Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ / СУБЪЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Фролова Анна Сергеевна, Новикова Екатерина Николаевна

Статья посвящена исследованию вопроса о необходимости осуществления профориентационной работы с учащимися. Профориентация рассматривается как один из механизмов развития профессионального самоопределения и мотивации в выборе будущей профессии. На основе анализа нормативной базы определены цели и задачи профориентационной работы в школе. В статье обозначены основные направления профориентационной деятельности образовательных организаций: профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональная пропаганда, др. Представлены основные формы организации работы школы по профориентации, в частности, уроки, экскурсии, игры, беседы с представителями разных профессий. Показана важность профессиональной диагностики склонностей и предпочтений учащихся, представлены некоторые диагностические методики. Авторами отмечается, что работу по профориентации необходимо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. В ролевой игре дети уже примеряют на себя профессии взрослых, осваивают их социальную значимость, самореализуются и развиваются. Подчеркнуто, что профессиональный выбор необходимо соотносить с уровнем развития личностных качеств и способностей, значимых в освоении данной профессии. Важно обеспечить баланс между профессиональными интересами и склонностями человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Фролова Анна Сергеевна, Новикова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS PROFESSIONAL GUIDANCE WORK WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the study of the issue of the need for career guidance work with students. Career guidance is considered as one of the mechanisms for the development of professional self-determination and motivation in choosing a future profession. Based on the analysis of the regulatory framework, the goals and objectives of career guidance work at school are determined. The article outlines the main directions of career guidance activities of educational organizations: professional education, professional counseling, professional propaganda. The main forms of organizing the work of a career guidance school are presented, in particular, lessons, excursions, games, conversations with representatives of various professions. The importance of professional diagnostics of inclinations and preferences of students is shown, some diagnostic methods are presented. The authors note that work on career guidance should be started as early as possible, already from preschool age. In a role-playing game, children are already trying on adult professions, mastering their social significance, self-realization and development. It is emphasized that professional choice must be correlated with the level of development of personal qualities and abilities that are significant in mastering this profession. It is important to ensure a balance between the professional interests and inclinations of a person, his psychophysiological characteristics and the possibilities of the labor market.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Педагогика

УДК 37.047

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший следователь Фролова Анна Сергеевна Следственная часть Главного следственного управления

Главного управления МВД России по Нижегородской области (г. Нижний Новгород); магистрант Новикова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 439» (г. Нижний Новгород)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса о необходимости осуществления профориентационной работы с учащимися. Профориентация рассматривается как один из механизмов развития профессионального самоопределения и мотивации в выборе будущей профессии. На основе анализа нормативной базы определены цели и задачи профориентационной работы в школе. В статье обозначены основные направления профориентационной деятельности образовательных организаций: профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональная пропаганда, др. Представлены основные формы организации работы школы по профориентации, в частности, уроки, экскурсии, игры, беседы с представителями разных профессий. Показана важность профессиональной диагностики склонностей и предпочтений учащихся, представлены некоторые диагностические методики. Авторами отмечается, что работу по профориентации необходимо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. В ролевой игре дети уже примеряют на себя профессии взрослых, осваивают их социальную значимость, самореализуются и развиваются. Подчеркнуто, что профессиональный выбор необходимо соотносить с уровнем развития личностных качеств и способностей, значимых в освоении данной профессии. Важно обеспечить баланс между профессиональными интересами и склонностями человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда.

Ключевые слова: дошкольный возраст, профориентация, профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, учащиеся школы, субъекты профориентации.

Annotation. The article is devoted to the study of the issue of the need for career guidance work with students. Career guidance is considered as one of the mechanisms for the development of professional self-determination and motivation in choosing a future profession. Based on the analysis of the regulatory framework, the goals and objectives of career guidance work at school are determined. The article outlines the main directions of career guidance activities of educational organizations: professional education, professional counseling, professional propaganda. The main forms of organizing the work of a career guidance school are presented, in particular, lessons, excursions, games, conversations with representatives of various professions. The importance of professional diagnostics of inclinations and preferences of students is shown, some diagnostic methods are presented. The authors note that work on career guidance should be started as early as possible, already from preschool age. In a role-playing game, children are already trying on adult professions, mastering their social significance, self-realization and development. It is emphasized that professional choice must be correlated with the level of development of personal qualities and abilities that are significant in mastering this profession. It is important to ensure a balance between the professional interests and inclinations of a person, his psychophysiological characteristics and the possibilities of the labor market.

