Научная статья на тему 'Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»'

Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3433
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ / FORMATION OF THE SCIENTIFIC WORLDVIEW / СИСТЕМНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / THE NATURAL-SCIENCE STUDY MATTER / SUCCESSION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маглинова Баирта Борисовна, Панькин Аркадий Борисович

В данной статье естественнонаучное образование младших школьников раскрывается в аспекте реализации ФГОС второго поколения, дается дидактическое обоснование содержания естественнонаучного знания в начальной школе на примере курса “Окружающий мир”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маглинова Баирта Борисовна, Панькин Аркадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Natural Science Education Content of Primary Students by Learning the Course "The World Around"

The article deals with the natural-science study of primary school pupils in terms of FGOS (FSES) of the second generation realization, the didactic explanation of the science study matter in the primary school. The subject “The World Around” is considered as a component of primary school natural science and its didactic maintenance as a means of material learning and development of a child’s personality.

Текст научной работы на тему «Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»»

УДК 373.3:37.012.7

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Б.Б. Маглинова, А.Б. Панькин

Современное начальное общее образование формирует у младших школьников универсальные учебные действия в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающие способность к организации самостоятельной деятельности. Для достижения общих задач обучения необходимо определение метапредметных знаний и умений. Соблюдение данного условия позволяет формировать образовательное пространство обучающегося, что в свою очередь способствует комплексному изучению окружающего мира.

Одним из важных направлений совершенствования образования является формирование нового типа культуры, современной, качественной экологизации образования и воспитания, целью которых является формирование экологического сознания на личностном уровне в качестве мировоззрения, выработка соответствующих стереотипов поведения, активной позиции личности в решении различных экологических проблем. Это требует совершенствования естественнонаучного образования младших школьников.

Наиболее важной проблемой в этом плане является четкое выделение объекта детского познания. Естествознание в начальной школе характеризуется тем, что объектом детского познания является мир реально существующих объектов и явлений природы, однако мир естественной природы рассматривается в аспекте изучения социализированной природы. Еще одно противоречие заключается в том, что в дидактике познание реального

Маглинова Баирта Борисовна - аспирант Калмыцкого государственного университета, учитель базовой школы при БОУ СПО "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова", 358000, г. Элиста, ул. Рок-чинского 7, [email protected];

Панькин Аркадий Борисович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина 11, e-mail: [email protected], т. 8(84722)38985.

мира признается основой, а на деле книга и слово заменяют реальность. Дети с их специфическим мировосприятием оперируют символами и знаками, занимаясь в такой форме якобы познанием реального мира. Другими словами, допускается преподавание без природы, а иногда в методических рекомендациях предлагаются почти полностью вербализованные способы изучения природы.

Говоря о значении изучения детьми природы, К.Д. Ушинский отмечал, что дети должны зорко смотреть на изучаемый предмет, "замечать его особенности - словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать" [1, с. 235].

Авторы исходят из следующей гипотезы: процесс дидактического обеспечения формирования естественнонаучных представлений младших школьников об окружающем мире будет эффективнее, если спроектирована и реализована в практике начального общего образования системная модель формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире и дидактические условия ее успешной реализации; разработаны методические рекомендации по повышению дидактического потенциала развития личности младшего школьника в процессе освоения окружающего мира.

Цели естественнонаучного образования начальной основной школы определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации основ-

Bairta Maglinova - postgraduate student of Kalmyk State University. teacher of the Base School of BOU SPO "Elistinsky pedagogical College named by Kh.B. Kanukov", 7, Rokchinskiy Street, Elista, 358000, [email protected];

Pankin Arkady - Doctor of Pedagogical sciences, professor, head of the Department of Pedagogy, Kalmyk State University, 11, Pushkina Street, Elista, 358000, [email protected], tel. +7(84722)38985.

ных образовательных программ начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; сформированность основ гражданской идентичности; метапредмет-ным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основным источником формирования содержания естественнонаучного образования является непосредственно естествознание и современный уровень его развития. Приоритетной целью обучения младших школьников является формирование личности ребенка, его психическое и социальное развитие. В содержании естественнонаучного компонента начального образования выделяется ряд ведущих содержательных линий: овладение методами познания окружающего мира; работа с моделями; характеристика объектов действительности, связей и зависимостей; осознание себя как биологического, психического и социального существа; осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; умения и навыки трудовой деятельности; доступный детям сезонный труд в природе, уход за растениями и животными живого уголка, выращивание растений. Содержание названных направлений достаточно полно охватывается различными формами школьного естественнонаучного образования, как основными, так и дополнительными.

