Научная статья на тему 'Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку'

Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE TECHNOLOGIES / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / VIRTUAL INTERCOURSE / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВ / PERSONALIZED LEARNING SPACE / ПОДКАСТЫ / PODCASTS / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / ЖЕСТИКУЛЯЦИОННОГО ИНТЕРФЕЙСА / GESTURAL INTERFACE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ / HEALTH-SAVING CONDITIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ САЙТЫ / EDUCATIONAL-ORIENTED SITES / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ольга Алексеевна, Илаева Раиля Анисовна

Данная статья посвящена комплексному исследованию эффективности использования мобильных технологий в обучении английскому языку. Стремительно развивающиеся новейшие технологии позволяют оперативное получение и обмен информацией. Понятие «информатизация образования» рассматривается как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях». Представлены мобильные устройства, которые отвечают методическим требованиям преподавания и могут быть использованы и задействованы в процессе преподавания иностранных языков. Следует отметить, что применение в процессе обучения английскому языку учебных мобильных приложений, которые являютсяся составной частью мобильных технологий, позволяет школьникам перейти от свободного поиска и просмотра веб-страниц к персонализированному веб-поиску, что способствует созданию персонализированного обучающего пространства. Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс весьма благоприятно для выбора форм и методов организации процесса обучения. Благодаря мобильным технологиям на уроках английского языка появилась интересная возможность: разнообразить процесс изучения лексических единиц; отрабатывать фонетические навыки; навыки полилогической, диалогической, монологической и письменной речи; автоматизировать использование грамматических явлений в речи и на письме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ольга Алексеевна, Илаева Раиля Анисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE TECHNOLOGIES EFFECTIVENESS IN THE PROCESS OF HIGH SCHOOL PUPILS’ ENGLISH LEARNING

This article is devoted to comprehensive study of the effectiveness of using mobile technologies in teaching English. Rapidly evolving modern technologies allow the prompt receipt and exchange of information. The concept of "informatization of education" can be defined as "a purposefully organized process of providing the education sector with a methodology and practice of creating and optimizing the use of scientific and pedagogical, educational and methodological developments aimed at realizing the capabilities of information tools and communication technologies used in comfortable and health-saving conditions". Presented mobile devices that meet the methodological requirements of teaching and can be used and are involved in the process of foreign languages’ teaching. It should be noted that the use in the process of English learning educational mobile applications, which are a part of mobile technology, allows students to move from free search and web browsing to a personalized Web search, creating a personalized learning space. The introduction of mobile technologies in the educational process is very favourable for the choice of forms and methods of learning process organizing. Thanks to mobile technologies at the English lessons there appeared an interesting opportunity: to diversify the learning process of lexical units; to develop phonetic and logical skills; dialogical, monological and writing speech; to make natural the use of grammatical phenomena in speech and in writing.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку»

5. Методика «Особенности проявления воли» P.M. Геворкян. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=YvfMZZDDbIEwHzTR-g&sig2=l6MelfPTYZNNUSFCGYpYeQ (12.12.2017).

6. Методика «Цепочка действий». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psiholognew.com/dosh012.html (12.12.2017).

7. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 24 - 28.

8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа. 2011. - 175 с.

9. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля. ее развитие и воспитание). - Рязань: РГПИ, 1992. - 575 с.

10. Старцева Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты // Педагогика и современность. - 2013. - № 6. - С. 19 - 21.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 классы) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241. от 22 сентября 2011 г. № 2357). - [Электронный ресурс]. -URL:

http://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1%8B/922 (12.04.2018).

12. Шульга B.B. Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 53 - 55.

13. Щетинина A.M. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2000. - 88 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1 ББК 74.261.1 Англ

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры

английской филологии и межкультурной коммуникации Морозова Ольга Алексеевна

Елабужский институт Казанского федерального университета (г. Елабуга); учитель английского языка Илаева Раиля Анисовна

МВОУ СОШ №5 (г. Азнакаево)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Данная статья посвящена комплексному исследованию эффективности использования мобильных технологий в обучении английскому языку. Стремительно развивающиеся новейшие технологии позволяют оперативное получение и обмен информацией. Понятие «информатизация образования» рассматривается как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях».

