Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обществознание / компоненты содержания обществоведческого образования / ценности / ценностные отношения / функциональная грамотность / образовательный результат / основная школа / методика преподавания обществознания / social science / components of the content of social science education / values / value relations / functional literacy / educational result / primary school / methods of teaching social science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А.

Сформированность ценностей и ценностных отношений — важная составляющая в формировании личности, залог успешного включения личности в социум. Школьное образование в процессе формирования ценностей и ценностных отношений играет существенную роль. Особое место в этом процессе в силу своего особого потенциала в данном контексте занимает курс «Обществознание». В школьном курсе обществознания в качестве основных компонентов содержания выделяются три основных блока: «знаниевый», ценностно-нормативный и деятельностный. В статье отмечается, что ценностные отношения являются неотъемлемой частью процесса перехода знаний и умений, формируемых при изученииобществознания, на уровень их практического применения. Освоение обучающимися компонентов содержания обществоведческого образования, в том числе системы ценностей современного общества и ценностных отношений, обеспечивает формирование у них функциональной грамотности, что соответствует трендам развития современных образовательных систем и непосредственно предусмотрено требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2021 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF A SOCIAL STUDIES COURSE IN THE CONTEXT OF SHAPING STUDENTS᾿ VALUE ATTITUDES IN THE IMPLEMENTATION OF BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMMES

The formation of values and value relations is an important component in the formation of personality, the key to successful inclusion of the individual in society. School education plays an essential role in the process of formation of values and value relations. A special place in this process, due to its special potential in this context, is occupied by the course of social science. In the school course “Social Science”, three main blocks are distinguished as the main components of the content: the “knowledge” block, the value-normative block, and the activity block. The article notes that value relations are an integral part of the process of transition of knowledge and skills, formed in the study of social science, to the level of their practical application. Mastering the components of the content of social science education by students, including the system of values of modern society and value relations, ensures the formation of their functional literacy, which corresponds to the development trends of modern educational systems and is directly provided for by the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education, approved in 2021.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 73-85. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 6 (88). P. 73-85.

Научная статья УДК 372.83+37.017.7

doi: 10.24412/2224-0772-2022-88-73-85

ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Л.Рутковская

Елена Лазаревна Рутковская1, Анастасия Владимировна Половникова2, Андрей Александрович Сорокин3

1 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия 2' 3 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1 elena.rut@mail.ru

2 PolovnikovaAV@mgpu.ru

3 SorokinAA@mgpu.ru

Аннотация. Сформированность ценностей и ценностных отношений — важная составляющая в формировании личности, залог успешного включения личности в социум. Школьное образование в процессе формирования ценностей и ценностных отношений играет существенную роль. Особое место в этом процессе в силу своего особого потенциала в данном контексте занимает курс «Обществознание». В школьном курсе обще-ствознания в качестве основных компонентов содержания выделяются три основных блока: «знани-евый», ценностно-нормативный и деятельностный. В статье отмечается, что ценностные отношения являются неотъемлемой частью процесса перехода знаний и умений, формируемых при изучении

А. В. Половникова

А. А. Сорокин

© Рутковская Е. Л., 2022 © Половникова А. В., 2022 © Сорокин А. А., 2022

обществознания, на уровень их практического применения. Освоение обучающимися компонентов содержания обществоведческого образования, в том числе системы ценностей современного общества и ценностных отношений, обеспечивает формирование у них функциональной грамотности, что соответствует трендам развития современных образовательных систем и непосредственно предусмотрено требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2021 году.

Ключевые слова: обществознание, компоненты содержания обществоведческого образования, ценности, ценностные отношения, функциональная грамотность, образовательный результат, основная школа, методика преподавания обществознания

Для цитирования: Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Сорокин А. А. Потенциал курса обществознания в контексте формирования ценностных отношений обучающихся при реализации программ основного общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С.73-85. doi: 10.24412/2224-0772-2022-88-73-85.

