Научная статья на тему 'Использование медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба'

Использование медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИНОКЛУБ / MEDIA EDUCATION / MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CINEMA CLUB

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Лариса Петровна

В статье анализируется опыт применения медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба. Показаны конкретные приемы, использованные в обсуждении фильмов, позволяющие углублять понимание конкретных фильмов курсантами и добиваться осознания психологических механизмов воздействия киноискусства на зрителей. Подчеркивается значение психологического киноклуба в личностном и нравственном развитии курсантов, формировании их профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Media Educational Technologies on the Cadets Psychological Cinema Club

The article analyzes the experience of using media educational technologies on the cadet psychological cinema club. The specific techniques used in the discussion of films, allowing to deepen the understanding of specific films by cadets and to achieve awareness of the psychological mechanisms of the impact of cinema on the audience. The importance of psychological cinema club in personal and moral development of cadets, formation of their professional identity is emphasized.

Текст научной работы на тему «Использование медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ Л.П. КАЗАКОВА. 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ КУРСАНТСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА

THE USE OF MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON THE CADETS PSYCHOLOGICAL CINEMA CLUB

ЛАРИСА ПЕТРОВНА КАЗАКОВА,

Старший преподаватель кафедры психологии Военного университета Министерства обороны РФ, кандидат психологических наук Email: kazakovaLP@yandex.ru

LARISA PETROVNA KAZAKOVA,

senior lecturer, Department of psychology Military University of the Russian Defence Ministry, Moscow, PhD in Psychological Email: kazakovaLP@yandex.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Л.П. КАЗАКОВА. Использование медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 91—93.

Аннотация. В статье анализируется опыт применения медиаобразовательных технологий на занятиях курсантского психологического киноклуба. Показаны конкретные приемы, использованные в обсуждении фильмов, позволяющие углублять понимание конкретных фильмов курсантами и добиваться осознания психологических механизмов воздействия киноискусства на зрителей. Подчеркивается значение психологического киноклуба в личностном и нравственном развитии курсантов, формировании их профессиональной идентичности.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразо-вательные технологии, киноклуб

Annotation. The article analyzes the experience of using media educational technologies on the cadet psychological cinema club. The specific techniques used in the discussion of films, allowing to deepen the understanding of specific films by cadets and to achieve awareness of the psychological mechanisms of the impact of cinema on the audience. The importance of psychological cinema club in personal and moral development of cadets, formation of their professional identity is emphasized.

Key words: media education, media educational technologies, cinema club

Одной из важнейших задач обучения и воспитания курсантов высших учебных заведений является освоение ими разнообразных компетенций, которые позволят выпускнику ориентироваться в возрастающем потоке информации, преодолевать информационные риски, эффективно применять информацию для профессионального и личностного развития [1]. С особой остротой встает в настоящее время вопрос о необходимости включения медиа образовательных практик и технологий в вузовское обучение.

По определению А.В. Федорова, медиаобразование — это «процесс образования и раз-

вития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [2].

Медиаобразование также включает в себя кинообразование. Киноклубы и кинолектории стали очень популярны как в школьном, так и в вузовском образовании. В Военном университете действует «Психологический киноклуб», участниками которого являются курсанты ВУ,

№ 2I2019

91

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

будущие военные психологи, студенты и курсанты других вузов Москвы. На занятиях киноклуба проводится обсуждение фильмов различной тематики, отличающихся остротой нравственного конфликта героев фильма, сложностью психологического содержания, побуждающих зрителей к самопознанию и размышлению.

Участники киноклуба, преподаватели и курсанты, предлагают к просмотру фильмы, имеющие для них личностный смысл. Благодаря этому на заседаниях киноклуба создается атмосфера заинтересованности и искренности, исключается формализм в подходе к художественному произведению.

При подготовке к проведению киноклуба ведущий изучает источники по теме заседания, включая опыт обсуждения данных фильмов, например, в липецком клубе любителей авторского кино «Ностальгия» (Ьйр://к1иЬ-по81а^а. ucoz.eom/forum/4—225—1).В ходе заседаний психологического киноклуба курсантам представляется возможность самостоятельно прийти к важным выводам. Ведущий киноклуба редко прибегает к монологическим формам, отдавая инициативу участникам. Работа становится действительно интерактивной, и выводы курсантов и преподавателей дополняют друг друга. Исследователи [3] также отмечают важную роль интерактивных диалоговых методик в процессе формирования нравственных ценностей молодых людей.

Медиа педагоги отмечают, что школьники и студенты далеко не всегда глубоко понимают кинофильмы, ориентируясь лишь на сюжетную линию. Часто вне зоны внимания молодых зрителей остаются другие художественные особенности кинопроизведения. Между тем, курсанты, которым после выпуска предстоит психологическая и воспитательная работа с личным составом, должны хорошо разбираться в выразительных средствах кино и других видов искусства для того, чтобы грамотно организовать воздействие в подразделении.

