поиск, группировка, анализ информации, формирование «образа» возникшей ситуации на основе знаний, постановка диагноза, поиск способов решения задачи на основе знаний, формирование пакета поддержки

управленческого решения. Его основу составляют способы и методы обработки данных, обнаружение и формулировка закономерностей, решающие правила, коридоры вариабельности параметров, моделирование и сценарное прогнозирование для образовательных ситуаций,

процессов, структур и организаций. Повышение качества образования, а также

конкурентоспособности образовательной

организации, преодоление рисков

образовательной деятельности и эффективность использования внутренних ресурсов неразрывно взаимосвязаны с организационно-педагогическим знанием, которое представляет собой постоянно меняющееся сочетание практического педагогического и управленческого опыта, ценностных ориентаций, культуры во всем ее разнообразии и обеспечивает усвоение, закрепление и применение нового информационного опыта.

Разработана причинно - следственная модель когнитивного моделирования в

профессиональном образовании и схема уровневой организации процесса познания обучающихся в естественнонаучном

непрерывном образовании в условиях динамичных технологических перемен (Камалеева А.Р. ). Показана преемственность в разработке когнитивных теорий обучения, соответствующая практическим запросам системы образования. Когнитивное

моделирование осуществляется с точки зрения расширения уровневой организации познания как процесса постижения действительности обучающимися посредством совершенствования структуры учебно-познавательной деятельности в системе непрерывного образования. При этом делается акцент на формирование приемов логического запоминания с учетом классификации мышления по признакам наличия или отсутствия цели и видам мышления, операций мышления и классификации действий. С учетом развития естественнонаучного образования на современном этапе разработана ступенчатая схема процесса познания, последовательное выполнение действий которой, а именно - чувственное восприятие, мышление, практика, контроль - будет способствовать развитию гипотетико-дедуктивному мышлению обучающихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Определены основные требования к знаниевому конструкту как к результату понятийного моделирования содержания учебного курса: логичность; лаконичность; унификация (соблюдение единства символики через все конструкты); отличие конструктов по форме (таблицы, чертежи, диаграммы и т.п.), необходимость делать акцент на смысловые элементы; выделение в конструктах ядра материала, показание его логической связи со всеми его компонентами [5]. Построение

знаниевого конструкта как результата понятийного моделирования содержания учебного курса естественнонаучных дисциплин, выстроенного в виде направленных иерархических связей от дидактической единицы более высокого уровня иерархии к единице более низкого уровня иерархии, дает возможность каждому обучающемуся переработать значительное количество учебного материала. Разработаны и внедрены в образовательную практику знаниевые конструкты основных естественнонаучных дисциплин в результате понятийного моделирования содержания различных курсов естественнонаучного цикла и когнитивных стилей обучающихся технического вуза [6].

Разработана модель формирования гуманистической концептосферы обучающихся в контексте гуманитарной когниции

(Мухаметзянова ЛЮ.). Обосновано, что в условиях неоднозначной ситуации с гуманитарной подготовкой обучающихся в профессиональной школе значимым выступает не только изменение ее содержания, но и выявление механизмов познания, способствующих эффективному усвоению обучающимися научных знаний, концептуальных точек зрения, гуманистических смыслов. В качестве такого действенного интегрированного механизма в логике формирующейся сегодня гуманитарной когниции выступает концепт, определяемый как универсалия, смысл, понятие, идея, проявляющаяся в культуре закреплённая и вербализованная в слове. Сужение гуманистического диапазона обучения и усиление утилитарного характера

профессионального образования можно преодолеть формированием гуманистической концептосферы обучающихся как

интеграционной целостности культурных универсалий, мировоззренческих установок, структурных гуманистических ценностных коннотаций, составляющих сущность личностной картины (образа) мира [7]. Модель формирования гуманистической концептосферы обучающихся обеспечивает системную характеристику ее методологических подходов и принципов (подходы: когнитивно--концептный,

герменевтический, культурологический;

аксиологический; принципы:

культуросообразности, интеграции,

референтации, креативности, нравственно-субъектной презентации), целей и задач, содержания (когнитивный, эмоционально -ценностный и деятельностный компоненты гуманистической концептосферы обучающихся),

технологий и методов (технологическая и дидактико-методическая обеспеченность

формирования гуманистической концептосферы обучающихся на основе использования арт-технологий и проектных технологий), средств контроля в контексте гуманитарной когниции (интегративные критерии, ориентированные на структурно-содержательные компоненты

гуманистической концептосферы обучающихся: когнитивный, эмоционально-ценностный и рефлексивно-деятельностный и уровни: низкий, репродуктивный; средний локально-ситуативный; высокий креативно-деятельностный).

