Научная статья на тему 'Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей'

Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / LESSON / ИГРА / GAME / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / МЫШЛЕНИЕ / INTELLECTION / МЕТОД / METHOD / ПРИЕМ / TECHNIQUE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / AESTHETIC SENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Мария Владимировна, Мазанюк Елена Федоровна

В системе школьного образования важное место отводится изучению естественных и социальных наук, к которым относится и курс «Окружающий мир» имеющий большие возможности для развития интеллектуальных, психических и эмоциональных свойств личности. В данной статье рассмотрены сферы, которые затрагивает изучение окружающего мира, и в чем заключается собственно потенциал данного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE COURSE "SURROUNDING WORLD" FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN CHILDREN

In the school system, an important place allotted to the study of natural and social Sciences, which includes the course " the world Around». This course has great opportunities for the development of intellectual, mental and emotional properties for the students. This article discusses the areas that affect the study of the world, and what is the actual potential of this course.

Текст научной работы на тему «Потенциал курса "Окружающий мир" для развития экологической культуры у детей»

готовность к меняющимся современным условиям жизни и работы, а также важные исследовательские умения - самостоятельно ориентироваться и выбирать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Мобильные технологии «выводят обучение на качественно новый уровень, отражающий современные тенденции в образовании, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени и места» и делают процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.

Литература:

1. Проничева Ю.В. Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2014.

2. Титова C.B. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. // Информационно-коммуникационные системы в образовании. - 2013. - С. 1-9.

3. Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»): дис ... канд. пед. наук. - Тамбов. - 2014. - 192 с.

4. Капранчикова К.В. Алгоритмы развития речевых умений студентов нелингвистических направлений подготовки на основе мобильных технологий. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №3 (131). - С. 1-9.

5. Смартфоны и планшеты в образовании. [Электронный ресурс|. - Режим доступа http://www.slideshare.net/School91pe (Дата обращения: 13.03.18) Яз.рус.

6. Разработка мобильных приложений для сферы образования [Электронный

ресурс]. URL:http://www.softreactor.ru/razrabotkamobilnyhprilozheniydlyasferyobrazovaniya (Дата обращения: 12.03.2018) Яз. рус.

7. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL:https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14399&showentry=6178 (Дата обращения: 10.03.2018).

Педагогика

УДК 372.8

студентка Москаленко Мария Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ

Аннотация. В системе школьного образования важное место отводится изучению естественных и социальных наук, к которым относится и курс «Окружающий мир» имеющий большие возможности для развития интеллектуальных, психических и эмоциональных свойств личности. В данной статье рассмотрены сферы, которые затрагивает изучение окружающего мира, и в чем заключается собственно потенциал данного курса.

Ключевые слова: урок, игра, развитие, воспитание, мышление, метод, прием, эстетическое чувство. Annotation. In the school system, an important place allotted to the study of natural and social Sciences, which includes the course " the world Around». This course has great opportunities for the development of intellectual, mental and emotional properties for the students. This article discusses the areas that affect the study of the world, and what is the actual potential of this course.

Keywords: lesson, game, development, education, intellection, method, technique, aesthetic sense.

Введение. Край, в котором родился и вырос ребенок, является основным источником, из которого он получает множество первоначальных знаний и понятий. Гстественно, что уже с раннего возраста дети проявляют свое любопытство по отношению к окружающей действительности. Впечатления остаются от наблюдений и за самыми маленькими живыми организмами: жуками, насекомыми, бабочками, и за белкой в парке, и за изменениями в природе в зависимости от сезона, и погодными явлениями... Ребенок видит контраст красок в природе, улавливает многообразие запахов и звуков в окружающем мире. В них горит интерес, и, конечно, этот интерес необходимо одобрять и удовлетворять, давая ребенку ощутить тот запах цветов, хрупкость льдин, удивительный окрас оперения птиц, услышать стрекотание сверчка. Таким образом формируется понимание о гармонии в природе среди живых и неживых организмов. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить и делать акцент на воспитании бережного отношения к природе.

В соответствии с установленными требованиями, изложенными в примерной основной образовательной программе в согласовании с ФГОС НОО, по окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе ребенок освоит знания о ценности природы, приобретет опыт по сохранению природы и ее богатств, у него будет сформировано ответственное отношение к окружающей среде, грамотное экологическое сознание; в результате усвоения данного курса, детьми приобретаются знания о природе и взаимосвязях всех ее компонентов, способы правильного поведения на природе и в социальной среде.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие потенциала урока «Окружающий мир» для формирования бережного отношения к природе младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Формирование экологической культуры у учащихся осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная работа позволяет учителю быть более свободным в плане выбора формы и методов проведения занятий, а дети чувствуют себя во внеурочное время непринужденно и более комфортно. В свою очередь урок - более консервативная форма организации деятельности, где учитель делает акцент на формировании теоретических знаний у детей, однако с применением разнообразных методов и приемов работы на уроке, можно увлечь, заинтересовать и активизировать их, в результате добившись поставленных задач [21.