Original article

THE POTENTIAL OF A SOCIAL STUDIES COURSE IN THE CONTEXT OF SHAPING STUDENTS' VALUE ATTITUDES IN THE IMPLEMENTATION OF BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMMES

Elena L. Rutkovskaya1, Anastasia V. Polovnikova2, Andrei A. Sorokin3 1 Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2> 3 Moscow City University, Moscow, Russia

1 elena.rut@mail.ru

2 PolovnikovaAV@mgpu.ru

3 SorokinAA@mgpu.ru

Abstract. The formation of values and value relations is an important component in the formation of personality, the key to successful inclusion of the individual in society. School education plays an essential role in the process of formation of values and value relations. A special place in this process, due to its special potential in this context, is occupied by the course of social science. In the school course "Social Science", three main blocks are distinguished as the main components of the content: the "knowledge" block, the value-normative block, and the activity block. The article notes that value relations are an integral part of the process of transition of knowledge and skills, formed in the study of social science, to the level of their practical application. Mastering the components of the content of social science education by students, including the system of values of modern society and value relations,

ensures the formation of their functional literacy, which corresponds to the development trends of modern educational systems and is directly provided for by the requirements of the Federal State Educational Standard for Basic General Education, approved in 2021.

Keywords: social science, components of the content of social science education, values, value relations, functional literacy, educational result, primary school, methods of teaching social science

For citation. Rutkovskaya E. L., Polovnikova A. V., Sorokin A. A. The potential of a social studies course in the context of shaping students' value attitudes in the implementation of basic general education programmes. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(6):73-85. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-88-73-85.

Введение

Говоря о назначении школьного обществознания, его основоположник Л. Н. Боголюбов подчеркивал: «Предмет ориентирован не на заучивание знаний для экзамена, а на активное их использование для практических нужд» [2, с. 139]. Исследователи отмечают, что развитие позитивных личностных качеств обучающихся в рамках учебного процесса возможно при ориентации процесса обучения на формирование функциональной грамотности: «Акцент на личностных достижениях обучающихся нацеливает на поиск условий и средств развития внутренней позиции личности на всех этапах онтогенеза» [1, с. 40].

Утверждение новой редакции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) — новый виток осмысления целевых установок и требований к образовательным результатам, которые должны стать навигатором в деятельности каждого педагога. Почему особо стоит выделить уровень основного общего образования? Речь идет об уровне образования, который является обязательным абсолютно для каждого в Российской Федерации. Завершение данного уровня образования приходится на возраст примерно 15-16 лет. Это важный период в становлении личности человека, время, когда он становится обладателем достаточно широкого круга полномочий, и с позиции его дееспособности. В силу обязательности основного общего образования сформулированные в ФГОС ООО требования обозначают нам образ выпускника образовательной организации, выходящего во взрослую жизнь.

Простой семантический анализ ФГОС ООО [11] позволил сделать

одно интересное наблюдение: при предъявлении требований в стандарте более 30 раз используются слова и словосочетания «ценность» / «ценности» / «ценностные отношения» / «ценностные ориентации» / «ценности и нормы». Это позволяет констатировать: формированию ценностей и ценностных отношений при реализации программ общего образования должно уделяться более чем серьезное внимание.

Цель статьи

Очевидно, что среди прочих образовательных факторов формирования ценностей и ценностных отношений школьное обществоведческое образование может играть серьезную роль. Насколько сегодня осознается данный потенциал курса обществознания самими участниками образовательных отношений? Какие элементы содержания курса должны работать на формирование ценностей и ценностных отношений? Что должно меняться в методике преподавания предмета обществознания, если речь идет си формировании ценностей и ценностных отношений в контексте; решеаияприореотатной еадачи формирования функциональной грамотности учащихся? Эти вепроеы стали предметом рассмотрения в данной ститте.

Методология и методы исследования

В основе статьи лежае представления о цеиносаном отношении как осознании значимости ттго или иного предмета, явленит для субъекта; о ценносте как элеменсе духовного общечеловеческогобогатства, которое индитеод имаетвазможность «присваивать себ е» [6, с. 179]; о типах ценностного отношения к миру вещей, явлениям природы; к людям, явлениям социума; к аамому себс [7].

Процеьс перехода знтний и умений, формаеруемыхпри изучении обществоанания, на уровеньих практического применения включает ценностное отношение (Рисунок 1).

