Научная статья на тему 'Повышение качества знаний младших школьников по учебному предмету "Окружающий мир"'

Повышение качества знаний младших школьников по учебному предмету "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / QUALITY OF KNOWLEDGE / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / QUALITY OF TEACHING / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / ACADEMIC SUBJECT "THE WORLD AROUND"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропочева Татьяна Борисовна, Синева Мария Викторовна

Статья посвящена вопросам повышения качества образования младших школьников. Авторы предлагают систему педагогических условий повышения качества знаний учащихся по учебному предмету «Окружающий мир». Особое внимание уделяется проблеме формирования научного понятия, как элемента знаний младших школьников об окружающем мире. Названные условия могут быть использованы учителем начальных классов при повышении качества преподавания учебного курса «Окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропочева Татьяна Борисовна, Синева Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the quality of knowledge of junior schoolchildren in the subject "The World around"

The article is devoted to the improvement of the quality of education of junior schoolchildren. The authors propose a system of pedagogical conditions for improving the quality of students' knowledge on the subject "The World around". Particular attention is paid to the problem of the formation of a scientific concept, as an element of knowledge of junior schoolchildren about the world around them. These conditions can be used by the primary school teacher while improving the quality of the teaching of the training course "The World around".

Текст научной работы на тему «Повышение качества знаний младших школьников по учебному предмету "Окружающий мир"»

6. Межман И.Ф. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи // Молодой ученый. 2014. №5. С. 578-579. URL: https://moluch.ru/archive/64/10412/ (дата обращения: 18.02.2018).

7. Паначев В.Д. Роль образования в развитии физической культуры личности современного студента XXI века // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь. 2010. С. 89-91. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/157322/1/718-720.pdf (дата обращения: 17.02.2018).

8. Стафеева A.B., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики // Фундаментальные исследования. №2 (часть 19). 2015. С. 4315-4318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614563 (дата обращения: 17.02.2018)

9. Стафеева A.B., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов // Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20924176 (дата обращения: 17.02.2018)

10. Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. Результаты мониторинга состояния здоровья студентов 1 курса Волжского политехнического института // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 4. С. 102107. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=751660 (дата обращения: 25.12.2017)

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент Кроиочева Татьяна Борисовна

Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Синева Мария Викторовна

Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования младших школьников. Авторы предлагают систему педагогических условий повышения качества знаний учащихся по учебному предмету «Окружающий мир». Особое внимание уделяется проблеме формирования научного понятия, как элемента знаний младших школьников об окружающем мире. Названные условия могут быть использованы учителем начальных классов при повышении качества преподавания учебного курса «Окружающий мир».

Ключевые слова: качество знаний, качество преподавания, учебный предмет «Окружающий мир».

Annotation. The article is devoted to the improvement of the quality of education of junior schoolchildren. The authors propose a system of pedagogical conditions for improving the quality of students' knowledge on the subject "The World around". Particular attention is paid to the problem of the formation of a scientific concept, as an element of knowledge of junior schoolchildren about the world around them. These conditions can be used by the primary school teacher while improving the quality of the teaching of the training course "The World around".

Keywords: quality of knowledge, quality of teaching, academic subject "The World around".

Введение. В российском обществе в последние годы довольно часто звучат словосочетания: качество жизни, социальная успешность, качество образования. Неслучайно поэтому в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в разделе «Развитие образования» обязательным условием успешной работы учителя названо качество достигаемых результатов образования [2]. Определены и составляющие качества образования, а именно: уровень познавательных интересов, уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности обучающихся. Таким образом, качество образования включает и качество обучения, и качество развития, и качество воспитания.

