Библиографический список
1. Мишина Ю.Д. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2002.
2. Торунцев И.П. Ответственность личности в условиях социализма. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1968.
3. Нургалиева А.К. Ответственность подростков и её формирование в воспитательном процессе школы. Павлодар: ПГПИ, 2012.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности. Москва: Наука, 1983.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Москва: Молодая гвардия, 1971.
7. Кочетова И.Д. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Хабаровск, 2011.
8. Длимбетова Г.К. Формирование экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы: констатирующий этап эксперимента. Вестник ПГУ. 2009; № 3: 33 - 34.
9. Пономаренко Е.В., Искакова Л.Т. Современная оценка уровня сформированности экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Материалы IVмеждународной научно-практической конференции. София: Бял ГРАД-БГ, 2008; Т. 11: 29 - 32.
10. Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург: УрГПУ, 1996.
11. Ставропольцева С.А. Особенности воспитания экологической ответственности подростков на современном этапе развития культуры. Рудня: Альтиора Плюс, 2007.
12. Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1994.
13. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1986.
14. Карпова Н.Н. Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач. Диссертация . кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.
15. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. Москва: Наука, 1983.
16. Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. Начальная Школа.2002; № 8: 175 - 180.
17. Актамов И.Г. Ответственное отношение к природе у подростков в разных социокультурных средах. Вестник Бурятского универси-тета.2006; Сер.7. Педагогика. Вып. 14; 153 - 159.
18. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
19. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (Предпосылки,опыт).Ленинград: ЛГПИ, 1989.
20. Елканов С.Б. Ответственность как качество личности у подростка. К проблеме управления обучением и воспитанием. Москва: МГУ, 1970.
References
1. Mishina Yu.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya otvetstvennosti u studentovpedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2002.
2. Toruncev I.P. Otvetstvennost'lichnosti v usloviyah socializma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1968.
3. Nurgalieva A.K. Otvetstvennost'podrostkov i ee formirovanie v vospitatel'nom processe shkoly. Pavlodar: PGPI, 2012.
4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.
5. Muzdybaev K. Psihologiya otvetstvennosti. Moskva: Nauka, 1983.
6. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. Moskva: Molodaya gvardiya, 1971.
7. Kochetova I.D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk, 2011.
8. Dlimbetova G.K. Formirovanie 'ekologicheski otvetstvennoj lichnosti vypusknika obscheobrazovatel'noj shkoly: konstatiruyuschij 'etap 'eksperimenta. VestnikPGU. 2009; № 3: 33 - 34.
9. Ponomarenko E.V., Iskakova L.T. Sovremennaya ocenka urovnya sformirovannosti 'ekologicheski otvetstvennoj lichnosti vypusknika obscheobrazovatel'noj shkoly. MaterialyIVmezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Sofiya: Byal GRAD-BG, 2008; T. 11: 29 - 32.
10. Moiseeva L.V. 'Ekologicheskoe obrazovanie: istoricheskij aspekt. Ekaterinburg: UrGPU, 1996.
11. Stavropol'ceva S.A. Osobennosti vospitaniya 'ekologicheskoj otvetstvennosti podrostkov na sovremennom 'etape razvitiya kul'tury. Rudnya: Al'tiora Plyus, 2007.
12. Vasil'ev S.V. Formirovanie prirodoohrannyh ponyatij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1994.
13. Suravegina I.T. Teoriya i praktika formirovaniya otvetstvennogo otnosheniya k prirode. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1986.
14. Karpova N.N. Formirovanie 'ekologicheskoj otvetstvennostistarsheklassnikov vhode resheniya 'ekologo-prikladnyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.
15. Celikova O.P. Nravstvennaya celostnost'lichnosti. Moskva: Nauka, 1983.
16. Utkov P.Yu. Iz opyta 'ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya Shkola.2002; № 8: 175 - 180.
17. Aktamov I.G. Otvetstvennoe otnoshenie k prirode u podrostkov v raznyh sociokul'turnyh sredah. Vestnik Buryatskogo universiteta.2006; Ser.7. Pedagogika. Vyp. 14; 153 - 159.
18. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
19. Fedorec G.F. Problema integracii v teoriiipraktike obucheniya (Predposylki,opyt).Leningrad: LGPI, 1989.
20. Elkanov S.B. Otvetstvennost' kak kachestvo lichnosti u podrostka. Kprobleme upravleniya obucheniem i vospitaniem. Moskva: MGU, 1970.