Раскрыта роль когнитивного моделирования воспитательного процесса в целях эффективного поиска средств и механизмов педагогической деятельности в системе высшего образования (В.Ш. Масленникова). Выявлены аспекты педагогического моделирования воспитательного процесса на основе выделения нескольких уровней организации воспитательной

деятельности; представлена виртуальная когнитивная модель планирования

воспитательного процесса в условиях современных цифровых технологий [8]. Вектором современного воспитательного процесса выступают идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, развитие личностного потенциала, творческого мышления, реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными или учебными проектами.

В ходе решения задач второго проекта Института «Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров» представлено современное видение системы профессионального роста педагога по подготовке кадров [9], базирующееся на идеях личностного, организационно-педагогического, системного развития, влияющего на развитие общества и экономики страны (Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова).

Основной задачей педагогов по подготовке кадров является реализация задач обучения, развития и воспитания будущих специалистов, способных быть востребованными на рынке труда. В современных условиях широкая профессиональная подготовка преподавателей для системы высшего и профессионального образования специальным образом практически не осуществляется. Преподаватели СПО и ВО -это выпускники профильных или педагогических вузов, специалисты производства, не обладающие в полной мере необходимыми компетенциями (педагогическими и/или предметными) для

реализации продуктивной профессиональной деятельности в современных условиях динамического развития техники, технологий и социокультурной среды. Необходимо констатировать, что современная система дополнительного профессионального

образования, направленная на ликвидацию этого разрыва, хотя и содержит множество положительных аспектов, но не имеет должной системности и непрерывности, не отвечает запросам агентов образования [10-12].

Авторами предложен инновационный подход к организации системы профессионального роста педагога по подготовке кадров - перенос социальной ответственности на самого педагога и его работодателя (образовательную организацию высшего или профессионального образования) за этот процесс. В этом случае построение, выбор и реализация карьерных стратегий педагога будут полностью отвечать его собственным потребностям и возможностям, а также запросам и ресурсам образовательной организации. Профессиональный рост педагога по подготовке кадров раскрыт в терминах hard - («жестких») и soft - («гибких») компетенций, способных к непрерывному приращению и направленных на совершенствование качества преподавания, а значит, и на повышение качества образования в целом. Представленный спектр карьерных стратегий педагога обусловливает их необходимое многообразие и возможность непрерывного обучения в течение всей профессиональной деятельности.

Обоснована методология системы профессионального роста педагога, в качестве которой выступает проектно-целевой подход, обусловливающий рассмотрение каждой карьерной стратегии педагога по подготовке кадров как фиксированный проект с пошаговыми целями (достижением точек профессионального роста); выделенные нами принципы обеспечивают возможность проектирования инновационной системы профессионального роста педагога по подготовке кадров, отвечающей современным образовательным трендам.

Разработанное научно-методическое

обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров представляет собой совокупность социально-педагогических,

методологических и организационно -дидактических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики. Его особенностью является не только ориентация на потребности и возможности самих педагогов и образовательной организации как его работодателя, но и консолидация ресурсов

регионального образовательного пространства, формирование целевой цифровой платформы профессионального роста педагога, реализация принципиально новых организационно-педагогических условий и адаптивных пакетов дополнительных образовательных программ, способных в совокупности изменить результативность системы профессионального роста педагога [13].

Представленные в пособии организационные технологии ориентируют образовательную организацию на создание собственных систем профессионального роста педагога по подготовке кадров и, безусловно, требуют тщательного отбора и адаптации к ее специфике [14]. Этому способствуют адресные рекомендации, разработанные авторами пособия для отраслевых министерств и ведомств, руководителей образовательных организаций и ее структур.

Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что разработанное научно-методическое обеспечение

профессионального роста педагога по подготовке кадров является результативным, обусловливая повышение конкурентоспособности

образовательной организации и самого педагога на рынке образовательных услуг и обеспечивая продуктивное взаимодействие агентов образования.

Представленное исследование предполагает дальнейшее изучение проблем

профессионального роста педагога,

формирование цифровой целевой платформы профессионального роста педагога,

организационное развитие педагогического аутсортинга с целью формирования многофункционального образовательного

пространства.