Изложение основного материала статьи. Перед учителем современной начальной школы поставлена довольно сложная задача: добиваться качественного обучения, развития и воспитания каждого ребенка, даже имеющего ограниченные возможности здоровья. Добиваться этого следует разными способами. Во-первых, очень важно уважать личность каждого школьника (часто термин «уважение» подменяют термином «любовь», но любить каждого человека невозможно, это слишком сокровенно, а уважать учитель обязан каждого своего ученика). Во-вторых, необходим дифференцированный подход к обучению, являющийся главным условием индивидуализации обучения. Обязательность индивидуализации обучения мы объясняем следующим: в начальных классах умственная и учебная деятельность ребенка только начинает формироваться, причем происходит это у каждого школьника в разном темпе, часто скачкообразно, что и доказывает необходимость учета индивидуальных психических процессов каждого школьника.

Анализ программных документов по учебному предмету «Окружающий мир» показывает, что при изучении данной образовательной области младший школьник знакомится с широким кругом разнообразных природных и социальных понятий. Современные учебники по окружающему миру реализуют принцип энциклопедичное™, т.е. формирования элементарной ориентации в основных отраслях научного знания и современной мировой культуры. К сожалению, методическое обоснование организации учебной деятельности младшего школьника при изучении рассматриваемого курса недостаточно разработано, то есть методика обучения отстает от разработки содержания предмета «Окружающий мир».

В современных условиях постоянной смены учебников сложилась довольно сложная для учителя ситуация: учебник автором написан, а методическое пособие к нему не создано. Кроме того, часть авторов при написании каких-либо методик преподавания считают, что главное в них - это дополнительный учебный материал к уроку, в итоге получается не методическое пособие к учебнику, а хрестоматия. В XX веке, как правило, было всё наоборот: к учебнику создавались и автором, и другими учеными-методистами разнообразные методические пособия («методички», как их называли учителя). В результате, учитель не только имел «хороших помощников» при организации образовательного процесса, но и совершенствовал свой педагогический почерк при использовании методических пособий к учебнику.

С этих позиций необходима постоянная работа по созданию научно-методических пособий к учебникам, а также пересмотр подходов к обучению младшего школьника курсу «Окружающий мир», иной взгляд на структуру урока и методическое обеспечение учебной деятельности школьника. В данной работе представлены некоторые педагогические условия повышения качества знаний учащихся по рассматриваемому учебному предмету. Решение проблемы исследования поставило перед нами задачу в определении ключевых понятий, коими являются: «качество образования» и «качество знаний».

Как отмечено в словаре русского языка «качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других» [5, с. 232]. Когда говорят о качестве какого-либо продукта или услуги, то подразумевают, что они соответствуют определенному стандарту, удовлетворяющему запросы любого потребителя.

Понятие качество образования имеет несколько другой смысл, поскольку образование - это не есть продукция или услуга (хотя часть общества пытаются образование перенести в сферу услуг). В отличии от промышленного производства в образовании не всё, и не всегда зависит от предоставленных услуг в виде отличного оснащения учебных кабинетов и наличия суперсовременных технологий обучения. Многое в обучении зависит от качественного общения учителя с обучающимися, которое измерить довольно трудно в каких-либо единицах. Поэтому мы убеждены, что дистанционное обучение, лишенное какого-либо общения людей, не может и не должно быть главенствующим в системе образования, оно должно остаться прерогативой только тех людей, которые лишены возможности общаться из-за определенных показателей здоровья.

Изучение специальной литературы позволяет увидеть разницу качества продукта и качества образования. Если качество продукта (услуги) соответствует единым государственным требованиями и при этом удовлетворяет потребности любого человека, то качество образования зависит от запросов конкретной личности, и запросы эти не всегда совпадают с запросами государства. Качество образования не может быть реализовано в одинаковых условиях для каждого обучающегося, хотя согласно образовательному стандарту результаты образования должны соответствовать единым требованиям, но достигает их каждый школьник по-своему, по своей траектории развития.

Отсюда, качеством образования можно назвать соответствие системы образования потребностям и интересам конкретной личности, а также нормам (стандартам) государства в целом. Качество образования включает две составляющие: качество знаний обучающихся и качество деятельности образовательного учреждения (деятельность преподавания, оснащенность оборудованием, микроклимат в учебном учреждении и т.д.).