Статья поступила в редакцию 08.05.18
УДК 796
Zolotukhina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer of Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Popova O.A., senior teacher, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE AMONG 400-METERS RACE RUNNERS IN A SCHOOL ENVIRONMENT. In
the article a modern system of 400-meters race runners training is under consideration. The paper deals with such issues as organization of training activity under conditions of track-and-field school club (the main interaction form of which is group work), exercises according to individual program and participation in competitions. The paper presents some methods and techniques of training 400-meters race runners, which help the organism to adapt to the physical exercises faster. It is noticed that improvement of the system of development of special endurance has significant importance in building runners' sportsmanship. On the basis of the conducted analyses the methodic of development of special endurance among 400-meters race runners was worked out. It is based on positive influence of weightlifting exercises conducted in statnamic mode. For the purposes of checking the efficiency of development
of special endurance among 400-meters race runners week-long training course was elaborated and introduced into school training process. The authors conduct inspection control tests, which characterize the level of special endurance of 400-meters race runners videlicet: shuttle run (10x10 m), iterated run (200 m), next three minutes' rest - 300-meters race and 600-meters race.
Key words: special endurance, competitive activity, training process, sportsmen, track-and-field.
И.А. Золотухина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
М.В. Дедловская, канд. пед. наук, доц., Поволжская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма, г. Казань, E-mail: [email protected]
О.А. Попова, ст. преп., Алтайский государственный аграрноый университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА 400 М В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
В данной статье рассматривается современная система подготовки бегунов на 400 метров. Раскрыта организация учебно-тренировочной работы в школьной секции легкой атлетики, основными формами которой являются занятия в учебных группах, тренировки по индивидуальному плану и участие в соревнованиях.
Представлены средства и методы тренировки для бегунов на 400 метров, благодаря которым происходит быстрее адаптация организма к физическим нагрузкам. Отмечено, что совершенствование системы воспитания специальной выносливости имеет важное значение для повышения спортивного мастерства бегунов.
На основе проведенного анализа разработана методика развития специальной выносливости бегунов на 400 м, которая основывается на положительном влиянии силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме.
Для проверки эффективности развития специальной выносливости бегунов на 400 метров разработан и внедрен в учебно-тренировочный процесс недельный цикл тренировки бегунов на 400 метров. Проведены контрольные испытания, включающие набор тестов, характеризующих уровень специальной выносливости бегунов на 400 м, а именно: челночный бег 10x10 м, повторный бег 200 м через 3 минуты отдыха, бег 300 м, бег 600 м.
Ключевые слова: специальная выносливость, соревновательная деятельность учебно-тренировочный процесс, спортсмены, легкая атлетика.
Известным фактом является, что современная система подготовки бегунов на 400 м направлена на обеспечение эффективности соревновательной деятельности. Достижение цели, с одной стороны предусматривает рациональное распределение тренировочных воздействий во временном интервале годичной тренировки, с другой - активное внедрение в учебно-тренировочном процессе суммы средств, обеспечивающих переносимость спортсменом максимальных тренировочных нагрузок.
Оптимальная адаптация организма спортсмена достигается благодаря комплексному воздействию разнообразных тренировочных средств и методов тренировки. Перед тренерами стоят стратегические задачи по нахождению концептуальных решений в вопросах спортивной тренировки, а так же выбора методов и средств по развитию специальных физических качеств. Данные проблемы относятся к подготовке высококвалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спорта в это число попадают и бегуны на 400 м, специфика подготовки которых заключается в огромном объеме тренировочных и соревновательных нагрузок выполняющихся за счет не только анаэробных источников энергообеспечения, но и аэробных [1].
Оптимальная работоспособность организма спортсмена осуществляется за счет активизации всех систем организма в процессе всесторонней подготовки к соревновательной деятельности. Актуальность, проблемность и значимость оптимального взаимосочетания больших специальных нагрузок во временном интервале годичной подготовки, направленных на совершенствование специальной выносливости у бегунов на 400 м, считается неоспоримыми [2].
Система формирования, развития и совершенствования специальной выносливости имеет важнейшее значение для улучшения спортивных результатов и уровня мастерства спортсменов. Уровень сформированности специальной выносливости прямопропорционально влияет на рост и результат в беге на 400 м [3].
В современных обстоятельствах работа многих тренеров по подготовке высоквалифицированных спортсменов-бегунов, сводится к решению двух равнозначных задач: 1) найти одаренного подростка; 2) на основе творческого использования средств и методов современной системы спортивной тренировки подготовить его к достижению высоких результатов.
