Педагогические науки Pedagogical Sciences
УДК 379.8
Уколова Татьяна Викторовна
Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи г. Сочи, Россия [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ КИНОКЛУБА В ПРОДВИЖЕНИИ ИДЕАЛОВ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена возможностям такого формата воспитательной работы как киноклуб в сфере продвижения физической культуры, идеалов спорта и здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде. Отмечена важность формата киноклуба для школьников как эффективного средства продвижения этих идей и ценностей. В статье даются рекомендации по организации киноклуба на базе образовательного учреждения, его материальной и методической базы. Большое внимание уделяется подборке фильмов: рассматриваются конкретные примеры художественных и документальных картин, затрагивающих исторический, социологический, воспитательный контексты, расширяющих кругозор, актуализирующих знания из школьной программы. Дана структура киноклуба. Показано, что перспективной формой работы киноклуба может стать съемка видеоролика или репортажа о развитии того или иного вида спорта.
Ключевые слова: медиаобразование, киноклуб, физическая культура и спорт, культурологическая интерпретация
Для цитирования: Уколова Т.В. Потенциал киноклуба в продвижении идеалов спорта и здорового образа жизни среди старшеклассников. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. № 5. с.36-42.
Tatiana V. Ukolova
Children's additional skills and activities municipal training center «Hosta»
Sochi, Russia [email protected]
CINEMA CLUB OPPORTUNITIES TO PROMOTE SPORTS IDEALS AND HEALTHY LIFESTYLE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS
Annotation. The article is devoted to the possibilities of such a format of educational work as a film club in the field of promoting physical culture, the ideals of sports and a healthy life in adolescence and youth. The author notes the importance of the format of
the cinema club for schoolchildren as an effective means of promoting these ideas and values. The article gives recommendations on the organization of a film club on the basis of an educational institution, its material and methodological base. Much attention is paid to the selection of films in the article: specific examples of art and documentary films, their educational potential are considered.
Key words: media education, cinema club, sport, physical education, cultural interpretation
For citation: Ukolova T.V Cinema club opportunities to promote sports ideals and healthy lifestyle among high school students. Pedagogy: history, prospects. 2019. Vol. 2. no. 5. PP. 36-42. (In Russ., Hbstr. in Engl.).
Под словосочетанием «здоровый образ жизни» сегодня понимают такой образ жизни, который основан на принципах нравственности, рационально организован, «активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье» [1]. Здоровый образ жизни, занятия различными формами физической активности выступают не только как средства физического развития молодого поколения, но и укрепление собственного здоровья, а также повод для молодых людей провести время вместе, пообщаться, проявить социальную активность, форма досуга, которая способна влиять на авторитет и положение в обществе, трудовая совместно организованная деятельность. При занятии различного рода физическим трудом развивается личность молодых людей, внешность, их взгляд на мир, нравственные идеалы и ценности.
Согласно Закону, важной составляющей здорового образа жизни выступают высокие моральные, нравственные и этические ценности человека [1].
Большим потенциалом в работе продвижения физической культуры и развития в среде подростков и молодежи выступает киноискусство. Имеется в виду целенаправленная деятельность по распространению знаний в этой области. Фильмы о спорте дают понять, какой большой потенциал открывает этот вид деятельности новому поколению молодежи для всестороннего развития, ставит перед ним вызовы и задачи, открывает перспективы в будущем. Используя такое средство досуга как просмотр фильма, подростки и молодые люди обращают внимание насколько привлекательна физическая культура и спорт и, как следствие, видят его альтернативой как пагубному влиянию вредных привычек, так и просто сидячему, пассивному образу жизни.
Эффективной моделью сохранения идеалов спорта и здорового образа жизни, на наш взгляд, выступает работа киноклуба. Такой вид досуга вполне реально создать на базе любой общеобразовательной школы, а тем более для этого вполне подойдут учреждения дополнительного образования, ссузов, вузов и т.п. Базой для Проекта киноклуба для этой группы людей могут стать принципы эстетической теории медиаобразования и отечественные традиции кинообразования.
