СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УДК/UDC 796.42
Поступила в редакцию 12.06.2021 г.
Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Иноземцева1
З.С. Землякова1
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
PRE-SEASON PHYSICAL FITNESS MODEL FOR JUNIOR MIDDLE-DISTANCE RUNNERS IN EXCELLENCE TRAINING STAGE
PhD, Associate Professor E.S. inozemtseva1 Z.S. Zemlyakova1
1National Research Tomsk State University, Tomsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявление содержания физической подготовки и оценка эффективности его применения в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования. Методика и организация исследования. В тренировочный процесс спортсменов экспериментальной группы были внедрены девять недельных микроциклов подготовки (один микроцикл втягивающего этапа подготовки и восемь микроциклов базового этапа подготовки) для повышения специальной физической подготовленности легкоатлетов. Для развития специальных физических качеств легкоатлетов в структуре микроциклов подготовки спортсменов экспериментальной группы использовались методы стандартно-непрерывного и переменно-непрерывного упражнений, метод интервального бега, соревновательный метод и статико-динамическая тренировка. Результаты исследования и выводы. Показано, что внедрение девяти недельных микроциклов втягивающего и базового этапов подготовки в тренировочный процесс бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования способствовало повышению специальной физической подготовленности спортсменов и оказало положительное влияние на динамику их соревновательной деятельности.
Ключевые слова: легкая атлетика, тренировочный процесс, содержание физической подготовки, физическая подготовленность, соревновательная деятельность.
Abstract
Objective of the study was to develop and test benefits of a new pre-season physical fitness model for junior middle-distance runners in excellence stage as complementary to the regular training service.
Methods and structure of the study. The pre-season physical fitness model testing experiment was run in November 2019 through April 2020 at "Leader" Children and Youth Olympic Reserve Sport School (CYORSS) in Seversk city (Tomsk Oblast). We sampled the young skilled middle-distance runners (n=24) and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 12 people each. The group progresses were tested by the pre- versus post-experimental physical fitness tests and verified by the actual competitive accomplishments of the sample for the period.
Results and conclusion. We used the following special training tools in the above training formats: 30-60min moderate-intensity evenly-paced long runs to keep up the unspecific endurance and post-training rehabilitation capacity; high-intensity runs and fartlek to enhance the aerobic/ anaerobic capacities with the heart rate varying within 130-180 beats/ min; 100-800m uphill runs for the leg muscle strength, both in the evenly-paced and interval run formats; soft-surface (sand/ snow) runs to strengthen the leg muscles and ligaments; jumping workouts; pace-stepping/ rhythmic runs for speed training.
Keywords: track and field athletics, training process, physical training structure, physical fitness, competitive performance.
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
Введение. Для достижения высоких спортивных результатов в беге на средней дистанции необходимо иметь отличную физическую подготовленность, развитую общую выносливость, высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости [1, 2]. Основное развитие этих важных физических качеств закладывается в подготовительном периоде подготовки спортсменов-легкоатлетов [3]. Тренировочные занятия в условиях Западной Сибири, где практически в течение полугода стоит отрицательная температура, - это, в основном, занятия на открытом воздухе, где только искусство тренера и энтузиазм спортсмена могут быть залогом высокого спортивного результата.
Немногие занятия, проходящие в легкоатлетическом манеже или других теплых помещениях, органично сочетаются с тренировками на открытом воздухе. Эти особенности и по-
служили основой исследовательской работы по изучению содержания подготовки бегунов на средние дистанции.
Цель исследования - разработать содержание физической подготовки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования и оценить эффективность его применения в тренировочном процессе.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с ноября 2019 по апрель 2020 г. на базе СДЮСШОР «Лидер» г Северска Томской области. Для реализации поставленной цели были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования (по 12 человек в каждой группе).
30
http://www.teoriya.ru
№10^ 2021 Октябрь | October
Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности бегунов на средние дистанции ЭГ и КГ в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования
Тесты Значение показателей до начала педагогического эксперимента Значение показателей после окончания педагогического эксперимента
КГ X ± о ЭГ XX ± о КГ XX ± о ЭГ XX ± о
Тест Купера, м 3020±83,66 3120±130,38 3400±100,00 3860±114,02*
Бег с изменением направления с утяжелением, с 14,34±0,19 14,28±0,22 14,14±0,13 13,82±0,22*
Пятерной прыжок в длину, см 1359±28,82 1372±34,50 1389±20,40 1430±19,52*
Бег на 60 м, с 7,4±0,16 7,44±0,24 7,38±0,13 7,4±0,20
* - Статистически значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп (р<0,05).
Таблица 2. Динамика результатов соревновательной деятельности спортсменов ЭГ и КГ на дистанции 800 м в период проведения педагогического эксперимента
Соревнование Средний результат спортсменов КГ (мин) Средний результат спортсменов ЭГ (мин)
X ± о X ± о
№ 1 1.58,09±0.02,21 1.57,72±0.02,45
№ 2 1.57,73±0.01,91 1.56,14±0.02,28*
№ 3 1.55,98±0.02,74** 1.54,05±0.01,87*,***
* - Статистически значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп (р<0,05).