Представлены мобильные устройства, которые отвечают методическим требованиям преподавания и могут быть использованы и задействованы в процессе преподавания иностранных языков. Следует отметить, что применение в процессе обучения английскому языку учебных мобильных приложений, которые являютсяся составной частью мобильных технологий, позволяет школьникам перейти от свободного поиска и просмотра веб-страниц к персонализированному веб-поиску, что способствует созданию персонализированного обучающего пространства. Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс весьма благоприятно для выбора форм и методов организации процесса обучения.

Благодаря мобильным технологиям на уроках английского языка появилась интересная возможность: разнообразить процесс изучения лексических единиц; отрабатывать фонетические навыки; навыки полилогической, диалогической, монологической и письменной речи; автоматизировать использование грамматических явлений в речи и на письме.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные и коммуникативные технологии, мобильные технологии, виртуальное общение, персонализированное обучающее пространств, подкасты, элективные курсы, жестикуляционного интерфейса, здоровьесберегающие условия, образовательно-ориентированные сайты.

Annotation. This article is devoted to comprehensive study of the effectiveness of using mobile technologies in teaching English. Rapidly evolving modern technologies allow the prompt receipt and exchange of information. The concept of "informatization of education" can be defined as "a purposefully organized process of providing the education sector with a methodology and practice of creating and optimizing the use of scientific and pedagogical, educational and methodological developments aimed at realizing the capabilities of information tools and communication technologies used in comfortable and health-saving conditions".

Presented mobile devices that meet the methodological requirements of teaching and can be used and are involved in the process of foreign languages' teaching. It should be noted that the use in the process of English learning educational mobile applications, which are a part of mobile technology, allows students to move from free search and web browsing to a personalized Web search, creating a personalized learning space. The introduction of mobile technologies in the educational process is very favourable for the choice of forms and methods of learning process organizing.

Thanks to mobile technologies at the English lessons there appeared an interesting opportunity: to diversify the learning process of lexical units; to develop phonetic and logical skills; dialogical, monological and writing speech; to make natural the use of grammatical phenomena in speech and in writing.

Keywords: informatization of education, informational and communicative technologies, mobile technologies, virtual intercourse, personalized learning space, podcasts, elective courses, gestural interface, health-saving conditions, educational-oriented sites.

Введение. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме поиска новых эффективных технологий обучения. Интенсивная информатизация общества находит свое отражение в процессе обучения на всех его этапах.

Формулировка цели статьи. Применение мобильных технологий на уроках английского языка позволит выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий, в частности, в преподавании иностранного языка. Хорошо известно, что это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Изложение основного материала статьи. По мнению И.В. Роберта, понятие «информатизация образования» можно определить как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» [1, с. 106]. Одними из таких технологий, которые отвечают методическим требованиям, являются мобильные технологии.

Мобильные технологии появились впервые около тринадцати лет назад в англоязычной педагогической литературе. В России понятие «мобильные технологии» становится популярным только последние 3-5 лет. По мнению ученых и учителей-практиков, будущее обучения зависит от уровня распространенности у студентов мобильных телефонов, смартфонов и айфонов, а также от степени разработанности и апробации новых учебных приложений, программ, технологий типа жестикуляционного интерфейса, которые могли бы способствовать расширению возможностей и повышению учебно-познавательной мотивации школьников, и качества образования в целом.

Исследование С.В. Титовой может свидетельствовать о том, что мобильные технологии, включающие в себя мобильные средства связи и мобильный Интернет, становятся массовыми и доступными практически во всех странах мира [2, с. 1].