В рамках третьего проекта «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения» изучаются механизмы отклоняющегося поведения лиц входящих в «группу риска» и устанавливаются теоретические предпосылки формирования личности террориста/экстремиста. В настоящее время наблюдается увеличение интереса к вопросу отклоняющегося поведения радикально настроенной личности [15], но нет научно-методического обоснования предположений, выдвинутых исследователями в этой области, показывающих причины ухода в радикализацию, терроризм, экстремизм.

Раскрыты теоретические предпосылки изучения личности террориста, определяющие террористическую деятельность как

психологическую технологию диагностики

развития лмчности (Хакимзянов Р.Н.). Определено, что террористическая

деятельность как психологическая технология дает возможность индивиду двигаться по специфическому вектору: 1) данная деятельность дает ему власть над более «успешными», нежели он; 2) его актуальные потребности реализуются в так называемом смещенном - символическом виде; 3) обусловливаются мнимая легкость и простота достижения жизненных целей; 4) реализуются глубинные личностные мотивы, стремления к укреплению личностной идентичности, поддерживается «Я» - концепция; 5) удовлетворяются потребности в принадлежности к группе, выступающей важной опорой самосознания и обретения смысла жизни, и, одновременно, мощным психологическим механизмом духовной, ценностной и поведенческой защиты. Таким образом, когнитивно-поведенческая концепция имеет иллюзорно-компенсаторную направленность, что способствует легкому достижению целей и, тем самым, увеличивает вероятность вовлечения индивида в террористическую деятельность [20].

Обобщены три модели личности террориста в психологической исследовательской практике: 1) террорист по идеологическим, политическим и религиозным убеждениям, считающий полезными для общества свои действия (в политической терминологии - фанатик, в психологической - идейный сторонник своих мировоззренческих установок / психопат); 2) террорист как крайне агрессивный человек по своим личностным особенностям, а его деятельность - проявление природной агрессивности; 3) психопатологический или социально-патологический тип развития личности (ввиду ненормальных отношений в семье).

Осуществлено научно-методологическое обоснование исследования отклоняющегося поведения личности террориста (Е.А. Палеха). В рамках социально-гуманитарного знания феномены экстремизма и терроризма описываются как наиболее угрожающие социальной системе девиации, относящиеся к классу преступлений. Следует отметить, что обязательным условием для существования феномена отклоняющегося поведения является наличие биполярной системы «Девиантность» -«Нормативность». Как «отклонение» в широком смысле противопоставляется понятию «норма», так и девиантное поведение существует лишь в соотнесении с нормативным поведением. Изучаемые явления могут быть отнесены к факторам формирования аддиктивности

личности, дисгармонизации ее состояния. Расширены представления о причинах возникновения девиантного поведения личности [16-18]. К ним следует отнести: 1) социально-экономическое состояние общества (кризис, экономический спад, уровень преступности, разрушение старой системы ценностей); 2) семья и воспитание (наследственность, развитие личности ребенка в дисфункциональной семье, педагогическая и социальная запущенность, негативное воздействие на формирование личности); 3) личностные особенности, собственный опыт личности; 4) нарушение функции самопознания при осуществлении ценностно смыслового самоопределения и формирования моральной позиции личности.

Социальные потрясения (экологического, политического или экономического характера) вводят в состояние нестабильности большое количество людей, поэтому в итоге потенциал радикализации в обществе возрастает. Установлено, что принципиально важными в исследовании личности с отклоняющимся поведением является изучение формирования личности террориста на этапе взросления / становления [19]. Справедливо утверждение о том, что радикализация происходит на индивидуальном уровне и носит глубоко личный характер. Наиболее характерными чертами личности экстремистов/ террористов выступают: комплекс неполноценности, низкая

самоидентификация, самооправдание, личностная и эмоциональная незрелость. Важным в раскрытии феномена отклоняющегося поведения могут стать следующие предпосылки: личностный психологический контекст; дефицитарность психического развития; религиозное воспитание; семейные особенности (гиперопека, отсутствие родительского внимания, детские психологические травмы); социальную дезадаптированность; социальную изоляцию и др. Обобщены типологии, определившие

классификацию типов личностей экстремистов/ террористов: убеждения, агрессия, психо-социопатологическое развитие. Показана необходимость включения в них дополнительных детерминант: этнорелигиозные особенности, ролевое распределение участников групп; направленность воздействий, в том числе и текстов, применяемых для вовлечения в радикальные организации на основе психолингвистических маркеров.

