Научная статья на тему 'Исследование воздействия кинофильма на смысловую сферу курсантов военного вуза в ходе проведения киноклуба'

Исследование воздействия кинофильма на смысловую сферу курсантов военного вуза в ходе проведения киноклуба Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SEMANTIC SPHERE / PERSONAL MEANING / INFLUENCE OF CINEMA / CINEMA CLUB / IDENTIFICATION / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ВОЗДЕЙСТВИЕ КИНОФИЛЬМА / КИНОКЛУБ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиронин Руслан Олегович, Казакова Лариса Петровна

Статья содержит результаты исследования изменения смысловой сферы личности курсантов в ходе просмотра и обсуждения военного кинофильма на заседании киноклуба. Данные исследования позволяют сделать вывод о трансформации оценок конструктов «Мое поколение», «Военное поколение», «Профессия военнослужащего» после просмотра фильма. Выдвигается предположение о целесообразности использования киноклуба с целью формирования смысловой сферы военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пиронин Руслан Олегович, Казакова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the impact of the film on the semantec sphere of cadets during the cinema club

The article contains the results of the study of changes in the semantic sphere of the cadets (changes in the assessments of constructs «My generation», «Military generation», «Military Profession») during the watching movies at the cinema club. There is speculation about whether the use of the cinema club with the purpose of formation of semantic sphere of military men.

Текст научной работы на тему «Исследование воздействия кинофильма на смысловую сферу курсантов военного вуза в ходе проведения киноклуба»

@ Пиронин Р.О., Казакова Л.П. 2018

STUDY OF THE IMPACT OF THE FILM ON THE SEMANTEC SPHERE OF CADETS DURING THE CINEMA CLUB

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ КИНОФИЛЬМА НА СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ КИНОКЛУБА

Ruslan Olegovich PYRONIN,

cadet of the faculty of moral and psychological

support of troops of the Military University

of the Russian Defence Ministry, Moscow,

soldier of the Armed Forces of the Russian Federation

Email: [email protected]

Larisa Petrovna KAZAKOVA,

senior lecturer of the Department of psychology of the Military University of the Russian Defence Ministry, Moscow, candidate of psychological sciences Email: [email protected]

Руслан Олегович ПИРОНИН,

курсант факультета морально-психологического обеспечения войск Военного университета

МО РФ, Москва, рядовой Вооруженных Сил РФ Email: [email protected]

Лариса Петровна КАЗАКОВА,

старший преподаватель кафедры психологии Военного университета МО РФ, Москва, кандидат психологических наук Email: [email protected]

Для цитирования: Пиронин Р.О., Казакова Л.П. Исследование воздействия кинофильма на смысловую сферу курсантов военного вуза в ходе проведения киноклуба. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 59—61.

Annotation. The article contains the results of the study of changes in the semantic sphere of the cadets (changes in the assessments of constructs «My generation», «Military generation», «Military Profession») during the watching movies at the cinema club. There is speculation about whether the use of the cinema club with the purpose of formation of semantic sphere of military men.

Key words: semantic sphere, personal meaning, influence of cinema, cinema club, identification

Аннотация. Статья содержит результаты исследования изменения смысловой сферы личности курсантов в ходе просмотра и обсуждения военного кинофильма на заседании киноклуба. Данные исследования позволяют сделать вывод о трансформации оценок конструктов «Мое поколение», «Военное поколение», «Профессия военнослужащего» после просмотра фильма. Выдвигается предположение о целесообразности использования киноклуба с целью формирования смысловой сферы военнослужащих.

Ключевые слова: смысловая сфера, личностный смысл, воздействие кинофильма, киноклуб, идентификация

Массовая культура продолжает стремительно развиваться и проникать практически во все сферы жизни постиндустриального общества. Постепенно она формирует свое единое семиотическое пространство, свои мировоззренческие ландшафты и ценностные ориентиры1.

