Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СРЕДНИЕ БЕГА / ЛЕГКОАТЛЕТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзоциева Екатерина Таймуразовна, Ильина Анна Сергеевна, Межнина Татьяна Олеговна

Профессионально-педагогическая подготовка тренеров предполагает умение программировать процессы тренировки и, в частности, методику развития выносливости у спортсменов. Воспитание выносливости у бегунов на средние дистанции должно предусматриваться и решаться на каждом этапе обучения и спортивного совершенствования. Воспитание выносливости является определяющей стороной всего содержания многолетней тренировки. В статье поставлена цель -выявить наиболее эффективный метод, организации тренировочного процесса для развития выносливости у бегунов на средние дистанции группы начальной подготовки. Представлены результаты по определению уровня развития выносливости у подростков 13-14 лет, занимающихся бегом на средние дистанции. Одной и задач, являлось исследовать эффективность применения методики «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности» в подготовке бегунов на средние дистанции, занимающихся в группе начальной специализации. В результате экспериментально была доказана эффективность предложенной методики и показан положительный прирост спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзоциева Екатерина Таймуразовна, Ильина Анна Сергеевна, Межнина Татьяна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN MIDDLE-DISTANCE RUNNERS OF THE INITIAL SPECIALIZATION GROUP

Professional and pedagogical training of the trainers involves the ability to program the training processes and, in particular, the methodology for developing endurance in athletes. The development of endurance in middle-distance runners should be provided for and addressed at every stage of training and sports improvement. Endurance training is the defining aspect of the entire content of the long-term training. The article aims to identify the most effective method of organizing the training process for the development of endurance in middle-distance runners of the initial training group. The results of determining the level of endurance development in 13-14-year-olds engaged in middle-distance running are presented. One of the tasks was to investigate the effectiveness of the application of the technique "use of loads in areas of high and moderate power" in the training of middle-distance runners engaged in the group of initial specialization. As a result, experimentally there was.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

Контактная информация: olia.markushina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2021

УДК 796.42

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Екатерина Таймуразовна Дзоциева, преподаватель, Анна Сергеевна Ильина, преподаватель, Татьяна Олеговна Межнина, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

Профессионально-педагогическая подготовка тренеров предполагает умение программировать процессы тренировки и, в частности, методику развития выносливости у спортсменов. Воспитание выносливости у бегунов на средние дистанции должно предусматриваться и решаться на каждом этапе обучения и спортивного совершенствования. Воспитание выносливости является определяющей стороной всего содержания многолетней тренировки. В статье поставлена цель -выявить наиболее эффективный метод, организации тренировочного процесса для развития выносливости у бегунов на средние дистанции группы начальной подготовки. Представлены результаты по определению уровня развития выносливости у подростков 13-14 лет, занимающихся бегом на средние дистанции. Одной и задач, являлось исследовать эффективность применения методики «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности» в подготовке бегунов на средние дистанции, занимающихся в группе начальной специализации. В результате экспериментально была доказана эффективность предложенной методики и показан положительный прирост спортивного результата.

Ключевые слова: легкая атлетика, средние бега, легкоатлеты, специальная выносливость, начальная специализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p74-79

DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN MIDDLE-DISTANCE RUNNERS OF THE INITIAL SPECIALIZATION GROUP

Ekaterina Taymurazovna Dzotcieva, the teacher, Anna Sergeevna Ilina, the teacher, Tatyana Olegovna Mezhnina, the senior teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

Professional and pedagogical training of the trainers involves the ability to program the training processes and, in particular, the methodology for developing endurance in athletes. The development of endurance in middle-distance runners should be provided for and addressed at every stage of training and sports improvement. Endurance training is the defining aspect of the entire content of the long-term training. The article aims to identify the most effective method of organizing the training process for the development of endurance in middle-distance runners of the initial training group. The results of determining the level of endurance development in 13-14-year-olds engaged in middle-distance running are presented. One of the tasks was to investigate the effectiveness of the application of the technique "use of loads in areas of high and moderate power" in the training of middle-distance runners engaged in the group of initial specialization. As a result, experimentally there was.

