Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИИ'

ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич, Андруник Андрей Петрович, Ковалёв Виталий Витальевич

Статья посвящена исследованию профориентационной работы на службу в полиции. Осуществляется анализ понятия «образовательная среда неформального типа» с позиции оценки потенциала таких сред в отношении выбора профессии. Профориентация рассматривается в двух аспектах: как способ подбора и отбора кандидатов на службу, соответствующих требованиям профессии; как предоставление возможности кандидату на службу самоопределиться в отношении профессии. Неформальные образовательные среды рассматриваются как среды, обладающие большим, но не реализованным потенциалом в профориентации. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования образовательных сред (Н.В. Ходякова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич, Андруник Андрей Петрович, Ковалёв Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF NON-FORMAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS IN CAREER GUIDANCE FOR POLICE WORK

The article is devoted to the study of career guidance for work in the police. The concept of «non-formal educational environment» is analyzed from the perspective of assessing the potential of such environments in relation to the choice of profession. Career guidance is considered in two aspects: as a way of selecting and selecting job candidates who meet the requirements of the profession; as providing an opportunity for a job candidate to self-determine in the profession. Non-formal educational environments are considered as environments with great potential for career guidance. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design of educational environments (N.V. Khodyakova).

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИИ»

tificpapers-2016, Orel, pp. 34-45.

3. Dvorkina, N.I., Dvorkin, L.S. and Popov, A.I. (2017), "Age dynamics of morphological maturity of schoolchildren 7-16 years old, engaged in various types of motor activity", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 5-8.

4. Klochkov, M.A., Stolyar, L.M. and Achkasova, A.A. (2019), "Peculiarities of education of special endurance in runners 15-16 years old for 800 meters for a promising increase in the result", Physical culture, sports, science and education Proceedings of the III All-Russian Scientific Conference dedicated to the 70th anniversary of the Olympic champion R.M. Dmitriev, Churapcha, pp 97-99.

5. Syachin, V.D. (2018), "Forecasting sports achievements in endurance running", Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports, materials of the International Scientific and Practical Congress dedicated to the 100th anniversary of the SCOLIPE, Moscow, pp 699-703.

Контактная информация: Roman.Kuleshov.92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2022

УДК 37.032

ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Андруник, доктор педагогических наук, профессор, Академия управления МВД России, Москва; Виталий Витальевич Ковалёв, кандидат технических наук, доцент, Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена исследованию профориентационной работы на службу в полиции. Осуществляется анализ понятия «образовательная среда неформального типа» с позиции оценки потенциала таких сред в отношении выбора профессии. Профориентация рассматривается в двух аспектах: как способ подбора и отбора кандидатов на службу, соответствующих требованиям профессии; как предоставление возможности кандидату на службу самоопределиться в отношении профессии. Неформальные образовательные среды рассматриваются как среды, обладающие большим, но не реализованным потенциалом в профориентации. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования образовательных сред (Н.В. Ходякова).

Ключевые слова: неформальные образовательные среды, профессиональное самоопределение, профориентация, принципы профориентации, педагогическая поддержка самоопределения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p313-318

POTENTIAL OF NON-FORMAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS IN CAREER GUIDANCE FOR POLICE WORK

Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Andrey Pe-trovich Andrunik, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow; Vitaly Vitalievich Kovalev, the candidate of technical sciences, docent, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul

Abstract

The article is devoted to the study of career guidance for work in the police. The concept of «nonformal educational environment» is analyzed from the perspective of assessing the potential of such environments in relation to the choice of profession. Career guidance is considered in two aspects: as a way of selecting and selecting job candidates who meet the requirements of the profession; as providing an opportunity for a job candidate to self-determine in the profession. Non-formal educational environments are considered as environments with great potential for career guidance. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design of educational environments (N.V. Khodyakova).

Keywords: non-formal educational environments, professional self-determination, career guidance, principles of career guidance, pedagogical assistance for self-determination.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных направлений по организации деятельности полиции является укрепление кадрового потенциала, изучение, подбор, отбор кадров с учетом личностно-профессиональных качеств, опыта деятельности, уровня профессиональной квалификации, личностных предпочтений сотрудников и потребностей оперативно-служебной деятельности. Задачи кадрового обеспечения, прежде всего, стоят перед кадровыми подразделениями МВД России, поскольку именно на них лежит ответственность за комплектование кадрами, в т. ч. за осуществление профориентационной работы. Сегодня налицо признаки кризисных явлений в работе по комплектованию кадрами, которые связаны как с имеющимися факторами объективного характера (аспекты демографии, снижения уровня здоровья молодежи, миграции населения и другие), так и с факторами субъективного плана, связанными с объемом служебной нагрузки на отдельного сотрудника, ослаблением социальных гарантий, утратой экономической привлекательности службы для потенциальных кандидатов (Колокольцев посетовал на кадровый дефицит в 90 тысяч человек в МВД // URL : https://ria.ru/20221116/mvd-1831926029.html).