Основными задачами изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе является:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предмет «Окружающий мир» нацелен на решение последующих вопросов:

1) развитие почтительного взаимоотношения к семье, населённому месту, району, в каком живут ребята, к Российской федерации, ее натуре и культуре, события и нынешней существования;

2) понимание ребятами значения, единства и разнообразия окружающего мира, собственного участка в

нём;

3) развитие модификации не опасного действия в обстоятельствах обыденной существования и в разных небезопасных и непомерны моментах;

4) развитие эмоциональной культуры и зоне ответственности с целью предоставления успешного и не опасного взаимодействия в социуме [41.

Основная образовательная программа начального образования включает «Окружающий мир» как курс интегрированный, в нем в содержании которого входит 3 предмета - естествознание, география и история, что обуславливает развитие школьника, а так же помогает ему и в дальнейшем успешно изучать многие школьные дисциплины.

Благодаря тому, что в содержание курса «Окружающий мир» входит достаточно материала, способствующего формированию у школьников определенных знаний о природе и взаимосвязях в ней, в их сознании закладывается понимание необходимости бережно относиться ко всему окружающему. Основная цель данной дисциплины - сформировать объективное, целостное, логично обоснованное представление о связях всех элементов в природе. Исходя из цели, выделим сферы, на которые в ходе изучения курса «Окружающий мир» оказывается влияние воспитывающего и развивающего характера на личность обучающегося [1, С. 12].

Рассмотрим, на какие стороны личности младшего школьника оказывает развивающее и воспитывающее влияние процесс изучения «Окружающего мира».

В первую очередь развитие происходит на уровне мышления, формируется логика, интеллект. Поскольку ребенок не малую часть своего времени находится в естественной природной среде, то он непосредственно приобретает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, наблюдает за предметами и явлениями в природе, анализируя и сознавая взаимосвязи между ними, обобщает факты и приходит в определенным умозаключениям, становится сообразительнее, умнее, приобретает внутренний интерес, который является естественным стимулом искать и находить самостоятельно информацию, оперировать ею: отсеивать ненужную, выделять важное и достоверное. Вместе с мышлением формируется речь, становится связанной, грамотной и логически выстроенной.

Из отобранных в соответствии с содержанием данной дисциплины основных дидактических принципов, которые необходимо соблюдать (принцип систематичности, последовательности, целенаправленности, доступности, научности), центральным является принцип целостности. Он осуществляется посредством внедрения общенауного знания в смежные дисциплины, осваиваемые в начальной школе. Каждая дисциплина тем или иным образом связывает свое знание с природой и социумом, что является важным условием для формирования целостной картины мира у ребенка, в которой все компоненты взаимосвязаны между собой. Таким образом, предпосылкой развития индивида становится его практическое взаимодействие с обществом и природной средой [4].

Вариативный принцип связан с дифференциацией обучения, что включает в себя индивидуальный подход. Этот принцип осуществляется благодаря наличию вариативной части в содержании образования. Содержание основной части реализуется через изложение необходимого материала и выполнения детьми упражнений для его усвоения. Основная часть - этот тот обязательный минимум знаний, излагаемых на уроке окружающего мира, который подготавливает учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО для овладения необходимыми для жизни умениями, навыками, способами действий в различных жизненных нестандартных ситуациях. Вариативная часть содержит вопросы и задания различного уровня сложности в соответствии с дифференцированным подходом. Такие задания позволяют развивать в детях как интеллектуальные, так и творческие способности. Для решения подобных заданий нужно иметь широкий кругозор, важно наличие у ребенка фантазии, воображения, также способность мыслить нестандартно, нетипично, что для еще ''незатвердевшего'' детского ума не является проблемой. Индивидуальный подход предусматривает участие детей в проектной деятельности. Такой вид работы расширяет кругозор детей, формирует у детей умение находить и систематизировать материал по заданной теме, выходящий за рамки информации, данной в школьных учебниках. Однако содержащиеся в вариативной части задания являются необязательными и выполняются учащимися по желанию.

Курс "Окружающий мир" выстроен также в соответствии с краеведческим, экологическим и сезонным принципами. Краеведческий принцип предполагает связь учебного материала с краем, в котором живут учащиеся. Сезонный принцип обеспечивает взаимосвязь между материалом в соответствии с календарным планом и программой и сезонным периодом, во время которого этот материал изучают дети [5].