Keywords: track and field, middle running, track and field, special endurance, initial specialization.

Подготовка легкоатлета - многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений

и достижения, предусмотренных планом и программой результатов [2].

В настоящее время почти не осталось секретов в методике спортивной тренировки. В основе большинства систем подготовки бегунов на средние дистанции лежат увеличенные тренировочные нагрузки, повышенная вариативность используемых средств, рациональное сочетание работы и восстановления [1, 4].

Спорт все теснее сближается с наукой и превращается в подлинно творческую деятельность. От тренера требуется не только сознательное отношение к делу, но и постоянное углубление специальных знаний, расширение культурного и научного кругозора, настойчивое овладение теоретическими основами современного спорта. Сегодня без глубоких научных знаний невозможно добиться высоких спортивных результатов [5].

Многообразные средства и методы, используемые в процессе воспитания специальной выносливости, ставят перед тренерами и спортсменами важную задачу научного подхода к их выбору соответственно возрасту, уровню подготовленности, индивидуальным особенностям атлетов.

Быстрый рост результатов в современном спорте выдвигает проблему, связанную с выявлением оптимальных путей повышения физической работоспособности и развития выносливости у юных спортсменов [3, 5].

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека. Однако существование различных подходов в методике развития специальной выносливости ставит перед исследователями задачу поиска новых, более оптимальных путей развития и совершенствования этих качеств.

Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов, средств и способов организации тренировочного процесса для развития выносливости у бегунов на средние дистанции группы начальной спортивной специализации.

Задачи исследования:

1. Выявить наиболее эффективные методы развития специальной выносливости у занимающихся в группе начальной специализации бегом на средние дистанции.

2. Определить уровень развития выносливости у подростков 13-14 лет, занимающихся бегом на средние дистанции.

3. Исследовать эффективность применения методики «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности» в подготовке бегунов на средние дистанции, занимающихся в группе начальной специализации. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы заключается в определении значимости развития специальной выносливости при подготовке бегунов на средние дистанции.

2. Метод контрольных испытаний заключается в проведении тестов на специальную и скоростную выносливость. Для определения уровня специальной выносливости был выбран ряд тестов: 100 м, 600 м, 800 м, 1000 м. Применение данных тестов обусловлено тем, что они отражают уровень развития специальной выносливости испытуемых.

3. Методы математической статистики. Все цифровые данные, полученные в результате тестирования, обрабатывались методами математической статистики. При этом вычислялись такие статистические показатели: средняя арифметическая (x), среднеквад-ратическое отклонение (5), ошибка средних величин (m), достоверность различий (t), ко -эффициент вариаций (V).

Исследования проводились на спортивной школы № 2 города Тюмени, с сентября 2020 по май 2021 г. В исследовании приняли участие 20 подростков юношей 13-14 лет одинакового уровня подготовленности, занимающиеся в секции легкой атлетики бегом на средние дистанции.

Были сформированы две группы, в каждой по 10 человек. В первую экспериментальную группу (Э.Г.) вошли атлеты, выполнявшие беговые упражнения с использованием методики «применения нагрузок в зонах большой и умеренной мощности». Вторая

группа контрольная (К.Г.) - которые занимались по общепринятой методике. В обеих группах в течение педагогического эксперимента были одинаковые методы и средства подготовки. Различие было только в одном; экспериментальная группа выполняла нагрузки в зонах большой и умеренной мощности.

В подготовительном периоде юные легкоатлеты тренировались 4-5 раз в неделю, сочетая занятия в зале и на воздухе. В зале занимались не чаще 2-х раз в неделю, до начала весеннего этапа тренировки. Продолжительность занятий в зале 1,5-2 часа, на воздухе до 2-х часов. Весной для создания фундамента выполнялся большой объем работы с малой и средней интенсивностью. Общий объем нагрузки увеличивался постепенно до апреля и затем поддерживался до конца подготовительного периода.