Нужно признать, что в организационном плане профориентационная работа сегодня имеет характер системной и систематической работы. Свидетельством этому являются регулярно проводимые дни открытых дверей, встречи родителей выпускников школ и действующих сотрудников, проведение консультативной работы с потенциальными кандидатами. Однако нельзя не признать и тот факт, что за последнее время наблюдается отток действующих сотрудников, и что особенно важно - сотрудников, которые после обучения в вузе прослужили менее 5 лет. Указанные обстоятельства позволяют предположить, что раннее увольнение является следствием расхождения между ожиданиями и представлениями о службе в полиции с ее реальными условиями, либо свидетельством неготовности (социальной незрелости) человека на момент профессионального самоопределения осуществлять свободный выбор в отношении своего будущего (С.Г. Вершловский, 2013) [1]. Есть основания предположить, что проводимая профориентаци-онная работа, достигнув намеченной цели - привлечь на службу кандидата, не решает главную задачу - формирование наиболее полного представления кандидата о предстоящей службе. Производимый выбор при неполноте представлений о предстоящей службе становится не столько как профессиональное самоопределение, сколько как ситуационный выбор профессии под влиянием средовых условий. В чем же причина сложностей профориентации и детерминанты ранних увольнений сотрудников со службы? Вероятно, не в том, что субъекты профориентации относятся поверхностно к выполнению своих профессиональных функций в части информирования потенциальных кандидатов на службу. Предположим, что проблема и заключается в том, что в профориентации выполняется преимущественно информационная функция, в то время как ориентировочная и поддерживающая остаются реализованными фрагментарно. Проблема изучения, подбора и отбора кандидатов на службу также видится и в определении целевой аудитории про-фориентационной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методологической основы исследования определена концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника МВД России (Т.С. Купавцев, 2022) [4], основные положения ситуационно-средового подхода к проектированию образовательных сред (Н.В. Ходякова, 2022) [6], а также теория непрерывного образования (В.В. Горшкова, 2014; И.А. Колесникова, 2016) [2, 3].

Профориентацию в ситуационно-средовом подходе необходимо рассматривать в качестве самостоятельного этапа взаимодействия субъекта со средой (этап вхождения в ситуацию освоения профессии), а также в качестве специфического способа организации среды с ориентацией на личность. Профориентационная деятельность в концепции педагогической поддержки саморазвития личности оценивается с позиции поддержки свободного выбора субъекта в отношении будущей профессии и в отношении построения на этапе профессионального самоопределения индивидуальной траектории профессиональной карьеры. В этом случае поддерживающая функция решает задачи прогностического плана. Типология образовательных сред в теории непрерывного образования представлена образовательными средами формального, неформального и информального типов. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что неформальные образовательные среды могут быть полноценными средами профориентации на службу в полиции при включении профориентации в содержание профессиональной среды как одного из этапов освоения профессии, при ориентации на свободу самоопределения кандидата на службу в полиции, а также при поддержке его свободного выбора со стороны субъекта профориентации.

Основу эмпирического исследования составляют результаты пилотажного исследования потенциала неформальных образовательных сред в профориентации на службу в полиции, проводимого в Академии управления МВД России в 2022 году на выборке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по программам высшего образования. Всего исследованием охвачено 112 обучающихся различных курсов Барнаульского юридического института МВД России и Краснодарского университета МВД России, занимающихся спортом до поступления на обучение, и продолжающих заниматься спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современная система профессиональной ориентации на службу в полиции, обладая большим организационно-деятельностным ресурсом, сосредотачивает свои усилия в профессиональном отборе в адресной аудитории - обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля, при этом в качестве стимулов для потенциальных кандидатов определяются социальные гарантии сотрудникам, преимущества в трудоустройстве и т. д. Фактически за границами профориентационной работы остаются неформальные образовательные среды и среды информального типа, т. е. сферы общественных отношений, в которых человек пребывает исключительно по своему выбору.

Представляется, что для наиболее полного решения задач профориентации в системе МВД России не только формально организованные образовательные среды должны рассматриваться в качестве адресной аудитории, но и иные образовательные среды, где сосредоточены большие образовательно-развивающие ресурсы. К таким образовательным средам относятся различные кружки по интересам (музыкальные, художественные и т. д.), спортивные сообщества (секции, спортивные клубы и т. д.), основной целью которых является предоставление возможностей для организации досуга и для развития и раскрытия личностно-деятельностного потенциала в средовых условиях, характерных для того или иного вида активности. В этой связи уместно сказать и том, что творческие виды активности, физическая культура и спорт, с одной стороны, являясь средствами организации досуга, являются и мощными средствами всестороннего развития человека, с другой стороны - это сферы активности современного человека, позволяющие ему развиваться гармонично, личностно реализовываться в избранном виде деятельности, укрепляя личностную идентичность, проявляя свою уникальность и индивидуальность.