В данной исследовательской работе нами предпринята попытка изложить наиболее важные положения методики воспитания специальной выносливости бегунов на 400 м 15 - 17 лет в условиях школьной секции, а также описать основные методы и средства развития специальной выносливости.
Последнее время многие специалисты не сходятся в едином мнении в методиках развития специальной выносливости спортсменов-бегунов на 400 метров.
Цель исследования - теоретически и эмпирически обосновать методику развития специальной выносливости бегунов на 400 метров.
Гипотеза исследования, опирается на предположение о положительном влиянии силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме, на эффективность развития специальной выносливости бегунов на 400 метров.
Методика развития специальной выносливости спортсменов, преодолевающие 400 метров в педагогическом аспекте должна быть в первую очередь направлена на:
1) тщательную проработку в тренировочном процессе ситуаций способствующих во время соревнований выполнять интенсивные нагрузки, удлиняя при этом фазу, во время которой, несмотря на возникающие во внутренней среде сдвиги, не происходит снижение скорости бега. Для этого планирование тренировочного процесса осуществляется с учетом данного факта и внедряется за долго до соревновательного периода. Для чего в подготовке предусматривается тренировочная работа на фоне текущего утомления;
2) выработку умения применять широкую вариативность скоростей и тактик передвижения в процессе спортивной борьбы;
3) постоянное повышение уровня проработки и совершенствования развития физических качеств при их оптимальном сочетании;
4) достижение необходимой экономичности техники бега во время тренировок и в соревновательной деятельности;
5) формирование положительного психического состояния и легкости в настрое бегуна во время состязаний и психологической борьбы.
Все эти положения целесообразно учитывать в процессе индивидуального планирования и формирования особенностей тренировочных нагрузок, средств, методов воспитания специальной выносливости. В настоящее время для развития специальной выносливости в тренировке бегунов на 400 м в условиях школьной секции используется: равномерный, переменный, интервальный, повторный методы и различные их сочетания, а также контрольный и соревновательный методы.
Для успешного выступления в ответственных соревнованиях бегуны на 400 м должны иметь (на основе опыта) минимум 5-7 малоответственных стартов на основной или смежных дистанциях, что способствует разносторонне оценить физическую,
техническую и психологическую сторону спортсмена. В связи с чем, целесообразно включать в тренировку упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, приводящие к значительному утомлению организма.
Педагогический эксперимент по проверке эффективности развития специальной выносливости у бегунов на 400 м проводился в школьной секции лёгкой атлетики МБОУ СОШ Лицей № 121 г. Барнаула.
Эксперимент проводился в течение 2016 - 2017 года, в котором принимала участие группа спортсменов в количестве 10 человек, уровень результатов к началу эксперимента соответствовал требованиям II - III юношеских разрядов. Все испытуемые были юноши в возрасте 15 - 17 лет, которые участвовали в педагогических контрольных испытаниях, включающих набор тестов, характеризующих уровень специальной выносливости бегунов на 400 м, а именно: - челночный бег 10 x 10 м;
- повторный бег 200 м, через 3 минуты отдыха; - бег 300 м; - бег 600 м.
Перед началом педагогического эксперимента нами были проведены контрольные испытания по вышеуказанным тестам. Полученные результаты обработаны методом математической статистики - Критерий Стьюдента, что позволили говорить о статистической однородности контрольной и экспериментальной групп. Далее в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы внедрена разработанная методика развития специальной выносливости бегунов на 400 м. В качестве примера представим недельный цикл подготовки бегунов на 400 м: (Таблица 1).
Спортсмены-бегуны на 400 метров тренировались по предложенной нами методике и выполняли упражнения статодинами-ческого характера для развития специальной выносливости:
- Лежа на спине, упор ногами согнутыми в коленях - максимально напрячь и удерживать напряжение - 1,5 мин., 1 мин., 30 сек.
- И.п. сесть на стол, голени опустить вниз, поднять голени с прикрепленным грузом (5-10кг.) до горизонтали и удерживать -8-10 сек., 3-5 повторений.
Таблица 1
Недельный цикл тренировки бегунов на 400 метров
Дни недели Содержание тренировки
понедельник (на стадионе) Разминка 40-60 мин. медленный бег с легкими ускорениями; ходьба и «встряхивание» мышц; общеразвивающие и специальные упражнения для всех групп мышц и развития подвижности в суставах; бег с ускорениями на прямой и повороте. Совершенствование техники бега с низкого старта на вираже, на отрезках до 200 м. Прыжки в длину с места и с малого разбега. Повторный бег на отрезках 150-200 м. «Гарцующий» бег. Медленный бег.