Поскольку в современной школе кино может быть частью учебного процесса, это может быть и как факультативные (элективные, специальные) курсы. Кино может быть внедрено в творческую работу педагогов дополнительного образования (кружки, студии и т.п.). Для этого необходимо овладевать знаниями и способами кинообразования, теорией медиаобразования.
В качестве примера функционирования современного медиапроекта по приобщению школьников искусству кино хотелось бы обратиться к опыту работы киноклуба «Кислород», который действует с 2009 года в МБУ ДО Центре дополнительного образования «Хоста» и на базе МОАУ Гимназии № 8 г. Сочи. Главная цель работы киноклуба «Кислород» - содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности, а также приобщение старшеклассников к тому факту, что необходимо понимать язык кино, связывать с литературным контекстом, этому может способствовать мировая художественная культура.
Занятие в киноклубе может проходить в виде лекции, беседы, дискуссии. На практических занятиях педагоги могут обучать школьников написанию эссе, статей и рецензий. Также возможны выездные занятия, где будут иметь место спортивные и оздоровительные мероприятия, кинофестивали спортивной тематики.
Организовать занятия - означает собрать зрителей в кинозале и показать кино. Для этого необходим ряд условий, максимально приближенных к стандарту - классическая демонстрация фильмов в зале для показа кино. Чтобы обеспечить качественный показ фильма в школе, ссузае, вузе, доме культуры, центре дополнительного образования необходим кабинет или актовый зал с затемненными шторами, жалюзи и т.д. Это можно сделать при наличии следующего оборудования: компьютера с DVD приводом; стереофонических колонок; экрана (стационарного или переносного); мультимедиапроектора; а также коллекции фильмов на DVD или другом носителе. Педагогом совместно с посетителями важно также заняться сбором собственной коллекции фильмов на DVD такой, чтобы соответствовала учебной тематике, основу содержания могут составлять лучшие произведения мирового художественного кинематографа, которые затрагивают спортивные темы и продвигают идеалы здорового образа жизни. Важно распределить и согласовать время показа согласно учебно-тематическому плану.
Привлекать учащихся к просмотру фильмов и мультфильмов, в которых затрагивается тематика здорового образа жизни и спорта, можно с любого возраста. Однако полнометражные фильмы рекомендуется показывать, начиная с 14-летнего возраста. Не только из-за сложной структуры фильма, но и потому что выдержать полуторачасовой фильм младшему школьнику сложно. Поэтому младшим школьникам и учащимся младшего подросткового возраста уместно рекомендовать короткометражные ролики и фильмы.
Приведенные ниже примеры полнометражных фильмов рекомендуются для 1976 г.), «Кто-то там наверху любит меня» (реж. Роберт Уайз, 1953 г.), «Гений дзюдо» (реж. Сэйитиро Утикава, 1965 г.), «Матч» (реж. Андрей Малюков, 2012 г.), «Вспоминая Титанов» (реж. Боаз Якин, 2000 г.), «Гол!» (реж. Дэнни Кэннон, 2005 г.) и др.
В Советском союзе кино выступает важным и необходимым элементом в огромной работе по просвещению здорового образа жизни. Это было главное условие для того чтобы поддержать здоровье людей. Широко распространились научно-популярное кино и киножурналы просветительского направления. Они информировали людей о том, как нужно правильно питаться, как важны профилактические медицинские обследования, как соблюдать сбалансированный режим рабочего времени и отдыха.
