Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДЕТИ 15-16 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешов Роман Сергеевич, Ямилева Рита Маратовна, Кузьмина Марина Владимировна, Тонкачев Александр Сергеевич

Предметом статьи является педагогическая технология воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, занимающихся в школьной секции. Специальная выносливость у бегунов 15-16 лет на средние дистанции повысится, если будут выявлены особенности воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции; в содержание технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования, использован метод анкетирования, проведен педагогический эксперимент. Результаты. Выявлено, что учитывая особенности возрастного развития целесообразно использовать методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный) которые интенсивно выполняются при тренировке специальной выносливости, довольно близки к соревновательным упражнениям. В содержании технологии воспитания специальной выносливости будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Экспериментально обоснована и проверена эффективность внедрения технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми знаниями об особенностях физической подготовки бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования материалы могут быть использованы в работе учителей дополнительного образования, работающих в образовательных учреждениях, ведущих секции по легкой атлетике, и тренеров спортивных школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешов Роман Сергеевич, Ямилева Рита Маратовна, Кузьмина Марина Владимировна, Тонкачев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES FOR EDUCATION OF SPECIAL ENDURANCE OF 15-16 YEARS OLD RUNNERS ENGAGED IN THE SCHOOL SECTION

The subject of the article is the pedagogical technology of educating the special endurance of middle-distance runners aged 15-16, who are engaged in the school section. Special endurance in middle-distance runners aged 15-16 will increase if the features of developing special endurance in middle-distance runners aged 15-16 are revealed; The content of the special endurance training technology for middle-distance runners aged 15-16 will include a series of segments shorter than the chosen distance, but exceeding it in volume, performed at a speed higher than the competitive one. A set of theoretical and practical research methods was applied, the analysis of scientific publications on the research problem was carried out, the questionnaire method was used, and the pedagogical experiment was carried out. Results. It was revealed that, taking into account the peculiarities of age development, it is advisable to use the methods of interval intermittent exercise (interval and repeated), which are intensively performed during special endurance training, are quite close to competitive exercises. The content of the special endurance training technology will include a series of segments shorter than the chosen distance, but exceeding it in volume, performed at a speed higher than the competitive one. Experimentally substantiated and tested the effectiveness of the introduction of technology for the education of special endurance in runners 15-16 years old for medium distances. The results of the study supplement the theory and methodology of physical education with new knowledge about the characteristics of the physical training of 15-16 year old runners for medium distances. The practical significance of the study lies in the fact that the materials obtained as a result of the study can be used in the work of teachers of additional education working in educational institutions, leading athletics sections, and coaches of sports schools.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ»

Контактная информация: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 796.422.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

Роман Сергеевич Кулешов, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа; Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа; Марина Владимировна Кузьмина, старший преподаватель, Александр Сергеевич Тонкачев, преподаватель, Башкирский государственный

медицинский университет, Уфа

Аннотация

Предметом статьи является педагогическая технология воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, занимающихся в школьной секции. Специальная выносливость у бегунов 15-16 лет на средние дистанции повысится, если будут выявлены особенности воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции; в содержание технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования, использован метод анкетирования, проведен педагогический эксперимент. Результаты. Выявлено, что учитывая особенности возрастного развития целесообразно использовать методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный) которые интенсивно выполняются при тренировке специальной выносливости, довольно близки к соревновательным упражнениям. В содержании технологии воспитания специальной выносливости будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Экспериментально обоснована и проверена эффективность внедрения технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми знаниями об особенностях физической подготовки бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования материалы могут быть использованы в работе учителей дополнительного образования, работающих в образовательных учреждениях, ведущих секции по легкой атлетике, и тренеров спортивных школ Ключевые слова: физическая культура, легкая атлетика, физическое воспитание, спортивная тренировка, физическая подготовленность, выносливость, дети 15-16 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p309-313