Курс "Окружающий мир" - это прежде всего мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, пред-

ставляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. На уроках по предметам, реализующим образовательный компонент названного курса, младшие школьники усваивают также этические нормы поведения.

При изучении содержания курса "Окружающий мир" ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Единство мира во всех его проявлениях служит той философской основой, которая заставляет говорить о необходимости интегрированных курсов на определенных этапах школьного обучения. В начальных классах учащимся представляется целостная картина мира, раскрываются общие, глобальные взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических и других знаний в их единстве и взаимопроникновении, когда, по Л.В. Занкову, "познание учащихся характеризуется выраженной дифференциацией, и они получают развернутый научный материал по отдельным предметам" [2].

Систематическое проведение интегрированных уроков, связанных с изучением окружающего мира, обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Одновременно происходит формирование умения устанавливать связи между предметами, явлениями и процессами окружающего мира. Необходимо отметить развивающие возможности интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения (если комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности). Во-вторых, создаются оптимальные условия для развития логичности, гибкости, критичности мышления (способность к абстракции, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2013

№ 4

175

и т.д.). В-третьих, такой урок способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Изучение природных связей, связей между человеком и природой в школе начинается с первого класса. Большие возможности для этого представляет введение в содержание образования экологических знаний, ведь по определению экология - это наука о взаимосвязях биологических объектов, включая и человека, с окружающей средой. Формируется собственно системное представление об окружающем мире, которое становится возможным после того, как у детей уже сложилось определенное представление о взаимосвязанности предметов и явлений, начиная с момента первого ознакомления с такими понятиями, как "природное сообщество", "природная, географическая, экологическая, общественная системы".

Природные сообщества рассматриваются в курсе "Окружающий мир" для начальных классов. Термин "система" вводится преимущественно в средних и старших классах, однако есть опыт введения термина "экосистема" и в начальных классах. Например, в курсе "Мир и человек" экосистема начинает рассматриваться уже со второго класса. Но в любом случае эффективность формирования представления о системах во многом будет зависеть от успешности работы по изучению природных связей, природных сообществ в начальной школе.

Научность школьных курсов определяется также степенью использования в обучении методов соответствующих наук, степенью сближения методов обучения и исследования. Здесь мы опираемся на мнение А.Я. Герда, проводившего мысль о том, что все реальные знания получены человечеством путем наблюдений, опытов (научных методов). И таким же путем, а не чтением статей следует обучать природоведению и школьников.

Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Значение уроков по ознакомлению с окружающим миром для развития школьников вытекает из особенностей этого предмета. Действительно, уроки по курсу "Окружающий мир" очень интересны ребенку младшего школьного возраста, так как на них говорят "обо всем на свете". Дети воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления

на биологические, химические, физические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. А.Я. Герд утверждал: "Отдельные естественные науки: зоология, ботаника, минералогия, физика не должны иметь место в народной школе: здесь место только одной нераздельной науке об окружающем органическом и неорганическом мире" [3].

Понятие "единство природы" имеет огромные потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка, оно органично детской психике, поскольку удовлетворяет исследовательский инстинкт ребенка, позволяет во время урока многократно менять формы деятельности детей, используя как наглядно-образное, так и наглядно-действенное и логическое мышление, избегая при этом как физиологической, так и интеллектуальной перегрузки.

К.Д. Ушинский ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, так как естественные науки "начинают занимать детский ум прежде всего... Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке". И далее: "Естественные науки больше всего содействуют логическому раз-витию,...дают многостороннее развитие всем духовным способностям" [1, с. 315].

Таким образом, необходимо отметить большой дидактический потенциал развития личности младшего школьника в процессе освоения окружающего мира. Средствами предмета "Окружающий мир" должна решаться основная задача начального образования -развитие личности младших школьников, формирование научного мировоззрения, современной научной картины мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М.: Просвещение, 1968. 556 с. С. 235.

2. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968. 424 с. С. 21.

3. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. 206 с. С. 198.

10 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.