В качестве мобильных технологий могут быть использованы следующие мобильные устройства:

- телефоны: сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы (iPhone);

- портативные мобильные устройства: MP3/4 плееры, неткниги,

- устройства для электронных игр: Nintendo DS;

- устройства для прослушивания подкастов: IPod, GPS-навигаторы и т.д.;

- портативные компьютеры — портативный карманный компьютер (ПКП), планшетный компьютер (Ipad).

Зарубежные преподаватели считают, что самым перспективным мобильным устройством, который соответствует методическим требованиям преподавания иностранных языков, является планшетный компьютер (IPad) [2, с. 4]. К преимуществам планшетных компьютеров можно отнести: высокие технические характеристики (вес, продолжительность работы, возможности увеличения текста), образовательный потенциал (поиск в сети Интернет, учебные игры, размеров, большое количество поддерживаемых приложений). Данные преимущества могут способствовать повышению интереса у студентов к учебному процессу.

Реализация учителем в процессе обучения английскому языку учебных мобильных приложений, которые являются составной частью мобильных технологий, позволяет школьникам перейти от свободного поиска и просмотра веб-страниц к персонализированному веб-поиску. Он способствует созданию персонализированного обучающего пространства.

Смартфоны содержат следующие полезные приложения: инструкции по обучению, словари, справочники, планировщики курсов, специализированные поисковики, подкасты лекций, новостные ленты, образовательно-ориентированные сайты, блоги и т.д. [2, с. 5].

Мобильные устройства обеспечивают разнообразные виды виртуального общения: голосовое общение, SMS, электронная почта, видеосвязь, социальные сети (Vkontakte, Twitter, Facebook и др.), которые сопровождаются дополнительными возможностями (написать, показать и рассказать).

По мнению К.В. Капранчиковой, применение мобильных технологий на уроках английского языка предполагает выбор определенных форм организации учебного процесса, к которым можно отнести: урочную/внеурочную, индивидуальную/групповую и дистанционную формы обучения. Альтернативной формой обучения могут быть специально организованые элективные курсы [3, c. 115].

Формы работы с мобильными технологиями на уроках англйского языка включают: изучение лексических единиц; отработку фонетических навыков; обучение навыкам полилогической, диалогической, монологической и письменной речи; автоматизацию навыков использования грамматических явлений в речи и на письме.

В рамках обучения английскому языку с применением мобильных технологий целесообразно применять общедидактические методы, которые обусловлены взаимодействием преподавателя и обучающихся и направлены на эффективное усвоение содержания учебного материала.

В зависимости от источника познания общедидактические методы можно разделить на:

- словесные (обсуждения, монологи, диалоги, полилоги, беседы, дискуссии, мини-лекции и др.);

- наглядные (слайды, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы и др.);

- практические (тесты, самостоятельные и контрольные работы и др.).

По типу познавательной деятельности выделяют такие методы, как:

- информационно-рецептивные (ознакомление обучающихся с учебными интернет-ресурсами);

- продуктивные (создание обучающимися авторских учебных интернет-ресурсов);

- проблемные (самостоятельный поиск обучающимися путей решения проблемной ситуации);

- эвристические (выполнение частично-поисковых заданий по предложенному алгоритму действий, по типу веб-квестов);

- исследовательские (выполнение заданий проблемного поискового характера повышенной сложности без готового алгоритма действий, предполагающее самостоятельное определение школьниками целей и задач, гипотезы, использование методов классификации, анализа, синтеза, обобщения).

В обучении английскому языку с применением мобильных технологий эффективным является метод проектов. Для реализации данного метода целесообразным считается использование технологий веб 2.0, веб-форумов, социальных сетей, электронной почты. Метод проектов может быть реализован или в форме сотрудничества между обучающимися, или в форме индивидуальной работы каждого студента. Роль преподавателя в процессе разработки проекта заключается в координации деятельности студентов. Во внеурочное время студенты могут быть задействованы в реализации определенного проекта, выполняемого на конкретной платформе (блог, вики, форум) или посредством одной из технологий (например, использование блог-технологии в социальных сетях). В учебном процессе обучающиеся могут выполнять лишь некоторые шаги процессуального этапа (поиск и подбор материала для интернет-дискуссии), которые могут служить стартом для успешного и полноценного выполнения проекта [4, с. 5].