вторник (на стадионе). Разминка 40-60 мин. (такая же, как и в 1-й день). Совершенствование техники бега с низкого старта на отрезках до100 м; повторный бег на отрезках до 600 м. Метания легко-атлетических снарядов. Специальные упражнения спринтера; бег с высоким подниманием бедер; прыжки шагом через 3-5-7 шагов бега; поочередные скачки на одной ноге; «семенящий» и «гарцующий» бег; подскоки на мягком грунте. Медленный бег.
среда (на местности). Кросс в медленном и переменном темпе (40-60 мин.). Бег в гору и под гору. Игра в ручной мяч по упрощенным правилам (40-60 мин.). Статодинамические упражнения.
четверг Отдых: прогулка в лесу. Баня с паром, массаж.
пятница (на стадионе). Разминка 40-60 мин. (такая же, как и в 1-й день). Совершенствование техники бега с низкого старта на отрезках до100 м; повторный бег на отрезках до 600 м. Упражнения с ядром или метания легкоатлетических снарядов. Специальные упражнения спринтера; бег с высоким подниманием бедер; прыжки шагом через 3-5-7 шагов бега; поочередные скачки на одной ноге; «семенящий» и «гарцующий» бег; подскоки на мягком грунте. Медленный бег.
суббота Разминка 10-30 мин.: медленный бег с легкими ускорениями; упражнения для всех групп мышц без снарядов и на снарядах. Первую часть разминки (10-15 мин.) можно заменить игрой в волейбол или с легким набивным мячом. Упражнения с ядром, со штангой. Прыжки с места в длину. Специальные упражнения спринтера. Статодинамические упражнения.
воскресенье Полный отдых или восстановительная разминка.
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе
Тесты ФИО Челночный бег 10x10 м 2x200 м через 3 мин отдыха Бег 300 м Бег 60 м
Исх. Итог. Исх. Итог. Исх. Итог. Исх. Итог.
1 27,5 26,4 62,4 60,6 52,3 51,5 1,54 1,50
2 25,7 24,9 61,8 59,2 53,0 52,3 1,56 1,52
3 26,8 25,9 64,4 61.4 52,6 51,8 1,55 1,51
4 27,5 26,7 63,6 61,6 52,7 52,0 1,58 1,54
5 25,4 24,6 60,6 59,0 53,2 52,5 2,00 1,56
6 28,6 27,0 66,2 63,4 52,9 52,2 1,57 1,53
7 27,5 26,9 62,8 60,2 51,6 50,9 2,01 1,57
8 27,3 26,1 59,8 57,8 52,2 51,5 1,53 1,50
9 27,4 26,7 60,2 58,6 53,6 52,9 1,55 1,52
10 29,5 27,1 62,4 60,6 52,0 51,3 1,54 1,50
М 27,32 26,23 62,42 60,24 52,61 51,89 1,64 1,52
а 1,14 0.82 1,87 1,57 0,58 0,57 0,17 0.03
m 0,36 0,26 0,59 0,49 0,18 0,18 0,05 0,009
t А 2,42 2,83 3,00 2,40
- И.п. лечь лицом вниз. Сгибание ног в коленных суставах с небольшим сопротивлением партнера - 10-15 раз.
- Тяга амортизатора, прикрепленного к спереди стоящей ноге (угол сгибания в коленном суставе постоянно) - 10-15 раз.
- Тяга амортизатора, прикрепленного к сзади стоящей ноге (угол сгибания в коленном суставе постоянно) - 10-15 раз.
- Лежа на спине, с сопротивлением партнера опускать ногу - немного согнутую в коленном суставе - 10-15 раз.
- Сидя на полу, ноги прямые, носки на себя. Напрягая мышцы, удерживаем напряжение - 1,5 мин., 1 мин., 30 сек.
- Сидя на полу, ноги прямые, носки от себя. Удерживаем напряжение - 1,5мин., 1 мин., 30 сек.
- Динамический характер упражнения обеспечивается движениями в тазобедренных суставах.
- Статический характер упражнения обеспечивается постоянством углов сгибания в коленных и голеностопных суставах.
После внедрения разработанной нами методики было проведено повторное тестирование для проверки её эффективности. Результаты спортивных показателей представлены в таблице 2.