Рисунок 1. Переход знаний и умений в область их практического применения

В. Н. Мясищев в своих исследованиях определил следующие уровни развития ценностного отношения: «условно-рефлекторный; конкретно-эмоциональный; конкретно-личностный; собственно-духовный» [7, с. 189].

В процессе обучения, в рамках которого осуществляется переход знаний и умений обучающихся в область их практического применения, на первый план выходят конкретно-личностный и собственно-духовный уровни ценностных отношений, характеризующие отношения обучающихся к природе, людям и явлениям социума, самим себе. Такие ценностные отношения делают человека способным «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [8, с. 35].

Способность решать жизненные задачи в различных ситуациях жизнедеятельности акцентирует в качестве важного образовательного результата ФГОС ООО 2021 года, включивший положения о функциональной грамотности, которую необходимо формировать на данной ступени [11].

Международное исследование PISA, направленное на выявление уровня сформированности функциональной грамотности учащихся и обращенное к 15-летним учащимся (именно в этом возрасте завершается основное общее образования и в нашей стране, и во многих других странах мира), задается вопросом: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [12]. Модель оценки функциональной грамотности, лежащая в основе данного исследования (Рисунок 2), предполагает, что выпускник основного общего образования должен научиться действовать в социуме, а обеспечивает это переплетение трех несущих составляющих: знаний, умений, отношений и ценностей [13].

Рисунок 2. Модель оценки функциональной грамотности учащихся

Особое место в процессе формирования ценностных отношений личности занимает курс обществознания. Науровнеосновного общего образования обществознание изучается в 6-9 классах. Л. Н. Боголюбов, основатель сложившегося в началевекановогокурса обществознания, в качествеосновных компонентов содержания выделялследующие: «1) „знаниевый" блок: фундаментальные научные знания; исторический опыт; сведения о современном состоянии и проблемах российского общества;региональный компонент;знания обосновных направлениях и задачах внутреннейи внешней политики Российской Федерации; языксоциально-экономическойи политическойкоммуникации;

2) ценностно-нормативныйблок:системагуманистических и демокра-тическихценностей;социальныенормы(нравственные и правовые);

3)деятельностный блок:модели деятельностипривыполнении типичных социальных ролей; предметные и надпредметныеумения; опыт творческого применения полученных знаний и умений» [10]. Ценностно-нормативный блок напрямую обращает наше внимание на ценности и ценностные отношения. В двух других блоках ценности и ценностные отношенияпроявляютсяболееопосредованно.

Ценностно-нормативныйблок каккомпонентсодержанияобщество-ведческогообразованияпозволяетвыстраивать ценностные отношения, коммуницировать с другими людьми, осуществлять оценкупроцессов и явленийобщественнойжизни.Содержаниеобществознаниясодейству-етформированию устойчивыхценностных отношений обучающихся, системы установок, в свете которых они воспринимают окружающую действительность и выбирают соответствующую модель поведения. Изучение курса «Обществознание» создает условия для получения опыта применения освоенных знаний и умений, формирующихся ценностных

отношений для выстраивания взаимодействия между людьми различных взглядов и убеждений; для определения моделей осознанного поведения в реальных общественных взаимоотношениях на основе значимых социальных ценностей и норм поведения, установленных законом.

Значительный потенциал для формирования ценностных отношений содержит важный компонент ценностно-нормативного блока — социальные нормы. Рассматривая их как особое средство социальной регуляции поведения, учащиеся знакомятся с набором требований и ожиданий, которые предъявляются обществом к человеку или социальной группе. Они узнают, что именно через соблюдение социальных норм осуществляются интеграция людей в общество, обеспечивается социальный порядок и стабильность. Содержание обществознания позволяет показывать обучающимся образцы социально одобряемого поведения, на основе изученных социальных норм создавать модели поступков, ориентированных на высокие ценности, и тем самым вносить вклад в формирование ценностных отношений личности обучающегося.

Содержание обществоведческого образования включает различные подходы, точки зрения, мнения, их обоснования, и все это базируется на определенных ценностных отношениях. В этой связи организация познавательной деятельности, учебного процесса, связанная с изучением обществознания, предполагает выражение своей точки зрения учащимися, выражение ими отношения к позиции другого человека; аргументацию и контраргументацию; выбор варианта поведения, действия, решения проблем с опорой на личные ценностные отношения.

