УДК 94 (470)
КИНО КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КИНОКЛУБА «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»
CINEMA AS A SOURCE FOR FORMING HISTORICAL MEMORY: FROM THE EXPERIENCE OF THE STUDENT'S CLUB "TWENTY FIFTH FRAME" ACTIVITY
©Грибан И. В.
канд. истор. наук
Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
©Griban I.
Ph.D.
Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russia, [email protected]
©Неволин А. В.
Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
©Nevolin A.
Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russia, [email protected]
Аннотация. На протяжении последних десятилетий проблема формирования, сохранения, трансформации исторической памяти является предметом междисциплинарных исследований, вызывая широкий интерес антропологов, психологов, литературоведов, социологов, культурологов. Особое внимание проблемам памяти уделяется в исторической науке.
В статье рассматривается кино как источник формирования исторической памяти современного российского общества. Проанализирован опыт деятельности студенческого киноклуба «Двадцать пятый кадр», функционирующего на базе Уральского государственного педагогического университета на протяжении нескольких лет. Охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе организации деятельности киноклуба.
Abstract. For the last decades, the problem of the formation, preservation, transformation of historical memory is a subject of interdisciplinary researches, causing wide interest of anthropologists, psychologists, literary critics, sociologists, culturologists. The special attention to problems of memory is paid in historical science.
The article considers cinema as a source of formation of the historical memory of modern Russian society. The experience of the student's club "Twenty Fifth Frame", functioning based on the Ural State Pedagogical University for several years, is analyzed. The problems faced by students in the process of organizing the activity of a cinema club are characterized.
Ключевые слова: историческая память, механизмы формирования исторической памяти, студенческий киноклуб, образ прошлого, российский кинематограф, культура памяти.
Keywords: historical memory, the mechanisms of the formation of historical memory, the student film club, the image of the past, Russian cinema, the culture of memory.
2016 год, объявленный Годом российского кино, актуализировал обращение современных исследователей к различным аспектам истории отечественного кинематографа, его проблемам и перспективам, функциям и значению в современном российском обществе. Одной из тем, получивших освещение в течение этого года, стала взаимосвязь кино и процесса формирования исторической памяти.
Безусловно, исторические художественные фильмы играют особую роль в создании образов прошлого. Они не только оказывают влияние на формирование представлений о прошлом, но и подчас способны изменять личные воспоминания о тех или иных событиях. Как отмечает немецкий исследователь Ф. Бёш, «художественные фильмы вызывают к жизни воспоминания, которые находят коллективное признание у широкой общественности; поднимают такие темы и ставят такие вопросы, которые оказывают влияние не только на культуру памяти, но и работу историков» [1, c. 3]. По мнению современных исследователей, кино является одним из важнейших источников формирования исторической памяти, наряду с исторической наукой, литературой, другими видами искусства, личным опытом [2-3]. Художественные фильмы не только актуализируют воспоминания о событиях прошлого, но и привлекают внимание общественности к дискуссионным историческим темам [4, c. 159].
Несмотря на то, что в последнее время проблеме сохранения исторической памяти в нашей стране уделяется большое внимание, необходимо отметить некую двоякость в государственной политике относительно такого источника формирования коллективных представлений о прошлом, как кино.
С одной стороны, ведущие политические деятели (например, министр культуры РФ) осознают роль кино в процессе создания образов прошлого: так, В. Мединский, называющий кинематограф одним из главных мифотворцев нашего времени, разделяет киномифы на две категории: «позитивные, когда можно простить и нечаянные ляпы, и неточности; мифы черные, оскверняющие нашу память о войне, ставящие подвиг наших предков под пренебрежительное и мерзкое сомнение» [5, с. 470]. Предпринимаются попытки привлечь внимание общественности к российскому кинематографу: так, например, в 2013 г. был даже составлен список 100 советских фильмов, рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы (1). Способствует обсуждению проблем и перспектив российского кинематографа (в том числе, и его воздействия на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи) и то, что 2016 год было решено посвятить кино.