Качество знаний представляем как соотнесение содержания образования, прописанного образовательным стандартом, с уровнем усвоения и применения знаний обучающимся. Качество деятельности преподавания - это профессиональная компетентность учителя, включающая знания и умения, определяющие результативность профессионального труда.

Качество знаний младших школьников и качество преподавания учителя начальных классов должны находиться в постоянном развитии с целью обеспечения качества начального общего образования в целом. Рассмотрим некоторые условия повышения качества образования за счет деятельности преподавания:

1. Качественная подготовка учителя к уроку, включающая как содержательную, так и методическую подготовку.

Методическая подготовка подразумевает разработку учителем качественного конспекта урока, в котором предусмотрены: во-первых, четкая и выполнимая учебная задача; во-вторых, активизирующие методы и приемы обучения (активные и интерактивные наряду с репродуктивными); в-третьих, разнообразные виды деятельности учащихся (индивидуальная и групповая, игровая и практическая, самостоятельная и творческая); в-четвертых, система наглядных пособий (не только презентации и картины, но и гербарии, коллекции, чучела, модели и приборы).

2. Психологический настрой на процесс обучения. Учитель начальных классов пользуется, как правило, большим уважением младших школьников, является авторитетом и объектом подражания. Поэтому от настроения и психического состояния учителя зависит успех (или неуспех) учащихся на уроке. Энергичный и веселый учитель передает детям активность и позитивное отношение к окружающему миру, спокойный и добрый учитель создает обстановку мира и добра на уроке, шумный и излишне подвижный учитель способствует появлению нервозности и у детей, сумрачный и скучный учитель создает скуку и равнодушие, а злой учитель - это начало агрессии учащихся. Школьники должны на уроке испытывать успех и удовлетворение от проделанной работы, а не бояться того, что их спросят и накажут плохой отметкой. Позитивное отношение учителя к учащимся позволяет сохранить их психическое здоровье, что способствует и сохранению физического здоровья детей.

3. Индивидуализация образовательного процесса. Поскольку будущая успешность обучающегося зависит от наличия умений самореализации и саморазвития, то весь образовательный процесс должен нести личностно-ориентированную направленность, за счет которой и формируются механизмы самореализации. Учитель должен помнить, что развитие ребенка идет скачкообразно, сегодняшний троечник в будущем может стать отличником, но для этого необходимы дидактические приемы по дифференциации и индивидуализации обучения (разноуровневые задания, упражнения и тексты), а также методы обучения, способствующие раскрытию способностей и склонностей каждого ученика (проектирование, ролевая и дидактическая игра, дискуссия).

4. Использование традиционных и инновационных образовательных технологий. Современный учитель -это не изобретатель всего нового, а специалист по систематизации классических и инновационных методов и приемов обучения и воспитания. Специалисту в системе образования следует помнить все удачные способы работы, проверенные веками (проблемная беседа, демонстрация наглядного пособия, рассказ, наблюдение и опыт с природными объектами и др.), но также использовать вновь изобретенные или ранее известные, но на какое-то время забытые методы (игра, сотворчество, моделирование, проектирование, кейс-стади, дискуссия и др.) [3].

Кроме обозначенных общедидактических условий повышения качества начального общего образования, отдельно следует рассмотреть особенности повышения качества знаний младших школьников по учебному курсу «Окружающий мир».

Современные программы по курсу «Окружающий мир» резко отличаются от программ естественнонаучных предметов прошлого века большим количеством научной терминов и законов из различных научных дисциплин (физическая и экономическая география, ботаника, зоология, анатомия и физиология, астрономия, физика, химия, экология, краеведение, история, обществознание, культурология и др.). Подобная энциклопедичность школьного курса вызывает трудности в организации его преподавания (для учителя) и его усвоения (для учащихся). Согласно принципу минимакса (Джон фон Нейман) учащемуся достаточно усвоить научные понятия и законы по окружающему миру на уровне требований (минимальный уровень), но ребенок может продвинуться и до уровня предъявления (максимальный уровень). Такое разграничение уровней трудности, введенное ФГОС НОО, обязывает учителя внимательно относиться к проблеме формирования научных понятий и их системы, составляющей основу учебной дисциплины.