Key words: preschool age, vocational guidance, vocational education, professional diagnostics, school students, subjects of vocational guidance.

Введение. Среди огромного количества проблемных вопросов современного общества стоит обратить особое внимание на проблему профессионального выбора. Существующая система образования, ее структура и направленность, безусловно, нацелены на воспитание и обучение будущего специалиста в определенной профессиональной области. Однако, поиск оснований для выбора профессии - достаточно сложный вопрос, с которым сталкиваются не только учащиеся школ, студенты, но и уже состоявшиеся в профессии специалисты. Проблема выбора, мотивации труда, социально-экономические вызовы, вопросы личностного роста, самореализации в жизни - все это непосредственно влияет на становление будущего специалиста в профессии [101.

К сожалению, сегодня очевиден «кадровый голод» определенных профессиональных сфер, которые необходимы обществу: сферы правоохранительных органов, образования, медицины, машиностроения и т.д. Немаловажным фактором, оказывающим действенное влияние на выбор профессии, является экономический фактор, т.е. размер оплаты труда. Однако, общество всегда будет нуждаться в «классических профессиях», без которых невозможно его существование и совершенствование.

Одним из механизмов воспитания профессиональной мотивации, обогащения представлений о современном рынке труда ученые рассматривают профессиональную ориентацию.

Изложение основного материала статьи. Согласно позиции Н.С. Пряжникова, под профориентацией следует понимать системную и разностороннюю поддержку субъекта в его профессиональном выборе и построении собственной карьеры [7]. Подчеркнем, что подобная помощь непременно должна осуществляться сообразно мотивам и потребностям самого субъекта, учитывать его возможности успешно работать в данной области, т.е. речь идет о профессиональной пригодности. Большинство ученых (Е.Е. Данилова [3], Н.Н. Захаров [4], Е.А. Климов [5], Н.С. Пряжников [7]) отмечают, что профориентационная деятельность должна активно осуществляться в период школьного обучения, а пропедевтические мероприятия - уже в дошкольном возрасте. Как отмечают Т.Г. Ханова и В.К. Чекушкина, «ранняя профориентация в детском саду носит преимущественно ознакомительный характер, направлена на общее знакомство с миром профессий взрослых, беседы о том, кем мечтают стать дети, когда вырастут» [9, С. 281]. Существенным моментом является знакомство детей со всей палитрой современных профессий, особенно, тех, что появились сравнительно недавно.

В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (27.09.1996) профориентация рассматривается как «... форма заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с

учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» [6]. Другими словами, вся проводимая в образовательных организациях профориентационная деятельность должна осуществляться в целях:

- во-первых, гарантированной свободы выбора профессии, режима занятости и вектора личностного самосовершенствования;

- во-вторых, обеспечения баланса между потребностями и личностными интересами субъекта и актуальными предложениями на рынке труда;

- в-третьих, проектирования высоких профессиональных достижений;

- в-четвертых, создания условий постоянного роста профессионализма и удовлетворенности условиями и результатом собственного труда, возможностями здорового образа жизни и творческой самореализации [6].

Государство заинтересовано не только в подготовке компетентных и грамотных специалистов, профессионалов в своей области, но и заботится о правильности профессионального выбора, соответствии его личностному потенциалу человека, возможности его творческой самореализации в избранной профессии.

Профессиональное просвещение осуществляется, прежде всего, в русле профессионального воспитания юношества. Профессиональное воспитание, предполагающее целостную систему разнообразных психолого-педагогических мероприятий (дискуссий, бесед, деловых игр, мастер-классов, др.), ориентированных на формирование у учащихся ряда личностных качеств (ответственности, пунктуальности, организованности, креативности), обеспечивающих пригодность к определенной профессиональной области. В результате происходит трансформация профессиональных интересов в соответствующие призвание и стремления.

Вторым важным направлением профессионального просвещения следует считать профессиональное информирование, под которым понимается комплекс мероприятий, имеющих целью сообщение необходимого содержания знаний об условиях, в том числе, социально-экономических, психологических и др., правильного определения профессионального пути, построенного по принципам достоверности, регионализма и актуальности.