Курс окружающего мира дает возможность открывать ребенку общественное социальное знание, так как содержит отголоски различных отраслей наук, такие как психология, экономика, экология, этика, обществознание и др. Человек представлен как индивид биологической и социальной природы, что позволяет связать знания о природной и социальной среде в сознании ребенка. В процессе овладения знаниями о положении человека в мире, формируется представление о связи человека с животными, а также выясняются

отличия между ними, основными из которых является способность человека мыслить логически, подходить сознательно к труду с использованием разнообразных орудий, а так же владение членораздельной речью. Уроки окружающего мира предполагают выполнение условий для всестороннего развития личности при ее взаимодействии с окружающей действительностью и ее познанием. В соответствии с развивающим принципом курс «Окружающий мир» направлен на формирование интеллектуальной, эмоциональной и духовно-нравственной составляющих личности.

Процесс изучения естественнонаучного курса также способствует развитию сенсорных процессов. Накопление чувственного опыта происходит с первых дней жизни ребенка. Но имеющиеся представления и знания, полученные через органы чувств, нуждаются в систематизации для создания у ребенка целостной картины мира. На основе чувственных восприятий необходимо выстроить четкие понятия в сознании учащегося для того, чтобы он мог оперировать ими, осознавать их и употреблять в речи. Данная задача лежит в основе курса «Окружающий мир» [6].

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи - рассуждения). Истинность слова, логические упражнения мысли - вот те элементы развития, которые, по мнению К. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например, мира природы. «Все, что есть в речи логического, - писал великий педагог, - проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [3].

Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений, которые совершенствуются в процессе диалога детей между собой и учителем, в активном участии совместного обсуждении проблемы, построении связного повествования [1].

Одним из ведущих методов в процессе изучения курса является наблюдение, из словесных методов преобладает на уроках в виду традиционного обучения - беседа и рассказ учителя. Что касается практической деятельности, она позволяет участникам приобрести опыт договариваться между собой, приходить к общему мнению и результату; за счет этого формируется опыт контактировать в парах, группах, состав которых часто искусственно меняется под руководством учителя. Это важно для усвоения различных форм общения, поэтому на уроках окружающего мира многие задания ориентированы не только на индивидуальную работу.

В связи с тем, что на начальном этапе обучения ребенок перестраивается на учебную деятельность с игровой, которая преобладает в дошкольном возрасте, важное место в системе обучения имеет игра. На уроках окружающего мира целесообразно использовать такую форму деятельности, чтобы способствовать адаптации ребенка в период перехода с игровой на учебную деятельность [3].

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции. Это тоже существенная особенность. Если русские азы формируют эрудицию в основном в области филологии, а математика - в области арифметики, геометрии, логики, то предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов [4].

Объект «Окружающий мир» считается культурологическим, создающим единую культуру и интеллект учащегося. В случае если душа здорова, характер уравновешен, а человек воздержан, в таком случае и разум станет ясным и трезвым. Данные фразы мудреца Л.А. Сенеки доказывают связь умственного и высоконравственного обучения человека. Это один из основных вопросов по ознакомлению детей и подростков с природой. Необходимо обратить внимание на то, что случаи, которые рассматриваются на уроках «Окружающего мира», воспроизводят реальные жизненные ситуации. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, которые обязательно понадобятся именно ему в процессе взаимодействия с миром и сегодня, и завтра. Некто учится осознавать себя в системе окружающего мира, производить оценку собственного действия, устанавливать пред собою простые высоконравственные вопросы. И все это без исключения совершается в обстоятельствах, предельно близких к житейским: игра, практическая деятельность, прогулки по школьной территории, экскурсия, поход в зоопарк, лес, на природу и др. Следует прислушаться к мысли К.Д. Ушинского о том, что формирование высоконравственной составляющей личности являет основную проблему обучения, не менее важную, чем формирование ума.» [1].

Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу - воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания - умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.

В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного, бережного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания [6].

Огромное влияние исследование естественнонаучного курса проявляет в формировании эстетических чувств ребенка. В период возведения тренировочного движения, который гарантирует решение данного вопроса, находится эмоциональное представление объектов, сформированных находящимся вокруг обществом и лично народом. Удивление, наслаждение, заинтересованность, которые возникают в присутствии природных объектов, считаются предпосылками возникновения у человека эмоционально -положительного отношения к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции реализовывают ориентирующую и регулирующую функции. Разнообразие, интенсивность, перемещение объектов естества проявляют огромное воздействие в создании устойчивости эмоциональных чувств, а взаимосвязь среди психологическим и когнитивным является посылом развития художественных эмоций. Задача уроков

находящегося естественно научного цикла заключается в этом, для того чтобы посодействовать данному чувству совершенствоваться. Оно считается хорошим стимулов отыскивания и извлечения познаний, частично вследствие этому ощущению создается познавательный заинтересованность у обучающихся

В ходе изучения курса «Окружающий мир» следует выделить три основных этапа изучения окружающей среды:

1 этап: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный этап, без которого невозможны последующие, хотя и им ограничиваться нельзя.