Как известно, знания человека состоят из понятий, а качество и глубина знаний зависят от эффективности формирования системы понятий. По мнению Е.К. Войшвилло, понятие - это мысль, представляющая собой результат обобщения (и выделения) предметов или явлений того или иного класса по более или менее существенным признакам [1].

Усвоение понятий на уроке окружающего мира - это сложный длительный процесс, результативность которого полностью зависит от деятельности преподавания. Усвоить понятие - это значит усвоить его основные характеристики и научиться оперировать данным понятием, причем к основным характеристикам понятия относятся: содержание (т.е. существенные признаки), объем (совокупность объектов, охватываемых понятием), связи с другими понятиями.

Любое правильное определение понятия начинается с установления подчинения между видовым и родовым понятием. Чтобы младший школьник смог дать определение понятия, ему необходимо вначале в краткой форме высказать наиболее существенные признаки рассматриваемого предмета, а затем выявить схожие видовые понятия и назвать общее родовое понятие. Например, при определении понятия «паук» учащийся выясняет по рисунку и сухому препарату паука крестовика его основные признаки: две части тела (головогрудь и брюшко), восемь ног, отсутствие усиков; затем сравнивают паука крестовика с муравьем, клещом, божьей коровкой (по рисункам и коллекциям), выясняют сходство паука крестовика и клеща; называют отличия паука и клеща от муравья и божьей коровки, у которых три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, два усика; делают общий вывод о том, что крестовик и клещ (видовые понятия) - это паукообразные (родовое понятие), а муравей и божья коровка (видовые понятия) - это насекомые (родовое понятие).

В результате такой работы с родовым и видовым соподчинением понятий у учащихся постепенно формируется система понятий, то есть формируются знания. Формирование понятий у младших школьников должно осуществляться различными способами, в зависимости от его содержания, уровня развития учащихся, уровня их познавательных способностей, воображения, предшествующего опыта и т.д. В одних случаях оно может начинаться с анализа фактов и явлений, известных учащимся из повседневного опыта. Так, например, можно поступить учителю при формировании понятия «времена года», «погода», «животное», «жизненные формы растений». Формирование многих географических понятий («река», «холм», «берег») можно начинать с наблюдений, чувственно-конкретного восприятия, с опоры на представления, которые затем обобщаются в понятия. Если же формируемое понятие не имеет аналогов в жизненном опыте учащихся, необходима организация целенаправленных наблюдений учащихся за явлениями или предметами природы. Так формируются понятия «круговорот воды в природе», «свойства полезных ископаемых», «смена дня и ночи» и др.

Образование естественнонаучных понятий - диалектически противоречивый процесс, основанный на изучении реальной действительности. Схематически этапы образования понятий можно представить в следующей последовательности: ощущения ^ восприятие ^ представление ^ понятие ^ умения и навыки.

Ощущения начинаются с непосредственных наблюдений учащимися окружающей действительности, при этом школьники накапливают большой фактологический материал. Если невозможно организовать непосредственные наблюдения в классе, то учителю необходимо использовать наглядные изобразительные средства, а в дальнейшем предусмотреть возможность ознакомления детей с натуральным объектом в природе или в музее. При таком сочетании изобразительных и натуральных наглядных средств достигается главное - формируются ощущения.