Графически процесс формирования ценностных отношений в ходе изучения обществознания представлен на Рисунке 3.

Разговор с учащимися о системе ценностей начинается буквально с первых занятий, с первых тем и учебных заданий, в которых отражен данный компонент содержания обществоведческого курса. Уже в шестом классе предполагается серьезный разговор со школьниками в рамках темы «Человек — личность» о качествах личности.

Целая серия заданий может быть выстроена вокруг понятия «сильная личность». Наряду с созданием условий для освоения новых знаний задача педагога заключается в содействии тому, чтобы учащиеся поняли место ценностных отношений в характеристиках сильной личности. Это и анализ разных ситуаций, касающихся, например, физически сильного Петра, принципиальной Оксаны, заботливой и скромной Валентины,

доброго Олега) [3, с. 21-22]. Это и формулирование своего отношения к тезису «сильнаяличность никого не боится и добивается всего, чего хочет» [3, с. 21-22].

Рисунок 3. Формирование ценностных отношений в ходе изучения обществознания

Приизучении темыучащимсяможетбыть предложено выполнить задание проектного типа: школьникам дается набросокслайдак презен-тациипо теме«Личность», содержащийряд суждений. Ученики могут их скорректировать,изъять, добавить свои [9, с. 9].При подготовке слайда целесообразно опираться на весь спектр ценностных отношений личности: кприроде, людям исамому себе.

Всезадания, примерыкоторых данывыше,позволяют школьникам уже на уровне шестого класса выстраивать некую систему ценностей и ценностных отношений, как в формате требований к другим (в чем проявляется человек как личность; какие черты характерны для сильной личности); таки в процессе интериоризации отдельныхценностных отношений,«примеривании»этих ценностныхотношенийк самому себе.

Дляшестиклассников,например,актуальнычастовстречающиеся в их практике ситуации межличностных отношений, и эти ситуации становятся основой ряда учебных заданий. Рассмотрим одну из них. Подросткам предлагается проанализировать ситуацию, требующую решения дилеммы: герою ситуации хотелось бы пойти поиграть в футбол (его ждет школьная команда), но завтра контрольная по математике, и к ней надо готовиться [9, с. 53]. Что ему делать? Как поступить?

В качестве выхода из ситуации он может выбрать один из вариантов: принять помощь друга, который готов помочь ему подготовиться к контрольной и предлагает позаниматься вместе; остаться дома и готовиться к контрольной самостоятельно; решить на контрольной списать или прогулять контрольную и пойти играть в футбол. Рассматривая вместе с героем ситуации эти варианты, ученики выходят на осмысление серьезных ценностных отношений к учебе, дружбе, взаимодействию со сверстниками, к собственному поведению (включая проявление ответственности в ситуации возникшего ролевого конфликта между позицией члена футбольной команды и ученика, от которого ожидают определенных результатов на контрольной по математике).

С восьмиклассниками предлагается обсуждать уже более сложные ценностные отношения. Например, обучающимся предлагается ответить на вопрос о том, какого человека можно назвать бессовестным, является ли бессовестный человек личностью? Школьники также размышляют о последствиях собственного поведения как для окружающих, так и для них самих [4, с. 59]. Выполняя задание, подростки не просто рассматривают смысл понятия «бессовестный», они выходят на серьезный разговор о моделях поведения разных людей в обществе, оценивают различные варианты поведения при решении определенной проблемы, выражают собственную позицию по отношению к рассматриваемым ситуациями, обосновывают ее и тем самым фактически демонстрируют, проявляют собственные ценностные отношения.

При изучении правовой тематики, обращая внимание школьников на анализ правовых норм как важного регулятора общественных отношений, важно вырабатывать их позитивное ценностное отношение к нормам права. Делать это позволяют учебные задания. Например, обучающимся предлагается объяснить, почему правоведы называют первую главу Основного закона нашей страны «маленькой конституцией внутри большой конституции» [5, с. 78]. Близкие цели преследует выполнение еще одного задания: «Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?» [5, с. 140]. И еще один пример: задание проектного типа, предлагающее учащимся подготовить презентацию по теме «Я — гражданин России» [5, с. 125].