Еще одним содержательным блоком в рамках профессионального просвещения является профессиональная пропаганда как выстраивание (коррекция) общественного мнения по вопросу необходимости специальной просветительной работы с учащимися образовательных организаций, актуальности и востребованности тех или иных профессиональных направлений. Схожей по смыслу и функциям выступает профессиональная агитация, разница обнаруживается лишь в том, что это «средство психолого-педагогического воздействия», обращенное адресно к сознанию учащихся и их родителей, и определяющее приоритеты профориентационной работы.

Профпросвещение учащихся общеобразовательных организаций осуществляется преимущественно в форме урока, что позволяет им сформировать более точные и глубокие знания о совокупности факторов профессионального выбора, повысить мотивацию к успешному обучению. Кроме того, могут проводиться профориентационные игры; такая форма работы сегодня, как показывает практика, особенно востребована, поскольку участники не только приобретают полезную информацию, но и определенный личностный опыт, заменить который не под силу никакой лекции. Так, например в МБОУ «Средняя школа № 17 им. Н.В. Арюткина» г. Заволжье Нижегородской области среди учащихся 7-8 классов ежегодно проводится квест-игра «Профтехобразованию-80. Мы-профессионалы, за нами - будущее». В ходе данного мероприятия участники выполняют ряд заданий, связанных с профессиональной сферой, определяются или утверждаются в своих предпочтениях.

Экскурсия - еще одна, довольно популярная в практике, форма организации профориентационной работы. Экскурсия позволяет познакомить учащихся с миром современных профессий непосредственно в реальном пространстве конкретного предприятия или учреждения, увидеть своими глазами производственный процесс, оборудование и технику, условия работы, получить актуальную и достоверную информацию из первых уст, неформально пообщаться с представителями той или иной профессиональной области.

Важной формой профессионального просвещения следует считать профориентационную беседу. Это очень важное мероприятие, которое, как правило, проводят несколько субъектов: работодатели (представители профессий), центры занятости, сотрудники вузов и т.п. Важно, чтобы данная беседа была мотивационно-ориентированной, побуждала учащихся к правильному профессиональному выбору, в соответствии с их интересами и способностями [8]. Следует заметить, что профессиональное просвещение проводится не только среди учеников, но и среди родителей. С ними можно проводить встречи, беседы, лекции, мастер-классы и др.

Одним из наиболее распространенных в практике аспектов профориентационной работы служит диагностика, как комплексная процедура выявления уровня сформированности ряда качеств и способностей, значимых в освоении данной профессиональной области. В целях осуществления профессиональной диагностики, нацеленной на выявление ведущих мотивов, ценностей и интересов учащихся, широко применяются известные в науке диагностические инструменты [2]. Выделим некоторые из них, реализуемые в МБОУ «Средняя школа № 17 им. Н.В. Арюткина», г. Заволжье Нижегородской области:

- личностный опросник Г. Айзенка «Определение темперамента» (определяет тип темперамента личности, экстраверсию и стабильность);

- методика «Карта интересов» А. Голомштока (выявляет отношения обучаемых к различным направлениям деятельности); ^

- опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (позволяет выявить склонности учащихся к различным профессиональным областям);

- тест Кейси (определение типа профнаправленности: администратор, архитектор, гостеприимный хозяин, журналист, игрок, изобретатель, коммерсант, консерватор, философ, художник, др.).

Профконсультирование основывается на совместной деятельности педагога с учащимися, в контексте которой оцениваются способы планирования и выполнения профессиональной деятельности; нацелено на активизацию у учащихся способности к самоанализу и рефлексии собственных профессионально-личностных способностей. Консультирование призвано дать ответы на вопросы, связанные с определением мотивации, способностей, направленности личности, трудностей профессионального самоопределения, профпригодности.

Следующее направление работы - профессиональный отбор, осуществляется чаще всего уже вне рамок школы. Профотбор следует понимать, как специально организованный процесс, основанный на исследовании посредством серии валидных диагностических инструментов степени психофизиологической и социально-психологической пригодности к определенной сфере профессиональной деятельности, возможности к обучению данной профессии.

И, наконец, пятое направление - это профессиональная адаптация - процесс приспособления субъекта к осваиваемой профессии. Адаптацию принято рассматривать в качестве своеобразного критерия продуктивности всей профориентационной работы, поскольку в процессе активного включения субъекта в конкретную трудовую деятельность и межличностные отношения в реальном профессиональном сообществе проявляются недостатки всей предыдущей работы.