Восприятие - сложный психический процесс, поскольку в состав каждого восприятия входит несколько ощущений. Например, в восприятие березы входят ощущения белого цвета коры и зеленого цвета листьев (зрение), запаха листьев и почек (обоняние), твердости ствола и гибкости побегов (тактильные ощущения), горького вкуса почек, но сладкого вкуса сока (вкусовые ощущения). Эти отдельные ощущения, которые мы выделяем при наличии восприятия, составляют рецептивную сторону восприятия. Первичный образ воспринимаемого предмета является целостным, а не в виде суммы механически соединенных ощущений.

Для организации восприятия, основанного на ощущениях школьников, учитель на уроках окружающего мира использует практические методы обучения: наблюдение природы, распознавание предметов природы, опыт, эксперимент, моделирование. Для организации перечисленных методов важно создать систему натуральных наглядных пособий: коллекции (полезных ископаемых, почв, плодов и семян, шишек, насекомых и др.), гербарии, препараты, чучела, живые организмы (комнатные растения, ветки деревьев, аквариумные рыбки и др.). При организации уроков-экскурсий наглядным пособием для организации практических методов становится сама природы.

Необходимым условием для эффективного восприятия детьми окружающего мира является умение учителя сопровождать наблюдения детей кратким, образным, точным словесным описанием объекта природы. Кроме того, для создания целенаправленности восприятия учащимся необходимо предложить план деятельности наблюдения, согласно которому восприятие будет более точным, а его результатом будет выделение основных признаков предмета природы. Например, при выяснении основных признаков родового понятия «птица» совсем не важны такие признаки, как цвет, размер, место обитания и способ питания, но обязательными являются такие признаки, как оперение, форма ротового аппарата (клюв), особенности верхних конечностей (крылья), способность к полету. Но если школьник изучает видовое понятие, например, «домовый воробей», то при восприятии этой птицы ему важно выделить следующие основные признаки: серо-коричневый цвет; небольшой размер (14-18 см); питание семенами, зернами, хлебными крошками, иногда насекомыми; строительство гнезда под карнизами домов, в скворечниках и дуплах; является оседлым

организмом; синантропное животное (обитает рядом с человеком и питается продуктами его жизнедеятельности).

Важными условиями правильного восприятия является опора на имеющиеся у школьников знания и жизненный опыт. Например, саженец яблони школьник воспринимает как дерево с будущими сладкими плодами, хотя высотой саженец с траву, а цветки появятся только через 2-3 года. То и другое ребенок добавляем «от себя», из имеющегося опыта, то есть в процесс восприятия включается и деятельность памяти.

Следующей стадией развития понятий является представление - это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств. Следовательно, представление напрямую связано с памятью. Представления относятся к тем же предметам и явлениям окружающего мира, к которым относятся образы восприятия, но образы восприятия возникают при непосредственных ощущениях, а представления - на основе бывших ощущений. Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от прежних возбуждений. Под воздействием слова учителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, и возникает образ. Представление - это мысленная картинка какого-либо предмета или явления природы, возникающая в результате обобщения прошлых восприятий учащимся этого предмета или явления.

Для формирования у учащихся точных представлений, учитель на уроках окружающего мира использует наглядные методы обучения: демонстрация фильмов, картин, схем, презентаций. Кроме того, используются словесные методы: беседа в виде вопросов и заданий, требующих воспроизведения ощущений (выделение основных и второстепенных признаков, деление целого на части, сопоставление или обобщение объектов природы); сообщение учащегося в виде зарисовка по памяти, в процессе чего у ребенка формируется умение схематического пространственного изображения предметов или явлений природы.

Понятие образуется в результате работы мышления над воспринимаемыми и представляемыми предметами. Понятие отражает обобщенное содержание, относящееся не только к одному предмету, но и ко многим предметам, к целому классу предметов. Например, понятие «полезное ископаемое» относится к целому классу горных пород и минералов, изучаемых в начальных классах: горючие полезные ископаемые (нефть, уголь, природный газ, торф); строительные полезные ископаемые (глина, песок, мрамор, гранит); рудные полезные ископаемые (железная руда, медная руда, алюминиевая руда).