PEDAGOGICAL BASES FOR EDUCATION OF SPECIAL ENDURANCE OF 15-16 YEARS OLD RUNNERS ENGAGED IN THE SCHOOL SECTION

Roman Sergeevich Kuleshov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa; Rita Maratovna Yamileva, the candidate of biological sciences, docent, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa; Marina Vladimi-rovna Kuzmina, the senior teacher, Alexander Sergeevich Tonkachev, the teacher, Bashkir

State Medical University, Ufa

Abstract

The subject of the article is the pedagogical technology of educating the special endurance of middle-distance runners aged 15-16, who are engaged in the school section. Special endurance in middle-distance runners aged 15-16 will increase if the features of developing special endurance in middle-distance runners aged 15-16 are revealed; The content of the special endurance training technology for middle-distance runners aged 15-16 will include a series of segments shorter than the chosen distance, but exceeding it in volume, performed at a speed higher than the competitive one. A set of theoretical and practical research methods was applied, the analysis of scientific publications on the research problem was carried out, the questionnaire method was used, and the pedagogical experiment was carried out. Results. It was revealed that, taking into account the peculiarities of age development, it is advisable to use the methods of interval intermittent exercise (interval and repeated), which are intensively performed during special endurance training, are quite close to competitive exercises. The content of the special endurance training technology will include a series of segments shorter than the chosen distance, but exceeding it in volume, performed at a speed higher than the competitive one. Experimentally substantiated and tested the effectiveness of the introduction of technology for the education of special endurance in runners 15-16 years old for medium distances. The results of the study supplement the theory and methodology of physical education with new knowledge about the characteristics of the physical training of 15-16 year old runners for medium distances. The practical significance of the study lies in the fact that the materials obtained as a result of the study can be used in the work of teachers of additional education working in educational institutions, leading athletics sections, and coaches of sports schools.

Keywords: physical culture, athletics, physical education, sports training, physical fitness, endurance, children aged 15-16.

ВВЕДЕНИЕ

В спорте массовых достижений к организму спортсмена предъявляются исключительно высокие требования. Бег на средние дистанции является одной из наиболее трудных дистанций в легкой атлетике. Уровень развития физических качеств, отличная техника бега, высокий уровень развития скоростной и специальной выносливости -непременные составляющие, благодаря которым, можно достигнуть высоких спортивных результатов на данной дистанции [5].

Специальная выносливость в беге на средние дистанции - одно из важных условий для достижения наивысшего спортивного результата. Критерием ее развития является способность пробегать в соревновании вторую половину дистанции без существенного снижения скорости. Средневик должен работать над специальной выносливостью, в основе которой лежит способность организма продолжить работу в требуемом для соревновательной деятельности режиме в условиях крайнего утомления [2].

По мнению Н.И. Дворкиной, Л.С. Дворкина, А.И. Попова, в подготовке будущих спортсменов высокого класса важно при выборе средств и методов воспитания специальной выносливости учитывать возрастные особенности организма подростка. 15-16 лет -возраст, который является наиболее благоприятным для развития специальной выносливости. Выделяют, что в этот возрастной отрезок преобладает рост мышц ног. Еще одним аспектом, который позволяет выдерживать организму в 15-16 лет существенные физические нагрузки, является дыхательный объем, характерный для взрослого человека. Данный возрастной период характеризуется быстрым естественным ростом организма. Спортивный рост в это время идет усиленными темпами при любой системе тренировки [3].

Анализ научно-методической литературы показывает, что в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки накоплен большой опыт по развитию специальной выносливости. Но вместе с тем, развитие легкой атлетики идет быстрым темпом, что свидетельствует о том, что имеющаяся научно-методическая литература требует постоянного обновления.

Вопросы, касающиеся воспитания выносливости легкоатлетов представлены в исследованиях А.В. Воронкова, А.А. Ворониной, Е.С. Мелешко, А.В. Ильина (2019) [1].

