Научная статья на тему 'Потенциал образовательной среды вуза в профессиональном становлении будущих социальных работников'

Потенциал образовательной среды вуза в профессиональном становлении будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцова Е. В.

Раскрываются возможности образовательной среды вуза для успешного профессионального становления будущих социальных работников. Особое внимание уделяется организации профессионального самообразования будущих социальных работников, описанию возможностей курса по выбору в профессиональном становлении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY IN PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS

In article the author opens possibilities of the educational environment of university for effective and successful professional formation of the future social workers. The special attention is given to the organization of professional self-education of the future social workers, the description of possibilities of a course for choice in professional formation of students.

Текст научной работы на тему «Потенциал образовательной среды вуза в профессиональном становлении будущих социальных работников»

10. Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2002. С. 44.

11. «Малое предпринимательство в России». Статистический сборник. М.: Росстат, 2008, С. 15.

12. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010.

13. Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010.

D. Zvonarev

“ACCLIMATIZATION" IN REGIONAL UNIVERSITIES

The author considers the questions of modernization in structure of Russian society and also some transformation which are connected with it. The author analyses the new state standards of education and principles of financing in universities. The author offers strategical decision of a problem “dysfunctions of education” and “dysfunctions of staff” in the space of the university.

Key words: economical mind, social-class structure of society, dysfunction of higher professional education.

Получено 20.02.2012 г.

УДК 378.141-021.142.3

Е.В. Гревцова, ассистент, 8-920-278-42-28,

TYusha-09@mail. т (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Раскрываются возможности образовательной среды вуза для успешного профессионального становления будущих социальных работников. Особое внимание уделяется организации профессионального самообразования будущих социальных работников, описанию возможностей курса по выбору в профессиональном становлении студентов.

Ключевые слова статьи: среда, образовательная среда, социальный работник, профессиональное становление, профессиональное самообразование.

В современных условиях модернизации российского общества система образования претерпевает значительные изменения. Приоритетной тенденцией в образовании становится подготовка компетентных профессионалов, активных, творческих, способных составить реальную конкуренцию на рынке труда.

Подготовка таких профессионалов для социальной работы

249

происходит в социальном образовании, которое проходит период становления в России.

Академик РАН В.И. Жуков в «Концепции развития современного социального образования Российской Федерации до 2020 года» отмечает: «Становление современного социального образования как качественно нового образовательного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием системы социальной защиты населения, которая предполагает обеспечение высококвалифицированными специалистами с новой культурой социального мышления» [1].

Социальное образование, представляющее собой основу подготовки будущих социальных работников, обуславливает достижение поставленных задач. Современная социальная работа носит многопрофильный, межведомственный характер. Это, в свою очередь, влечет за собой не только необходимость выполнять множество различных функций работниками в данной сфере, но и требует высокого профессионализма кадров, научной постановки всей социальной практики.

Будущий социальный работник должен соответствовать требованиям профессиональной деятельности, современному уровню развития общества и социальных отношений, при этом оставаясь способным к овладению инновационными методиками познания изменяющейся социальной реальности.

Социальное образование включает в себя овладение специальными знаниями, умениями, навыками, формирование нравственных принципов профессиональной помощи и поддержки. В более широком смысле такое образование понимается как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе. Социальное образование предполагает изменение самого человека, формирование у него нового понимания и восприятия действительности, развития таких личностных ориентиров и способностей. Поэтому одной из приоритетных задач системы социального образования становится переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности личности [2].

Анализ современной практики социального образования в области профессиональной подготовки будущих социальных работников в высших учебных заведениях позволил сделать вывод о необходимости изучения потенциала образовательной среды вуза в решении поставленных задач.

Именно в социальной образовательной среде вуза становится возможным создание условий, необходимых для полноценного проявления и развития личностных и профессиональных качеств, формирования профессиональной компетентности, профессионализма, овладение эффективными способами решения профессиональных задач будущими социальными работниками.

Но прежде обратимся к анализу родственных понятий «среда» и «образовательная среда».

Несмотря на довольно широкое употребление, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в науке. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Чаще всего под средой понимается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека. Среда человека охватывает комплекс природных и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Чем активнее и полнее человек использует возможности среды, тем более успешно и эффективно проходит саморазвитие личности. Важен тот факт, что один человек для другого человека является элементом среды, оказывая на него свое влияние и воздействие своими отношениями и поведением.