Под неформальными образовательными средами в настоящем исследовании понимается совокупность средовых условий (пространственных, временных, предметных, инструментальных, деятельностных, коммуникативных), позволяющих невынужденно включаться в неформально организованные общности, осуществлять свободный выбор сферы активности, личностно самореализовываться в избранном виде деятельности, самостоятельно определять границы своей активности, способы взаимодействия со средой и с другими субъектами с учетом своих индивидуальных особенностей и личностных предпочтений, становясь полноценным соавтором проектируемых образовательных сред.

Образовательный эффект в указанных типах сред достигается ориентацией на доминирующую цель - оформление предметно-инструментального опыта, получаемого при выполнении специфической деятельности в совокупности с развитием личностного опыта. При этом основным образовательным эффектом является именно развитие личностных функций (функций быть личностью - согласно В.В. Серикову, 2012) [5]. Неформальные образовательные среды создают условия для демонстрации и развития способности быть членом команды (вести диалог и обмениваться целями и смыслами), ставить и достигать цели, понимать другого, брать ответственность на себя (быть лидером), проявлять волю и настойчивость в достижении цели, концентрировать внимание, осуществлять рефлексию действий, рефлексию коммуникации (межличностных отношений), рефлексии эмоционального состояния (саморегуляция и самоконтроль) и т. д. Предметно-практический опыт становится производным от личностного опыта, т. е. личностный опыт опережает и определяет ход и результативность освоения других видов опыта.

Неформальные образовательные среды позволяют в непринужденной обстановке оценить профессионально-личностный потенциал кандидатов на службу в полиции. Человек, вовлеченный в неформальные образовательные среды должен стать «мишенью» профориентационной работы, а неформальные образовательные среды - полноценной сферой профориентации на службу в полиции.

Вместе с тем анализ практики организации профориентационной работы показывает, что потенциал неформальных образовательных сред в данном вопросе используется фрагментарно, неформальные образовательные среды не рассматриваются в качестве адресной сферы для изучения, подбора и отбора кандидатов на службу.

Для иллюстрации обоснованности выводов представляется целесообразным привести наиболее важные фрагменты исследовательской работы. При анализе опросных листов привлекает внимание распределение отношения респондентов к значимости профориентации. Отмечается, что профориентационные мероприятия не являются доминирующим фактором при принятии решения о службе в полиции (73,21 % опрошенных). Влияние профориентационной работы оказывается незначительным (не более 10 % респондентов отметили, что сделали выбор профессии под влиянием профориентации). На вопрос: «Кто, или что повлияло на принятие решения о службе в полиции?» 21,42 % ответили - участие в профориентационных мероприятиях; 30,35 % - родители (близкие, родственники), знакомые сотрудники; 49,1 % - ничто, просто так сложились обстоятельства. Не менее 60 % опрошенных в качестве доминирующего мотива отмечают возможность продолжать активные занятия спортом, желание совершенствовать свою физическую форму, стремление соответствовать требованиям профессии полицейского в аспектах физической подготовленности (физически крепкий, способный обеспечивать общественный порядок с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия). Более того, возможность заниматься спортом, будучи курсантом вуза МВД России, укрепляет желание служить в полиции на что указывают ответы 75,89% респондентов. Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о том, что вовлеченность в неформальные среды до службы и предоставление возможностей продолжать такие занятия, будучи сотрудником, способствует совершению выбора в пользу службы в

полиции. Одновременно нужно отметить, что непредоставление (ограничение) возможностей продолжать занятия в неформальных средах затрудняет адаптацию молодых сотрудников к новым условиям жизнедеятельности, снижает спектр возможностей для их самореализации и в целом для формирования мотивации к службе.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило не только зафиксировать проблемные аспекты в организации профориентации на службу в полиции, но и сформулировать ряд принципов, которые, если они учтены в профориентационной работе в неформальных образовательных средах, позволяют не только обеспечивать работу по привлечению кандидатов на службу, но и создавать для них условия для подлинно осознанного самостоятельного свободного выбора профессии полицейского.

Принцип целостности. Данный принцип предполагает рассмотрение профориентации не как отдельного мероприятия, а как полноценного этапа вхождения субъекта во взаимодействие с профессиональной средой. Здесь важно создание для кандидата на службу целостного образа, перспективы жизненного пути с учетом его личностных предпочтений в сочетании с требованиями и возможностями профессии для удовлетворения личностных притязаний, карьерных устремлений.