При этом киноискусство — один из самых молодых, но при этом один из самых действенных видов искусства в массовой культуре. И как бы ни стремились искусствоведы и деятели кино представить кино как «чистую сферу», существующую саму в себе и для себя (концепция «искусства для искусства»), психологи подчерки-

вают высокий воздейственный потенциал кино и на сферу сознания, и на бессознательную сферу человека. Одним из аспектов воздействия кино на человека является изменение смысловой сферы личности, которое происходит как в момент просмотра фильма, так и во время его осмысления и обсуждения, и — на протяжении всей жизни человека.

Воздействие кинематографа на зрителя осуществляется как через когнитивную, так и через эмоциональную сферы. Стоит отметить, что эффекты воздействия кино на человека разнона-правлены: можно наблюдать как позитивные,

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

так и негативные последствия. Особую актуальность проблема трансформации смысловой сферы под воздействием кино приобретает в связи с необходимостью понимания закономерностей воздействия искусства на смысловую сферу личности военнослужащих в условиях информационной войны, одним из средств которой является мировое кино, созданное на основе определенных идеологических позиций, транслируемых в определенное историческое время с определенной политической целью.

В отечественной психологии к проблемам смысла впервые обратился А.Н. Леонтьев, который считал личностный смысл одной из составляющей структуры сознания. Смысловые структуры психики служат ориентирами, направляющими личность и позволяющие ей делать выбор в ситуациях неопределенности. Смысл можно описать через понятие отношения к проявлениям действительности, проживаемое и пере-живаемое2.

Под личностным смыслом понимается отношение субъекта к миру, выраженное в значениях, т.е. как бы «значение значения» для личности, неразрывно связанное с ее мотивами, ее общей направленностью.

Смысловая сфера личности связывает субъекта с объективной реальностью, ее источниками являются потребности и мотивы, и она также порождается и изменяется деятельностью. В русле работ А.Н Леонтьева Д.А. Леонтьев3 исследует влияние искусства на смысловую сферу личности.

Можно выделить несколько актуальных направлений исследования психологического воздействия кинематографа. Это и изучение «проекции» на кинематограф различных сфер человеческой жизни, ведущееся в русле психологии воздействия на зрителя сцен насилия и жестокости (Берковиц Л., Виноградна О.В., Тарасов К.А., Филипов С.А.). Также интересны работы, посвященные психологическому анализу смыслового содержания популярных кинофильмов, например, с позиций аналитической психологии и психоанализа: Колотаев В.А., Индик У., Мене-гетти А. и др. Отдельно стоит сказать об актуальности исследования влияния киноискусства на молодежь. Грачева А.М., Грюнбаум А., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Свенцицкая В.А., Собкин В.С., Шакеева Ч.А., Шеин С.А. выявляли социальные стереотипы, определяющие восприятие киноперсонажей, используя психосемантические методы. Важным направлением

исследований являются работы, посвященные медиаобразованию, обосновывающие необходимость обучения детей, молодых людей пониманию современного искусства, в том числе и кино (Федоров A.B., Шариков A.B., Усов Ю.Н. и др.). Ряд работ посвящено таким формам воспитательной и психологической работы с молодежью, как киноклуб, кинотренинг (Березин C.B., Мурюкина E.B., Гадельшина Т.Г., Селезнева И.В.).

В Военном университете МО РФ проводится изучение воздействия кино на личность военнослужащих в условиях киноклуб4. Курсантом Р.О. Пирониным было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование воздействия кинофильма на смысловую сферу личности военнослужащих. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что приобщение курсантов к ценностям и смыслам военного поколения через просмотр кинофильмов соответствующей тематики создаст условия для изменения личностных смыслов, связанных с военной профессией.

В исследовании использовался метод личностного семантического дифференциала, беседы, возможности статистического пакета SPSS 22. Уровень значимости различий, принятый в исследовании, — 0,05.

Базой исследования стал Пермский Военный институт войск национальной гвардии. C целью проведения исследования с курсантами было организовано заседание киноклуба. Для просмотра нужно было выбрать кинофильм, события которого происходят во время Великой Отечественной войны. C другой стороны, для стимулирования процесса идентификации необходим был такой фильм, который позволил бы испытуемым обнаружить свое возрастное и профессиональное сходство с главными героями.