Таким образом, среда человека - это его социальное окружение, обладающее рядом особенностей.

Образовательная среда, представляющая собой один из видов сред, сегодня имеет множество определений. Чаще всего под образовательной средой понимается функционирование конкретного учреждения образования.

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи, прежде всего, имеют в виду конкретную среду учебного заведения, составляющую совокупность материальных факторов: пространственно - предметных, социальных, межличностных. При этом все факторы являются взаимосвязанными, дополняющими и взаимопроникающими, оказывающими определенное воздействие на личность. [4]

По мнению А.Г. Асмолова, в контексте образовательной среды развиваются и удовлетворяются потребности личности: физиологические, потребность в безопасности, в любви, уважении, признании, одобрении, потребность в усвоении групповых норм и идеалов, потребность в значимой и преобразующей деятельности, познавательные и эстетические потребности, потребность в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира. [4]

Многие исследователи (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин и др.) при изучении образовательной среды применяют теорию систем, в частности, теорию синергетики, подчеркивая, что человек - это открытая, сложная, саморазвивающаяся система. [5]

А.В. Хуторской под образовательной средой понимает естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика [7].

251

По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда - это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [4].

Мы придерживаемся дефиниции В.А. Ясвина, согласно которой образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [8].

Известно, что профессия - это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни. Профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов [3].

Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирование профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.

Э.Ф. Зеер под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развернуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность [3].

Профессиональное становление - это длительный, практически бесконечный процесс, предполагающий возможность беспредельного развития человека, имеющий разное содержание на разных возрастных этапах. В свете нашего исследования проблемы профессионального становления будущего специалиста по социальной работе на этапе вузовской подготовки видятся наиболее актуальными, поскольку именно на данном этапе формируется устойчивый уровень профессиональных знаний, умений и навыков, происходит освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональных действий, профессиональное самоопределение, формирование необходимых профессиональных качеств. Профессиональное становление специалиста

252

предполагает формирование у него готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Развитие профессионального потенциала специалиста происходит в результате его взаимодействия с образовательной средой, при этом возможности образовательной среды вуза должны отвечать предъявляемым требованиям со стороны процесса профессионального становления.

Реализация возможностей образовательной среды вуза предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.) с целью формирования у нее системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и обогащает процесс профессионального становления будущего социального работника через складывающуюся культуру деятельности, учебно-воспитательный процесс, организацию самостоятельной работы и т.д. При этом можно констатировать как позитивные, так и негативные результаты влияния образовательной среды.

Профессиональное становление будущего социального работника-непрерывный процесс, важнейшей целью которого на этапе вузовской подготовки становится формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой.

Поскольку сложные процессы, происходящие в обществе, постоянно вызывают к жизни новые социальные проблемы, а следовательно, возрастает необходимость использования новых социальных технологий, специалист по социальной работе, не следящий за всем новым, что появляется в сфере его профессиональных интересов, очень быстро окажется некомпетентным, профессионально несостоятельным. В этой связи особую актуальность приобретает проблема профессионального самообразования будущего специалиста социальной сферы и его организации в образовательной среде вуза.

По мнению В.И.Жукова, личностная самодостаточность социального работника, его профессиональная компетентность, конкурентоспособность, карьерный рост, степень общественной значимости все в большей степени детерминируются установками на качественное самообразование, включая все этапы профессионального образования, формирование и актуализацию методологической, функционально - технологической, управленческой, психологической и коммуникативной компетентности [2].

Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием

функционирования человека как деятельной личности. Оно длится ровно столько, сколько длится профессиональная деятельность. Важнейшими критериями эффективности самообразования следует считать: реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций, осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных концепций и идей в области социальной работы. Эффективность самообразования связана с определением каждым специалистом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию личности, творческому усвоению новой научной информации и передового опыта, воплощению приобретаемых знаний и умений в практическую деятельность.

Таким образом, успех и полноценная самореализация в профессиональной деятельности обусловлены ориентацией будущего социального работника на поиск собственного пути профессионального становления, на рост профессионального мастерства в зависимости от личностного саморазвития и самосовершенствования.