На развитие специальной выносливости было отведено от 1 до 2-х занятий в неделю. Применялся фартлек, «повторный и переменный бег на отрезках, пробегаемых со скоростью ниже соревновательной. При этом скорость бега увеличивали с включением более коротких отрезков, пробегаемых с соревновательной скоростью.

Весной был осуществлен постепенный переход к более специализированной тренировке, характерной для соревновательного периода. Основное внимание уделялось развитию специальной выносливости, повышали скорость бега на пробегаемых отрезках в повторном, переменном и темповом беге. В этом периоде повышали интенсивность тренировочной работы при незначительном снижении ее большего объема.

В соревновательном периоде занимающиеся, тренировались 3-4 раза в неделю, участвовали в соревнованиях 1-2 раза в месяц. В этом периоде продолжали совершенствование техники, обращая внимание на рациональность движений, выполнялись специальные упражнения.

В переходном периоде снижали интенсивность нагрузки, но постепенно увеличивали объем нагрузки, подготавливая тем самым занимающихся к новому подготовительному периоду. Тренируясь 4-5 раз в неделю применялся равномерный и кроссовый бег, спортивные игры. Одно занятие в неделю для поддержания достигнутого уровня специальной выносливости, применяя для этого повторный и переменный бег на отрезках со скоростью несколько ниже соревновательной. Отдельные тренировочные занятия с большой нагрузкой чередовали с занятиями с малой или средней нагрузкой. После 1-2-х недель напряженной тренировки, неделю занимались с меньшей нагрузкой.

Результаты исходного тестирования, проводимого в сентябре 2020 года как в К.Г., так и в Э.Г., принципиальных различий не имеют (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты предварительного тестирования

Группы Статистические показатели 100 600 800 1000

Э.Г. x 15,01 1.58,8 2.40,1 3.40,1

5 0,003 0,003 0,004 0,003

V 0,05 0,2 0,2 0,1

Mx 0,0013 0,013 0,0014 0,0013

К.Г. x 15,23 1.59,3 2.41,3 3.42,3

5 0,003 0,004 0,009 0,004

V 0,3 0,2 0,4 0,1

Mx 0,002 0,09 0,004 0,002

t 0,42 0,0011 0 0

Различия в тестах между Э.Г. и К.Г. составляют в беге на 100 метров 0,22 секунды, на 600 метров 0,5 секунды, на 800 метров 1,2 секунды, на 1000 метров 2,2 секунды.

Это говорит о том, что уровень выносливости в Э.Г. группе выше, чем в К.Г. Различия в тестах не достоверны. Группы по своему составу однородны.

После исходного тестирования в Э.Г. для развития специальной выносливости в течение эксперимента использовалось методика «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности». Для повышения результата на 100 метров применялся интервальный бег на отрезках 50-200 метров.

Таблица 2 - Результаты промежуточного

тестирования

Группы Статистические показатели 100 600 800 1000

Э.Г. x 14,9 1.57,9 2.39,1 3.39,0

5 0,004 0,002 0,002 0,01

V 0,1 0,1 0,1 0,1

MX 0,0018 0,00089 0,00089 0,0013

К.Г. X 15,1 1.59,3 2.41,2 3.42,3

5 0,01 0,004 0,006 0,001

V 0,2 0,2 0,2 0,3

MX 0,0031 0,0018 0,0027 0,003

t 2,9 7,08 4,6 2,7

При сравнении исходное и промежуточного тестирования, которое проводилось в начале января 2021 года, в экспериментальной группе наблюдается прирост результатов во всех тестах. В беге на 600 метров результаты улучшились на 1,4 секунды, 800 метров -1,3 секунды, 1000 - 1 секунду. Уровень развития выносливости в Э.Г. стал выше. В контрольной группе значительного прироста результатов не наблюдается. Результаты в беге на 600 метров остались на исходном уровне, на 800 метров улучшились на 0,01 секунды, на 1000м - 0,2 секунды, в беге на 100 метров на 0,13 секунды. Различия в данном тестировании достоверны.