Участникам киноклуба, 20 курсантам 1 курса факультета тыла, перед просмотром кинокартины «Двадцать восемь панфиловцев» (2016, реж. A. Шальопа, К. Дружинин) было предложено заполнить бланки, содержащие 19 биполярных показателей. Испытуемые должны были оценить по ним 4 конструкта: «Военное поколение», «Мое поколение», «Профессия военнослужащего», «Я». После просмотра и коллективного обсуждения фильма испытуемые повторно заполнили бланки, оценивая те же конструкты.

Обработка данных позволила определить, что оценки конструкта «Мое поколение» до просмотра имеют 11 значимых различий (по U критерию Манна — Уитни) с конструктом

60

№ 3 / 2018

«Военное поколение» и 13 — с оценками конструкта «Профессия военнослужащего», между которыми, в свою очередь, обнаружено лишь 2 значимых отличия, причем на более низком уровне значимости. Также очень важно что, между оценками конструктов «Я» и «Профессия военнослужащего» до просмотра выявлено 6 значимых различий, а с оценками конструктов «Я» и «Мое поколение» — 7 значимых отличий.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что курсанты не отождествляют современное поколение с военным поколением, а главное — с профессией военнослужащего, что может создать трудности их идентификации по принципу сходства. Однако испытуемые также не до конца отождествляют себя с выбранной ими профессией, что, скорее всего, связанно с тем, что они еще не до конца адаптировались к новым условиям обучения и службы. При этом курсанты видят существенные различия себя и своего поколения.

После просмотра и обсуждения фильма оценки конструктов по ряду шкал изменились. «Военное поколение» стало восприниматься как значимо более радостное, а «Профессия военнослужащего» как более простая, духовная, расслабленная, спокойная и сильная. Свое поколение курсанты стали оценивать как значимо менее разобщенное, но при этом считать его более понятным, духовным, обычным и бурным. Значимые различия при оценке конструкта «Я» до и после просмотра отсутствуют.

Как выяснилось в ходе коллективной дискуссии участников киноклуба после просмотра фильма, курсанты стали воспринимать военное поколение не только как травмированное или героическое поколение, которое было полностью поглощено войной. Испытуемые делали вывод, что военное поколение проживало разные грани своей жизни, которая не исчерпывалась лишь военными событиями. Также курсанты изменили понимание военной профессии: в данный момент, по их мнению, профессия военнослужащего не является столь сложной и бурной, но при этом проявляется ее напряженность.

При оценке структурных сдвигов оценок конструктов до и после просмотра у 8 испытуемых выявились значимые различия оценок (ис-

пользовались критерий знаков Z и Т-критерий Вилкоксона). У одного изменения касались оценок 2-х конструктов, у остальных изменились оценки одного конструкта. Длительность существования эффекта не исследовалась, но даже кратковременное изменение оценок, по нашему мнению, говорит о воздействии кинофильма на смысловую сферу. Поскольку большее количество изменений произошло в оценках своего поколения, можно предположить активизацию рефлексии в процессе просмотра и обсуждения фильма. Возможно, что изменение оценок своего поколения связано в большей степени с влиянием обсуждения фильма и проявлением патриотических ценностей, интеллектуальных качеств личности курсантов.

Исходя из данных исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Просмотр, обсуждение фильмов в условиях киноклуба может успешно использоваться как средство воздействия на смысловую сферу курсантов.

2. Киноклуб может создавать условия для идентификации с профессией военнослужащего, значимыми для россиян образами героев войны.

3. В ходе коллективного обсуждения кинофильмов создаются условия для идентификации курсантов, как с персонажами кинофильмов, так и со своей социальной группой, представителями своего поколения.

1 Кузьминская С.И. Вестник Московского университета МВД России // Экзистенциальные характеристики массовой культуры постиндустриального общества, 2016. № 6. С. 218.

2 Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1979. № 2. С. 37—46.

3 Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

4 Карачевцев К.А. Клуб психологического кино как средство формирования поколенческой и профессиональной идентичности курсантов военного вуза // Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих» (Москва, 25 октября 2017 г.). М.: Военный университет; Школа современных психотехнологий, 2018, с. 186—192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.