Образовательная среда вуза должна обеспечить создание условий для профессионального самообразования будущих социальных работников. В частности, это становится возможным в рамках преподавания курса по выбору «Профессиональное самообразование будущих социальных работников». Данный курс является авторским и логически связан с основными теоретическими курсами, изучаемыми будущими специалистами по социальной работе.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов систематизированного представления о профессиональном самообразовании социальных работников и его эффективной организации. Содержание курса по выбору направлено на обобщение, интеграцию и актуализацию знаний студентов по самообразованию, в том числе и по профессиональному самообразованию, его структуре и видах.

Изучение курса позволит студентам глубже познакомиться с понятием «профессиональное самообразование», раскрыть его сущность, основные виды, особенности организации самообразовательной деятельности студентов в вузе, выстроить индивидуальную траекторию самообразования будущего социального работника. В рамках тем курса студенты знакомятся с понятием «готовность к профессиональному самообразованию» и составляющими ее компонентами, с вопросами специфики содержания профессионального самообразования будущего специалиста по социальной работе, разрабатывают программу самообразования.

Студентам рекомендовано создание портфолио, содержащего разделы по курсу и необходимого для подготовки к зачету. Портфолио

позволяет систематизировать изучаемый материал, накопить разнообразную информацию по следующим разделам: «Профессиональное самообразование сегодня: проблемы и перспективы»,

«Самосовершенствование и саморазвитие», «Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе», «Рабочие материалы» (по усмотрению студента могут включать тезисные материалы, диагностический инструментарий, план по профессиональному самообразованию). В портфолио может быть освещен личный опыт студента по организации профессионального самообразования с подробным самоанализом, презентации, методические рекомендации, памятки, тезаурус.

В рамках курса возможно использование нетрадиционных форм, позволяющих активизировать творческий потенциал студентов, стимулировать инициативу, самостоятельность, формировать собственную позицию и умение ее защитить - наличие данных качеств необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности, например, эффективно проведение круглого стола по обсуждению и защите индивидуальных проектов по самообразованию.

Изучение данного курса позволит сформировать основу для научного исследования подготовки будущих социальных работников, касающегося проблем организации профессионального самообразования, а также позволит формировать готовность к профессиональному самообразованию.

При этом опыт реализации данного курса в процессе обучения будущих социальных работников позволяет отметить, что современные студенты испытывают определенные сложности в организации самообразовательной деятельности. В качестве причин студенты отмечают недостаток свободного времени, незнание основ организации самостоятельной работы, отсутствие мотивации к самообразовательной деятельности и готовности к осуществлению данной деятельности.

Естественно, реализация одного данного курса не решит всех имеющихся проблем, поскольку необходимо тщательное изучение и творческое осмысление, преобразование образовательной практики.

Таким образом, образовательная среда вуза обеспечивает включение человека в социальный процесс в качестве его активного субъекта. Одним из важнейших смыслов образования является формирование и воспитание «человека ответственного». В идеале человек в процессе образования выходит на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры, природы, общества.

Можно заключить, что создание и функционирование

образовательной среды вуза, выявление ее возможностей, обеспечивающих личностное и профессиональное становление будущих профессионалов, является одной из стратегических задач высшей школы.

Список литературы

1. Введение в профессию: Социальная работа: учебник /под ред. В.И. Жукова. М.: Изд- во РГСУ; Л: Изд-во «Омега», 2011. 408 с.

2. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного образования: концептуально - теоретические основы. М.: Изд-во РГСУ, 2007. С.48-49.

3. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика. М.: Академ. проект, 2004. С. 34-35.

4. Плаксина И. В. Психолого - акмеологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательной среде: дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2006.235 с.

5. Субботина О. В. Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде: дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2006. 179 с.

6. Тимонин А.И. Социально - педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 263 с.

7. Хуторской А.В. Модель образовательной среды вуза в дистанционном эвристическом обучении: доклад II Всероссийской научнопрактической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 28 сентября-1 октября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда от проектирования к моделированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

E.V. Grevtsova

POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY IN PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKERS

In article the author opens possibilities of the educational environment of university for effective and successful professional formation of the future social workers. The special attention is given to the organization of professional self-education of the future social workers, the description of possibilities of a course for choice in professional formation of students.

Key words: the educational environment, the social worker, professional formation, professional self-education.

Получено 13.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.