Тема спорта стала популярной. В стране стали снимать документальные и художественные фильмы как о различных видах спорта, так и об отдельных спортсменах. Среди них выделялись фильмы об альпинизме «Вертикаль», в которой главную роль сыграл Владимир Высоцкий, «Восьмое чудо света» - о баскет-
больной, а «Путь к медалям» о волейбольной игре, «Выше радуги», где показаны прыжки в высоту с шестом, «Укротители велосипедов» о велосипедных гонках, «Миг удачи» и «Сын чемпиона» снят в горах с лыжами, «Фаворит» и «Ипподром» о спорте, связанном с лошадьми, «Я буду ждать» - фильм о дзюдоистах, в «Королевская регате» и «Легкой воде» показаны профессиональные гребцы, в «Фантазии на тему любви» - фигурное катание. И еще интересны такие фильмы о спорте как «Вратарь», «Третий тайм», «Удар! Еще удар!» - о футболе, «Капабланка», «Гроссмейстер», «Белый снег России» - про шахматистов, «Куколка» про гимнастов, а также фильмы общей спортивной тематики - «Спорт, спорт, спорт» и др. Все эти фильмы могут храниться в кинотеке киноклубе, созданной самими участниками процесса создания и просмотра и обсуждения кинофильмов. Зачастую эти фильмы затрагивают не только спортивные, но и общечеловеческие проблемы, что также способствует воспитательному процессу подростково-юношеской аудитории.
Большую роль в этой связи сыграло документальное кино, картины о характерах спортсменов, их становлении как личностей, как профессионалов, о их судьбе и трудностях, закаливших этот характер. Фильмы о паралимпийцах и людях с инвалидностью, живущих спортом.
После того как успешно прошли Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 г. в России большим потенциалом стали обладать фильмы
Олимпиаде в г. Сочи, Олимпиаде 1980 года в г. Москве. Такими фильмами не только вдохновляются ребята на занятии спортом, но с их помощью развиваются патриотические чувства, а также чувства гордости за страну, в которой живем.
Огромное впечатление на участников киноклуба «Кислород» произвел фильм документалиста Сергея Мирошниченко «Кольца мира» об Олимпиаде в Сочи, посмотренный на российском кинофестивале «Кинотавр». Поразили воображение ребят удивительной красоты кадры, музыка композитора Ильи Демуцкого, истории спортсменов - не только победителей игр и призеров, но и тех, для кого эти игры стали чем-то большим, чем медали и результаты.
Молодым людям, подросткам нравятся фильмы о таких спортсменах, которые стали великими и выдающимися, в частности, это боксеры, футболисты, хоккеисты, автогонщики, шахматисты - Пеле, Марадона, Айртон Сенна, Мохаммед Али, Бобби Фишер, Валерий Харламов и другие. Такие фильмы, скорее, окажут воспитательный эффект как примеры силы духа, проявления воли и характера в трудных жизненных ситуациях.
За последние несколько лет можно отметить новую тенденцию в отечественном кинематографе - появление целой плеяды фильмов о спорте и чемпионах, среди которых есть, как более слабые картины, от показа которых, на наш взгляд, стоит воздержаться (например, «Игра», 2008 г., «Чемпионы», 2014 г., «Лед», 2017 г.), так и очень качественные - с хорошими актерскими работами, достойного художественного уровня - к примеру, фильмы «Движение вверх» (2017 г.) и «Тренер» (2018 г.).
Также и в зарубежном кино регулярно выходят фильмы о самых разных видах спорта: «Играй, как Бэкхем» (2002 г.), «Человек, который изменил все» (2011 г.), «Тоня против всех (2017 г.), «Ford против Ferrari» (2019 г.). Однако педагогу или руководителю киноклуба к их показу следует относиться крайне избирательно, несмотря на зачастую высокое художественное качество этих картин, из-за взрослой тематики и, как следствие, возрастного рейтинга ленты.