С другой стороны — в прокат выходят такие фильмы, как «Цитадель» и «Сталинград», неоднозначно воспринимаемые не только воевавшим поколением, но и молодежью. Кроме того, анализ программы телепередач дает четкое понимание того, что фильмы, которые составляют золотой фонд отечественного кинематографа и которые должны формировать духовно-нравственные ценности и воспитывать патриотизм и уважение к истории Отечества, появляются в эфире, как правило, в преддверии значимых праздников, а затем вновь пропадают из сетки телевещания. Этот фактор послужил основной причиной создания на базе музея истории Уральского государственного педагогического университета киноклуба «Двадцать пятый кадр».
Предпосылкой создания киноклуба стало исследование, проведенное студентами исторического факультета в 2012 г. при подготовке к очередному конкурсу социально значимых проектов. Проанализировав программу передач наиболее популярных отечественных каналов (ОРТ, Россия-1, НТВ, ТНТ) в период с 14 января по 29 февраля на предмет наличия фильмов и передач, посвященных истории, студенты сделали ряд интересных выводов. Во-первых, оказалось, что канал ОРТ, доминировавший по количественному показателю, сильно уступал по качественному. Так, например, в период с 23 января по 9 февраля на Первом канале был показан 12-ти серийный сериал «Жуков» А. Пиманова. Акцент фильма сделан на особенностях личной жизни прославленного полководца, в тени же остались боевой путь маршала, его деятельность, вследствие чего фильм вызвал критику как со стороны ветеранов Великой Отечественной войны, так и среди историков (2-3).
Во-вторых, 22 и 23 февраля на ведущих каналах страны — ОРТ и России-1 — большое внимание было уделено исторической тематике: в эфире одновременно в течение всего дня транслировались фильмы «Чистое небо», «Служили два товарища», «Офицеры», «Великий полководец Г. К. Жуков» (на Первом канале) и «Судьба», «Сорокапятка», «Морпехи», «Тихая застава», «Ноль-седьмой меняет курс» (на России-1). В остальные дни в выбранном для анализа временном отрезке на России-1 доминировали документальные передачи (например, «К годовщине Февральской революции. Кто заплатил Ленину? Тайна века») и исторические ток-шоу («Исторический процесс»), которые, как правило, не пользуются популярностью у молодежи и далеко не всегда по содержанию и привлеченным источникам информации соответствуют своим претендующим на сенсацию названиям.
В-третьих, помимо 23 февраля, лишь трижды в сетке канала «Россия-1» оказались фильмы исторической тематики («Мы из будущего», «Сталинград», «Белое солнце пустыни»), но время их показа (00:50-03:25, 4:50-6:35, 00:35-2:25) явно не способствовало тому, чтобы привлечь к экранам большую зрительскую аудиторию.
В-четвертых, оказалось, что наиболее популярные в молодежной среде телеканалы ТНТ и НТВ, не ориентированные на показ отечественных фильмов исторического содержания, не изменяют ничего в своей сетке вещания даже в феврале, в преддверии празднования Дня Защитников Отечества. В течение полутора месяцев на НТВ состоялось 2 показа документальных передач исторического содержания: «СССР: крах империи», «Эффект домино. Февральская революция в судьбе России» и был показан художественный фильм «Ярослав».
Это небольшое исследование, ни в коей мере не претендующее на научность, породило инициативу студентов — создать киноклуб, в рамках которого можно было бы просматривать и обсуждать отечественные и зарубежные исторические фильмы.
За 4 года деятельности киноклуба были организованы просмотр и обсуждение 32 фильмов, заседания киноклуба посетили более 350 человек (не только студентов, но и сотрудников университета). Наибольший интерес вызвали такие киноленты, как «Баллада о солдате», «Его батальон», «Брестская крепость» (в сравнении с «Бессмертным гарнизоном» 1956 г. по сценарию К. Симонова).