Однако, вопросы, касающиеся воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, подверглись наименьшей разработке, считают М.А. Клочков, Л.М. Столяр, А.А. Ачкасова (2019) [4].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: выявить динамику изменения показателей уровня специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, занимающихся в школьной секции, после внедрения в их тренировочный процесс разработанной технологии.

Для достижения поставленной цели нами была разработана технология воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, применяемая в экспериментальной группе. В содержание технологии включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной.

Педагогический эксперимент проводился на базе МАОУ «школа №18 г. Стерлита-мака РБ. В исследовании принимали участие 20 бегунов на средние дистанции, мальчики 15-16 лет, которые были поделены на две группы (экспериментальную и контрольную) по 10 человек в каждой. Контрольная группа занималась по плану школьной секции, а в тренировочный процесс экспериментальной группы была включена разработанная технология.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности разработанной нами технологии, направленной на повышение уровня воспитания специальной выносливости юношей 15-16 лет был проведен межгрупповой анализ показателей уровня специальной выносливости юношей 15-16 лет до и после проведения педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

В таблице 1 представлены показатели уровня развития специальной выносливости у бегунов 15-16 лет в контрольной и экспериментальной группах до педагогического эксперимента.

Таблица 1 - Показатели уровня воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции в контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента (п=10)._

Контрольные тестирования КГ (M±m) ЭГ (M±m) р

Бег на 1000 метров (с) 210,36±6,5 207,17±5,2 >0,05

Степ-тест (баллы) 82,23±1,2 83,32±1,2 >0,05

«6-минутный бег» (м) 1685,867±12,15 1696,756±11,25 >0,05

Бег на 800 метров с отн. показателем выносливости «Запас скорости» (с) 6,21±0,14 5,96±0,21 >0,05

Примечания: здесь и далее КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее ари< ческое вариационного ряда; т - ошибка среднего; р - достоверность различий. )мети-

Из таблицы 1 следует, что между показателями уровня воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп до проведения педагогического эксперимента статистически достоверных различий не обнаружено.

Следовательно, до начала эксперимента группы были статистически однородны, что говорит о возможности проведения педагогического эксперимента.

В таблице 2 представлены показатели уровня воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента.

Из таблицы 2 следует, что между показателями уровня воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента были обнаружены статистически достоверные раз-

личия. Таким образом, можно сделать вывод, что применение разработанной технологии направленной на воспитание специальной выносливости бегунов позволило добиться существенных изменений в показателях уровня воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции в возрасте 15-16 лет экспериментальной группы, что говорит об эффективности разработанной технологии.

Таблица 2 - Показатели уровня воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента (п=10)

Контрольные тестирования КГ (M±m) ЭГ (M±m) р

Бег на 1000 метров (с) 208,15±6,2 193,28±5,9 <0,05

Степ-тест (баллы) 83,34±1,4 93,53±1,3 <0,05

«6-минутный бег» (м) 1692,438±10,18 1798,327±10,17 <0,05

Бег на 800 метров с отн. показателем выносливости «Запас скорости» (с) 6,18±0,16 5,23±0,18 <0,05

ВЫВОДЫ

Проведение тестирования уровня воспитания специальной выносливости в конце эксперимента подтвердил эффективность разработанной нами технологии. Результаты в экспериментальной и контрольной группе имели достоверные различия (P<0,05). Таким образом, разработанная нами технология дает возможность вскрыть дополнительные резервы в подготовке занимающихся и улучшению тестовых показателей в беге на средние дистанции. Использование методов интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный), которые интенсивно выполняются при тренировке специальной выносливости, довольно близки к соревновательным упражнениям, позволило нам без увеличения общего времени занятий добиться улучшения результатов в воспитании специальной выносливости.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной технологии направленной на воспитание специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет занимающихся в школьной секции.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу о физической подготовке легкоатлеток 15-16 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции / А.В. Воронков, А.А. Воронина, Е.С. Мелешко, А.В. Ильин // Научный журнал Дискурс. - 2019. -№ 7 (33). С. 13-18.