Завершается просмотр фильма в киноклубе обсуждением. Это ключевой момент. Ребятам дается время на высказывание своего мнения об увиденном, услышанном. Они должны иметь возможность делиться впечатлениями и эмоциями, при этом учиться слушать и слышать других выступающих. Также все делятся своими интересами и тем, кто каких успехов достиг в спорте . Например, научной базой методики преподавания в киноклубе «Кислород» ЦДО «Хоста» является культурологическая интерпретация. Испольуя культурологический контекст интерпретации любое произведение искусства раскрывает свои глубинные культурные смыслы, возможно раскрытие и экзистенциальных представлений, каждое из которых расширяет и увеличивает пространства восприятия фильма, книги или социокультурного факта. Например, такие картины как «Третий тайм» (1962 г.), «Матч» (2012 г.), «Два тайма в аду» (1963 г.) имеют еще и просветительское значение. В основе фильма «Третий тайм» режиссера Евгения Карелова лежит реальная жизненная ситуация, сложившаяся во время футбольного матча между немецкими футболистами и советскими военнопленными, бывшими «Динамовцами». Это событие состоялось в г.Киеве в 1942 году в июне месяце. Немцы поняли, что проигрывают и поставили условие: проиграть либо умереть. Советским футболистам была обещана свобода в том случае, если они уступят ... [3]. «Третий тайм» - первый художественный фильм об историческом «матче смерти» - был снят к 20-летию трагического матча. Фильм «Матч» с Сергеем Безруковым в главной роли также был снят на основе этого исторического события. Похожий сюжет мы встречаем в венгерском фильме Зотлана Фабри «Два тайма в аду»: во время Второй мировой войны в оккупированной немцами Венгрии исправительно-трудовому лагерю, состоящему из венгров, предлагают организовать футбольную команду и сыграть против команды немецкой армии в игре приуроченной ко дню рождения Гитлера. Лидером венгерской команды становится бывшая звезда футбола Оноди Второй по прозвищу Дио. Футбол для него - нечто святое... [4]. Подобные фильмы затрагивают исторический, социологический, воспитательный контексты, расширяют кругозор, видение мира, актуализируют знания из школьной программы.
Одними из перспективных формами работы в киноклубе могут выступать видеосъемка ролика или небольшого репортажа о том, как развивается тот или иной вид спорта в регионах (городах, поселках, областях), о спортсменах, учителях или тренерах. Очень актуальными среди молодежи становятся такие видеоролики и видеоклипы, которые рассказывают о том, как пагубно влияют вредные привычки. Их снимают в виде юмористических картин. Такие видеоролики могут быть распространены в социальных сетях, видеопорталах, их показывают в образовательных учреждениях, отправляют на различные конкурсы.
На такой ролик, который сняли сами подростки и молодежь, быстрее всего откликаются ровесники. Как уже было замечено ранее, кино в рамках киноклуба для современных молодых людей выступает инструментом просвещения в аспекте межнационального и межконфессионального общения и сотрудничества [6].
Как заметил О.А. Баранов [Баранов, 1979] «оптимальной структурой разветвленной системы кинообразования может стать именно структура киноклуба, куда входят следующие направления:
• познавательное (кинокружок, кинофакультатив);
• организационно-техническое (киномеханик, фотограф, радист,
• светотехник и т.д.);
• исследовательское и пропагандистское (рецензент, корреспондент,
• лектор, руководитель кружка, активист киномузея и кинобиблиотек,
• стенгазет, ведущий викторины, вечера, дискуссии, конференции и т.д.);
• творческое (актер, сценарист, художник, музыкант, персонал любительской студии - режиссер, оператор, монтажер, звукооператор, лаборант» и т.д.) [7, С.13].
Мы уверены, что стремления киноклубов в продвижении спорта и в развитии патриотических чувств у молодого поколения имеет смысл использовать в воспитательной и общественной работе в школах, ссузах, вузах и других образовательных учреждениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Долотенкова О.В. Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ) [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru/articles /628392/
2. Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ/ Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. // Москва, Кремль, 4 декабря 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html.
3. Третий тайм, 1963 г. / https://www.kinopoisk.ru/film/42285/
4. Два тайма в аду, 1963 г. / https://www.kinopoisk.ru/film/75684/
5. Уколова Т.В. Школьный киноклуб как технология воспитательной и информационной работы с подростками и молодежью // Современные информационные технологии в работе с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация. В 2 томах. Том 2 // Материалы Международной научно-практической конференции. - 16 - 18 сент. 2010 г. Москва.