Интерактивный метод предполагает возможность обсуждения вопросов, связанных с использованием мобильных технологий в учебно-познавательном процессе, в различных формах взаимодействия: ученик-студент, студент-учитель. Для контроля полученных знаний обучающихся преподаватель может организовать мониторинг в различных мобильных приложениях, типа Ьеагп^Аррз, КаИоо^ РИскеге и др.

Метод контроля в рамках применения мобильных технологий на уроках английского языка можно рассматривать как рефлексивную деятельность со стороны преподавателя и студентов. Для реализации метода контроля можно использовать мобильную систему обучения (МоЬе8У8), благодаря которым можно организовать «срез знаний» обучающихся на базе готовых и авторских тестовых заданий, заданий открытого типа, различного уровня сложности (с установленным временем, количеством попыток для их выполнения). Преимуществом мобильных технологий в данном случае является возможность настройки системы на автоматическую проверку и оценивания результата деятельности обучающихся.

К очевидным преимуществам использования мобильных устройств можно отнести:

- мгновенный доступ к аутентичным учебным, справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

- регулярная обратная связь с учителем и учебным сообществом;

- учет индивидуальных особенностей школьников (выявление проблем в обучении и поиск эффективных решений для их устранения, индивидуальный темп обучения и др.);

- повышение учебно-познавательной мотивации и интереса обучающихся благодаря использованию знакомых технических средств и виртуального окружения;

- организация автономного обучения;

- создание персонализированного учебно-образовательного пространства школьника;

- развитие готовности к непрерывному обучению в течение жизни;

- повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции учителей без отрыва от педагогической деятельности [2, с. 8].

Несмотря на позитивные тенденции мобильных технологий в учебном процессе существуют некоторые негативные аспекты. К негативным аспектам можно отнести:

- недостаточный уровень владения учителей ИКТ-компетенциями, который позволял бы им внедрять в традиционную форму обучения школьников задания на основе мобильных технологий, а также использовать уже существующие учебные приложения для мобильных устройств, обеспечивая интерактивную поддержку учебного процесса и развивая ИКТ-компетенцию обучающихся;

- недостаточно разработанная база готовых обучающих мобильных ресурсов и программ для студентов различных уровней. Тем не менее, преподаватели английского языка находятся в более выигрышном положении: существует большое многообразие различных приложений и учебных игр на английском языке, на основе которых можно создавать тесты, поисковые и игровые задания и др.;

- отсутствие грамотно разработанной методической базы, что замедляет процесс использования мобильных устройств.

Однако нужно учитывать тот факт, что в России имеется хорошая теоретическая база для создания дистанционного и смешанного (интеграционного) видов обучения, основные положения которых могут быть реализованы уже сейчас.

Глобальная информатизация современного общества оказала большое влияние как на информатизацию образования в целом, так и на информатизацию лингвистического, или языкового образования в частности. Начало XXI в. характеризуется процессом интенсивного внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в обучение учащихся старших классов английскому языку, к которым относятся мобильные технологии. Создание новых инновационных форм образования и обучения стало возможным, в том числе благодаря внедрению мобильных технологий.

По мнению К.В. Капранчиковой, наиболее приемлемым является использование понятия «мобильное обучение» [3, с. 20]. Мобильное обучение иностранному языку она определяет, как специфическую форму организации процесса обучения и контроля, основным условием которого является активное использование мобильных устройств (смартфонов, планшетных компьютеров и др.), благодаря чему учащиеся способны развивать и совершенствовать языковые навыки, речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации) в любом месте и в любое время, а также формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и будущих профессиональных сферах.

