Научная статья на тему 'Потенциал креативного пространства для развития творческой деятельности молодежи'

Потенциал креативного пространства для развития творческой деятельности молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
462
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие индустрии / молодежь / креативное пространство / арт-пространство / стимулирование творчества / творчество / creative industries / youth / creative space / art space / stimulation of creativity / creativity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипова Лидия Дмитриевна

Анализируется колоссальный воспитательный и образовательный потенциал, которым обладают творческие индустрии для самореализации молодежи. Рассмотрены проблемы самореализации молодежи. Выделены лучшие, по мнению автора, креативные пространства г. Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of art space for the development of creative activities of youth

The great educational and educational potential that creative industries sector have for the selfrealization of young people is analyzed. The problems of self-realization of youth are considered. The best creative spaces of St. Petersburg, according to the author, are highlighted.

Текст научной работы на тему «Потенциал креативного пространства для развития творческой деятельности молодежи»

УДК 338.467.6(470.23-25):316.61-053.6

Л. Д. Осипова

Потенциал креативного пространства для развития творческой деятельности молодежи

Анализируется колоссальный воспитательный и образовательный потенциал, которым обладают творческие индустрии для самореализации молодежи. Рассмотрены проблемы самореализации молодежи. Выделены лучшие, по мнению автора, креативные пространства г. Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: творческие индустрии, молодежь, креативное пространство, арт-пространство, стимулирование творчества, творчество

Lidiya D. Osipova

The potential of art space for the development of creative activities of youth

The great educational and educational potential that creative industries sector have for the self-realization of young people is analyzed. The problems of self-realization of youth are considered. The bestcreative spaces of St. Petersburg, according to the author, are highlighted.

Keywords: creative industries, youth, creative space, art space, stimulation of creativity, creativity

В условиях реализации новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики и модернизации современных культурных пространств, креативные индустрии обладают колоссальным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей личности молодежи. Самореализация личности может произойти только в процессе активной деятельности. Активная деятельность порождается внутренней мотивацией. Так, у мотивированного подростка единственным актуальным препятствием является место и способы реализации в современном мире. У него создается ощущение, что взрослые могут свободно себя реализовывать в работе и личной жизни, а также не иметь проблем с финансированием и местом реализации. Для молодежи найти подобное место намного сложнее: оно должно быть современным и соответствовать запросам молодого человека, способствовать раскрытию творческого потенциала без существенных финансовых вложений.

Одним из таких мест для жителя крупного города становятся «креативные пространства», которые открываются везде - от центра до окраин. Повсеместно видна их реклама, практически каждый житель слышал хотя бы о некоторых выставках, концертах, театральных поста-

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity новках на их территории. Отличительной особенностью мероприятий является ориентир на современность и креативность в реализации. Неудивительно, что такие пространства пользуются все большей популярностью у молодого поколения. Так в креативных пространствах можно попасть на современные выставки граффити, фестиваль ежей, баттл скрипок или же арт-дегустацию глинтвейна. Молодежь в этих пространствах привлекает свобода, интересный лофтовый дизайн, многообразие культурных мероприятий и необычных творческих магазинов. Это привлекательное место, в котором можно интересно и качественно провести досуг.

Помимо организации досуговой деятельности, одной из задач современного креативного пространства является работа с потенциалом для развития творческого мышления и творческой самореализации молодежи. При этом отличительной особенностью таких пространств является их месторасположение: творческие кластеры располагаются в самых удобных местах, как для посетителей, так и для организаторов. Чаще всего это центр города, недалеко от станций метрополитена. Так, знаменитое лофт-пространство Санкт-Петербурга «Этажи» находится всего лишь в 3 минутах ходьбы от метро «Литовский проспект». Важно также, что именно в креативных пространствах концентрируются творческие люди, которые способны совместно развивать свои идеи, превращая их в интереснейшие проекты - «важнейший инструмент объединения людей и достижения социального согласия в обществе»1.

Почему же трендом XXI века для молодежи стала самореализация? Конечно, подростки прошлых времен также были заинтересованы в успешном окончании школы, поступлении в институт и дальнейшем трудоустройстве на интересную работу. Кто-то из них посещал кружки робототехники, другие хотели самостоятельно научиться шить куклы для детских театров, но у большинства подростков потребности в реализации собственных проектов все-таки не было.

В связи с этим следует обратить внимание на такой феномен, как «самоопределение», которое исследователи предлагают рассматривать как одно из «особых личностных новообразований» в психологии раннего юношеского возраста, которое «конкретизируется в новой, общественно значимой позиции»2. Интерес к обучению и развитию интеллекта у подростков прямо связан с процессом самосовершенствования, то есть стремлением повысить свой уровень знаний, чтобы стать по-настоящему интересным человеком для общества3. Молодежь характеризуется пребыванием в переходном периоде. Подростки еще не взрослые, но и назвать детьми их становится все сложнее. От рас-

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

крытия творческого потенциала, а также от понимания своих возможностей напрямую зависит поведение и настрой человека уже во взрослом возрасте. Подросток, которому говорят, что у него ничего не получится, скорее всего, уже став взрослым, будет бояться начинать что-то новое и не сделает шаг навстречу к своей мечте, тем самым ограничив свой творческий потенциал. В благоприятных условиях, видя возможности для реализации и поддержку, он обязательно будет стремиться к достижению своей цели. Именно поэтому подростку необходимы понимающие его близкие люди, современное образование и доступное творчество. От каждого из этих компонентов зависит возможность раскрытия личности. Но, к сожалению, одно осознание возможности не будет синонимом успешной творческой самореализации. Современный мир не всегда дает такую возможность и потому возникает ряд проблем самореализации, среди которых для молодежи следует выделить:

1. Несоответствие социальным требованиям. Часто оказывается, что картинки желаемого и действительного значительно отличаются. Нередко молодой человек стоит перед непростым выбором: прибыльная карьера или не сулящая богатства мечта. Для многих приоритетен первый вариант, но ведь человек может реализовать себя и в воспитании детей, сохранении семьи, хобби и др.