Принцип свободы самоопределения. Данный принцип требует создания в профориентации условий для самостоятельного ответственного решения в выборе профессии. Здесь важно акцентировать внимание кандидата на службу на том, что сфера деятельности в неформальной образовательной среде может рассматриваться не только в качестве факультативного вида активности и дополнительной сферы получения опыта, но и в качестве места личностной самореализации на протяжении многолетней службы.

Принцип поддержки свободного выбора основывается на принятии и признании за другим права сомневаться, ошибаться, идти на риск. Для реализации рассматриваемого принципа личностная позиция субъекта профориентации должна стать устойчивой опорой в свободном самоопределении кандидата на службу. Поддержка свободного выбора -это не манипулирование средовыми условиями с целью побудить к производству выбора, а способность в диалоге обмениваться целями и смыслами, создавать условия для понимания кандидатом своих притязаний, рефлексии истинных мотивов выбора профессии, для построения индивидуального маршрута своего развития в профессии.

Сформулированные и предложенные принципы профориентации на службу в полиции в неформальных образовательных средах не являются однозначными и исчерпывающими. Особенности деятельности и взаимодействия субъектов в неформальных образовательных средах, безусловно, выдвигают свои специфические аспекты выполняемой функции - изучения, подбора и отбора кандидатов на службу. Однако не сами по себе особенности деятельности способствуют или препятствуют профориентации. Важным является подготовленность и личностная позиция субъектов профориентации, их нацеленность не только на привлечение возможно большего числа потенциальных кандидатов, но на создание условий, при которых реалии (сложности) профессиональной деятельности, которые, безусловно, возникают, становятся не поводом прекратить службу, напротив - становятся вызовом к настойчивому овладению профессией, стимулом для самостоятельного целеполагания, смыслопоиска и рефлексии, для нравственно-волевой саморегуляции активности - для творческой самореализации в профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершловский С.Г. Взрослость как категория андрагогики / С.Г. Вершловский // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 285-297.

2. Горшкова В. В. Онтологизация непрерывного образования / В. Горшкова В. // Педагогика. - 2014. - № 8. - С. 53-56.

3. Колесникова И.А. Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 3 (15). - С. 124140.

4. Купавцев Т.С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография / Т.С. Купавцев. - Москва : Академия управления МВД России, 2022. - 168 с.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - Москва : Логос, 2012. - 448 с.

6. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно-развивающих образовательных систем: исследование продолжается / Н.В. Ходякова // Прикладная психология и педагогика. 2022. - Т. 7, № 4. - С. 61-74.

REFERENCES

1. Vershlovskij, S.G. (2013), "Adulthood as a category of andragogy", Educational Studies, No. 2, pp. 285-297.

2. Gorshkova, V.V. (2014), "Ontologization of the continuous education", Pedagogika, No. 8, pp. 53-56.

3. Kolesnikova, I.A. (2016), "Concept Sphere of Lifelong Learning: Logic and Methodology of Study", Lifelong Education: The XXI century, Vol. 3, No. 15, pp. 124-140.

4. Kupavtsev, T.S. (2022), The concept of pedagogical facilitation of self-development of the personality of an officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia in continuing education, Publishing house "Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Moscow.

5. Serikov, V.V. (2012), Personal development in the educational process, Publishing house "Logos", Moscow.

6. Khodyakova, N.V. (2022), "Situational and environmental approach in the design of personal-developing educational systems: the study continues", Applied Psychology and Pedagogy, Vol. 7, No. 4, pp. 61-74.

Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.12.2022

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, СКЛОННЫХ К КОМПЬЮТЕРНОЙ

ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Ирина Александровна Лакейкина, старший преподаватель, Астраханский государственный технический университет, Астрахань

Аннотация

В статье представлены результаты исследования двигательного и функционального состояния студентов, склонных к компьютерной игровой зависимости. Данное исследование было проведено с целью выявления воздействия средств физической культуры и спорта на различные проявления компьютерных зависимостей. Исследование проводилось со студентами, среди которых по результатам предварительных исследований было выделено три группы испытуемых: группа «зависимых» (n=11), группа «риска» (n=14) и группа «не зависимых» (n=20). Изучение двигательного и функционального развития определялось с помощью комплексной оценки общего уровня физических кондиций (ОУФК) и экспресс-оценки физического здоровья С.Д. Полякова, включающие в себя кондиционные и функциональные тесты. Значительные достоверные межгрупповые различия в пользу группы «не зависимых» отмечены в испытаниях, требующих проявления силовой выносливости, координационных способностей и статического равновесия. Анализ параметров физического здоровья исследуемой выборки свидетельствует о сопоставимом «среднем» уровне здоровья в группах «зависимых» и «риска». У студентов с признаками компьютерной игровой зависимости на начальном этапе, несмотря на общий «средний» уровень физического здоровья, отмечаются до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.