После промежуточного тестирования экспериментальная группа продолжала заниматься по методике «использование нагрузок в зонах большой и умеренной мощности».

Таблица 3 - Результаты итогового тестирования

Группы Статистические показатели 100 600 800 1000

Э.Г. X 14,6 1.55,4 2.38,1 3.37,2

5 0,004 0,001 0,003 0,005

V 0,1 0,1 0,1 0,1

MX 0,0018 0,004 0,0013 0,0022

К.Г. X 14,9 1.58,8 2.40,5 3.40,9

5 0,011 0,003 0,004 0,004

V 0,2 0,2 0,2 0,1

MX 0,0049 0,0013 0,0018 0,0018

t 3 10,9 7,8 3,9

Итоговое тестирование показало, что результаты в экспериментальной группе продолжают улучшаться. В беге на 600 метров улучшились на 1,5 секунды, на 800 метров на 1,3 секунды, на 1000 метров на 1,5 секунды, на 100 метров на 0,3 секунды. В контрольной группе также отмечается рост результатов во всех тестах. В беге на 600 метров результат улучшился на 0,5 секунды, 800 - на 0,7 секунды, 1000 метров - на 1,2 секунды, в беге на 100 метров на 0,2 секунды. Различия в данном тестировании между группами достоверны.

100м

600м

800м

1000м

15,25 -, 15,2 -15,15 -15,1 -15,05 -15 -14,95 14,9

Э .Г. К .Г.

I

Э.Г. К.Г.

02:41,6

02:41,1

3 ь 02:40,7

z

s

02:40,3

02:39,8

02:39,4

I

03:42,5

03:42,0

03:41,6

03:41,2

t, 03:40,8

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s 03:40,3

>

03:39,9

03:39,5

03:39,0

03:38,6

I

Рисунок 1 - Диаграмма средних показателей исходного тестирования

Э.Г. К.Г

Э.Г. К.Г

Сравнивая результаты итогового тестирования с исходным уровнем, видно, что уровень подготовленности контрольной группы стал выше. Результат в беге улучшился на 0.00,5 секунды, на 800 метров на 0.00,8 секунды, на 1000 метров на 0.01,4 секунды, на 100 метров на 0,33 секунды. Это может быть связано с недочётами методики подготовки контрольной группы.

100м

600м

800м

1000м

15,15

15,1

15,05

ч 15

& 14,95 а)

° 14,9 14,85 14,8

■J

Э.Г. К.Г.

01 59,7

01 59,2

01 58,8

X 01 58,4

S

01 57,9

01 57,5

01 57,1

Э.Г. К.Г.

02:41,6 02:41,1 02:40,7 02:40,3 02:39,8 02:39,4 02:39,0 02:38,5 02:38,1 02:37,7

Э.Г. К.Г.

03:42,9 03:42,0 03:41,2 03:40,3 03:39,5 03:38,6 03:37,7 03:36,9

ш

Э.Г. К.Г.

Рисунок 2. - Диаграмма средних показателей промежуточного тестирования

Сравнивая исходное тестирование с итоговым в экспериментальной группе, в итоговом тестировании виден значительный прирост. Результаты в беге на 600 метров улучшились на 0.02,9 секунд, на 800 метров 0.02,5 секунды, на 1000 метров 0.02,5 секунды, на 100 метров на 0,41 секунды._

100м

600м

800м

1000м

15 14,9

3 14,8

4

£ 14,7 г

8 14,6 14,5 14,4

И

Э.Г. К.Г.