При создании презентации подросткам предлагается отобрать содержание и выстроить собственную логику представления с учетом не только освоенных знаний, но и ценностных отношений.

Остановимся на других компонентах обществоведческой подготовки, в которых формируются ценностные отношения: на моделях деятельности при выполнении типичных социальных ролей, а также опыте применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности.

Освоение моделей деятельности при выполнении типичных социальных ролей — это важнейший компонент содержания обществоведческой подготовки и ключевая составляющая процесса социализации личности, формирования ее функциональной грамотности. Речь идет о моделях осуществления таких типичных социальных ролей, как, например, роли гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя, волонтера, освоение которых предполагает формирование ценностных отношений.

Значительный потенциал формирования ценностных отношений связан и с другим компонентом содержания обществоведческого курса — опытом применения полученных знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Применение знаний и умений целесообразно рассматривать как особый этап их усвоения, на котором происходит процесс их интериоризации, закрепления и совершенствования. На этом этапе формирование ценностных отношений становится важным звеном в обеспечении перехода знаний и умений, осваиваемых при изучении обществознания, на уровень их практического применения в собственной жизнедеятельности. Примеры жизненных ситуаций, предъявляемых школьникам, отражают их расширяющиеся личные социальные практики.

Так, знакомство с ролью рационального потребителя предполагает выполнение задания, связанного с рассмотрением фрагмента инструкции грамотного финансового поведения, которую начал составлять выпускник одной из школ: «Финансово грамотный человек всегда помнит, что НЕЛЬЗЯ: 1) передавать деньги в организации, которые не обладают лицензиями на осуществление деятельности на финансовом рынке; 2) давать деньги в долг друзьям без расписки, поскольку это может привести к потере и денег, и друзей; 3) ... Какие пункты можно добавить в инструкцию? Продолжите ее написание» [4, с. 228].

Это задание можно выполнять индивидуально, парами, а можно и вместе, всем классом, и сопровождать выполнение обсуждением предлагаемых для включения в инструкцию формулировок. При этом уместно акцентировать внимание на ценностных основах отдельных положений инструкции. Например, в ходе разговора может возникнуть особое мнение по поводу второго пункта инструкции, содержащее мысль о том, что требование написать расписку будет воспринято как проявление недоверия к другу, обидит его, приведет к потере дружеских отношений. Учащимися может быть высказана мысль (и на ней имеет смысл остановиться) о том, что предложение оформить расписку должно, скорее, поступить от того, кто одалживает деньги, стать элементом его модели поведения с учетом его отношения к другу и дружбе как к важной для себя ценности. При дальнейшей работе над инструкцией в качестве приоритетных позиций учащиеся, вероятнее всего, укажут те, которые они уже приняли как наиболее значимые, наиболее важные, учитывающие их собственные ценностные отношения.

Обратимся к еще одному примеру задания: учащимся предлагается поразмышлять о возможной посильной помощи, которую они в качестве волонтеров готовы оказать первоклассникам из школы-интерната для детей-сирот [4, с. 146]. Моделируя свое поведение в заданной ситуации, примеряя на себя роль волонтера, которая сегодня все чаще входит в социальный опыт подростков, учащиеся будут предлагать определенные действия. Эти действия будут продиктованы множеством факторов (мальчик или девочка моделирует эту ситуацию, есть у него/нее опыт общения с ребятами из начальной школы или нет, понимает ли он/она специфику школы интерната для детей-сирот и т.д. Но одно очевидно: все моделируемые и предлагаемые действия будут выстраиваться на определенных ценностных отношениях и формировать новые.

Вывод

Таким образом, при изучении обществознания в 6-9-х классах существует возможность особое внимание уделять вопросам ценностей и ценностных отношений, органично включая эту работу в логику учебного процесса, осваивая вместе с обучающимися предметное содержание и целенаправленно организуя познавательную деятельность школьников. При организации познавательной деятельности обучающихся необходимо учитывать их личные достижения в процессе формирования ценностных

отношений, развивать у них позитивные личностные качества на основе освоения системы ценностей современного общества. Формирование ценностных отношений обучающихся в рамках изучения курса обществознания при реализации программ основного общего образования способствует решению одной из важнейших задач современного образования — успешной социализации подростков.