При формировании собственно понятия учитель начальных классов использует в основном словесные методы (беседа, дискуссия), дополняя их дидактической или ролевой игрой.

Поскольку собственно понятие формируется в конце урока, то на этапе закрепления учитель задает проблемный вопрос по изучаемой теме, который приводит детей к удивлению, недоумению, противоречию, т.е. заставляет мыслить. Немаловажное значение приобретает при этом система повторения, опора на уже имеющиеся знания, полученные на основе внутрипредметных и межпредметных связей, что способствует формированию у ребенка в коре больших полушарий мозга широких ассоциативных связей, положительно влияющих на развитие мышления и качество знаний.

Например, в процессе закрепления новой темы урока «Классификация животных по способу питания», учитель задает учащимся вопрос «Известно, что песец не ест северного оленя, почему же тогда он мигрирует за северным оленем?». Учащиеся при решении выделенной проблемы используют имеющиеся знания: северный олень питается мхами, лишайниками, травой, которые находятся под снегом и льдом; песец питается мышами и леммингами, которые тоже роют норы под снегом; олень копытом разбивает лед и разгребает снег в поисках травы, при этом оголяет норы зверьков, чем и пользуется песец. В результате решения данной проблемы учащиеся в творческой обстановке, в совместной учебной деятельности, на основе преодоления трудностей расширили и углубили новые знания о классификации животных по способу питания.

Существенную роль в формировании понятия играет терминологическая работа, т.е. освоение учащимися языка науки как системы взаимосвязанных терминов. Учащиеся должны усвоить разницу между словом и термином. Если слово является наименованием предмета, то термин неразрывно связан с конкретным понятием, он называет предмет и одновременно отражает существенные признаки содержания понятия. Терминологическая работа включает следующие приемы: проговаривание термина вслух, работа над усвоением орфографии нового термина, выяснение его этимологии и семантики, запись термина на доске, упражнения в соотнесении термина и понятия, анализ термина в различных учебных ситуациях [4].

Выражается понятие словом или несколькими словами («ветер», «круговорот веществ в природе»), а часто знаками-символами, которые обязательно имеют словесное обозначение. Слова являются как бы «представителями» понятий в сознании, они служат средством усвоения и обобщения понятий и называются термином, обозначающим понятие.

Общеизвестно, что главная сложность преподавания курса «Окружающий мир» - это интерпретация сложных научных терминов на детский язык. Неслучайно при подготовке будущего учителя начальных классов студенты учатся заменять непонятные для младшего школьника термины биологии, экологии и географии на такие слова, которые входят в словарный запас ребенка 7-11 лет, а поэтому им будет поняты и приняты. Например: фотосинтез ^ питание; консументы ^ едоки; продуценты ^ кормильцы; хлорофилл ^ зеленое вещество; конденсация ^ слияние частичек пара; метаболизм ^ обмен веществ (переход углеводов в энергию) и др. Кроме того, сложные законы природы можно объяснить ребенку только в том случае, если учитель сам хорошо разбирается в этих законах и может их «перевести» на доступный ребенку язык. Сказанное подразумевает качественную содержательную подготовку учителя к уроку.

Формирование понятия должно обязательно сопровождаться переводом знаний в практические умения и навыки, т.е. применением теоретических знаний на практике. Учителю с этой целью следует разработать систему методов, направленных на отработку специальных умений: дискуссия, моделирование, ролевая или дидактическая игра, занимательное упражнение (ребус, кроссворд, загадка), выполнение письменных работ в тетради на печатной основе.

Итак, сущность формирования понятий у младших школьников заключается в движении от чувственно-конкретного восприятия к абстрактному мышлению, хотя возможен и иной способ формирования понятия -от определения к чувственно-конкретному восприятию, но второй способ используется реже, поскольку качество знаний учащихся по окружающему миру напрямую зависит от наличия непосредственных исследований и наблюдений природы, а не от текста учебника. Чем чаще дети общаются с живой настоящей природой, тем качественнее их знания по окружающему миру; об этом говорили и говорят мыслители разных

эпох. Кроме того, младшие школьники очень эмоциональны, их привлекает все яркое и неожиданное, что позитивно влияет на учебную мотивацию и развитие мышления. Поэтому уроки-экскурсии, уроки-опыты, уроки-игры, уроки-диспуты всегда привлекали младших школьников, поскольку дети на таких уроках незаметно для себя получают качественные знания.