Изучены личностные мировоззренческие установки личности террориста, его мотивационная активность, ценностные характеристики, составляющие их личностную

картину (образа) мира (Хусаинова С.В.). Рассмотрена сущность терроризма,

многогранность и многомерность которого складываются как из средств реализации способов воздействия, так и из сформировавшихся подструктур личности и мотивации, влияющих на способ построения их взаимодействия с окружающей социальной средой. Явно определена особая направленность рассматриваемой деятельности, складывающейся из иллюзорного представления о будущей жизни и склонности личности к манипуляциям. Обоснована задача определения критериев и уровня притязания (типичные и атипичные реакции на ситуацию) в мотивационной составляющей террористических организаций, а также проблема изучения особенностей личностных качеств террориста и выявления особенностей его адаптации к группе, обладающей собственными характерными качествами, отличительными категориями верования, и методами вербовки.

Для первичного описания личности террориста и определения причинно-следственной связи наиболее релевантным является феноменологический подход, который позволяет упорядочить событийный ряд и выявить закономерности поведения. Такой подход позволяет описать наблюдаемые явления и обратить внимание на происходящие процессы, но его ограниченность не дает описания причинно-следственных связей объясняемых феноменов. В частности, определено: 1) в основном террористы имеют проблемы выстраивания отношений в семье, где ситуация взаимодействия связана с проявлением как словесного унижения, так и физической агрессии; 2) личность террориста склонна к привлечению внимания к своим действиям и деятельности; 3) особые отношения к смерти и стремление к ней -террорист, стремясь к смерти, психологически открыт ей и позволяет влиять на себя; 4) отсутствие вины за террористическую деятельность (корыстная цель); 5) наличие нарциссизма, направленности только на свою персону и реализацию собственных желаний.

Исследование психологических особенностей личности террориста на данном уровне, позволит сформировать диагностический инструментарий для ранней диагностики лиц, склонных к террористической деятельности, а также разработать программы по ресоциализации и дерадикализации лиц, вовлеченных в террористическую деятельность.

Представлено теоретическое обоснование изучения жизненного пути террориста (Галиева

Р.О.) [15;20]. Обобщены показатели изучения личностных особенностей лиц, отбывающих наказание за преступления террористического характера: 1) потребностная сфера, подавленные потребности; мотивационная сфера; ценностно-смысловая сфера; 2) «Я-концепция» (самооценка, идентификация); 3) особые свойства личности (типы личности, особенности индивидов, склонных к индоктринации, психопатологии и др.); 4) склонность к зависимому (отклоняющемуся) поведению; 5)

опосредованное запоминание, мышление. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей лиц, отбывающих наказание за преступления террористического характера, позволило установить социально-психологические и личностные особенности выделенных групп («сирийцы», «пособники», «вербовщики»), выделить и описать основные внутригрупповые тенденции и межгрупповые различия, что позволяет прогнозировать примерный риск рецидива, характерный для трех исследованных типологических групп. Выделены факторы, повышающие риск вступления в противоправную, в том числе террористическую деятельность: низкий социальный статус; травматогенное детство: вынужденная смена места жительства из-за вооруженных конфликтов; ранняя смерть родителей, уход отца из семьи, алкоголизм и преступный опыт родственников, жестокое обращение; факторы, приводящие к фрустрации и неудовлетворению различных амбиций; черепно-мозговые травмы, ранняя интоксикация; органические нарушения головного мозга, социальная дезадаптация, утрата жизненных смыслов, проживание кризиса, депрессии; склонность к зависимому поведению, искаженное восприятие действительности, вследствие использования отрицания как механизма психологической защиты; «наивный» взгляд на социальные проблемы и возможность социальных изменений; направленность на сочувствие, помощь другим людям; склонность рассчитывать в сложных ситуациях на социальную поддержку.