01 59,2

01 58,4

01 :57,5

л

01 56,6

X

S 01 :55,8

ь

01 :54,9

01 :54,0

01 53,2

I

Э.Г. К.Г.

02:40,7

02:39,8

£ 02:39,0 х

§ 02:38,1 02:37,2 02:36,4

Э.Г. К.Г.

03:41,2 03:40,3 03:39,5 03:38,6 03:37,7 03:36,9 03:36,0 03:35,1

ш

Э.Г. К.Г.

Рисунок 3 - Диаграмма средних показателей итогового тестирования

Если сравнить результаты итогового тестирования экспериментальной группы с результатом тестирования контрольной группы, то результаты в беге в экспериментальной группе на 600 метров выше на 0.02,4 секунды, на 800 метров на 0.01,7 секунды, на1000 метров на 0.01,1 секунды, на 100 метров на 0.00,2 секунды. Уровень развития выносливости в Э.Г. группе выше, чем в контрольной. Это говорит об эффективности предложенной методики.

ВЫВОДЫ

1. Наиболее эффективными методами для развития специальной выносливости у детей среднего школьного возраста, занимающихся легкой атлетикой, являются повторный, переменный, соревновательный.

2. Сравнивая результаты итогового с результатами предварительного тестирования, виден значительный прирост уровня развития специальной выносливости в экспериментальной группе. В результате педагогического эксперимента все спортсмены улучшили свои результаты. Прирост в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Различия по Т-критерию Стьюдента в исходном тестировании недостоверно, в промежуточном и итоговом - достоверно. Это говорит об эффективности применяемой методики.

3. Предложенная методика позволила улучшить уровень развития специальной выносливости у детей среднего школьного возраста занимающихся легкой атлетикой по отношению к исходному уровню в тесте на 600 м на 2,8 с, в тесте на 800 м на 2,5 с, в тесте на 1000 м на 2,5 с, в тесте на 100 м на 0,41 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - Москва : КНОРУС, 2011. - 368 с.

2. Жилкин, А.И. Теория и методика легкой атлетики : учебник / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.. - Москва : Академия, 2013. - 464 с.

3. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - Москва : КНОРУС, 2016. - 132 с.

4. Луценко, С.А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения: легкая атлетика: учебно-методическое пособие / С. А. Луценко. - Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 84 с.

5. Прогноз физической работоспособности при нагрузочном тестировании / А.Л. Поха-чевский, Ю.М. Рекша, А.А. Жарких [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 165-168.

REFERENCES

1. Barchukov I. S. and Barchukova G. V. (2011), Theory and methodology of physical education and sports: textbook, KNORUS, Moscow.

2. Zhilkin, A. I., Kuzmin V. S. and Sidorchuk E. V. (2013), Theory and methodology of athletics, Academia, Moscow.

3. Kadyrov, R. M. and Morzhinina D. V. (2016), Theory and methodology of physical culture, KNORUS, Moscow.

4. Lutsenko, S. A. (2008), Basic types of motor activity and training methods: Track and field athletics: an educational and methodological manual, Institute of Special Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg.

5. Pokhachevsky, A. L., Reksha Yu. M. and Zharkikh A. A. et al (2015), "Prediction of physical performance during load testing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (130), pp. 165168.

Контактная информация: deta210@yandeX.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2021

УДК 378.14+796.011.3

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОСОБЕННОСТЯМ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Юлия Аркадьевна Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Леонид Валентинович Пихконен, кандидат технических наук, горный инженер, «Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург; Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский

горный университет

Аннотация

В рамках статьи обобщен опыт проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), обоснована задача практической направленности занятий физической культуры и спорта, регламентирующая, что для выполнения служебных задач будущих горноспасателей, необходима специализированная физическая подготовка, которая обеспечит формирование профессионально важных качеств будущих выпускников - быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции, отработку упражнений на преодоление боязни замкнутого пространства, страха высоты. В рамках подготовки выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.