6. Уколова Т.В. Киноклуб как метод межнационального общения и воспитания патриотизма у молодежи / Электронный Журнал Вопросы Интернет Образования. No129, декабрь 2014 г. http://vio.uchim.info/Vio_129/cd_site/articles/title.htm URL:http://vio.uchim.info/
7. Федоров А.В. О.А. Баранов: от киноклуба - к университету // Искусство и образование. М., 2004. No2. С. 58 - 66.
8. «Институт философии НАН Беларуси» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ: управление знаниями в контексте задач социально-экономической модернизации Материалы Второй международной научной конференции, г. Минск, 12-13 ноября 2015 г. http://philosophy.by/wp-content/store/conf-2015-11-12.pdf#4-Т. В. Уколова. Киноклуб как метод продвижения идеалов спорта и здорового образа жизни.. стр. 357 - 358.
REFERENCES
1. Dolotenkova OV Psychological features of a healthy lifestyle (HLS) [Electronic resource]. URL: http: //festival.1september.ru/articles / 628392 /
2. The Federal Law on Physical Culture and Sports in the Russian Federation / Adopted by the State Duma on November 16, 2007. Approved by the Federation Council on November 23, 2007 // Moscow, Kremlin, December 4, 2007 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html.
3. The third half, 1963 / https://www.kinopoisk.ru/film/42285/
4. Two halves in hell, 1963 / https://www.kinopoisk.ru/film/75684/
5. Ukolova T.V. School film club as a technology of educational and informational work with adolescents and youth / / Modern information technologies in working with youth: pedagogy, psychology, management and communication. In 2 volumes. Volume 2 // Materials of the International scientific-practical conference. - September 16 - 18 2010 Moscow.
6. Ukolova T.V. Cinema club as a method of interethnic communication and the education of patriotism among youth / Electronic Journal of Internet Education. No129, December 2014 http://vio.uchim.info/Vio_129/cd_site/articles/title.htm URL: http: //vio.uchim.info/
7. Fedorov A.V. O.A. Baranov: from the cinema club to the university / / Art and Education. M., 2004. №2. PP. 58 - 66.
8. «Institute of Philosophy of the NAS of Belarus» INTELLECTUAL CULTURE BELA-RUSI: Knowledge Management in the Context of the Problems of Socio-Economic Modernization Materials of the Second International Scientific Conference, Minsk, November 1213, 2015 http://philosophy.by/wp-content/store/conf-2015-11-12.pdf#4 - T.V. Ukolova. Cinema club as a method of promoting the ideals of sport and a healthy lifestyle . PP. 357 - 358.
Информация об авторе: Уколова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО Центр дополнительного образования «Хоста», руководитель творческого объединения «Киноклуб «Кислород»
https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/776-kinoklub-kislorod
член Союза журналистов России, участник Сочинской лаборатории видео-арта
http://cdod-hosta.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii/obrazovatelnye-
standarty/programmy-sotsialno-pedagogicheskoj-napravlennosti/tvorcheskoe-
obedinenie-kinoklub-kislorod/
г. Сочи, Россия
Поступила: 01.10.2019 После доработки: 18.10.2019 Принята к публикации: 27.10.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Tatyana V. Ukolova, teacher of continuing education MBU DO Center for Further Education «Hosta», head of the creative association «Cinema Club «Oxygen»
https: //xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/776-kinoklub-kislorod
Member of the Union of Journalists of Russia, member of the Sochi Video Art Laboratory
http://cdod-hosta.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii/obrazovatelnye-
standarty/programmy-sotsialno-pedagogicheskoj-napravlennosti/tvorcheskoe-
obedinenie-kinoklub-kislorod/
Sochi, Russia
The paper was submitted: 01.10.2019
Received after reworking: 18.10.2019
Accepted for publication: 27.10.2019
The author have read and approved the final manuscript.