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в 2019 году активно продолжал и развивал международное сотрудничество. Сотрудники ИППСП участвуют в международных Программах: ТЕМПУС-IV (раунд 5, 6); ЭРАЗМУС+; Программа Фулбрайт; Global Educators Program; International Fellowships Program (Фонд Форда); Программа MUSKIE, Программы Германской службы академических обменов (DAAD) и др. Одним из стратегических направлений научно-исследовательской

деятельности Института в деятельности Института в 2019 годы была разработка научного обеспечения реализации двух международных проектов программы ERASMUS+, которая является составной частью Программы «HORIZON 2020», финансируемой Агентством Еврокомиссии по вопросам образования, аудиовизуальных услуг и культуры и направленной на проведение исследований и внедрение инноваций в сфере образования: проекта «ENTEP» - «Совершенствование практики преподавания в вузах России и Китая» на основе лучших европейских образовательных

практик» и проекта «Pro-VET» -«Профессиональное развитие преподавателей профессиональных школ с учетом европейского опыта».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам 2019 года опубликованы и внедряются в практику профессионального образования: 1 монография, 1 научно-методическое пособие, 1 сборник научных трудов, 1 учебное пособие, 1 концепция, 2 сборника материалов конференций. По темам государственного задания подготовлено: 6 статей Web Of Sciens, 2 статьи Скопус, 20 статей ВАК, РИНЦ - 64 статьи.

Литература:

1. Когнитивное моделирование в системе высшего образования в условиях цифровизации: монография / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, ЕЮ. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, С.Г. Никулин, Р.Р. Шархемуллина; под редакцией В.Ш. Масленниковой. - Казань: ИППСП, 2019. - 156 с.

2. Левина ЕЮ. Цифровизация - условие или эпоха развития системы высшего образования? / ЕЮ. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2019. -№ 5(136). - С. 8-14.

3. Камалеева А.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Алгоритм поэтапного когнитивного моделирования в естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессионального образования / А.Р. Камалеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 1. - С. 129-137.

4. Левина ЕЮ. Когнитивный менеджмент для образовательных организаций высшего образования: концепция. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2019. - 28 с.

5. Камалеева А.Р. Научно-методические основы построения знаниевого конструкта как результата понятийного моделирования содержания естественнонаучных дисциплин / А.Р. Камалеева, Н.А. Ноздрина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Вып. 62. - Ч. 1. - С. 132-136.

6. Конструкты понятийно-когнитивного моделирования в практике изучения учебного материала: учебное пособие; коллектив авторов; под научной редакцией д.пед.н., доцента А.Р. Камалеевой. - Казань: Изд-во ФГБНУ «ИППСП», 2019. - 61 с.

7. Мухаметзянова Л.Ю. Формирование гуманистической концептосферы обучающихся в логике когнитивной образовательной парадигмы / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5 (136). - С. 56-60.

8. Масленникова В.Ш. К проблеме когнитивного моделирования воспитательной деятельности в условиях цифровизации высшего образования / В.Ш. Масленникова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 2(102). - С. 134-140.

9. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, ЕЮ. Левина, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. - Казань: "ФГБНУ "Институт педагогики, психологии и социальных проблем", 2019. - 156 с.

10. Tregubova T.M. Teachers' professional development in the process of workers' training for Worldskills championships' participation / T.M. Tregubova, I.N. Ainoutdinova, Y.M. Tregubov, A.B. Nikolaeva // ARPHA Proceedings IFTE-2019: V International Forum on Teacher Education, Part I: Teacher Education and Training, pp. 725-734.

11. Shibankova L.A. et al. Institutional mechanisms of University teacher professional development / L.A. Shibankova, A.V. Ignatieva, I.A. Belokon, S.M. Kargapoltsev, E.A. Ganaeva, E.A. Beroeva, S.N. Trubenkova, E.B. Kozlova // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - Vol 7, No 4. - pp 1061-1068.

12. Гильмеева Р.Х. Обеспечение системы профессионального роста педагога на основе международных требований к подготовке кадров / Р.Х. Гильмеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2019. - № 5(105). - С. 137-142.

13. Козлов В.Е., Левина ЕЮ., Хусаинова С.В., Шибанкова Л.А. Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров / В.Е. Козлов, Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Л.А. Шибанкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 2. - С. 107-115.

14. Шибанкова Л.А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога / Т.Г. Навазова, И.С. Бубнова, О.Б. Пирожкова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 6(137). -С. 122-132.

15. Хусаинова С.В., Палеха Е.С., Галиева Р.О., Хакимзянов Р.Н. Девиантность VS экстремизм: термины, предпосылки, исследования / С.В. Хусаинова, Е.С. Палеха, Р.О. Галиева, Р.Н. Хакимзянов // Сборник статей «Актуальные проблемы

отклоняющегося поведения лиц склонных к терроризму». - Изд-во: ФГБНУ «ИППСП», 2019. - 78 с.