Для того чтобы выяснить, действительно ли полученный прогресс достигнут благодаря разработанной методике, мы
Библиографический список
прибегли к математико-статистическим расчётам, при помощи Критерия Стьюдента. По выполненным тестам полученные результаты достоверны, и показания экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной. Что подтверждает эффективность проделанной работы.
В результате педагогического эксперимента подтвердилась актуальность избранной темы и своевременность обращения к ней. Цель работы достигнута, что даёт основание для следующих выводов:
Специфика школьной секции заключается в согласовании тренировочной работы с режимом учебы и труда занимающихся. Кроме того, различный возраст учеников требует его учета при планировании физической нагрузки.
На основе проведенного анализа разработана методика развития специальной выносливости бегунов на 400 м, которая основывается на положительном влиянии силовых упражнений, выполняемых в статодинамическом режиме.
Анализ результатов проведённого эксперимента доказывает, что повышение эффективности учебно-тренировочного процесса бегунов на 400 м достигнуто за счёт экспериментальной методики.
1. Медведев В.Н., Ворошин И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учетом их генетических особенностей. Теория и практика физической культуры. 2006; 9: 30 - 31.
2. Савиных Б.А. Скоростно-силовая подготовка бегунов на 400 метров на отдельных этапах подготовки. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУВО «Курганский государственный университет»; Ответственный редактор И.А. Струнин. - 2017: 116 - 119.
3. Гребенников А.И. Управление подготовкой юных бегунов на средние дистанции на этапе начальной спортивной специализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1993.
Reference
1. Medvedev V.N., Voroshin I.N. Upravlenie podgotovkoj begunov na 400 metrov s uchetom ih geneticheskih osobennostej. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2006; 9: 30 - 31.
2. Savinyh B.A. Skorostno-silovaya podgotovka begunov na 400 metrov na otdel'nyh 'etapah podgotovki. Materialy VI vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. FGBOUVO «Kurganskij gosudarstvennyj universitet»; Otvetstvennyj redaktor I.A. Strunin. - 2017: 116 - 119.
3. Grebennikov A.I. Upravlenie podgotovkoj yunyh begunov na srednie distancii na 'etape nachal'noj sportivnoj specializacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1993.
Статья поступила в редакцию 11.05.18
УДК 81'367
Polikarpova O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecture, Department of Foreign Language, Altai State Pedagogical
University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Polikarpov I.A., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Department of Psychology and Pedagogy in Internal Affairs,
Barnaul Law Institute of Interior Ministry of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT DIFFERENT APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON "PARENTHETICS". The article is focused on different approaches to the study of the phenomenon "parenthetics". The authors mention the fact that parenthetics is a complex phenomenon. Consequently, structural-semantic, communicative and logical-grammatical approaches describe only one or several points of the notion, missing something important. Complex approach is considered more relevant as it takes into account semantic, functional and structural features and characteristics. The major problem of the phenomenon "parenthetics" is supposed to be the lack of criteria to differentiate "parenthesis" and "inserted constructions". Complex approach study deals with classifications in which authors make an attempt to draw a line between these notions. Linguists who support polycriterial approach believe that it is necessary one should draw upon crossing features such as structure, functioning, position, intonation, semantics and punctuation. Hence the authors of the article, analyzing each of the above-noted approaches, define criteria distinguishing parenthesis and inserted constructions.
Key words: parenthetics, structural-semantic approach, communicative approach, logical-grammatical approach, complex approach, polycriterial approach, parenthesis, inserted constructions.
О.Н. Поликарпова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Алтайский государственный педагогический
университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
И.А. Поликарпов, канд. ист. наук, ст. преп. каф. психологии и педагогики, ОВД Барнаульского юридического
института МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЯ «ВВОДНОСТЬ»
В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению явления «вводности». Авторы отмечают то факт, что вводности представляется сложным явлением и потому структурно-семантический, коммуникативный и логико-грамматический подходы описывают лишь одну или несколько граней данного понятия, упуская при этом что-то важное. Комплексный подход считается более актуальным, поскольку учитывает семантические, функциональные и структурные признаки и свойства. Основной проблемой явления «вводности» представляется отсутствие критериев для разграничения терминов «вводности» и «вставность». В рамках комплексного подхода рассматриваются классификации, авторы которых предпринимают попытку разграничить данные понятия. Учёные, являющиеся сторонниками поликритериального подхода, полагают,