** - Статистически значимые различия между показателями контрольной группы (р<0,05).
*** - Статистически значимые различия между показателями экспериментальной группы (р<0,05).
Для оценки эффективности применения экспериментального содержания физической подготовки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования было проведено педагогическое тестирование физической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ до и после проведения эксперимента, а также оценивалась динамика соревновательной деятельности спортсменов ЭГ и КГ за период проведения педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. В тренировочный процесс спортсменов ЭГ в подготовительном периоде подготовки на этапе спортивного совершенствования были внедрены девять недельных микроциклов подготовки: один микроцикл втягивающего этапа подготовки и восемь микроциклов базового этапа подготовки. Для развития общей выносливости, скоростной выносливости и взрывной силы легкоатлетов в структуре микроциклов подготовки спортсменов ЭГ использовались методы стандартно-непрерывного и переменно-непрерывного упражнений, метод интервального бега, соревновательный метод и статико-динамическая тренировка [4]. Реализация вышеперечисленных методов осуществлялась через специальные средства - равномерный длительный бег от 30 мин до 1 ч (для поддержания необходимого уровня выносливости и восстановления после напряженной работы), темповой бег и фартлек (для развития аэробных и анаэробных возможностей организма при ЧСС от 130 до 180 уд/мин), бег в гору (для развития силы мышц ног, использовался как в непрерывном длительном беге, так и в интервальном на отрезках различной длинны от 100 до 800 м), бег по мягкому грунту (для укрепления мышц и связок ног), прыжковые упражнения, ускорения и ритмовые пробежки (для развития быстроты), бег с утяжелителями (тележкой) (для укрепления мышц ног и развития взрывной силы ног и скоростной выносливости, длина беговых отрезков не превышала 100 м), силовые упражнения со штангой (блинами) (для развития силовой выносливости), восстановительные средства (баня, бассейн) [5].
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ, представленный в табл. 1, позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в тестах, оценивающих общую выносливость, скорост-
ную выносливость и взрывную силу. При сравнительном анализе ЭГ и КГ в тесте «Бег на 60 м» достоверных межгрупповых различий в показателях после проведения педагогического эксперимента выявлено не было, что говорит о дальнейшем внедрении в тренировочный процесс спортсменов ЭГ дополнительных средств для развития быстроты.
Исходя из результатов исследования, представленных в табл. 2, выявлено, что разработанное содержание физической подготовки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования оказало положительное влияние на динамику соревновательной деятельности спортсменов ЭГ (p<0,05). У спортсменов КГ также наблюдались положительные изменения в соревновательной деятельности, однако средний прирост результатов спортсменов ЭГ выше, чем в КГ.
Вывод. Внедрение девяти недельных микроциклов втягивающего и базового этапов подготовки в тренировочный процесс бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования способствовало повышению специальной физической подготовленности спортсменов и оказало положительное влияние на динамику их соревновательной деятельности. Литература
1. Гизатулина А.А. Основы развития и совершенствования основных физических качеств / А.А. Гизатулина, В.В. Лисовол // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017.
- Т. 2. - № 2. - С. 22-29.
2. Саватенков В.А. Проблема прогнозирования соревновательной скорости в беге на выносливость / В.А. Саватенков, В.С. Якимо-вич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016.
- № 6 (136). - С. 143-146.
3. Платонов В. Теория периодизации подготовки спортсменов высокой квалификации в течение года: предпосылки, формирование, критика / В. Платонов // Наука в олимпийском спорте. -2019. - № 3. - С. 118-137.
4. Юшкевич Т.П. Анализ динамики тренировочных нагрузок различной направленности у бегуний высокой квалификации на дистанции 400 метров / Т.П. Юшкевич, И.А. Кононович // Ученые записки белорусского государственного университета физической культуры. - 2016. - № 19. - С. 142-151.
References
1. Gizatulina A.A., Lisovol V.V. Osnovy razvitiya i sovershenstvovaniya osnovnykh fizicheskikh kachestv [Basics of building and excelling basic physical qualities]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 2017. V. 2. No. 2. pp. 22-29.
2. Savatenkov V.A., Yakimovich V.S. Problema prognozirovaniya sorevnovatelnoy skorosti v bege na vynoslivost [Problem of predicting competitive speed in endurance running]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 6 (136). pp. 143-146.
3. Platonov V. Teoriya periodizatsii podgotovki sportsmenovvysokoy kvalifikatsii v techenie goda: predposylki, formirovanie, kritika [Theory of periodization of sports training throughout the year: preconditions, formation, criticism]. Nauka v olimpiyskom sporte. 2019. No. 3. pp. 118-137.
4. Yushkevich T.P., Kononovich I.A. Analiz dinamiki trenirovochnykh nagru-zok razlichnoy napravlennosti u beguniy vysokoy kvalifikatsii na distantsii 400 metrov [Analysis of dynamics of training loads of various purposes in elite 400 m runners]. Uchenye zapiski belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kultury. 2016. No. 19. pp. 142-151.
5. Bezhentseva L.M. Special physical training method for beginner group artistic gymnastics. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. No. 10. pp. 73-74.
№10 • 2021 Октябрь | October http://www.teoriya.ru