16. Хусаинова С.В., Хакимзянов Р.Н. Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению / С.В. Хусаинова, Р.Н. Хакимзянов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 6 (137). - С. 195200.

17. Хусаинова С.В. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей / С.В. Хусаинова // Материалы международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 г.; под редакцией Коврова В.В. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 225-229.

18. Палеха Е.С. Когнитивное моделирование ценностей и антиценностей: лингвопсихологический

Referen

1. Cognitive modeling in the system of higher education in the context of digitization: monograph / R.H. Gileeva, A.R. Kamaleeva, E.Yu. Levina, V.Sh Maslennikova, L.Y. Mukhametzyanova, S.G. Nikulin, R.R. Sharhemullina; under the editorship of V.Sh. Maslennikova. - Kazan: IPPSP, 2019. - 156 c.

2. Levina E.Yu. Digitalization-a condition or an epoch of development of the higher education system? / E. Yu. Levina // Kazan pedagogical journal. - 2019. - № 5(136). - Pp. 8-14.

3. Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. Algorithm of step-by-step cognitive modeling in natural science and humanitarian components of professional education / A. R. Kamaleeva, L. Yu. Mukhametzyanova // Bulletin of the Chuvash state pedagogical University. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - №. 1. - Pp. 129-137.

4. Levina E.Yu. Cognitive management for higher education institutions: a concept. - Kazan: IPPSP, 2019. -28 p.

5. Kamaleeva A.R. Scientific and methodological foundations of building a knowledge construct as a result of conceptual modeling of the content of natural science disciplines / A.R. Kamaleeva, N.A. Nozdrina // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - Vol. 62. - Part 1. -Pp. 132-136.

6. Constructs of conceptual and cognitive modeling in the practice of studying educational material: a textbook; a team of authors; under the scientific editorship of D. PED.n., associate Professor A.R. Kamaleeva. Kazan: IPPSP, 2019. - 61 p.

7. Mukhametzyanova L.Yu. Formation of the humanistic conceptosphere of students in the logic of cognitive educational paradigm / L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan pedagogical journal. - 2019. - No. 5 (136). - Pp. 56-60.

8. Maslennikova V.Sh. On the problem of cognitive modeling of educational activity in the conditions of digitalization of higher education / V.Sh. Maslennikova // Bulletin of the Chuvash state pedagogical University. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - №. 2 (102). - Pp. 134-140.

9. Scientific and methodological support for professional growth of a teacher in training: a scientific and methodological guide / R.H. Gilmeyeva, E.Yu. Levina,

аспект девиантности: сборник / Е.С. Палеха // Когнитивное моделирование в профессиональном образовании / Материалы Международной научно-практической конференции (24 октября 2019 года). -Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2019. - С. 125-131.

19. Галиева Р.О., Палеха Е.С. Предпосылки радикализации и вовлечения учащейся молодежи в деятельность террористических организаций / Р.О. Галиева, Е.С. Палеха // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3(134). - С. 108-113.

20. Галиева Р.О., Хакимзянов Р.Н. Психологические особенности лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях за преступления террористического характера / Р.О. Галиева, Р.Н. Хакимзянов // Ислам: личность и общество. - 2019. - С. 22-27.

T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of V.E. Kozlov, S.V. Khusainova. - Kazan: "Institute of pedagogy, psychology and social problems", 2019. - 156 p.

10. Tregubova T.M. Teachers' professional development in the process of workers ' training for Worldskills championships' participation / T.M. Tregubova, I.N. Ainoutdinova, Y.M. Tregubov, A.B. Nikolaeva // ARPHA Proceedings IFTE-2019: V International Forum on Teacher Education, Part I: Teacher Education and Training, pp. 725-734.

11. Shibankova L.A. et al. Institutional mechanisms of University teacher professional development / L.A. Shibankova, A.V. Ignatieva, I.A. Belokon, S.M. Kargapoltsev, E.A. Ganaeva, E.A. Beroeva, S.N. Trubenkova, E.B. Kozlova // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - Vol 7. - № 4. - Pp. 1061-1068.

12. Gilmeyeva R.H. Providing a system of professional growth of a teacher based on international requirements for training / R.H. Gilmeyeva // Bulletin of the Chuvash state pedagogical University. I.Ya. Yakovleva. -2019. - №. 5 (105). - Pp. 137-142.