В связи с этим на занятиях психологического киноклуба происходит не только обмен мнениями участников, но и рассматриваются выразительные средства создания кинообраза, анализируется аудиовизуальный язык кино.

В качестве примера можно привести ме-диаобразовательные технологии, использованные в ходе заседаний психологического киноклуба, посвященных фильмам А. Тарковского. Последовательно, в течение месяца

курсанты знакомились с фильмом «Сегодня увольнения не будет» (1958), курсовой работой А. Тарковского и А. Гордона; и первой полнометражной лентой А. Тарковского — «Иваново детство» (1962). Оба фильма посвящены военной тематике. Короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет», основанный на реальных событиях, описывает подвиг саперов в мирное время. Фильм «Иваново детство» раскрывает тяжесть психологической травмы, которую оставляет война в душе ребенка. В обоих фильмах прослеживается творческий почерк А. Тарковского. Первый фильм, более простой, с точки зрения использованных в нем художественных средств, готовит к восприятию сложного шедевра «Иваново детство».

В ходе обсуждения «Сегодня увольнения не будет» курсанты высказывали позитивные отклики о фильме, но критически отзывались о некоторых художественных приемах. Однако возможность почувствовать себя кинокритиком дополнялась необходимостью разработать собственный творческий проект. В ходе деловой игры курсанты, разбившись на команды-«кинокомпании», должны были выступить в роли сценаристов и предложить собственные сценарии фильмов про современных военных психологов и саперов. Презентация проектов и их критическая оценка соперниками позволили глубже понять трудности выработки идейного содержания экранного произведения и воплощения творческого замысла.

Одним из медиаобразовательных приемов является сравнение. Благодаря сравнению ученической работы Тарковского с его фильмом «Иваново детство» создавались условия для понимания творческого развития режиссера. Продуктивным также было сравнение образов героев (Ивана и Маши; Гальцева и Ивана), сравнения эпизодов мирной жизни Ивана и военных сцен фильма.

Особое значение в ходе обсуждения приобрел анализ символического содержания фильмов и поиск визуальных приемов, использованных Тарковским. Курсанты самостоятельно определили, что значимым для режиссера символом является вода, выявили символику женских образов, значение светотени, крупного плана, ракурсов в произведениях Тарковского.

Важным стало понимание, что киноискусство обладает специфическими средствами воздействия, которые могут быть восприняты

92

№ 2/2019

лишь визуально. Сравнение кадров фильма «Иваново детство» (рис. 1) позволило обнаружить возможности неосознаваемого зрителями формирования смыслов с помощью визуальных средств. Курсанты отметили использование в фильме символики ада и рая, воды как

границы между мирами и Ивана как проводника между ними. Анализ образов фильма «Иваново детство» натолкнул участников психологического киноклуба на вывод о сходстве главного героя Ивана («Иваново детство») и Сталкера из другого фильма А. Тарковского.

Рис. 1. Сравнение кадров фильма «Иваново детство»: «символ смерти» и «древо жизни» (http://cinema.mosfi1m.ru/fi1ms/fi1m/1960—1969/ivanovo-detstvo/)

Курсантам удалось проследить трансформацию образа рая в «Ивановом детстве»: обугленное дерево на солнечном берегу и разбившийся самолет у реки — символы «потерянного рая», неизлечимых ран, которые приносит война.

Использовавшие для обсуждения данных фильмов приемы показали свою эффективность, поскольку привели участников к заключению об актуальности снятых более полувека назад картин. Курсанты отмечали свою общность с героями военных фильмов А. Тарковского.

Необходимо отметить, что выбор тех или иных медиаобразовательных приемов зависит от содержания и идейного наполнения избираемых для обсуждения фильмов. Это могут быть и творческие работы, направленные на создание трейлеров, альтернативных концовок или сценариев ремейка фильма; драматизации; рисование афиши. Может быть полезным психологический анализ фильма с позиции психологических теорий. Использование для обсуждения фильмов полученных на занятиях знаний позволяет курсантам глубже понять содержание учебных курсов. Однако обращение к теоретическим подходам в работе психологического киноклуба оправдано лишь тогда, когда произошла эмоциональная

оценка фильма курсантами, сопоставление психологических переживаний героев со своим личным опытом.В свою очередь, отрывки фильмов, которые наиболее заинтересовали участников киноклуба, могут быть использованы и на учебных занятиях для более глубокой проработки психологических понятий и теорий. Опыт психологического киноклуба Военного университета показывает, что это достаточно эффективная практика медиаобра-зования, востребованная обучаемыми и являющаяся опытной площадкой для отработки медиаобразовательных технологий.

Список литературы

1. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г., Кузьмина Е.И., Маклакова Т.Ю. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография. М.: Ву, 2018.

2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Издательство ЦВВР, 2001.

3. Хаврак А.П., Николаева Н.В. Проблема роли и перспективы формирования гуманистических мировоззренческих ценностей как философских категорий для молодого поколения сотрудников полиции в современном российском государстве // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 1. С. 115—118.

№ 2/2019

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.