Выводы. Проблема качества знаний об окружающем мире прошла путь от догматической обучающей деятельности педагога и механического заучивания наизусть сообщаемых словесных формулировок учащимися до появления предметных уроков, биологического и исследовательского методов, наблюдений и экскурсий. Повышение качества образования в значительной степени определяется качеством преподавания каждого урока, на котором необходимо более широко применять активные и интерактивные методы обучения.

Знания состоят из понятий, формирование которых предполагает организацию трех этапов: 1) восприятие предметов и явлений природы учащимися на основе ощущений, 2) формирование представлений, 3) формирование собственно понятий, отработка умений и навыков.

Система знаний младших школьников об окружающем мире предусмотрена государственным образовательным стандартом начального общего образования. Учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе способствует формированию у учащихся единой научной картины мира, позитивно ценностного отношения к окружающему миру, воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения, развивает познавательный интерес к изучению наук о природе, творческое отношение к окружающей действительности.

Литература:

1. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд-во МЕУ, 1997. 286 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Режим доступа: http: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_82134/

3. Кропочева Т.Б., Синева М.В. Интерактивные методы обучения в подготовке будущего учителя к реализации образовательного стандарта второго поколения // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 71 - 74.

4. Налимова Т.А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических профилей. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 120 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык. 1986. 797 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения / Министерство образования и науки РФ. М: Просвещение, 2011. 33 с.

Педагогика

УДК: 796/799

старший преподаватель Кубанов Иван Александрович

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ, УЧЕНИКОВ СДЮСШОР

Аннотация. Спорт высших достижений требует качественного и современного подхода к организации учебно-тренировочных занятий в СДЮШОР. Разработка новых методик подготовки юных волейболистов с учетом психофизиологичеких особенностей и свойств нервной системы является приоритетным направлением.

В данной статье представлены показатели, характеризующие свойства силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у юных волейболистов. Исследование функционального состояния нервной системы проводилось на основе комплексного психодиагностического тестирования.

Ключевые слова: спорт, спортивный отбор, характеристики игроков, амплуа.

Annotation. Sport of the highest achievements requires quality and recent approach to training sessions organisation in sports school. Development of new methods of training for young volley players with respect to psychophysiologic characteristics and properties of nervous system is a priority.

This article presents parameters, characterizing the properties of strength, mobility and balance of nervous processes in young volleyball players. The study of the functional state of the nervous system was carried out on the basis of complex psychodiagnostic testing.

Keywords: sports, sports selection, features of players, role.

Введение. В последние годы наблюдается тенденция к снижению массовости занятиями спортом. В связи с этим большую значимость приобретает качественный показатель подготовки спортивного резерва. Разработка новых методик, совершенствование старых с учетом современных возможностей инженерии, статистики, физиологии, является приоритетным направлением работы в сфере физической культуры и спорта. Требования, предъявляемые спортсмену видом спорта и учитывающие динамику спортивной деятельности, формируют спортивную пригодность. Она включает: специальную подготовку, квалификацию, состояние здоровья, морфологические и психофизические особенности человека [1].

Успех в спорте, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов обучения, воспитания, тренировки, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента занимающихся [2].

Тенденции современного волейбола предполагают применение соревновательного метода подготовки, а также выступления на соревнованиях на более ранних этапах подготовки. Для повышения результативности игровой деятельности подопечных, тренеры распределяют амплуа между игроками. И при отборе на ту или иную роль в качестве главных критериев используют не свойства личности игроков, а их умение выполнить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.