В процессе организации работы киноклуба студенты столкнулись и с целым рядом проблем. Во-первых, сама подготовка просмотра требует значительных временных затрат: показу кинофильма предшествует подготовительная работа, включающая в себя поиск информации о фильме, режиссере, актерах, истории создания киноленты; оформление и распространение по университету афиш. Во-вторых, в век информационных технологий и практически повсеместного свободного доступа к сети Интернет сложно мотивировать студентов, объяснить, зачем нужен киноклуб, если можно в любое время посмотреть фильм
дома. Необходимо отметить, что посещение киноклуба — добровольное дело, организаторы не используют административный ресурс для привлечения зрителей и не заменяют показом фильма учебные занятия, как это, к сожалению, нередко происходит в образовательных учреждениях. Вследствие этого, приходится много сил и времени затрачивать на рекламу. Опыт показал, что афиши как инструмент рекламы практически не работают, необходима личная коммуникация. С этой целью была создана группа киноклуба в социальной сети «В контакте», где студенты обсуждают выбор фильмов, вносят свои предложения. В-третьих, существенной проблемой является выбор оптимального времени для организации просмотров в связи с большой занятостью современных студентов: они учатся в разные смены, большинство из них вынуждены работать. Сложно выбрать удобное для всех время. Иногда приходится организовывать просмотры в две смены: в первой половине дня и во второй.
Тем не менее, несмотря на обозначенные трудности, киноклуб как форма работы со студентами и средство формирования исторической памяти себя оправдывает. Самое главное доказательство его эффективности заключается в том, что выпускники УрГПУ, посещавшие заседания киноклуба и пришедшие работать в школу, начали создавать киноклубы уже там, со школьниками, не сводя эту идею к тому, чтобы вместо урока показать фильм, а используя методы анализа, наблюдения, сравнения, критической оценки и обсуждения просмотренных фильмов в своей педагогической практике.
Материал подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.
Источники:
(1). 100 советских фильмов, рекомендованных к просмотру. Режим доступа: http://jazzcinema.ru/news/?id=58699 (дата обращения: 15.08.2016).
(2). Сериал «Жуков»: из маршала сделали героя-любовника. Режим доступа: http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=4199 (дата обращения: 15.08.2016).
(3). Сокирко В. Дочь Маршала Победы Эра Георгиевна: сериал «Жуков» - не исторический фильм, а набор анекдотов // Комсомольская правда. 16 февраля 2012. Режим доступа: http://www.ural.kp.ru/daily/25836.3/2809310/ (дата обращения: 15.08.2016).
Список литературы:
1. Bösch F. Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust" zu „Der Untergang" // Vierteljahresheft für Zeitgeschichte. 2007. №1. S. 1-32.
2. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. №3. С. 243-256.
3. Репина Л. П. Национальная история, историческая память и «история историков» // Вестник российской нации. 2010. №3. С. 65-77.
4. Грибан И. В. «Фюрер в каждом из нас»: образ А. Гитлера и «преодоление прошлого» в современной Германии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. №3. С. 158-166.
5. Мединский В. Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М., 2012. 704 с.
References:
1. Bösch, F. (2007). Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust" zu „Der Untergang". Vierteljahresheft für Zeitgeschichte, (1), 1-32
2. Mazur, L. N. (2013). Obraz proshlogo: formirovanie istoricheskoj pamyati. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki, (3), 243-256
№9 2017 г.
3. Repina, L. P. (2010). Nacionalnaya istoriya, istoricheskaya pamyat i "istoriya istorikov". Vestnik rossijskoj nacii, (3), 65-77
4. Griban, I. V. (2016). "Fyurer v kazhdom iz nas": obraz A. Gitlera i "preodolenie proshlogo" v sovremennoi Germanii. Problemy istorii, filologii, kultury, (3), 158-166
5. Medinskii, V. R. (2012). Voina. Mify SSSR. 1939-1945. Moscow, 704
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 29.07.2017 г. 02.08.2017 г.
Ссылка для цитирования:
Грибан И. В., Неволин А. В. Кино как источник формирования исторической памяти: из опыта деятельности студенческого киноклуба «Двадцать пятый кадр» // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №9 (22). С. 184-188. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/griban-iv (дата обращения 15.09.2017).
Cite as (APA):
Griban, I., & Nevolin, A. (2017). Cinema as a source for forming historical memory: from the experience of the student's club "Twenty fifth frame" activity. Bulletin of Science and Practice, (9), 184-188