Анализ подходов к решению данного вопроса показал, что активную профориентационную работу по всем направлениям преимущественно начинают проводить с учащимися старшего звена школы (15-17 лет). Однако, доказано, что человек приступает к знакомству с профессиями намного раньше, еще в дошкольном возрасте (4-6 лет) в процессе реализации игровой деятельности, общения со взрослыми и ознакомления с окружающим. Так, дошкольник начинает познавать окружающий мир в целом, и мир профессий и труда взрослых, в частности, тем самым воспитывается уважение и интерес к труду, поэтому правомерно ставить вопрос о том, что профессиональное просвещение, как одно из направлений профориентационной работы, реализуется уже в дошкольном возрасте [11. Ребенок начинает играть в доктора, учителя, полицейского, водителя и т.д.; посредством игры познает мир профессий, проживает роль в игре, примеряет ее на себя, у него появляются трудовые предпочтения, интерес к тому или иному ремеслу, что выступает фундаментом профессиональной мотивации в будущем.

Выводы. Итак, профессиональная ориентация является частью культуры народа, что делает ее значимой в жизни любого индивида. Однако, до сих пор существуют проблемы поиска эффективных механизмов построения системы профориентационной работы в школах. Данные проблемы порождают негативные результаты труда, отсутствие интереса к профессии, кадровый голод, внутриличностные конфликты в связи с нереализованностью своего личностного потенциала. Безусловно, существует множество финансовых проблем, которые не позволяют реализоваться как «ученику в профессии», так и «профессии привлечь всех желающих учеников». Однако, рынок труда сегодня динамичен, профессиональные новшества заставляют человека продолжать учиться непрерывно на протяжении всей трудовой жизни, но актуальным вопросом остается вопрос о том, как сделать правильный профессиональный выбор еще в школе.

Литература:

1. Белова, Е.Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е.Е. Белова, Т.Г. Ханова // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 4-6.

2. Гуцу, Е.Г. Психодиагностика в системе работы по профессиональному самоопределению студентов, будущих педагогов / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, М.Д. Няголова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1 (13). - С. 4.

3. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 6.

4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - M.: Просвещение, 1989. - 192 с.

5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

6. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Постановление от 27 сентября 1996 года № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». - URL: docs.cntd.ru/document/9032762 (дата обращения: 21.09.2022).

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 512 с.

8. Серебровская, Н.Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н.Е. Серебровская, И.С. Кочергина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 12.

9. Ханова, Т.Г. Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, В.К. Чекушкина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 4 (40). -С. 280-290.

10. Ханова, Т.Г. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.Е. Серебровская, П.А. Бедная // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 295-298.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Хуан Чэньчэнь

«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Добротворская Светлана Георгиевна

«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время судьба любого государства все больше зависит от процветания и динамичного развития национальной системы образования. При этом постиндустриальная эпоха порождает множество проблем для этого важнейшего социального института, включая подготовку учителей. Поэтому проблема формирования практических навыков у будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки в вузе сегодня и в ближайшем будущем актуальна.

Ключевые слова: профессиональное образование, формы и методы обучения, подготовка кадров, стандарты профессионального образования.

Annotation. Today, the fate of any state increasingly depends on the prosperity and dynamic development of the national education system. But the post-industrial era has caused and is causing many problems for this most important social institution, including the training of teachers. The problem of the formation of practical skills for future teachers in the process of their professional training at the university today and in the near future is relevant.

Key words: vocational education, forms and methods of training, personnel training, vocational education standards.

Введение. В современном мире особое значение приобретает хореографическое искусство, являющееся одним из видов художественно-творческой деятельности, которое проявляется в присущей ему форме - танце. Этот вид искусства носит синтетический характер (музыка, костюм, драма), но его основными визуальными и выразительными средствами являются движения тела - особый пластический язык. Будучи частью народного искусства, хореография вносит большой вклад в процесс образования, патриотического и художественного воспитания подрастающего поколения [23, С. 15].

Методология разработки и оценки развития профессиональных навыков будущих учителей основывается на теоретических методах: анализ литературы, обобщение. Методология выполнения экспериментального исследования базировалась на эмпирическом методе - наблюдении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.