2 этап: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Особое внимание уделено тому, например, чем питаются различные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 этап: это итоговый этап, когда рассматриваются и предметы природы, и процессы в ней. В целом, на данном этапе знание экологических связей помогает объяснить явление детям [51.

Выводы. Исходя из всего выше сказанного, можно отметить, что на протяжении изучения детьми курса «Окружающий мир» осуществляется не только образовательное, но так же и развивающее, и воспитывающее влияние на личность; используемые на уроках методы, формы работы и приемы напрямую, или косвенно способствуют формированию у учащихся экологического сознания, подразумевающее под собой ответственное и бережное отношение к природной среде и всем ее элементам. Литература:

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева. З.А. Клепинина - М.: ВЛАДОС, 2001. — 240с.

2. Бахтибенов, А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников / А.Ш. Бахтибенов // Русский язык

- Л. - 2010. №13 С.28-36

3. Гладюк, Т.В. Идеи формирования экологической культуры младших школьников в педагогическом наследии В. Сухомлинского. / Т.В. Гладюк // Науч. записи ТДПУ им. Т.В. Гнатюка - Тернополь: Педагогика.

- 2010. - №5 - С.56-59.

4. Кобылянский, В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В.А. Кобылянский // Педагогика. - 2009. - №1 - 154 с.

5. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя / В.М. Минаева.

- Мн.: Нар. асвета, 2014. - 134 с.

6. Плешаков, A.A. Окружающий мир. 1-4 класс: поурочные разработки/ A.A. Плешаков. - М.: Просвещение, 2015. - 156 с.

7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. - 2015. - С. 160-166

Педагогика

УДК:378.2

преподаватель Музафарова Наиля Маратовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Валеев Агзам Абрарович

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

О ВАЖНЕЙШИХ АСПЕКТАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Методическая культура обучения иностранному языку всегда являлась необходимым компонентом профессионального мастерства преподавателя иностранного языка, а отсюда - его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Это означает, что данный специалист должен быть способен к достижению эффективности в процессе своей педагогической деятельности, которая складывается из его осведомленности в вопросах теоретической и прагматической основы обучения иностранного языка; системно-методического подхода к использованию этих знаний на практике; качественной адаптации своих умений и навыков в зависимости от условий обучения; наличия соответствующих профессиональных и личностных качеств и ценностных ориентации.

В предлагаемой статье рассматриваются следующие аспекты: 1) раскрытие различных компонентов формирования методической культуры обучения иностранному языку в вузе; 2) изучение функциональности методической культуры обучения иностранному языку; 3) необходимость развития у студентов самостоятельности в изучении иностранного языка; 4) создание языковых ситуаций с целью организации системы продуктивных взаимоотношений при активизации речевой деятельности; 5) важность индивидуализированного подхода в обучении иностранному языку. Автор раскрывает значимость положений, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей работе, обеспечивающих повышение его методической культуры обучения иностранному языку. В статье анализируются возможности использования компетентностного подхода, связанного с формированием способов деятельности при изучении иностранного языка. Таким образом, актуализация исследуемой проблемы связана с совершенствование методического мастерства преподавателей при обучении иностранному языку в вузе.

Ключевые слова: иностранному языку, преподаватель вуза, педагогическая деятельность, методическая культура, компетентностный подход, языковая ситуация, речевая деятельность, методическое мастерство.

Annotation. The methodological culture of teaching a foreign language has always been an essential component of the professional skills of a foreign language teacher, and hence its competitiveness in the market of educational services. This means that this specialist should be able to achieve efficiency in the process of his pedagogical activity, which consists of his awareness of the theoretical and pragmatic basis of teaching a foreign language; system-methodical approach to the use of this knowledge in practice; qualitative adaptation of skills depending on the conditions of training; availability of appropriate professional and personal qualities and value orientations.

In the proposed article, the following aspects are considered: 1) the disclosure of various components of the formation of a methodological culture of teaching a foreign language in a university; 2) studying the functionality of the methodological culture of teaching a foreign language; 3) The need for students to develop their independence in learning a foreign language; 4) the creation of language situations for the purpose of organizing a system of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.