13. Kozlov V.E., Levina E.Yu., Khusainova S.V., Shibankova L.A. Model of scientific and methodological support of professional growth of teachers in training / V.E. Kozlov, E.Yu. Levina, S.V. Khusainova, L.A. Shibankova // Bulletin of the Chuvash state pedagogical University. I.Ya. Yakovleva. - 2019. - №. 2. - Pp. 107-115.

14. Shibankova L.A. the Role and place of socio-psychological readiness for innovation in the system of professional growth of a teacher / T.G. Navazova, I.S. Bubnova, O.B. Pirozhkova, L.A. Shibankova // Kazan pedagogical journal. - 2019. - №. 6(137). - Pp. 122-132.

15. Khusainova S.V., Palekha E.S., Galieva R.O., Khakimzyanov R.N. Deviance VS extremism: terms, prerequisites, research / S.V. Khusainova, E.S. Palekha, R.O. Galieva, R.N. Khakimzyanov // Collection of articles "Actual problems of deviant behavior of persons inclined to terrorism". - Kazan: IPPSP, 2019. - 78 p.

16. Khusainova S.V., Khakimzyanov R.N. Research of psychological features of the person inclined to deviant behavior / S.V. Khusainova, R.N. Khakimzyanov // Kazan pedagogical journal. - 2019. - №. 6 (137). - Pp. 195-200.

17. Khusainova S.V. Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies: collection of articles / S.V. Khusainova // Proceedings of the international scientific and practical conference, October 8-10, 2019; edited by Kovrov V.V.-Simferopol: it "ARIAL", 2019. - Pp. 225-229.

18. Palekha E.S. Cognitive modeling of values and anti-values: the linguopsychological aspect of deviance: a collection / E.S. Palekha // Cognitive modeling in professional education / Proceedings of the International scientific and practical conference (October 24, 2019). -

Kazan: FEDERAL state budgetary institution "IPSP", 2019. - Pp. 125-131.

19. Galieva R.O., Palekha E.S. Prerequisites for radicalization and involvement of students in the activities of terrorist organizations / R.O. Galieva, E.S. Palekha // Kazan pedagogical journal. - 2019. - №. 3(134). - Pp. 108113.

20. Galieva R.O., Khakimzyanov R.N. Psychological features of persons serving sentences in correctional institutions for crimes of a terrorist nature / R.O. Galieva, R.N. Khakimzyanov // Islam: personality and society. -2019. - Pp. 22-27.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.08 Теория и методика профессионального образования 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

АНОНС

Уважаемые читатели!

С 2020 года мы открываем новую рубрику нашего журнала, создавая площадку для научных педагогических дискуссий. Убеждены, что разнообразие научной мысли дает дорогу прогрессу, а научные споры создают информационное поле для формирования новых идей. Теория российского образования зарождалась в дискуссиях и конфликтах, в спорах и ссорах. Таковы условия любого научного поиска, во многом утраченные сегодня.

Специально для нашего журнала доктор философских наук, член-корреспондент РАО Смирнов И.П. подготовил большой цикл статей с новой трактовкой научного наследия неоправданно забытых классиков педагогики (П. Каптерев, В. Вахтеров, С. Шацкий, К. Вентцель, Н. Иорданский и др.) и критическим анализом причин отклонения современной школы от выработанных ими принципов свободного образования.

Автор считает, что воспринять провозглашенную классиками идею свободной, подчиненной обществу, но не государству, школы сегодня сложно. Такой она может стать только в открытом, свободном, идеологически многополярном обществе. Задача школы - строго научное образование, она должна быть освобождена от любых политических установок, любых субъективных факторов. А учитель не имеет права навязывать свои взгляды и пристрастия, его задача - помощь в усвоении выработанных наукой знаний.

Цикл статей Смирнова И.П. в своей совокупности разрушает присущее многим историкам представление о мирных процессах становления педагогики и о её классиках как плеяде единомышленников, которые только поддерживали и развивали идеи друг друга. Свободные дискуссии, с которых начиналось становление педагогики как науки, по мнению автора, перестают быть ведущей формой ее развития. Он фиксирует паралич критической мысли и утрату демократических принципов развития образования. Прочитав цикл статей, читатель сам сделает вывод - прав ли автор.

Редакция Казанского педагогического журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.