2. Горбачева О.А. Мониторинг уровня физической подготовленности бегунов на средние дистанции 14-16 лет / //. Наука и инновации в сфере образования и производства : cборник научных трудов-2016. - Орел, 2016. - С. 34-45.

3. Дворкина Н.И. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 5-8.

4. Клочков М.А. Особенности воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на 800 метров для перспективного повышения результата / М.А. Клочков, Л.М. Столяр, А.А. Ачка-сова // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы III всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения олимпийского чемпиона Р.М. Дмитриева. -Чурапча. 2019. - С. 97-99.

5. Сячин В.Д. Прогнозирование спортивных достижений в беге на выносливость / В.Д. Сячин // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта : материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. - Москва, 2018. - С. 699-703.

REFERENCES

1. Voronkov, A.V., Voronina, A.A., Meleshko, E.S. and Ilyin, A.V. (2019), "On the issue of physical training of female athletes aged 15-16, specializing in middle-distance running", Scientific journal Discourse, No. 7 (33). pp. 13-18.

2. Gorbacheva, O.A. (2016), "Monitoring of the level of physical fitness of middle-distance runners aged 14-16", Science and innovation in the field of education and production, collection of scien-

tificpapers-2016, Orel, pp. 34-45.

3. Dvorkina, N.I., Dvorkin, L.S. and Popov, A.I. (2017), "Age dynamics of morphological maturity of schoolchildren 7-16 years old, engaged in various types of motor activity", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 5-8.

4. Klochkov, M.A., Stolyar, L.M. and Achkasova, A.A. (2019), "Peculiarities of education of special endurance in runners 15-16 years old for 800 meters for a promising increase in the result", Physical culture, sports, science and education Proceedings of the III All-Russian Scientific Conference dedicated to the 70th anniversary of the Olympic champion R.M. Dmitriev, Churapcha, pp 97-99.

5. Syachin, V.D. (2018), "Forecasting sports achievements in endurance running", Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports, materials of the International Scientific and Practical Congress dedicated to the 100th anniversary of the SCOLIPE, Moscow, pp 699-703.

Контактная информация: Roman.Kuleshov.92@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2022

УДК 37.032

ПОТЕНЦИАЛ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Андруник, доктор педагогических наук, профессор, Академия управления МВД России, Москва; Виталий Витальевич Ковалёв, кандидат технических наук, доцент, Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена исследованию профориентационной работы на службу в полиции. Осуществляется анализ понятия «образовательная среда неформального типа» с позиции оценки потенциала таких сред в отношении выбора профессии. Профориентация рассматривается в двух аспектах: как способ подбора и отбора кандидатов на службу, соответствующих требованиям профессии; как предоставление возможности кандидату на службу самоопределиться в отношении профессии. Неформальные образовательные среды рассматриваются как среды, обладающие большим, но не реализованным потенциалом в профориентации. Исследование проведено в научной школе ситуационно-средового проектирования образовательных сред (Н.В. Ходякова).

Ключевые слова: неформальные образовательные среды, профессиональное самоопределение, профориентация, принципы профориентации, педагогическая поддержка самоопределения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p313-318

POTENTIAL OF NON-FORMAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS IN CAREER GUIDANCE FOR POLICE WORK

Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Andrey Pe-trovich Andrunik, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow; Vitaly Vitalievich Kovalev, the candidate of technical sciences, docent, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul

Abstract

The article is devoted to the study of career guidance for work in the police. The concept of «nonformal educational environment» is analyzed from the perspective of assessing the potential of such environments in relation to the choice of profession. Career guidance is considered in two aspects: as a way of selecting and selecting job candidates who meet the requirements of the profession; as providing an opportunity for a job candidate to self-determine in the profession. Non-formal educational environments are considered as environments with great potential for career guidance. The study was conducted at the scientific school of situational and environmental design of educational environments (N.V. Khodyakova).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.