Выводы. Таким образом, определение «мобильный» отражает основные функции образовательного процесса - доступ к средствам обучения и формы реализации учебной интеракции. Благодаря мобильным технологиям учащиеся на всех этапах обучения имеют возможность получить мгновенный доступ к учебно-образовательным материалам и программам, учебным ресурсам, с помощью которых можно выполнять задания различного уровня сложности, консультироваться с учителем в любое время и в любом месте. Преподаватели, активно внедряющие мобильные технологии в учебный процесс, формируют у студентов

готовность к меняющимся современным условиям жизни и работы, а также важные исследовательские умения - самостоятельно ориентироваться и выбирать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Мобильные технологии «выводят обучение на качественно новый уровень, отражающий современные тенденции в образовании, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени и места» и делают процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.

Литература:

1. Проничева Ю.В. Интеграция мобильных приложений в процесс обучения иностранному (английскому) языку: преимущества, недостатки, перспективы развития // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2014.

2. Титова C.B. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. // Информационно-коммуникационные системы в образовании. - 2013. - С. 1-9.

3. Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»): дис ... канд. пед. наук. - Тамбов. - 2014. - 192 с.

4. Капранчикова К.В. Алгоритмы развития речевых умений студентов нелингвистических направлений подготовки на основе мобильных технологий. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №3 (131). - С. 1-9.

5. Смартфоны и планшеты в образовании. [Электронный ресурс|. - Режим доступа http://www.slideshare.net/School91pe (Дата обращения: 13.03.18) Яз.рус.

6. Разработка мобильных приложений для сферы образования [Электронный

ресурс]. URL:http://www.softreactor.ru/razrabotkamobilnyhprilozheniydlyasferyobrazovaniya (Дата обращения: 12.03.2018) Яз. рус.

7. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL:https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14399&showentry=6178 (Дата обращения: 10.03.2018).

Педагогика

УДК 372.8

студентка Москаленко Мария Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ

Аннотация. В системе школьного образования важное место отводится изучению естественных и социальных наук, к которым относится и курс «Окружающий мир» имеющий большие возможности для развития интеллектуальных, психических и эмоциональных свойств личности. В данной статье рассмотрены сферы, которые затрагивает изучение окружающего мира, и в чем заключается собственно потенциал данного курса.

Ключевые слова: урок, игра, развитие, воспитание, мышление, метод, прием, эстетическое чувство. Annotation. In the school system, an important place allotted to the study of natural and social Sciences, which includes the course " the world Around». This course has great opportunities for the development of intellectual, mental and emotional properties for the students. This article discusses the areas that affect the study of the world, and what is the actual potential of this course.

Keywords: lesson, game, development, education, intellection, method, technique, aesthetic sense.

Введение. Край, в котором родился и вырос ребенок, является основным источником, из которого он получает множество первоначальных знаний и понятий. Гстественно, что уже с раннего возраста дети проявляют свое любопытство по отношению к окружающей действительности. Впечатления остаются от наблюдений и за самыми маленькими живыми организмами: жуками, насекомыми, бабочками, и за белкой в парке, и за изменениями в природе в зависимости от сезона, и погодными явлениями... Ребенок видит контраст красок в природе, улавливает многообразие запахов и звуков в окружающем мире. В них горит интерес, и, конечно, этот интерес необходимо одобрять и удовлетворять, давая ребенку ощутить тот запах цветов, хрупкость льдин, удивительный окрас оперения птиц, услышать стрекотание сверчка. Таким образом формируется понимание о гармонии в природе среди живых и неживых организмов. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить и делать акцент на воспитании бережного отношения к природе.

В соответствии с установленными требованиями, изложенными в примерной основной образовательной программе в согласовании с ФГОС НОО, по окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе ребенок освоит знания о ценности природы, приобретет опыт по сохранению природы и ее богатств, у него будет сформировано ответственное отношение к окружающей среде, грамотное экологическое сознание; в результате усвоения данного курса, детьми приобретаются знания о природе и взаимосвязях всех ее компонентов, способы правильного поведения на природе и в социальной среде.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие потенциала урока «Окружающий мир» для формирования бережного отношения к природе младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.