2. Отсутствие социальных ориентиров. В молодом возрасте достаточно сложно определиться с адекватными социальными ориентирами: родители предлагают одно, педагоги - нередко другое, а сверстники - третье. Поэтому выбор ценностей, целей и своего профессионального пути часто определяется некими обстоятельствами, а не способностями и желаниями самого индивида.

3. Сокращение социальных программ. Данная проблема прямо связана с необходимостью иметь базовое понимание деятельности, которое приводит подростка к желанию познать ее глубже. Так, человек, ни разу не державший в руке кисть, вряд ли захочет стать художником. А тот, кто впервые услышал термин «нейрохирургия», - нейрохирургом. На наш взгляд, современный мир предлагает недостаточно программ, разъясняющих молодому человеку специфику и возможности конкретной деятельности. Это неизбежно затрудняет правильный профессиональный выбор.

4. Нравственно-духовный хаос, связанный с развитием современных коммуникационных технологий. С одной стороны, это благо, способное сделать жизнь молодого человека обширнее и интереснее, а самореализацию - доступнее. С другой, СМИ, интернет и компьютерные игры имеют пагубное влияние на мозговую деятельность

Section 2. Creative industries in the space of social and cultural creativity подростка. У того, кто «просиживает в интернете» по 8 часов в день, появляется ложное ощущение, что он занят важной и активной деятельностью, благодаря чему пропадает энергия на самореализацию4. Поэтому крайне важно создание благоприятных условий для самореализации молодежи.

Традиционно в Санкт-Петербурге проводится огромное количество мероприятий на базе креативных пространств города. Наличие больших пространств, как под открытым небом, так и внутри помещений позволяют осуществлять проекты разного масштаба и уровня в любое время года. Летом особой популярностью пользуются события на открытых площадках: жители и гости города наслаждаются теплой и солнечной погодой, которая редко радует петербуржцев. Так, ежегодный фестиваль ВКонтакте собирает колоссальную аудиторию, насчитывающую более 600 000 человек. Несколько лет назад именно в Санкт-Петербурге зародилась традиция организации GeekPicnic, акцент которого строится на демонстрации оригинальных студенческих разработок. Сейчас это событие вышло за пределы Северной столицы и проводится не только в других городах России, но и за рубежом.

Подобная богатая палитра событий способствовала формированию группы активистов, вокруг которых собираются представители творческих индустрий. Несколько центров активностей представителей творческих индустрий Санкт-Петербурга нередко не связаны между собой, но пересекаются по целевой аудитории. Среди действующих креативных кластеров Санкт-Петербурга следует выделить5: «Этажи», «Новую Голландию», «Эрарту», «Пушкинскую 10».

Стоит обратить внимание на то, как молодежь находит эти пространства. Самым популярным ресурсом являются социальные сети, в которых представлено каждое из них. Именно они демонстрируют «визуал», завлекают своей атмосферой, публикуют анонсы предстоящих мероприятий, проводят различные конкурсы. Это позволяет каждому «наблюдателю» посредством социальных сетей сформировать свое представление о деятельности пространства. Без социальных сетей, развитие креативных пространств в современном мире было бы затруднительно. Не следует забывать, что часто такие пространства могут находиться на бывших производственных площадках, в заброшенных зданиях. Социальные сети объясняют тематику кластера, его расположение и основную задумку, популяризируют афишу мероприятий и проводимых конкурсов.

Социальные сети помогли показать, что креативное пространство - место для реализации, обладающее особой энергетикой. Лофто-

_Раздел 2. Творческие индустрии в пространстве социально-культурного творчества_

вый стиль, необычные идеи, творческие люди - все это отличительные особенности таких пространств. Наконец, помимо творческой деятельности все креативные пространства могут предложить аренду помещения за небольшую оплату, а это - реальная помощь для молодых предпринимателей.

Креативные пространства имеют колоссальный потенциал для развития творческой деятельности молодежи, объединяя «творческий труд, культурную ценность и интеллектуальную собственность -главные ресурсы экономики будущего»6. Именно они открывают мир и могут помочь максимально реализоваться молодежи, что является актуальным для всего молодого поколения. Для творчества нет границ, именно поэтому креативные пространства все больше набирают популярность в Санкт-Петербурге и других городах России.

Примечания

1 Востряков Л. Е. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, В. А. Кавера // Культура и образование. 2019. № 2. С. 88.

2 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 24-35.

3 Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 592 с.

4 Самореализация молодежи в социуме. Достижения, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19-20 ноября 2009 г. Самара: ООО «Изд-во АсГард», 2009. 527 с.

5 Креативные кластеры Санкт-Петербурга // Сетевое издание КУДАГО. Санкт-Петербург. URL: https://kudago.com/ (дата обращения: 06.11.2022).

6 Востряков Л. Е. Штрихи к портрету будущего менеджера социально-культурной деятельности / Л. Е. Востряков, Л. В. Полагутина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 9-2. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.