Список источников

1. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. 2017. № 3. С. 29-43.

2. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 256 с.

3. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. 159 с.

4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. 271 с.

5. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. 224 с.

6. Каган М. С. Философская теория ценностей [Электронный ресурс]. URL: https://logic-books.info/sites/default/files/kagan._filosofskaya_teoriya_cennosti.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

7. Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж: Модэк, 2003. 400 с.

8. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

9. Половникова А. В., Сорокин А. А., Саплина Е. В. Обществознание. Тематические контрольные работы. 6 класс: практикум. М.: Вентана-Граф, 2018. 61 с.

10. РутковскаяЕ. Л. Перечитывая Л. Н. Боголюбова: методические подходы к развитию функциональной грамотности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 7. С. 33-41.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/c2b2 d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения: 15.10.2022).

12. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 09.10.2022).

13. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (дата обращения: 22.09.2022).

References

1. Basyuk V. S. Lichnostnye rezul ' taty osvoeniya osnovnyh obrazovatel ' nyh programm obuchayushchi-misya v usloviyah realizacii FGOS obshchego obrazovaniya // Razvitie lichnosti. 2017. № 3. S. 29-43. [In Rus].

2. BogolyubovL. N. Obshchestvoznanie v sovremennoj shkole: aktual'nye voprosy teorii i metodiki. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2013. 256 s. [In Rus].

3. Bogolyubov L. N., Vinogradova N. F., Gorodeckaya N. I. i dr. Obshchestvoznanie. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2020. 159 s. [In Rus].

4. Bogolyubov L. N., Lazebnikova A. Yu., Gorodeckaya N. I. i dr. Obshchestvoznanie. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2020. 271 s. [In Rus].

5. BogolyubovL. N., Matveev A. I., Lazebnikova A. Yu. i dr. Obshchestvoznanie. 9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 2020. 224 s. [In Rus].

6. Kagan M. S. Filosofskaya teoriya cennostej [Elektronnyj resurs]. URL: https://logic-books.info/sites/ default/files/kagan._filosofskaya_teoriya_cennosti.pdf (data obrashcheniya: 15.10.2022). [In Rus].

7. Myasishchev V. N. Psihologiya otnoshenij. Voronezh: Modek, 2003. 400 s. [In Rus].

8. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla: sb. mat-lov / pod nauch. red. A. A. Leont'eva. M.: Balass, Izdatel'skij dom RAO, 2003. 368 s. [In Rus].

9. Polovnikova A. V., Sorokin A. A., SaplinaE. V. Obshchestvoznanie. Tematicheskie kontrol'nye raboty. 6 klass: praktikum. M.: Ventana-Graf, 2018. 61 s. [In Rus].

10. Rutkovskaya E. L. Perechityvaya L. N. Bogolyubova: metodicheskie podhody k razvitiyu funkcional'noj gramotnosti // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2020. № 7. S. 33-41. [In Rus].

11. Federal 'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/c2b2d-8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (data obrashcheniya: 15.10.2022). [In Rus].

12. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (data obrashcheniya: 09.10.2022).

13. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (data obrashcheniya: 22.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Е. Л. Рутковская — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования

А. В. Половникова — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права

А. А. Сорокин — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, профессор кафедры методики преподавания истории обществознания и права

Information about the author

E. L. Rutkovskaya — PhD (Education), Senior researcher at the Laboratory of social and humanitarian general education A. V. Polovnikova — PhD (Education), Associate professor, Professor at the Chair of history, social studies and law teaching methology

A. A. Sorokin — PhD (Education), Associate professor, Head of the Chair, Professor at the Chair of history, social studies and law teaching methology

Статья поступила в редакцию 17.10.2022; одобрена после рецензирования 31.10.2022; принята к публикации 03.11.2022. The article was submitted 17.10.2022; approved after reviewing 31.10.2022; accepted for publication 03.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.